Писатель фонвизин биография. Фонвизин Д.И

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство » в 1933 году. Её действующие лица - прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка - с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.

    Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция . Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского . В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана , занимает центральное место.

    Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине , под началом которого служил и Владимир Игнатьевич Лукин . Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в Петергоф , после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича , графом Никитой Ивановичем Паниным . В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей ». Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

    В 1777-1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции . Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову . Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции - торговлю и промышленность.

    Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 - начало 1783 гг.). Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина - будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве , Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачёвщины , необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование - введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

    Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание».

    Умер Фонвизин в декабре 1792 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры . По состоянию на 2013 год имя Фонвизина носят 15 улиц и 1 переулок городов России , в том числе улица Фонвизина в Москве , в Махачкале. Улицы Фонвизина есть также в Запорожье, Харькове и Херсоне.

    Отзывы о Фонвизине

    Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.

    «В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», - отмечал А. И. Герцен .

    Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».

    Образ Фонвизина в литературе

    • Фонвизин упоминается, без обозначения имени, в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством »:
    - … Право, мне очень нравится это простодушие! Вот вам, - продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу придворных, - предмет, достойный остроумного пера вашего! - Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена ! - отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.
    • Фонвизин упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин » в строфе о русском театре:
    • Отдельно Фонвизину посвящено произведение «Тень Фонвизина», где Фонвизин, будучи призраком, посещает русских поэтов Кропова, Хвостова, Державина с целью наказать или поощрить поэтов.
    • С именем Фонвизина связан известный исторический анекдот о фразе Умри, Денис, лучше не напишешь .
    • Старообрядцы полностью включили в своё сочинение «Век осьмый» текст сатиры Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» без названия и, в традиции русских летописей, без ссылки на автора (Гурьянова Н. С . Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. - Новосибирск, 1988. - С. 43).

