Обычаи и традиции чукчи народа. «Описание обычаев и образа жизни чукчей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
По мнению антропологов, чукчи сформировались в результате смешения американского и азиатского типа. Эволюционируя в суровых условиях севера, этот народ получил быстрый обмен веществ, высокий уровень гемоглобина, а также усиленную теплорегуляцию. Сами чукчи называют себя «луоратвеланами», что значит «настоящие люди». Название «чукчи» произошло от слова «чаучу», что в переводе означает «богатый оленями».

Чукчи считают себя особенным народом, что подчёркивается в их самоназвании. Из их фольклора моно узнать, что мир сотворил ворон. Он же научил людей выживать в суровых северных условиях. При этом народ луоратвеланов был признан высшим. Стоит отметить, что русских они ставят на одну ступень с собой. По мнению исследователей, таким образом чукчи решили оправдать то, что их земли оказались в составе Российской империи.

Чукчи считают себя высшей расой и на одну ступень с собой ставят только русских // Фото: russian7.ru


Согласно одному из чукотских мифов, бог-отец назначил своего младшего сына русского главенствовать над его старшими братьями якутом и эвеном. А другая легенда говорит о том, что пусть русских можно назвать ровней чукчам, изначально они были сотворены для того, чтобы изобрести и торговать с ними вином, табаком, железом, сахаром и прочими благами цивилизации.

К слову, русские не смогли победить в войне с чукчами. Колониальная война, продлившаяся с 1730 по 1750 год окончилась победой северного народа. Чукчи были покорены при Екатерине Великой и не военной силой, а «огненной водой», железом, сахаром, табаком и тому подобным.

Быт, обычаи и воспитание детей

Из-за появившихся в СССР анекдотов про чукчей, большинство думает, что представители северного народа невероятно наивны, прямолинейны и даже глуповаты. На самом деле это совсем не так.

Чукчи вынуждены вести кочевой образ жизни. Это связано с тем, что основой их экономики являются олени. Как только олени съедают весь корм, чукчи вынуждены менять место стоянки. Живут чукчи в многоугольных шатрах, покрытых оленьими шкурами. Чтобы шатёр не сносило ветром, по периметру его обкладывают камнями. У задней стенки шатра возводится специальное сооружение, где чукчи едят, спят и отдыхают.
Представители северного народа от мала до велика одеты в оленьи шкуры и мех. Новорожденных детей также помещают в специальный мешок из оленьей кожи с прорезями для ног и рук. Примечательно, что изобретение детского подгузника исследователи приписывают именно чукчам. Поскольку матерям было довольно сложно держать своих детей в чистоте в условиях низких температур, они стали насыпать в пелёнки древесные стружки, а также ягель, обладающий антибактериальными свойствами.


основой экономики чукчей являются олени // Фото: asiarussia.ru


Что касается детей, то воспитываются они в более чем суровых условиях. Мальчиков учат быть храбрыми воинами. Из-за этого начиная с шестилетнего возраста их заставляют спать стоя. Кроме того, отцы подкрадываются к спящему ребёнку с раскалённым железом в руках, которое готовы пустить в ход, если мальчик не проснётся. Так детей учат молниеносно реагировать на любой шорох. Обряд инициации проходит у чукчей следующим образом: мальчику-подростку даётся здание. Обычно убить на охоте какого-то зверя. Вслед за ним отправляется его отец. Выждав удачный момент, родитель стреляет в сына. Если мальчик заметил слежку, и сумел увернуться, он остаётся в живых.

Прославленные воины

За свою историю чукчи показали себя храбрыми воинами. Они совершали набеги на соседние племена эскимосов, каряков, юкагиров и другие. Любимым оружием северного народа является лук. Они сражались в доспехах, украшенных крыльями. Когда стрелы заканчивались, чукотские воины сбрасывали с себя доспехи, а иногда и тяжёлую меховую одежду, чтобы ничего не сковывало их движения.


Чукчи пользуются славой храбрых и сильных воинов // Фото: cyrillitsa.ru


Чукчи не боятся смерти. Они уверены, что каждый из них обладает несколькими душами, и обязательно переродится. Умереть своей смертью для представителей северного народа настоящая роскошь. Примечательно, что рай возможен для чукчи только если он падёт в бою либо умрёт от рук товарища. Когда к чукче обращается друг с просьбой его убить, тот не медлит, и совершенно спокойно её выполняет.

