Палаты троекуровых. Рецензия: «Черный русский» в Доме Троекурова

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дом Троекурова
(6-я линия, 13)

На Васильевском, острове, неподалеку от Андреевского собора, на 6-й линии расположен памятник архитектуры петровского барокко - дом Троекурова.
Он был построен в 30-х гг. XVIII в. для А. И. Троекурова, стольника Петра Великого.

Этот дом - редкий образец каменных жилых домов той эпохи. По нему можно судить, как выглядели улицы Петербурга в середине XVIII в., застроенные подобными особняками.
В отличие от первоначального проекта «образцового дома для именитых» Д. Трезини, это здание имеет не семь, а девять окон.
Центральная часть дома слегка выступает вперед (здесь был небольшой зал). Над ней расположен мезонин. Окна украшены фигурными рельефами. Дом окрашен в два цвета.

В 1738 г. владельцем значился "принц Штерке вице-президент". В середине XVIII в. владельцем стал майор лейб-гвардии Н. Ф. Соковнин. В это время в здании была домовая Введенская церковь. При Соковнине состоял ординарцем двадцатилетний А. В. Суворов.

В 1761 г. дом купил действительный статский советник П. П. Курбатов, а в 1779 г. продал его жене статского секретаря В. А. Матвеева. От наследников Матвеева в 1800-х гг. дом перешел в казну. В нем разместили вице-губернатора Петербурга. Для этого дом перестроил арх. А. А. Михайлов. Позднее здесь располагался

военный генерал-губернатор.

В середине XIX в.здание передали Министерству финансов, а затем продали в частные руки. В 1868 г., когда дом принадлежал Е. Н. Блажевской, арх Н. А. Мясоедов заново оформил главный фасад в формах эклектики и изменил планировку помещений, сохранив общие габариты здания.

В 1871 г. здание приобретено для детского Серебряного приюта, переехавшего сюда с Гаванской ул. Ведомству приютов здание принадлежало и перед революцией.

В дальнейшем это был жилой дом. В 1969 г. проведена реставрация, работы вели архитекторы И. А. Бартенев, Б.Н. Федоров, В. А. Бутми, М. Н.Микишатьев. Историко-архивные исследования были проведены М. В. Иогансен. В доме размещалось предприятие "Биотехномед". Планировалось реконструировать дом под гостиницу.

Недавно в архиве палат френд wlad11 опубликовал эти фотографии из окон Госдумы.



Палаты эти принадлежали главе Стрелецкого приказа, боярину И. В. Троекурову. О них и о соседних палатах князя В. В. Голицына, находившихся на месте современного здания Думы по Охотному ряду, писал в 1927 г. в журнале "Строительство Москвы" академик И. Э. Грабарь: "Замечательнейшая по красоте архитектурная перспектива получится после завершения начатых работ по восстановлению древних домов XVII века Голицына и Троекурова... Москва получит редчайшие образцы гражданской архитектуры XVII века, дошедшие до нашего времени в столь малом количестве". Надежды академика не сбылись - после реставрации палаты Голицына были снесены, но вот троекуровские остались, оказавшись во дворе воздвигнутого по красной линии Охотного ряда здания.


В середине XVII в. они выстроены для бояр Троекуровых на более древнем (XVI в.) белокаменном подклете, в котором размещались хозяйственные и конторские помещения. Второй этаж предназначался для жилья, а третий, первоначально деревянный, был парадным.

После пожара 1680 он был в 1691-96 заменён каменным, с пышными «нарышкинскими» наличниками, причем на северном (хозяйственном) фасаде они были не вытесаны в камне, а изображены живописными средствами, над которым возвели открытую террасу - гульбище, ограждённую парапетами. Здание, размещённое «глаголем», имело в северо-восточном углу наружные лестницы и крытую деревянную галерею на каменных столбах, над которой на уровне третьго этажа размещался балкон (галерея перестроена в XX в.).

Дом представляет собой редкий пример перехода от традиционных боярских палат к дворцовому зданию нового типа. Композиция «глаголем» и отражение внутренней структуры на фасадах обычны для древнерусского жилого зодчества, но разбивка фасада на относительно равные отрезки и анфиладное расположение парадных покоев свидетельствуют о новых веяниях.
При сохранении многих традиционных черт архитектуру палат Троекуровых отличают большая регулярность плана и членений, компактная и рациональная организация объёмов. В интерьерах большие сводчатые помещения соединены в анфилады, во втором этаже использованы своды со сложной системой распалубок, воспринимающейся как часть декоративного убранства. В первом и втором этажах на фасадах сохранились профилированные междуэтажные тяги и пластичные килевидные наличники из тёсаного кирпича. В третьем этаже на южном и западном фасадах помещены пышные белокаменные наличники в стиле московского барокко.

