Впервые я увидела «Родину-мать» в седьмом классе. Это была моя первая поездка в , до города мы добрались на теплоходе из Астрахани и задержались там всего на день. У нас была обзорная экскурсия по Волгограду с посещением самых знаковых его мест, и «Родина-мать» стала самым сильным впечатлением дня. В тот год как раз шли работы по ремонту и обеспечению безопасности статуи, и с её уха... свисала небольшая лестница. Но был выходной день, и работы не велись, а экскурсовод рассказала, что у особо впечатлительных даже кружится голова, когда они наблюдают за реставрационными работами - по огромной статуе перемещаются крохотные человечки. Шутка ли, такие масштабы!
Каждый раз приезжая в Волгоград, я обязательно покупала гвоздики, шла на Мамаев курган, чтобы возложить их в Зале Воинской славы и обязательно подняться к статуе «Родина-мать». Это было для меня определённой традицией. Даже когда я переехала на год в Волгоград, работала там и два раза на дню проезжала мимо Мамаева кургана, эта статуя всё также впечатляла меня.
И сейчас я попробую рассказать всё, что знаю о ней.
История
Сталинградская битва считается одним из самых кровопролитных сражений в истории человечества. Третий Рейх, Королевство и Королевство , и финские добровольцы сражались против СССР в этой битве, итогом которой стала тяжёлая победа СССР.
Так выглядел Сталинград с воздуха в 1942 году. Фотография бомбардировки жилых районов города Люфтваффе.
Военные победы никогда не бывают лёгкими, а победа под Сталинградом далась нашей стране особенно тяжело. Сумма безвозвратных потерь только с нашей стороны - больше миллиона человек. Но именно эта победа означала коренной перелом в ходу Великой Отечественной войны - провал наступления Оси на Восточном фронте, снятие угрозы захвата Вермахтом Нижнего Поволжья и Кавказа. С этой победы началось контрнаступление Красной армии и долгий трудный путь к 9 мая 1945 года.
Флаг над освобождённым городом, конец января 1943 года.
На Мамаевом кургане, на вершине которого и расположена статуя «Родина-мать зовёт!», похоронено более 35 тысяч участников Сталинградской битвы. Из 200 дней битвы 135 пришлись на сражение за эту высоту. Отсюда хорошо просматривалась Волга, а в условиях войны это было стратегически важно. За значимую высоту шли самые ожесточённые бои, и она не раз переходила из рук в руки. Даже зимой, когда в Сталинграде начались сильные морозы и шёл снег, земля на Мамаевом кургане оставалась чёрной от разрыва бомб и снарядов, на один квадратный метр здесь приходилось до полутора тысяч осколков и пуль. Земля была сплошь усыпана грудой металла, и весной 43-го года трава здесь так и не взошла.
Экскурсоводы рассказывают, что той весной не зазеленело вообще ни одно дерево в Сталинграде. Только на одном дереве набухли клейкие зелёные листочки. Этот тополь и сейчас стоит на Аллее Героев, как природный памятник той битве - «тополь этот пронёс жизнь свою через битву великую».
Другой памятник этой битве возвели на Мамаевом кургане уже после окончания войны.
Архитектор
Советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич творил и работал в стиле социалистического реализма, и большая часть его произведений посвящена периоду Великой Отечественной войны. О войне он знал не по наслышке. В первые дни Великой Отечественной он ушёл на фронт добровольцем в качестве рядового солдата-пулемётчика, к концу 1942 года дослужился до звания капитана и в тот же год в боях под Ленинградом он был серьёзно контужен. Война серьёзно повлияла на его творчество и, принимавший до этого участие в строительстве гражданских объектов, он становится военным художником и обращает всё своё внимание на исторические военные события прошлого, окончательно формируется как скульптор.
Советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич
Он много работал над памятниками и бюстами, но мировую славу ему принесли работы в историческо-символическом жанре, посвящённые периоду Великой Отечественной войны: памятник «Воин-освободитель» в Берлине, монумент «Соединение фронтов» в Пятиморске, аллегорическая статуя «Перекуём мечи на орала» в Нью-Йорке и Москве и самая известная его работа - «Родина-мать зовёт!» в Волгограде.
