Описание природы в сказке ночь перед рождеством. "Ночь чудес и юмора"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

(III вариант)
Психологизмом в литературоведении называется способ исследования внутреннего мира героя, позволяющий показать и проанализировать его мысли и рассуждения, определить мотивы поступков. Используя открытия своих предшественников - М. Ю. Лермонтова («Герой нашего времени») и И. С. Тургенева («Отцы и дети»), Достоевский создал собственную концепцию психологизма и воплотил ее в своем романе.
Психологический анализ занимает важнейшее место в «Преступлении и наказании». Описание состояния"героя становится всеобщей стихией романа. Для этого Достоевским используется как обыкновенный, так и открытый психологизм, при этом новаторство писателя более всего проявилось при применении последнего вида. Главным достижением здесь считается «принцип маятника», то есть изображение не столько эволюции внутреннего мира, сколько колебаний между силами добра и зла в душе героя, конфликта между сознанием и подсознанием, намерением и его осуществлением. Автор не только показывает борьбу противоположных ощущений, но и последовательный переход из одной крайности в другую; в этом движении и связанных с ним страданиях герои (напр., Раскольников) испытывает своеобразное наслаждение («Так мучил он себя и поддразнивал этими вопросами даже с каким-то наслаждением».). Подобные психологические парадоксы часто встречаются в романе. Более того, персонажи изображаются в экстремальных ситуациях, когда чувства предельно обострены; такое состояние помогает автору проникнуть в душу человека и показать его внутреннюю суть.
Общим приемом, характерным для обеих форм психологизма, является использование монологов и диалогов. Достоевский впервые в литературе ввел рассказ героя о своем состоянии. На характер речи указывают авторские ремарки. Также эстречаются характерные для лермонтовского метода «исповеди» (напр., перед Соней), монологи в кабинете Порфирия Петровича, которые объясняют психологический механизм убийства «по совести». С этой идеей также связаны монологи в третьем лице, или не собственно прямая речь.
Широко использован и диалог. Помимо его классической формы присутствует и допрос (это связано с наличием элементов жанра уголовно-детективного романа). Заостряется внимание на темпе и качестве речи.
В области обыкновенного психологизма достижением писателя стала атмосфера зыбкости и призрачности в романе. Поведение героев характеризуется словами «странно», «неожиданно для себя», «как бы невольно», «вдруг». Сама реальность ставится под сомнение использованием слов «как бы», «казалось», «почти». Создается ощущение призрачности путем нарушения соотношений между внешним и внутренним; реальность становится порождением сознания (образ человека, появляющегося из-под пола). Бредовые видения Раскольникова и обычный мир изображены в романе одинаково достоверно, при помощи одних и тех же приемов; переходы от мнимости к реальности не оформляются. Подобная зыбкость является следствием убеждения автора в том, что оттенки чувств можно изобразить лишь с известной долей приближения и что существуют такие глубины в душе человека, которые не поддаются описанию. Подобные взгляды, которых придерживался и И. С. Тургенев, обусловливают использование приема умолчания.
Что касается атмосферы события, то ее описание обеспечивается подбором эпитетов, рассказом об ощущениях. В результате автором создается чувство страшной тоски и бесконечного отвращения.
Такие же эмоции вызывает и описание жилища - еще один прием психологического анализа. Комната Сони, каморка Раскольникова очень сильно влияют на души героев. Иногда Родион даже боится возвращаться к себе на квартиру, он понимает, что там его вновь начнут преследовать мысли об убийстве. Комната Сони асимметрична, темный угол в ней сопоставляется обычно с темными пятнами в душе человека.
При описании жилища и города широко использована цвето-пись. Стены, лица, обои, мебель - везде есть раздражающая и угнетающая желтизна. Город Достоевского обоняем и слышим: повсюду запах известки, скрип колес и др. Все это создает дискомфорт в душе героев и подталкивает Раскольникова к совершению преступления. Необходимо отметить пейзаж перед первым сном Родиона - живую природу, которая еще больше раздражала героя, и символический пейзаж в эпилоге, фактически библейский, указывающий на будущую благоприятную судьбу персонажа.
Вообще же сны у Достоевского имеют чрезвычайно важное значение для раскрытия внутреннего мира, душевного состояния человека. Например, первый сон Раскольникова говорит о гуманности его души, второй - о торжестве зла в нем, третий - представляет его теорию реализованной. Но сны имеют и композиционное значение. Они появляются в моменты действенного напряжения и завершают один из этапов исканий героя.
В связи с этим нельзя приуменьшить и значение сюжета, внезапные повороты которого ставят героев в экстремальные ситуации, провоцируя неоднозначное поведение. Так, последняя встреча между Дуней и Свидригайловым показывает, что зло можно победить только добром.
Наконец, необходимо отметить роль портрета. Достоевский использует принцип двоекратного портретирования (напр., Раскольников до и после раскаяния), а также психологический портрет, заимствованный у писателей-романтиков. Для автора очень важно описание глаз, мимики, жестов, улыбки. Особое внимание отводится взгляду (голубые глаза Сони и ее кроткий взгляд; сверлящие, гордые глаза Дуни). В красоте глаз для писателя - залог будущего возрождения и воскрешения души.
Теория психологизма Достоевского стала вехой в развитии русской психологической прозы, обеспечив ее создателю и его идеям прочное место в литературе.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ад и рай - в небесах, -

Утверждают ханжи.

