Нарисовал леонардо да винчи. Чем рисовал леонардо да винчи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Витрувианский человек - рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия, и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.

Это не просто один из наиболее хорошо известных рисунков Леонардо да Винчи, а наиболее растиражированное средствами массовой информации изображение. Оно часто встречается в разнообразных учебных пособиях, используется в рекламных роликах и плакатах, даже мелькает в кино – достаточно вспомнить неоднозначно принятый публикой и критикой «Код да Винчи». Такая известность обусловлена высочайшим качеством изображения и его значимостью для современного человека.


«Витрувианский человек» одновременно является шедевром изобразительного искусства и плодом научных изысканий.

Этот рисунок был создан как иллюстрация для книги Леонардо, посвященной одному из трудов Витрувия – знаменитого римского архитектора. Как и сам Леонардо, Витрувий был необычайно одаренным человеком с широчайшими интересами. Он хорошо знал механику и обладал энциклопедическими знаниями. Интерес Леонардо к этому неординарному человеку понятен, так как он сам был очень разносторонней личностью и увлекался не только искусством в разных его проявлениях, но и наукой.

Выполнение рисунка

Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3х24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции.

Витрувианский человек. Рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи.

Роль «Витрувианского человека» в развитии искусства и расцвете итальянского Ренессанса чрезвычайно велика

. После падения Римской империи многочисленные знания предыдущих поколений о человеческих пропорциях и строении тела были утеряны и постепенно забыты. В средневековом искусстве изображения людей резко отличались от тех, что были во времена античности. Леонардо сумел продемонстрировать, как на самом деле отражается божественный замысел в строении тела человека. Его рисунок стал образцом для художников всех времен. Даже великий Ле Корбюзье использовал его для создания собственных творений, повлиявших на архитектуру всего XX века. Благодаря символичности изображения многие считают его отражением строения всего мироздания (пупок фигуры является центром окружности, что вызывает ассоциации с центром Вселенной).

Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства

, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

Пропорции человеческого тела

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело


Кроме своего огромного исторического и научного значения, «Витрувианский человек» несет и значительную эстетическую нагрузку. Рисунок выполнен тонкими точными линиями, идеально передающими человеческие формы. Созданный Леонардо образ очень выразительный и запоминающийся. Вряд ли можно найти цивилизованного человека, который не видел это изображение и не знает его автора.

Анатомический рисунок черепа

Анатомические рисунки Леонардо

Черепа и лица

Человеческий череп в сагиттальном разрезе с краниальными нервами

Детальный рисунок человеческого черепа изображает его сбоку в сагиттальном разрезе, так что видны краниальные нервы и полости. Сагиттальный разрез - это разрез, идущий в плоскости двусторонней симметрии тела или части тела; часто применяется в анатомии. Эти рисунки - такое же произведение искусства, как и его религиозные картины или портреты придворных. Рисунок изображает череп, разрезанный пополам, в деталях, включая внутреннее строение.

Анатомические рисунки человеческого черепа

Рисунок человеческого черепа (вид сбоку). В разрезе показаны глазница и верхнечелюстной пирамидальный синус. На рисунке Винчи видны три углубления синуса.

Рисунки двух черепов в профиль

Множество анатомических рисунков, созданных Леонардо , отражают его глубокое знание анатомии и интерес даже к самым незначительным деталям. Этот рисунок изображает человеческий череп в профиль, чтобы можно было видеть полости головного мозга, структуру глазниц, носа и рта, он показан в разрезе. Рисунок черепа в сагиттальном разрезе, представленный внизу, включает изображение спинного мозга и его соединения с головой.

Рисунок пропорций лица и глаза

Этот рисунок отражает изучение и измерения Винчи в области пропорций лица и глаза по отношению к голове и шее. Эти измерения он проводил на двух натурщиках, Караваджо и Треццо, которых нанял именно для того, чтобы вычислять по их телам пропорции человеческой фигуры.