В Волгограде же и находится другая знаковая работа мастера - памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал. Но изначально на этом месте был сооружён гигантский памятник Сталину. Вучетич работал над проектом со всей ответственностью: памятник был завершён в кратчайшие сроки, а на отливку фигуры пошла лучшая самородная медь. Но памятнику «вождю народов» было суждено простоять всего несколько лет - в 1956 году началась десталинизация и... памятник снесли. А Вучетича пригласили для работы на Волго-Доне вновь, но уже над памятником Ленину, который стоит и по сей день в Красноармейском районе Волгограда. В городе ходит байка, что у памятника Сталина просто «спилили» голову и на её место «приладили» голову Ленина. Это, конечно, не так. Вучетич, как и любой творец, был раздражён варварским отношением к его прошлой работе, поэтому предложил обойтись бюстом Ленину. Но после череды долгих уговоров согласился возвести памятник в полный рост по той же технологии (облегчённый железобетон), что и возводил «Родину-мать». Так памятник Ленину стал самым большим (27 метров скульптура и 30 метров постамент) в мире памятником, установленным реально жившему человеку. На этот монумент стоит взглянуть только ради его масштабов.
Кстати, после завершения скульптуры «Родина-мать зовёт!» в Сталинграде Вучетич начал работу над аналогичным памятником в Киеве. Но закончить его не успел. «Родину-мать» в Киеве возглавил другой архитектор и значительно изменил первоначальный вариант, предложенный Вучетичем. А Скульптура «Родина-мать» и сейчас возвышается на днепровских склонах и хорошо различима с разных точек Киева.
Описание
Скульптура «Родина-мать зовёт!» одновременно является композиционным центром памятника "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане и... центральной частью триптиха - «Тыл фронту», «Родина-мать зовёт!» и «Воин-освободитель». По задумке авторов, смысл монументального сооружения таков - меч, выкованный в тылу на Урале, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен уже после Победы в Берлине. Грандиозная по своему замыслу задача! Вучетич, как мастер, приложил руку только к двум частям этого триптиха, монумент «Тыл - фронту» был завершён уже после его смерти.
Невероятно, но конкурс на строительство памятника в Сталинграде был объявлен ещё до окончания войны. Своим видением памятника делились и известные архитекторы, и простые солдаты. Даже из-за рубежа приходили работы. В конкурсе не принимал участия только будущий создатель монумента. Говорят, что эту скульптуру с ним обсуждал лично Сталин, выбрав и утвердив его кандидатуру из многих других. Уже после утверждения Вучетич отказался от первоначальной композиции монумента - предполагалось, что солдат будет протягивать свой меч Родине-матери. Но разве солдат мог передать кому-то свой меч, если война ещё не кончилась?
Но строительство монумента началось уже после смерти Сталина в 1959 году. Для большего погружения в историю я советую попытаться представить разрушенный войной, чуть ли не стёртый до основания город, где совсем недавно завершилась одна из самых кровопролитных битв в истории человечества, город, где совсем недавно прошло крупнейшее сражение Второй Мировой войны, город, который Уинстон Черчилль предлагал оставить после войны как есть:
«Хорошо бы оставить нетронутыми страшные руины этого легендарного города, а рядом построить новый, современный город. Развалины Сталинграда, подобно развалинам Карфагена, навсегда остались бы своеобразным памятником человеческой стойкости и страданий. Они привлекли бы паломников со всех концов земли и служили бы предупреждением грядущим поколениями»
И вот этот город начинают поднимать из руин, и в этом городе начинают поднимать этот невероятный по своей силе и мощи монумент в знак памяти о событиях войны и памяти бессмертному подвигу нашего народа. Когда я вижу «Родину-мать», я просто не могу не думать о событиях тех лет.
Многометровая фигура женщины с искажённым в крике лицом шагает вперёд, сжав в поднятой руке меч. Такая аллегория образа Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. Андрей Сахаров в 1968 году делился воспоминаниями о встрече с Вучетичем. Начальство, во время работы Вучетича над проектом, спрашивало у него, мол, зачем статуя кричит. Ответ был прост:
- А она кричит - за Родину… вашу мать!