Я, в себя заглянув,

Убедился во лжи:

Ад и рай - не круги

Во дворце мирозданья

Ад и рай - это две половины души.

Омар Хайям

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем. Достоевский вместе с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя задуматься над ними. Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на этот вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния главного героя в романе “Преступление и наказание” автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства. На протяжении практически всего романа в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред, поэтому о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, игра воображения.

«Психологизм-это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы».

В центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Каждый писатель -- по сути, психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы поступков героя. Литературный персонаж -- это как бы макет, на котором изучаются сложные человеческие взаимоотношения. Писатель исследует своего героя, оставляя при этом ему некоторую свободу действий. Чтобы не “стеснить” ни в чем своих героев, в каждом произведении писателем используется ряд психологических приемов, позволяющих проникнуть во внутренний мир героя.

Выдающимся мастером в изучении человеческой психологии является Ф. М. Достоевский, и венцом его исследования души человека можно назвать роман “Преступление и наказание”. Помимо традиционных способов проникновения во внутренний мир героя -- портрет, пейзаж, речь, писатель использует и совершенно новые приемы, тем самым, оставляя героя наедине с самим собой, с его совестью и свободой действий. “Самый страстный и крайний защитник свободы человека, какого только знает история человеческой мысли”, -- говорит о Достоевском известный философ Бердяев. Ф. М. Достоевский исследует душевную свободу человека, и этот исступленный психологизм писателя проистекает, как мне кажется, из его утверждения свободы и возможности воскрешения человеческой души, “восстановления погибшего человека”. Но чтобы увидеть душу человеческую в развитии, необходимо глубоко проникнуть в этот сложный и непонятный мир.

«Боль о человеке» -- это основное чувство писателя, протестующего против социальных устоев жизни, против положения, «когда человеку некуда идти», когда человек задавлен бедностью и нищетой. Жизненные условия, в которых находятся герои романа, ужасны. Духота петербургских трущоб -- частица общей безысходной атмосферы произведения. Теснота, удушливая скученность людей, ютящихся на аршине пространства, усугубляется духовным одиночеством человека в толпе. Люди относятся друг к другу с недоверием, с подозрением; их объединяет лишь любопытство к несчастьям ближних.

И в этих условиях развивается личное сознание и отрицание нравственных идей и законов масс. Человек как личность всегда в этом состоянии становится во враждебное, отрицательное отношение к авторитетному закону масс. Это «распадение масс на личности-» с точки зрения нравственной и психологической -- состояние болезненное.

В такой атмосфере развертывается потрясающая драма жизни «униженных и оскорбленных», жизни на каких-то позорных для человека условиях. И эта жизнь ставит героев в такие тупики, когда «безнравственным» становится само неукоснительное требование нравственности. Так, добро Сонечки по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Родная сестра Раскольникова Дуня готова выйти за циничного дельца Лужина только для того, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет.

Бесчеловечная теория «крови по совести» тесно связана с «наполеоновской идеей» Раскольникова. Герой хочет проверить: «необыкновенный» ли он человек, способный на миро-потрясение, или «тварь дрожащая», как те, кого он ненавидит и презирает?

В разоблачении крайнего индивидуализма, античеловеческого мифа о «сверхчеловеке» проявляется гуманизм Достоевского. И здесь напрашивается первый вывод, к которому нас приводит великий писатель-гуманист: «Исправьте общество, и болезней не будет».

С первых минут совершения преступления внешне стройная теория Раскольникова разрушается. Его «арифметике» противостоит высшая математика жизни: одно рассчитанное убийство влечет за собой другое, третье. Неостановимо.

Достоевский пытается предупредить нас об опасности раскольниковской теории, говорит, что она может оправдать насилие и море крови, окажись в руках фанатика, одержимого не только идеей, но и властью над судьбами людей.

Почему каждый человек имеет право на жизнь? Таков закон человеческой совести. Раскольников нарушил его и пал. И так должен пасть каждый, кто нарушает закон человеческой совести. Поэтому личность человека священна и неприкосновенна, и в этом отношении все люди равны.

На тех страницах романа, где Достоевский предупреждает об опасности такой теории, звучит уже «боль о человечестве».