    Биография
    Русский писатель, драматург, публицист Екатерининской эпохи. Фамилия Фонвизин в XVIII в. писалась в два слова, что сохранялось до половины XIX в. Правописание в одно слово окончательно было установлено Тихонравовым. Родился Фонвизин 14 апреля (по старому стилю - 3 апреля) 1745, в Москве. Происходил из лифляндского рыцарского рода, выехавшего в Москву еще в XVI в. и совершенно обрусевшего. Первоначальное образование получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича. Объем домашнего образования был не велик, т.к. средства не позволяли "нанимать учителей иностранных языков": дома он усвоил элементы русской грамотности. В 1755 поступил в только что открытую гимназию при Московском университете. В 1760 был "произведен в студенты" на философский факультет, но пробыл в университете всего 2 года. В это же время начинаются и занятия литературой: в 1761 он поместил в журнале Хераскова "Полезное Увеселение", переводную статью "Правосудный Юпитер" и отдельно напечатал перевод басен Гольберга. К годам учения относится и зарождение любви к театру: в 1756 - 1759 Фонвизин играл в любительском университетском театре, созданном по инициативе М.М. Хераскова, и в публичном театре.
    В 1762 учение в университете прекращается; Фонвизин определяется сержантом гвардии, хотя эта служба его совсем не интересует и он от нее уклоняется, насколько возможно. В это время в Москву приезжает двор, и вице-канцлер определяет Фонвизина в Коллегию иностранных дел "переводчиком капитан-поручичья чина", а в следующем году он назначется "быть для некоторых дел" при кабинет-министре И.П. Елагине у принятия челобитен и переезжает в Петербург. Секретарем кабинет-министра служил до 1769. В 1764 была представлена первая комедия Фонвизина "Корион". В 1768 был написан "Бригадир", который произвел сильнейшее впечатление на тогдашнюю публику: Фонвизина сравнивали с Мольером, а комедия его не сходила со сцены. В 1769 Фонвизин был вынужден оставить службу при Елагине и определиться опять в коллегию иностранных дел секретарём руководителя Коллегии: ему была поручена обширнейшая переписка с российскими дипломатами при европейских дворах. В 1775 избран членом Вольного российского собрания при Московском университете. 14 мая 1783 на сцене московского театра Медокса состоялась премьера комедии "Недоросль", имевшая большой успех. Служба при Н.И. Панине продолжалась до 1783, когда Фонвизин вышел в отставку с чином статского советника и с пенсией в 3000 рублей. За время службы при графе Панине Фонвизин совершил с больной женой, урожденной Роговиковой, первое путешествие за границу (1777 - 1778), побывав в Германии и во Франции. В августе 1778 в Париже с Бенджамином Франклином. Второе путешествие было в 1784 в Германию и Италию, в которой провели 8 месяцев, а через 2 года уже самому Фонвизину пришлось ехать лечиться от последствий паралича в Вену и Карлсбад. После публикации в 1783 ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо пресекались самой Екатериной II. В последние годы жизни литературная деятельность Фонвизина почти прекратилась. Умер Фонвизин 12 декабря (по старому стилю - 1 декабря) 1792 в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.
    Среди произведений - пьесы, стихотворения, сатирические произведения, статьи, переводы: "Басни нравоучительные" датского просветителя Л. Хольберга (1761; перевод с немецкого), "Лисица-Кознодей" (1761; басня), "О, Клим, дела твои велики!" (1761; эпиграмма), трагедия Вольтера "Альзира, или Американцы" (1762; перевод с французского), трактат "Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина" (1764 - 1766; перевод с французского), "Кopион" (1764; комедия, переделана из французской комедии Грессе "Сидней"), "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке" (1765, публикация - 1769; стихотворение), "Бригадир" (1768 - 1769, публикация - 1792 - 1795; комедия), "Записки первого путешествия" (публикация - 1800-е годы; письма к П.И. Панину из Франции), "Опыт российского сословника" (статья), "Вопросы автору Былей и Небылиц" (статья), "Челобитная российской Минерве от российских писателей" (статья), "Поучение, говоренное в Духов день Иереем Василием" (статья), "Недоросль" (1781, постановка - 1782, публикация - 1783; комедия), "Рассуждение о непременных государственных законах" (1782 - 1783; памфлет, совместно с Н.И. Паниным), "Опыт российского сословника" (1783), "Повествование мнимого глухого и немого" (1783), "Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание" (1783), "Всеобщая придворная грамматика" (сатира; распространялась в списках), "Каллисфен" (1786; повесть), "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" (1789; неокончено, публикация - 1830)
    __________
    Источники информации:
    "Русский биографический словарь"
    Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Энциклопедия "Москва", Энциклопедия российско-американских отношений)
    Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

    (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


    Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

    Смотреть что такое "Фонвизин Д.И. - биография" в других словарях:

      Денис Иванович (1745 1792) знаменитый русский писатель происходил из обрусевших остзейских дворян (фон Визин). Детство Ф. прошло в патриархальной обстановке в доме отца чиновника ревизион коллегии. Образование получил в университетской гимназии и … Литературная энциклопедия

      Из немецкого фон Визен. Род фон Визенов потомков ливонского рыцаря к XVIII веку обрусел, соответственно русифицировалось и написание фамилии. В 1824 году Пушкин писал брату: Незабудь фон Визина писать Фонвизин. Что он за нехристь? Он русский, из… … Русские фамилии

      - (Денис Иванович; фамилия Ф. писалась в XVIII в. в два слова;это же правописание сохранялось до половины XIX века; окончательноустановлено правописание в одно слово Тихонравовым, хотя уже Пушкиннаходил это начертание правильным, как придающее… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      Фонвизин, Денис Иванович (1745 1792) знаменитый писатель екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Его комедии Бригадир и Недоросль занимают первое место в сатирической литературе того времени. Они осмеивают невежество и грубость… … 1000 биографий