Кстати, само выражение «Родина-мать» известно в русском языке ещё с XIX века. В поэме Некрасова «Саша» есть такие строки:
«Спящих в могилах виновных теней // Не разбужу я враждою моей.
Родина-мать! я душою смирился // Любящим сыном к тебе воротился».
Но широкое распространение этот образ получил во время Великой Отечественной войны, и своим происхождением именно в контексте советского образа обязан плакату «Родина-мать зовёт!» По признанию автора этого плаката, художника Ираклия Тоидзе, первые наброски к этому плакату он рисовал... со своей жены. 22 июня 1941 года его жена вбежала к нему в мастерскую с криком: «Война!». Художник был поражён этим известием, но ещё сильнее был поражён выражением лица жены и тут же взялся за карандаш.
Знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.
Тот плакат стал легендарным, но легендарнее стал образ матери. Уже позднее он воплотился в скульптуры, которые установлены сегодня в разных городах и странах. Самая известная из них находится в Волгограде.
Версии о том, кто послужил прототипом скульптуры для Вучетича разнятся. Есть мнение, что существуют определённые сходства скульптуры с фигурой «Марсельезы» на Триумфальной арке в Париже, или даже с древнегреческой мраморной статуей Ники Самофракийской. В разные годы объявлялись женщины, которые рассказывали, что именно они позировали для великого замысла скульптора. Поэтому точнее будет сказать, что «портрет» был собирательным. Прототипом фигуры стала известная спортсменка дискоболка Нина Думбадзе, а лицо скульптор лепил с портрета собственной жены.
А мне по силе эмоций она напоминает ещё и знаменитую фотографию времён Великой Отечественной войны.
«Комбат», 1942 год. Фотограф Макс Альперт.
Общая высота статуи - 85 метров, вес - больше 8 тысяч тонн. Для сравнения: высота Статуи Свободы без постамента - 46 метров, а высота статуи Христа-Искупителя в Бразилии - 38 метров, а в сравнении с ростом человека фигура «Родины-мать» увеличена в 30 раз. Долгое время «Родина-мать» считалась самой высокой статуей в мире, но потом в этом списке её опередили религиозные скульптуры и статуи, установленные в Азии. Впрочем, она и сейчас остаётся самым высоким памятником России и Европы.
Строительство
Большая часть фундамента, на котором установлена статуя, скрыт под землёй. «Родина-мать» отливалась слой за слоем, строительство статуи требовало стабильной заливки бетона по графику, а чтобы её обеспечить грузовики, подвозившие бетон, были помечены специальными знаками, которые давали им приоритетное право проезда, совсем как машинам экстренных служб - они могли проезжать даже на красный.
Так шло строительство статуи "Родина-мать зовёт!"
Внутри скульптура полая, а жесткость каркаса поддерживается натянутыми металлическими тросами. Проект был рассчитан с ювелирной точностью. Правда, небольшой просчёт был допущен с мечом, который сжимает в своей руке статуя. Конструкция обладала таким свойством как «парусность» и во время ветра раскачивалась, вызывая избыточное механическое напряжение в месте крепления. Поэтому меч вскоре заменили на новый, предусмотрев небольшие отверстия в его верхней части, что значительно снизило его подвижность в ветреную погоду.
Обывателя, далёкого от всех архитектурных и инженерных дел, масштабы башни поражают до самых банальных вопросов: «И как только её построили? Это же просто невероятно!». У меня просто захватывает дух, когда я стою у самого основания статуи и смотрю на неё, закинув голову, снизу вверх.
Опытный инженер Николай Никитин, работавший в команде с Вучетичем, проектировал до этого главное здание МГУ и Останкинскую телебашню. При расчёте конструкции этой статуи он заложил даже «запас на смещение». Но, по мнению специалистов, статуя продолжает отклоняться, и этот вопрос уже несколько раз поднимался на государственном уровне. На эти опасения есть опровержения, которые, впрочем, не должны мешать отслеживать состояние статуи самым тщательным образом.
