Основные положения историко-культурного туризма. Культурный туризм и его развитие в рф Культурный туризм за рубежом

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В России термин туризм определяется Федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. как "временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью".

Туризм - наилучший способ знакомства с культурой и историей других государств и регионов. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, которые несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и историей страны обогащает духовный мир человека.

Культура и история являются фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых, но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы.

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного и исторического наследия, среди которых можно выделить:

Памятники археологии;

Культовую и гражданскую архитектуру;

Памятники ландшафтной архитектуры;

Малые и большие исторические города;

Сельские поселения;

Музеи, театры, выставочные залы;

Социокультурную инфраструктуру;

Объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

Технические комплексы и сооружения.

Особенности истории и культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура современная и прежних веков является одним из основных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, истории народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Развитие историко-культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень историко-культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального историко-культурного наследия.

Объекты наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. Но в истории и культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными историческими и культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Оценка историко-культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

1. ранжированием их месту в мировой и отечественной культуре;

2. необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности историко-культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к историческим объектам определяется модой.

Важной характеристикой историко-культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура. Вместе с тем ряд объектов, например, ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание историко-культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный период.

Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его истории и культуре в расчете на привлечение потенциальных туристов.

  1. Культурный туризм как сегмент рынка туристского бизнеса

    Курсовая работа >> Маркетинг

    ... : сегментация туристского рынка; культурный туризм как фактор туристской мотивации; культурный туризм на территории города... развитию одного из приоритетных направлений в туризме культурного туризма . Заключение В заключении следует сказать, что...

  2. Культурный туризм в Кош Агачском районе

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Агачского района Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, ... хозяйственной деятельности. Среди объектов культурного туризма , которые будут использованы... этим здесь можно развивать культурный туризм . На территории района очень...

  3. Проблемы и перспективы развития культурного туризма

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    ... культурного туризма Потенциал развития культурного туризма в России Оценка культурных комплексов Критерии оценок объектов культурного туризма в России Развитие культурного туризма ...

  4. Музей как феномен культуры и его роль в деле культурного туризма

    Реферат >> Культура и искусство

    Изолированным локальным культурам приходит глобальный культурный универсализм, и вместе с тем, усиливается... 3) Проанализировать музейную аудиторию и музейный туризм 4) Рассмотреть культурный туризм и новшества музейного дела 5)Рассмотреть Государственную...

  5. Классификацией туризма называют выделение определенных видов туристической деятельности согласно каким-либо основаниям. Наиболее распространенной классификацией является выделение определенных видов, форм, категорий.

    Соответственно, ресурсы культурного туризма можно разделить на две большие группы:

    • 1. Собственно культурные достопримечательности - объекты и процессы культуры, которые, согласно современному подходу к культуре охватывают:
      • - материальные и нематериальные результаты в традиционных областях культурного производства (архитектура, литература, исполнительские и изобразительное искусства),
      • - материальные и нематериальные результаты в инновационных областях культурного производства - культурных индустриях (индустрии моды, кино, масс-медиа, развлечений, графического и веб-дизайна и т.д.)
      • - повседневную жизнь населения определенной территории (быт, труд и досуг) как элементы культуры, представляющие сегодня повышенный интерес для ознакомления, познания и понимания.

    Имеют территориальное (место исторического события, этнический квартал и т.п.), организационное (музей, театр, фестиваль) и тематическое (отражающее отдельный аспект культурной жизни, производства и творчества, например, литературные места Санкт-Петербурга, история русского балета и т.п.) представление.

    Можно систематизировать виды ресурсов культурного туризма данной группы, используя следующие основные критерии.

    Время формирования позволяет разделить все ресурсы на два вида:

    • - культурное наследие,
    • - современная (традиционная инновационная) культура.

    Форма существования культурной достопримечательности (постоянная или временная) обусловливает временные параметры использования культурной достопримечательности в туристской практике:

    • - стационарные культурные достопримечательности (продукты и процессы), «привязанные» к определённой территории физически (здания и сооружения, городская архитектура, историческое место), организационно (театр, библиотека, музей, художественный институт - организации, реализующие культурные процессы, формирующие территориальную инфраструктуру культуры) или субъектно (повседневная бытовая культурная практика),
    • - культурные события (культурно-исторические и художественно-исполнительские, а также социально-культурные (гей-парад) события), чье основное отличие как раз и состоит во временном характере существования.

    Культурный базис достопримечательности разделяет культурные ресурсы на следующие категории:

    • - материальная культура (артефакты) - материальные атрибуты творческой, производственной и бытовой деятельности (орудия труда, предметы быта, одежда, жилище, произведения искусства и т. д.),
    • - нематериальная культура - творческая практика (в т. ч. исполнительские искусства, массовые зрелища, художественные традиции, мифология и т.п.), е? процессы и нематериальные продукты,
    • - живая культура - традиционное народное творчество (фольклор) и бытовая практика, в т. ч. воспроизведение традиционного образа жизни.

    Уровень культуры, который дифференцирует культурные объекты по сложности восприятия широкими массами населения. Здесь выделяются:

    • - высокая культура (искусство) - жанры и отдельные (лучшие) образцы культуры, требующие знания сложных культурных кодов для расшифровки; носят элитарный характер;
    • - популярная/массовая культура (которая, помимо доступности понимания, характеризуется индустриальными формами производства и распределения и/или относительно низким художественным уровнем).

    К массовой культуре можно отнести, в частности, историко-развлекательные центры, которые широко распространены на Западе.

    Этот вид туризма стал настолько популярным, что мы можем говорить о появлении различных видов культурного туризма:

    Исторический туризм -- этот вид культурного туризма, характеризуется максимальным вниманием со стороны туриста к историческим местам, музеям, памятникам военной культуры (мест битв, сражений, крепости и оборонные стены), историческим развалинам, изучением социально- экономических особенностей страны.

    Архитектурный туризм -- дворцовые ансамбли, культовые храмы и сооружения.

    Малые архитектурные формы -- ознакомление с арками, зданиями, арками, башнями, мавзолеями.

    Гидротехнические сооружения -- каналы, плотины, дамбы, гидроэлектростанции.

    Портово -- промышленная архитектура -- для любителей морской тематики и достижений для её развития.

    Рекреационная архитектура.

    Туризм парков культуры - преимущественно исследование искусственных ландшафтов (промышленных, транспортных, оздоровительно - спортивных).

    Туризм городской среды -- панорама красивых городов, живописная застройка, ландшафтная организация.

