Нравственная проблематика произведения матренин двор. Все темы в одном произведении Солженицын А.И

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Рассказ Солженицына «Матрёнин двор» повествует о жизни деревни в пятидесятые годы. Писатель изображает, как изменяются нравственные идеалы, жизнь людей с приходом колхозов и повсеместной коллективизации. Он показывает кризис русской деревни, раскулачивание крестьян. Люди были лишены собственности, потеряли стимул к работе.

Жизнь крестьянства, его быт и нравы – всё это очень хорошо можно понять, прочитав это произведение. Главный герой в нём – сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях большой срок, и который хочет вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая была изуродована коллективизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир, где будет прекрасная природа.

Но он разочаровался, в деревне та же социальная нищета: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города». Объездив несколько деревень, ему стала люба та, где жила женщина лет шестидесяти, Матрёна. Крестьянство здесь утратило многовековые хозяйственные и культурные традиции. Автор видит дом своей хозяйки Матрёны. В этом доме можно жить только летом, да и то в хорошую погоду: «однако изгнивала щепа, посерели от старости брёвна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка». Быт ужаснейший: бегают тараканы и мыши. Людям в деревне Торфопродукт нечего есть. Матрёна спрашивает, что приготовить на обед, но, кроме «картови» и «супа картонного», ничего нет. Но, несмотря на такую тяжёлую жизнь, Матрёна выбирает жизнь праведника.

Перед каждым человеком в жизни предстаёт выбор. Каждый решает, как жить в нашем суровом мире. Одни помогают окружающим, другие свою жизнь мыслят лишь желанием собственного счастья, иногда даже принося вред людям. Главная героиня же выбирает праведничество, заключающееся в безответной помощи окружающим. Это её нравственный выбор.

Автор ценит в Матрёне доброту, простоту, кротость и видит необыкновенную красоту души. Всё её существование было заключено в труде, бескорыстной помощи подругам, золовкам, соседям: «Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила:

Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать». Тогда бросала все дела и помогала, а потом ещё искренне радовалась, что картошка крупная.

Жизнь главной героини не так уж легка. Потеряв на войне мужа, схоронив шестерых детей, она не утеряла нравственных идеалов. Сама не стремилась к накопительству, не гналась за модой. Проработав в колхозе четверть века, Матрёна не получала пенсии, так как пенсии полагались только заводским рабочим: «Была она одинокая кругом, а тех пор, как стала сильно болеть – и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии…»

Богатство не принадлежит народу, все стали рабами в руках государства. Происходит замена нравственных ценностей: вместо добра ими становятся богатство и жажда наживы. Но Матрёна не утратила своих жизненных стремлений и духовных ориентиров. Ещё при её жизни родня начинает делить горницу. Желая помочь своей воспитаннице Кире, Матрёна отдаёт брёвна горницы Кире и даже сама помогает перевозить их. Трактор, перевозя разобранную горницу, попадает под поезд, и героиня умирает: «На рассвете женщины привезли с переезда на санках под накинутым грязным мешком – всё, что осталось от Матрёны.… Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки». Даже погибает, делая доброе дело. Такова праведница Матрёна.

Потеряв же эту прекрасную женщину, общество продолжает нравственно деградировать. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, не горюет о её смерти, а лишь думает, как бы сохранить оставшиеся брёвна. Так люди утрачивают моральные ценности. Даже на поминках все пьют, а, напившись, начинают петь песни, несётся брань. Родственникам, самым близким людям безразлична скорбь об ушедшей Матрёне. И только автор, живший с ней, смог увидеть в ней настоящего праведника: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Этими словами и заканчивается рассказ.

В своём произведении Солженицын показал нам среду, в которой живут люди. Именно среда доводит их до жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Матрёна же сохранила в себе человека. Автором прекрасно показаны её русский характер, её доброта, сочувствие ко всему живому. Убогий быт не сделал убогими душу и сердце Матрёны. Увидеть в простой старушке великую душу, праведника мог только Солженицын.

Рассказ «Матрёнин двор» призывает не повторять ошибки прошлого поколения, чтобы люди стали более гуманными и нравственными. Ведь это основные ценности человечества!

В начале 20 века Россия подвергалась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Бедам и радостям русского народа посвящено все творчество А.И. Солженицына.