«В последнее время ходили слухи о чудовищном проекте сломки… зданий и постройки на всем протяжении от Дома Союзов до Тверской гигантского небоскреба для Госбанка. Слухи эти встревожили всех любителей московской старины. Действительно, что может быть нелепее с точки зрения азбуки целесообразного городского строительства, как это ненужное строительное уплотнение и без того уплотненного центра, с неизбежным затемнением окружающей местности. Не застраивать небоскребами надо этот центр, а наоборот, раскрыть его следует, удалив мешающие наросты, облепившие со всех сторон усадьбы Голицына и Троекурова…»

Так писал И. Э. Грабарь в 1925 году. Но сквера не получилось, палаты Голицына и соседствующая с ними церковь Параскевы Пятницы были снесены, а чудом уцелевший один из главнейших дворцов петровской Москвы в 1935 году оказался отгорожен от города мрачной громадой здания Генплана.

В основе палат Троекурова находится постройка XVI века, показанная на плане Москвы 1626 года. Исследователи полагают, что от нее сохранились три сводчатых палаты в первом этаже южной части дома, однако их внешний облик неясен (не исключено даже, что они принадлежали двум отдельно стоящим постройкам). Предполагается, что всем домом уже тогда владел именитый княжеский род Троекуровых - потомков самого Мономаха. Скорей всего именно они капитально перестроили палаты в середине XVII века, превратив их в один из самых огромных дворцов города. В 1680 году дом пострадал в пожаре, сгорел деревянный верхний терем. К 1691 году палаты восстановлены и надстроены парадным каменным этажом, и с этого времени начинается их документальная история. Сохранилась запись о том, как боярина Ивана Борисовича Троекурова (в ту пору начальника Стрелецкого приказа и мужа родной сестры царицы Евдокии Лопухиной) в связи с новосельем государь пожаловал 40 соболями.

А прямо напротив Троекуровского дворца располагалась усадьба Василия Васильевича Голицына, знаменитого и всесильного фаворита Софьи, «дворцового воеводы и оберегателя царственной большой печати». С легкой руки Гиляровского утвердилось мнение о том, что два противостоящих дворца – свидетельство тщеславной борьбы политических противников. Однако, это не так. Василий Голицын начал строительство своего дворца в 1680-е, интерьеры были готовы к 1686-му, а еще через три года в документах появляется запись о том, что кровельный мастер Готфрид покрыл хоромы «медью по железной решетке». В этом же году карьера Голицына оканчивается - после Стрелецкого бунта он отправлен в пожизненную ссылку. Троекуров, напротив, поднялся именно в те дни - он по приказу скрывающегося в лавре Петра убедил Софью отступить от Сергиева Посада и вернуться в Москву. Когда страсти улеглись, Петр назначил Ивана Борисовича новым начальником Стрелецкого приказа, и, видимо, тогда Троекуров и приступил к надстройке своих палат. То есть их новый, барочный облик можно считать не знаком соперничества, а скорее - памятником победе над конкурирующим соседом.

В конце 1920-х годов Охотный ряд был объявлен территорией очередной стройки века: сначала здесь планировали разместить Дворец Советов, потом Госбанк. Искусствоведы слали чиновникам тревожные воззвания с просьбой сохранить уголок старой Москвы. Но тщетно. 27 июня 1928 года был снесен храм Параскевы Пятницы, следом уничтожены палаты Голицыных. Просто удивительно, что удалось уцелеть дворцу Троекурова. Он продолжал оставаться жилым домом, в котором по состоянию на 1956 год проживало 268 человек (89 семей).

