Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе "Медный всадник". Как устроен памятник Петру I Церетели? Самый большой памятник петру 1

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Попасть внутрь «Петра» непросто: как сооружение, подведомственное «Гормосту», памятник тщательно охраняется, и разрешение на его посещение требует целого ряда подписей и печатей. Но встретили нас в итоге радушно, провели по всем закоулкам памятника, поделились схемами и чертежами и только внутрь парусов не пустили, так как без альпинистской подготовки туда не добраться. Нашими экскурсоводами были Дмитрий Шредер, промальпинист и бессменный смотритель комплекса, и Салкарбек Шамканов, руководитель ИПГ по надзору и эксплуатации главного монумента ГУП «Гормост». Итак, добро пожаловать на борт царского корабля!

Внешняя сторона

Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» представляет собой парусное судно, вознесенное на высоту 30 м. Палуба находится на уровне 33,6 м, а за штурвалом стоит 18-метровый император Всероссийский Петр I (который и при жизни отличался немалым ростом). Набережная на подходе к «Петру» перекрыта, сам монумент тщательно охраняется. Связано это в основном с вандалами, которые так и норовят раскрасить основание скульптуры в неподобающие цвета или даже отпилить что-либо от бронзовых облицовочных листов — тем более что бронза, пошедшая на монумент, высококачественная и достаточно дорогая. С деревянной палубы островка непосредственно на постамент попасть нельзя: он отделен от прогулочной части фонтаном.

Несущий элемент верхней части скульптуры (от 33,6 метров) — мачта, укреплённая дополнительными подкосами; система напоминает трёхгранную пирамиду. На снимке слева -один из подкосов, по которому можно подняться наверх. В нескольких местах (примерно посередине) элементы такелажа пересекаются с лестницей, затрудняя подъём, поэтому до самого верха мы не добрались. Преодолеть их не так и трудно, но на это нужно отдельное разрешение.

Фонтан самый обыкновенный: под деревянным настилом расположены три мощных насоса, забирающих воду из Москвы-реки и подающих ее по распределительным трубопроводам на насадки. Единственная проблема — серьезная засоренность реки: сороудерживающие решетки на заборниках приходится чистить гораздо чаще, чем на обычных городских фонтанах. Итак, смотритель перебрасывает через фонтан временную металлическую лестницу, мы перебираемся и через крошечную квадратную дверцу попадаем внутрь. Сразу становится темно и страшно.

Ниже плинтуса: башня

На расчетной схеме памятник представляет собой консоль, защемленную в основании. Технически монумент делится на две части — многогранную башню-основание (от 0 до 33,6 м) и закрепленную в ней мачту (от 33,6 до 94 м). Решетчатая башня — это несущий элемент постамента. Ее основные составляющие — восемь колонн, расположенных на окружности диаметром 6,14 м. Нагрузка передается на фундамент через базы колонн и мощные анкера (диаметром по 7 см каждый). Толщина опорной плиты фундамента — около 5 см, «Петр» имеет значительный запас прочности и может противостоять любым нагрузкам. Через каждые 2,4 м в башне для обслуживания имеются кольцевые площадки шириной 0,85 м, они же служат диафрагмами жесткости несущего каркаса постамента. Внутри кольцевых площадок расположены лестничные марши.


Несущий элемент постамента — это башня, элементами которой являются восемь стоек-рёбер, расположенных на окружности диаметром 6,14 метров. Нижней точкой отсчёта в технической документации считается не уровень воды, а база опорных колонн основания. Это связано с двумя факторами: во‑первых, приходящиеся на нижнюю часть стоек-рёбер нагрузки максимальны, а во-вторых, фундамент, как и насыпной остров, проектировала организация «Гидроспецпроект», а не ЦНИИПСК, занимавшиеся расчётом металлоконструкций статуи. Соответственно, высота памятника по документам чуть ниже (примерно на 2,5 метра), чем реальная.