В своем рассказе «Матренин двор» (1959) он описал положение русской деревни в послевоенные годы. С уверенностью можно сказать, что этот писатель был одним из первых, кто открыл правду о судьбе крестьянства, изобразил трагическую жизнь русского человека и причины его несчастья.

Жители деревни Тальново, в которой происходит действие рассказа, существуют в ужасных условиях. У них отсутствует электричество, больницы, магазины. Вот как описывает Солженицын дом главной героини: «Изгнивала щепа, почернели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка», «темноватая изба с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты».

Сюжет рассказа концентрируется вокруг события, происшедшего «на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани». Рассказчик прошел путь к Матрениному двору «из пыльной горячей пустыни». Судьба привела его к «одинокой женщине лет шестидесяти», бедной и измотанной «черным недугом». Именно в этой «темноватой избе» рассказчик находит не только желанную тишину, уют, но и особую жизнь («безмолвная, но живая толпа» фикусов, заполняющая «одиночество хозяйки»).

В рассказе «Матренин двор» автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте 20 века. Жизнь Матрены была нищенской: «…Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала…ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки». «Много было у Матрены обид», с ней «наворочено было много несправедливостей». Но, привыкнув, героиня остается «простодушной», «доброжелательной», «лучезарной», «просветленной».

Главным в образе Матрены является доброта («доброе расположение духа», «добрая улыбка»), побеждающая в ее душе все тяготы и заботы. Никакие враги («…воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста», «Из канцелярии в канцелярию…гоняли ее два месяца…») не могли надолго «омрачить» настроения героини. «Верным средством вернуть» внутренний свет была для нее работа. Матрена работала для колхоза, «для любой родственницы дальней или просто соседки». Все это она делала бескорыстно («Не берет она денег»).

Солженицын показывает, что крестьянство не могло пользоваться продуктом своего труда. Все доставалось государству: «рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли начальству». Бабы вынуждены были воровать торф, чтобы выжить зимой.

Государство отрезало огороды у тружеников, лишало их платы за тяжелый труд. Поэтому в народе к нему не было доверия: «А что – пенсия? Государство – оно поминутное. Сегодня, вишь, дало. А завтра отымет».

Героиня в рассказе оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь «совестью своей», самой жизнью соединить края пропасти. Кульминацией является момент гибели Матрены на переезде во время перевоза сруба своей горницы: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани… застряли… туда же… понесло и Матрену».

Трагические события предвещают и страх Матрены перед поездом («Боялась… больше всего почему-то…»), и пропажа котелка на водосвятие («…как дух нечистый его унес»), и то, что «в те же дни кошка колченогая сбрела со двора…». Даже природа противится перевозу – двое суток кружит метель, после чего начинается оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!»

Среди своих односельчан Матрена остается «непонятой», «чужой». Но, если ранее в речи героев использовались пословицы, отразившие горький опыт народной жизни («Незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут…», «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю»), то в финале рассказа народная мудрость становится основой для оценки героини: «…она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

В чем суть праведности Матрены? В том, что жизнь ее строится на правде. Матрена испытывает на себе все трудности советской сельской жизни 1950-х годов: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны. Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она, как и другие, вынуждена брать его тайком. Но, несмотря ни на что, эта героиня сохранила все самое светлое, сохранила свою душу.

Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства того времени, с его бесправием и пренебрежением к обычному человеку. И от того еще ценнее становится характер Матрены. Праведность этой героини состоит в ее способности сохранить свое, человеческое, в столь недоступных для этого условиях.


Действие рассказа А. И. Солженицына происходит в середине 50-х гг. прошлого столетия. Повествование ведется от первого лица, своеобразного человека, мечтающего о жизни в глубинке родной страны, в отличие от намеревающихся поскорее перебраться в шумные города соотечественников. Данный факт объясняется длительным пребыванием в тюрьме, желанием отстраниться от общества, уединения и покоя.

Сюжетная линия

Для реализации своего намерения персонаж отправляется в местечко «Торф-продукт» для преподавания в средней школе. Скучные бараки и ветхие пятиэтажные дома его вовсе не привлекают. В итоге, отыскав пристанище в отдаленной деревне «Тальново», герою предстоит знакомство с одинокой, потерявшей здоровье, женщиной Матреной.

