«Он был частицею прославленного века». Нестор Кукольник

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Нестор Васильевич Кукольник (8 (20) сентября 1809, Санкт-Петербург - 8 (20) декабря 1868, Таганрог) - русинский русскоязычный писатель первой половины XIX века.
Родился в Петербурге в семье учёного и педагога В. Г. Кукольника, русина из Подкарпатской Руси по происхождению, приглашённого в Россию. В 1821 году поступил в Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко, которую окончил в 1829 году. Выпущен из гимназии без аттестата как один из основных обвиняемых по «делу о вольнодумстве», начатом по доносу вскоре после декабрьских событий 1825 года(Восстание декабристов). В гимназии начал впервые заниматься литературной деятельностью. Первые литературные опыты не сохранились, так как были изъяты при расследовании «дела о вольнодумстве». Литературные опыты были продолжены в Вильне, где с 1825 года профессором университета служил его старший брат Павел Кукольник. В Вильне Нестор Кукольник в 1829-1831 годах преподавал в Виленской гимназии русскую словесность и издал на польском языке практический курс русской грамматики.

Но расцвет литературной деятельности падает на Петербург, куда он переезжает в 1831 году. Известность получил в 1834 году, когда на сцене Александринского театра в бенефис В. Каратыгина была поставлена «Рука Всевышнего отечество спасла». Драма была одобрена императором Николаем I.

Творчество Н. Кукольника обширно и многогранно. Наряду с драматургией, он успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, поэзии и даже в музыке. С 1838 года издаёт ряд периодических изданий искусствоведческого характера. Драматургия Н. Кукольника должна рассматриваться как своеобразный буфер между российской исторической драмой первой трети XIX века и второй половины XIX века. Писатель стоит у истоков жанра драматической поэмы. Он первый использовал и ввёл в обиход приёмы и мотивы, которые позднее найдут отражение в творчестве А. К. Толстого, Л. А. Мея, М. И. Цветаевой и других. Современные исследователи обоснованно указывают на параллели между отдельными произведениями Н. Кукольника и драматическим циклом «Романтики» М. И. Цветаевой. Н. Кукольник также первым в русской литературе представил новый тип жанра исторического романа, нашедшего потом на Западе блестящее воплощение в романах А. Дюма, его современника. Одним из первых в русской литературе Н. Кукольник начал развивать любовно-авантюрный жанр в духе Эжена Сю, Поля де Кока. Его литературные поиски на сюжеты из зарубежной истории справедливо можно рассматривать как предшественника историко-биографического жанра, позднее получивших развитие в романах-исследованиях Д. С. Мережковского, Ю. Н. Тынянова, Ольги Форш.

В период наибольшего творческого взлета Н. Кукольник сближается с композитором М. Глинкой и художником К. Брюлловым. Его участие в судьбе таких писателей и поэтов как Т. Г. Шевченко, М. Е. Салтыков-Щедрин и И. С. Никитин общепризнано. Один из соавторов стихов либретто опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила». На его стихи написали музыку 27 композиторов, в том числе М. Глинка, А. Варламов, С. Монюшко.

С 1843 года поступил на службу в канцелярию Военного Министерства, что является причиной его многочисленных и порой длительных командировок практически по всей Европейской части России, от Кишинева до Астрахани. И хотя литературную деятельность он не оставляет, но много времени и сил отдает служебным делам. Среди этих дел особо надо отметить такое, как изучение состояния горнодобывающей промышленности в районе Донбасса. Результаты этой работы потом весьма существенно повлияли на экономическое развитие западного Донбасса, особенно после строительства железной дороги Курск-Харьков-Таганрог, обоснованием которого успешно занимался Н. Кукольник вместе с промышленниками братьями Поляковыми.