Символ
Строительство статуи было завершено в 1967 году. Я даже не могу представить, что было в первые годы после её открытия. Туда бесконечным потоком шли ещё молодые ветераны, участники Сталинградской битвы возлагали цветы в память погибшим товарищам, выжившие жители разрушенного, но так и несломленного города приходили сюда, чтобы взглянуть на это место уже другими глазами, сюда приезжали специально из других городов и стран, привозили экскурсии и школьные группы... Приезжают и сейчас. Но когда я показывала фотографии, сделанные на Мамаевом кургане в День Победы, своей бабушке, она рассказывала, что в те годы здесь было так каждый день. Уверена, что так оно и было.
Шесть раз я приезжала в специально на 9 мая, чтобы посмотреть Парад на Площади Павших бойцов, подняться на Мамаев курган и посидеть вечером у Волги на Набережной. Я помню годы, когда в толпе идущей к вершине кургана можно было встретить ещё много ветеранов, им дарили цветы и фотографировали с ними детей. Я помню и год, когда на Мамаевом кургане впервые прошла акция «Бессмертный полк». С каждым годом, участников этой акции становится всё больше и больше. Так история, которая стала личной частью каждой семьи в нашей стране, не может остаться только на страницах учебников. Память, живи.
Я не представляю без Мамаева кургана, без этой статуи. «Родина-мать» есть и на флаге, и на гербе Волгоградской области. Но это не только символ всего города, это символ той истории, о которой мы не должны забывать.
Скульптура "Родина-Мать зовет!" - основной монумент памятника ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане в Волгограде зачаровывает. Уникальная конструкция, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса, признанное чудо России. Таких памятников больше нет ни в нашей стране, ни в мире. А в момент строительства монумента о подобных технологиях строительства даже не знали, и многое придумывалось "на лету".
Попасть внутрь скульптуры «Родина-мать зовет» и подняться на самый ее верх доступно далеко не каждому посетителю мемориала. Завораживают даже не виды, а само ощущение от возможности побывать в таком месте.
"Мать-Родина" внутри не пустая, а с огромным количеством небольших помещений размером 3х3 метра, для устойчивости монумента весом в восемь тысяч тонн, который к тому же не прикреплен к с своему 2000-тонному 16-ти метровому фундаменту и держится как фигура на шахматной доске под силой собственной тяжести.
Внутри статуя пронизана стальными тросами, которые поддерживают жесткость скульптуры. Всего их 119 и каждый из тросов способен выдержать нагрузку в 60 тонн.
Периодически тросы подтягивают, изменяя напряжение. На каждом тросе установлены датчики, контролирующие его работу.
Вопреки домыслам, внутри статуи нет лифтов и других удобств - лестница на высоту 52 метра насчитывает 203 ступени и 11 ярусов.
На некоторых ярусах стальные тросы, удерживающие статую, заканчиваются и начинаются новые.
Информация со специальных датчиков, расположенных внутри статуи, стекается в единый информационный центр, расположенный также внутри статуи, и эта информация еженедельно снимается специалистами специализированного института, наблюдающего за состоянием монумента.
Наиболее сложные конструкции находятся на уровне груди статуи, где все те же стальные тросы удерживают громадное напряжение и стягивают руки монумента.
Больших технических помещений внутри статуи всего два - в районе груди и в голове "Мать-Родины!". Там же расположена сложнейшая аппаратура, учитывающая малейшие колебания железобетонной конструкции.
Один из самых распространенных мифов о величайшем монументе - после его открытия внутри потерялся человек - не больше чем красивая легенда. Конечно, при желании заблудиться там можно, учитывая огромное количество маленьких клетушек и проходов, но желание заблудиться должно быть крайне сильным. А вот лаз в правую руку монумента, несмотря на маленький размер выводит в огромное помещение, где вполне может поместиться легковой автомобиль...
Здесь же в окружении приборов мы оставляем сковывающие движения вещи.
Кстати громко говорить внутри статуи не принято. Видимо из-за эха...
Внутри статуи нет никаких деревянных конструкций. Это лишь следы старой опалубки, которые сохранили бетонные стены. Кое-где через почти полвека даже остались щепки.
Внутри монумента повсюду предупреждающие таблички, и на каждом ярусе находятся огнетушители, и порошковая система пожаротушения, которая к счатью не применялась. Да и вообще благодаря надежной эксплуатации ЧП за 47 лет не было.
