Описание спектаклей театра советской армии. Театр Красной армии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Путеводитель по архитектурным стилям

В оформлении театра принимали участие лучшие художники-монументалисты: фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал сделали по эскизам Владимира Фаворского, плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг, живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам изготовили мебель, плафоны и люстры, а колонны вокруг здания имеют сечение в виде звезды.

Москва украсилась новым замечательным сооружением: построен Центральный театр Красной армии. Грандиозное, монументальное здание театра возвышается на площади Коммуны, одной из наиболее просторных площадей столицы. Оно радует глаз своим чудесным архитектурным обликом, стройной гармонией форм, необычными объемами, высотой. Помимо своего основного назначения - быть центром театральной культуры Красной армии, театр должен служить и великим архитектурным памятником героической армии страны социализма, памятником, который будет существовать многие и многие века. Поэтому зданию театра придана в плане форма пятиконечной красноармейской звезды. Эта эмблема проходит основным, ведущим мотивом во всей архитектуре здания.

Но форма здания сыграла с ним злую шутку: во время Великой Отечественной войны немецкие летчики использовали театр Советской армии для ориентира, ведь 4 его луча указывали на Московские вокзалы, а пятый - на . Поэтому архитекторов едва не обвинили в предательстве, а здание замаскировали: на месте театра появились деревни, церкви, рощи.

Театр Красной (с 1951 года - Советской, с 1993-го - Российской) армии обладает самой большой в Европе сценой.

Здание занимает 10 этажей на поверхности (из них 6 - Большая сцена на 1 520 мест, 2 этажа - Малая сцена на 450 мест) и 10 подземных этажей. Сцена театра приспособлена для показа массовых батальных сцен с участием настоящих танков.

Механику сцены спроектировал инженер Иван Мальцин. Она работает практически без ремонта и сейчас: вращаются 2 огромных круга, 12 подъемных платформ могут превратить сцену из стадиона в горный пейзаж.

ЦАТРА - ведомственный театр Российской армии, и поэтому на его сцене «проходили срочную службу» многие известные актеры. А вместо директора театра - начальник. Есть здесь и военные казармы, и залы со странными названиями: «Капустный», где в войну держали кислую капусту, «зоопарк», где хранятся всякие искусственные лошади. При этом труппу ЦАТРА считают одной из лучших в Москве. Также в здании театра проводят праздничные мероприятия Вооруженных Сил РФ и снимают кинофильмы. Например, здесь сняли эпизод фильма «Кин-Дза-Дза».

Говорят, что... ...здание Театра Российской армии не достроено: на верхней башне планировали поставить статую красноармейца, над центральным фронтоном - скульптуру октября, а пять углов здания должны были украсить статуи различных родов войск и фонтаны. На крыше предполагали устроить летний сад для прогулки зрителей во время антракта. В таком проектируемом виде здание ЦАТРА попало на барельеф Северного Речного вокзала.
...Фаина Раневская покинула театр со словами: “На аэродромах я не играю” .
…из здания Театра Российской армии в

Грандиозное сооружение было первым теат­ральным зданием, построенным в советской Москве. За строительством Центрального теат­ра Красной Армии (так он назывался до 1951 года) наблюдал лично маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов. Существует легенда, что необычная форма здания возникла из-за того, что на встрече с архитектором Каро Семеновичем Алабяном маршал взял со стола свою пепельницу в форме звезды, положил на бумагу, обвел и предложил сделать такой проект. И Алабян вместе с коллегой Василием Николаевичем Симбирцевым взялись это осуществить. Если смотреть на театр сверху, то он строго соответствует форме пятиконечной звезды. Говорят, что во время Великой Отечественной войны германские летчики использовали строение как ориентир: три луча из пяти указывают на московские вокзалы, один — на Комсомольскую площадь, а один — на центральную часть столицы.