В 1843 году Н. Кукольник женится. Жена София Амалия фон Фризен, по национальности немка, лютеранского вероисповедания, до конца жизни разделяла все тяготы службы, в том числе и длительные командировки. До женитьбы Н. Кукольник переживает две любовные трагедии. Первая любовь к Е. Т. фон дер Флит закончилась неожиданно для влюбленных тем, что по решению родителей фон дер Флит выходит замуж за другого. Это вызвало ряд лирических стихотворений, где Н. Кукольник скрывает свою возлюбленную под именем Ленора (Элеонора), что послужило причиной насмешек в среде литераторов и критиков, обвинявших Н. Кукольника в искусственности и надуманности. Особенно язвителен был И.И. Панаев, оценки которого до сих пор положены отечественными литературоведением в основу оценки всей поэзии Н. Кукольника. Вторая любовь к М.Ф. Толстой также прекратилась при непонятных обстоятельствах, но судя по стихотворным опытам (большею частью незаконченным) тоже нанесла серьезную душевную травму.
События Крымской войны 1853-1856 гг. застают Н. Кукольника в Новочеркасске, куда он был прикомандирован к штабу Войска Донского (атаман М. Хомутов), Н. Кукольник занимается снабжением действующей армии и его усилия на этом посту заслуживают высокой оценки. В 1857 году он выходит в отставку в чине действительного статского советника и поселяется в Таганроге. Последние десять лет прожил в Таганроге. Здесь он продолжает литературную деятельность. Однако основу в этот период составляет общественная деятельность. Вопреки установившемуся мнению, Н. Кукольник не был гласным городской Думы, но выполнял отдельные поручения Таганрогского городского общества. Часть работ выполнена им по собственной инициативе на общественных началах. Результаты этих работ, в том числе и отрицательные, серьезно сказались на судьбе Таганрога как городского центра образования на юге России.

Вот только краткий перечень всех этих общегородских начинаний. Н. Кукольник первый поставил и обосновал необходимость университетского образования на Дону и в Приазовье. Его предложение открыть университет в Таганроге хотя и не привело к успеху, но послужило одним из оснований открытия в 1865 Новороссийского университета. Н. Кукольник обосновал необходимость городской газеты в Таганроге, что послужило в конце концов одной из причин открытия газет не только в Таганроге, но и в Одессе и Ростове-на-Дону. Начиная с 1865 года Н. Кукольник возглавлял рабочую группу по обоснованию и выбору трассы железной дороги от Харькова к Таганрогу. Работа эта увенчалась успехом, и в 1868 году Александр II утвердил соответствующие договоры на строительство. Неоднократно Н. Кукольником ставится перед правительством вопрос о необходимости надлежащих мер по экологической защите Таганрогского залива Азовского моря. Н. Кукольник поднимает вопрос об изменении административно территориального устройства Приазовского края путем создания Петровской (Таганрогской) губернии. Здесь он встречает сильное противодействие со стороны руководства Области Войска Донского, что в конечном итоге и привело к негативному результату. Н. Кукольник способствовал открытию в ходе судебной реформы в Таганроге Окружного суда, что произошло уже после его смерти в 1869 году. Эти и подобные общественные начинания Н. Кукольника вызывали массу недовольства у провинциальной знати, которую он высмеял в своей последней драме «Гоф-юниер», запрещенной фактически по указанию Александра II.

Умер Н. Кукольник внезапно, в декабре 1868 года, собираясь в театр. Есть предположения, которые пока не подтверждены, что он был отравлен. Похоронен в Таганроге.

(изображение кликабельно)
Карл Брюллов
"Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника"
1836
Холст, масло.
Государственная Третьяковская Галерея.

