Названия выставок к международному дню исторических мест. Классный час "международный день памятников"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сохранению исторического наследия человечества сегодня уделяется большое значение во всех странах мира. Чтобы объединить усилия разных стран по обеспечению сохранности культурных ценностей и привлечь внимание общественности в мире к этой проблеме, в 1983 году Международной организацией ICOMOS, работающей при ЮНЕСКО, был учрежден День памятников , датой которого считается 18 апреля. С 1984 года он отмечается как международный праздник.

Организация ICOMOS, которая занимается охраной исторических памятников, функционирует с 1956 года. Она объединяет более 11 тысяч профессионалов, работающих в данной отрасли: реставраторов, архитекторов, искусствоведов и т.п. Они инициировали создание специального праздника.

Мероприятия, посвященные Дню памятников

К этому дню приурочены международные форумы, посвященные тематике сохранения памятников истории. Проходят тематические конференции в разных странах, а музеи и другие учреждения проводят специальные мероприятия, которые в Международный день памятников позволяют привлечь многих посетителей:

  • бесплатное посещение музеев, подведомственных государственным структурам;
  • открытое посещение публикой исторических мест и зданий, обычно закрытых для публики;
  • организация выставок уникальных экспонатов;
  • проведение специальных мероприятий в музеях для детей и школьников.

События российской истории, связанные с охраной памятников культуры

В России впервые охрана исторического наследия была объявлена государственным делом Петром I. В конце 17 века по его распоряжению проводились обмеры и выполнение чертежей буддийских храмов в Сибири. В 1722 году был принят царский указ о мерах, которые должны были обеспечить сохранность отдельных памятников.

Общество защиты памятников в России было создано в 1909 году. В СССР указ, который законодательно закреплял необходимость охраны исторического наследия, был принят в 1924 году. Запрещалось проводить хозяйственные работы в месте расположения курганов, городищ и т.п. Правда, в 1934 году он был признан устаревшим в связи с необходимости интенсификации хозяйственного развития. Следующим законодательным актом, охраняющим исторические памятники, стал Закон 1976 года, но он многократно нарушался без последствий для нарушителей. Федеральный закон об охране памятников был принят в 2002 году в РФ.

Каждый год Международный день памятников и исторических мест ЮНЕСКО проводит под определенными девизами, которые подчеркивают значение культурного наследия для разных областей жизни. Например, в 1913 году девизом праздника обращали внимание на их образовательное наследие.

Наталия Тарасовская
День памятников и исторических мест. Презентация «Путешествие по городу Санкт-Петербургу»

Девизом Международного дня

стали слова :

«Сохраним нашу историческую родину » .

Праздник отмечается в мире 18 апреля с целью защиты и сохранения культурного наследия. На территории России насчитывается огромное количество памятников и исторических мест , насчитывается примерно 150 тысяч объектов культурного наследия.

Особенно богаты такими достопримечательностями два главных города страны - Москва и Санкт-Петербург .

В настоящее время в России издан закон о сохранении памятников .

Ежегодно страна теряет до 200 памятников истории и культуры , и некоторые объекты культуры прошлого утеряны уже безвозвратно.

В разных странах мира принято в этот день проводить различные мероприятия, посвященные сохранению всемирного наследия.

Многие музеи в этот день можно посетить бесплатно.

Слово «памятник » - «память » . Любой памятник – это кусочек истории .

Памятники представляют собой сооружения, которые предназначены для увековечения людей, событий, объектов и т. п.

Исторические места – «история » - это места , на территории которых происходили важные исторические события , либо где находились ранее или находятся древние постройки и сооружения.

Кому мы обязаны возможностью наслаждаться произведениями искусства - авторам и создателям грандиозных проектов, а также всех тех, кто способствует сохранению их в надлежащем виде.

Проходит лето, наступают холода, затем опять становится тепло. И если бы не заботливые руки преданных своей профессии людей, то мы вряд ли наслаждались бы видом прекрасных творений - настолько сильно они были бы повреждены ветром, дождем, снегом, а также рисунками и неприличными надписями.

Из чего делают памятники , скульптуры из каких материалов : металл, камень, дерево, глина. стекло, из бронзы, мрамор.

Инструменты мастера : главное руки, молоток, киянка, сверла, ножичкки, стеки острые, пила, топор.

Мы очень любим город свой !

