Начало времен - сотворение мира, адам и ева, каин и авель, всемирный потоп. "Хаос

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Публикации раздела Музеи

Библейские картины Айвазовского

В еликий пейзажист-маринист писал не только морские виды. Среди его наследия можно найти и картины на религиозные сюжеты - иллюстрации библейских историй. Впрочем, и тут он не изменял себе: почти в каждом полотне фигурирует водная стихия.

Посмотрим на Священное Писание глазами Айвазовского (с помощью современного перевода Библии Российского библейского общества).

Сотворение мира

Сотворение мира. 1864. ГРМ

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог: «Да будет свет». И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы, дал свету имя «день», а тьме - имя «ночь». Настал вечер, настало утро - первый день. И сказал Бог: «Пусть средь воды будет свод, разделяющий воды надвое». И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом, и дал своду имя «небо». Настал вечер, настало утро - второй день» (Книга Бытия, 1:1–8) .

Всемирный потоп

Всемирный потоп. 1864. ГРМ

«Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, - все умерли. Все, что было на земле, - и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные - все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24) .

Сошествие Ноя с горы Арарат

Сошествие Ноя с горы Арарат. 1889. Национальная галерея Армении

«В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. И всех животных выведи - и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны». И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, а следом вышли звери, мелкая живность, птицы - все обитатели земли, вид за видом» (Книга Бытия, 8:14–19) .

Переход евреев через Красное море

Переход евреев через Красное море. 1891. США, Собрание К. и Э. Согоян

«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем - воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем - и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне - и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех - и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую - стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30) .

Хождение по водам

Хождение по водам. 1888. Государственный музей истории религии

«Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним - Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» - закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» - тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», - сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» - закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32) .

Великого живописца мариниста Ивана Айвазовского жизнь приняла в собственные объятия 29 июля 1817 года в городе великой истории и славы Феодосии. Город у моря и предрёк предстоящую творческую судьбу живописца.

Путь к красивому был тяжёл и тернист. Появившись в бедной семье, мальчик не мог серьёзно заниматься обучением художественному мастерству.

Но, Божье предназначение и талант, обнаружило выход на площадях и уличных заборах, где ребёнок обнаружил возможность высказывать собственный творческий потенциал.

Благодаря таким уличным вернисажам, в один раз работы мелкого Ивана увидел местный губернатор. Картины юного дара произвели неизгладимое впечатление на государственного служащего и он приказал отыскать мальчика.

Потом данный губернатор помог поступлению будущего мариниста в Петербургскую Академию художеств. Айвазовский ни при каких обстоятельствах не забывал тот счастливый случай с губернатором и в будущем активно учавствовал в творческой судьбе родного города.

Будущее у живописца была полна опасностей и трудностей.

В те времена, все значимые события в истории страны запечатлелись лишь при помощи холста и кисти, а Айвазовский, будучи живописцем в Главном морском штабе, всегда отправлялся на места сражений, дабы покинуть документальные иллюстрации.

Его творчество не имело единой направленности, но душевный отклик и предпочтение в красках живописец черпал в детской колыбели воспоминаний. Море стало основной его любовью, не смотря на то, что в арсенале живописца более шести тысяч работ на различные темы — пейзажи, сражения, исторические события.

Творчество живописца приводило к интересу не только у соотечественников, но и во всём мире. Живописец довольно часто бывал в Турции, написал множество работ, Италия также подарила массу впечатлений.

Нужно подчернуть, что многие полотна были написаны не с натуры, а по памяти, что еще раз подчеркивает гениальность и уникальность Айвазовского. Картина Хаос. Сотворение мира была написана Айвазовским на протяжении нахождения в Италии.

Неповторимая экспрессия полотна, написанная в пастельных и коричневых тонах на фоне бушующего моря, отобразила размышления мастера и душевные скитания о справедливости судьбы, о любви и предательстве, о боли и справедливости, о смерти и жизни, о борьбе добра и зла.

Римский Понтифик был так сражен мастерством полотна и глубиной идеи, что потом, наградил живописца Айвазовского золотой медалью. Не так долго осталось ждать исполнится 200 лет со дня рождения живописца, но интерес к выдающему мастеру не иссякает, потому, как и жизнь его, полна еще неизведанными фактами, а полотна заставляют людей просыпаться от будничности и открывают новые потоки света и хороша.

Картина Хаос. Сотворение мира Айвазовский

В свободное время любите заниматься творчеством? В этом случае вам в обязательном порядке понравятся картины по номерам, каковые возможно купить с доставкой в специальном интернет-магазине.