    Музыкальные и танцевальные фестивали -- замечательный вид туризма, буйство красок, карнавалы, танцы, песни, состязания на звание лучшего танцора, школы танцев, певца или королевы ночи. Сногсшибательные фейерверки, лазерное шоу и другие специальные эффекты. Незабываемые впечатления гарантированы.

    Сельский туризм -- полная релаксация, уход от мирской суеты, свежий воздух, умопомрачительные пейзажи, запах травы и цветов.

    Туризм искусств и литературы -- известные дома -- музеи писателей, художественные театры и галереи.

    2. Практики потребления культурных благ туристами.

    Туристская практика представляет собой характерную деятельность туриста (включая специфические нормы и ожидания) в отношении посещаемой дестинации или культурной достопримечательности, проявляющую его компетентность и навыки как в сфере культуры, так и в сфере туризма. Это - культурный ресурс, лежащий на стороне потребителя - туриста.

    Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.

    Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.

    Потребление продуктов культурно-исторического наследия в туризме происходит относительно быстро, в отличие, скажем, от курортных услуг. Если средняя продолжительность пребывания на курорте составляет 10 дней, то даже в наиболее богатых культурным наследием городах, таких как, например, Венеция и Санкт-Петербург, редко превышает 2 дня (в Праге, например, 3-4 дня), а в небольших культурно-исторических дестинациях вообще обычно составляет несколько дневных часов.

    В основу культурно-исторического туризма положен исторический и культурный потенциал страны, который включает в себя: социальную и культурную среду с имеющимися обычаями, традициями особенности хозяйственной и бытовой деятельности.

    В абсолютно любой местности имеется минимальный набор ресурсов для осуществления познавательного туризма. Однако для его развития в массовом масштабе необходима определенная совокупность объектов исторического и культурного наследия. Среди таких объектов выделяют:

    • - археологические памятники;
    • - гражданская и культовая архитектура;
    • - памятники ландшафтной архитектуры;
    • - исторические города;
    • - исторические сельские поселения;
    • - театры музеи, выставки и пр.;
    • - объекты этнографии, народные ремесла и промыслы, прикладное искусство;
    • - технические сооружения и комплексы.

    Культурно - исторический туризм является самым лучшим способом ознакомления с иными культурами. Данный вид туризма способствует развитию личности, развитию знаний и творческого потенциала. Культурно-исторический туризм помогает совмещать отдых с изучением жизни других людей, культур, историй и т.д. Именно это является причиной того, что множество людей проводят свой отпуск в путешествиях.

    В настоящее время выделяют отдельные виды культурно-исторического туризма:

    • 1. Культурный туризм, то есть посещение объектов культуры определенного народа, города, страны и т.д.
    • 2. Исторический туризм, то есть посещение туристами объектов исторического наследия. При этом успешным фактором развития данного вида туризма является наличие в регионе исторических мест, достопримечательностей, объектов истории. Цель данного вида туризма - ознакомление с историей города, региона, страны.

    Именно историческое наследие региона является его культурным потенциалом. Большинство популярных туристических направлений предполагает посещение культурных и исторических мест в регионе. Посещение таких мест является очень сильным побудительным мотивом для туристов, что способствует развитию туристической отрасли.

    Для продвижения историко-культурного потенциала региона нужно проводить всевозможные фестивали и иные культурные массовые мероприятия, которые являются традиционными для конкретного региона и могут быть интересны туристам.

    Во многих регионах присутствуют такие исторические территории, которые являются уникальными. К ним относятся древние города, исторические территории, усадьбы, парки, архитектурные памятники и пр. Они так же должны становиться объектами туристической отрасли.

    При этом необходимо учитывать и сочетать исторически определенные формы деятельности народа и инновационные подходы к организации туризма. При этом инновационная составляющая должна быть только дополнением к традиционной.

    Выделяют четыре принципа культурно-исторического туризма:

    • 1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;
    • 2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
    • 3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
    • 4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.

    Культурно-исторический туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона, в том числе:

    Социально-культурные аспекты.

    Сохранение и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств СМИ, мирового рынка, транспорта и пр. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм, способствующий унификации как региональной, так и этнической культуры, особенно в крупных городах мира.

    Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение -- ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению культурной идентичности. В таком контексте культурно-исторический туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение.

    Культурно-исторический туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.

    В связи с продолжением тенденции сокращения доли туристов, имеющих специализированный интерес к изучению наследия, на туристском рынке будет расширяться предложение популяризированных форм туризма наследия и продуктов:

    • - обзорно-ознакомительного туризма, который, несмотря на некоторые сдвиги в пользу погружения в атмосферу живой культуры дестинации, по-прежнему базируется на ресурсах культурно-исторического наследия и «прямолинейном» вербально-визуальном способе передачи информации);
    • - культурных продуктов на базе достопримечательностей, построенных на культурно-историческом материале в развитие явления «постмузейности».

    Последнее, в частности, особенно ярко ведет к размыванию границ между культурным наследием и современной культурой и проявляется в широком спектре интерпретаций и тематической «упаковке» прошлого для «посильного» и доставляющего, прежде всего, удовольствие современному массовому туристу опыта приобщения к культуре. Отсюда, наблюдается распространение новых типов достопримечательностей на рынке культурного наследия, в большей или меньшей степени обладающих типологическими признаками культурно-исторического туризма - аутентичностью объектов посещения и «классической» формой потребления - изучением.

    Культурный туризм - это путешествие, которое осуществляется для знакомства с духовными и материальными объектами культуры. Культурный туризм является ведущей суботраслью туризма. Постепенно он приобретает новые функции. В настоящее время культурный туризм рассматривается как важный механизм взаимодействия различных народов.

    Историко-культурный туризм является самой активной частью среди всех факторов туристической аттрактивности. В современной интерпретации, культурный ландшафт имеет свойство универсальности, аутентичности и целостности как объект культурного и природного наследия. Историко-культурный туризм существует вместе с другими факторами, которые играет очень важную роль в развитии индустрии туризма.

    Историко-культурный туризм, основанный на впечатлениях, как прямых, так и косвенных (опосредованных), в результате знакомства или изучения и познания чужой или своей собственной культуры и культурных артефактов, является одним из основных и самостоятельных видов туризма, предлагает туристу истинные, подлинные (аутентичные, нестандартизированные массовые) впечатления. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с.74.

    Туризм является областью экономической деятельности, создающей условия для экспорта услуг всех отраслей, вовлеченных в создание туристского продукта. В этой связи историко-культурный туризм создает дополнительные возможности для экспорта услуг организаций и учреждений культуры, работающих с иностранными туристами.

