Наровчатский пещерный монастырь - святыни россии. Троице-сканов женский монастырь епархиальный женский монастырь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наровчатский пещерный монастырь, расположен близ посёлка Наровчат почти на границе Пензенской области. Иногда этот монастырь путают с Наровчатским Троицким Скановым женским монастырем, расположенным в полутора километрах от горы Плодской, в которой находятся молитвенные комнаты и кельи пещерного монастыря. Наровчатский пещерный монастырь - совместное творение природы и человека, представляет собой три яруса переходов с кельями, которые были вырыты монахами за время существования обители. Поверье гласит, что основал обитель пришлый монах Скан, который обнаружил узкий ход в пещеры горы «Городок», так называлась раньше гора. Монах расширил ход и вырыл келью, в которой жил, молился и вёл затворнический образ жизни. У монаха нашлись последователи, один из рукотворных гротов превратился в подземную церковь, обитель расширялась, в результате, таким образом, было создано около двух десятков келий, соединенных переходами. Общая протяжённость наровчатских пещер около 635 метров, включая неоткрытые 4-й и 5-й ярусы. Раньше на поверхности в районе пещер были и надземные постройки. У входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1870 г. была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев.

Руководством Пензенской области было принято решение о реконструкции исторического места, расширении и обустройстве входа в пещеры, укреплении сводов и стен.

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре

На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер - это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г. Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь - это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника. Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе.

Троице-Сканов женский монастырь, с. Наровчат, Пензенская область

Троице-Сканов монастырь основан как мужской в середине XVII века. Не сохранилось точных сведений о названии Сканова монастыря. По одной версии, название произошло от якобы когда-то протекавшей недалеко от монастыря речки Скановой. По другим источникам, сохранившемуся преданию, Скановым монастырем его назвали по фамилии местного землевладельца боярина Исканского, .

С 1985 года это часто посещаемый паломниками женский монастырь. Его неповторимый облик запоминается на долго. Этот очень красивый уголок — «жемчужина» земли Пензенской. Заботами многочисленных насельниц обитель живет и процветает. Сестры трудятся на послушаниях — сажают картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Есть и подворье, на котором выращивают домашнюю птицу, занимаются животноводством.

В монастыре ежедневно проводятся богослужения, совершаются молебны перед главной святыней обители — особо почитаемой иконой Божией Матери именуемая «Трубчевская», читается Неусыпаемая Псалтирь.

Икона Божией матери «Трубчевская», входит в список чудотворных Русской Церкви, почитается и за рубежом. Празднование ее совершается 16 октября н. ст. (3 октября ст.ст.) , по случаю освящения в этот день в честь ее храма в обители. Именно в этот день монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. Икона прославлена чудотворениями.

В горе, исторически называемой Плодская, которая расположена не далеко от Троице-Сканова монастыря в живописном месте, находится Пещерный монастырь. Есть разные версии о происхождении этих пещер, но не вызывает сомнения то, что именно трудами монахов они приобрели вид трехуровневых ходов с кельями, примерно 2Х2 метра, по обеим сторонам. Основателем пещерного монастыря - называют Арсения II, удалившегося в 1826 году в пещеры, но есть версии и о более раннем использовании для проживания монашествующих. Общая протяженность пещерных ходов велика — больше, чем в Киевско-Печёрской лавре. Сейчас ходы сохранены на протяженности около 600 м, часть доступна для посещения. Всего же было приблизительно 2,5 км, большей частью сейчас разрушены и не исследованы.

Жемчужиной православной культуры и одним из красивейший историко-архитектурных памятников в Пензенской области назвал Алексий II Троице-Скановский монастырь, который расположен в селе Сканово Наровчатского района.

В пяти километрах от Наровчата в селе Сканово находится Свято-Троицкий монастырь. Это одно из красивейших мест в Пензенской области.

Монастырь возник здесь где-то в начале XVII века. Точную дату возникновения обители установить невозможно, потому что пожар, произошедший в 1676 году уничтожил документы, по которым можно было бы проследить его историю. После пожара отстроили деревянную церковь и

колокольню, но в 1795 году их заменили на каменные строения с белым фасадом и наружной росписью. По преданиям старожилов, эта обитель существует более 250-ти лет.