Во второй половине пятидесятых началась реставрация, которой руководила архитектор Гали Алферова. Был полностью восстановлен богатый кирпичный декор на фасадах и в интерьерах памятника. Важное открытие Алферовой: на чердаке палат обнаружено белокаменное мощение, тянущееся вдоль периметра наружных стен. То есть это пол открытого, обнесенного парапетом гульбища, которое окружало деревянную светелку, стоящую на сводах палат. Кремль оттуда был виден как на ладони…

В 1960-е годы в палатах размещался Государственный музей музыкальной культуры имени Глинки, но в 1980 году он съехал. Когда в 1994 году в бывшее здание СТО (Совета Труда и Обороны) въехала Госдума, дворец оказался на закрытой и охраняемой территории. Долгие годы городские и федеральные власти определяли, кто же должен содержать уникальный памятник архитектуры. Предполагался тут и зал для приема делегаций, и музей Госдумы, а брошенный памятник все ветшал и ветшал. Судьба его неясна до сих пор, а увидеть прекрасный дворец можно только через забор со стороны Георгиевского переулка.

Совместный проект ИА REX и ОД Архнадзор «Убитая Москва». В сюжет войдёт серия материалов о погибающих объектах культурного наследия в Москве. Помимо справок о состоянии и ценности зданий, будут представлены фоторепортажи с мест, подготовленные специалистами Архнадзора.

публикует статью из цикла «Убитая Москва», подготовленную в рамках совместного проекта с ОД Архнадзор .

Георгиевский переулок, 4 — палаты боярина Троекурова , объект культурного наследия федерального значения.

Основной объём здания сформировался в то время, когда им владел боярин князь Иван Борисович Троекуров (1630 — 1702). Боярин Троекуров пользовался доверием молодого царя Петра за то, что перешёл на его сторону в тяжёлый момент борьбы за власть с сестрой — царевной Софьей. Именно его Пётр сделал главой Стрелецкого приказа после казни в 1689 г. сторонника Софьи Фёдора Шакловитого. И.Б. Троекуров стал последним главой этого средневекового ведомства, которому на исходе его существования были, в частности, переданы функции по благоустройству Москвы.

По легенде, при строительстве своего дома боярин Троекуров пользовался казёнными материалами, предназначенными для сооружения Сухаревой башни, строительством которой он руководил.

Старший сын И.Б. Троекурова Фёдор, погибший под Азовом в возрасте 28 лет, был любимцем Петра, и сам царь бывал в доме Троекуровых.

Белокаменный подклет палат относится к XVI веку, первый и второй кирпичные этажи — к середине XVII в. Наконец третий, также кирпичный, этаж с анфиладой парадных помещений, с высокими, сложными сводами, украшенный по фасадам пышными наличниками в стиле нарышкинского барокко, надстроен в 1690 году. Исследования показали, что здание венчалось деревянной светёлкой, окружённой гульбищем с парапетом. Таким образом, палаты Троекурова были одним из самых высоких гражданских зданий петровской Москвы. Интересной их особенностью было то, что с северной стороны здания, выходившей в сторону хозяйственной части усадьбы, великолепные наличники третьего этажа были нарисованы на фасаде, а не выполнены в объёме.

Дом Троекурова представляет собой редкий и интересный для истории русской архитектуры пример перехода от традиционных боярских палат к дворцовому зданию нового типа.

Сменив несколько частных владельцев, в 1817 г. дом перешёл в собственность Московского мещанского общества и был превращён в гостиницу с трактиром «Лондон». Здание утратило декор петровского времени и существенного деградировало. В 1920-х гг. оно было частично отреставрировано под руководством выдающегося реставратора Петра Барановского, а в 1933-38 гг. по соседству, на месте снесённых палат Василия Голицына было построено здание Совнаркома, в котором в конце советского периода находился Госплан СССР.

С середины 50-х годов до 1980 года во дворце Троекурова располагался Государственный музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки, а с 1994 года, когда бывшее здание Госплана заняла нижняя палата парламента новой России, памятник оказался во внутреннем дворе охраняемого комплекса зданий Госдумы. С тех пор он недоступен для осмотра и, что особенно обидно, остается без адекватного современного использования.

Средств на поддержание и реставрацию палат длительное время не выделялось ввиду неразграниченности собственности на памятники архитектуры федерального значения между Москвой и федеральным центром.

В 2003 г. тогда глава думского аппарата Александр Лоторев высказал идею использовать здание площадью в 1500 кв. м для представительских нужд парламента, разместив там комнату для переговоров, зал для приёма делегаций, музей Госдумы, ресторан и другие помещения. Однако развития эта идея не получила.

Намерения правительства Москвы по-своему использовать палаты Троекурова, превратив их в один из музеев в составе туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы», зафиксированные в распоряжении Правительства Москвы от 15 сентября 2005 г. № 1808-РП, также не были реализованы.