Возведенное в 1940 году, здание театра было на тот момент одним из самых высоких в Моск­­ве. Кстати, кроме десяти этажей над поверхностью земли, у него есть еще десять подземных. Большой зрительный зал рассчитан на 1500 человек. Малый зал — на 450. Из-за того что архитекторы поставили во главу угла следование форме, возникли проблемы с размещением основных театральных помещений. Традиционно композиция театральных зданий, если смотреть на план, строится вдоль продольной оси симметрии: вход, вестибюль, фойе с кулуарами, зрительный зал, сценическая коробка. Алабяну и Симбирцеву предстояло создать новую объемно-пространственную форму, что было очень сложно. Ядром планировки стал зрительный зал, вокруг которого расположены фойе и залы. В лучах звезды — буфеты и артистические комнаты. Над зрительным залом находится репетиционный, который также служит Малой сценой.

Большой зрительный зал веерного типа — самый вместительный в мире зал драматического театра. Места делятся на сектора, похожие в плане на веер. Когда он проектировался, особое внимание уделялось тому, чтобы все места были одинаково удобными, подчеркивая равенство между классами.

Большой зал Театра Российской армии — крупнейший в Европе, он расcчитан на 1500 зрителей. Фото: PhotoXPress

Сцена для танка

Заказы для строительства театра, которое шло шесть лет, выполняли около 40 заводов. В его оформлении принимали участие лучшие ху­­дожники-монументалисты. фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал сделали по эскизам графика Владимира Фаворского его сыновья Никита и Иван. Плафоны над буфетами в амфитеатре создал Александр Дейнека. Парадные мраморные лестницы украсили живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Гераси­­мова. Вся мебель была изготовлена на заказ.


Но проект был воплощен в жизнь далеко не полностью. По плану на верхней башне здания должна была возвышаться гигантская фигура красноармейца, над центральным фронтоном — скульптурная композиция «Октябрь», а на пяти верхних углах строения — скульптуры, олицетворяющие различные виды войск. На крыше планировалось разбить сад с цветниками и газонами, обустроить там ресторан, танцевальную площадку и кинотеатр, а зимой — зали­­вать каток.

Большой зал театра, спроектированный инженером Иваном Мальцевым, занимает шесть этажей. Сцена состоит из большого вращающегося барабана диаметром 26 м, внутри которого находится малый барабан вдвое меньшего размера, и неподвижных частей. Оба барабана могут вращаться вокруг своей оси независимо друг от друга. Помимо вращающихся дисков, на сцене установлены так называемые столы, которые способны подниматься на высоту 2,5 м и опускаться на глубину 2 м. Всего 19 столов, с помощью которых можно было создать гигантский амфитеатр для съездов. Для таких случаев были предусмотрены специальные щиты, закрывающие оркестровую яму. На сцене

есть даже танковый въезд. Планировалось, что в спектаклях будет участвовать настоящая военная техника. Но говорят, что пол сцены не выдержал веса танка, и машина провалилась вниз на технические этажи. На этих этажах размещены сценические механизмы, кабели, электромоторы и даже собственная электроподстанция, так как театру необходимо очень много энергии. Одних только световых точек в здании около 10 000.

Над большим и малым залами расположена художественная мастерская, в которой изготавливают огромные живописные декорации. Когда декорация готова, ее сворачивают и передают вниз, на сцены, через специальный люк.

Владимир Зельдин и все-все-все

Театр открылся 14 сентября 1940 года спектак­лем «Полководец Суворов». С тех пор на этой сцене состоялось более 300 премьер и прошло около 45 000 спектаклей. Театр Красной Армии был создан еще в 1929 году для обслуживания войск, и десять лет, пока не получил постоянного помещения, выездная труппа кочевала по воинским частям и гарнизонам. В этом году театр отмечает 85-летие. Среди постановок есть и спектакли-долгожители: «Учитель танцев» Лопе де Вега, поставленный в 1946 году, был сыгран более 1900 раз, а премьера 1942 года «Давным-давно» Александра Гладкова — около 1200 раз. В театре служили и служат такие звезды, как Фаина Раневская, Любовь Добр­­жанская, Людмила Фетисова, Нина Сазонова, Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин,

Лариса Голубкина, Александр Дик и другие. Так как театр ведомственный, многие актеры проходили на его сцене срочную службу.

Настоящей легендой ЦАТРА стал Владимир Михайлович Зельдин — один из ведущих актеров театра, которому в следующем году должно исполниться 100 лет. Владимир Михайлович служит здесь с 1945 года. Главную роль в спектакле «Учитель танцев» он играл на протяжении почти 30 лет. Зельдина можно увидеть в спектаклях «Танцы с учителем» и «Человек из Ламанчи».