Первые настоятели

Монастырь вначале был мужским. За многовековую историю у него было несколько настоятелей. Арсений I начал обустройство обители. Построил колокольню, которая до сих пор восхищает своей красотой и стройностью, приобрел колокол, возвел до окон двухэтажный собор. Скорая смерть не позволила ему достроить его.

Настоятель Корнилий тоже приложил много трудов. Он закончил строительство собора, построил больничную церковь с кельями, при нем стены церкви покрыли росписью. Окружающие очень любили настоятеля. После смерти старца люди чтили его останки.

Арсений II настоятелем обители пробыл недолго. По своему желанию он переселился в пещеры, которые находились недалеко от монастыря, в них и трудился. Устроил в них несколько келий, место для церкви. Скончался Арсений II в монастыре и был погребен возле собора.

Филарет I постриженец Сканова монастыря. Будучи настоятелем Филарет отстроил кладбищенскую церковь, приобрел серебряные оклады для образов и многие другие монастырские вещи.

Последним настоятелем Свято - Троицкой обители был архимандрит Филарет II (Игнашкин Игнатий Васильевич). Родился он в с.Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии. Еще молодым Филарет ушел в Сканов. Позднее стал настоятелем. В начале 30-х годов монастырь закрыли, настоятеля арестовал и осудили на 5 лет концлагерей. В 1938 г. Филарет был снова арестован и осужден на 6 лет. Дальнейший его путь и путь насельников неизвестны.

30-е годы XX века монастырь был закрыт и разорен. В 1990 году по ходатайству жителя Е.В. Рябова и по требованию общественности обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь стал женским, потому что в это время верующими были в основном женщины. После 60-летнего запустения обитель снова обрела свое первоначальное назначение.

Патриаршее благословение

Осенью 1999 года Свято-Троицкий Сканов монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Этого дня насельницы очень ждали и готовились к нему. Восстановление монастырских зданий произошло именно к этому событию.Патриарха торжественно встречали матушка Евстолия, сестры и большое количество паломников встречали Патриарха. Восстановленный из руин монастырь предстал пред взором Патриарха во всем своем величии. Алексий II благословил сестер монастыря, народ Божий и провел Божественную Литургию. Патриарх отслужил молебен перед чудотворной Трубчевской иконой и назвал Свято-Троицкий монастырь жемчужиной Русской Православной Церкви.

Настоятельницы

12 марта 1990г. монахиня Митрофания приехала из Рижского Троице-Сергиева женского монастыря. Митрофания стала первой настоятельницей Скановой обители. Много сил приложила она для обустройства этого божьего места. Когда в 1993 году стал возрождаться Пензенский Троицкий женский монастырь, игуменья Митрофания была переведена туда настоятельницей.

Игуменья Евстолия стала второй настоятельницей Скановой обители. В 1990г. игуменья была принята в число насельниц, исполняла послушание благочинной, а уже 1993г. монахиня Евстолия была возведена в сан игумений. За усердное служение она была удостоена креста с украшениями. Земной путь игумений Евстолии завершился 7 января 2010 года.

Третьей настоятельницей Скановой обители является игуменья Тавифа. Тавифа несла послушание благочинной Сканова монастыря. После кончины игуменьи Евстолии, монахиня Тавифа была назначена исполнять обязанности настоятельницы монастыря.

Святыня Свято-Троицкого монастыря

В Свято-Троицком Скановом монастыре находится чудотворная Трубчевская икона Божией Матери. Многие богомольцы рассказывают о чудесной помощи от Трубчевской иконы, но просят об этом не оглашать.

Пещерный комплекс

Недалеко от Сканова монастыря расположены пещеры, где раньше жили монахи-отшельники.

В горе Плодской, обрамленной лесом, расположены подземные ходы. Место здесь очень живописное. У самого подножия горы находится целебный источник в честь Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь находился вход в пещерный комплекс, стояла часовня. На вершине горы были часовня и несколько келий. В годы разорения пещерный храм был разрушен.

В 80-е годы пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция и установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение. На протяжении столетий своего существования подземные сооружения расширялись, перестраивались монахами. Московской экспедицией была определена протяженность подземных полостей, она составила 670 метров. Скановские пещеры по протяженности превосходят пещеры знаменитой Киево-Печерской Лавры. Ученые-спелеологи утверждают, что Скановский пещерный комплекс аналогичен пещерам Киево-Печерской Лавры и Псково-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу на юго-западе Грузии. На месте пещерного комплекса возрождается мужской монастырь. Монахи совершают службы в подземном храме. Необъяснимая свежесть воздуха пещер отгоняет мысль, что находишься в подземелье. На душе мир и спокойствие.