    Культурные артефакты - любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое и символическое содержание: (1) предметы, вещи, одежда, жилище, дороги и т. д., (2) феномены духовной жизни общества (научные теории, суеверия, произведения искусства, фольклор) - самоощущение человека внутри конкретной культуры - культурная идентификация, отождествление себя с определенной группой, этносом, нацией, расой, человечеством; восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и ее оценка, восприятие ценностей, традиций и обычаев этой культуры. Неприятие или непонимание (нежелание понимания) чужой культуры накладывает негативный отпечаток на межкультурные отношения и взаимодействие. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Питер, 2003. с. 407.

    Для формирования туристической аттрактивности историко-культурный туризм должен содержать следующие аспекты (табл.1). Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с.79-81.

    1. Туризм искусств и литературы

    известные деятели литературы, театра, кино; произведения скульптуры; художественные промыслы; театры, студий и т.д.

    2. Исторический туризм

    памятники человеческой цивилизации и социально-экономической культуры; древние города, развалины древних городов; памятники военной культуры (крепости, оборотные стены и валы, места битв и сражений и т.п.)

    3. Туризм архитектурной культуры

    архитектурные ансамбли, дворцовые комплексы, культовые сооружения и храмы; малые архитектурные формы (здания, башни, арки, залы, пантеоны, мавзолеи, мемориальные пещеры, камни и обелиски); гидротехнические сооружения (плотины, каналы, гидроэлектростанции); портово-промышленная архитектура; рекреационная архитектура

    4. Туризм тематических парков культуры

    искусственные ландшафты (селитебные, рекреационные, спортивно-оздоровительные, промышленные, транспортные)

    5. Туризм городской среды и культуры

    городская среда и городская культура; панорамы городов; ландшафтно-планировочная организация и застройка городов

    6. Музейный туризм

    музеи, выставки, историко-культурные мероприятия и презентации

    Туризм по знакомству с искусством и литературой. Известные деятели литературы и искусства и их произведения могут быть ведущим фактором привлечения иностранных туристов. Например, прекрасные стихотворения великого русского поэта А. Пушкина привлекают иностранных любителей литературы посетить Россию.

    Исторический туризм. Исторические памятники не только являются целевыми местами работы специалистов, но и интересными местами для массовых туристов.

    Туризм архитектурной культуры. Каждая страна или каждый народ имеет свои историко-культурные источники. Архитектурная культура как «застывшие исторические стихи», стили архитектуры весьма разнообразны. Как правило, разница стилей архитектуры разных стран и национальностей является главной причиной формирования потока иностранных туристов. Например, туристам из восточных стран нравятся стили архитектуры Венеции Италии, Москвы и Санкт-Петербурга, Киева. И наоборот, туристов из западных стран интересуют восточные стили архитетуры. Например, китайские города Щиань, древний город Пинъяо (провинции Шаньси), и древний город Даянь (провинции Юньнань) являются первоочередными целевыми местами иностранных туристов в Китае. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с. 83-85.

    Туризм тематических парков культуры. Тематические парки являются искусственными рекреационными ресурсами, которые рождены творческой мыслью и создают особую атмосферу с одной темой или несколькими темами, чтобы привлекать туристов. В 1955 г. американец Валт Дисней Walt Disney создал Диснейланд Disneyland, открывая историю тематического парка в мире. Вслед за ним, в западных странах, особенно в Северной Америке и Европе, были созданы великолепные тематические парки, самым популярным среди которых стал парк «Экскурсия космической студии» The Universal Studio Tour Голливуда, и который привлекает около 10 млн. туристов ежегодно. Сапрунова В. Туризм. Эволюция. Структура. Маркетинг. М.: Ось-89, 1997.c. 95.

    Туризм городской среды и культуры. Города как места сосредочения культуры, экономики и политики стран и регионов имеют своё преимущество и формируют туристический рынок первого класса для иностранных туристов. Их роль в историко-культурном туризме постоянно возрастает.

    Музейный туризм. Музеи как места экспозиции историко-культурной квинтэссенции страны пользуются достаточно высокой аттрактивностью, особенно для иностранных туристов. Например, музей Гугун (Пекин, Китай), музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Лувр (Париж, Франция), Прадо (Мадрид, Испания) и т.д. являются всемирными достопримечательностями.Представленные шесть видов историко-культурного туризма формируют ядро культуры туристических центров. Исмаев Д. К. Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизнеса). М.: Книгодел: МАТГР, 2005. с. 52.

    Историко-культурный туризм и развитие туристических городов. Историко-культурный туризм играет важную роль в формировании и развитии туристических городов. В территориальных рекреационных системах - подсистемы природных и культурных комплексов являются ядрами их туристической аттрактивности. В отличие от природных факторов, историко-культурный фактор сочетает характерные черты движимости и недвижимости и имеет свою историческую динамику. С повышением уровня культуры населения, историко-культурный туризм играет более важную роль в развитии туристических центров. Места сохранения памятников истории и культуры формируют туристические районы, узловыми, фокусными точками которых являются туристические города. Поэтому именно туристические города служат конечными целевыми местами туристов. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с. 86-88.

    Современные города выполняют множественные функции: политические; экономические; научно-образовательные; транспортные; информационные; культурные; туристические. Для большинства городов мира характерна тенденция последовательного усиления туристических функций.

    Город как туристическое целевое место, в первую очередь, должны обладать своим стилем. По требованиям туристического маркетинга, для выбора иностранных достопримечательностей туристов интересуют прежде всего именно города. Чтобы соблюдать постоянно сильную жизненную силу туристических городов, им надо поддерживать содержание культуры.

    Города являются совокупностью центров культуры, политики, экономики, науки, образования стран или регионов. Такими, в частности, являются столичные города: Пекин, Москва, Киев, Париж, Рим и т.д. Для рационального развития этих городов, очень важной задачей является претворение в действительность принципов устойчивого развития, сохранять историко-культурные памятники и вместе с тем не ограничивать развитие экономики годода. Например, город Кайфин провинции Хэнань является известным туристическим городом Китая, имея славное звание «Древний город семи династий». В истории Китая здесь семь раз была столица Китая, особенно в период северной Сун (960-1027). Кайфин (тогда его называли Тунцзин - восточная столица) был одним из самых оживлённых, развитых и больших городов в мире. Чтобы сохранить памятники древнего города, городское правительство решило размещать новые предприятия промышленности преимущественно с новыми технологиями только в западной части города. Кайфин является удачным примером согласованности противоречивых интересов между экономическим развитием и охраной культурно-исторических памятников в туристических городах. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 107.