Мы чувствуем «боль о человеке» и тогда, когда он рассуждает о роли благодеяний, религии и смирения. Раскольников попирает святое. Он посягает на человека. В древней книге было записано: «Не убий». Это заповедь человечества, аксиома, принимаемая без доказательства. Раскольников дерзнул усомниться в этом. И писатель показывает, как за этим невероятным сомнением следует тьма других. Всем ходом романа Достоевский доказывает: человек, преступивший заповедь Бога, совершивший насилие, теряет собственную душу, перестает ощущать жизнь. И судить Раскольникова может только Сонечка Мармеладова с ее действенной заботой о ближних. Это суд любовью, состраданием, человеческой чуткостью -- тем высшим светом, который удерживает человечность даже во тьме «бытия униженных и оскорбленных». С образом Сонечки связана великая гуманистическая идея Достоевского о том, что мир спасет духовное единение людей.

«Боль о человеке» проявляется и в том подходе, который использует Достоевский в создании образов, в показе мельчайшей эволюции человеческой души, в глубоком психологизме.

«Боль о человеке» выражается и в выборе конфликта. Конфликт романа -- это борьба теории с жизнью. Это и мучительное столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы. Это и борьба теории- с жизнью в душе героев.

Романы Достоевского не только отражают, но и опережают проблемы, современные автору. Писатель исследует конфликты, которые стали частью общественной жизни страны в XX веке. Автор показывает, как теория воспламеняется в душе человека, порабощает его волю и разум, делает его бездушным исполнителем.

В «Преступлении и наказании» мы встречаем проблемы, актуальные и для нашего времени. Автор заставляет нас размышлять над этими вопросами, переживать и страдать вместе с героями романа, искать истину и нравственный смысл человеческих поступков. Достоевский учит нас любить и уважать человека.

найдите описание природы в повести. Какие литературные приемы делают их краше и таинственнее? Ночь перед рождеством

Ответы:

Гоголь написал повесть Ночь перед Рождеством,где описывается прекрасные пейзажи. Писатель то и дело что перескакивает с главных героев на описание природы. Ведь это так важно чтобы читатель знал, где происходит действие и в какое время, и создать настроение таинственности и загадочности. вот слова из повести: «… ночь - чудо! Светло, снег блещет при месяце. Все было видно, как днем. Не успел выйти за дверь - и вот, хоть глаз выколи! » «Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам» . «… и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие» . «Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади» . «И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! и еще белее казался свет месяца от блеска снега» . Эти строчки делают природные явления загадочными:и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу.од плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади» . «месяц… заглядывал»Ведьма собирает звёзды в рукав; черт, обжигаясь, хватает месяц, перекидывает его «из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки»

Выполнил: Шелопугин Егор,

5 класс МОУ «СОШ №57»

Руководитель: Цыбикова Н.В.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №57»

Роль сравнений в повести Н.В. Гоголя

Ночь перед Рождеством»

Введение

«Вечера на хуторе близ Диканьки» - книга, которая прославила Н В. Гоголя. Пушкин писал о книге: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности…». Неслучайно так популярна она и в наше время. Особенно любимой стала повесть «Ночь перед Рождеством»: по ее мотивам снят мультипликационный фильм, кино, музыкальный фильм с участием популярных эстрадных артистов. Такой успех повести связан прежде всего с тем, что в ней описывается особенная ночь: ночь накануне празднования великого христианского праздника – Рождения Иисуса Христа. И все же праздник Рождества в нашей стране связывается всегда с любимым всеми праздником Нового года. Ведь в новогоднюю ночь все люди ждут чуда. А в повести «Ночь перед Рождеством» и происходят всевозможные чудеса. Вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, смело, стараются навредить добрым людям. Но у них в повести Гоголя ничего не выходит.

Читая повесть, нельзя не обратить внимания на прием сравнения, которым автор часто пользуется, так что удивляешься тому, какими фантастическими они могут быть и какие реальные, зримые образы создают. В своей работе мы хотели понаблюдать за сравнениями: что с чем сравнивается - и определить, с какой целью автор приводит то или иное сравнение. Таким образом, цель исследования - определить роль сравнений в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (раскрытии своеобразия художественного мира Гоголя). С этой целью мы изучили разновидности сравнений, распределили их по группам в зависимости от того, что с чем сравнивается.

Нечистая сила

В самой главной фигуре черта можно различить самые разные человеческие черты: «спереди совершенно немец…но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…и весь был не белее трубочиста…», а когда черт схватил месяц, то «перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки». Так, с первых же строчек мы видим, что ничего страшного в черте нет, и даже, наоборот, он выглядит смешным, особенно когда хочет «лезть в люди»: «досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура – взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!». Здесь черт выглядит легкомысленным, ветреным человеком – «проворным франтом», который целует руку Солохи «с такими ужимками, как заседатель у поповны» (этот заседатель, верно, тоже легкомысленный человек). И даже у себя в аду он не страшен, когда «надевши колпак и ставши перед очагом, будто в самом деле кухмистр, поджаривал он грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу». Но когда черт попадает в руки кузнецу Вакуле, то становится совсем маленьким: в мешке он лежит, как «струмент». Черт для него и будет только инструментом. Сразу понятно, что против Вакулы ему не совладать: он для него, «как ягненок». Против сильного человека черт ничего не может сделать, становится совсем жалким.

