О чём сказка марья моревна. Анализ сказки "марья моревна"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сказка Марья Моревна полна приключений. Героев и событий в ней не на одну, а на целых три сказки. Если трактовать ее с помощью современных понятий, то это остросюжетный детский триллер с загадками, похищениями, испытаниями, погонями, волшебными помощниками. Эту сказку с удовольствием читает не одно поколение детей. Ваши дети тоже будут от нее в восторге. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Марья Моревна читать

Кто автор сказки

Русская народная сказка Марья Моревна существует в пересказе фольклориста А. Афанасьева. Есть еще несколько вариантов сказки об удивительной Марье Моревне. Одну из них – «Иван-царевич и Марья Моревна» под редакцией М. Шолохова найдете в сборнике «Сказки для приятных сновидений» (выпуск 22, сказки, адаптированные для маленьких детей).

После смерти родителей Иван-царевич выдал замуж трех своих сестер. Старшую за Орла, среднюю за Сокола, младшую за Ворона. А сам женился на королевне-воительнице Марье Моревне. Когда жена на войну засобиралась, попросила она мужа не заходить в чулан. Только Иван-царевич не послушался, заглянул, Кощея Бессмертного по неосторожности из плена освободил и беду накликал. Унес Кощей жену-красавицу. Пришлось Ивану царевичу много испытаний пройти. Отправился он жену выручать. По дороге у Орла, Сокола и Ворона в гостях побывал и их поддержкой заручился. Похищал жену-красавицу трижды у Кощея, но Кощей беглецов догонял, пленницу назад возвращал. Потом на куски молодца порубил, в засмоленную бочку сложил и в море бросил. Узнали Орел, Сокол и Ворон, что шурин мертв, полетели из беды вызволять, оживили Ивана-царевича. Чтобы жену избавить от злодея, нужен герою богатырский конь. Нанялся Иван-царевич к коварной Бабе-Яге кобылиц пасти. Волшебные помощники выручили молодца, помогли жеребенка получить. На богатырском коне вернулся за женой Иван-царевич. Сразился с Кощеем, победил лютого врага, сжег и пепел развеял. После всех испытаний Иван-царевич с женой навестили сестер царевича и счастливые вернулись домой. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Марья Моревна

В сказке раскрывается несколько тем. Главная, которая проходит через всю сказку, – тема добра и зла. Тема преданности и верности раскрывается через отношения главных героев. Присутствует еще одна важная тема – тема ответственности за свои поступки. Главные герои сказки Марья Моревна – Иван-царевич и Марья Моревна. Больше привлекает в сказке образ главной героини. Она смелая, мужественная, с врагами сражается, Кощея в плену держит, помогает мужу с Кощеем расправиться. Главный герой сражается за свою любовь, он добрый, благородный, настойчивый, ответственный. За это судьба в награду посылает ему волшебных помощников. Но в сказке Иван-царевич наделен и отрицательными качествами. Его чрезмерное любопытство принесло ему много проблем. Да и победу он получает и трудности преодолевает только с помощью родственников или волшебных помощников (попал в беду – друзья к жизни вернули; не смог с трудностями справиться – сел Иван, поплакал, пришли волшебные помощники – помогли). Образы Орла, Сокола и Ворона – олицетворяют верных и надежных друзей. Заморская птица, пчелиная матка и львица – символы благодарности за доброе сердце героя. Чему учит сказка Марья Моревна? Сказка учит, преодолевая трудности, идти к цели.

Иван Царевич позаботился о трех сестрах. Нашел им мужей. Зятьями стали Сокол, Ворон и Орел. Идя их навестить, он знакомится с королевной Марьей Моревной. Молодые влюбляются и заключают брак. Иван Царевич стал жить в её королевстве. Однажды он залез в чулкан, нарушив`запрет жены. Там был Кощей. Он сумел разорвать цепи и похитить Марью. В схватке Кощей убил Ивана Царевич, но того оживили зятья. Тогда молодец пошел к бабе Яге за лошадью. Удалось украсть богатырского коня. Погнавшись за Ивано баба Яга тонет в огненной реке. А Иван Царевич уничтожает Кощея и возвращает жену. Они поехали к Соколу, Ворону и Орлу. А потом вернулись в царство.

Вывод (мое мнение)

Сказка содержит уроки любви и дружбы. Зятья не оставили Ивана Царевича в беде. Он был настойчив в схватках с Кощеем, не терял надежды. Хотя два боя закончились неудачно, муж вступил в третий и победил. Порой, для обретения успеха нужно претерпеть неудачи.