Будучи чиновником императорской канцелярии, Кукольник слыл настурой творческой, писал стихи и пьесы. Его редкий дар слышать музыку, преображаясь за роялем до неузнаваемости, до красивости (это при несоразмерности сложения - высокий рост, узкие плечи, маленькая голова, огромные уши, дававшей повод для обсуждения и карикатур, в том числе и самого Брюллова), высоко чтил Михаил Иванович Глинка.
Полифоничность этой незаурядной натуры Брюллов передает, опираясь на определенную картинную схему. Таинственнм кажется не только внутренний мир изображенного, скрытый под уподобленной восковой маске настораживающей бледностью лица, но и окружающая его сумрачная среда. Она безадресна и создана воображением художника, поскольку известно, что Кукольник позировал Брюллову в мастерской. И в то же время не покидает ощущение, что в портрете передана атмосфера Петербурга: и не угол ли Петропавловской крепости и не Неву ли имел ввиду Брюллов? и не печалился ли он над разрушающимися во влажном климате фасадами, над часто сгущающимися над горизонтом серыми тучами, над почти рефлекторным желанием человека, вернувшегося из теплых стран, втянуть голову в плечи, как в панцире укрыться в сюртуке. Вспоминаются слова Пушкина: "Брюллов едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата и неволи". Ощущение неприкаянности, неприписанности к определенному месту, ненайденности "души парной" составляет глубину портрета Кукольника, в напряженно-ироничном взгляде которого отражаются переживания самого художника. "Во всех портретах кисти Брюллова, - утверждал Стасов, - лучше всего глаза". Глаза Кукольника, насмешливые и печальные, пронзительные и отчужденные, магнетически притягательные и необъяснимо пугающие - лучше, чем то другое в портрете выражают романтику непознанного. И, может быть, не будет большим преувеличениеммнение вдовы Кукольника Амалии Ивановны, полагавшей, что это "лучшее портретное творение Брюллова".
Переговоры о его приобретении Третьяков начал в 1869 году и даже ездил смотреть в Таганрог, где после смерти Кукольника проживала Амалия Ивановна. Дело с продажей портрета она затянула на восемь лет; за это время Павлом Михайловичем был приобретен портрет Струговщикова (1840), бывшего некогда посаженным отцом на свадьбе Нестора и Амалии.

Не́стор Васи́льевич Ку́кольник

Русский писатель, поэт, драматург первой половины XIX века.


Ранние годы

Родился в Петербурге в семье учёного и педагога В. Г. Кукольника, русина из Подкарпатской Руси по происхождению, приглашённого в Россию. В 1821 поступил в Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко, которую окончил в 1829. Выпущен из гимназии без аттестата как один из основных обвиняемых по «делу о вольнодумстве», начатом по доносу вскоре после декабрьских событий 1825 года (Восстание декабристов). В гимназии начал впервые заниматься литературной деятельностью. Первые литературные опыты не сохранились, так как были изъяты при расследовании «дела о вольнодумстве». Литературные опыты были продолжены в Вильне, где с 1825 профессором университета служил его старший брат Павел Кукольник. В Вильне Нестор Кукольник в 1829-1831 преподавал в Виленской гимназии русскую словесность и издал на польском языке практический курс русской грамматики.
Но расцвет литературной деятельности падает на Петербург, куда он переезжает в 1831. Известность получил в 1834 году, когда на сцене Александринского театра в бенефис В. Каратыгина была поставлена «Рука Всевышнего отечества спасла» . Драма была одобрена императором Николаем I.

Творчество

«Рука Всевышнего отечество спасла». Титульная страница первого издания (1834)