Хочется невольно склонить голову перед памятью монахов-старцев, тружеников, перед памятью тех, кто молился за Православную веру, за нашу Русь.

Жизнь святой обители

Когда подъезжаешь или подходишь к монастырю, то взору предстает восстановленный из развалин Свято-Троицкий Сканов монастырь, который с каждым днем приобретает свой неповторимый вид, делающий монастырский ансамбль еще более стройным. Это самый красивый из исторических архитектурных памятников. Это — «жемчужина» Пензенского края. В настоящее время в обители около 70-ти насельниц из разных городов и сел России .

По монастырскому Уставу на первом месте стоит молитва. Каждое утро со звоном колокола в пять часов утра в обители начинается новый день.Насельницы собираются в храме на утреннее моление. По окончании его получают благословение на послушания. Вечером трудовой день тоже заканчивается общей храмовой молитвой. Молитва сопровождает и всякое послушание. У монастыря очень большое хозяйство. Есть поле для картофеля и посева зерновых культур, огород, сад и ягодный участок, луга, скотный двор и птичник. Со всем этим хозяйством справляются сестры монастыря. Они умеют водить грузовые и легковые машины. В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием. При монастыре действуют две воскресные школы для детей. Сестры монастыря проводят уроки Закона Божия в общеобразовательных школах района.

Возможно, вам так же будет интересно:

Литература:

  • Монастыри Российской империи. СПб., 1887.
  • «Наровчатскiй Троицкiй Скановъ монастырь»
  • Пензенская епархия. Стр. 302.
  • Пензенская энциклопедия. М., 2001, стр. 372—373
  • Православные русские обители. СПб., 1908.
  • Троицкий Сканов мужской монастырь // Пензенские епархиальные ведомости, 1869, № 2, 4; 1877, № 11-13.

Дату основания монастыря определить уже практически невозможно. Бывший пожар в 1676-м году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до 1676-го года, и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально эта обитель находилась в ведении Патриархов, в позднее время перешла в ведение Преосвященных Тамбовского, Нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г.Пензы в 1801-ом году губернским, упраздненный г. Наровчат был восстановлен к Пензенской губернии, с ним и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных Преосвященных, в коем и доныне состоит.

Название Сканова монастыря, как значится в "Истории церковной Российской иерархии" (т.5,стр.136), произошло от речки Скановой, которой в настоящее время нет поблизости к монастырю. А также существует предание старожилов: название монастыря произошло от фамилии некоих бояр Исканских, которым принадлежала местность пустыни. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось.

После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. Было принято решение строить все строения в монастыре каменные.

В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый соборный храм двухэтажный, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением.

На северной стороне, среди ограды, прямо против собора, в колокольне, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года.

На южной стороне монастыря находится больничная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им освящена в 1812-м году.

Божественная служба в монастыре совершалась по общему" церковному уставу неопустительно. Всенощное бдение здесь бывало довольно продолжительно, пение стихир всегда совершалось по нотам, постоянно читалось толковое Евангелие... В воскресные дни перед позднею литургиею служился молебен Божией Матери настоятелем со всею братиею...

В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаисе находилась пожалованная монастырю императором Павлом 1-ым в 1797-м году водяная деревянная мельница. Вне ограды, для посетителей были построены четыре 2х-этажных каменных гостинных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописня. На берегу реки Мокша стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, скотный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. Монастырь имел во владении землю для посева ржи, овса, гречихи. При монастыре был разведен сад, огород, и имелись сенокосные луга и лесные угодья.

Из настоятелей особенного внимания заслуживают четыре.

Арсений 1-ый был из дворян, рода Левитских. Он первый положил начало тому устройству обители, до которого она доведена. Построил красивой архитектуры колокольню, заложил нынешний двухэтажный собор, но скорая смерть не позволила ему достроить оный. Перед кончиною же принял схиму и погребен был в притворе собора. Отличался особой богобоязненностью и строгою подвижническою жизнью.