Марью Моревну относят к нередкой в русских былинах категории женщин-воительниц. Подобный типаж заключает в себе неземную красоту, силу духа и воинскую подготовку. На плечах хрупкой девушки держится сказочное государство, поэтому даже собственная свадьба не станет поводом отменить поход или перенести сражение. Впрочем, и мужа такая героиня выбирает себе под стать, даже если это не заметно читателю с первого взгляда.

История создания

Воинственная дева Марья Моревна присутствует во многих русских народных легендах, но зачастую героиня представлена под другими именами. Синеглазка, Белая Лебедь Захарьевна, Усоньша-богатырша – вовсе не разные персонажи, под многообразными названиями скрыт один образ.

Исследователи утверждают, что Марья Моревна неразрывно переплетена с другой яркой героиней – . Но характеристика боевой Моревны отличается от тихой и хозяйственной Василисы. Единственное, что объединяет девушек – жених .

Более схожие образы встречаются в румынских, венгерских, немецких и итальянских легендах. Героини сказок берут на себя роль великих заступниц и представляют собой яркий пример жительниц матриархатного общества.

Вероятным прототипом сказочной героини считают Мару – богиню смерти и увядания. Описание божества совпадает с принцессой из легенд. Мара водила дружбу с , обладала волшебными силами и пленила Кощея цепями.


Автор сказок о загадочной красавице – русский народ, но распространение персонаж получил благодаря фольклористу Александру Николаевичу Афанасьеву. В сборнике «Заветные сказки» собраны популярные сказания, затрагивающие и Марью. Книга включает в себя три наиболее распространенных сказания о девушке: «Молодильные яблоки», «Сказка о трех царствах» и «Марья Моревна».

Марья Моревна в сказках

О родителях и близких родственниках Марьи ничего не известно. Впрочем, прозвище «Моревна» наводит на мысль, что девушка состоит в близких отношениях с Морским Царем. Богатырша живет уединенной жизнью в тереме, расположенном в сказочном краю.

Одна из особенностей родного дома Марьи, помимо далекого месторасположения, – отсутствие мужчин. И терем, и сад царевны находятся под охраной девушек. Представителей противоположного пола в стране Моревны можно встретить либо во время сражения, либо за воротами красивого дома.


Основные занятия девушки – война и охрана границ собственного государства. Героиня не тратит время на привычную женскую работу и не подыскивает себе жениха. Судьба сама находит Марье супруга. К примеру, в сказке «Молодильные яблоки» Иван Царевич пробирается в дом к царевне за волшебными фруктами. А в «Марье Моревне» все тот же Иван Царевич случайно набредает на дом девушки по пути к родным сестрам.

Степная воительница соглашается выйти замуж за мужчину только после того, как Иван побеждает девушку в честной схватке. Покорившись победителю, девушка добровольно вступает в брак и приглашает Царевича жить в собственный терем.


Даже после свадьбы героиня не оставляет воинский пост. Собираясь на очередное дежурство на границе, Марья просит супруга не открывать чулан. Любопытный Иван не сдерживает обещания и застает в запретной комнате . Поверив злодею, царевич преподносит противнику три ведра воды, тем самым восполняя силы пленника.

Вырвавшись из заточения, Кощей похищает Марью Моревну и исчезает в неизвестном направлении. Злодей вовсе не собирается убивать девушку. Кощей жаждет жениться на Марье, что не по нраву красавице.


Спустя непродолжительное время героиню находит Иван, но все три попытки скрыться от тирана не заканчиваются успехом. Последний побег и вовсе несет трагические последствия. Супруга степной воительницы изрубили на части и бросили в море. Теперь Марье не на кого надеяться.

Чудесным спасением Иван обязан собственным зятьям. Оставленные мужьям сестер предметы (соколу – серебряная ложка, орлу – вилка, ворону – табакерка) почернели. Новоявленные родственники выловили останки Царевича из воды и спасли мужчину.


Осознав, что любимую просто так не спасти, Иван отправляется на поиски особенного коня. Преодолев все препятствия, мужчина вновь возвращается в замок Кощея и в четвертый раз увозит жену из дома злодея. На этот раз побег вновь заканчивается битвой, но силы теперь на стороне Ивана Царевича. Враг повержен, богатырша – вновь в объятьях законного супруга.

Несмотря на сказочность персонажей, сюжет поднимает довольно серьезные психологические вопросы. К примеру, вера Ивана Царевича в победу позволила мужчине преодолеть сложные препятствия. Главная мысль произведений, посвященных Марьи Моревне, проста. Победу над злодеем и сердце девушки получает только целостный человек. Ведь союз Марьи и Ивана представляет собой именно единство. Единство силы, духовности, мудрости, смекалки и терпения.