Чукотские женщины не менее суровы, чем мужчины. Если враг одержал победу, они убивают своих детей, родителей, а затем совершают суицид.

Конечно, современные чукчи уже не настолько суровы, как в древности. По словам жителей северных регионов, чукотский народ отличается необыкновенным трудолюбием, а также как и прежде очень страдает из-за «огненной воды». Всё дело в том, что организм северных народов неспособен вырабатывать фермент, расщепяющий этиловый спирт. Именно поэтому чукчи становятся заядлыми алкоголиками буквально после первых ста грамм водки или других крепких спиртных напитков.

Чукчи один из народов, который больше всего ценит в человеке чувство юмора. Встретить грустного чукчу практически невозможно. Ещё в древности считалось, что если человек грустен, значит им завладел злой дух. По этой причине представителям северного народа оставалось только радоваться жизни несмотря ни на что.

Что вас может удивить в традициях чукчей June 19th, 2018

Мы уже обсуждали историю, традиции и . Много интересного можно почитать про этот популярный в анекдотах народ. А вот отечественные и зарубежные этнографы и просто путешественники, впервые сталкивавшиеся с бытом и обычаями чукчей, зачастую были шокированы некоторыми проявлениями их самобытности.

Многие особенности чукотского жизненного уклада характерны только для этого народа.

Первые «свингеры»

Это один из самых странных обычаев у чукчей, подмеченный еще в XVIII веке русским ученым с немецкими корнями Карлом Генрихом Мерком. Мерк исследовал северо-восточные берега России, изучал обычаи и жизненный уклад многих северных народов и оставил об этом воспоминания, опубликованные только в XIX веке.

Взаимоотношения полов, по воспоминаниям Мерка, у чукчей были весьма своеобразными – для закрепления товарищеских (деловых, партнерских) контактов не возбранялось обмениваться женами. Данный ритуал назывался «нгэвтумгын» (что в переводе означает «дружба по жене»), а узкоглазый «свингер» – «нгэвтумгыт». Ревнивый чукча – это все равно что еврей-оленевод: у представителей данного народа не отдать свою жену «корефану» было оскорбительнее, чем не рассчитаться с долгами. Данный взаимообмен чаще всего возникал из сугубо практических соображений, упрощавших жизнь этого народа в тяжелых условиях Крайнего Севера.

Как говорит современный этнограф и исследователь Крайнего Севера, профессор член-корреспондент РАН Сергей Александрович Арутюнов, такая практика бытовала до того как чукчей коснулась цивилизация, сегодня подобная «свободная любовь» не встречается.

Карла Мерка еще подивил обычай переодевания чукотского шамана в женскую одежду и его последующее сожительство (в бытовом плане) с хозяином яранги в роли второй супружеской половины – так якобы велели духи. Также чукчи практиковали левират – младший брат умершего старшего брата был обязан взять в жены его вдову и воспитать всех детей покойного, как своих.

Не спасали тонущих

Данное правило, неукоснительно соблюдавшееся чукчами, действительно имело место, причем даже в ХХ веке, подтверждает С. А. Арутюнов. Сергей Александрович говорит, что у этого народа водоем считался границей между земным и потусторонним мирами – если человека забирают духи воды, мешать этому недопустимо. Когда лодки чукчей переворачивались и их товарищи оказывались в своей довольно тяжелой одежде в воде, на помощь никто из соплеменников не спешил.

А вот у эскимосов, добавляет Арутюнов, такого жестокого обычая не было – случалось, что они спасали тонувших чукчей, несмотря на то, что эти народы между собой, мягко говоря, не дружили.

Такие «памперсы» были лишь у них

Карл Мерк рассказал в своих заметках о необычном способе пеленания новорожденных у чукчей, который по своей сути является примитивным прообразом современного памперса: в качестве впитывающего материала служил мох и оленья шерсть. Младенец одевался в подобие комбинезона с такой «подкладкой», в течение дня неоднократно меняющейся.

Примечательно, что это не единственное чукотское изобретение из перечня тех, которые впоследствии были осовременены. К примеру, роль солнцезащитного козырька (как в бейсболке) у чукчей играл кусок китового уса, приделанного к шапке – он защищал от яркого и злого северного солнца и слепящего снега. Российские этнографы подметили, что чукчи используют своеобразные «солнечные очки» – наглазные повязки из дубленой оленьей шкуры с узкими прорезями для обзора. «Коктейльные трубочки» тоже появились у чукчей задолго до возникновения смешанных напитков – этот народ пил жидкости через полые кости животных: как известно, на морозе, если коснуться губами металлической поверхности, можно и «прилипнуть».