Центральный театр Российской армии

Адрес: Суворовская пл., 2 (м. Достоевская)

Название : Центральный ордена Трудового Красного Знамени академи́ческий театр Российской армии (ЦАТРА) (ru), Russian Army Theatre / Central Academic Theatre of the Russian Army (en)

Местонахождение : Москва (Русь-Российская Империя-СССР-РФ)

Создание : 1940 г.

Стиль : Сталинское барокко

Архитектор(ы) : К. С. Алабян, и В. Н. Симбирцев

До 1951 года - Центральный театр Красной армии, 1951-1993 - Центральный театр Советской армии


Из книги “Архитектура Страны Советов. ТЕАТРЫ” издательство Академии архитектуры СССР, Москва, 1948 год

Искания нового архитектурного воплощения советского театра с особым подъемом выражены в здании Центрального Театра Красной Армии в Москве, построенном в 1940 году по проекту архитекторов К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева.

Образ театра-монумента, посвященного героическим делам Советской Армии, получил свое выражение в необычном для театра центрическом строении его объема, которое придает зданию особую торжественности.

В основе плана здания и строения его элементов - эмблема Советской Армии - звезда. Многообразные сочетания этой формы образуют органическое единство всей структуры здания, подчиненной замыслу его внутреннего и внешнего архитектурного образа.

В десятиугольном ядре звезды - веерной формы зрительный зал на 2000 мест, окруженный полукольцом залов и фойе, и обширная сцена, в совершенстве оборудованная по проекту инженера И. Е. Мальцина. В треугольных лучах звезды, со стороны зала - парадные лестницы и буфеты над ними, со стороны сцены - артистические и другие сценические помещения.

Над зрительным залом один над другим помещены большой репетиционный и декорационный залы. Вместе с башней сцены они образуют высокий объем ядра здания, увенчанный башенкой со статуей воина, которая еще острее подчеркивает центрическое строение здания. Тело здания окружено колоннадой могучего ордера, растворяющей его объем в просторе грандиозной площади. Широкими террасами лестниц площадь как бы поднимается на мощный гранитный стилобат, входит под портики здания и прочно с ними связывается.

Здание театра органически врастает в простор площади и главенствует над ней. Авторы неразрывно связали театр и ансамбль зданий Советской Армии в общем замысле площади, который еще ожидает своего завершения.

Отдельные недочеты внутреннего строения, преувеличенный объем обслуживающих помещений, несовершенство рисунка ряда деталей, недочеты в акустике слишком высокого зрительного зала - лишь досадные опечатки в этом большом произведении, выделяющемся идейной целеустремленностью и образной выразительностью своей композиции.

Архитектурный конкурс на проект театра Красной Армии в Москве

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Проект акад. архитекторов К. С. Алабяна и В. И. Симбирцева

Грандиозный по размерам театр Красной Армии в Москве осуществлен по проекту акад. К. С. Алабяна и арх. В. Н. Симбирцева.

Прежде всего обращает на себя внимание форма плана театра в виде пятиконечной звезды - символа Красной Армии. Эта форма проводится авторами последовательно как в разработке общего объема театра, так и в отдельных деталях его, включительно до пятигранного сечения наружных колонн, окружающих театр. Несмотря на некоторую предвзятость общей формы, которая, несомненно, осложняла плановое решение и внутреннюю организацию, авторы сумели вполне справиться с намеченной задачей. Театр обладает прекрасным зрительным залом, удачно размещенными лестницами, правильным соотношением площадей зрительного зала и фойе, остроумно использованными в плане углами, хорошо развитой и гибкой сценой.

Театр Красной Армии построен на площади Коммуны, на участке, имеющем трапецоидальную форму. Здание театра занимает наиболее возвышенное место этого участка.

В первом этаже с проходами в него с трех фасадов - центрального и двух боковых - расположены кассовые вестибюли и обширный гардероб. Из вестибюля две красиво сделанные парадные трехмаршевые лестницы ведут на второй этаж - на уровень партера зала и главного фойе. Отсюда же по двум лестницам, вписанным в пятиугольные площадки, можно подняться на любой уровень зрительного зала, так же, как и по вспомогательным лестницам, расположенным в углах внутреннего десятиугольника.