Отнюдь не зажиточное хозяйство в невзрачной избе составляют брошенная прежним хозяином колченогая кошка, потемневшее от времени зеркало и пара привлекающих посторонние взоры, иллюстрирующих продажу книг и урожайность, плакатов.

Контрасты

Акцентируя внимание на данных предметах незатейливого интерьера, автор пытается донести до читателя ключевую проблему прошлых времен - браваду официальной хроники событий исключительно ради показухи и невеселая действительность обнищавшей глубинки.

Параллельно мастер слова противопоставляет богатый духовный мир, выполняющей непосильный труд в колхозе, крестьянки. Проработав почти все лучшие годы, она не удостоилась пенсии от государства ни себе, ни полагающуюся ей при утере кормильца.

Личные качества

Попытки обретения хоть какой-то копейки оборачиваются препонами со стороны бюрократического аппарата. Вопреки непониманию окружающих и нечестных действий правящих властей, ей удается сохранить человечность, чувство жалости и сострадания к людям. Удивительно смиренная по натуре, она не требует к себе дополнительного внимания и излишнего комфорта, искренне радуясь имеющимся приобретениям.

Любовь к природе выражается в заботливом выращивании многочисленных фикусов. Из дальнейших описаний жизни Матрены, известно, что она могла бы избежать одинокой участи, ведь жилище возводилось для детей и внуков. Только во 2-ой части обнаруживается факт утраты ею шестерых детей. 11 лет прождала она с войны мужа после объявления его пропавшим без вести.

Подведение итогов

В образе Матрены воплощены лучшие черты русской женщины. Рассказчику импонирует ее добродушная улыбка, беспрестанный труд в огороде или при походе в лес за ягодами. Автор нелестно отзывается о ее окружении. Замена изношенной железнодорожной шинели на пальто и получаемая пенсия вызывают заметную зависть у односельчан.

В своем произведении писатель обращает внимание на чрезвычайное бедственное положение крестьян, их нерадостное существование со скудным собственным пропитанием и нехваткой денег для корма скота. Наряду с тем ярко проявляется недружественное отношение друг близко живущих людей.

Анализ рассказа Матрёнин двор Солженицына

В рассказе Александра Исаевича Солженицына повествуется о человеке, который хотел затеряться в глубинках России. При чем герой хотел по-настоящему спокойной, почти затворнической жизни. Он хотел устроиться учителем в школу. И ему это удалось. Но для того, чтобы работать в школе, ему нужно было где-то жить. Он прошел по всей деревне и заглянул в каждую избу. Везде было тесно. Вот и пришлось ему поселиться в большой и просторной избе Матрены Васильевны. Обстановка в избе была не из лучших: тараканы, мыши, трехногая кошка, старая коза и запущенность строения – все это по началу казалось страшным. Но со временем герой привык и освоился у Матрены Васильевны.

Хозяйку избы писатель описывает как старуху лет шестидесяти. Она ходила в рваных вещах, но очень их любила. У нее из хозяйства была все одна старая, облезлая коза. Матрена Васильевна перед читателем предстает обычной, но в то же время загадочной женщиной. Она в основном молчит, ничего не рассказывает, да и не спрашивает у героя ничего. Лишь однажды Матрена рассказала кусочек своей жизни герою. Как она собиралась замуж за одного брата, а вышла за другого, потому что первого брата не дождалась с войны. Все думали, что он умер. Так и вышла Матрена Васильевна за второго брата. Он был младше ее на год. Но никогда Ефим не тронул и пальцем Матрену. Придя с войны, старший брат бранился порубить их, но вскоре затих и нашел себе жену с тем же именем. На этом ее рассказ и закончился. И то рассказала она это все потому, что Фаддей пришел к ней, чтобы поговорить со школьным учителем Антошки, который жил у Матрены.

Читателю Матрена Васильевна представлена таким образом, что ее хочется пожалеть и помочь ей. Детей у нее не было. Так вышло, что они умирали после трех месяцев жизни. Так и получилось, что Васильевна взяла себе на воспитание одну из дочерей деверя. Девочку звали Кира. Воспитала и выдала замуж Матрена Васильевна дочку. Именно Кира хотя бы иногда, но помогала Матрене, а так женщина сама старалась выжить. Она, как и все бабы в деревне, воровала торф на болотах, чтобы согреваться холодными зимами. А питалась тем, что «Бог пошлёт». Матрена Васильевна была простодушным и добрым человеком, никогда не отказывала в помощи и ничего не брала, если помогала.