Творчество Н. Кукольника обширно и многогранно. Наряду с драматургией, он успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, поэзии и даже в музыке. С 1838 издаёт ряд периодических изданий искусствоведческого характера. Драматургия Н. Кукольника должна рассматриваться как своеобразный буфер между российской исторической драмой первой трети XIX века и второй половины XIX века. Писатель стоит у истоков жанра драматической поэмы. Он первый использовал и ввёл в обиход приёмы и мотивы, которые позднее найдут отражение в творчестве А. К. Толстого, Л. А. Мея, М. И. Цветаевой и других. Современные исследователи обоснованно указывают на параллели между отдельными произведениями Н. Кукольника и драматическим циклом «Романтики» М. И. Цветаевой. Н. Кукольник также первым в русской литературе представил новый тип жанра исторического романа, нашедшего потом на Западе блестящее воплощение в романах А. Дюма, его современника. Одним из первых в русской литературе Н. Кукольник начал развивать любовно-авантюрный жанр в духе Эжена Сю, Поля де Кока . Его литературные поиски на сюжеты из зарубежной истории справедливо можно рассматривать как предшественника историко-биографического жанра, позднее получивших развитие в романах-исследованиях Д. С. Мережковского, Ю. Н. Тынянова, Ольги Форш .
В период наибольшего творческого взлета Н. Кукольник сближается с композитором М. Глинкой, К. Брюлловым. Его участие в судьбе таких писателей и поэтов как Т. Г. Шевченко, М. Е. Салтыков-Щедрин и И. С. Никитин общепризнанны. Один из соавторов стихов либретто опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила». На его стихи написали музыку 27 композиторов, в том числе М. Глинка, А. Варламов, С. Монюшко. и художником

Служба

С 1843 поступил на службу в канцелярию Военного Министерства, что является причиной его многочисленных и порой длительных командировок практически по всей Европейской части России, начиная от Кишинева до Астрахани. И хотя литературную деятельность он не оставляет, но много времени и сил отдает служебным делам. Среди этих дел особо надо отметить такое, как изучение состояния горнодобывающей промышленности в районе Донбасса. Результаты этой работы потом весьма существенно повлияли на экономическое развитие западного Донбасса, особенно после строительства железной дороги Курск-Харьков-Таганрог, обоснованием которого успешно занимался Н. Кукольник вместе с промышленниками братьями Поляковыми.

Семья

В 1843 Н. Кукольник женится. Жена София Амалия фон Фризен, по национальности немка, лютеранского вероисповедания, до конца жизни разделяла все тяготы службы, в том числе и длительные командировки. До женитьбы Н. Кукольник переживает две любовные трагедии. Первая любовь к Е. Т. фон дер-Флит закончилась неожиданно для влюбленных тем, что по решению родителей выходит замуж за другого. Это вызвало ряд лирических стихотворений, где Н. Кукольник скрывает свою возлюбленную под именем Ленора (Элеонора), что послужило причиной насмешек в среде литераторов и критиков, обвинявших Н. Кукольника в искусственности и надуманности. Особенно язвителен был И. И. Панаев, оценки которого до сих пор положены отечественными литературоведением в основу оценки всей поэзии Н. Кукольника. Вторая любовь к М. Ф. Толстой также прекратилась при непонятных обстоятельствах, но судя по жизненным опытам (большею частью незаконченным) тоже нанесла серьезную душевную травму.

Поздние годы

События Крымской войны 1853-1856 застают Н. Кукольника в Новочеркасске, куда он был прикомандирован к штабу Войска Донского (атаман М. Хомутов), Н. Кукольник занимается снабжением действующей армии и его действия на этом посту заслуживают высокой оценки. В 1857 он выходит в отставку в чине действительного статского советника и поселяется в Таганроге. Последние десять лет прожил в Таганроге. Здесь он продолжает литературную деятельность. Однако основу в этот период составляет общественная деятельность. Вопреки установившемуся мнению, Н. Кукольник не был гласным городской Думы, но выполнял отдельные поручения Таганрогского городского общества. Часть работ выполнена им по собственной инициативе на общественных началах. Результаты этих работ, в том числе и отрицательные, серьезно сказались на судьбе Таганрога как городского центра образования на юге России. Мемориальная доска на доме-резиденции Кукольника в Таганроге.