Сотворение мира. 1864

Айвазовский И.К.
Холст, масло
195 x 236

Русский музей

Аннотация

В основе сюжета слова из Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Бытие, 1:2). Картина была написана за 9 часов. На выставке ИАХ (1864) экспонировалась под названием «Момент из сотворения мира», в 1865 приобретена императором Александром II для ИЭ. В литературе известна под названиями: «Момент сотворения мира» (Картинная галерея Русского музея императора Александра III. СПб, 1904. С. 1), «Миротворение» (Н. П. Собко. Словарь русских художников. Т. 1, вып. 1, СПб, 1893. С. 305, 306, ил. 56) и «Мироздание» (Там же. С. 302, 324). Варианты: «Хаос (Сотворение мира)». 1841, Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция; «Сотворение мира». 1889, Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского; «Мироздание (Вселенная)», местонахождение неизвестно, была на персональной выставке в 1894.

Биография автора

Айвазовский И.К.

Айвазовский Иван Константинович (1817, Феодосия – 1900, там же)
Живописец-маринист. Почетный член Императорской Академии художеств с 1887, профессор.
Член Римской Академии Св. Луки, Флорентийской, Амстердамской и Штутгартской академий художеств.
Кавалер ордена Почетного легиона. Член Русского географического общества.
Родился в Феодосии в семье армянского торговца. Учился у феодосийского архитектора Г. Коха, в Императорской Академии художеств у М.Н. Воробьева и Ф. Таннера (с 1833). В 1838–1840 – пенсионер в Италии; посетил Германию, Францию, Испанию и Голландию (1840–1844).
Живописец Главного морского штаба. В 1845 совершил путешествие в Турцию, Малую Азию, на Греческий архипелаг с экспедицией Ф.П. Литке. По возвращении жил и работал в Феодосии (почетный гражданин с 1880), подарил городу картинную галерею (ныне Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского).
Сыграл большую роль в развитии русской маринистики. Написал около 6000 картин. Автор морских пейзажей, видов приморских городов, картин, посвященных истории отечественного флота, батальных сцен. Создал ряд полотен на библейские сюжеты.

Эта картина была написана в далеком 1841 году маслом на небольшом хосте бумаги. На данный момент эта картина принадлежит музею армянской конгрегации Мхитаристов. Музей находится на острове Святого Лазаря в Венеции. Размеры картины 106 на 75 сантиметров.

После того, как Айвазовский получил золотую медаль после курса обучения, он уехал в Италию, где, начиная с 1840 года, написал более 50 картин. Он был очень воодушевлен и много работал. Очень большой ажиотаж стоял вокруг его картин.

За картину «Хаос. Сотворение мира», Айвазовский был награждён золотой медалью лично Папой Григорием XVI. Эта картина стала постоянным экспонатом Ватиканского музея.

Очень большое влияние оказала на художника академия, которая была пропитана вся классицизмом. Художник очень внимательно изучал морскую и водную стихию в целом, замечал и запоминал все тонкости. Он владел великолепно техникой и досконально знал все, что творится в море. Очень много картин, которые посвящены морю.

На картине «Хаос. Сотворение мира» изображено именно море и первые лучи солнца. В этот момент, создается все живое в этом мире. И в тучах, при свете солнца, виден силуэт, напоминающий человека, а тут создателя всего. Очень часто художник использовал библейскую тематику, как и в случае с «Хаос. Сотворение мир». Айвазовского очень интересует жизнь стихий природы. Во многих картинах просто нет места человеку, как и в этой великолепной картине. Она чем-то напоминает морской пейзаж. Данная картина стала форменной сенсацией.

Писал он эту картину, не отходя от нее, на одном дыхании. А если же он не заканчивал какую-то свою работу, то сразу же уничтожал ее, чтобы не возвращаться больше к ней.

Картину «Хаос. Сотворение мира» относятся к стилю романтизм с реализмом. Написана она была в Италии, в городке Неаполь на холсте бумаги. Так как он, еще никто не изображал стихии, вода была как настоящая и свет, можно было увидеть воздух. Все это было настолько реалистично, что до сих пор удивляешься этому человеку, его гениальности.

Картина была результатом желания найти свой стиль в живописи, новые методы для отображения света, воды, воздуха, как передать это всё наиболее реалистично. Стихия, на этой картине, необузданная, неудержимая, она властвует над всем. Темная вода с мощными волнами символизирует тьму, светлые отблески солнца символизирует свет, а вместе - это вечная борьба между светом и тьмой, с самых древних времен. Среди всего этого хаоса и противоборства возникает фигура Создателя, которая дает надежду, что всё утихнет и вновь на землю спустится тишина и покой.




Рассказать друзьям