Избу, в которой жила героиня рассказа, Васильевна завещала Кире. Так вот наступил день, когда пришли разбирать половину избы, Матрена погоревала немного и пошла помогать доски грузить. Такая вот она была, Матрена Васильевна, всегда мужскую работу брала на себя. В этот день и случилось несчастье. Когда перевозили доски на санях через железную дорогу, тогда и раздавил почти всех поезд.

О Матрене Васильевне как-то горевали не по-настоящему все. Может от того, что так принято среди людей, что надо слезы лить по умершим, только поэтому вроде как люди плакали. Но читатель не увидит искренности в этих слезах. Все плачут лишь только потому, что так положено. Одна только приемная дочь горевала по-настоящему о Матрене Васильевне. Она на поминках сидела в стороне и тихонько плакала.

После смерти Матрены Васильевны все только и думали о том, кому что достанется из очень бедного имущества ее. Сестры кричали громко о том, кому что достанется. Многие другие высказывали, что кому обещала Васильевна. Даже муж брата думал о том, что доски, которые остались целые, нужно забрать обратно и пустить их в дело.

На мой взгляд, рассказ А. И. Солженицын хотел рассказать о простой русской женщине. Именно о такой, которая на первый взгляд не приметна, но если познакомиться и пообщаться поближе с ней, то раскроется вся ее многогранная душа. Автор рассказа хотел рассказать о крепком женском характере. Когда, претерпевая невзгоды и несчастья, падая, но снова поднимаясь, русская женщина всегда остается крепкой духом и не злится на простые житейские мелочи. Именно такие люди, неприметные и не требующие многого, как Матрена Васильевна, делают нашу жизнь легче. Когда такого человека не становится рядом, именно тогда люди осознают потерю и важность присутствия рядом именно этого человека. На мой взгляд автор отлично подобрал слова в конце рассказа «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.».

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что такое душевные силы 9 класс 15.3

    Душа, как много означает одно слово. С ним всегда связывают переживания, воспоминания, встречи, разговоры, посиделки. Никто так и не определил, где она находится в организме человека

  • Анализ рассказа Бунина Муза

    Рассказ ведётся от первого лица немолодого помещика, который хотел учиться живописи. Он так был увлечен этой идеей, что провел весь зимний период, в Москве, забросивши свое имение. Помещик брал уроки живописи у весьма посредственного

  • Яшка - верный товарищ - сочинение по рассказу Тихое утро(7 класс)

    В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» речь идёт о двух мальчишках: Яшке и Володе. Яшка типичный деревенский паренёк, привыкший одеваться просто и удобно, рано просыпаться, ходить на рыбалку и охоту.

  • Характеристика и образ Вожеватова в пьесе Бесприданница Островского сочинение

    Один из главных героев пьесы «Бесприданница» Островского А. Н. является Вожеватов Василий Данилыч. Молодой человек является представителем очень состоятельной европейской фирмы, любит одеваться по-европейски

  • Сочинение по картине Шишкина Зима в лесу (Иней) 3, 2 класс

    Чувствуется, как там холодно. Снег такой красивый. И иней особенно красивый. Почти не видно черных веток, все серебрит иней. Снега тоже много. Небо голубое! Ни облачка. Очень приятно было б погулять в этой картине. Там иней хрустит, сияет снег. Зима!

А. Н. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в мильцевской школе учителем. Жил на квартире у Матрены Васильевны Захаровой. Все события, описанные автором, были реальными. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелегкая доля колхозной русской деревеньки. Предлагаем для ознакомления анализ рассказа по плану, данные сведения могут быть использованы для работы на уроках литературы в 9 классе, а также при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1959 г.

История создания – Работу над своим произведением, посвященном проблемам русской деревни, писатель начал летом 1959 года на побережье Крыма, где гостил у своих друзей по ссылке. Остерегаясь цензуры, название «Не стоит село без праведника», было рекомендовано изменить, и по совету Твардовского, рассказ писателя назвали «Матренин двор».

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, проблематика отношений простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идет от имени рассказчика, как бы глазами стороннего наблюдателя. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, где герои придут к осознанию того, что смысл жизни не только (и не столько) в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных, и эта проблема является общечеловеческой, а не отдельно взятой деревни.

Жанр – Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.