Нагрузки, которые приходится выдерживать несущим конструкциям «Петра», можно подразделить на две группы: ветровые и вызванные собственным весом монумента. Скульптура целиком вместе с постаментом весит более 2000 т, причем нагрузка эта приложена с небольшим эксцентриситетом (защемленная мачта снесена назад относительно центра окружности, на которой расположены колонны), соответственно, возникает изгибающий момент от собственного веса мачты. Но основные напряжения все-таки создаются ветром. Так как скульптура нестандартная и произвести расчет по существующим нормам для зданий и сооружений было невозможно, конструкторы пошли по оригинальному пути. Специалисты института механики МГУ им. Ломоносова изготовили модель и исследовали аэродинамические свойства монумента в трубе, как тестируют гоночный автомобиль. Полученные ими результаты и послужили ориентиром для проектировщиков.


Есть и еще один вид нагрузок, который пришлось предусмотреть при конструировании: это гололед. Расчетный срок службы «Петра» — 100 лет (высшая категория). Соответственно, вероятность оледенения за такое длительное время высока, и скульптура способна выдержать вес ледяного слоя в 2,5 см толщиной! Для сравнения: во время московского ледяного дождя зимой 2011 года слой достигал едва ли 0,5 см.

Выше крыши: мачта

Мачта, защемленная на высоте 33,6 м, не менее важный несущий элемент, нежели башня. Она представляет собой полую трубу диаметром 1 м и принимаемую нагрузку передает не фундаменту, а собственно башне. Первоначально планировалось, что мачта не будет укреплена дополнительными подкосами, но в процессе расчетов выяснилось, что без них не обойтись. В итоге получилась система, напоминающая трехгранную пирамиду. Сама фигура Петра в сравнении со всем монументом весит не так уж и много — порядка 110 т, у нее свой каркас, и она просто прикреплена к мачте в нескольких точках касания. Масса мачты, к слову, вместе с подкосами составляет около 70 т.


Постамент изнутри напоминает декорацию к классической игре «Змеи и лестницы».

К несущим конструкциям — башне и мачте — прикреплены так называемые фахверковые элементы, на которых держатся бронзовые детали. Для изготовления каждого бронзового элемента в мастерской скульптора делают отдельную форму. Так как детали достаточно сложны, пришлось повозиться и инженерам-конструкторам, чтобы рассчитать фахверковые балки индивидуально для каждого элемента. Бронзовые детали, в свою очередь, не несут почти никакой нагрузки, кроме собственного веса и невыносимой тяжести художественного образа.

Интересна схема крепления такелажа. Тросы вант — гибкие, их нижние концы пропущены в палубные отверстия и уходят вниз, в постамент. Там на них укреплены полуторатонные грузы, свободно болтающиеся в отведенном для них пространстве. Такая система позволяет сделать напряжения стабильными, ванты не провисают благодаря достаточной массе грузов и не испытывают перегрузок при сильных колебаниях мачты от ветра.

Отдельно стоит упомянуть Андреевские флаги — на памятнике их укреплено 15 штук, 12 — на носах ростральных кораблей, один на бушприте, один на корме, и один — самый большой — на верхушке мачты. Флаги поворотные; сначала мы предположили, что вращение обеспечивается электродвигателями, но нет, движутся флаги свободно, по ветру. Представьте себе: самый мощный флаг имеет размеры 3 х 7 м и весит более 5 т!


Свободно висящие грузы, удерживающие такелаж в «условно-стабильном состоянии». Применяются грузы весом в 1000 или 1600 кг.

Требует ухода!

Дмитрий Шредер рассказал нам много интересного о работах, которые постоянно приходится проводить, чтобы монумент нормально функционировал. Например, для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать. Под каждым флагом имеется по три штуцера, раз в несколько месяцев Дмитрий отворачивает их и запускает туда новую порцию смазки. Причем если к флагу на бушприте пройти достаточно просто, то дорога к остальным требует альпинистской подготовки и опыта.