Вот только краткий перечень всех этих общегородских начинаний. Н. Кукольник первый поставил и обосновал необходимость университетского образования на Дону и в Приазовье. Его предложение открыть университет в Таганроге хотя и не привело к успеху, но послужило одним из оснований открытия в 1865 Новороссийского университета. Н. Кукольник обосновал необходимость городской газеты в Таганроге, что послужило в конце концов одной из причин открытия газет не только в Таганроге, но и в Одессе и Ростове-на-Дону. Начиная с 1865 Н. Кукольник возглавлял рабочую группу по обоснованию и выбору трассы железной дороги от Харькова к Таганрогу. Работа эта увенчалась успехом, и в 1868 Александр II утвердил соответствующие договоры на строительство. Неоднократно Н. Кукольником ставится перед правительством вопрос о необходимости надлежащих мер по экологической защите Таганрогского залива Азовского моря. Н. Кукольник поднимает вопрос об изменении административно территориального устройства Приазовского края путем создания Петровской (Таганрогской) губернии. Здесь он встречает сильное противодействие со стороны руководства Области Войска Донского, что в конечном итоге и привело к негативному результату. Н. Кукольник способствовал открытию в ходе судебной реформы в Таганроге Окружного суда, что произошло уже после его смерти в 1869. Эти и подобные общественные начинания Н. Кукольника вызывали массу недовольства у провинциальной знати, что он высмеял в свое последней драме «Гоф-юниер», запрещенной фактически по указанию Александра II.
Умер Н. Кукольник внезапно, в декабре 1868 года, собираясь в театр. Есть предположение, которые пока не подтверждены, что он был отравлен. Похоронен он в Таганроге.
Сейчас идет активное и всестороннее переосмысление культурного и общественно-политического наследия Н. Кукольника.

КУКОЛЬНИК, НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ (1809–1868), русский писатель. Родился 8 (20) сентября 1809 в Петербурге. Учился в Нежинской гимназии высших наук, вместе с однокашниками, в т.ч. Е.П.Гребенкой и Н.В.Гоголем, издавал рукописный журнал «Звезда». С 1829 преподавал русский язык и словесность в гимназиях г.Вильно, в 1830 выпустил Практический курс русской грамматики .

С 1831 (с небольшим перерывом) жил в Петербурге, служил на различных должностях (в 1837–1839 переводчик с польского в Капитуле российских орденов). Опубликовал «интермедию-фантазию» Тартини и «драматическую фантазию» в стихах Торквато Тассо (обе 1833), привлекшую внимание литературной общественности и публики (В.К.Кюхельбекер признал ее «лучшей трагедией на русском языке»; пост. в Александринском театре, 1835). Периоду избрания на престол первого из династии Романовых, Михаила, посвящена Рука Всевышнего отечество спасла (1834), имевшая шумный успех. Отрицательная рецензия на пьесу в «Московском телеграфе» Н.А.Полевого привела к закрытию журнала (из тогдашних эпиграмм: «Рука Всевышнего три чуда совершила: / Отечество спасла, поэту ход дала и Полевого задушила»). Последовавшая серия исторических драм проводила патерналистскую идею «демократической монархии», в духе казенного патриотизма изображая органичное единение, вопреки «боярской» смуте, народных масс и царя – высшего выразителя национальной воли: Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский , Роксолана (обе 1835), Князь Даниил Дмитриевич Холмский (1840), Генерал-поручик Паткуль (1846), Статуя Христофа в Риге, или Будет война ! (1860) и др.

Перегруженность действующими лицами и этнографическими подробностями характерны для рассказов Кукольника из итальянской жизни (Антонио , 1840; Психея , 1841, и др.) и особенно для его романов на темы европейской истории (Эвелина де Вальероль , 1841–1842; Дурочка Луиза , Альф и Альдона , оба 1842), писавшихся главным образом для заработка. Философичная декларативность (иные современники ставили Кукольника по глубине мысли выше Пушкина) характерна для серии «драматических фантазий» Кукольника о судьбе художника (стихотворения Джакобо Санназар , 1834; Джулио Мости , 1836; Ермил Иванович Костров , 1853; Давид Гаррик , 1861; драматический отрывок Пролог из большой фантазии Пиетро Аретино , 1842; прозаические «фантазии» Иоанн Антон Лейзевиц , Мейстер Минд , обе 1839, и др.) и незаконченной поэмы Давид Риццио (1839) на ту же тему, разрабатывающих специфическую для романтизма тему фатального одиночества служителя «чистой» красоты, презираемого толпой, обираемого дельцами и получающего заслуженную славу лишь перед смертью либо после нее.