      Артур Владимирович (1882/83 1973), живописец. Акварельные театральные портреты деятелей русской культуры (Д.В. Зеркалова, 1940), натюрморты, жанровые композиции отмечены богатством тональных оттенков … Современная энциклопедия

      Денис Иванович (1744 или 1745 1792), русский писатель. Создатель первых в России социальных комедий: Бригадир (постановка 1770) сатирическое изображение нравов дворянского сословия; Недоросль (постановка 1782) этапное произведение, изобличающее… … Современная энциклопедия

      I Фонвизин Артур Владимирович , советский живописец акварелист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–04) и в частных… … Большая советская энциклопедия

      1. ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или 1745 92), русский писатель. В комедии Бригадир (постановка 1770) сатирически изображены нравы дворянского сословия. В комедии Недоросль (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин,… … Русская история

      В русской Википедии есть статьи о нескольких людях с фамилией Фонвизин: Фонвизин, Иван Александрович участник Отечественной войны 1812 года, полковник, декабрист, племянник Дениса Ивановича и Павла Ивановича Фонвизиных Фонвизин, Иван… … Википедия

      1 . Денис Иванович (3.IV.1745 (до др. данным, 1744) I. XII.1792) рус. писатель. Род. в Москве в дворянской семье. Учился в гимназии при Моск. ун те, затем нек рое время в ун те. В 1769 1782 личный секретарь нач. коллегии иностр. дел Н. И. Панина … Советская историческая энциклопедия

      Фонвизин А. В. - ФОНВИ́ЗИН Артур Владимирович (1882/83–1973), живописец, засл. деятель иск в РСФСР (1970). Акварельные театральные портреты (Д.В. Зеркалова, 1940), натюрморты, жанровые композиции (серии Цирк, Песни и романсы) отмечены богатством… … Биографический словарь

    Книги

    • Фонвизин Д. И. Недоросль. Грибоедов А. С. Горе от ума. Гоголь Н. В. Ревизор , Фонвизин Денис Иванович, Грибоедов Александр Сергеевич, Гоголь Николай Васильевич. В сборник вошли три блистательные комедии классиков русской литературы `Недоросль` Д. Фонвизина, `Горе от ума` А. Грибоедова, `Ревизор` Н. Гоголя. Смешные и нелепые ситуации, живые и яркие…
    Как считается рейтинг
    ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
    ◊ Баллы начисляются за:
    ⇒ посещение страниц, посвященных звезде
    ⇒ голосование за звезду
    ⇒ комментирование звезды

    Биография, история жизни Фонвизина Дениса Ивановича

    Денис Иванович Фонвизин родился в Москве 14.04.1745 (03.04.1745 по старому стилю). Мальчик продолжил род рыцарей von Wiesen, имевший ливонское происхождение и обрусевший окончательно и бесповоротно.

    Детские и юношеские годы

    Начальное образование маленький Денис получил от своего отца, Ивана Андреевича Фонвизина, занимавшего в ревизион-коллегии чиновничью должность. Продолжил он своё обучение сначала в гимназии, открытой при Московском университете, а окончив её, поступил в Петербургский университет на факультет философии, где в период 1759-1762 годов был студентом. Ещё будучи гимназистом, Фонвизин в 1756-59 годах играл в труппе университетского любительского театра под руководством Михаила Матвеевича Хераскова, а позднее стал играть уже в труппе профессионального Публичного театра. В студенческую пору Денис познакомился с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, дебютировал юноша и на поприще литературы, начав с деятельности переводчика. Фонвизин занялся переводами вплотную, став студентом в столичном Санкт-Петербурге в 1760 году, куда их отправили вместе с братом как одних из лучших выпускников гимназии.