    Историко-культурный центр. Города являются как местами сосредоточения историко-культурных памятников, так и мировыми известными центрами курортного туризма. Например, Сочи - крупный центр рекреации - курортного лечения и оздоровления, туризма, массового неорганизационного отдыха, которые по главным направлениям могут и должны выходить на международный уровень. Тем более, что глубокая атмосфера культуры Сочи формирует сильную аттрактивность города для иностранных туристов. Соединение культурных и природных (приморское положение, тёплый климат) ресурсов позволяет городу становиться известным туристическим городом мира.

    Таблица 2. Классификация продуктов историко-культурного туризма по уровню и тематическому виду Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 109-111.

    Уровень вид

    Профессиональный

    Специализи-рованный

    Неспециализиро-ванный

    Сопутствующий

    Исторический

    Научный туризм: конференции, экспедиции

    Исторические, военно-патриотические туры

    Экскурсия по историческим местам, местам боевых сражений, анимационная программа

    Этнографиический

    Этнографические туры

    Этнографическая экскурсия, анимационная программа, дегустация традиционной кухни

    Архитектурный

    Архитектурные туры

    Архитектурная экскурсия

    Археологический

    Участие в раскопках

    Археологические туры

    Экскурсия к местам раскопок, захоронений

    Фольклорный

    Участие профессиональных коллективов в фестивалях др.

    Фольклорные туры, посещение фестивалей

    Фольклорный концерт, фольклорная программа

    Религиозный

    Паломничество

    Религиозный тур

    Экскурсия по святым местам

    Для специализированного историко-культурного туризма характерны подробные тематические туры. Например, специализированный архитектурный тур подробно знакомит туриста с особенностями архитектуры региона и т.д.; этнографический тур - с особенностями культуры, традиций, быта, кухни народа или народов региона, страны.

    Неспециализированный историко-культурный туризм предполагает различные тематические экскурсии, анимационные программы, которые носят скорее ознакомительный характер, то же относится к сопутствующему туризму.

    Культурный турист - условное понятие, потребитель туристского продукта, основанного на различных видах культурного туризма. В русском языке это может быть: (а) индивидуум, турист, обладающий навыками и привычками культурного человека по понятиям современности и традиций общества, бережно и с пониманием относящийся к объектам культуры и природы, стремящийся познать их, (б) участник туристской поездки, относимой по своим характеристикам и признакам к культурному туризму. В теории культурного туризма различаются три различных типа культурных туристов: (1) специальная категория культурных туристов-энтузиастов - 10-15%. Они специализируются в определенной области и путешествуют систематически с достаточной степенью повторности. Как правило, существует взаимосвязь между их профессиональной деятельностью и туристскими поездками; (2) постоянная категория культурных туристов - 30-40%. Они имеют достаточную мотивацию к культурному туризму в целом. Их наиболее привлекает культурный аспект туризма, хотя, как правило, у них есть и другие интересы, и в процессе отдыха они занимаются и другой деятельностью; (3) категория случайных культурных туристов - (45-60%). Они занимаются культурным туризмом спорадически из любопытства, однако составляют самую многочисленную категорию тех, кто посещает объекты исторического и культурного наследия. В период отдыха они посещают культурные достопримечательности в радиусе 50 км от постоянного места пребывания.

    Историко-культурный туризм, в его классическом понимании, предусматривает знакомство туриста с новыми дестинациями, территориями, народами, архитектурой, бытом местного населения, религией или культами, т. е. новой или недостаточно известной или вовсе неизвестной культурой, представленной в виде материальных памятников культурного и природного наследия, в музейных коллекциях, городах и туристских исторических центрах, а также продуктах духовного творчества. Усиление взаимосвязи культуры и туризма базируется на роли культуры в реализации потребностей, положенных в основу туризма как явления, и роли туризма в удовлетворении культурных потребностей. Базисом выступают пять мотивационных признаков: (а) познание явлений и вещей, (б) коммуникация, (в) релаксация, (г) лечение и оздоровление, (д) социальный престиж. Культура обеспечивает туристам погружение в иное состояние общества, в котором живет народ другой страны, общества, города, региона, и на этой основе резкую смену впечатлений. Обеспечивается глубоко насыщенная интеллектуально-информационная составляющая туристской деятельности, весьма важная для современного человека, выступающего в роли туриста. Имеет место полезный эффект развлекательности и зрелищности явлений и образов, а также и последующий релаксационный эффект. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 117.

    Среди подвидов историко-культурного туризма выделяется несколько уровней:

    Профессиональный, основанный на контактах профессиональных исполнителей и участников творческих коллективов, артистов, художников. Обычно он осуществляется в рамках фестивалей искусств, творческих встреч и т. д.

    Специализированный, направленный на удовлетворение потребностей туристов в части детального знакомства и изучения местных обычаев, истории и быта населения, фольклором иным культурным наследием.

    Неспециализированный, программы основаны на потреблении культурных благ как сопутствующего этапа туристской поездки, но не являющиеся основой целеполагания туристской поездки, например, экскурсионная часть туристской программы, внеобрядовое посещение святых мест, культовых объектов с познавательными целями.

    Сопутствующий, который является дополнительной и необязательной частью туристской программы (культурной программы). Обычно сопровождает деловой туризм, спортивный туризм и другие виды и подвиды туризма.

    Культурный квазитуризм, туризм для местного населения (резидентов), чаще всего выступающего в роли экскурсантов и активно потребляющего культурный продукт.

    В отношении покупок и торговли следует быть осторожным. Торговля - древнейший вид занятий человечества. Это часть культуры человечества, формирующаяся веками и тысячелетиями. Посещение местного рынка, восточного базара - интереснейшее занятие для туриста. Так, Дубай (ОАЭ) исторически на протяжении тысячелетий был центром на торговом пути между Юго-Востоком и Левантией. И в наши дни это крупнейший торговый центр, а туристский продукт дестинации во многом построен именно на торговле для туристов. Построены уникальные современные торговые центры, проводятся торговые ярмарки и фестивали, вводятся режимы льготного налогообложения для торговли, одновременно сохраняются и открытые рынки, занимающие целые уличные кварталы (рынок пряностей, рынок тканей, рынок золота, рынок электроники и многие другие). Если покупка не становится для туриста самоцелью, и он не втягивается в мелкооптовую торговлю, то она разумна и полезна. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 121.

    Историко-культурный туризм представляет собой сложный многопрофильный вид деятельности, в которую помимо традиционных составляющих инфраструктуры туризма (таких как туроператоры въездного туризма, гостиницы, авиаперевозчики, автотранспортные предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов, охранные предприятия) вовлечены многие другие организации и предприятия сферы услуг.