Современные исследователи признают наиболее значительными в литературном наследии Кукольника романы, повести и рассказы из эпохи Петра I, основанные, как правило, на историческом анекдоте, насыщенные яркими бытовыми реалиями, проникнутые юмором, с живыми диалогами и даже не лишенные редких у Кукольника социально-критических интонаций: повести Сержант Иван Иванович Иванов, или Все заодно (1841), Два Ивана, два Степаныча, два Костылькова , Максим Созонтович Березовский (обе 1844). Не утратили психологического и нравописательного интереса произведения Кукольника из современной русской жизни (повесть Надинька , 1843; пьесы и рассказы), многие из которых наряду с повестями вошли в сборник Сказка за сказкой (1841–1844, тт. 1–4).

Кукольник был известен также как издатель «Художественной газеты» (1836–1841), одного из первых искусствоведческих периодических изданий в России, журналов «Дагерротип» (1842), «Иллюстрация» (1845–1847), а в 1835–начале 1840-х годов и как хозяин полубогемного литературно-художественного салона, который посещали И.К.Айвазовский, Н.И.Греч, В.А.Соллогуб и особенно близкие писателю К.П.Брюллов и М.И.Глинка. Последний создал на тексты романтических стихов Кукольника популярные романсы Сомнение («Уймитесь, волнения страсти!»), Жаворонок , Ходит ветер у ворот , Прощальная песнь (все 1838–1840), а также сочинил музыку к его драме Князь Холмский . В свою очередь, Кукольник участвовал в написании либретто опер Глинки Руслан и Людмила и Жизнь за царя .

С конца 1840-х годов, постепенно отходя от занятий литературой, Кукольник вновь служит на чиновничьих должностях. После поездки за границу на лечение (1857–1858) поселился в Таганроге. Автор Записки о построении железных дорог в России , составленной для правительства.

Брат писателя, Павел Васильевич Кукольник (1795–1884), был известным историком-краеведом (в основном Северо-запада и Запада Российской империи), либеральным цензором (разрешил в 1829 публикацию на польском языке Дум К.Ф.Рылеева с обозначением запретного имени казненного автора-декабриста), поэтом-любителем и педагогом (преподавал безвозмездно историю в Виленском женском приюте при Мариинском монастыре).

См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Родился в Петербурге в семье учёного и педагога В. Г. Кукольника, русина из Подкарпатской Руси по происхождению, приглашённого в Россию. В 1821 году поступил в Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко, которую окончил в 1829 году. Выпущен из гимназии без аттестата как один из основных обвиняемых по «делу о вольнодумстве», начатом по доносу вскоре после декабрьских событий 1825 года (Восстание декабристов). В гимназии начал впервые заниматься литературной деятельностью. Первые литературные опыты не сохранились, так как были изъяты при расследовании «дела о вольнодумстве». Литературные опыты были продолжены в Вильне, где с 1825 года профессором университета служил его старший брат Павел Кукольник. В Вильне Нестор Кукольник в 1829-1831 годах преподавал в Виленской гимназии русскую словесность и издал на польском языке практический курс русской грамматики.

Но расцвет литературной деятельности падает на Петербург, куда он переезжает в 1831 году. Известность получил в 1834 году, когда на сцене Александринского театра в бенефис В. Каратыгина была поставлена «Рука Всевышнего отечество спасла». Драма была одобрена императором Николаем I.