Экранизации

Первое появления Марьи Моревны на киноэкранах состоялось в 1944 году. Главные герои фильма «Кащей Бессмертный» заметно отличаются от оригинальных прототипов. Место Ивана Царевича занял , а героиня представляет собой покладистую красавицу, лишенную независимого характера. Роль Моревны исполнила актриса Галина Григорьева.


В 2012 году история богатырши рассказана в необычном жанре. Аниме «Марья Моревна – прекрасная королевна: Демо» создал режиссер и продюсер Константин Дмитриев. Голос принцессе подарила актриса Людмила Гуськова.

  • В сказке «Молодильные яблоки» Марья Моревна оставляет возлюбленного на три года, за которые успевает родить двух сыновей. Да и первая брачная ночь молодых людей происходит задолго до официальной церемонии в обоих сюжетах.
  • Несмотря на громкое слово «богатырша», нигде не описывается процесс битвы Марьи с врагами.
  • Наиболее подробно костюм супруги Ивана Царевича представлен на картине Васнецова «Марья Моревна и Кощей Бессмертный».

В неком государстве жил-был Иван-Царевич, было у него три красавицы сестры. Когда пришло время, выдал царевич сестре замуж за орла, сокола и ворона, а сам стал править в королевстве. Однажды решил царевич приехать к сестрам в гости, да по пути встретилось ему в поле огромное войско, но не пришлось с ним биться Ивану-Царевичу, уже были убиты кем-то храбрые воины, и лишь один остался в живых. Он то и поведал путнику, что разгромила столь большую армию Марья Моревна.

Любопытно стало царевичу поглядеть на воительницу, и отправился он в ту сторону, куда ему казал путник, дошел царевич до прекрасного дворца и увидел там прелестную девушку. Влюбился королевич без памяти и тот час же женился на Марье Моревне. Как только справили молодые свадьбу, отправилась жена в поход, а царевичу велела оставаться дома и оглядывать его новые владения. Везде разрешила царевна гулять своему мужу, и лишь в одну комнату заходить не велела.

Ослушался царевич жену, не смог удержаться, открыл запретную комнату, и увидел там прикованного к стене Кощея Бессмертного. Стал умолять Кощей отвязать его, но отказался Иван сделать это, принеся узнику всего одну чашку воды. Как только выпил воду Кощей, вернулись к нему силы, порвал он связующие его путы и похитил Марью Моревну, утащив в свой замок.

Горько пожалел Иван о содеянном, но исправить ничего не мог, отправился он к своим зятьям, но не застал их дома. Тогда оставил он каждому из них серебряную вилку, ложку и нож, наказав, если серебро почернеет, отправиться на поиски его мертвого тела.

Погостив немного у сестер, отправился Иван-царевич дальше, быстро нашел он дом Кощея Бессмертного, увидал там свою любимую жену и попытался ее увезти. Но был у Кощея волшебный конь, никто не мог этого коня, ни обхитрить, ни обскакать. Как только царевич и Марья Моревна сбежали, стал громко кричать и топать копытами конь Кощея, мигом догнал он беглецов.

Хотел Кощей наказать царевича, да пожалел его и лишь пригрозил, чтоб не возвращался. Не мог Иван бросить жену в лапах Кощея, не послушал он его и вернулся, вот только и на этот раз не смогли они убежать. Догнал Кощей Ивана и Марью Моревну, разрубил он царевича на сотни кусков и разбросал по всему миру, а жену его увез и посадил в темницу.

Умер Иван-Царевич, и почернели предметы, оставленные в доме его сестер. Поняли сокол, орел и ворон, что беда случилась, облетели они полмира, собрали куски тела Ивана и окропили их мертвой и живой водой. Ожил Иван-Царевич и стал еще краше, да здоровее. Опять хотел он пуститься в путь ко дворцу Кощея и похитить жену, но не позволили ему этого сделать зятья, не могли они оживить его второй раз.

Незаметно на этот раз прокрался Иван в сад к Кощею, встретил там Марью Моревну, а та посоветовала ему найти дом Бабы-Яги и попросить у нее одну из ее волшебных кобылиц, да только выбрать ту, которая хуже всех будет выглядеть.

Так и сделал Иван-Царевич, путь выдался не близким, и по дороге ему очень захотелось есть, но ни одной живности не встретилось царевичу. Вовсе отчаялся он, как вдруг навстречу ему выбежал маленький львенок, хотел царевич убить львенка, да только жалко ему стало зверька, не стал он этого делать и пошел дальше. Еще сильнее захотелось Ивану есть, увидел он в траве птичье гнездо, а там маленькие птенцы, хотел он их съесть, но опять стало ему жалко их, не стал он этого делать, а переложил гнездо на дерево, где его не могли бы достать хищники.