Игумен Корнилий много употребил трудов на благоустроение обители: достроил собор, соорудил больничную церковь с келиями, приобрел колокола и лучшую церковную утварь. По монастырю завел лучший порядок в употреблении времени, церковного имущества и занятий братии. Он был старец ума тонкого, полный благодатной кротости, приветливый и ласковый ко всякому и никого из приходящих не отпускал без духовного назидания.

Арсений 2-ой из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим братией и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен иеромонашества и настоятельства. Впрочем настоятелем монастыря он был недолго. По собственному желанию удалился в пещеры, в коих трудился и устроил в них несколько келий и место для церкви. Погребен возле соборной церкви с южной стороны.

Настоятель Филарет, из духовного звания... Тщанием Филарета была построена кладбищенская церковь, приобретены образа в серебряных окладах, прекрасное Евангелие, лучшие напрестольные кресты, сосуды и другие церковные вещи. За такое попечение об обители, трудолюбие, кроткий нрав и терпеливое добродушие был любим и уважаем всеми, возведен в сан игумена и награжден наперстным крестом. Скончался 4 февраля 1854 года.

Имена этих замечательных попечителей обители, старцев и настоятелей останутся вечным памятником в монастырской летописи..."

В 30-ые годы прошлого столетия монастырь был закрыт и разорен. Монастырский храм превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь в кормокухню для птиц, с колокольни сброшены колокола, надгробные памятники с монастырских склепов утоплены в реке Мокше. Ценности, иконы, библиотека частью разграблены, частью переданы в местный музей. В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи был организован клуб: играла музыка и устраивались танцы. В других зданиях были магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.

Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. После 60-летнего запустения обитель вновь обрела свое первоначальное назначение, в ней возобновилась монашеская жизнь. Но теперь продолжателями монашеского делания в этом святом месте стали уже не насельники, а насельницы.

12 марта 1990 года приехала из Рижского женского монастыря монахиня Митрофания (Перетягина), назначенная в этот монастырь на настоятельскую должность. С ней и первые насельницы. Всего было 7 сестёр и игумения. А к концу первого года возрождения обители насельниц насчитывалось уже около тридцати.

Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели. На клиросе монастырский хор состоял всего лишь из трех человек. Регентовала сама матушка Митрофания. На первой Божественной Литургии присутствовало много прихожан и паломников.

Матушка Митрофания приняла обитель в разорении. Центральный храм до уровня первого этажа был завален землей. В нижнем храме не было полов, окна затянуты пленкой. Настенная роспись специально забелена, местами соскоблена. В некоторых местах не было крыши. Во время дождя вода лилась прямо на молящихся, на полу были лужи. Первое время жили все вместе в двух неблагоустроенных кельях. В окна дул ветер, крыша протекала во время дождя, ставили тазы для воды, которая текла с потолка. Печки сильно дымили или вовсе не топились. Было холодно, сыро.

Насельницы с утра до позднего вечера проводили в труде: расчищали территорию от хлама и завалов, засыпали ямы и разравнивали землю, разгружали машины с кирпичом, досками, копали землю под огород, сажали картофель и другие овощи. С первых же дней начались восстановительные работы. Первыми объектами стали сестринский корпус, котельная и храм. Все заботы, трудности, а также финансовые затраты возложил на себя Владыка Серафим. По его благословению из г. Пензы была прислана бригада строителей. Он часто приезжал в обитель, по-отечески ободрял сестер и укреплял в них монашеский дух.

В этот период приезжало много паломников из разных мест, которые бесплатно, во Славу Божию, трудились и помогали из руин поднимать монастырь.

В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора Плодская, в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла часовня. На вершине горы были построены каменная церковь в честь этих святых, часовня и несколько келий для братии.

В 1990 году, когда в обители еще только начала возрождаться монашеская жизнь, монастырь посетил ныне почивший в Бозе Владыка Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В разное время монастырь посетили высокие светские гости и духовенство. Были гости из зарубежных стран: Индии, Голландии, США.

В настоящее время в обители около 70 насельниц из разных городов и сел России: 3 схимонахини, 20 монахинь, 7 инокинь, 15 послушниц, кандидаты в послушницы и постоянные паломницы. В монастыре ежедневно совершаются богослужения, читается "неусыпаемая" Псалтирь.