    Фонвизин в 1761 году, выполняя заказ одного книгопродавца, переложил на русский язык несколько басен Людвига Хольберга, знаменитого датско-норвежского писателя, творившего на немецком языке. Всего Денисом Ивановичем в ту пору было переведено больше двух сотен различных басен, роман французского священника-филолога Жана Террасона, трагедия крупнейшего французского философа-просветителя Франсуа Мари Аруэ, писавшего под псевдонимом Вольтер, огромный поэтический труд «Метаморфозы», созданный древнеримским поэтом Публием Овидием Назоном. Любимым писателем молодого Фонвизина был в то время Жан-Жак Руссо. Параллельно с занятиями переводческой деятельностью Денис начал заниматься написанием собственных сочинений, которые носили сатирический характер.

    Начало государственной службы

    После окончания университета Денис Иванович Фонвизин сначала служил переводчиком в иностранной коллегии, а затем в 1763 году его перевели на службу во дворцовую канцелярию к статскому советнику Ивану Перфильевичу Елагину, который заметил и оценил перевод вольтеровской трагедии, сделанный молодым литератором. Работая при Иване Перфильевиче, Денис Иванович не оставлял ставшей уже привычной переводческой деятельности. Фонвизин сблизился в то время с литературным кружком поэта и переводчика князя Фёдора Алексеевича Козловского. Начинающий литератор создал первую самостоятельную работу под названием «Послание к слугам моим...». Первая комедийная пьеса «Корион» была написана Фонвизиным в 1764 году. Затем молодой драматург почти четыре года (1766-69) писал свою ставшую известной комедию «Бригадир». Хотя она была опубликована только в 1786 году, но эта работа положила начало новому для Российской империи жанру комедии нравов, ведь русские авторы в подавляющем большинстве создавали до этого исключительно комедии характеров.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


    Уход с госслужбы

    В 1769-82 годах Фонвизин служил сначала секретарём, а позднее стал близким доверенным лицом графа Никиты Ивановича Панина. На этой должности Денис Иванович окунулся в мир большой политики, познакомился лично с мастерами закулисных игр. Фонвизин в 1777 году покинул Россию, довольно долго жил во Франции, где старался вникнуть в процессы, происходившие в этом государстве, одновременно он много думал о судьбах своей родины, пытался увидеть путь, позволявший вывести на европейский уровень российскую социально-политическую жизнь.

    В связи с опалой графа Панина Фонвизину пришлось в 1782 году уйти в отставку. Денис Иванович занялся в 1782-83 годах написанием работы под названием «Рассуждение о непременных законах государства» на основании собственных идей и идей графа. Данная работа была предназначена для графского воспитанника , ставшего впоследствии императором . Она вошла в анналы национальной русской публицистики как одно из лучших сочинений в этом жанре.

    Пик творчества, достигнутый Денисом Ивановичем Фонвизиным, пришёлся на 1883 год, когда была опубликована его комедия – знаменитый «Недоросль», вызвавшая, как и «Бригадир», большой резонанс в просвещённом российском обществе.

    Последние годы жизни

    Здоровье Фонвизина после того, как писатель оставил госслужбу, было подорвано. У Дениса Ивановича начался частичный паралич, но он по-прежнему целиком посвящал себя литературе. Царствовавшая в то время препятствовала его творческим замыслам. Она наложила, в частности, личный запрет на издание журнала под редакцией Фонвизина, затем запретила собрание его сочинений в пяти томах. Денис Иванович создал в конце жизни несколько драматических произведений, написал немало журнальных статей, начал трудиться над автобиографией... Она так и осталась незавершённой. Фонвизин уезжал в 1784 году и 1785-м лечиться в Италию, в 1787 году пытался поправить в Вене заметно пошатнувшееся здоровье. У четы Фонвизиных стали нарастать трудности финансового характера. Пришлось также фактически свернуть занятия литературой. Смерть настигла писателя 12.12.1792 (01.12.1792 по старому стилю). Денис Иванович Фонвизин был похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище, располагавшемся на территории Александро-Невской лавры.