Внутрь головы мемориала ведет узкий проход в районе горла. Достаточно полному человеку вполне можно повторить известную историю Винни-Пуха.
Зато в голове достаточно уютно и просторно. Даже есть возможность передохнуть и рассмотреть надписи, сделанные нашими предшественниками.
Развеивая еще один миф о монументе - внутри нет никаких смотровых площадок. Из скульптуры, помимо входа у подножия, есть всего три выхода для промышленных альпинистов, которые следят за внешним состоянием статуи. Один из них расположен в голове, а два других - в эфесе меча, который держит "Мать-Родина!".
Наш проводник открывает люк и у нас захватывает дух! Описать словами поражающие чувства нельзя! Это надо пережить!
Вид, открывающийся с рукотворного памятника на Мамаев Курган и Волгоград завораживает...
На руке огромное количество меток, отставленных промышленными альпинистами из группы "Высота 102". Надпись "REBUS" оставлена ими же, зачем - история умалчивает.
Волгоград с высоты птичьего полета - примерно 170-ти метров.
Не сделать фотографию на память в столь уникальном месте, было бы, по меньшей мере, просто глупо...
Хочется сказать слова благодарности за возможность экскурсии администрации музея-панорамы "Сталинградская битва".
В Волгограде я воспользовался уникальным предложением пресс-службы губернатора Волгоградской области и поднялся в голову знаменитой статуи «Родина-Мать зовет». Говорят, что наверх поднимается лишь несколько человек в год. Под катом я покажу что у нее внутри…
Монумент «Родина-Мать Зовет» — одна из самых высоких статуй в мире — входит в состав историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане.
К ней ведут 200 ступеней — именно столько дней длилась Сталинградская битва. По замыслу архитектора Евгения Вучетича лестница должна была идти до самой Волги, но, как обычно, не хватило денег. Сейчас идут разговоры о том, чтобы завершить строительство.
3.
Мы начали свой подъем на Мамаев курган с площади «Стоявших насмерть», к которой ведет аллея пирамидальных тополей, а за ней начинаются «Стены-руины». В центре площади установлена фигура солдата-защитника Сталинграда. По словам архитектора Евгения Вучетича, «это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы «.
На скале выцарапаны надписи: «Стоять насмерть », «За Волгой для нас земли нет », «Ни шагу назад! », «Каждый дом – это крепость », «Не посрамим священной памяти »:
4.
Стены-руины производят сильное впечатление и рассматривать их можно часами. Это своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщербленных прямым попаданием снарядов и автоматными очередями. Тема левой стены — «Ни шагу назад!», правой стены — «Только вперед!».
Фигура знаменитого снайпера Василия Зайцева, уничтожившего во время войны 225 немецких солдат и офицеров, наверху левой стены кажется очень маленькой, хотя на самом деле она выполнена в человеческий рост:
5.
На стенах очень много надписей, среди которых есть цитата из собрания одной из комсомольских организаций Сталинграда:
Слушали
: О поведении комсомольцев в бою.
Постановили
: В окопе лучше умереть, но не уйти с позором. И не только самому не уйти, но сделать так, чтобы и сосед не ушел.
Вопрос к докладчику
: Существуют ли уважительные причины ухода с огневой позиции?
Ответ
: Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание - смерть».
6.
Лестница, минуя Стены-руины, приводит на площадь Героев с бассейном «Озеро Слез» посередине. Слева от бассейна расположена Стена-Знамя, на которой высечены слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».
Отсюда можно войти в круглое здание — «Зал воинской славы»:
7.
В центре зала установлен монумент с вечным огнем, а на стенах изображены тридцать четыре символических знамени, с высеченными на них именами 7200 героических защитников Сталинграда. Всего в Сталинградской битве погибло около 3 миллионов человек:
8.
Через огромный проем в крыше зала видна Родина-Мать. Архитектор Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит - за Родину… вашу мать! - заткнулись»:
9.
Каждый день с 9 утра до 7 вечера в Зале воинской славы стоит почетный караул:
10.
В нашей стране всего 2 города, где есть почетный караул — это Москва и Волгоград:
11.
12.
13.