Наброски пропорций для трех фигур

Наброски и рисунки Леонардо созданы согласно идеальным математическим пропорциям тела. Он нарисовал три фигуры: мужчины стоящего, сидящего и коленопреклоненного. Попытки нарисовать «Витрувианского человека » предпринимали многие современники Леонардо, в том числе Микеланджело, который также изучал трактат Витрувия. Леонардо написал собственное исследование, которое начиналось словами: «Когда человек встает на колени, он становится на четверть ниже своего роста. Когда мужчина становится на колени, положив руки на грудную клетку, пупок будет центральной точкой его фигуры».

Рисунок бюста мужчины в профиль

Леонардо создал множество «аналитических» портретов, построенных по идеальным пропорциям человеческой фигуры. На этом рисунке левый профиль мужчины нарисован в соответствии с идеальными пропорциями. Кроме того, на листе находятся наброски и заметки, рассказывающие об исследованиях Леонардо.

Один из многих рисунков Леонардо, изображающих человеческое тело в идеальных пропорциях. Измерения художник проводил на натурщиках. На этом рисунке человеческого торса мы видим отметки, нанесенные на бумагу, по которым можно измерить расстояние от глаза до рта. Здесь же мы видим рисунки двух всадников, вероятно, добавленные позже, около 1504 года, когда Леонардо писал «Битву при Ангьяри».

Органы

«Кровеносное древо»

Анатомический рисунок мужской фигуры, содержащий подробную прорисовку «древа» основных кровеносных сосудов, включающий изображение сердца, печени и почек. В своих исследованиях человеческой анатомии и физиологии Винчи опирался на работы Галена, который в медицинских и научных целях вскрывал тела обезьян. Его труды посвящены в основном анатомии, исследованиям работы сердца, вен и артерий, печени и почек.

Анатомический рисунок желудка и кишечника

Леонардо занимался изучением анатомии в течение 30 лет. Он начал интересоваться этой темой приблизительно в 1485 году, во время пребывания в Милане. Наброски, относящиеся ко второму периоду увлечения анатомией (1506–1510), показывают, что он далеко продвинулся в изучении формы и строения человеческого тела. Здесь представлены рисунки желудка и кишечника.

Этот рисунок изображает внутренние органы свиньи, включая легкие, сердце и органы брюшной полости. Леонардо, изучая строение тела животных, в том числе свиней, сравнивал внутреннюю структуру тел человека и животного.

Рисунок легких, сердца и органов брюшной полости свиньи

Леонардо полагал, что анатомия некоторых животных, таких, например, как бык и свинья, схожа с человеческой анатомией, и считал, что это можно использовать для досконального изучения тела и его функций. На этом рисунке Леонардо изображает легкие, сердце и органы брюшной полости свиньи.

Рисунок внутренних органов грудной клетки и брюшной полости

В этом рисунке органов грудной клетки и брюшной полости особенный акцент делается на изображении сердца, кровеносной системы и легких. В 1510 году Леонардо посетил Павию, чтобы пообщаться с доктором, ученым-анатомом, университетским профессором Марк-Антонио делла Торре. Именно здесь Леонардо удалось присутствовать при вскрытии человеческих тел, и он значительно углубил свои познания в анатомии. Он прекрасно разбирался в структуре человеческого скелета, мускулов и сухожилий, строении сердца и кровеносной системы, что очевидно по его рисункам.

Анатомический рисунок бычьего сердца и кровеносной системы

Леонардо дотошно изучал структуру человеческого тела и тела животных. Этот рисунок, занимающий половину листа, заполненного рисунками сердца, показывает грудную клетку быка. Легочные артерии сердца нарисованы даже с перегородкой между желудочками. Этот рисунок датирован 9 января 1513 года.

Рисунок строения мозга

Этот рисунок с комментариями изображает мозг, его отделы и нервную систему. Доступ Леонардо к процессу вскрытия трупов позволял ему непосредственно изучать каждую часть человеческого тела, включая мозг и череп. На этом листе слева внизу изображена мужская мочеполовая система.

Этот очень подробный рисунок изображает внутренности брюшной полости, указывая расположение печени, селезенки и кишечника. Комментарии Леонардо свидетельствуют о том, что он хорошо разбирался в строении органов и их взаимодействии.