источники

Чукчи (самоназвание — лыгъо равэтлъан) — искаженное чукотское слово «чавчу» (богатый оленями), которым русские, и ламуты называют народность, проживающую на крайнем север-востоке России. Чукчи подразделялись на оленных — тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу — «оленный человек») и приморских — оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын — «береговой»), живущих совместно с эскимосами.

С русскими чукчи столкнулись впервые еще в XVII столетии. В 1644 г. казак Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал Нижнеколымский острог. Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от реки Колымы, после упорной, кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении племя мамаллов с побережья Ледовитого океана к .

С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края. В 1770 г. после неудачной кампании Шестакова Анадырский острог, служивший центром борьбы русских с чукчами, был уничтожен и команда его переведена в Нижне-Колымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения.

В 1775 г. на речке Ангарке была построена Ангарская крепостца, где, под охраной казаков, происходила ежегодная ярмарка для меновой торговли с чукчами. С 1848 года ярмарка перенесена в Анюйскую крепость (в 250 верстах от Нижне-Колымска, на берегу Малого Анюя). Сюда привозились чукчами не только обыденные продукты их собственного добывания (одежда из оленьих мехов, оленьи шкуры, живые олени, тюленьи шкуры, китовый ус, шкуры белых медведей), но и самые дорогие меха (бобров, куниц, черных лисиц, голубых песцов), которые так называемые носовые чукчи выменивали на табак у обитателей берегов Берингова моря и северо-западного побережья Америки.

К концу XVIII века территория чукчей простиралась от Омолона, Большого и Малого Анюев на западе до кочевий пенжинских и олюторских на юго-востоке. Постепенно она увеличивалась, что сопровождалось выделением территориальных групп: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаунской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской, туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской и других. В 1897 численность Чукчей составляла примерно 11 тысяч человек. В 1930 году образовался Чукотский национальный округ, с 1977 — автономный округ. Согласно данным переписи 2002 года численность чукчей составляла 16 человек.

Основное занятие тундровых чукчей — кочевое оленеводство. Олени дают чукчам почти всё необходимое им: мясо для приготовления пищи, шкуры для одежды и жилища, а также используются в качестве тяговых животных.

Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. Сначала для охоты использовалось традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копьё, ремённая сеть, но в XIXвеке чукчи стали чаще использовать огнестрельное оружие. До настоящего времени сохранилась лишь охота на птиц с помощью «бола». Рыболовство развито лишь у некоторых чукчей. Женщины и дети занимаются также сбором съедобных растений.

Традиционные чукотские блюда в основном готовятся из оленины и рыбы.

Основное жилище чукчи — разборный цилиндро-конический шатёр-яранга из оленьих шкур у тундровых и моржовых — у приморских чукчей. Свод опирается на три шеста, расположенные в центре. Отапливалось жилище каменной, глиняной или деревянной жировой лампой, на которой также готовили пищу. Яранга приморских Чукчей отличалась от жилища оленеводов отсутствием дымового отверстия.

Тип чукчи смешанный, в общем монголоидный, но с некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с разрезом горизонтальным; ширина скул меньше, чем у тунгусов и якутов, и чаще, чем у последних; встречаются индивиды с густой на лице и с волнистыми, почти курчавыми волосами на голове; цвет лица с бронзовым оттенком.

Среди женщин чаще встречается тип , с широкими скулами, расплывшимся носом и вывороченными ноздрями. Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей.

Зимняя одежда чукчей - обычного полярного типа. Она шьется из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчи во время работы легко высвобождают руки.

Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пестрых покупных материй, а также камлейки из тонкошерстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Большая часть украшений чукчей - подвески, повязки, ожерелья (в виде ремешков с бусами и фигурками) - имеют религиозное значение, но есть и настоящие украшения в виде металлических браслетов, сережек.

Оригинальный узор на одеждах приморских чукчей- эскимосского происхождения; от чукчей он перешел ко многим полярным народам Азии. Убор волос различен у мужчин и у женщин. Последние заплетают две косы по обеим сторонам головы, украшая их бусами и пуговицами, выпуская иногда передние пряди на лоб (замужние женщины). Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей.