Выход из Зала воинской славы приводит на площадь Скорби. Здесь расположена фигура скорбящей матери, на руках которой погибший воин:
14.
С площади Скорби начинается подъём к главному монументу Мамаева кургана:
15.
Статуя весом 8 тысяч тонн никак не прикреплена к фундаменту. Она спокойно стоит на нем, как шахматная фигура на доске:
16.
Высота статуи Родины-Матери - 52 метра. В правой руке она держит меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Общая высота скульптуры — 85 метров:
17.
Попасть внутрь монумента можно через небольшую дверь в основании. Дверь двойная. За первой спрятана лестница:
18.
Внутри статуя напоминает знаменитую литографию «Относительность» Маурица Эшера:
19.
Мы пытались прикинуть количество ступенек ведущих наверх. Получилось 187:
20.
Внутри статую пронизывают натяжные канаты весом 60 тонн каждый:
21.
22.
За их натяжкой следят с помощью специальных датчиков. Когда натяжение ослабевает — их подтягивают:
23.
24.
25.
Эту комнату можно назвать Сердцем Родины-Матери. Она находится на уровне груди и в ней закреплены тросы от левой и правой руки статуи. Сама комната тоже стянута канатами, чтобы монумент не разорвало, под тяжестью рук:
26.
Крепление левой руки (без меча):
27.
А это вход в правую руку (с мечом):
28.
29.
Слева внизу — вход в плащ, а справа за арматурой — вход в левую руку:
30.
На стенах периодически попадаются надписи. Видимо, некоторые строители решили себя увековечить:
31.
Вход в голову такой же узкий, как и в остальные части тела:
32.
Ребенку было легче всех, а я с рюкзаком за плечами протиснуться не смог — пришлось его снимать:
33.
Помещение в голове. Здесь есть удобная лавочка, на которой можно посидеть и передохнуть. В макушке открывается люк, через который мы высовывались наружу:
34.
Никита Барышев, который организовал для нас экскурсию, вылез первым.
35.
Внизу виднеется Храм Всех Святых:
36.
37.
На руке у статуи много «наколок», оставленных альпинистами:
38.
После постройки статуи в 67 году клепки первого меча стали трескаться, а сам меч вибрировал со страшным звуком, поэтому в 72 году его заменили на более современный с системами гашения вибрации:
39.
В гарде, с каждой стороны есть люк. Мы вылезли через такой же:
40.
41.
42.
А это знаменитый «Танцующий мост». Помните фейковое видео, которое облетело весь интернет, и даже «попало в телевизор», где этот мост жутко вибрировал.
43.
44.
45.
46.
P.S. Видео с Артемия Лебедева о его походе внутрь статуи и Волгограде:
Этот репортаж доступен в высоком разрешении
Скульптура «Родина-мать зовет» - это центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Она является одной из самых высоких статуй мира, о чем свидетельствует запись в .
Попасть внутрь скульптуры «Родина-мать зовет» и подняться на самый ее верх доступно далеко не каждому посетителю мемориала. Завораживают не столько виды, сколько сам факт того, что можно побывать в таком месте.
Сначала посмотрим, из чего сделана наша Родина-мать, какая она внутри, а потом выглянем вместе из люка на макушке.
Мне выдалась поистине уникальная возможность посмотреть на Мамаев Курган и на Волгоград глазами самой Родины-матери. Сбылась мечта, казавшаяся несбыточной.
В непарадной части скульптуры есть небольшая дверца. Из нее инженер достал приставную лесенку, и мы небольшой компанией из четырех человек прошли в самое потайное и желанное помещение мемориала.
Технические данные скульптуры. Скульптура сделана из 5 500 тонн бетона и 2 400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота памятника - 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров (большая его часть скрыта под землёй). Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8 000 тонн).
Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жесткость скульптуры поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.
Все это я вам сейчас покажу!
На этом снимке виден отсек, в котором стоит огнетушитель, и тросы натяжения. Подобные тросы стягивают .
Тросы стягивают руки к туловищу, а туловище натянуто по вертикали.