Сам смысл названия «Матренин двор» является отображением основной мысли произведения, где рамки ее двора раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческие проблемы. Отсюда можно сделать вывод, что история создания «Матрениного двора», заключает в себя не отдельную деревню, а историю создания нового взгляда на жизнь, и на власть, управляющую народом.

Тема

Проведя в «Матренином дворе» анализ произведения, необходимо определить главную тему рассказа, выяснить, чему учит автобиографическое сочинение не только самого автора, но, по большому счету, и всей страны.

Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире. Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.

Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части , рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части , рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Главные герои

Жанр

Публикация «Матрениного двора» вызвала много споров среди советских критиков. Твардовский в своих заметках писал, что Солженицын – единственный писатель, выражающий свое мнение без оглядки на власть и мнение критиков.

Все однозначно пришли к мнению, что произведение писателя относится к «монументальному рассказу» , настолько в высоком духовном жанре дано описание простой русской женщины, олицетворяющей собой общечеловеческие ценности.

История создания произведения Солженицына «Матрёнин двор»

В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том числе — «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР. А в 1970 г. Солженицын был удостоен Нобелевской премии.
Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956-го был заменен автором на 1953-й. «Матренин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен». Во всех примечаниях к рассказу сообщается о прототипе героини — Матрёне Васильевне Захаровой из деревни Мильцово Курловского района Владимирской области. Рассказчик, как и сам автор, учительствует в рязанской деревне, живя у героини рассказа, да и само отчество рассказчика - Игнатич - созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы.
Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть— на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».
Первое название рассказа «Не стоит село без праведников» заключало в себе глубокий смысл: российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Так как праведником называют, во-первых, человека, живущего в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человека, ни в чем не погрешающего против правил нравственности (правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе). Второе название — «Матренин двор» — несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от нее. Озаглавив рассказ «Матренин двор», Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.

Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения

Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для «художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя. В основе рассказа обычно — случай, раскрывающий характер главного героя.
По поводу рассказа «Матренин двор» в литературоведении имели место две точки зрения. Одна из них представляла рассказ Солженицына как явление «деревенской прозы». В.Астафьев, назвав «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики», считал, что наша «деревенская проза» вышла из этого рассказа. Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной критике.
Вместе с тем рассказ «Матренин двор» связывали со сформировавшимся во второй половине 1950-х годов оригинальным жанром «монументального рассказа». Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова «Судьба человека».
В 1960-е годы жанровые черты «монументального рассказа» узнаются в «Матренином дворе» А. Солженицына», «Матери человеческой» В. Закруткина, «При свете дня» Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. Причем изображение простого человека дается в возвышенных тонах, а сам рассказ ориентирован на высокий жанр. Так, в рассказе «Судьба человека» просматриваются черты эпоса. А в «Матренином дворе» уклон сделан на жития святых. Перед нами житие Матрены Васильевны Григорьевой, праведницы и великомученицы эпохи «сплошной коллективизации» и трагического эксперимента над целой страной. Матрена рисовалась автором как святая («Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки»).

Тематика произведения

Темой рассказа является описание жизни патриархального российского села, где отражается, как процветающий эгоизм и хищность обезображивают Россию и «рушат связи и смысл». Писатель поднимает в небольшом рассказе серьезные проблемы русской деревни начала 50-х гг. (ее жизнь, обычаи и нравы, взаимоотношение власти и человека-труженика). Автор неоднократно подчеркивает, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: «Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала болеть — из колхоза ее отпустили». Человек, по мнению автора, должен заниматься своим делом. Вот и Матрена смысл жизни находит в работе, ее сердит недобросовестное отношение других к делу.

Анализ произведения показывает, что поднятые в нём проблемы подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей. Но гибнет Матрена — и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы Матрени-ного двора (как личного мира героини) до масштабов человечества.