Для того чтобы попасть в паруса или в фигуру Петра, приходится по подкосам мачты забираться на самый верх, а затем спускаться на веревках. Почему люк сделан в голове, а не в ноге статуи? Все просто: царская нога подкачала — видимо, плохо кормили. Вообще, для обслуживания «Петр» сложен. Смотрителю иногда нужен даже спелеологический опыт, к примеру, чтобы пробраться внутрь носовой части корабля для ее чистки.


Несколько лет назад смотритель проводил массированную войну с птицами. Вороны пристрастились вить гнезда в вантах, гадили, портили внешний вид, превращая памятник в иллюстрацию к «Ночному дозору» Сергея Лукьяненко. Шредер не убивал птиц, он стрелял из пневматики шумовыми пульками, и через некоторое время «воронье радио» донесло информацию до столичных птиц. Памятника стали избегать: шумное, неудобное, неприятное место для гнездования.

Что будет с Петром?

Этот вопрос частенько поднимается в прессе — и по телевизору, и в журналах, и в блогах. Ответ прост и логичен: ничего не будет. Перенести скульптуру физически невозможно, разве что разрезать болгаркой сваренные элементы, а затем снова их варить на новом месте. Причем все расчеты пойдут прахом: другое место, другой фундамент, другие цифры.


На данный момент памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» — одно из самых высоких подобных сооружений в мире (замыкает десятку). Причем места с первое по четвертое и с восьмого по девятое в этом списке занимают статуи различных будд и бодхисаттв, расположенные в Китае, Японии и Мьянме. Так что среди «нормальных» памятников небуддистского плана «Петр» честно держит четвертое место.

История о том, что «Петр» — это переделанный Колумб, изначально сделанный Церетели для США и непринятый там, — в большей степени байка. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить модели этих двух монументов, намеренно поставленных рядом в галерее скульптора в Москве. Они имеют схожую композицию, но не более того; так же композиционно схожи все памятники сидящим на лошадях императорам. Проект «Петра» разрабатывался индивидуально, причем в конструировании принимали участие, помимо мастерской Зураба Церетели, специалисты пяти различных институтов.


Памятник можно — и нужно — совершенствовать. В нью-йоркской статуе Свободы есть смотровая площадка, как и в некоторых других значительно более низких монументах. На палубе петровского ботика достаточно места, и виды оттуда открываются потрясающие. Смотровая площадка могла бы стать великолепным аттракционом для туристов, не хуже Эйфелевой башни или «Лондонского монумента» работы Кристофера Рена. А ростры, которые на данный момент служат лишь элементами облицовки, не так уж сложно превратить в балконы.

Но даже без искрометного шоу монумент «В ознаменование 300-летия российского флота» — это потрясающей сложности инженерное сооружение и — да простят нас недовольные читатели — эффектный и красивый памятник. Напомним, что Эйфелеву башню тоже хотели снести первые 20 лет ее существования. А потом она незаметно превратилась в символ Парижа.

Где находится памятник Петру I? Описание достопримечательности Москвы. История создания.

Адрес памятника Петру I: Россия, Москва, Крымская набережная, 10.

Памятник Петру представляет уникальное по характеристикам возведение, высотой почти девяносто восемь метров. Строение является одним из самых высотных мемориалов на планете и самым высоким в Российской Федерации. Над проектированием и строительством Петра трудились почти год.

Каркасная часть сооружения изготовлена из нержавеющей стали. Стоит заметить, что сам корабль, скульптура царя и нижняя часть монумента собирались по частям, после чего устанавливались на пьедестал. Для культурного наследия страны использовалась бронза самого достойного качества. Свиток, который находится в руке царя и кресты на знаменах были позолочены. Не стоит говорить, что монумент открывает туристам поистине величественный вид.

Величие, уникальность и сравнительная молодость монумента, собирает вокруг себя множество споров: например, знатоки отмечают, что объект разногласий является почти точной копией скульптуры Колумба, которую скульптор Зураб Церетели изготовил к празднованию «500–летия Америки», но так и не смог продать.