А ведьма в повести - и вовсе веселый человек. У нее от ведьмы только то, что она умеет летать, а делает она это обыкновенно: «как человек, летящий на коньках». Солоху вообще считают ведьмой за «хитрости и сметливость». Кроме того, Солоха была привлекательной и умела «причаровать» к себе Козаков.

Таким образом, злые силы изображены не страшными, а забавными и смешными.

Оксана

Об Оксане говорится, что «лучшей девки и не было еще никогда, и не будет никогда на селе». Почему же о ней говорится, что она «была капризна, как красавица», когда она и есть красавица? Под словом «красавица» подразумевается знатная дама, так что понятно, что Оксана ведет себя с большим достоинством: «как царица». А ее косы, «как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы». Это сравнение показывает, какие красивые у Оксаны косы, и, наверное, что и у Оксаны есть что-то от ведьмы – ее красота, которая «причаровывает» к ней парубков. Неудивительно, что Вакула должен достать царские «черевики», чтобы завоевать ее сердце.

Природа

В эту ночь сама природа – «весело смеющаяся ночь» - становится действующим лицом. Сначала «Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам», потому что черт украл месяц, и сделалась метель. Но как только «месяц, пользуясь случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу», снег «загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами». Красота описания пейзажа создает атмосферу праздничной «чудной ночи», когда ждешь самых необыкновенных чудес.

Люди и животные

В образе черта мы видим, как соединяются черты человека и животных: он и «немец», и «губернский стряпчий», но с козлиной бородой, рожками и копытцами, а на заре он убегает «поджавши хвост, в свою берлогу». Но и здесь угадываются человеческие черты характера.

А вот и некоторые животные совершенно похожи на людей: «две пары дюжих волов всякий раз высовывали свои головы из плетеного сарая на улицу и мычали, когда завидывали шедшую куму – корову, или дядю – толстого быка. Бородатый же козел взбирался на самую крышу и дребезжал оттуда резким голосом, как городничий, дразня выступающих по двору индеек и оборачиваясь задом, когда завидывал своих неприятелей, мальчишек, издевавшихся над его бородою». Сразу представляется трусоватый городничий, который может «дразнить» только слабых.

Когда незадачливые кум и ткач притащили в хату мешок, брошенный Вакулой на дороге, то они подумали, что там целый кабан, а оказалось, что это был Чуб, а вот о дьяке все подумали, что это поросенок. И сразу можно догадаться, как эти люди выглядят и даже какие они по характеру. Действительно, дьяк все время терпел, сидя в мешке «под невежливыми сапогами Чуба», потому что он маленький и слабый.

Живое и неживое

Часто неживые предметам приписывают свойства живых, но в повести у Гоголя и живое превращается в неживое, когда Вакула людей в мешках принял за уголь, а девушки и парубки приняли их за колбасы и паляницы. И совсем неудивительно, потому что никому и в голову бы не пришло, что в мешках сидят такие уважаемые люди. Солидные люди спрятались в мешки из-под угля, чтобы не попасть в смешное положение, и как раз попали в него. Здесь используются юмористические приемы несоответствия, неожиданности. А самым ярким примером, когда неживое оживает, становятся «ожившие» вареники, которые ест Пацюк: «вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот». И хотя кузнец испугался и «опрометью выбежал из хаты», нам все равно смешно, потому что нечистая сила Пацюка предстает не в грозном, страшном действии, а попросту в поедании вареников и галушек, которые сами прыгают в рот. Многие люди тоже желали бы вовсе ничего не делать, не утруждать себя, чтобы все само в рот попадало.

Заключение

Наблюдая за сравнениями в тексте повести «Ночь перед рождеством», приходим к выводу, что роль их заключается в том, чтобы показать единство мира, в котором всему приписываются человеческие черты, ведь именно он, человек связывает все вокруг, он в центре этого мира: «Чудно устроено на нашем свете! Все, что ни живет в нем, все силится перенимать и передразнивать один другого…Словом, все лезет в люди!»

Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» всегда будет любимой людьми, потому что всем хочется, чтобы чудеса совершались, чтобы злое было смешным, чтобы желания исполнялись. Особенно этого хочется в канун рождественских праздников. Н.В. Гоголь создал в своей повести чудную атмосферу рождественского праздника.



Рассказать друзьям