Основные герои произведения

Главной героиней рассказа, как это и обозначено в названии, является Матрена Васильевна Григорьева. Матрена — одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни — дом:«... не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего...».
Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать с другими радость и горе. Она бескорыстна: искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает. Все богатство Матрены составляют грязно-белая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках.
Матрена — сосредоточие лучших черт национального характера: стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие. Четверть века проработала она в колхозе, но потому, что не на заводе, — не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за кормильца. В итоге пенсии она так и не добилась. Жить приходилось чрезвычайно трудно. Она добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом.
Анализ произведения говорит, что образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер. Матрена у Солженицына — воплощение идеала русской женщины. Как отмечается в критической литературе, облик героини подобен иконе, а жизнь — житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.
Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Матрену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко — «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира.
Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу жестокого и алчного Фаддея, который стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.
Двор Матрены — один из ключевых образов рассказа. Описание двора, дома подробное, с массой деталей, лишено ярких красок Матрена живет «в запуши». Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хозяйка. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит их трех частей. В первой части речь идет о том, как судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием — Торфопродукт. Бывший заключенный, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы». Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой.
Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фаддей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа, Ефим, оставшийся после смерти один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия неожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить. Тяжелая жизнь не ожесточила сердце Матрены. В заботах о хлебе насущном прошла она свой путь до конца. И даже смерть настигла женщину в трудовых заботах. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель.
В третьей части квартирант узнает о гибели хозяйки дома. Описание похорон и поминок показали истинное отношение к Матрене близких ей людей. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут скорее по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениного имущества. А Фаддей даже не приходит на поминки.

Художественные особенности анализируемого рассказа

Художественный мир в рассказе выстраивается линейно — в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека, много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутряной России». Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части героиня рассказывает о себе сама. Сочетание страниц лирического и эпического, сцепление эпизодов по принципу эмоционального контраста позволяет автору менять ритмику повествования, его тональность. Таким путем идет автор к воссозданию многослойной картины жизни. Уже первые страницы рассказа служат убедительным примером. Его открывает зачин, рассказывающий о трагедии на железнодорожном разъезде. Подробности этой трагедии мы узнаем в конце рассказа.
Солженицын в своем произведении не дает подробного, конкретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором — «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее — уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».
В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в ее речи. Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики (приспею, кужоткаму, летость, молонья). Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои слова: «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». «Матрёнин двор» минимально включает пейзаж, больше внимания он уделяет интерьеру, который появляется не сам по себе, а в оживленном сплетении с «жителями» и со звуками — от шорохов мышей и тараканов до состояния фикусов и колченогой кошки. Каждая деталь здесь характеризует не только крестьянский быт, Матрёнин двор, но и рассказчика. Голос рассказчика открывает в нем психолога, моралиста, даже поэта — в том, как наблюдает он за Матрёной, её соседями и родственниками, как оценивает их и её. Поэтическое чувство проявляется в эмоциях автора: «Только грехов у неё было меньше, чем у кошки...»; «Зато и вознаградила меня Матрёна...». Особенно очевиден лирический пафос в самом финале рассказа, где даже синтаксический строй меняется, включая абзацы, переводя речь в белый стих:
«Веемы жили рядам с ней/и не поняли, / что есть она тот самый праведник, / без которого, по пословице, / не стоит село. /Ни город./Ни вся земля наша».
Писатель искал новое слово. Примером тому могут служить его убедительные статьи о языке в «Литературной газете», фантастическая приверженность Далю (исследователи отмечают, что примерно 40% лексики в рассказе Солженицын заимствовал из словаря Даля), изобретательность в лексике. В рассказе «Матренин двор» Солженицын пришел к языку проповеди.

Значение произведения

«Есть такие прирожденные ангелы, — писал в статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын, как бы характеризуя и Матрену, — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».
В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи, скажем мы теперь словами самого писателя, произнесенными значительно позже. Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х гг. Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях. Как писал Н.С.Лесков, праведность — это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага».
Рассказ называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». В отзывах о нем отмечалось, что он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса.
Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» — на все времена. Особенно он актуален сегодня, когда вопросы нравственных ценностей и жизненных приоритетов остро стоят в современном российском обществе.