По монастырскому уставу в монашеском житии на первом месте стоит молитва. Каждое утро со звоном в колокол в половине шестого утра в обители начинается новый день. Насельницы собираются вместе в храме на утреннее молитвенное правило. По окончании - получают благословение матушки игумении на послушания. Вечером трудовой день также заканчивается общей храмовой молитвой. Молитва сопровождает всякое богоугодное дело.

9 мая 1993 года по благословению Патриарха Алексия II благочинная монахиня Евстолия была назначена настоятельницей обители. А первая настоятельница матушка Митрофания, как более опытная в деле устроения монашеского уклада, была переведена в город Пенза игуменией во вновь открывшийся Троицкий женский монастырь. С этого времени жизнью Скановой обители управляет игумения Евстолия. Настоятельская должность ответственна и хлопотна: забота о душевном состоянии и материальных нуждах сестер, хозяйственные проблемы, встреча многочисленных гостей, посещающих обитель. Каждый день матушки Евстолии начинается с раннего утра и заканчивается около полуночи, когда сестры уже отдыхают. К матушке часто обращаются за духовным советом и помощью прихожане и паломники. И каждый приходящий получает от нее утешение, доброе наставление, пример милосердия и душевного участия.

В комплекс монастыря входят и известнейшие пещеры.

Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. "Когда я была еще совсем молодая, - рассказывает одна из жительниц села Сканово, - работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли - кругом чистота, побелено, свечи горят. Кельи показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: "Нельзя. Там святые мощи хранятся".

В годы разорения пещерный храм был полностью разрушен.

Кирпич разбирали местные рабочие для ремонта своих печей, а также для совхозного коровника.

В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей.

Этот факт подтверждается и сведениями из "Пензенских епархиальных ведомостей" (№ 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). "... Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь".

На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: 1-ый ярус - 11-12 градусов, 2-ой - 8-9 град., 3-ий -6-7 град. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый.

В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей - 670 метров (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров). Скановские пещеры превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры (507 метров). Ученые-спелеологи с уверенностью утверждают, что пещерный комплекс Троице-Сканова монастыря аналогичен пещерам Киево-Печерской Лавры и Псково-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу Вардзиа на юго-западе Грузии.

Внутри пещер вековая тишина. Необъяснимая свежесть воздуха отгоняет мысль, что находишься в подземелье, нет чувства страха. Наоборот, на душе мир и спокойствие. И невольно склоняется голова в благоговейном молчании перед памятью подвизающихся здесь ранее монахов - старцев высокой духовной жизни и монашеского подвига, тружеников, молитвенников за православную веру, за святую Русь.

Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая "Трубчевская", которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе.

Монастырь - это "пристань спасения", "островок" истинной православной веры и благочестия, где под сводами храма неустанно звучит слава Богу-Творцу и молитва Господу нашему Иисусу Христу за каждого христианина, за православную Русь, за весь мир.

Когда основан монастырь, определить трудно. Бывший пожар в 1676 году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до 1676 года и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально эта обитель находилась в ведении Патриархов, в позднее время перешла в ведение Преосвященных Тамбовского, Нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г.Пензы в 1801 году губернским, упраздненный г. Наровчат был восстановлен к Пензенской губернии, с ним и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных Преосвященных, в коем и доныне состоит.

Название Сканова монастыря, как значится в "Истории церковной Российской иерархии" (т. 5, стр. 136), произошло от речки Скановой, которой в настоящее время нет поблизости к монастырю. А также существует предание старожилов: название монастыря произошло от фамилии некоих бояр Исканских, которым принадлежала местность пустыни. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. Было принято решение строить все строения в монастыре каменные.

В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый соборный храм двухэтажный, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением. На северной стороне, среди ограды, прямо против собора, в колокольне, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года. На южной стороне монастыря находится больничная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им освящена в 1812 году.

Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели.

Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая "Трубчевская", которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе. Подробных сведений о том, как оказалась икона в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре. Но остались воспоминания и рассказы старожилов о чудесной помощи этой иконы.

В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора Плодская, в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия находится целебный источник в честь святых преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла часовня. На вершине горы были построены каменная церковь в честь этих святых, часовня и несколько келий для братии.

Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей. Этот факт подтверждается и сведениями из "Пензенских епархиальных ведомостей" (№ 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). "... Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь". На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: 1-ый ярус - 11-12 град., 2-ой - 8-9 град., 3-ий - 6-7 град. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый. В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей - 670 метров (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров).

Статья сформирована на основе выдержек из информации размещенной на официальном сайте Троице-Сканова монастыря http://troice-skanov.narod.ru и http://narovchat.h14.ru/



Сканов Троицкий монастырь, заштатный, в местности, принадлежавшей ранее фамилии Исканских, в 3 верстах от города Наровчата, на берегу реки Мокши. Время основания его относится к половине XVII века. Здесь находится чудотворная Трубчевская икона Богоматери. По имеющейся на этой святой иконе надписи, она была написана священником города Трубчевска, Орловской губернии, Евфимием; празднование ей совершается 3 октября, по случаю освящения в этот день в честь ее храма.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



При посещении Свято-Троицкого Сканова монастыря 3 октября 1999 года (празднование чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери) Святейший Патриарх Алексий II назвал монастырь «жемчужиной» России. Первые упоминания о монастыре датированы XVII веком, хотя он имеет более древнюю историю. К сожалению, во время пожаров сгорели архивы и точную дату установить сложно. C момента основания до советского периода монастырь был мужским. В 30-е годы прошлого века его закрыли, а в храмах разместили птицефабрику, магазин, гараж, столовую, затем — склад, клуб. Последний настоятель мужского монастыря архимандрит Филарет, казначей и келейник остались при разрушенном соборе, но затем были сосланы и заключены в лагеря. В прошлые века более тысячи монахов занимались благоустройством монастыря, налаживанием быта и «установлением распорядка, благоприятствующего достижению духовного преуспеяния». Монастырский архитектурный комплекс включает в себя несколько жилых корпусов (архиерейский, священнический, настоятельский и трапезный), подсобные помещения, колокольню с надвратной Свято-Никольской церковью и небольшую кладбищенскую церковь чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери.

Архитектурный ансамбль монастыря в стиле переходного периода от барокко к классицизму выстроен четырёхугольником и напоминает крепость. В центре комплекса расположен Свято-Троицкий собор, имеющий нижний — действующий храм Успения Божией Матери и верхний храм — во имя Живоначальной Троицы. Сегодня монастырь не узнать. Всё утопает в зелени — розах и садовых цветах, альпийских горках и вьющихся растениях... Удивительно чистый воздух и природная тишина. Сегодня в монастыре 70 насельниц, среди которых три схимонахини, 20 монахинь, семь инокинь, 15 послушниц, кандидаты в послушницы и постоянные паломницы. Много молодых в возрасте до 35 лет. Да и в монастыре они уже не один год. Получив благословление на монашество, съехались в Сканово со всей России. Почти у всех монахинь педагогическое образование. Многие умеют водить легковые и грузовые машины и по необходимости ездят на них. Работает своя воскресная школа. Кроме этого, монахини выезжают в шесть сёл по области, где открыты филиалы воскресных школ, и занимаются с деревенскими детишками. Уроки разные — от Закона Божия, основ нравственности и истории церкви до рукоделия и бисероплетения.

Жизнь здесь нелёгкая. Монастырский устав предполагает строгий распорядок дня. Уже в 5.30 — утреннее молитвенное правило, затем матушка-игуменья благословляет на послушания, и день проходит в трудах. Послушания — в трапезной, в просфорной, в швейной, в ризной, на скотном дворе. Летом — работа на огороде, на пастбищах, сенокосе. В свободное время сёстры занимаются рукоделием — златошвейным мастерством, вышивкой бисером икон и так далее. Завтрак, обед и ужин — по времени. Вечером день заканчивается общей молитвой. По благословению Патриарха Алексия II в мае 1993 года настоятельницей обители была назначена благочинная монахиня Евстолия. На ней лежит огромная ответственность за хозяйственные дела, душевное состояние и материальные нужды сестёр, встреча гостей и паломников. Обращаются к матушке и за духовным советом и помощью. Монастырь живёт натуральным хозяйством. Есть здесь скотный двор с коровами, овцами и козами, своя молочная мастерская (пахтают вручную масло, делают сыры, творог), пчельник. Огород и сад ухожены. Урожая ягод хватает на зиму. Современная теплица даёт к столу ранние овощи (к слову, в монастырях не едят мясного, заменяют его растительными белками — грибами, фасолью, баклажанами).