Творчество Н. Кукольника обширно и многогранно. Наряду с драматургией, он успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, поэзии и даже в музыке. С 1838 года издаёт ряд периодических изданий искусствоведческого характера. Драматургия Н. Кукольника должна рассматриваться как своеобразный буфер между российской исторической драмой первой трети XIX века и второй половины XIX века. Писатель стоит у истоков жанра драматической поэмы. Он первый использовал и ввёл в обиход приёмы и мотивы, которые позднее найдут отражение в творчестве , и других. Современные исследователи обоснованно указывают на параллели между отдельными произведениями Н. Кукольника и драматическим циклом «Романтики» М. И. Цветаевой. Н. Кукольник также первым в русской литературе представил новый тип жанра исторического романа, нашедшего потом на Западе блестящее воплощение в романах А. Дюма, его современника. Одним из первых в русской литературе Н. Кукольник начал развивать любовно-авантюрный жанр в духе Эжена Сю, Поля де Кока. Его литературные поиски на сюжеты из зарубежной истории справедливо можно рассматривать как предшественника историко-биографического жанра, позднее получивших развитие в романах-исследованиях Д. С. Мережковского, Ю. Н. Тынянова, Ольги Форш.

В период наибольшего творческого взлета Н. Кукольник сближается с композитором М. Глинкой и художником К. Брюлловым. Его участие в судьбе таких писателей и поэтов как Т. Г. Шевченко, М. Е. Салтыков-Щедрин и общепризнано. Один из соавторов стихов либретто опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила». На его стихи написали музыку 27 композиторов, в том числе М. Глинка (его перу принадлежат ставшие классическими романсы «Жаворонок» и «Попутная песня»), А. Варламов, С. Монюшко.

С 1843 года поступил на службу в канцелярию Военного Министерства, что является причиной его многочисленных и порой длительных командировок практически по всей Европейской части России, от Кишинева до Астрахани. И хотя литературную деятельность он не оставляет, но много времени и сил отдает служебным делам. Среди этих дел особо надо отметить такое, как изучение состояния горнодобывающей промышленности в районе Донбасса. Результаты этой работы потом весьма существенно повлияли на экономическое развитие западного Донбасса, особенно после строительства железной дороги Курск-Харьков-Таганрог, обоснованием которого успешно занимался Н. Кукольник вместе с промышленниками братьями Поляковыми.

В 1843 году Н. Кукольник женится. Жена София Амалия фон Фризен, по национальности немка, лютеранского вероисповедания, до конца жизни разделяла все тяготы службы, в том числе и длительные командировки. До женитьбы Н. Кукольник переживает две любовные трагедии. Первая любовь к Е. Т. фон дер Флит закончилась неожиданно для влюбленных тем, что по решению родителей фон дер Флит выходит замуж за другого. Это вызвало ряд лирических стихотворений, где Н. Кукольник скрывает свою возлюбленную под именем Ленора (Элеонора), что послужило причиной насмешек в среде литераторов и критиков, обвинявших Н. Кукольника в искусственности и надуманности. Особенно язвителен был И.И. Панаев, оценки которого до сих пор положены отечественными литературоведением в основу оценки всей поэзии Н. Кукольника. Вторая любовь к М.Ф. Толстой также прекратилась при непонятных обстоятельствах, но судя по стихотворным опытам (большею частью незаконченным) тоже нанесла серьезную душевную травму.

События Крымской войны 1853-1856 гг. застают Н. Кукольника в Новочеркасске, куда он был прикомандирован к штабу Войска Донского (атаман М. Хомутов), Н. Кукольник занимается снабжением действующей армии и его усилия на этом посту заслуживают высокой оценки. В 1857 году он выходит в отставку в чине действительного статского советника и поселяется в Таганроге. Последние десять лет прожил в Таганроге. Здесь он продолжает литературную деятельность. Однако основу в этот период составляет общественная деятельность. Вопреки установившемуся мнению, Н. Кукольник не был гласным городской Думы, но выполнял отдельные поручения Таганрогского городского общества. Часть работ выполнена им по собственной инициативе на общественных началах. Результаты этих работ, в том числе и отрицательные, серьезно сказались на судьбе Таганрога как городского центра образования на юге России.