Точка зрения

Анна Ахматова
Когда вышла его большая вещь («Один день Ивана Денисовича»), я сказала: это должны прочесть все 200 миллионов. А когда я читала «Матренин двор», я плакала, а я редко плачу.
В. Сурганов
В конце концов ведь не столько облик солженицынской Матрены вызывает у нас внутренний отпор, сколько откровенное авторское любование нищенским бескорыстием и не менее откровенное стремление вознести и противопоставить его хищности собственника, гнездящейся в окружающих ее, близких ей людях.
(Из книги «Слово пробивает себе дорогу».
Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне.
1962-1974. - М.: Русский путь, 1978.)
Это интересно
20 августа 1956 г. Солженицын выехал к месту работы. Таких названий, как «Торфопродукт», во Владимирской области было немало. Торфопродукт (здешняя молодёжь называла его «Тыр-пыр») — был железнодорожной станцией в 180 километрах и четырёх часах езды от Москвы по Казанской дороге. Школа находилась в ближнем посёлке Мезиновском, а жить Солженицыну довелось в двух километрах от школы — в мещерской деревне Мильцево.
Пройдёт всего три года, и Солженицын напишет рассказ, который обессмертит эти места: станцию с топорным названием, посёлок с крохотным базарцем, дом квартирной хозяйки Матрёны Васильевны Захаровой и саму Матрёну, праведницу и страдалицу. Фотография же уголка избы, где поставит постоялец раскладушку и, оттеснив хозяйские фикусы, устроит стол с лампой, обойдёт весь мир.
Педагогический коллектив Мезиновки насчитывал в тот год около полусотни членов и заметно влиял на жизнь посёлка. Здесь было четыре школы: начальная, семилетняя, средняя и вечерняя для рабочей молодёжи. Солженицын получил направление в среднюю школу — она находилась в старом одноэтажном здании. Учебный год начинался августовской учительской конференцией, так что, прибыв в Торфопродукт, учитель математики и электротехники 8-10 классов успел съездить в Курловское районо на традиционное совещание. «Исаич», как его окрестили коллеги, мог бы при желании сослаться на тяжёлую болезнь, но нет, он ни с кем о ней не заговаривал. Только видели, как он ищет в лесу берёзовый гриб-чагу и какие-то травы, а на вопросы коротко отвечает: «Лечебные напитки делаю». Его считали стеснительным: всё-таки пострадал человек... Но дело было совсем не в этом: «Я приехал со своей целью, со своим прошлым. Чтоуони могли знать, чтоуя мог им рассказать? Я сидел у Матрёны и каждую свободную минуту писал роман. Чего ради я буду болтать про себя? У меня такой манеры не было. Я был конспиратор до конца». Потом все привыкнут, что этот худой, бледный, высокий мужчина в костюме и галстуке, носивший, как и все учителя, шляпу, пальто или плащ, держит дистанцию и ни с кем не сближается. Промолчит, когда через полгода придёт документ о реабилитации — просто школьный завуч Б.С. Процеров получит уведомление из поселкового совета и пошлёт учителя за справкой. Никаких разговоров, когда начнёт приезжать жена. «Какое кому дело? Живу у Матрёны и живу». Многих настораживало (не шпион ли?), что он повсюду ходит с фотоаппаратом «Зоркий» и снимает совсем не то, что обычно снимают любители: вместо родных и знакомых — дома, фермы-развалюхи, скучные пейзажи.
Придя в школу в начале учебного года, он предложил собственную методику — дав всем классам контрольную, по результатам разделил учеников на сильных и посредственных, а далее работал индивидуально.
На уроках каждый получал отдельное задание, так что списывать не было ни возможности, ни желания. Ценились не только решение задачи, но и способ решения. Максимально была сокращена вводная часть урока: учитель жалел время на «пустяки». Точно знал, кого и когда нужно вызвать к доске, кого спрашивать чаще, кому доверить самостоятельную работу. Учитель никогда не садился за учительский стол. В класс не входил, а врывался. Он всех зажигал своей энергией, умел построить урок так, что скучать или дремать было некогда. Он уважал своих учеников. Никогда не кричал, даже голоса не повышал.
И только вне класса Солженицын был молчалив и замкнут. Уходил после уроков домой, съедал приготовленный Матрёной «картонный» суп и садился работать. Соседки долго помнили, как неприметно квартировал постоялец, гулянок не устраивал, в весельях не участвовал, а всё читал да писал. «Любила Матрёна Исаича, — говаривала Шура Романова, приёмная дочь Матрёны (в рассказе она Кира). — Бывало, приедет ко мне в Черусти, я её уговариваю подольше погостить. «Нет», говорит. «У меня Исаич — надо ему варить, печку топить». И обратно домой».