Зрительный зал широкой, хорошей секторальной формы вмещает 1 900 чел. Места размещены в партере, крутом амфитеатре и на балконе. Очень широкий раздвижной портал (24 м) обеспечивает полную видимость со всех мест. Максимальное удаление зрителей от портала сцены - 32 м. Архитектура зрительного зала хорошо проработана в деталях. Зал украшен живописью на плафоне и портальном обрамлении (худ. Фаворский и Бруни) и производит в натуре свежее, хорошее впечатление. Зрительный зал в плане занимает половину внутреннего десятиугольника; вторая половина его отведена под сцену и вспомогательные при ней помещения.

На уровне партера в передней части десятиугольника главное фойе, светлое и нарядное, но не совсем удобное в том отношении, что оно состоит из трех сравнительно небольших помещений, связанных двумя лестничными площадками. На следующем ярусе фойе амфитеатра, в которое открывается галерея балкона. Здесь же размещены и буфеты. Плафоны фойе и стены украшены живописью (худ. Дейнека, Файнберг, Герасимов и др.).

Сцена очень большая; кроме двух боковых сценических карманов в задней части расположена глубокая арьерсцена. Сцена широко механизирована с применением новейших достижений театральной техники и в этом отношении занимала среди всех театров СССР первое место. Непосредственно над зрительным залом расположен репетиционный зал, а над этим последним - декорационный. Эти залы представляют просторные и удобные для работы помещения.

Внешнее архитектурное оформление этого театра во многом вытекает из своеобразного планового приема. В осуществленном варианте авторам удалось при классических пропорциях достигнуть очень хорошего членения основных масс. Несколько раздробленный верхний объем первоначального проекта авторы заменили при последующей разработке более простои и четкой формой двадцатигранника. В ортогонали - фасад с хорошо найденным силуэтом двух основных массивов с переходной между ними ступенью.

Все здание театра поставлено на высокий четырехметровый стилобат, что подчеркивает значение этого сооружения как памятника.

Однако наличие перед входами в театр высоких наружных лестниц представляет значительное неудобство.

Театр снаружи будет украшен скульптурой соответствующей тематики, а на самом верху увенчан крупной фигурой советского воина.

Проект театра Красной Армии создан после перелома в общем направлении советской архитектуры и является результатом исканий авторами идейного и художественно-архитектурного образа советского театра.

Чтобы показать, как различно в свое время трактовалась эта тема, приведем два проекта театра Красной Армии, представленных на предшествовавший конкурс.

Проект академика архитектуры Л. В. Руднева и архитектора В. О. Мунца

Ясности плана несколько мешают скученность лестниц и разбросанность гардеробов. Красивое подковообразное пятно зрительного зала с местами, расположенными сплошным амфитеатром при одном балконе. Очень широкий трехчастный портал. Глубокий просторный просцениум переходит в две боковые игровые площадки.

К сцене примыкают удобно расположенные карманы, но декорационные помещения тесны. Сцена большая, дополнительно углублена арьерсценой. Удачно расположены артистические уборные с резервами для ожидания выхода артистов на сцену.

По бокам главного фойе, обращенного на основной фасад, размещены два буфета. Зрительный зал интересной ренессансной архитектуры.

При хорошем, хотя и обычном по приему плане, авторы сосредоточили главное внимание на внешней архитектуре здания и в этом отношении по-своему дали выразительное решение, рассматривая театр Красной Армии, как сугубо монументальное сооружение. Основной объем здания образует параллелепипед, окруженный колоннадой, особенно мощной на переднем фасаде, благодаря сильным раскреповкам антаблемента над средними четырьмя колоннами, заканчивающимися конными фигурами. Этот основной объем поставлен на стилобат и завершается цилиндрическим объемом выступающего зрительного зала.

Главный фасад увенчан аттиком, который украшен протяженной динамичной скульптурой оборонной тематики. Архитектура лапидарна, быть может, даже несколько грубовата. но, несомненно, очень эмоциональна.

Проект акамедика И. А. Фомин

Своеобразно и очень выразительно решает внутреннюю архитектуру зрительного зала проект. И. А. Фомина. За секторальным амфитеатром высятся два террасообразных глубоких балкона. Уступчатые в плане стены зала украшены двумя рядами коротких, наклонных к сцене балконов.