    Для развития экскурсионной деятельности в местности должны быть следующие объекты:

    археологические памятники, старые и новые,

    достаточно сильно урбанизированные развитые города,

    объекты сельской местности,

    музеи, выставки, экспозиции. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. Минск: Новое знание, 2001. с. 87.

    Особенности образа жизни и исторически сложившихся культурных традиций привлекают туристов в путешествия. Ознакомление с новой культурой обогащают кругозор и способствуют развитию личности.

    Успех развития туристического культурного бизнеса зависит не столько от грамотного подхода к организации процесса, сколько в уникальности местности, народа и его обычаев и образа жизни.

    Во многих государствах предлагаемые культурные ценности мало отличаются друг от друга, в этом случае стоимость туров заметно снижается относительно более уникальных государств.

    В состав субъектов культурного туризма входят следующие подотрасли сферы услуг: музеи, музеи-заповедники и дворцы; художественные галереи и арт-центры; дирекции фестивалей и карнавалов; театры и концертные организации; цирки и концертные залы; культурно-развлекательные центры, ночные клубы; продюсерские центры; агентства по продаже театральных и музейных билетов, дирекция театрально-зрелищных касс; экскурсионные бюро; специально предназначенный для экскурсий автобусный парк, маломерный флот и речные прогулочные суда. Неотъемлемой частью культурного туризма являются также аутентичные предприятия общественного питания и привлекательные для некоторых туристов художественные галереи и антикварные магазины. Свой вклад в формирование продукта культурного туризма вносят многочисленные храмы различных конфессий, некоторые из которых являются объектами экскурсий со стороны туристов.

    Простое перечисление подотраслей, вовлеченных в создание продукта историко-культурного туризма, показывает его значительную роль в экономике. Данное обстоятельство становится принципиально важным в условиях экономического кризиса. Там же, 2001. с. 89.

    Типичное негативное явление в историко-культурном массовом туризме - навязывание стереотипа культуры - надуманного выхолощенного образа явления, упрощенного воспроизведения для быстрого освоения и непритязательного развлечения. Таковым может быть стереотип образа шотландца в клечатой юбке (килт), играющего на волынке с бутылкой вечного шотландского виски, или русского в шароварах, сапогах, папахе, с рюмкой водки и танцующим с медведем в обнимку. Нередко культивируется самообман при взаимном молчаливом согласии как производителя туристского продукта так и потребителя. Местная туристская индустрия создает некий образ явления или совокупности материальных предметов, за счет которой она и существует, при тайном согласии туристов увидеть и «съесть» предложенную фальшивку. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. Минск: Новое знание, с. 91.

    Формируется типовой образ деятельности туристов, ориентированный на местное туристское производство туристского продукта - что надо посетить, что надо увидеть, что надо сфотографировать, что надо купить из сувениров. Для туристов специально генерируются обряды, которых не существует, плавучие красочные лодочные рынки на воде, которых уже давно нет и местным жителям они не нужны, и прочее на потребу массовому туристу-потребителю. Истинная культура остается невостребованной, незамеченной, непознанной, а полученные впечатления - весьма далекими от истинных или аутентичных. Туризм при этом становится неким конвейерным производством.

    В научной литературе, посвященной вопросам туризма, нет определения «культурно-познавательный туризм», а встречаются только определения «познавательный туризм», которые не отличаются особым разнообразием, хотя некоторые отличия все-таки имеются. М.Б. Биржаков : «включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко- культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране».

    Наиболее лаконичное определение познавательного туризма сформулировала М.В. Ефремова - «этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции расширения кругозора и интеллекта» .

    Сравнительный анализ всех приведенных выше определений понятия «познавательный туризм» позволяет заключить, что они не противоречат друг другу, однако лишь только в двух первых определениях предпринята попытка выделения объектов познания туристов.

    Однако, на наш взгляд, определение «познавательный туризм» не совсем корректно в силу того, что целью познавательного туризма является знакомство с культурно-историческим наследием принимающей страны, т.е. с туристскими ресурсами, которые представляют собой «совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес» (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма», 1994 г.). В рамках Всемирной конференции по политике в области культуры были приняты рекомендации по приоритетному развитию культурного туризма во всем мире. В декларациях, принятых в Маниле (1980) и Мехико (1981), отражены принципы сотрудничества в области культуры и туризма. Подчеркивалась необходимость комплексного планирования с целью дальнейшего развития процесса демократизации культуры и туризма, а также сохранения культурного и природного наследия в условиях дальнейшего развития цивилизации.

    Культурно-историческое наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества - совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно включает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т.п.

    Новым в вышеприведенном определении «культурно-исторического наследия» является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии и религиозные ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т.д. Конвенция но охране мирового природного и культурного достояния (ООН, 1972) отмечала лишь его материальные или физические аспекты. ВТО рекомендовала государствам - членам организации присоединиться к этой Конвенции и руководствоваться ее принципами, а также принципами Хартии культурного туризма, принятой на международном семинаре но туризму в 1976 г. по инициативе Международного совета по памятникам и историческим местам.

    На основе этих принципов была предложена следующая классификация использования культурно-исторического наследия :

    • ? достояние, в основном представляющее интерес для туристов (фестивали, представления, памятники, районы, преимущественно посещаемые туристами, и т.п.);
    • ? достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места, посещаемые экскурсантами, заповедники и т.д.);
    • ? достояние, в основном используемое местным населением (объекты религиозного культа и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и пр.).

    Таким образом, на наш взгляд, более правильно говорить не о познавательном туризме, а о культурно-познавательном, под которым понимаются поездки людей в целях ознакомления с природными ресурсами и историко-культурным наследием принимающей страны. Целью культурнопознавательного туризма является приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. Культурно-познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте.

    Познавая окружающий мир, турист соотносит культуру своего народа с культурой других народов для того, чтобы удостовериться в значимости той культурной традиции, к которой он принадлежит. Он также стремится использовать культурные достижения других народов для улучшения своего уклада жизни. Кроме того, близкое знакомство с культурой других народов позволяет ему лично убедиться в достоверности тех знаний, которые он почерпнул из книг. Для большинства людей смысл жизни заключается не только в достижении определенного материального благополучия и продвижения по профессиональной лестнице, но и в познании мировой культуры, в осознании себя частью глобального человечества, сравнении образа жизни и достигнутого уровня развития материальной культуры своего народа с материальной и духовной культурой других народов. Такое сравнение позволяет человеку осмыслить позитивные и отрицательные особенности своего жизненного уклада, найти возможности для более полного проявления своей индивидуальности.