В обсуждения подливают огонь и моряки России. Они выражают недовольство работой. По их мнению, обелиск, который создал Лев Ефимович Кербель, более точно олицетворял тематику памятника. И действительно, знатоки морской истории отмечают, что Андреевский вымпел находится не на своем месте, по обычаю он вывешивался на карме корабля. Так же, на сооружении украшены Андреевским флагом растры, которые предназначались для тарана при нападении противника и не украшались флагами.

Крупный общественный резонанс вызвала скульптура у жителей Москвы, который обусловлен местом, где нашел свое пристанище объект. В столице прошли массовые акции против бронзового царя с плакатами «Вас здесь не стояло». Впрочем, есть мнение, что подобные пикеты были спланированные заранее, и недовольство среди местного население подогревалось еще до установления монумента. Такое мнение имеет под собой почву – к примеру, политтехнолог Марат Гельман считает, что подобные настроения вокруг первого лица вся Руси были направлены непосредственно бывшего мэра Юрия Михайловича Лужкова, а вовсе не из эстетических соображений. Что примечательно, после отставки Лужкова споры вокруг мемориала несколько поутихли и на сегодняшний момент вовсе сошли на нет. Решающую точку в обсуждениях вокруг культурного достояния поставил Сергей Байдаков.

Жители города относятся к обелиску императора довольно скептически. Но, несмотря на скептицизм населения, бронзовый Петр является одним из самых значимых и посещаемых строений столицы. Шквал негодования в сторону скульптуры вызвал огромный интерес среди туристов. Сегодня гости из разных стран спешат увидеть это величественное строение и запечатлеть себя на его фоне.

Важная информация о памятнике Петру I в Москве: часы работы, цена, валюта.

Режим работы:

без выходных

Цены на билеты:

Бесплатно для всех граждан.

Посмотреть на карте Памятник Петру I (как добраться):

Информация: Россия, Москва Памятник Петру I официальный сайт.

Память об этом великом человеке увековечена не только , но и по всей Европе. Главным напоминанием о существовании этой культовой личности являются величественные памятники, некоторые из которых заслуживают особого внимания. Ниже перечень, в котором подробно описано - в каких городах стоят памятники Петру I:

  1. «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Это один из наиболее старых и известных на весь мир монументов, возведение которого заняло более десяти лет. Открытие этого знаменитого памятника состоялось 7 (18) августа 1782 года. Он расположился на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Свое красноречивое название памятник получил благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. Модель великолепного полководца была разработана скульптором Этьеном Фальконе в 1768 - 1770 гг. Голову монумента создала талантливая ученица скульптора, Мари Анн Колло. Змею, по замыслу Фальконе, создал Фёдор Гордеев. Отливание происходило под зорким оком мастера Василия Екимова и было закончено в 1778 году. Все остальные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.
  2. Конный памятник на территории Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Он был отлит из бронзы итальянским скульптором Бартоломео Карло Растрелли, который создал его еще при жизни этого великого императора. Возведение было завершено в 1747 году, но он так и не был установлен на свое место. Позднее Мартелли представил собственный проект, а окончательно он был воздвигнут на пьедестал только в 1800 году.
  3. Памятник в Таганроге. Величественная скульптура талантливого мастера Марка Матвеевича Антокольского, которая была установлена в 1903 году. Это единственный ныне экземпляр, который был отлит под пристальным руководством мастера. Он является одним из наиболее значимых и запоминающихся во всей Ростовской области.
  4. Монумент в Москве «В ознаменование 300-летия российского флота». Он был поставлен на постамент в 1997 году по официальному приказу Правительства столицы на искусственно созданном острове, насыпанном у разъединения Москвы-реки и Водоотводного канала. Один из наиболее внушительных в России объектов. Высота - 98 метров, рост фигуры Петра - 18 м. Уникальнейшее строение, каркас которого создан из прочной стали, с навешенными бронзовыми элементами облицовки. Каждая из его частей собиралась отдельно. Для этой скульптуры использовалась бронза наивысшего качества. Памятник был торжественно открыт 5 сентября 1997 года в рамках всероссийского празднования 850-летия столицы.
  5. Памятная фигура в Сочи. Скульптура великого российского императора возвышается над одним из красивейших городов Краснодарского края - Сочи. Памятник был открыт 1 мая 2008 года на площади у мелководного причала морского порта. Высота этого величественного бронзового монумента с постаментом - примерно 5,5 м (сама фигура царя-реформатора - 3,4 м), он был создан на заводе в Минске (Беларусь). Вес - 5 тонн. Спонсировал проект - Э. Кагосян. Авторы гениального сооружения - скульпторы из Сочи А. Бутаев и В. Звонов, они работали над композицией в течение четырёх месяцев.