Анатомический рисунок развития эмбриона

Этот детальный рисунок показывает возникновение и развитие плода во чреве женщины. Это один из серии рисунков, отражающих процесс роста эмбриона от зачатия до рождения. В комментариях Леонардо пишет, что эмбриону на этом рисунке около 4 месяцев. Чтобы постичь процесс развития плода, он вскрывал и изучал коров и свиней в разные периоды беременности. Его рисунки показывают, что он хорошо разбирался в строении плаценты и кровеносных сосудов матки.

Анатомия мускулов

Леонардо советовал начинающим художникам не изображать мускулатуру человеческого тела слишком рельефно. Если во времена профессиональной деятельности Леонардо изображение строения человеческого тела с художественными целями еще не было распространено, то вскоре после его смерти это стало обязательным условием обучения художников и их творческой деятельности. Здесь мы видим детальный рисунок человеческого тела в разрезе, позволяющий рассмотреть мускулы правой части торса.

Заключение

Конечно, это не все черновики и чертежи великого мастера. Часть из них не дожили до нашего времени.

Анатомические рисунки Леонардо обновлено: Сентябрь 11, 2017 автором: Глеб

Витрувианский человек - Леонардо да Винчи. Рисунок пером, акварелью и металлическим карандашом в дневниках мастера. 1490. 34,3 х 24,5 см


Это не просто один из наиболее хорошо известных рисунков Леонардо да Винчи, а наиболее растиражированное средствами массовой информации изображение. Оно часто встречается в разнообразных учебных пособиях, используется в рекламных роликах и плакатах, даже мелькает в кино – достаточно вспомнить неоднозначно принятый публикой и критикой «Код да Винчи». Такая известность обусловлена высочайшим качеством изображения и его значимостью для современного человека.

«Витрувианский человек» одновременно является шедевром изобразительного искусства и плодом научных изысканий. Этот рисунок был создан как иллюстрация для книги Леонардо, посвященной одному из трудов Витрувия – знаменитого римского архитектора. Как и сам Леонардо, Витрувий был необычайно одаренным человеком с широчайшими интересами. Он хорошо знал механику и обладал энциклопедическими знаниями. Интерес Леонардо к этому неординарному человеку понятен, так как он сам был очень разносторонней личностью и увлекался не только искусством в разных его проявлениях, но и наукой.

«Витрувианский человек» - остроумный и передовой для своего времени способ продемонстрировать идеальные пропорции человеческой фигуры. Рисунок изображает фигуру мужчины в двух положениях. При этом очертания изображений наложены друг на друга и вписаны соответственно в квадрат и окружность. Обе геометрические фигуры имеют общие точки соприкосновения. Это изображение показывает, каким должны быть правильные пропорции тела мужчины по описанию, оставленному Витрувием в его книге «Об архитектуре». В широком смысле понятие архитектуры может быть применено и к принципам строения человеческого тела, что успешно и продемонстрировал Леонардо да Винчи.

Роль «Витрувианского человека» в развитии искусства и расцвете итальянского Ренессанса чрезвычайно велика. После падения Римской империи многочисленные знания предыдущих поколений о человеческих пропорциях и строении тела были утеряны и постепенно забыты. В средневековом искусстве изображения людей резко отличались от тех, что были во времена античности. Леонардо сумел продемонстрировать, как на самом деле отражается божественный замысел в строении тела человека. Его рисунок стал образцом для художников всех времен. Даже великий Ле Корбюзье использовал его для создания собственных творений, повлиявших на архитектуру всего XX века. Благодаря символичности изображения многие считают его отражением строения всего мироздания (пупок фигуры является центром окружности, что вызывает ассоциации с центром Вселенной).

Кроме своего огромного исторического и научного значения, «Витрувианский человек» несет и значительную эстетическую нагрузку. Рисунок выполнен тонкими точными линиями, идеально передающими человеческие формы. Созданный Леонардо образ очень выразительный и запоминающийся. Вряд ли можно найти цивилизованного человека, который не видел это изображение и не знает его автора.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо во Флоренции. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. В ранних произведениях (голова ангела в “Крещении” Верроккьо, после 1470, “Благовещение”, около 1474, - оба в Уффици; так называемая “Мадонна Бенуа”, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.

В 1481 или 1482 Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца - отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). В миланский период Леонардо да Винчи создал “Мадонну в скалах” (1483-1494, Лувр, Париж; второй вариант - около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495-1497; из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.

Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты “идеального” города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 - Флоренция; 1500 - Мантуя и Венеция; 1506, 1507-1513 - Милан; 1513-1516 - Рим; 1517-1519 - Франция). В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо “Битва при Ангьяри” (1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. В портрете “Моны Лизы” или “Джоконды” (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ “Святая Анна и Мария с младенцем Христом” (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции, и “Иоанн Креститель” (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника.

В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с “Потопом”, итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Облик Леонардо да Винчи был бы воспринят нами односторонне без учета того, что его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с деятельностью научной. В сущности, Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни.

Если в молодости он преимущественное внимание уделял живописи, то с течением времени это соотношение изменилось в пользу науки. Трудно найти такие области знания и техники, которые не были бы обогащены его крупными открытиями и смелыми идеями. Ничто не дает такого яркого представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи страниц его рукописей. Содержащиеся в них заметки в сочетании с бесчисленными рисунками, придающими мысли Леонардо да Винчи пластическую овеществленность, охватывают все бытие, все области знания, являясь как бы нагляднейшим свидетельством того открытия мира, которое принес с собой Ренессанс. В этих результатах его неустанной духовной работы явственно ощущается многоликость самой жизни, в познании которой художественное и рациональное начала выступают у Леонардо да Винчи в нерасторжимом единстве.

Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. И как контраст с этой полной высшего напряжения творческой деятельностью - жизненная судьба Леонардо, его бесконечные скитания, связанные с невозможностью найти в тогдашней Италии благоприятные условия для работы.

Поэтому, когда французский король Франциск I предложил ему место придворного живописца, Леонардо да Винчи принял приглашение и в 1517 году прибыл во Францию. Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к культуре итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи был окружен при дворе всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер. Силы художника были на исходе, и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения. История зарождения эпохи итальянского ренессанса.

Пейзаж долины реки Арно

Этот рисунок, выполненный пером и чернилами, является самой ранней сохранившейся работой Леонардо. За время своего детства и ученичества в мастерской Верроккьо Леонардо сделал множество рисунков, но все они утеряны. На этом рисунке холмы и долина напоминают пейзажи окрестностей деревни Винчи. Дата создания рисунка совпадает с датой приезда художника в дом дедушки в 1473 году.

Воин в шлеме и доспехах, изображенный в профиль

Бюст воина в сказочных доспехах: шлем с крыльями и голова льва на нагруднике. Воин на этом рисунке лицом похож на венецианского кондотьера Бартоломео Коллеоне в скульптурном изображении Андреа сель Верроккьо. Леонардо очень внимательно изучал стиль эскизов своего учителя.

Эскиз драпировки для стоящей на коленях фигуры

Это один из нескольких ранних эскизов драпировки, созданных Леонардо да Винчи. Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях замечательных художников» рассказывает, как Леонардо изготавливал модели из глины, а затем, обмакнув кусок ткани в жидкий гипс, драпировал модель так, чтобы складки выглядели как можно естественнее, и только потом срисовывал их на холст.

Эскиз драпировки для сидящей фигуры

Сложный и тщательно выполненный эскиз драпировки для сидящей фигуры, видной в три четверти и повернутой влево.

Наброски кота и собаки

Известно, что Леонардо любил животных и в детстве много времени проводил за наблюдением и зарисовками ящериц, насекомых и птиц, а также домашних животных. Наброски кота и собаки подчеркивают характерные особенности этих животных. Работа была сделана, скорее всего, во время раннего флорентийского периода или первого миланского.

Аристотель и Кампаспа

На рисунке изображена сцена из легенды об Аристотеле, учителе Александра Македонского, и Кампаспе, любовнице Александра. Александр только что застал учителя с Кампаспой при весьма пикантных обстоятельствах.

По легенде, красавица Кампаспа была раздражена тем, что Александр больше внимания уделял своим занятиям с Аристотелем, чем ей, и решила соблазнить философа обещаниями любви, если он позволит ей покататься на его спине. Кампаспа устроила так, что Александр стал свидетелем этой сцены. Аристотель, захваченный врасплох, объяснил своему ученику, что если женщина смогла соблазнить такого мудреца, как он, то Александру нужно держаться от неё подальше.