Сияет солнце над Невой,

Или дожди стучат в окно,

Его мы любим все равно

Мы в этом городе живем ,

И он растет, и мы растем!

2. ПОСЧИТАЕМ ВМЕСТЕ

–Люблю по городу гулять ,

Невский – раз, Зимний – два,

Три – красавица Нева,

А четыре – мост Дворцовый,

Пять – гуляю по Садовой,

Шесть – к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь – конечно, Летний сад,

Как красив его наряд!

Восемь – крепость у Невы,

Были там, наверно, вы.

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять – Ростральные колонны

Видны издалека,

Реку Неву венчают

Два этих маяка.

Строительство города началось с крепости . Крепость заложили в день святых Петра и Павла- 27 мая 1703 года этот день и считается днем рождения Петербурга. В крепости в честь святых построили собор, и стала она называться Петропавловской. Сейчас в крепости расположен музей истории города .

Санкт -Петербург находится на реке Неве. Нева вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив Балтийского моря.

Кто и когда основал наш город ? (Петр 1, больше 300 лет назад) (показать портрет Петра 1) . А вот какие дела на благо России совершил Петр 1 :(построил город , создал флот, основал школы и академии, ввел новый календарь, ассамблеи, при нем начали издавать газеты и журналы, привез и посадил картофель) Петр 1 был сильным государем – хозяином и правителем России.

После смерти Петра 1 Россией правила Екатерина 2 (показать портрет) . Она приказала найти талантливого скульптора для создания памятника Петру 1 , достойного его славы.

Он создал конную скульптуру царя, как будто въезжающего на гребень волны. Ногами конь давит змею, рукой Петр 1 указывает на все, что создано им…. Одобрив модель памятника , Екатерина 2 приказала отыскать громадную цельную мраморную глыбу, годную служить подножием (постаментом) . Вскоре привезли подходящуя гранитнуя скалу, под названием «Гром – камень» .

Великий русский поэт А. С. Пушкин описал памятник в своей поэме и назвал его «Медный всадник» . Поэтому памятник Петру 1 и стали называть «Медный всадник» . А почему именно медный, если он отлит из бронзы? Потому, что бронза –это сплав железа с медью. Когда на бронзу попадает вода, бронза немного зеленеет, как медь. Поэтому и «медный» .

Дворцовая площадь-одна из красивейших площадей в мире. На площади друг напротив друга стоят два здания : Зимний дворец и Главный штаб.

Главная улица города называется Невский проспект.

Дворцовый разводной мост-ещё один символ Санкт-Петербурга .

У Адмиралтейства красивый золотой шпиль. На самом верху этого шпиля есть кораблик. Этот кораблик тоже символ нашего города .

На Васильевском острове, на берегу Невы, находится Зоологический музей.

Наш зоопарк-один из старейших зоопарков России. Эмблема зоопарка- белый медведь.

Символы Санкт-Петербурга : летящий ангел- на шпиле Петропавловского собора, кораблик-на шпиле Адмиралтейства, герб города -на нём изображены два якоря : морской и речной.

Рисование «Памятники воинской славы нашего города », «Памятник детскому саду »

Психогимнастика «Живая скульптура» .

Д/И «Собери памятник » (разрезные картинки, «Узнай по описанию»

Публикации по теме:

В феврале мои воспитанники и я участвовали в городском конкурсе «Урок в музее». Я провела занятие по проведениям С. Я. Маршака в музее поэта.

Досуг «Путешествие по городу» Цель: воспитывать патриотические чувства детей. Задачи: вовлекать детей в беседу, развивать свободное общение с взрослыми и детьми, развивать.

Краеведение. "Открытие интересных мест псковщины. Новоржев. " Нередко, путешествуя по родному краю, открываешь для себя новые интересные.

Фотозарисовка. Краеведение. "Открытие интересных мест псковщины. Камено. " Святая псковская земля, - в который раз убеждаюсь в этой истине.

Фотозарисовка «Краеведение. Открытие интересных мест Псковщины. Спасо-Елеазаровский Монастырь". Праздничное великолепие белых стен монастыря.