    Денис Иванович Фонвизин

    Там в стары годы,
    Сатиры смелый властелин,
    Блистал Фонвизин, друг свободы… (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

    В XVIII веке его фамилия писалась в два слова или через дефис (Фон Визен, Фон-Визен) – Денис Иванович Фонвизин происходил из древнего рыцарского рода, осевшего в России еще при Иване Грозном.

    Воспитание и образование

    Родился Д.И. Фонвизин в Москве 3 апреля 1745 г. Первоначальное образование получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича, который был довольно начитанным человеком.

    Дом Фонвизина. Современная фотография

    В возрасте 10 лет он поступил в открывшуюся при Московском университете гимназию, а через 5 лет стал студентом Московского университета.

    Его литературные опыты начались уже на студенческой скамье: сначала это были переводы, а затем и оригинальные произведения, в основном сатирической направленности. Несмотря на то, что первые его сатирические опыты пользовались популярностью, сам он относился к ним весьма критически, отмечая, что «они были сатирической соли, но рассудка, так сказать, ни капли».

    А. Венецианов "Портрет Фонвизина"

    В это время Фонвизин увлекся театром, побывав на представлении в Петербурге. О своем впечатлении он писал: «Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно: комедию, виденную мной, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров — великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие».

    Служба. Начало творчества

    В 1762 г. Фонвизин определяется сержантом гвардии, прервав обучение в университете. Но служба его совсем не интересует, он тяготится ею, и в скором будущем его принимают в коллегию иностранных дел «переводчиком капитан-поручичья чина», а в следующем году назначают «быть для некоторых дел» при кабинет-министре у принятия челобитен И.П. Елагина, который с 1766 г. заведует театрами. Елагин был очень расположен к своему молодому подчиненному, но в окружении Елагина были люди, которые были недружелюбно настроены к Фонвизину и настраивали Елагина против него. К тому же в это время Фонвизин стал членом кружка Козловского, который составляли молодые литераторы. Об этом кружке он впоследствии вспоминал с ужасом, так как «лучшее препровождение времени состояло в богохулии и кощунстве». Но для воспитанного в домашнем благонравии Фонвизина невозможно было долго находиться в окружении подобных людей, он «содрогался, слыша ругательство безбожников».

    Кроме переводов, Фонвизин начинает писать самостоятельные стихи, а также пробует свои силы в жанре драмы: в 1764 г. была представлена его комедия «Корион». И хотя в ее основе была французская комедия Грессе «Сидней», в ней уже отражались и критически осмысливались русские нравы. Несмотря на то, что французские заимствования были налицо, «Корион» понравился публике, судя по отзывам его современников.

    Автор был ободрен успехом и в 1768 году написал комедию «Бригадир», которая также была подражательной (комедия датского писателя Гольберга «Jean de France»), но уже больше отражала русский быт и русские типы. Фонвизина сравнивали с Мольером, а его комедия «Бригадир» не сходила со сцены.

    Д.И. Фонвизин. Литография

    В 1769 г. Фонвизин все-таки оставляет службу при Елагине и поступает в коллегию иностранных дел в качестве секретаря Н.И. Панина: ему поручается обширная переписка с русскими дипломатами при европейских дворах. Кроме того, вместе с Паниным он составляет проект государственных реформ, в результате которых предполагалось предоставить Сенату законодательную власть, обеспечить «два главнейших пункта блага государства и народов: вольность и собственность», т.е. освобождение крестьян. В своем проекте Фонвизин резко отзывается о существующем положении вещей в государстве: «вчерашний капрал, неизвестно кто, и стыдно сказать, за что, становится сегодня полководцем и принимает начальство над заслуженным и ранами покрытым офицером»; «никто не намерен заслуживать, всякой ищет выслуживать». Он также резко критикует крепостное право: «Представьте себе государство, где люди составляют собственность людей, где человек одного состояния имеет право быть вместе истцом и судьей над человеком другого состояния, где каждый следственно может быть или тиран, или жертва». По мнению Фонвизина, рабство опирается на невежество людей, поэтому необходимо в первую очередь бороться с невежеством.