Набросок единорога, опустившего рог в воду

Здесь Леонардо изображает мифического единорога, склонившего шею, чтобы опустить рог в воду. Художник часто рисовал фантастические образы, в том числе единорогов и драконов, сражающихся с другими животными или всадниками.

Два всадника, сражающиеся с драконом, и наброски лошадей

В верхней половине листа Леонардо изобразил двух всадников в свирепой схватке с драконом. В центре листа - изображение всадника с поднятым мечом, восседающего на вставшем на дыбы коне. Слева - детальные зарисовки двух лошадей (вид спереди и сзади). Внизу - собака, набрасывающаяся на коня. Эскиз приписывается Леонардо.

Всадник, сражающийся с грифоном

Слева изображен всадник, конь под ним встал на дыбы. Всадник готовится сразиться с грифоном. Грифон объединял в себе силу льва и зоркость орла. Леонардо неоднократно изображал сцены битвы всадников с дикими или мифическими животными. Художник изучал средневековые бестиарии и символизм животного мира по древнегреческому трактату неизвестного автора под названием «Физиолог», в котором рассматривается физиология и мифология животных и птиц, включая и фантастические существа.

Эскизы для «Рождества» или «Поклонения младенцу Христу»

Эти три маленьких эскиза относятся к работе над «Рождеством». Многочисленность разнообразных поз Девы Марии показывает способность Леонардо создавать различные вариации сцены матери с младенцем. На центральном наброске Мадонна простирает руки, словно защищая младенца Христа и святого Иоанна, в традиционной позе, свойственной «Мадонне Милосердия». Эти эскизы Леонардо, возможно являются подготовительной работой к картине «Мадонна в гроте».

Эскизы Мадонны с младенцем и котом

Этот рисунок из серии эскизов Леонардо о Мадонне с младенцем и котом. На других эскизах вместо кота художник изобразил ягненка. Мастеру удалось передать намерение ребенка удержать кота и любопытство животного, взгляд которого направлен в сторону, словно он увидел что-то интересное.

Лист с пиктограммами

На этом листе среди рисунков можно различить кувшины, головки цветов, струю воды и крыло птицы.

Эскизы Леонардо. Уродливые лица.

Леонардо проводил много времени на улицах Милана в поисках интересных лиц. Для написания 13 фигур фрески «Тайная вечеря» ему было необходимо найти разные лица с различными выражениями. Возможно, это карикатуры или шаржи, так как характерные детали лиц изображены гротескно.

Эскиз гротескного портрета

В своих трактатах Леонардо обсуждает внешний вид деталей лица с точки зрения их экспрессивной выразительности. Позднее исследователи творчества Леонардо связывали гротескные черты его
изображений с душевным состоянием персонажа. Этот набросок, согласно Джорджо Вазари, у которого хранился рисунок, изображает «Скарамучча, короля цыган» - одного из персонажей комедии dell’Arte. Другие исследователи полагают, что это подготовительная работа к ныне утерянному полотну «Осмеяние Христа». Это одна из самых крупных «гротескных» голов Леонардо.

Эскиз гротескных портретов в профиль

Лицо мужчины, изображенного слева, похоже на лицо старика из другого наброска - «Головы старика и юноши в профиль» (около 1495-1499), который хранится в Галерее Уффици во Флоренции. Однако в этом портрете лицо покрыто фурункулами и сильно деформировано. Подбородок выдвинут вперед, открытый рот обнажает остатки зубов. Фигура справа может быть изображением и мужчины, и женщины. Леонардо показал характерные черты лица, изборожденного морщинами, нос крючком и впавший рот, изобличающий отсутствие зубов.

Голова бородатого мужчины, возможно, это автопортрет художника

Этот детальный набросок, на котором мы видим пожилого мужчину с длинными волосами и бородой, многие историки искусства считают автопортретом Леонардо да Винчи. На рисунке художнику должно быть около 60 лет, задумчивое лицо его покрыто морщинами, густые брови нависают над глазами.

Рисунки и эскизы Леонардо обновлено: Сентябрь 11, 2017 автором: Глеб



Рассказать друзьям