Актуальность:

В настоящее время одной из самых серьёзных проблем является то, что современные подростки не знают международных исторических и культурных памятников, как и историческое наследие нашего государства. Причин этого явления множество, начиная с низкого уровня жизни, не желание молодежи расти духовно и интеллектуально, отсутствие широкой работы средств массовой информации. Один из путей решения этой проблемы, это активная и постоянная работа преподавателей различных гуманитарных дисциплин образовательных учреждений. Ведь не зная культурных традиций человеческой цивилизации и своей Родины, не возможно научиться любить и гордиться достижениями своих предков. Осмысленно полюбить свою Родину – стать патриотом, нужно иметь определенный багаж знаний по истории страны, знать законы, которые защищают исторические и культурные памятники, а так же ответственность за разрушение и причинение порчи памятникам культуры.

Задачи урока:

  • Расширить и углубить знания обучающихся о знаменитых памятниках культуры, имеющих международное значение.
  • Формировать ценностные ориентации и убеждения обучающихся, на основе постижения опыта по истории культуре.
  • Развивать личностные качества (умение адекватно себя оценивать, принимать решения и реализовывать эти решения).
  • Расширить культурно-исторический кругозор.
  • Воспитывать патриотические чувства у подростков.

План урока:

1. История появления культурно-исторических памятников в мире.
2. История создания исторического мемориала Мамаева кургана.
3. История памятника в США «Статуя Свободы».
4. Законы РФ о защите культурно-исторических и памятников.
5. Отношение к историческому наследию в наши дни за рубежом и в России.
6. Дидактическая игра.

Оборудование урока:

1. Изображения исторических памятников культуры.
2. Видеосалон.
3. Демонстрация фотографий памятников международного значения.

Форма урока:

Класс делится на три группы, которые готовят выступления:
1. А – об истории памятника ансамбля Мамаев курган.
2. Б – статьи Конституции РФ и Уголовного Кодекса РФ об охране и защите культурно-исторических памятников.
3. В – проявление вандализма к памятникам в наши дни.
В конце урока по закреплению проводятся игровые моменты: по фотографиям определить памятники международного значения.

ХОД УРОКА

Учитель:

По определению Энциклопедического словаря: «Памятник - произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий, скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т.д. Наиболее развитый вид памятника- мемориальные сооружения».
Первоначально страсть к увековечению, особенно сильно владевшая правителями древних государств, реализовалась в основном в создании гробниц и похоронных сооружений. Они были различными. Для египетского - пирамида. Для славянского вождя - насыпной курган. Для европейского короля или могущественного феодала - построенный на его средства собор или костел, где устанавливали его саркофаг.
Но существовала в то время и другая традиция. В демократической Греции увековечивали героев-победителей Олимпийских игр. В их честь создавали статуи. Правда, то были не портреты реальных спортсменов, а скорее именно статуи в честь победителей в беге, метании копья, стрельбе из лука, борьбе. Греки же оставили потомкам и первые изображения воинов, героев своих мифов, а заодно и своих выдающихся государственных деятелей, правителей, философов - Перикла, Сократа и многих других. Статуи работы знаменитых греческих ваятелей - Лисиппа, Мирона, Праксителя - украшали храмы, форумы, общественные здания, городские площади.

В античном мире родилась и еще одна традиция - увековечивать события. Как правило, этого удостаивались знаменитые походы, победы, завоевания, особенно те, которые приводили к захвату большого количества пленных, обращаемых в рабство. В честь таких побед стали воздвигать специальные сооружения - триумфальные арки и колонны.
В 1622 году был сооружен первый в Европе памятник не военному лицу и не венценосцу, а гражданскому деятелю, писателю и философу Эразму Роттердамскому, автору знаменитой «Похвалы Глупости» (скульптор - Хендрик де Кейзер). А позже памятники поэтам и писателям начали постепенно, но неуклонно и настойчиво теснить монументы монархам.
В России первыми писателями, кому были поставлены памятники, стали Н.М. Карамзин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов. Вслед за поэтами появились на пьедесталах композиторы, ученые, путешественники, врачи. Постепенно стали увековечивать не только писателей, но и героев их книг.
Начиная с Петра I в России появляется большое количество различных памятников, в том числе и самому царю. А в допетровскую эпоху в нашей стране не было скульптурных памятников. И не потому, что не было великих людей, достойных увековечения, а просто в канонах православного христианства было не принято ставить памятники. Зато существовал обычай увековечивать не людей, а события, в основном, конечно, связанные с победами. Для этой цели строили храмы или часовни.
Однако гуманистическое наследие античной культуры все шире распространялось в XIX и XX веках по всем странам и континентам. Сегодня мы богаты культурно-историческим наследием наших предков, мы имеем огромное количество памятников культуры. Наша задача сохранить их для будущего потомства.
На территории нашего города есть памятник культуры, имеющий историческое международное значение – это Мамаев курган.