  6. Монумент в Нижнем Новгороде. Он был открыт 24 сентября 2014 года напротив Зачатьевской башни Кремля. Авторами этого сооружения являются Алексей Щитов и Сергей Шорохов. Скульптура была создана из бронзы. Общая высота данного сооружения составляет примерно 6,7 м. Памятник Петру представляет собой горделивую фигуру со злым и угрожающим взглядом в натуральную величину.
  7. Статуя в Воронеже. Создана Антоном Шварцом и открыта 30 августа в далеком 1860 году. В свое время он был одним из величественных памятников Петру I. При работе была использована посмертная маска Петра I. Авторы тщательно проработали все мельчайшие детали лица и костюма.
  8. Памятник в Архангельске. Поставлен в 1914 году в Петровском парке и является значимым фрагментом искусства. Памятник был сооружен по инициативе архангельского губернатора Ивана Васильевича Сосновского. Он был отлит по эскизам М.М. Антокольского родным племянником покойного скульптора во французской столице в 1909 году.
  9. Скульптура в городе Туле. Она установлена на улице Советской перед зданием управления Тульского оружейного завода, основание которого связано с именем первого российского императора. Торжественное открытие состоялось в 1912 году. Автором является известный Роберт Романович Бах.

  10. Царь-плотник на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге. Он был установлен в 1996 году по проекту скульптора Леопольда Адольфовича Бернштама.
  11. Памятник в городе Азове Ростовской области. Он был установлен в 1996 году в начале Петровского бульвара. Сама идея данного монумента рассматривалась еще в 1947 году, и именно тогда архитекторы Азова, разрабатывающие генеральный план города, намеревались установить памятник Петру I на Рыночной площади города (ныне площадь III Интернационала). Он был открыт 19 июля 1996 года во время отмечания 300-летия российского флота. Расположен в красивейшей части Петровского бульвара перед Московской улицей.

Историческая ценность монументов, посвященных Петру I

Выше указано, в каких городах стоят памятники , которые имеют наибольшую историческую ценность. Среди них есть наиболее старые, которые были установлены несколько веков назад. Лишь только один из них был создан при жизни великого правителя, поэтому он поражает своей богатой историей. Над всеми из них трудились наиболее талантливые скульпторы, которые заслуживают внимания.

И история появления которого изложены в данной статье, является одним из красивейших монументов столицы. Более того, его можно назвать одним из грандиозных мировых произведений искусства. Расположен памятник в центре столицы. Установлен был в 90-х гг. Не всеми москвичами сооружение было одобрено и споры монумент вызывает до сих пор.

История создания

Один из самых знаменитых российских царей - Петр 1. Памятник в Москве ему был открыт пятого сентября 1997 года. По официальным документам это событие приурочено к трехсотлетию создания российского флота, хотя годовщина и была отпразднована годом раньше. При этом сначала оказался одобрен другой проект, но вариант Церетели победил.