    Герб Фонвизина

    В 1783 г. Фонвизин выходит в отставку и начинает сотрудничать с журналом «Собеседник любителей российского слова», который издавался по почину Екатерины Дашковой. Он пишет для журнала несколько статей, среди которых «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» . Используя возможности печатного слова, Фонвизин хотел анонимно начать дискуссию о российской действительности: отсутствии законов, без которых невозможно нормальное функционирование государства; моральная деградация дворянства; привлечение к власти не достойных людей, а ничтожеств…

    Это произведение вызвало резкое недовольство Екатерины II, она потребовала напечатать вопросы вместе с ее ответами.

    Вопрос1: Отчего у нас спорят сильно в таких истинах, кои нигде уже не встречают ни малейшего сумнения?

    Ответ 1: У нас, как и везде, всякий спорит о том, что ему не нравится или непонятно.

    Вопрос 2: Отчего многих добрых людей видим в отставке?

    Ответ 2: Многие добрые люди вышли из службы, вероятно, для того, что нашли выгоду быть в отставке.

    Вопрос 3: Отчего все в долгах?

    Ответ 3: Оттого в долгах, что проживают более, нежели дохода имеют.

    Вопрос 4: Если дворянством награждаются заслуги, а к заслугам отверсто поле для всякого гражданина, отчего же никогда не достигают дворянства купцы, а всегда или заводчики, или откупщики?

    Ответ 4: Одни, быв богатее других, имеют случай оказать какую ни на есть такую заслугу, по которой получают отличие.

    Вопрос 5: Отчего у нас тяжущиеся не печатают тяжеб своих и решений правительства?

    Ответ 5: Для того, что вольных типографий до 1782 года не было.

    Вопрос 6: Отчего не только в Петербурге, но и в самой Москве перевелися общества между благородными?

    Ответ 6: От размножившихся клобов.

    Вопрос 7: Отчего главное старание большой части дворян состоит не в том, чтоб поскорей сделать детей своих людьми, а в том, чтоб поскорее сделать их не служа гвардии унтер-офицерами?

    Ответ 7: Одно легче другого.

    Вопрос 8: Отчего в наших беседах слушать нечего?

    Ответ 8: Оттого, что говорят небылицу.

    Вопрос 9: Отчего известные и явные бездельники принимаются везде равно с честными людьми?

    Ответ 9: Оттого, что на суде не изобличены.

    Вопрос 10: Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?

    Ответ 10: Оттого, что сие не есть дело всякого.

    Д.И. Фонвизин

    Вопрос 11: Отчего знаки почестей, долженствующие свидетельствовать истинные отечеству заслуги, не производят по большой части к носящим их ни малейшего душевного почтения?

    Ответ 11: Оттого, что всякий любит и почитает лишь себе подобного, а не общественные и особенные добродетели.

    Вопрос 12: Отчего у нас не стыдно не делать ничего?

    Ответ 12: Сие неясно: стыдно делать дурно, а в обществе жить не есть не делать ничего.

    Вопрос 13: Чем можно возвысить упадшие души дворянства? Каким образом выгнать из сердец нечувственность к достоинству благородного звания? Как сделать, чтоб почтенное титло дворянина было несумненным доказательством душевного благородства?

    Ответ 13: Сравнение прежних времен с нынешними покажет несумненно, колико души ободрены либо упали; самая наружность, походка и проч. То уже оказывает.

    Вопрос 14: Имея монархиню честного человека, что бы мешало взять общим правилом: удостаиваться ее милостей одними честными делами, а не отваживаться проискивать их обманом и коварством?

    Ответ 14: Для того, что везде, по всякой земле и во всякое время род человеческий совершенным не родится.

    Вопрос 15: Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие?

    Ответ 15: Предки наши не все грамоте умели. NB. Сей вопрос родился от свободоязычия, которого предки наши не имели; буде же бы имели, то нашли бы на нынешнего одного десять прежде бывших.