    Приобщение к культурам и достижениям других народов является мощным стимулом развития мировой культуры. Достаточно вспомнить, что развитие арабской культуры в значительной степени опиралось на античное научное наследие, с которым арабы познакомились в ходе завоеваний стран Ближнего Востока и Византии. Знакомство русских послов с архитектурой и культовой жизнью Константинополя сыграло исключительную роль в принятии православного христианства на Руси. Многие известные путешественники оставили ценные описания образа жизни и материальной культуры различных народов, что способствовало развитию более тесных экономических и духовных связей народов.

    Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовлетворяет одну из наиболее сильных своих потребностей - потребность в познании.

    Культурно-познавательный туризм может быть неспециализированным и специализированным.

    Неспециализированный культурно-познавательный туризм дает участникам туров общие представления о культуре и жизненном укладе других народов. По сути - это ознакомительные поездки, которые совершают десятки миллионов людей. Туристов привлекают известные архитектурные памятники, особенности городских ландшафтов, образ жизни наиболее известных мегаполисов. Наибольший интерес у туристов вызывают страны, достигшие высокого уровня культуры и оказавшие существенное влияние на ход мировой истории. Это прежде всего страны Западной Европы, в которых интенсивно развивались экономические и социально-политические отношения, наука и искусство, техника и быт,- Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Италия. Миллионы туристов ежегодно знакомятся с достопримечательностями Парижа, Рима, Афин, Каира, Мадрида, Сингапура, Санкт- Петербурга, Рио-де-Жанейро. Это знакомство, как правило, ограничивается наиболее известными памятниками архитектуры, архитектурными ансамблями, крупнейшими музеями, парками, природными ландшафтами, инженерными сооружениями, развлекательными комплексами. Многие из этих достопримечательностей стали своего рода символами стран, в которых они находятся, и даже целых регионов. По результатам социологического опроса, проведенного среди итальянцев, англичан, испанцев и немцев, туристским символом Объединенной Европы является Эйфелева башня (табл. 5.16).

    Специализированный культурно-познавательный туризм предлагает целенаправленное знакомство с отдельными проявлениями материальной и духовной культуры. Объектами, представляющими интерес для туриста, являются: природные достопримечательности (животный и растительный мир, природные ландшафты); материальные памятники древнего искусства (культовые сооружения, скульптура, фрески); современный уклад жизни народов; современная архитектура и скульптура; градостроительное искусство; музеи и театры.

    Туристские символы объединенной европы, %

    Таблица 5.16

    В настоящее время развитие культурно-познавательного туризма, как и общества в целом, невозможно вне концепции устойчивого развития. На Международной конференции, проведенной в Ванкувере (Канада) в 1990 г. были сформулированы следующие виды положительного воздействия туризма на устойчивое развитие территории (рис. 5.4).

    Устойчивое развитие страны или отдельного региона, специализирующегося на культурно-познавательном туризме, предполагает планирование и управление развитием территории, что обеспечивает защиту природной и культурно-исторической среды, улучшение качества жизни местного населения, обеспечение туристам условий пребывания, соответствующих высоким международным стандартам.

    Для устойчивого развития территории, специализирующейся на культурно-познавательном туризме, первостепенное значение имеют природные ресурсы и историко-культурное наследие, именно они являются основой успешного развития туристского бизнеса. Данные ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, являются исходным базисом для производства туристского продукта при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики территорий.

    Одним из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. На территории России находится 23 объекта из списка всемирного культурного и природного наследия, сформированного под эгидой ЮНЕСКО, в том числе 15 культурных и восемь природных объектов, из них шесть культурных объектов признаны шедеврами человеческого созидательного гения и три объекта - природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности (см. Приложение 1).

    Рис. 5.4.

    Основу историко-культурного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать но их характеристикам следующим образом:

    • ? музеи и музеи-заповедники;
    • ? национальные парки;
    • ? исторические города и поселения.

    Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии культурно-познавательного туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. Практически все зарубежные туристы, а также многие внутренние посещают Москву и Санкт-Петербург, что обусловлено наличием большого количества памятников, представляющих историческую и культурную ценность: Московский Кремль, Эрмитаж, Большой театр, Мариинский театр, Третьяковская галерея и т.п.

    В 2013 году Эрмитаж посетило 2,8 млн туристов, 900 тыс. из которых - организованные иностранные путешественники; Русский музей - более

    1.1 млн человек. Музеи московского Кремля в 2013 г. приняли 1,7 млн чел., Третьяковская галерея - 1,4 млн чел., московские музеи ежегодно посещает более 5 млн человек.

    В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существуют более 140 музеев-заповедников и музеев-усадеб). Они организованы на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, событиями, жизнью выдающихся личностей. Большая их часть сконцентрирована на территории Европейской части России. Так, например, более

    2.2 млн туристов посетили в 2013 году государственный музей-заповедник «Царское Село» и свыше 1,1 млн гостей - «Павловск», но более всего туристов побывало в музее-заповеднике «Петергоф» - более 4,8 млн туристов. Владимиро-Суздальский музей-заповедник ежегодно посещают около 1,0 млн чел., музей-заповедник Ростовский кремль - около 0,2 млн чел. К числу популярных объектов туризма можно также отнести еще ряд наиболее известных провинциальных музеев-заповедников, расположенных в старинных русских городах, являющихся традиционными центрами туризма. К ним относятся: Новгородский музей-заповедник (0,5 млн посетителей), Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник (0,5 млн посетителей), Александровская Слобода в городе Александров Владимирской области (0,4 млн посетителей), Рязанский музей-заповедник (0,2 млн посетителей).

    Центральная Россия также привлекательна своими литературными музеями-заповедниками. Это музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» в Псковской области (163 тыс. посетителей в год), музей-заповедник Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» в Тульской области

    (116 тыс. посетителей), музей-заповедник М.Ю. Лермонтова «Тарханы» в Пензенской области (196 тыс. посетителей).

    Огромным интересом у зарубежных и отечественных туристов, путешествующих с культурно-познавательной целью, пользуется Русский Север, который известен среди туристов, прежде всего, благодаря музею- заповеднику Кижи в Карелии (158 тыс. посетителей в год), Кирилло- Белозерскому музею-заповеднику (156 тыс. посетителей), Соловецкому музею-заповеднику (39,8 тыс. посетителей).

    В центральной части России сохранилось большое количество усадебных комплексов, которые представляют интерес как для туристов, путешествующих с культурно-познавательной целью, так и для инвесторов, вкладывающих финансовые средства в развитие туристской инфраструктуры.