Легенда о появлении памятника

Несмотря на то, что монумент еще довольно «молодой», он уже имеет свою легенду. Однажды в российских средствах массовой информации появились сообщения, что монумент Петр 1 (памятник в Москве) был переделан из статуи первооткрывателя Америки, Колумба. Церетели, создатель данного сооружения, не смог продать свой шедевр США, и он оказался в руках россиян.

Правда или вымысел

Действительно, между фигурами явно просматривается несомненное сходство. Обе статуи стоят на корабельной палубе. Причем у фигур подняты вверх именно правые руки. Постамент в обоих вариантах сложный по структуре. Но есть и существенные различия, увидеть которые можно, только сравнив оба проекта. Они выставлены напоказ в галерее Церетели.

Описание памятника

Памятник Петру 1 на Москве-реке - это уникальное сооружение. Несущий каркас постамента с бронзовой облицовкой сделан из нержавеющей стали. Пьедестал, фигура царя и корабль собирались отдельно. Петр и судно устанавливались последними. Корабельные ванты тоже сделаны из нержавеющей стали.

Все они надежно скреплены толстыми тросами. Для уменьшения веса медных парусов внутри них есть металлический каркас. Для изготовления монумента была взята бронза высочайшего качества. Сначала она подверглась пескоструйной обработке, потом платинировалась. Затем бронза покрывалась воском и специальным лаком. Они защищают исходный материал от непогоды.

В руках царь держит позолоченный свиток. В таком же цвете выполнены Андреевские кресты. Флаги, на которых они находятся, выполнены в виде флюгеров. Внутри памятника сооружена лестница, с помощью которой осуществляется уход за сооружением.

Искусственный остров, на котором установлен «Петр 1» (памятник в Москве), сделан из железобетонного фундамента. Вокруг - фонтаны, которые создают ощущение, что корабль рассекает волны.

Интересные факты во время создания шедевра

На проектирование и воссоздание Петра Первого ушел почти год. Продувки макета осуществлялись в аэродинамической трубе МГУ. Это помогло улучшить характеристики памятника. Монтаж осуществлялся 120 профильными специалистами, которыми руководил ведущий геодезист В. Маханов и бригадир В. Максимов.

Страсти вокруг памятника

Постамент памятника украшают ростры. Каждый украшен Андреевским флагом. Получается противоречие, что Петр Первый воевал с собственным флотом. Памятник стал десятым в списке самых уродливых постаментов мира. Такой рейтинг был опубликован на интернет-портале «Виртуального туриста» в 2008 году.

В июле 1997 г. место, где в Москве памятник Петру 1 установлен, стало знаменитым. Группа «Реввоенсовет» попыталась подорвать монумент. По одной версии, уже была заложена взрывчатка. Но из-за того, что могли пострадать прохожие и окружающие здания, взрыв был остановлен самой группой. По другой версии, подрыв сорвался благодаря анонимному звонку. С тех пор близкого доступа к памятнику больше нет.

Современная «битва» за Петра Первого

По информации, опубликованной в печатном издании «Известия», на выставке «Арх Москва», которая проходит ежегодно, появился проект, согласно которому, монумент Петр 1 (памятник в Москве) должен быть заключен в «упаковку» из стекла. Причем такого, чтобі шедевра сквозь него не было видно.

Это было в 2007 г. Автор проекта, Борис Бернаскони, предлагал встроить монумент Петру первому в небоскреб. В результате памятник был бы спрятан от людских глаз. Даже бы Церетели остался доволен. Небоскреб стал бы музеем для шедевра Церетели, а москвичи и гости города могли наслаждаться новой смотровой площадкой, сделав из нее место для культурного отдыха.

В 2010 г. дошло до того, что памятник Петру 1 предлагалось снести вовсе. Это произошло после отставки Лужкова с должности столичного мэра. Памятник Петру1 в Москве, где находится? Он установлен над водами Москвы-реки, на Крымской набережной, 10. Рядом - станции метро «Парк Культуры» и «Октябрьская».