А
(Выступление обучающихся об истории открытия Мамаева кургана)

Мамаев курган возвышается над Сталинградом на 102 метра. Более четырех месяцев (сентябрь 1942 г. - январь 1943 г.) шли кровопролитные бои за эту высоту. Много раз вершина кургана переходила из рук в руки. Много раз эту высоту брали самоотверженные советские воины, но через день-два фашисты сосредоточивали превосходящие силы пехоты, танков, авиации, артиллерии и снова овладевали вершиной. Только 26 января 1943 года все окрестности Мамаева кургана, все прилегающие к нему высоты были очищены от врага.
Но сколько своих товарищей похоронили советские воины в священной земле Мамаева кургана, густо усеянной осколками от мин, бомб, снарядов: на каждый квадратный метр их приходилось от 500 до 1250...
Бессмертные образы защитников Сталинграда воскресают в монументальном памятнике Победы, воздвигнутом на Мамаевом кургане. Авторы ансамбля - творческий коллектив во главе с народным художником СССР скульптором Е. Вучетичем и архитектором Я.Белопольским.
Открытый в 1967 году памятник-монумент включает в себя целый комплекс архитектурных и скульптурных сооружений. Вот что писал в дни открытия памятника, в октябре 1967 года, народный художник СССР скульптор Евгений Вучетич: «...В сталинградской эпопее с необычайной силой раскрылись благородство души и прекрасные качества советских людей. Здесь жизнь торжествовала над смертью, и ушедшие из жизни не уходили в небытие - они словно оставались в строю, и пример их подвига звал на подвиг других».
На строительстве памятника-ансамбля выполнено свыше 1 миллиона кубометров земляных работ. Уложено около 20 тысяч кубометров бетона, использовано более 25 тысяч тонн металлоконструкций.
Главным монументом ансамбля является скульптура «Родина-Мать». Ее высота 52 метра, длина руки - 20 и меча - 29 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча - 14 тонн. (Приложение, рисунок 1 ).
Зал Воинской славы имеет форму цилиндра диаметром 40 метров, высотой 13,5 метра. На 34 мозаичных знаменах увековечены свыше 7000 фамилий советских воинов, погибших в Сталинградской битве. (Приложение, рисунок 2 ).

Просмотр документального фильма «Родина-Мать» – 5–8 мин.

Учитель:
28 октября 1886 года, под грохот канонады - 21 пушечный выстрел состоялось открытие самого знаменитого памятника Северной Америки. Ревели сирены, был устроен грандиозный фейерверк. С тех пор пассажиров всех судов, прибывающих в нью-йоркский порт, встречает здесь гигантская женская фигура с факелом Свободы в протянутой к небу руке. (Приложение, рисунок 3 ).
Статуя Свободы стала символом Соединенных Штатов Америки.
Статуя, весом 255 тонн, представляет собой увенчанную короной! женскую фигуру, попирающую ногами разорванные кандалы тирании. Семь остроконечных зубцов ее короны символизируют свободу, распространяемую на семь континентов и семь морей. В левой руке Свобода держит некое подобие книги с высеченными на ней двумя датами: 4 июля 1776 года - день принятия Декларации независимости и 14 июля 1789 года - день взятия Бастилии. Скульптор Бартольди представлял, что эти события идейно связаны между собой. Правая рука поднимает символический факел. Факел и корона по вечерам подсвечиваются.
Высота самой статуи - 46 метров, и, таким образом, верхушка факела находится на высоте 93 метров над землей. Вес - 205 тонн. Длина правой руки, в которой факел, - 12,8 метра, причем один только указательный палец имеет длину 2,4 метра, ширина рта - 91 сантиметр. Внутри цоколя статуи Свободы находится Музей заселения Америки, открытый в 1972 году. Здесь представлена действительно вся история страны: от предков - индейцев, которые двинулись на неведомый тогда континент, и вплоть до массового переселения в нынешнем столетии.
Каждая страна мира чтит и бережет свою культуру. В нашей стране изданы законы, которые охраняют и защищают культурно - исторические памятники.