    Вопрос 16: Отчего многие приезжие из чужих краев, почитавшиеся тамо умными людьми, у нас почитаются дураками; и наоборот: отчего здешние умницы в чужих краях часто дураки?

    Ответ 16: Оттого, что вкусы разные и что всякий народ имеет свой смысл.

    Вопрос 17: Гордость большой части бояр где обитает: в душе или в голове?

    Ответ 17: Тамо же, где нерешимость.

    Вопрос 18: Отчего у нас начинаются дела с великим жаром и пылкостью, потом же оставляются, а нередко и совсем забываются?

    Ответ 18: По той же причине, по которой человек стареется.

    Вопрос 19: Как истребить два сопротивные и оба вреднейшие предрассудки: первый, будто у нас все дурно, а в чужих краях все хорошо; вторый, будто в чужих краях все дурно, а у нас все хорошо?

    Ответ 19: Временем и знанием.

    Вопрос 20: В чем состоит наш национальный характер?

    Ответ 20: В остром и скором понятии всего, в образцовом послушании и в корени всех добродетелей, от творца человеку данных…

    Екатерина прочитала эту статью не в контексте политической дискуссии, а в контексте старой закулисной придворной борьбы и посчитала автором вопросов И.И. Шувалова, которого она ненавидела. В своих «Былях и небылицах» она так характеризует его: «Есть у меня сосед, который во младенчестве слыл умницею, в юношестве оказывал желание умничать; в совершеннолетии каков? - Увидите из следующаго: он ходит бодро, но когда два шага сделает на право, то одумавшись пойдет на лево; тут встречаем он мыслями, кои принуждают его итти вперед, по том возвращается вспять. Каков же путь его, таковы его и мысли. Сосед мой от роду своего не говаривал пяти слов и не делал ни единаго шагу без раскаяния потом об оном. <…> Когда я гляжу на него, тогда он утупя глаза в пол передо мною важничает, труся однако мне мысленно».

    В конце концов, Екатерина все-таки идентифицировала Фонвизина как автора «Вопросов», в результате его журнал «Друг честных людей, или Стародум» в 1788 г. был запрещен к изданию.

    Комедия «Недоросль» (1782 г.)

    "Мы все учились понемногу..."

    Над комедией Фонвизин работал около 3 лет. Написана она в эпоху классицизма и отвечает требованиям этого литературного направления: осуждение «злонравия» и недостатков дворянского воспитания; говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Цыфиркин и т.д.).

    С постановкой комедии сразу же возникли трудности: ее отказались ставить и в Петербурге, и в Москве – цензоры, испугавшись смелости реплик персонажей комедии, не пропускали комедию на сцену. Наконец, 24 сентября 1782 г., состоялась премьера в Петербурге, в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу, она имела громадный успех: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». А 14 мая 1783 г. пьесу уже играли в Москве.

    Комедия Фонвизина имеет непреходящее значение: ее читают и ставят до сих пор. Имена ее героев стали нарицательными (Митрофанушка, Скотинин, госпожа Простакова), а афоризмы стали поговорками:

    «Дела не делай, от дела не бегай».

    «Дал мне Бог ученичка, боярского сынка».

    «Суженого конём не объедешь».

    «С великим просвещение можно быть мелкому скареду».

    «На своё счастье грех пенять».

    «Век живи, век учись».

    «Где гнев, тут и милость».

    «Повинную голову меч не сечёт».

    «В большом свете водятся премелкие души».

    «Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану».

    «Без вины виноват».

    «Без знатных дел знатное состояние ничто».

    «Собака лает, ветер носит».

    «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

    «Сон в руку».

    «Концы в воду».

    «Видали виды».

    «Белены объелся».

    «Поминай, как звали».

    «По добру, по здорову».

    «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» , — говорил Н.В. Гоголь.

    Умер Фонвизин в 1792 г. в Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре. Он был честным и прогрессивным человеком, поклонником просвещения и такого общественного устройства, которое бы не унижало и не ущемляло человеческую личность.