    Усадебные комплексы можно разделить на две основные группы: первая - объекты экскурсионного посещения, вторая - усадьбы, которые непосредственно могут быть использованы в целях туризма, нод гостиницы, пансионаты и т.п.

    К первой группе относятся усадьбы, принадлежавших знаменитым людям и имеющие статус музеев-усадеб или историко-культурных и природных музеев-заповедников. Например, усадьба А.Н. Островского «Щелыково» (Костромская область), Н.А. Некрасова «Карабиха» (Ярославская область), Ф.И. Тютчева «Мураново» (Московская область), А.С. Грибоедова «Хмелита» (Смоленская область), Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» (Тульская область) и другие.

    Ко второй группе относятся усадьбы, не представляющие особой исторической ценности и используемые неэффективно или совсем неиспользуемые. Например, усадьба Грузинских-Шорыгиных в деревне Михайловская (Владимирская область), усадьба Воротынских в селе Чернцы (Иановская область), усадьба Шишкиных-Нащокиных (Костромская область) и многие другие. В зоне «Ополья» расположены усадебные села Сима, Варварино, Ратислово и др., в Переславской зоне - села Веськово, Горки, Гагаринская Новоселка, Смоленское. В Тверской области большой интерес представляют усадьбы, в которых, по преданию, гостил А.С. Пушкин (Грузины, Малинники и др.). Наибольшей концентрации усадебные комплексы достигают но мере приближения к Москве. Всего в Центре России имеются десятки таких усадеб, которые можно сохранить и полезно использовать в целях дальнейшего развития культурно-познавательного туризма. Такие старинные усадьбы - при условии реставрации имеющихся памятников - составляют исключительно ценный потенциал для развития культурнопознавательного, сельского, этнографического, экологического туризма, то есть именно таких форм туризма, которые пользуются сейчас повышенным спросом на мировом рынке туристских услуг.

    Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки. В настоящее время их насчитывается 40. Во многих из них сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты. Это, прежде всего, такие национальные парки как «Кенозерский» (Архангельская область), «Русский Север» (Вологодская область), «Угра» (Калужская область), «Плещеево озеро» (Ярославская область). В отличие от музеев под открытым небом в национальных парках сохраняются не только отдельные памятники, а вся историко-культурная и природная среда. Так, например, национальный парк «Кенозерский» - это не только ценная лесная территория и озерный край, но и место, где сохранились деревянные церкви и часовни, обетные кресты, деревни с живой традиционной культурой.

    Ресурсная база национальных парков позволяет туристам познакомиться с уникальными художественными и культурными ценностями, культурными ландшафтами, природными достопримечательностями, а также с разнообразными культурными мероприятиями (праздниками, фестивалями, концертами).

    Особое значение в организации культурно-познавательного туризма играют исторические города и поселения. Исторические города и поселения - это населенные пункты, имеющие архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками истории и культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность.

    К настоящему времени большинство исторических городов России находятся в запустении, и, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы, поскольку значительное количество памятников истории и культуры требует целенаправленного финансирования на срочную реставрацию либо хотя бы консервацию. Большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждаются в модернизации или реконструкции в то время как инженерное оборудование, особенно в малых и средних исторических городах, находится на низком уровне, необходимо проведение работ по благоустройству улиц и дорог.

    Все исторические города России разделяются на четыре категории по ценности их архитектурно-градостроительного наследия:

    • ? Категория I - исторические города международного (мирового) значения, наследие которых имеет признанный международным сообществом уникальный характер и нуждается в принятии особых мер и процедур по его сохранению.
    • ? Категория II - исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер и для его сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению исторической среды.
    • ? Категория III - исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается в сохранении и использовании его как градостроительного наследия.
    • ? Категория IV- прочие исторические города.

    Исторические города и тяготеющие к ним сельские поселения в сочетании с окружающей природой рассматриваются как основа историко- культурного потенциала Центра России.

    Исторические города центральных областей России относятся к числу наиболее древних. Так, если в целом по стране исторические города, основанные или впервые упоминаемые в письменных источниках до конца XVII века, составляют около 50% от общего списка исторических городов РФ, то из 129-ти исторических городских поселений десяти центральных областей таких городов 95%.

    По ценности историко-культурного наследия города Центра России распределяются следующим образом: к категории городов, имеющих наследие особой значимости, относятся 26 (20%), наследие выдающейся ценности - 37 (30%), ценное наследие - 66 (50%) (табл. 5.17).

    Таблица 5.17

    Группировка исторических городов Центра России по ценности историко-культурного наследия

    1 - наследие особой

    2 - наследие

    3 - ценное наследие

    значимости

    выдающейся ценности

    Владимирская область

    Владимир, Гороховец, Муром, Суздаль

    Александров,

    Вязники, Юрьев- Польский, Киржач, пгг Боголюбово, пгг Мстера

    Гусь-Хрустальный, Ковров Меленки, Покров, Судогда, пгт Ставрово

    Ивановская область

    Иваново, Кинешма, Плес, Шуя, Юрьевец, пгт Лух, пгт Палех, пгт Писцово, пгт Холуй

    Вичуга, Гаврилов Посад, Кохма, Пучеж, Тейково, Фурманов, пгт Лежнево,

    Калужская область

    Калуга, Боровск

    Козельск

    Малый Ярославец, Медынь, Мещевск, Мосальск, Таруса, Юхнов

    Костромская область

    Кострома, Солигалич

    Галич, Макарьев, Нерехта Чухлома, пгт Судиславль

    Буй, Кологрив, пгг Красное- на Волге, пгт Сусанино

    Окончание

    1 - наследие особой значимости

    2 - наследие выдающейся ценности

    3 - ценное наследие

    Московская область

    Звенигород, Коломна, Можайск, Сергиев Посад

    Верея, Волоколамск, Дмитров, Зарайск, Серпухов

    Балашиха, Бронницы, Егорьевск, Истра, Кашира, Клин, Ногинск, Озеры, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Подольск, Руза, Чехов

    Рязанская область

    Рязань, Касимов

    Михаилов, Ряжск, Скопин, Спас-Клепики, Спасск-Рязанский, Шацк

    Смоленская область

    Смоленск, Вязьма

    Велиж, Демидов, Дорогобуж, Духовгцина, Ельня, Рославль, Сычовка, пгт Красный

    Тверская область

    Кашин, Осташков, Старица, Торжок

    Тверь, Вышний Волочек, Калязин, Торопец

    Бежецк, Белый, Весьегонск, Зубцов, Красный Холм, Ржев,

    Тульская область

    Тула, Белев, Богородицк,

    Алексин, Венев, Плавск, Чекалин, пгт Епифань, пгт Одоев (с. Крапивна)

    Ярославская область

    Ярославль, Переславль- Залесский, Ростов, Рыбинск, "Гутаев, Углич

    Мышкин, пгг Великое, пгт Борисоглебский

    Гаврилов Ям, Данилов, Любим, Пошехонье- Володарск, (с. Заозерье)

    В соответствии с ценностью историко-культурного наследия каждое из исторических городских поселений Центра России обладает тем или иным потенциалом для развития культурно-познавательного туризма. Возможность реализации имеющегося потенциала непосредственно связана с состоянием исторических городов - их общим обликом, состоянием исторических центров и других зон города, посещаемых туристами.