По своим верованиям чукчи - анимисты; они персонифицируют и обоготворяют отдельные области и явления природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей), многих животных (медведя, ворону), звезды, солнце и луну, верят в сонмы злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть, имеют целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний - рогов, зимнее жертвоприношение звезде Алтаир) и множество не регулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения).

Фольклор и мифология чукчей очень богаты и имеют много общего с таковыми американских народов и палеоазиатов. Язык чукчи очень богат как словами, так и формами; в нем довольно строго проведена гармония звуков. Фонетика очень трудна для европейского уха.

Главные психические черты чукчей - чрезвычайно легкая возбудимость, доходящая до исступления, склонность к убийствам и самоубийствам при малейшем поводе, любовь к независимости, настойчивость в борьбе; наряду с этим чукчи гостеприимны, обычно добродушны и охотно приходят на помощь своим соседям, даже русским, во время голодовок. Чукчи, особенно приморские, прославились своими скульптурными и резными изображениями из мамонтовой кости, поражающими своей верностью природе и смелостью поз и штрихов и напоминающими замечательные костяные изображения палеолитического периода. Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), бубен (ярар). Кроме ритуальных танцев были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы.

В. Богораз, "Чукчи":

Целомудрие не считается необходимым качеством идеальной невесты. И действительно, в чукотском языке нет слова для выражения этого понятия. Нет даже слова "девушка". Существует только одно слово - ŋəusqət ("женщина"), в сочетаниях с другими словами также - ŋəw ŋaw, ŋe ŋa. Название anra-ŋaw - "особо (живущая) женщина" - употребляется для каждой девушки, не имеющей в данное время мужа: для девушки, вдовы или разводки. Для выражения понятия "целомудрия" можно употребить только описательную форму: jep ajaakə̄len ("ещё не бывшая в употреблении"). Чукчи вообще - как мужчины, так и женщины - весьма чувственны. "Это лучшая вещь на свете" (ьnan-tam-vaьrgn), - с уверенностью говорили мне о половой жизни все поголовно.
...
Положение внебрачных детей ничем не отличается от положения "законных". Чукчи говорят: "Если уж ребёнок родился, мы рады ему". В районе реки Сухого Анюя я видел одну семью, состоящую из старика-отца, немолодой уже дочери и четырёх взрослых сыновей. Сестра была значительно старше братьев. С тех пор как умерла мать, лет пятнадцать тому назад она вела всё хозяйство. В детстве отец сделал её "основным наследником" стада. Во время моей встречи с этой семьёй два брата уже были женаты, и у каждого сбыло по ребёнку. У девушки же был пятнадцатилетний сын. Этот мальчик был объявлен "основным наследником" стада. Он должен был унаследовать старейшее оленье тавро, которым была помечена основная часть стада.
...
Групповой брак

У чукоч существует обычай группового брака. В брачную группу входят иногда до десяти супружеских пар. Мужчины принадлежащие к такому брачному союзу, называются "товарищи по жене" - ŋew tumgьt. Каждый из "товарищей по жене" имеет право на жён всех других "товарищей по жене", но пользуется этим правом сравнительно редко, лишь тогда, когда он приезжает в стойбище к такому товарищу. Тогда хозяин уступает ему своё место в спальном пологе. Он старается уйти на эту ночь из дому, например, идёт к стаду. После такого посещения хозяин начинает обычно подыскивать причины для поездки на стойбище "товарища по жене", чтобы, в свою очередь, воспользоваться своим правом.

Такой брачный союз большей частью заключают хорошо знакомые люди cū-tumgьt - "взирающие друг на друга (товарищи)", соседи и родственники. Двоюродные и троюродные братья чаще всего бывают связаны узами группового брака. Родные братья, напротив, никогда не вступают в такой союз. В старину такая форма брака служила, очевидно, связью между членами родственной группы. С течением времени в такой союз стали вступать и другие люди, связанные не родством а только дружбой. Обряд, сопровождающий заключение группового брака, как бы предназначен для придания союзу характера связи между родственниками. Люди, входящие в групповой брак, совершают помазание кровью и жертвоприношение сначала в одном шатре, потом в другом. После этого они считаются принадлежащеми к одному огню, что делает их родственниками по мужской линии.
...
Свадебный обряд