Б
(Выступление обучающихся по содержанию нормативных документов, защищающих исторические памятники и знаки)

Конституция Российской Федерации:

Статья 44

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Кодекс Российской Федерации об Административных нарушениях:

Статья 7.13.

1. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры, внесенных в Список всемирного культурного и природного наследия, на их территориях, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) федерального значения, а равно в зонах их охраны. - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - четырехсот до пятисот минимальных размеров труда.

Уголовный Кодекс Российской Федерации:

Статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры
1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух пет.
2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, - наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти пет.
Статья 244. Надругательство над тепами умерших и местами их захоронения
1. Надругательство над тепами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, - наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размене заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом, – наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех пет.

Учитель:
Несмотря на принятые законы об охране памятников в нашей стране, сегодня очень часто стали появляться сообщения в средствах массовой информации о том, что где-то разрушены или планируются демонтировать памятники культуры.

В
(Выступления обучающихся о состоянии памятников в России и за рубежом)

Эстонский парламент создал прецедент для советских памятников во всем мире. "Принятие эстонскими депутатами закона "О защите воинских захоронений" "дает не очень хороший пример другим странам и не является плюсом для российско-эстонских отношений", – считает член комитета Госдумы по международным делам, председатель подкомитета по европейскому сотрудничеству Андрей Климов. 10 января 2007 года парламент Эстонии принял в третьем чтении закон, который позволяет перенести из центра Талина памятника советским воинам-освободителям на Тынисмяги (Бронзовый солдат). Они мотивируют свою позицию тем, что хотят оградить святыни от актов вандализма.
"В центре Европы такое решение принимается теми, кто считает себя представителями европейского сообщества. Зачем заниматься перетаскиванием останков? Воевать с костями не лучший признак цивилизованности. Эстонский парламент подает не очень хороший пример", – заметил А.Климов.
Проявление вандализма имеет место и в России, так, например вандалы надругались над мемориалом «Скорбящая» в Перми. (Приложение, рисунок 4 ).
Таких мест в России становится с каждым годом все больше.
"Советский военный мемориал в Трептов-парке – грандиозный памятник примерно 21 тысяче погибших в 1945 году при взятии столицы фашистской Германии воинов. Мы чтим их память и до сих пор считаем мемориал советским, так как именно СССР освободил Берлин. Мы делаем все возможное для достойного ухода за всеми тремя крупными советскими военными мемориалами в нашем городе – в Трептов-парке, в Тиргартене и Шенхольцер Хайде", – рассказывает глава дирекции строительства в правительстве Берлина Ханс Штимманн.
В одной руке советского солдата – меч, разрубающий свастику, а на другой – спасенная маленькая немецкая девочка возвышается на постаменте в берлинском Трептов-парке. Всемирно известная скульптура Евгения Вучетича торжественно водружена на то место, где она стояла с 1949 года. (Приложение, рисунок 5 ).
Внутри пьедестала, к которому ведет гранитная лестница, находится круглый купольный мемориальный зал. Его стены выложены смальтовой мозаикой, выполненной по эскизам художника А.А. Горпенко. На большом и ярком мозаичном панно изображены представители народов Европы, возлагающие венки на могилы советских воинов – своих освободителей.
По обеим сторонам ансамбля от знамен до главного монумента белеют по восемь массивных белокаменных саркофагов. Это простые каменные блоки с рельефами, рассказывающими о Великой Отечественной войне. Переходя от одного барельефа к другому, двигаясь к центральному монументу, посетитель может видеть события Великой Отечественной войны. Вучетич с большой силой передает драматизм события. Перед взором посетителя последовательно развертывается волнующая картина смертельной битвы с фашизмом.
...40-тонную фигуру советского солдата сняли с пьедестала для капитального ремонта в октябре 2005 года. Затем разобрали на семь частей и отправили для реставрации на северогерманский остров Рюген. Там она была покрыта специальным защитным слоем. Кроме того, был изготовлен и помещен внутрь фигуры специальный металлический корсет, винтами накрепко скрепленный с наружными деталями. Эта конструкция многократно увеличивает устойчивость памятника. Немецкая сторона затратила на этот капитальный ремонт 1,5 миллиона евро. Таковы детали грандиозного берлинского проекта.
Это один из лучших символов нашей Победы. И сегодняшнее его возвращение после реставрации тоже символично. Любой из памятников той войны – а среди них есть и шедевры архитектурного искусства, и скромные обелиски – ценен, прежде всего, своим внутренним, историческим содержанием.