    Могила Фонвизина в Александро-Невской лавре

    Произведения Д.И. Фонвизина

    Комедии : «Бригадир», «Недоросль», «Корион».

    Проза: «Всеобщая придворная грамматика», «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях».

    Поэзия : «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Лисица-Кознодей».

    Публицистика: «Наставление дяди своему племяннику», Рассуждение о непременных государственных законах», «Опыт модного словаря щегольского наречия», «Опыт Российского сословника», «Письма дяди к племяннику», «Письма щеголихи к издателю «Живописца», «Письма родных к Фалалею», «Письмо Тараса Скотинина к родной его сестре госпоже Простаковой», «Переписка надворного советника Взяткина с его превосходительством***», «Переписка Стародума с дедиловским помещиком Дурыкиным», «Челобитная Российской Минерве от Российских писателей», «Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием в селе П****».

    Переписка и мемуары .

    Д. Фонвизин на памятнике "1000-летие России"в Великом Новгороде

    Фонвизин Денис Иванович (1744 - 1792), драматург, прозаик.

    Родился 14 апреля (н.с.) в Москве в богатой дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование.

    В 1755 - 60 учился в гимназии при Московском университете, затем в течение года - на философском факультете университета. В студенческие годы начал печататься в московских журналах, сделал свой первый перевод "Басни нравоучительные" датского просветителя Л.Хольберга, приступил к переводу трагедии Вольтера "Альзира" (с 1762).

    В 1762 переезжает в Петербург и занимает место переводчика в Коллегии иностранных дел. В 1763 - 69 служил секретарем кабинет-министра И.Елагина, ведавшего разбором челобитных на высочайшее имя, а с 1766 - и императорскими театрами.

    В эти же годы Фонвизин сближается с кружком молодых офицеров-вольнодумцев, под их влиянием создает сатирическое произведение "Послание к слугам моим..." (1769). Интерес к театру выразился в работе над оригинальной русской сатирической комедией (до этого перекладывал иностранные комедии "на русские нравы"). "Бригадир", написанный в 1766 - 69 и поставленный в 1770, был опубликован только в 1792 - 95. Н.Новиков сказал об этой комедии: "сочинена она точно в наших нравах".

    В 1769 Фонвизин стал секретарем руководителя Коллегии иностранных дел - Н.Панина, воспитателя наследника престола. Их сближали оппозиционное отношение к правительству Екатерины II, убежденность, что России нужны "фундаментальные законы".

    В 1777 - 78 совершил поездку за границу, во Францию и Германию, о чем позже написал в "Записках первого путешественника", сыгравших важнейшую роль в становлении русской прозы.

    В обстановке реакции, наступившей после подавления Пугачевского бунта, Фонвизин создал самое значительное свое произведение - комедию "Недоросль" (1781). В ней прямо указан корень всех бед России - крепостное право и общественное невежество, которые, по мнению Фонвизина, могут быть преодолены реформами в духе Просвещения.

    В марте 1782, после отстранения Панина от дел, подал в отставку, решив полностью отдаться литературному творчеству. В 1783 публикует ряд сатирических сочинений: "Опыт российского сословника", "Челобитная российской Миневре от российских писателей", "Повествование мнимого глухого и немого".

    В 1784 - 85 Фонвизин побывал в Германии и Италии, анонимно издал на французском языке "Жизнь графа Никиты Ивановича Панина", нарисовав образ идеального просвещенного вельможи.

    В дальнейшем Фонвизину не позволено было выступать в печати; пятитомное собрание его сочинений не было издано. Его статьи распространялись только в списках. Последние годы жизни писатель был тяжело болен, но литературных занятий не оставил: начал автобиографическую повесть "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" (не была закончена, но и в незаконченном виде являет собой замечательный образец русской прозы).

    1 декабря (12 н.с.) 1972 Фонвизин скончался в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.



Рассказать друзьям