Зал широко освещается боковым верхним естественным светом. Плафон решен в виде уступообразных кессонов. Значительно слабее архитектура фасадов, где основным убранством служат два боковых портала с сильно вытянутой колоннадой, перекрытой плоским карнизом.

Неудачен также центр и сильно измельчен низ здания.

    Источники:

  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.
  • Латур А. "Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре". - 2-е издание., - М.: Издательство "Искусство-XXI век", 2009г.

Восхищаться действительно было чем - подобного монументального здания не было ни у одного театра Советского Союза. Кроме того, это был первый ведомственный актерский коллектив в стране, не имевший отношения к Министерству культуры.

По воспоминаниям Владимира Зельдина, правительство СССР рассматривало Театр Красной армии как культурное подразделение в составе вооруженных сил. Следовательно, тематика спектаклей была преимущественно военно-патриотической.

За свою историю театр переименовывался несколько раз. Ныне он называется Центральный академический театр Российской армии (ЦАТРА). Впрочем, смена названий никак не отражалась на его популярности у зрителей.

От агитбригады до театра

История ЦАТРА началась в 1929 году, когда Политуправление Красной армии предложило создать на базе нескольких агитбригад профессиональный театр. Сталину идея понравилась, и уже в феврале следующего года состоялась премьера. Этот день, 6 февраля 1930 г., принято считать днем рождения театра.

Поставленная тогда пьеса называлась «К.В.Ж.Д.» и посвящалась военному конфликту между СССР и Китаем из-за Транссибирской магистрали.

В 1929 году Красная армия разбила китайские войска, восстановив тем самым контроль над железной дорогой. Пьеса о победе как нельзя лучше подходила для молодого театра, созданного в целях военно-патриотического воспитания.

Первые годы собственной сцены у коллектива не было, актеры выступали в Доме Красной армии. Кроме того, по примеру агитбригад, часто гастролировали по военным округам.

География этих гастролей включала как Ленинградскую область, так и Дальний Восток. Таким образом Министерство обороны организовывало культурный досуг красноармейцев, совмещая его с идеологической работой.

Сталинский ампир

Когда Театр Армии отметил пятую годовщину своего основания, правительство СССР решило построить для него собственное здание. В Москве тех лет шла интенсивная застройка, призванная продемонстрировать величие пролетарского государства.

Одобренный партией новый стиль получил название социалистический реализм. Сегодня градостроительство тех лет часто называют сталинским ампиром, отличительная черта которого - монументальная помпезность.

Как раз в таком ключе и задумали здание, где должен был поселиться Театр Армии. По итогам конкурса лучшим был объявлен проект К. Алабяна и В. Симбирцева.

Перед архитекторами стояла сложная задача - соединить специфическую театральную архитектуру с требованием партии, согласно которому здание должно олицетворять мощь Красной армии.

Около 40 заводов, разбросанных по всему Советскому Союзу, выполняли строительные заказы, поэтому можно без преувеличения сказать, что Театр Красной армии строила вся страна.

Проект - в жизнь

Внешнее оформление здания так и не было закончено - помешала война. Например, предполагалось устроить на крыше Большого зала летний сад для прогулок зрителей в антракте. Задуманная фигура красноармейца, которая должна была венчать 62-метровое сооружение, также не была установлена, как и скульптурные группы над центральным фронтоном.

Несмотря на это, Театр Армии, построенный в виде пятиконечной звезды, стал первым московским небоскребом. К слову, звезды в здании присутствуют почти везде, даже монументальные колонны имеют сечение в форме звезды.

Грандиозная высота сооружения сыграла с театром злую шутку во время войны - он был виден на расстоянии 40 км, поэтому служил немецким летчикам отличным ориентиром. Весь коллектив театра, от актеров до технического персонала, принимал участие в работах по маскировке здания.

Сцена и закулисье

Архитекторы постарались воплотить мечты партийного руководства не только во внешнем облике, но и во внутренней проектировке театра. Иногда актеры говорят, что проработав лет 20, а то и больше, они так и не побывали во всех его уголках.

Сцена создавалась в расчете на постановку эпохальных спектаклей и предоставляла режиссерам невиданные возможности. На ней запросто можно развернуть батальон пехоты, кавалерию, есть даже специальный въезд для танка. Таков Театр Армии. Москва может гордиться тем, что самая большая театральная сцена в Европе принадлежит ей.