В паре километров от обители расположился уникальный пещерный комплекс протяжённостью 670 метров. Наровчатские монастырские пещеры по этому показателю превосходят знаменитые Киево-Печерские. Поднявшись по лестнице в 100 ступеней, через оформленный вход попадаешь в длинные галереи-ходы с 16 кельями. Пещеры представляют собой три уровня с определённой и постоянной температурой (независимо от времени года) на каждом уровне. По легенде, были ещё два уровня, на одном из которых располагалось подземное озеро. В советские времена здесь побывал даже Юрий Сенкевич (врач, путешественник, ведущий передачи «Клуб кинопутешествий»). В начале века пещеры имели несколько иной вид: на входе располагалась часовня, на вершине горы — каменная церковь. В 1930-е годы она была полностью разрушена.

В Скановом монастыре есть и своя святыня — Трубчевская икона Божией Матери, написанная монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1756 году. В конце позапрошлого века в Наровчате дважды случилась эпидемия холеры. От повального мора население спасла икона, предваряющая крестный ход вокруг города… После закрытия храма святыня была утеряна, но в 1988 году всё же найдена в запасниках Наровчатского краеведческого музея изрядно пострадавшей. По благословению ныне почившего в бозе высокопреосвященнейшего владыки Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, икона была отправлена на реставрацию в Троице-Сергиеву лавру. Сегодня она занимает в храме почётное место, для неё сделан искусной работы киот и прихожане имеют возможность помолиться святыне.

Елена Ермолаева



Начальная история Троице-Сканова монастыря затерялась где-то в первой половине ХVII века. Пожар 1676 года, к большому сожалению, уничтожил все имеющиеся тогда в монастыре документы. Название местности, где была основана обитель, истолковывается так: Местность, вместе с селом и монастырскими землями, исстари принадлежала боярам Исканским, и монастырь прежде носил именно это название, а село именовалось Искановым. Но с течением времени в народе повелось называть местность Сканью. Скановым стал и монастырь. Благодаря активности настоятелей монастырь довольно быстро отстроился после пожара и даже умножил свои владения. В частности, в 1688 году, как известно из документов Приказа Большого Дворца, "против челобития Нижнеломовского городища, Живоначальные Троицыскановой пустыни строителя старца Кирилла с братиею, велено им в Наровчатском городище из пустого огороду, на котором прежде сего севали на обиход Великих Государей анис, отвесть под двор и часовню 40 саж. в длину и 20 саж. в ширину". А еще прежде того, в 1673 году, Сканову монастырю по челобитью "черного попа Феодосия с братией да старца Кирилла" отвели "земли пашенностей и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете на семьсот копен".

В ХVIII веке обитель не только не запустела, но оказалась способна принять насельников из упразднённых по реформе 1764 года Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни, и в 1786 году епископ Пензенский Афанасий (Корчанов) представил в Синод прошение об увеличении штатного числа монашествующих для Сканова монастыря. Предварительно здесь был введён строгий общежительный устав. Тем не менее, монастырские постройки вплоть до конца ХVIII века оставались деревянными, в том числе возведённые после пожара Троицкая и Никольская церкви. При этом Троицкая церковь простояла только до 1785 года, когда обитель снова погорела, хотя и не столь масштабно, как сто лет назад.

В 1795 году на месте сгоревшей Троицкой церкви был заложен ныне существующий собор. После этого пожара 1785 года, было принято решение постепенно отстраивать основные монастырские здания из кирпича. Последний деревянный храм обители, Никольский, разобрали "за ветхостью" в 1802 году. В 1792 году заложили первую каменную постройку обители - колокольню в четыре яруса. К 1796 году колокольню достроили, а в нижнем ярусе её устроили Никольскую церковь. По-видимому, в деревянном Никольском храме тогда уже не служили, предназначив его к сносу. Одновременно строился Троицкий собор, в одном с колокольней "сложносочиненном" стиле. Через несколько месяцев после его завершения, в 1809 году, с южной стороны монастырского двора началось возведение трапезной церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Её освятил в 1812 году игумен Корнилий. При нём же была построена и освящена больничная церковь с кельями при ней. Он, как говорится о нём в описании монастыря, "устроил, украсил и позлатил иконостасы, как в соборе, так и в больничной церкви, украсил церкви настенной росписью, им же приобретены колокола, хорошая ризница, ковчеги и паникадила и прочая церковная утварь".