Продолжил царевич свой путь, очень он изнемог, совсем из сил выбился, попался ему на глаза пчелиный улей, а в нем мед. Хотел царевич полакомиться медком, да только пчелы стали просить его не делать этого, не выжить им зимой без этого меда. Пожалел пчел царевич и голодным пришел к Бабе-Яге.

Увидала та парня, хотела тут же его съесть, но решила сначала откормить его, для виду обещав исполнить просьбу и подарить одну из своих лошадей. А пока царевич должен был жиру набираться, поручила ему злая колдунья пасти табун лошадей, приказав смотреть за ними в оба глаза.

Обрадовался царевич столь легкому поручению, да не тут-то было, как только выгнал он табун в поле, лошади задрали верх хвосты и убежали, целый день искал их царевич, да никак не мог найти. Знал он, что смерть его ожидает, если не пригонит лошадей вечером домой, лег царевич на траву и заплакал. Вдруг услышал он конское ржание и топот, бежали домой лошади, а за ними летели сотни птиц.

На следующий день опять пошел Иван пасти табун, и опять сбежали лошади, на этот раз помог царевичу спасенный им львенок. На третий день лошадей пригнали пчелы. Так и продержался царевич, а там и срок уговора истек, вынуждена была Яга отдать Ивану самого жалкого жеребенка в своем табуне. С большой неохотой она это делала, так как знала, что сильного коня теряет, но сделать ничего не могла.

Как только сел Иван на жеребенка, вмиг тот отряхнулся, перепрыгнул через голову и обернулся красавцем конем. Вмиг домчал конь царевича до дома Кощея, посадил он позади себя Марью Моревну и сбежали они от Кощея. Разгневался он, бросился в погоню, но не мог никак догнать волшебного коня, а когда догнал, так ослаб, что Иван-Царевич без труда его убил.

Вернулся царевич и Марья Моревна в свое царство и стали они жить дружно, да богато.

Л.В. Ефимцева, Т.Ф. Ошуркова

Великий космический ритуал жизни,

смерти и возрождения в

Русской народной сказке «Марья Моревна»

(пособие для родителей)

МАРЬЯ МОРЕВНА

(Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки»)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него

было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья

Анна-царевна.

Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали:

— Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай — при себе

не держи долго!

Царевич похоронил родителей и с горя пошел с сестрами во зеленый сад

погулять.

Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная.

— Пойдемте, сестрицы, домой! — говорит Иван-царевич.

Только пришли во дворец — как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к

ним в горницу Ясен Сокол. Ударился Сокол об пол, сделался добрым молодцем и

— Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом;

хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать.

— Коли люб ты сестрице, я ее не держу — пусть с идет!

Марья-царевна согласилась. Сокол женился и унес ее в свое царство.

Дни идут за днями, часы бегут за часами — целого года как не бывало. Пошел

Иван-царевич с двумя сестрами во зеленый сад погулять. Опять встает туча с

вихрем, с молнией.

— Пойдемте, сестрицы, домой! — говорит царевич.

Только пришли во дворец — как ударил гром, распалася крыша, раздвоился

потолок, и влетел Орел. Ударился Орел об пол и сделался добрым молодцем.

— Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом. И

посватал Ольгу-царевну.

Отвечает Иван-царевич:

— Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идет; я с нее воли не снимаю.

Ольга-царевна согласилась и вышла за Орла замуж. Орел подхватил ее

и унес в свое царство.

Прошел еще один год. Говорит Иван-царевич своей младшей сестрице:

— Пойдем, во зеленом саду погуляем!

Погуляли немножко; опять встает туча с вихрем, с молнией.

— Вернемся, сестрица, домой!

Вернулись домой, не успели сесть — как ударил гром, раздвоился потолок, и

влетел Ворон. Ударился Ворон об пол и сделался добрым молодцем. Прежние были

хороши собой, а этот еще лучше.

— Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом; отдай за

меня Анну-царевну.

— Я с сестрицы воли не снимаю; коли ты полюбился ей, пусть идет за тебя.

Вышла за Ворона Анна-царевна, и унес он ее в свое государство. Остался

Иван-царевич один. Целый год жил без сестёр и сделалось ему скучно.

— Пойду, — говорит, — искать сестриц.

Собрался в дорогу, шел, шел и видит — лежит в поле рать-сила побитая

Спрашивает Иван-царевич:

— Коли есть тут жив человек — отзовись! Кто побил это войско великое?

Отозвался ему жив человек:

— Все это войско великое побила Марья Моревна прекрасная королевна.

навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна.

— Здравствуй, царевич, куда тебя Бог несет — по воле аль по неволе?

Отвечал ей Иван-царевич:

— Добрые молодцы по неволе не ездят!

— Ну, коли дело не к Спеху, погости у меня в шатрах.

Иван-царевич тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне

и женился на ней.

Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство:

пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну

собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:

— Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не заглядывай! Он не

вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тот час бросился в чулан, отворил

дверь, глянул — а там висит Кащей Безсмертный, на двенадцати цепях прикован.

Просит Кащей у Ивана-царевича:

— Сжалься надо мною, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел,

не пил — совсем в горле пересохло!

Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил:

— Мне одним ведром не залить жажды; дай еще!

Царевич подал другое ведро; Кащей выпил и запросил третье, а как выпил

третье ведро — взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все

двенадцать порвал.

— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кащей Бессмертный. — Теперь тебе никогда

не видать Марьи Моревны, как ушей своих!

И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну. прекрасную

королевну, подхватил ее и унес к себе.

А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу:

„Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!"

Идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец. У

дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился

оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

— Ах, шурин мой любезный!

Выбежала Марья-царевна, встретила Ивана-царевича радостно, стала про его

здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Погостил у них

царевич три дня и говорит:

— Не могу у вас гостить долго; я иду искать жену мою, Марью Моревну,

прекрасную королевну.

— Трудно тебе сыскать её,— отвечает сокол. — Оставь здесь на всякий случай

свою серебряную ложку: будем на неё смотреть, про тебя вспоминать.

Иван-царевич оставил у сокола свою серебряную ложку и пошел в дорогу. Шел он

день, шел другой, на рассвете третьего видит дворец еще лучше первого, возле

дворца дуб стоит, на дубу орел сидит.

Слетел орел с дерева, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

— Вставай, Ольга-царевна! Милый наш братец идет.

Ольга-царевна тотчас прибежала навстречу, стала целовать-обнимать, про

здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Иван-царевич

погостил у них три денька и говорит:

— Дольше гостить мне некогда; я иду искать жену мою, Марью Моревну,

прекрасную королевну.

Отвечает орел:

— Трудно тебе сыскать ее; оставь у нас серебряную вилку: будем на нее

смотреть, тебя вспоминать.

Он оставил серебряную вилку и пошел в дорогу.

День шел, другой шел, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух,

возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит.

Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

— Анна-царевна! Поскорей выходи, наш братец идет.

Выбежала Анна-царевна, встретила его радостно, стала его

целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье

рассказывать. Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:

— Прощайте! Пойду жену искать — Марью Моревну, прекрасную королевну.

Отвечает ворон:

— Трудно тебе сыскать ее; оставь-ка у нас серебряную табакерку: будем на нее

смотреть, тебя вспоминать.

Царевич отдал ему серебряную табакерку, попрощался и пошел в дорогу. День

шел, другой шел, а на третий добрался до Марьи Моревны. Увидала она своего

милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила:

— Ах, Иван-царевич! Зачем ты меня не послушался — посмотрел в чулан и

выпустил Кащея Бессмертного?

— Прости, Марья Моревна! Не поминай старого, лучше поедем со мной, пока не

видать Кащея Бессмертного; авось не догонит!

Собрались и уехали. А Кащей на охоте был; к вечеру он домой ворочается, под

ним добрый конь спотыкается.

Отвечает

— Иван-царевич приходил, Марью Моревну увез.

— А можно ли их догнать?

— Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить,

в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда

вдогонь ехать — и то поспеем!

— Ну, — говорит, — первый раз тебя прощаю за твою доброту, что водой меня

напоил; и в другой раз прощу, а в третий берегись — на куски изрублю!

Отнял у него Марью Моревну и увез; а Иван-царевич сел на камень и заплакал.

Поплакал-поплакал и опять воротился назад за Марьей Моревною; Кащея

Бессмертного дома не случилося.

— Поедем, Марья Моревна!

— Ах, Иван-царевич! Он нас догонит.

— Пускай догонит; мы хоть часок-другой проведем вместе. Собрались и уехали.

Кащей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.

— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

— А можно ли догнать их?

— Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолотить, пива

наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться да тогда вдогонь ехать — и

то поспеем!

Кащей поскакал, догнал Ивана-царевича.

— Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих! Отнял

ее и увез к себе.

Остался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей

Моревною; на ту пору Кащея дома не случилося.

— Поедем. Марья Моревна!

— Ах, Иван-царевич! Ведь он догонит, тебя в куски изрубит.

— Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу.

Собрались и поехали. Кащей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый

конь спотыкается.

— Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

— Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.

Кащей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его на мелкие куски и поклал

в смоленую бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в

синее море, а Марью Моревну к себе увез.

В то самое время у зятьев Ивана-царевича серебро почернело.

— Ах, — говорят они, — видно, беда приключилася!

Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег, сокол полетел

за живой водою, а ворон — за мертвою.

Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски

Ивана-царевича, перемыли и склали как надобно. Ворон брызнул мертвой

водою — тело срослось, соединилось; сокол брызнул живой водою — Иван-царевич

вздрогнул, встал и говорит:

— Ах, как я долго спал!

— Еще бы дольше проспал, если б не мы! — отвечали зятья. — Пойдем теперь к

нам в гости.

— Нет, братцы! Я пойду искать Марью Моревну. Приходит к ней и просит:

— Разузнай у Кащея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня.

Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кащея выспрашивать. Кащей

— За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет

баба-яга. У ней есть такая кобылица, на которой она каждый год вокруг света

облетает. Много у ней и других славных кобылиц. Я у ней три дня пастухом

был, ни одной кобылицы не упустил, и за то Баба-яга дала мне одного

жеребеночка.

— Как же ты через огненную реку переправился?

— А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза,

сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!

Марья Моревна выслушала, пересказала все Ивану-царевичу и платок унесла да

ему отдала.

Иван-царевич переправился через огненную реку и пошел к бабе-яге. Долго шел

он не пивши, не евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми

детками. Иван-царевич говорит:

— Съем-ка я одного цыпленочка.

— Не ешь, Иван-царевич! — просит заморская птица. — В некоторое время я

— Возьму-ка я, — говорит, — сколько-нибудь медку.

Пчелиная матка отзывается:

— Не тронь моего меду, Иван-царевич! В некоторое время я тебе пригожусь. Он

— Съем я хоть этого львенка; есть так хочется, ажно тошно стало!

— Не тронь, Иван-царевич, — просит львица.— В некоторое время я тебе

пригожусь.

— Хорошо, пусть будет по-твоему!

Побрел голодный. Шел, шел — стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать

шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.

— Здравствуй, бабушка!

— Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел — по своей доброй воле аль по

— Пришел заслужить у тебя богатырского коня.

— Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего три дня. Если упасешь

моих кобылиц — дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся —

торчать твоей голове на последнем шесте.

Иван-царевич согласился. Баба-яга его накормила-напоила и велела за дело

приниматься.

Только что выгнал он кобылиц в поле, кобылицы задрали хвосты и все врозь по

лугам разбежались; не успел царевич глазами вскинуть, как они совсем

пропали. Тут он заплакал-запечалился, сел на камень и заснул. Солнышко уже

на закате, прилетела заморская птица и будит его:

— Вставай, Иван-царевич! Кобылицы теперь дома.

Царевич встал, домой пришел, а баба-яга и шумит и кричит на своих кобылиц.

— Зачем вы домой воротились?

— Как же нам было не воротиться? Налетели птицы со всего света, чуть нам

глаза не выклевали.

— Ну, вы завтра по лугам не бегайте, а рассыпьтесь по дремучим лесам.

Переспал ночь Иван-царевич; наутро Баба-яга ему говорит:

— Смотри, царевич, если не упасешь кобылиц, если хоть одну потеряешь — быть

твоей буйной головушке на шесте!

Погнал он кобылиц в поле; они тотчас задрали хвосты и разбежались по

дремучим лесам. Опять сел царевич на камень, плакал, плакал, да и уснул.

Солнышко село за лес; прибежала львица.

— Вставай, Иван-царевич, кобылицы все собраны.

Иван-царевич встал и пошел домой. Баба-яга пуще прежнего и шумит и кричит

на своих кобылиц:

— Зачем домой воротились?

— Как же нам было не воротиться? Набежали лютые звери со всего света, чуть

нас совсем не разорвали.

— Ну, вы завтра забегите в сине море.

Опять переспал ночь Иван-царевич; наутро посылает его Баба-яга кобылиц

— Если не упасешь — быть твоей буйной головушке на шесте.

Он погнал кобылиц в поле. Они тотчас задрали хвосты, скрылись с глаз и

забежали в сине море; стоят в воде по шею. Иван-царевич сел на камень,

заплакал и уснул. Солнышко за лес село, прилетела пчелка и говорит:

— Вставай, царевич! Кобылицы все собраны; да как воротишься домой, Бабе-яге

на глаза не показывайся, поди в конюшню и спрячься за яслями. Там есть

паршивый жеребенок — в навозе валяется; ты возьми его и в глухую полночь

уходи из дому.

Иван-царевич встал, пробрался в конюшню и улегся за яслями. Баба-яга и шумит

и кричит на своих кобылиц:

— Зачем воротились?

— Как же нам было не воротиться? Налетело пчел видимо-невидимо со всего

света и давай нас со всех сторон жалить до крови!

Баба-яга заснула, а в самую полночь Иван-царевич взял у нее паршивого

жеребенка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке. Доехал до той реки,

махнул три раза платком в правую сторону — и вдруг, откуда ни взялся, повис

через реку высокий, славный мост.