Правда, монументальные размеры ухудшают акустику. От актеров требуется высокая техника мастерства и определенные навыки выступления. Например, чтобы быть услышанными всеми зрителями, они должны обращать свои реплики только в зал, а не говорить вполоборота.

У персонала, обслуживающего сцену, тоже есть заботы. От него требуется немалое мужество, поскольку высота кулис равна 19 метрам, не говоря уже о верхних колосниках, находящихся на высоте 8-этажного дома. Тем не менее работать здесь всегда считалось престижно, поэтому многие стремились устроиться в Театр Армии.

Зал Большой и Малый

Однако ЦАТРА впечатляет зрителя не только сценой. Большой зал, который вмещает более полутора тысяч человек, не имеет себе равных среди драматических театров мира. А ведь есть еще и Малый зал. Таким образом, почти 2 тысячи зрителей могут одновременно следить за игрой актеров.

Над зрительными залами была устроена художественная мастерская с мостками под потолком, откуда удобно наблюдать за подготовкой гигантских декораций и при необходимости вносить в них изменения.

Маршал Ворошилов любил театр, особенно музыкальные постановки, и принимал активное участие в создании Театра Армии. Он лично просматривал эскизы, наблюдал за росписью потолка в Большом зале, отбирал мебель из дорогих пород дерева, сейчас замененную на современную.

Кстати, по поводу зрительских кресел «Техника- молодежи» писала в 1940 г., что, в отличие от буржуазных театров, где заботились только о богатых посетителях партера и лож, в советском храме Мельпомены все сидения одинаково хороши и удобны.

Киноплощадка

Театр Армии обладает необъятными внутренними пространствами, которые иногда превращались в павильоны, где снимали фильмы. Так, в 1956 году Эльдар Рязанов снял здесь без малого половину комедии «Карнавальная ночь». Именно по холлам Театра Армии прохаживался товарищ Огурцов, наблюдая за репетициями кружков художественной самодеятельности.

В 80-е годы Георгий Данелия избрал в качестве съемочной площадки пространство под вращающейся театральной сценой, чтобы снять фрагмент фильма «Кин-дза-дза», где герои поют в клетке песню "Strangers in the ку".

Афиша 1951 года свидетельствует об изменении в названии театра. Таковым оно оставалось вплоть до 1993 года, когда театр получит нынешнее имя ЦАТРА. Тем не менее главный принцип составления репертуара оставался неизменным - в нем всегда было место для военно-патриотических спектаклей.

«Сталинградцы», «А зори здесь тихие», «Барабанщица», «Фронт», «Флаг адмирала» - эти и другие постановки в разное время шли на сцене театра. Конечно, его репертуар не ограничивался постановкой пьес военной тематики, в нем были также классические и современные спектакли.

Поэтому Большой и Малый залы всегда заполнялись зрителями. Нередко в кассы выстраивались огромные очереди, чтобы купить билет в Театр Армии, адрес которого хорошо был знаком столичным театралам: дом 2 на Суворовской площади.

Какой театр без режиссера

Более 20 лет, начиная с 1935 года, театр возглавлял режиссер Алексей Попов. Будучи профессионалом своего дела, он прекрасно мог распоряжаться пространством огромной сцены, просто показать перипетии самого сложного сюжета. С ним работали такие известные актеры, как Нина Сазонова, Александр Хохлов, Любовь Добржанская, Людмила Касаткина.

В тяжелые военные годы А. Попов поставил музыкальную героическую комедию «Давным-давно» о событиях Отечественной войны 1812 года. Спектакль не сходит со сцены театра вот уже несколько десятилетий. Несмотря на новое поколение актеров и изменившуюся сценографию, идея, атмосфера, смысл и дух пьесы остаются прежними, как и написанная для нее музыка Т. Хренникова.

Безусловно, создавать дорогостоящие декорации, как и поддерживать внушительное здание в надлежащем состоянии, было проще, чем сегодня, ведь Министерство обороны СССР щедро финансировало Театр Советской армии, афиша которого постоянно обновлялась. За свою историю театр поставил более 300 спектаклей.