Наиболее важной частью свадебного обряда у оленных чукоч является помазание жениха и невесты кровью оленя, принесенного в жертву. Этот обряд проводят к шатре жениха или же, если он становится приемным зятем, в шатре невесты. Обряд сравнительно прост: жених идет к тестю и уводит невесту к себе. Невеста, которую сопровождают ее ближайшие родственники, едет на собственных оленях. Процессия приходит к шатру жениха. Оленей распрягают. Маленькие санки, на которых перевозят шатровые жерди, ставят позади шатра на то место, где обычно приносятся жертвы. Нарты жениха и невесты ставят по обеим сторонам, на некотором расстоянии. Потом убивают жертвенного оленя для помазания. Приносят жертвы закату и рассвету и производят другие кровавые и бескровные жертвоприношения. На нарты кладут деревянные огнива и связки охранителей. Затем производят ва и связки охранителей. Затем производят помазание жениха и невесты кровью убитого оленя. Помазание делается также одним или двумя членами семьи жениха, чтобы невеста не чувствовала себя одинокой. При этом жених и невеста наносят на свои лица семейные знаки жениха. Тем самым невеста отказывается от своей семьи, от своего очага и родства и переходит к другому очагу и родству. Далее невеста мажет оленьей кровью нарты и "кормит" костным мозгом домашние священные предметы. Она подходит к очагу, обрызгивает его жертвенной кровью, берет с него горсть золы и трет ее между ладонями. Она говорит, обращаясь к очагу: "Nьmelew qatvarkьn! (Живи хорошо со мною").

Через несколько дней, иногда через две или три недели, совершается вторая часть свадебного обряда – alarantourgьn ("путешествие из-за скуки"). Молодожены, сопровождаемые несколькими родственниками, едут на стойбище тестя. "Мы думаем, - говорили мне чукчи, - что молодая жена может соскучиться по старому. Пусть она съездит и посмотрит на него снова". Для этой поездки не берут оленей, на которых невеста приехала к жениху. Она едет теперь на оленях мужа и ведет с собой много оленей в подарок родителям. Этот подарок называется rinkur. Чукчи настаивают, что это является подарком, а не выкупом, так как его дают по окончании свадебного обряда. Число оленей не установлено. Если семья жениха бедна, то она дает только одну упряжку, то есть двух оленей. Обычно полагается дарить две или три упряжки. В число оленей, предназначенных для подарка, могут входить телята, но они должны быть объезженными, годными для упряжки, словом - то, что у чукоч называется gitli-qəjuut ("жадные телята"), то есть телята, жадные к человеческой моче. Как известно, приручение оленей у чукоч основано на пристрастии оленей к человеческой моче. Кроме оленей, молодожены берут с собой колобки из толченого мяса – любимое лакомство чукоч. Число этих колобков соответствует числу оленей, хотя порою число колобков в два и три раза больше. Согласно чукотскому семейному и семейно-групповому укладу жизни, молодому мужу помогают подбирать оленей для подарка его ближайшие родственники. Но помощь эта добровольная. Обычно один или два родственника по мужской линии (kьrŋe-tumgьt – "родственники по линии быка-производителя") или родственники по свойству (takalgьt – "свояки") дают по одному или по два оленя. Не полагается принимать помощь более, чем от двух человек. Остальных оленей дает сам жених. Вместе с оленями родственники посылают и соответствующее число колобков, а иногда даже в два или три раза больше. Эти колобки имеют символическое значение. Если, например, кто-нибудь из родственников хотел бы послать двух или трех оленей, но в данное время не в состоянии сделать это, он посылает только колобки. Этим самым он берет на себя обязательство все-таки доставить оленей отцу невесты. Кроме колобков, привозят также и другие чукотские лакомства, как, например, замороженный мозг из ножных костей, в общем фунтов до десяти, головной мозг, также замороженный, языки, куски жирного мяса. Приезжая на стойбище жены, молодожены снова совершают помазание, нанося на лицах семейные знаки жены. Жена приносит жертву очагу своего шатра. Затем начинается пиршество, в течение которого съедается вся привезенная провизия. На следующий день молодожены возвращаются домой. Здесь они снова повторяют обряд помазания и намазывают на лица семейные знаки мужа. Покинув таким образом свой родной очаг и семейные знаки помазания, жена наконец связывает себя с новым очагом и окончательно становится членом новой семьи.



Рассказать друзьям