Царевич переехал по мосту и махнул платком на левую сторону только два

раза — остался через реку мост тоненький-тоненький! Поутру пробудилась

баба-яга — паршивого жеребенка видом не видать! Бросилась в погоню; вo весь

дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след

заметает.

Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: «Хорош мост!». Поехала по

мосту, только добралась до средины — мост обломился, и баба-яга в реку

свалилась. Тут ей и лютая смерть приключилась!

Иван-царевич откормил жеребенка в зеленых лугах, стал из него чудный конь.

Приезжает царевич к Марье Моревне. Она выбежала, бросилась к нему на шею.

— Как тебе удалось от смерти избавиться?

— Так и так, — говорит. — Поедем со мной.

— Боюсь, Иван-царевич! Если Кащей догонит, быть тебе опять изрублену.

— Нет, не догонит! Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица

летит. Сели они на коня и поехали.

Кащей Бессмертный домой ворочается, под ним конь спотыкается.

— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

— Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увез.

— А можно ли их догнать?

— Не знаю. Теперь у Ивана-царевича конь богатырский лучше меня.

— Нет, не утерплю, — говорит Кащей Бессмертный, — поеду в погоню. Долго ли,

коротко ли — нагнал он Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его

острой саблею; в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом

Кащея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей.

После того накидал царевич груду дров, развел огонь, спалил Кащея

Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру.

Марья Моревна села на Кащеева коня, а Иван-царевич на своего, и поехали они

в гости сперва к ворону, потом к орлу, а там и к соколу. Куда ни приедут,

всюду встречают их с радостью:

— Ах, Иван-царевич, а уж мы не чаяли тебя видеть. Ну, да недаром же ты

хлопотал: такой красавицы, как Марья Моревна, во всем свете поискать —

другой не найти!

Погостили они, попировали и поехали в свое царство; приехали и стали себе

жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

Солнцепутие

Сказы, легенды, волшебные сказки и мифы были очень популярны у

наших Предков, так как их мышление было образным и образ являлся средством

выражения их мировосприятия. Для них сказка была воплощением земной

мудрости, сконцентрированной в слове».

С - буквица «Слово», образ: «Слове»

К - буквица «Како», образ: «сконцентрированных в »

АЗ - имя буквицы « А », образ: «земных основ,»

«Одна из форм Земных Основ, сконцентрированных в Слове».

СК/КС - звук буквицы «Кси», образ: «Духовных»

АЗ- имя буквицы «А», образ: «начал»

КА - корневая форма; образ: «Одна из форм»

«Одна из форм Духовных начал».

А миф служил нашим Предкам высшей формой выражения их мыслей.

М - буквица «Мыслете», образ: «мысли»

И - буквица «Иже», образ: «энергии»

I - буквица «Фита», образ: «вызревшее семя»

Ъ - буквица «Еръ», образ: «под Покровом Высших Сил»

«Семя энергии мысли, вызревшее под Покровом Высших Сил»

Поэтому и сказка, и миф - это принципы и архетипы, которые

проявляются в каких-то исторических событиях, но не есть сами исторические

события. Другими словами, сюжеты сказок, легенд и мифов не следует

воспринимать буквально, а видеть в них нужно отражение восприятия мира

нашими Предками.

В русских волшебных сказках самый распространённый сюжет,

заимствованный из мифологии восточных славян - поиски Иваном- царевичем

своей супруги, похищенной Кащеем.

В мифах противостояние Кащея Даждьбогу, и Его Образу,

отраженному в нашей триединой реальности в лице Дажьбога - покровителя Ярилы

Трисветлого, а в Мире Яви - в лице Ивана-Царевича, свидетельствует о том,

что они являются неотъемлемыми составляющими нашего двойственного полярного

Лад Всемирья для наших Предков заключался в том, что:

Нет деяний Белобога без деяний Чернобога;

Чтобы возродиться в уделе Белобога, всё Сущее проходит удел Чернобога;

Нет рождения Нового без смерти Старого;

Нет смерти Старого без рождения Нового.

И есть Та, благодаря Которой и ради Которой, Кащей и

Даждьбог неразлучно связаны. Это - Мара, Марёна, Марья Моревна.

Р - буквица «Рецы», образ: «рекущая о»;

ЁН - звук буквицы «I», образ: «Всевышнем»;

А - буквица «Азъ», образ: «Асу Земли»

«Великая Мать рекущая о Всевышнем Асу Земли».

МА - корневая форма, образ: «Великая Мать»;

РА - корневая форма, образ: «Света»

«Великая Мать Света».