Творческий коллектив

Каждый театр имеет «своего» зрителя, который следит за всеми премьерами, ходит на все спектакли, где заняты любимые актеры. Есть такой преданный зритель и у ЦАТРА, чья труппа заслуженно считается одной из лучших в Москве.

В течение 71 года и вплоть до недавнего времени на сцене театра выступал Владимир Зельдин. Невзирая на почтенный возраст, он всегда работал с самоотдачей, за что снискал любовь как зрителей, так и коллектива.

Сегодня известные актеры Театра Армии - Людмила Чурсина, Александр Петров, Ольга Богданова, Валерий Абрамов, Лариса Голубкина - продолжают выступать, передавая опыт новому поколению.

С 1995 г. ЦАТРА руководит Борис Морозов. Ему удалось вернуть интерес зрителя к театру, немного ослабевший в предыдущие годы. Под его руководством созданы новые спектакли по произведениям мировой классики, а также современные постановки, полюбившиеся зрителям и отмеченные критикой.

Разнообразие репертуара

В настоящее время на сцене ЦАТРА идет более 20 спектаклей для зрительской аудитории с самыми разными предпочтениями. Разумеется, не забыта и «специализация» театра.

В рамках военной тематики в 2003 году состоялась премьера героической драмы «Севастопольский марш». Этот зрелищный литературно-музыкальный спектакль, созданный по рассказам Льва Толстого, уже 13 лет входит в репертуар театра.

Для тех, кто любит классику, ЦАТРА предлагает оригинальные постановки известных пьес: «Гамлет», «Волки и овцы», «Сон в летнюю ночь», «Скупой», «Чайка», «Царь Федор Иоаннович».

Современные пьесы «Ма Мурэ», «Старомодная комедия», «Игра на клавишах души», «Госпожа министерша», мюзикл Pola Negri, а также спектакли для детей «Доктор Айболит» и «Новогодние приключения Маши и Вити» привлекают сегодня многих зрителей в Театр Российской армии. Отзывы об этих постановках в большинстве своем положительные.

Зрители о ЦАТРА

Построенное в помпезной эстетике физкультурных и военных парадов сталинской эпохи, здание Театра Армии до сих пор поражает зрителей, о чем свидетельствуют их отзывы.

Конечно, не ради архитектурного величия москвичи идут в ЦАТРА. Для многих он продолжает оставаться олицетворением высокого актерского профессионализма, даже если речь идет о детском мюзикле.

Например, спектакль о приключениях Маши и Вити идет с аншлагом, а родители вместе с детьми просто в восторге от красочных костюмов, декораций и прекрасной игры актеров.

В условиях такого мегаполиса, как Москва, местоположение театра играет немаловажную роль. В этом отношении ЦАТРА повезло. Три станции столичной подземки имеют выходы на Суворовскую площадь, где как раз и расположен Театр Армии: метро "Новослободская", "Менделеевская" и "Достоевская".

Грандиозное сооружение было первым теат­ральным зданием, построенным в советской Москве. За строительством Центрального теат­ра Красной Армии (так он назывался до 1951 года) наблюдал лично маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов. Существует легенда, что необычная форма здания возникла из-за того, что на встрече с архитектором Каро Семеновичем Алабяном маршал взял со стола свою пепельницу в форме звезды, положил на бумагу, обвел и предложил сделать такой проект. И Алабян вместе с коллегой Василием Николаевичем Симбирцевым взялись это осуществить. Если смотреть на театр сверху, то он строго соответствует форме пятиконечной звезды. Говорят, что во время Великой Отечественной войны германские летчики использовали строение как ориентир: три луча из пяти указывают на московские вокзалы, один — на Комсомольскую площадь, а один — на центральную часть столицы.


Возведенное в 1940 году, здание театра было на тот момент одним из самых высоких в Моск­­ве. Кстати, кроме десяти этажей над поверхностью земли, у него есть еще десять подземных. Большой зрительный зал рассчитан на 1500 человек. Малый зал — на 450. Из-за того что архитекторы поставили во главу угла следование форме, возникли проблемы с размещением основных театральных помещений. Традиционно композиция театральных зданий, если смотреть на план, строится вдоль продольной оси симметрии: вход, вестибюль, фойе с кулуарами, зрительный зал, сценическая коробка. Алабяну и Симбирцеву предстояло создать новую объемно-пространственную форму, что было очень сложно. Ядром планировки стал зрительный зал, вокруг которого расположены фойе и залы. В лучах звезды — буфеты и артистические комнаты. Над зрительным залом находится репетиционный, который также служит Малой сценой.