Учитель:
В болгарском городе Пловдиве на холме Бунарджик в 1954 году поставлен памятник советскому воину освободителю «Алеша» по проекту болгарских скульпторов Радославова, Занкова, Коцева и Топалова. Высота памятника 18 метров, выполнен из камня. Позже появилась песня «Алеша», которая стала гимном Пловдива.

Просмотр фильма об истории памятника «Алеша» в болгарском городе Пловдиве – 5–8 мин.

Учитель:
Но нельзя стереть время, как нельзя стереть память и историю.
Белинский отмечал: «Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый – время». Я думаю, что время расставит все на свои места.

Закрепление:

С помощью фотографий (Приложение ) определить памятники международного значения.

1. Европа – «Воин-Освободитель» – Евгений Вучетич (Берлин)
2. Белоруссия – Мемориал Хатынь – С Селиханов, В. Занкович (Минск)
3. Россия – Мемориала «Солдатское поле» – А.Е.Криволапов (Волгоград)
4. «Стоять насмерть» – Евгений Вучетич (Волгоград)
5. «Родина-Мать» – Евгений Вучетич (Волгоград)
6. Зал Воинской славы – Евгений Вучетич (Волгоград)
7. Монумент В.И.Ленина у Волго-Донского судоходного канала – Евгений
Вучетич (Волгоград). Монумент В.И.Ленина занесен в Книгу рекордов
Гиннеса как самый большой в мире памятник, установленный реально
жившему человеку.
8. «Медный всадник» – Этьен Морис Фальконе (С-Петербург),
9. Памятник Минину и Пожарскому – Этьен Морис Фальконе (Москва).
10. США – Статуя Свободы – Бартольди.
11. Египет – большой Сфинкс в Гизе.

Литература:

  1. Александров В.Н. История русского искусства. – Минск; Харвест. 2004.
  2. Волгоград: четыре века истории. – Волгоград.: Нижне – Волж. кн. изд, 1989.
  3. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. – М.: Глобус, 20007.
  4. Основные кодексы и законы Российской Федерации. – С–Пет.: ИД Весь, 2002.
  5. Самин Д.К. Сто великих памятников. – М.: Вече, 2001.

Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия ) отмечается 18 апреля. Установлен в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) созданной при ЮНЕСКО, с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия. Впервые, на межгосударственном уровне, день памятников и исторических мест отмечался 18 апреля 1984 года.

Девизом Международного дня памятников и исторических мест (International Day for Monuments and Sites) стали слова: «Сохраним нашу историческую родину».

Этот День установлен в 1982 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), созданной при ЮНЕСКО. Праздник отмечается в мире с 18 апреля 1984 года с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия.

В СССР в 1924 году Инструкцией Наркомпроса был разработан Указ (на основании постановления Всероссийского ЦИК и Совнаркома от 7 июля 1924 года), по которому исполнительным комитетам вменялось в обязанность следить за тем, чтобы «городища, курганы, могильники и прочие места, представляющие историческую ценность, не распахивались, не раскапывались в каких-либо хозяйственных целях, а в окружности памятников оставалась бы неприкосновенной охранная полоса от одной сажени и более, в зависимости от размера и значения памятника».

В настоящее время в России насчитывается примерно 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения. А базовым законом в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

К сожалению, данный закон соблюдается не всегда. Памятники, исторические места и заповедные зоны нещадно уничтожаются, а виновные в этом не несут, как правило, никакого наказания. По оценкам экспертов, ежегодно страна теряет до 200 памятников истории и культуры, и некоторые объекты культуры прошлого утеряны уже безвозвратно.

В Европе с историей обращаются гораздо бережнее, европейские страны сохраняют даже исторические ландшафты и пейзажи местности. Например, во Франции проводят восстановительные работы ландшафтов памятных мест даже после археологических раскопок. На севере Англии в практически нетронутом виде сохранен Адрианов вал, построенный при римском императоре Адриане для охраны северных рубежей империи и протянувшийся на 117 километров.

И сегодняшний праздник — повод еще раз привлечь внимание широкой общественности и представителей власти к вопросам защиты и сохранения различных местных памятников и исторических мест и объектов всемирного культурного наследия. Поэтому в этот день в рамках празднования проводятся различные конференции по вопросам сохранения и защиты культурного наследия, а также ряд других мероприятий. Так, например, в некоторые музеи и выставочные залы в этот день (также, как и в Международный день музеев) можно попасть бесплатно. А еще посетители могут побывать в архитектурных комплексах и исторических зданиях, которые в обычные дни закрыты для посещения.