Следующий этап формирования Троице-Сканова монастыря как единого архитектурного целого падает на середину ХIХ века, на довольно продолжительную эпоху настоятельства архимандрита Филарета (1827-1854), которого в монастырской истории принято называть "первым", поскольку впоследствии обителью управлял ещё один архиманрит Филарет (именно ему пришлось пережить закрытие обители). Главным памятником деятельности Филарета I в Скановой обители стала кладбищенская церковь, освящённая в 1853 году в честь главной монастырской святыни - Трубчевской иконы Божией Матери, к тому времени уже прославленной многочисленными чудотворениями. Разрастался монастырь, ведя довольно обширную хозяйственную деятельность и принимая большое число паломников, в том числе и за пределы ограды. "Вне ограды", - читаем в краткой летописи монастыря, - для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостиный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведен сад, огород и имелись сенокосные луга и лесные угодья". Последнее, впрочем, к монастырской архитектуре относится лишь опосредованно, составляя как бы её обрамление. Что же касается мельницы на реке Шелдаис, то её пожаловал Троице-Скановой обители в 1797 году император Павел I. Наконец, на небольшом удалении от ограды находилась пасека на 80 ульев, в избытке дававшая мёд и воск для монастырских нужд.

Богослужебная жизнь в монастыре была довольно напряжённой, однако, помимо молитвенных трудов, иноки несли ещё труды в общечеловеческом смысле этого слова: косили, пахали, огородничали, ловили рыбу, ухаживали за скотиной. Число насельников к началу ХХ века всё более увеличивалось. Особенно людно бывало в Сканове на праздники, сопровождавшиеся крестными ходами. Крестных ходов в прежнее время здесь совершалось три (помимо общепринятых) - на Троицу и Успение (вокруг монастыря) и 3 октября, в день Трубчевской иконы Божией Матери, - к кладбищенской церкви, посвящённой ей. Всё это разом рухнуло с приходом большевиков.

В 1928 году Троице-Сканов монастырь был закрыт. Насельникам предложили убираться подобру-поздорову. Некоторое время несколько монахов, включая настоятеля, архимандрита Филарета (Игнашкина), ещё оставались в обители, живя в притворе Троицкого собора. Все жилые корпуса советская власть к концу 1920-х годов уже прибрала к рукам. В начале 1930-х годов в распоряжении новых хозяев жизни поступил и собор. Здесь устроили склад и птицеферму. Корма для птиц готовили в кладбищенской церкви, а в Иоанно-Предтеченском храме действовал клуб, в котором проводились танцы. Остальные монастырские здания были заняты магазином, столовой, гаражом и жильём для работников птицефермы. Кроме того, расчищая монастырскую территорию до состояния пустыря, её тогдашние хозяева утопили в реке почти все надгробья.

В 1990 году полуразрушенную обитель вернули Церкви. Возобновлена она была как женская. Пришедши в Сканово, инокини обнаружили Троицкий собор без крестов, без окон, почти без крыши, не говоря о том, что - без некогда существовавших росписей (частью забеленых, частью сбитых). До уровня первого этажа храм был завален землёй. В столь же унылом состоянии пребывали и другие монастырские постройки. Первое богослужение в возрождаемом монастыре было совершено 12 апреля 1990 года, в Великий Четверг. Монастырский хор в тот день составляли всего три человека, регентовала игумения Митрофания. С этого дня молитва в Скановом монастыре не прерывалась. Богослужения совершаются ежедневно, читается неусыпная Псалтирь. Молитвой - в пять часов утра, когда по двору разносится звон монастырского колокола, - начинается каждый новый день. После молитвенного правила сёстры расходятся на послушания. В свободное от послушания время сёстры занимаются рукоделием: плетут чётки и пояса, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, переплетают книги... Кроме того, в монастыре есть воскресная школа для детей, занятия в которой также ведут инокини.

Из журнала "Православные Храмы. путешествие по Святым местам". Выпуск №112, 2014 г.



Рассказать друзьям