Крепление вертикальных тросов:
Крепление тросов правой руки с мечом:
За натяжением тросов следят специальные датчики:
А эта конструкция следит за колебаниями:
Лаз в правую руку скульптуры «Родина-мать зовет»:
Без инструкций по технике безопасности никуда. Изображения напомнили уроки ОБЖ в школе, которые мы особенно всерьез не воспринимали, но бинтовать голову я до сих пор умею (-:
Редкий шанс встать монументу поперек глотки:
«Добро пожаловать в голову», - говорит инженер отдела безопасности Виктор Григорьевич.
А это отличные фотографии периода строительства монумента:
Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру - избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое, 28-метровое, с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.
Готова! Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям - Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).
Виктор Григорьевич открывает люк на самой макушке и разрешает нам вдоволь наслаждаться видом и делать фотографии.
Родина-мать С высоты птичьего полёта.
Монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане установлен неслучайно. Это место особое, где каждый сантиметр земли пропитан кровью советских солдат. Ожесточённые бои за 102-ю высоту шли здесь 140 дней. И именно здесь после войны было решено увековечить подвиг советского народа. Внутри этого грандиозного монумента удаётся побывать немногим, но вездесущие блогеры проникают везде.
Родина-мать в Волгограде.
200 степеней ведут к подножью монумента «Родина-мать» в Волгограде. Мамаев курган является местом захоронения 35 тысяч защитников города, а венчает мемориал памятник общей высотой 85 метров. Установлен памятник на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Масса скульптуры более 8000 тонн, а высота фигуры – 52 метра. Толщина стен скульптуры – около 30 сантиметров. Интересно, что статуя на плите стоит совершенно свободно, как шахматная фигура на доске.
В непарадной части скульптуры есть небольшая дверца, через которую можно попасть внутрь мемориала.
Каждую неделю сотрудник ОАО «НИИЭС» поднимается наверх Родины-матери, чтобы справится о её «самочувствии» - снять показания с датчиков, которые там установлены.
Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании.
В отличие от статуи Свободы Родина-мать не предусматривает проведение экскурсий внутри. Внутренней отделки здесь нет. А после пожара в Останкинской телебашне сняли даже опалубку. Вентиляционной системы внутри скульптуры нет, поэтому здесь летом душно и жарко, а зимой монумент промерзает насквозь и на корпусе образуется наледь.
Отсек, в котором стоит огнетушитель, и тросы натяжения.
Тросы стягивают руки к туловищу, а туловище натянуто по вертикали.
В трёх внутренних секциях монумента 99 канатов, которые протянуты от пяток статуи до уровня груди. На каждый канат приходится 60-тонная нагрузка. На каждом тросе установлены электромагнитные датчики, записывающие частоту колебаний. Специалисты снимаю эти показания, по которым контролируют натяжение.
Крепление вертикальных тросов.
Крепление тросов правой руки с мечом.
За натяжением тросов следят специальные датчики.
Внутри много разных датчиков. Этот, судя по всему, установлен на трещину.
А эта конструкция следит за колебаниями.
Стальные тросы установлены и в руках монумента. Через небольшой лаз можно попасть в просторное помещение, а через него – в правую руку статуи. Ещё немного усилий, и можно попасть в меч. Правда, пролезть внутрь может только очень стройный человек, да к тому же в минимуме одежды.
Лаз в правую руку.
Рука, которая держи меч.
Без инструкций по технике безопасности никуда.
По 3-метровой лестнице можно попасть к люку, расположенному на макушке Родины-матери. Буквально несколько шагов вверх и Волгоград, как на ладони.
Редкий шанс встать монументу поперек глотки.
Добро пожаловать в голову!
Люк на самой макушке статуи.
Отдельно стоит сказать о мече. Изначально он представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Из-за высокой парусности меч раскачивался на ветру. Это привело к деформации конструкции, а металлические листы неприятно скрежетали. Из-за этого в 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное стальное. Оно стало несколько короче (28 метров, а не 33), и в нём были сделаны отверстия для для гашения колебаний от ветров и для уменьшения парусности.
Фотографии периода строительства монумента.
Монумент готов!
Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям – Пешкова Анастасия Антоновна) - выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года). Архитектор Вучетич, автор монумента, рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! Они и заткнулись».
Селфи на макушке статуи.
Фото, сделанное из люка на руке монумента.