Привязался к потерянной старухе и квартирант, дорожа её бескорыстием, совестливостью, сердечной простотой, улыбкой, которую тщетно пытался поймать в объектив фотоаппарата. «Так привыкла Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами». В ней начисто отсутствовало бабье любопытство, и квартирант тоже не бередил ей душу, но вышло так, что они открылись друг другу.
Узнала она и про тюрьму, и про тяжёлую болезнь постояльца, и про его одиночество. И не было горше потери для него в те времена, чем нелепая смерть Матрёны 21 февраля 1957 года под колесами товарняка на переезде сто восемьдесят четвёртого километра от Москвы по ветке, что идет к Мурому от Казани, ровно через полгода после того дня, когда он поселился в её избе.
(Из книги Людмилы Сараскиной «Александр Солженицын»)
Матренин двор беден, как прежде
Знакомство Солженицына с «кондовой», «нутряной» Россией, в которой он так хотел оказаться после экибастузской ссылки, через несколько лет воплотилось в получившем мировую известность рассказе «Матренин двор». В этом году исполнилось 40 лет со времени его создания. Как оказалось, в самом Мезиновском это произведение Солженицына стало букинистической редкостью. Нет этой книги и на самом Матренином дворе, на котором сейчас живет Люба — племянница героини солженицынского рассказа. «Были у меня странички из журнала, как-то попросили соседи, когда стали его в школе проходить, так и не вернули», — сетует Люба, сегодня воспитывающая в «исторических» стенах своего внука на пособие по инвалидности. Матренина изба досталась ей от матери — самой младшей сестры Матрены. Избу в Мезиновский перевезли из соседней деревни Мильцево (в рассказе Солженицына — Тальново), где у Матрены Захаровой (у Солженицына — Матрены Григорьевой) и квартировал будущий писатель. В деревне Мильцево к визиту сюда Александра Солженицына в 1994 г. спешно возвели похожий, но куда более добротный дом. Вскоре после памятного приезда Солженицына из этого стоящего на отшибе деревни неохраняемого строения Матренины земляки выкорчевали оконные рамы и половые доски.
В «новой» мезиновской школе, построенной в 1957 г., сейчас учится 240 учеников. В несохранившемся здании старой, в которой вел уроки Солженицын, обучалось около тысячи. За полвека не только обмелела мильцевская речка и оскудели запасы торфа в окрестных болотах, но и опустели соседние деревни. И при этом не перевелись солженицынские Фаддеи, называющие добро народное «нашим» и считающие, что терять его «постыдно и глупо».
Разваливающийся дом Матрены, переставленный на новое место без фундамента, на два венца врос в землю, под худую крышу в дожди подставляют ведра. Как и у Матрены, здесь вовсю промышляют тараканы, но мышей нет: в доме четыре кошки, две свои и две прибившиеся. Бывшая литейщица на местном заводе Люба, как когда-то месяцами выправлявшая пенсию Матрена, ходит по инстанциям, чтобы продлить пособие по инвалидности. «Никто, кроме Солженицына, не помогает, — жалуется она. — Как-то на джипе приехал один, назвался Алексеем, осмотрел дом и денег дал». За домом, как и у Матрены, огород в 15 соток, на котором Люба сажает картошку. Как и прежде, «картошка-мятуха», грибы и капуста — основные продукты для ее жизни. Кроме кошек, у нее на подворье нет даже козы, какая была у Матрены.
Так жили и живут многие мезиновские праведники. О пребывании великого писателя в Мезиновском сочиняют книги краеведы, местные поэты слагают стихи, новые пионеры пишут сочинения «О непростой судьбе Александра Солженицына, нобелевского лауреата», как когда-то писали сочинения о брежневской «Целине» и «Малой земле». Подумывают снова возродить музейную избу Матрены на окраине опустевшей деревни Мильцево. А старый Матренин двор живет все той же жизнью, как и полвека назад.
Леонид Новиков, Владимирская область.

Банда Ю. Служба Солженицына // Новое время. — 1995. № 24.
Запевалов В. А. Солженицын. К 30-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» // Русская литература. — 1993. № 2.
Литвинова В.И. Жить не во лжи. Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына. — Абакан: издательство ХГУ, 1997.
МуринД. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И. Солженицына // Литература в школе. — 1995. № 5.
Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель. — М.,
1991.
СараскинаЛ. Александр Солженицын. Серия ЖЗЛ. — М.: Молодая
гвардия, 2009.
Слово пробивает себе дорогу. Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974. — М.: Русский путь, 1978.
ЧалмаевВ. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. — М., 1994.
Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына. — М., 2003.



Рассказать друзьям