    Естественное окружение исторических городов составляют старинные села, деревни, монастырские и усадебные комплексы, располагающиеся в соответствии с системой традиционного расселения, вдоль рек и древних направлений дорог.

    Процессы депопуляции, затронувшие страну в целом, в наибольшей степени отразились на сельских районах, население которых сократилось по областям от 3 до 10 раз. Сейчас многих некогда богатых, старинных сел и деревень с каменными храмовыми комплексами, прекрасными образцами народного деревянного зодчества уже нет, а те, что остались, требуют особого внимания не только в силу своей историко-культурной или этнографической ценности, но и как исключительно важный потенциал для развития культурно-познавательного туризма.

    Наряду с прославленными и менее известными городами, на территории Центра России сосредоточены сотни старинных сельских поселений. В настоящее время количество сельских поселений, в которых имеются памятники истории и культуры, состоящие на государственной охране, составляет более 1500.

    Дошедшие до наших дней типы сел Центра России сложились, в основном, в XVIII-XIX вв., иод влиянием градостроительных преобразований Екатерининской эпохи и, затем, развились и оформились в период активного экономического развития XIX - начала XX вв.

    Топонимика свидетельствует о древнейшем происхождении многих сел, особенно в зоне «Ополья»: дохристианские названия Мирславль, Игрищи, Ратницкое, Городище и др. относятся еще к временам существования Ростово-Суздальского княжества. Осью зоне «Ополья» является р. Нерль (Клязьминская), расположено множество живописных старинных сел и деревень, сохранились элементы традиционного жизненного уклада, хорошее состояние окружающей среды, широкие возможности использования местных экологически чистых продуктов садоводства, огородничества, животноводства и пр.

    В них имеется богатый потенциал для организации культурно-познавательного туризма, в том числе конных маршрутов (например, по древнейшему пути, связывавшему Ростов и Суздаль (через села Угодичи, Ильинское, Аньково, Игрищи, Мирславль, Нерль и др.).

    В северо-восточной части Центра России (Ярославская, Костромская и Ивановская области) преобладает тип богатых торгово-промышленных сел, застройку которых образуют развитые домовладения, состоящие из жилых, торговых, производственных и хозяйственных построек.

    Особенный интерес представляют села Шуйской зоны (Дунилово- Горицы, Введенье-Пупки, Васильевское и др.) и приозерные села Ростовской зоны (Поречье-Рыбное, Угодичи). Доминантой всех сел является церковь или храмовый комплекс, состоящий из зимней и летней церквей.

    В последние годы мировое сообщество придает особое значение охране памятников нематериальной культуры. Под эгидой ЮНЕСКО введена новая номинация памятников нематериальной культуры. Это - фольклор, народные художественные промыслы, бытовые традиции, ритуалы и т.д.

    Из российских объектов в список особо ценных видов нематериального наследия включены устное народное творчество и культурные традиции старообрядцев Забайкалья. Это пока единственный объект подобного рода в нашей стране. Однако Россия имеет большие возможности представительства в этой номинации в связи с сохранностью многих промыслов и производств, фольклорных традиций, других проявлений живой традиционной культуры в различных регионах страны.

    Значительный интерес для поездок с культурно-познавательными целями представляет богатая история и культура различных народов, проживающих в Российской Федерации. Этнографический туризм позволяет сформировать представление о национальном многообразии страны, особенностях культуры каждого народа, их национальных традициях, национальной кухне, исторических памятниках. Благодаря разнообразию языковых групп народов, культурных различий даже внутри одной большой нации (например, история и культура поморов или казаков, развивающихся в рамках русского народа) этнографический туризм в Россию также чрезвычайно интересен для зарубежных туристов. В столицах национальных республик, центрах автономий создаются национальные музеи, действуют театральные и концертные коллективы, важную роль играют архитектурные и этнографические музеи под открытым небом.

    Особое место в мотивации поездок, связанных с посещением памятников истории и архитектуры, занимает институт паломников. Потоки паломников часто пересекаются с культурно-познавательным туризмом, поскольку и паломник, и турист посещают одни и те же объекты, чаще всего - монастыри и святые места. Многие из монастырей являются выдающимися памятниками архитектуры. Это Соловецкий и Валаамский монастыри на Русском Севере, Ипатьевский (около Костромы), Прилуцкий (около Вологды), Пафнутьев-Боровский, Шамординский, Оитина пустынь (Калужская область) Нилова пустынь (на Селигере, в Тверской области) и множество других. Их возрождение сделало эти места привлекательными для самых разнообразных групп населения. При этом важно отметить, что здесь сохраняются не только недвижимые памятники материальной культуры, но и живая традиционная культура, национальные святыни. Важное место в религиозном туризме занимают буддийские дацаны Бурятии, Тувы и Калмыкии, мусульманские святыни на территории республик, где традиционной религией является ислам и т.д.

    В то же время следует подчеркнуть, что до настоящего времени в Российской Федерации сохраняется большая неравномерность в географии туристских поездок с культурно-познавательными целями. Ведущую роль в них играют Москва и Санкт-Петербург с их ближайшим дворцовым и усадебным окружением и соседними историческими городами. На музеи и музеи-заповедники Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской области приходится 40% посещений музейных учреждений, а с учетом посещаемости соседних со столичными центрами музейных объектов (во Владимирской, Ярославской, Тульской, Псковской и Новгородской областях) - 47%, то есть почти половина музейных посещений России. За пределами этих ареалов существуют всего лишь отдельные очаги культурно-познавательного туризма, как правило, связанные с музеями-заповедниками (музеями-усадьбами) и в еще более редкой степени - с национальными парками.

    География культурно-познавательного туризма в России может и должна быть гораздо обширнее, чем в настоящее время. Ведь вне сферы туризма остаются многие объекты историко-культурного и природного наследия, расположенные в регионах Российской Федерации.

    • Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: учеб, пособие. М.:ИД Ось - 89,2003.


Рассказать друзьям