Вот только краткий перечень всех этих общегородских начинаний. Н. Кукольник первый поставил и обосновал необходимость университетского образования на Дону и в Приазовье. Его предложение открыть университет в Таганроге хотя и не привело к успеху, но послужило одним из оснований открытия в 1865 году Новороссийского университета. Н. Кукольник обосновал необходимость городской газеты в Таганроге, что послужило в конце концов одной из причин открытия газет не только в Таганроге, но и в Одессе и Ростове-на-Дону. Начиная с 1865 года Н. Кукольник возглавлял рабочую группу по обоснованию и выбору трассы железной дороги от Харькова к Таганрогу. Работа эта увенчалась успехом, и в 1868 году Александр II утвердил соответствующие договоры на строительство. Неоднократно Н. Кукольником ставится перед правительством вопрос о необходимости надлежащих мер по экологической защите Таганрогского залива Азовского моря. Н. Кукольник поднимает вопрос об изменении административно территориального устройства Приазовского края путем создания Петровской (Таганрогской) губернии. Здесь он встречает сильное противодействие со стороны руководства Области Войска Донского, что в конечном итоге и привело к негативному результату. Н. Кукольник способствовал открытию в ходе судебной реформы в Таганроге Окружного суда, что произошло уже после его смерти в 1869 году. Эти и подобные общественные начинания Н. Кукольника вызывали массу недовольства у провинциальной знати, которую он высмеял в своей последней драме «Гоф-юнкер», запрещенной фактически по указанию Александра II.

Кукольник Нестор Васильевич

Кукольник Нестор Васильевич (1809 – 1868), прозаик, драматург.

Родился 8 сентября (20 н. с.) в Петербурге в семье профессора Петербургского педагогического института. Учился в Нежинской гимназии высших наук, где отец в 1820 – 21 занимал должность директора. В это же время здесь учился Н. , вместе с которым Кукольник играл в гимназическом театре. Уже в гимназии он начал писать стихи и драмы.

Закончив гимназию в 1829, был учителем в Виленской гимназии, потом служил в Петербурге, не оставляя литературной деятельности. В 1833 была опубликована драматическая фантазия Кукольника “Торквато Тассо”, имевшая большой успех и принесшая ему славу. Вдохновленный успехом, кукольник пишет исторические пьесы: “Рука Всевышнего отечество спасла” (1834), “Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский” (1835), “Роксолана” (1835) и др. Как пьесы, так и рассказы на темы из итальянской жизни не только не имели успеха, но и вызвали неодобрительные отзывы критики, хотя отмечался яркий стих, которым были написаны эти произведения.

Наибольшую популярность имели его повести и рассказы, посвященные эпохе Петра 1 (“Два Ивана, два Степаныча и два Костылькова”, 1844; “Часовой”, “Новый год” и др.) и современной (“Надинька”, 1843).

Кукольник в своих произведениях стремился к подлинной народности. Это ему удалось в драмах “Иван Рябов…”, “Боярин Федор Басенок”. писал о первой из них: “…достоинство… составляет народный язык, доведенный до крайнего совершенства и – под русскою речью таится русский ум, русская душа”. назвал стихи второй драмы “прекрасными, а драму “гениальною” по сравнению с тогдашней русской драматургией.

Окружение Кукольника составляли известные деятели культуры, он был дружен с Брюлловым, Айвазовским, многими актерами, композиторами. Тесная дружба связывала его с Глинкой, который положил некоторые его стихи на музыку (“Сомнение”, “Жаворонок”, “Попутная песня” и др.). Умер Н. Кукольник 8 декабря (20 н. с.) 1868.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.



Рассказать друзьям