Большой зрительный зал веерного типа — самый вместительный в мире зал драматического театра. Места делятся на сектора, похожие в плане на веер. Когда он проектировался, особое внимание уделялось тому, чтобы все места были одинаково удобными, подчеркивая равенство между классами.

Большой зал Театра Российской армии — крупнейший в Европе, он расcчитан на 1500 зрителей. Фото: PhotoXPress

Сцена для танка

Заказы для строительства театра, которое шло шесть лет, выполняли около 40 заводов. В его оформлении принимали участие лучшие ху­­дожники-монументалисты. фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал сделали по эскизам графика Владимира Фаворского его сыновья Никита и Иван. Плафоны над буфетами в амфитеатре создал Александр Дейнека. Парадные мраморные лестницы украсили живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Гераси­­мова. Вся мебель была изготовлена на заказ.


Но проект был воплощен в жизнь далеко не полностью. По плану на верхней башне здания должна была возвышаться гигантская фигура красноармейца, над центральным фронтоном — скульптурная композиция «Октябрь», а на пяти верхних углах строения — скульптуры, олицетворяющие различные виды войск. На крыше планировалось разбить сад с цветниками и газонами, обустроить там ресторан, танцевальную площадку и кинотеатр, а зимой — зали­­вать каток.

Большой зал театра, спроектированный инженером Иваном Мальцевым, занимает шесть этажей. Сцена состоит из большого вращающегося барабана диаметром 26 м, внутри которого находится малый барабан вдвое меньшего размера, и неподвижных частей. Оба барабана могут вращаться вокруг своей оси независимо друг от друга. Помимо вращающихся дисков, на сцене установлены так называемые столы, которые способны подниматься на высоту 2,5 м и опускаться на глубину 2 м. Всего 19 столов, с помощью которых можно было создать гигантский амфитеатр для съездов. Для таких случаев были предусмотрены специальные щиты, закрывающие оркестровую яму. На сцене

есть даже танковый въезд. Планировалось, что в спектаклях будет участвовать настоящая военная техника. Но говорят, что пол сцены не выдержал веса танка, и машина провалилась вниз на технические этажи. На этих этажах размещены сценические механизмы, кабели, электромоторы и даже собственная электроподстанция, так как театру необходимо очень много энергии. Одних только световых точек в здании около 10 000.

Над большим и малым залами расположена художественная мастерская, в которой изготавливают огромные живописные декорации. Когда декорация готова, ее сворачивают и передают вниз, на сцены, через специальный люк.

Владимир Зельдин и все-все-все

Театр открылся 14 сентября 1940 года спектак­лем «Полководец Суворов». С тех пор на этой сцене состоялось более 300 премьер и прошло около 45 000 спектаклей. Театр Красной Армии был создан еще в 1929 году для обслуживания войск, и десять лет, пока не получил постоянного помещения, выездная труппа кочевала по воинским частям и гарнизонам. В этом году театр отмечает 85-летие. Среди постановок есть и спектакли-долгожители: «Учитель танцев» Лопе де Вега, поставленный в 1946 году, был сыгран более 1900 раз, а премьера 1942 года «Давным-давно» Александра Гладкова — около 1200 раз. В театре служили и служат такие звезды, как Фаина Раневская, Любовь Добр­­жанская, Людмила Фетисова, Нина Сазонова, Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин,

Лариса Голубкина, Александр Дик и другие. Так как театр ведомственный, многие актеры проходили на его сцене срочную службу.

Настоящей легендой ЦАТРА стал Владимир Михайлович Зельдин — один из ведущих актеров театра, которому в следующем году должно исполниться 100 лет. Владимир Михайлович служит здесь с 1945 года. Главную роль в спектакле «Учитель танцев» он играл на протяжении почти 30 лет. Зельдина можно увидеть в спектаклях «Танцы с учителем» и «Человек из Ламанчи».

Центральный театр Российской армии

Адрес: Суворовская пл., 2 (м. Достоевская)



Рассказать друзьям