МАРА - МАРЁНА - МАРЬЯ-МОРЕВНА - Великая Богиня, Мать Света, Зимы и Ночи,

Вечного Сна и Вечной Жизни, ведающая перемены в жизнях человеческих.

Кроме наблюдения за отдыхом ПриРоды на Земле, когда Мать ПриРода

набирает живительные силы для весеннего пробуждения и жизни растительного

мира и животных, Богиня Мара наблюдает за жизнью людей. Каждому умершему

человеку в соответствии с полученным им созидательным опытом, Богиня Мара

даёт наставления - в каком направлении ему продолжить свой посмертный Путь.

Мара Свароговна - супруга Даждьбога и, одновременно, супруга Кащея.

Днём она живёт в Светлом Ирие, ночью - в царстве Кащея. Марёнушка

«разрывается» между обоими своими супругами, по очереди переходя на сторону

одного из них. Чтобы держать обоих в состоянии равновесия по отношению друг

к другу, Кащея - Тьму и Даждьбога - Свет, Мара преподносит одному из них по

очереди хмельную чарочку. Благодаря этому всё Сущее в Природе подчиняется

ритмам смены: дня и ночи; лета и зимы; созидания и разрушения; рождения и

смерти. Причём, смерть является не неотвратимой погибелью, а переходом в

жизнь Иную.

С - буквица «Слово», образ: «материализации»;

МЕР - корневая форма, образ « меру»;

ТЬ - корневая форма, образ: «творящая»

«Творящая меру материализации».

Этот Великий Космический Ритуал Жизни, Смерти и возрождения

проявляется в Природе особенно наглядно в периоды летнего и зимнего

солнцеворотов, весеннего и осеннего равноденствий.

Эти четыре наиважнейших Солнечных Праздника составляют один из

скрытых смыслов русской волшебной сказки «Марья - Моревна» в обработке А.Н.

Афанасьева.

Годовой путь Солнца (Солнцепутие), представлен в этой сказке

вехами пути Ивана-Царевича, ведущими его от смерти к возрождению.

В самом начале сказки, первые три месяца Солнцепутия от зимнего

солнцеворота к весеннему равноденствию отражены следующим эпизодом:

похоронив родителей, Иван-царевич отдает замуж троих своих сестер и остается

в одиночестве. «И сделалось ему скучно». Ивану-царевичу, как олицетворению

Даждьбога (подателя всех благ) не о ком больше заботиться, отдавать себя.

Как свидетельствует подтекст сказки, Кащей в это время висит скованный на

двенадцати цепях в плену у Марьи Моревны и тоже, как видимо, по-своему

Именно скука побуждает Ивана-царевича «искать сестриц».

АК/КА - корневая форма, образ: «одна из форм»;

УК - имя буквицы «e», образ: «жизненной необходимости обретения»;

КС - звук буквицы «K», образ: «Силы Духа»;

«Одна из форм жизненной необходимости обретения Силы Духа».

Оба они находятся в положении бездействия.

Так в сказке обозначен период весеннего равноденствия.

дни плоскость горизонта делит небесный экватор пополам, поэтому в северном

полушарии день и ночь равны по своей продолжительности. Затем день

становится дольше ночи. Энергия солнца в северном полушарии возрастает.

Древняя славянская традиция. С приходом весеннего равноденствия,

когда Ярила - Бог весенний приезжает к людям на золотом коне, в природе

разгорается любовный пыл. К весеннему равноденствию приурочен один из

четырёх важнейших праздников Солнцепутия - Масленица, который празднуется

девять дней (славянскую неделю), начиная от первого дня равноденствия.

Обряд Масленицы сопровождается сожжением Покрова Марены в виде белоснежной

рубахи, символизирующей снежный покров земли и закликанием Весны-Весты.

Сожжение чучела, как символа Богини Марены - это позднее языческое

наложение, исказившее обряд, и святотатство по отношению к Великой Богине.

Проводится ритуал с зажиганием огненного колеса Марёны, символизирующего

завершение периода её правления. Потом совершается приношение Требы Матери

Сырой Земле, чтобы год был урожайным. Для этого в землю закапывают горшочек

Пик праздника приходится на Красногор, когда день начинает обгонять ночь. В

этот день устраивают широкие народные гулянья: качаются на качелях, прыгают

через костёр, играют в игры, водят хороводы, устраивают ристалища. Пекут

блины, «жаворонков», красят яйца; запускают в небо искусственных и живых

птиц, чтобы Лада-Матушка обратила на девушек внимание.

В последний день масленицы проводится закликание Весны-Весты.

Во время масленицы также празднуют Комоедицу - Медвежий (Велесов)

праздник. По поверьям, в сию пору Медведь (лесной Хозяин, воплощение Самого

Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой



Рассказать друзьям