В ноябре 2010 г. оперативное управление объектом было официально передано ФГУ «Управление по эксплуатации зданий Федерального собрания РФ» Управления делами президента, обеспечивающего функционирование зданий Госдумы. Между тем, вопрос о выделении из бюджета Госдумы средств для финансирования реставрации палат Троекурова и приспособления их к современному использованию пока не решён. По информации ФГУ «Управление по эксплуатации зданий Федерального собрания РФ», охранные обязательства на здания не оформлены, предмет охраны памятника не определён, что препятствует разработке проекта его реставрации и приспособления. Реставрационные работы могут занять не менее двух лет.

В настоящее время состояние палат Троекурова оставляет желать лучшего. Фасады требуют реставрации, крыша протекает, великолепный памятник архитектуры федерального значения используется в качестве склада старой мебели.

1721-1730 - Князь Алексей Иванович Троекуров (1693-1740), стольник Петра I, получил дворовое место на 6-й линии в 1721 году. Сооружение каменных палат началось два года спустя и завершилось только в 1730-х годах. Одноэтажный дом на высоких погребах в девять оконных осей и с мезонином в три окна завершался черепичной кровлей. Справа находились ворота, которые вели во двор, простиравшийся до Волжского переулка. Углы и центр главного фасада были выделены рустованными лопатками, простенки обработаны филенками, окна обрамлены фигурными наличниками. Помещения дома располагались анфиладами вдоль главного и дворового фасадов. В центре парадной анфилады находился зал в три окна. В комнатах стояли печи, облицованные синими изразцами. По своей объемно-пространственной композиции дом Троекурова отличается от зданий, построенных в 1720-е годы на набережных Большой Невы и линиях Васильевского острова. Видимо, на его архитектурное решение повлияли образцовые проекты загородных усадеб наФонтанке, разработанные Д. Трезини.
1740-е - После смерти Троекурова дом перешел к его вдове - Екатерине Григорьевне - и дочери - Екатерине Алексеевне, вышедшей замуж за Владимира Семеновича Салтыкова.
Cередина XVIII века - Владельцем участка был майор лейб-гвардии Никита Федорович Соковнин (умер в 1770 г.), при котором ординарцем состоял двадцатилетний А. В. Суворов.
1808 - Дом вместе с хозяйственными постройками был приобретен казной «для жительства вице-губернатора» и служил резиденцией петербургского вице-губернатора, военного генерал-губернатора.
Середина XIX века - Здание передали Министерству финансов, а затем продали частным владельцам.
1868 - Когда дом принадлежал Е. Н. Блажевской, заново оформили главный фасад в формах эклектики и изменили планировку помещений, сохранив при этом общие габариты здания. Простенки первого этажа были декорированы рустами с фактурной поверхностью, мезонина - парными пилястрами. Наличники окон были дополнены замковыми камнями и гирляндами.
архитектор Н. А. Мясоедов
1871 - Дом приобрел Совет детских приютов для детского Серебряного приюта.
1890-1910-е - Здесь располагался Дом Ведомства учреждений Императрицы Марии, в 1910-х годах - Петроградский совет детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии. Ведомству приютов здание принадлежало и перед революцией.
После Октябрьской революции здесь устроили жилые квартиры.
1968-1969 - Здание, которое является редким образцом петербургского жилого дома периода раннего барокко, было реставрировано. Работы велись архитекторами И. А. Бартеневым, Б. Н. Федоровым, В. А. Бутми и М. Н. Микишатьевым. Историко-архивные исследования были проведены М. В. Иогансен. Этот памятник служит продолжением уникального комплекса зданий XVIII века - церкви Трех Святителей Вселенских, собора Святого Апостола Андрея Первозванного и Андреевского рынка. Дом представляет собой уникальный образец «обывательской» застройки Васильевского острова начала XVIII века.
архитекторы И. А. Бартенев, Б. Н. Федоров, В. А. Бутми, М. Н. Микишатьев
Начало 2000-х - В доме размещается предприятие «Биотехномед».
Февраль 2009 - Капитальный ремонт с приспособлением под гостиницу объекта культурного наследия регионального значения «Дом А. И. Троекурова».Общая площадь: 914 кв.м. Объект общегражданского назначения, введенный в эксплуатацию в январе 2009 года
Застройщик: АНО ДПО «Эдукацентр плюс»



Рассказать друзьям