Международный день памятников и исторических мест традиционно отмечают 18 апреля, начиная с 1984 года. Праздник был установлен Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, действующей при ЮНЕСКО, в 1983 году. Праздник необходим для того, чтобы обратить внимание людей на проблемы сохранения и защиты нашего культурного наследия. В рамках данного праздника проводятся различные знаковые мероприятия, в том числе конференции, касающиеся вопросов сохранения памятников, исторических комплексов и защиты их от вандализма. Также организуются экскурсии по историческим зданиям, закрытым для посещения в обычные дни, а некоторые музеи принимают посетителей в этот день бесплатно.

Сегодня в России ситуация с охраной достопримечательностей обстоит не лучшим образом - либо нет соответствующих законов, либо они просто не соблюдаются. Итогом этого является уничтожение заповедных и исторических зон, а виновные обычно не несут никакой ответственности.

В Европейских странах с памятными местами обращаются намного бережнее, даже после археологических раскопок проводятся работы по восстановлению исторических ландшафтов.

Пройдись по историческим местам
И возле памятника в тишине постой,
История здесь оживает, чтобы нам
О жизни рассказать былой.

Чтоб лишний раз напомнить о великом
Иль от беды порой предостеречь,
В день памятников мир весь призываю
Наследие истории беречь.

Сколько мест исторических есть,
И загадку каждое прячет!
Нам все их, конечно, не счесть,
Но все они что-то, да значат!

Мы должны их всем сердцем хранить,
Ведь они - наследие наше!
Нам историю нужно ценить,
Каждый памятник нам очень важен!

День памятников отмечает
Сегодня весь ученый мир,
Планета наша так богата -
Над ней история, как дым.

Хранить обязаны потомки
Бесценный опыт прошлых лет,
Прекрасней в камень облаченных
Свидетелей эпох ведь нет.

Пускай они стоят безмолвно,
Пусть учат хрупкий мир беречь,
Идите к ним за вдохновением,
Пусть будет больше этих встреч.

С днем мест, что мир истории хранят,
С днем комплексов и памятников славных!
Пусть сотни тысяч лет, веков стоят,
Храня исток событий самых главных.

Нам памятники нужно защитить
От временной разрухи, вандализма,
Чтоб к ним могли потомки приходить
И видеть отблеск славы, героизма!

Много памятников в мире,
Сложно даже посчитать,
Их беречь нам с вами надо,
От вандалов защищать,
Об истории нам нужно
Чаще вспоминать, друзья,
Про культуру мировую
Забывать никак нельзя!

Все, что дано историей для нас,
Мы сохранять обязаны примерно,
Чтоб памятки не рушили подчас,
Не обращались варварски и скверно.

Курганы, городища на века
Беречь мы будем, как зеницу ока,
История как море глубока,
Но помнить мы должны свои истоки!

Вам, берегущим верно старину,
Почет и слава, и спасибо наше,
История и время на кону -
Быть может, станет будущее краше!

С международным днем памятников,
Сердечно я вас поздравляю.
Исторических мест вам не позабыть,
Почтить этот день вам сегодня желаю.

Вы насыщайтесь духовною жизнью,
Историей разум вы свой напитайте.
И своих близких, любимых детей,
В культуре прекрасной вы воспитайте!

День памятников отмечаем,
Прекрасный и особый день,
История в них затаилась,
Былых событий скрыта тень.

Давайте сохраним, ребята,
Все то, что камень утаил,
Чтоб в каждом славном монументе
Кусочек дел минувших жил.

Сколько памятных сооружений,
Сколько мест с историей своей.
Там всё дышит вдохновеньем,
Там душе становится светлей.

С торжеством таким сегодня
Поздравляю я тебя!
Хоть в округе памятников сотни,
Посетить желаю все и вся.

Имеют значимость для нас все монументы,
И исторические важные места,
Воспоминания, приятные мгновения
Нам с вами дарит эта красота!

Пусть сложатся истории частицы
По памяткам святой архитектуры!
Желаю вам лишь к лучшему стремиться
И повышать свой уровень культуры!

Поздравлений: 27 в стихах.



Рассказать друзьям