В 2010 г., после предложения сноса «Петра», исполняющий обязанности мэра, Владимир Ресин, всерьез задумался о переносе монумента с этого места в другой район. Из комиссии Мосгордумы пришли сведения, что такой «переезд» памятника может обойтись казне в 1 миллиард рублей.

Марат Гельман, который и предлагал уничтожить монумент, даже собирался найти спонсоров для осуществления такого переноса. Оказалось, памятник не так уж плох, так как его с удовольствием желали забрать к себе многие (и не только российские) города: Архангельск, Тирасполь, Бердянск и т.д.

Бурные споры закончились в 2011 году, когда префект Москвы С. Байдаков «поставил точку» прямо на пресс-конференции. Он объявил, что монумент останется там, где стоит на данный момент. По его мнению, все, созданное предками, достойно уважения. В результате Петр 1 (памятник в Москве) остался на прежнем месте и до сих пор возвышается на Крымской набережной.

Как бы мы не относились к памятнику Петру I, стоящему на капитанском мостике, как к монументальному творению, но стоит признать, что как инженерное сооружение он довольно таки уникален.

Его несущий каркас смонтирован из нержавеющей стали, на который и установили бронзовые формы облицовки, причем фигура императора, сам корабль и нижняя часть монумента собирались по отдельности, а потом уже монтировались на подготовленный пьедестал.

Ванты корабля сплетены, будто настоящие, из нескольких тросов, но не пеньковых, а из все той же нержавейки. Закреплены они так, что исключена их подвижность даже при сильном усилении ветра.

Парус, как и памятник, изготовлен из каркаса, но уже в качестве покрытия использовались медные листы, которые изготовили методом выколотки.

Фото 2. Монумент "300-летие российского флота" в Москве

Свиток в руках Петра Первого позолочен, как и Андреевские кресты на стягах.

Постамент в виде искусственного острова выполнен из железобетона, по периметру которого устроены фонтаны. Выбрасывая из себя потоки воды они придают сооружению эффект рассекающего морские пучины корпуса корабля.

Знатоки и любители морской истории сразу усмотрели несколько неточностей.

Так, Андреевский флаг в обязательном порядке вывешивается на корме, но не на баке, где по традиции устанавливается гюйс корабля.

Далее, ростры (расположены по низу монумента) - это металлические наконечники для тарана на носу корабля, снимаемые победителем в качестве трофея с побежденного вражеского судна, а поэтому ну никак не могут быть украшены все тем же Андреевским флагом (не воевал же Петр Великий против своей морской эскадры).


С памятником Петру Первому в Москве связаны моменты, которые широко обсуждали в российских изданиях.

Дело в том, что это творение Зураба Церетели считают несколько изменой статуей Христофора Колумба, которую скульптор пытался продать по случаю празднования 500-летия открытия Американского континента то Соединенным Штатам, то Испании, то государствам Латинской Америки.

Сделка так и не удалась. Деньги были затрачены немалые, и в ситуацию вмешивается Юрий Лужков - тогдашний градоначальник. Он помогает другу и содействует принятию решения о заказе городом памятника в честь 300-летия российского флота. Что интересно, праздник прошел за год до этого, а власти тогда проигнорировали просьбу российских моряков поставить в Москве другой монумент, проект которого разработал известный художник Лев Ефимович Кербель.

Действительно это так или что-то было понапридумано, до сих пор неизвестно. По крайней мере, опровержения от властей и от Зураба Константиновича не поступало, хотя последний и пытался иногда оправдываться.

Как бы там ни было, но 5 сентября 1997 года, в дни празднования 850-летнего юбилея основания града Москвы, монумент Петру Первому торжественно открыли.

Многие москвичи так и не воспринимают его до сих пор, но, кто знает, может с годами памятник станет действительным символом города, как это случилось с непризнанной поначалу Эйфелевой башней в Париже. Хотя, честно, верится в это с трудом!



Рассказать друзьям