Писатель Владимир Короленко: биография, творчество и интересные факты. Конспект урока по литературе В.Г.Короленко

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема: В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Цели урока:
– обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;
– развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;

– воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Тип урока:

Технология: элементы развивающего обучения, с использованием информационно-компьютерных технологий.

Тип урока: урок – исследования с элементами дискуссии.

Оборудование : компьютер, проектор.

Дидактические материалы к уроку: презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы должны выяснить, что представляют собой “дурное общество” и “темные личности” в повести В.Г.Короленко “Дети подземелья”. Но сначала проверим хорошо ли вы знаете содержание повести.

Задание. Отметьте номера правильных предложений (Слайд 3).

    ( + ) Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

    (–) Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.

    ( + ) Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

    (–) Вася и Валек впервые встретились в роще.

    (–) Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.

    ( + ) Маруся очень отличалась от Сони.

    (+) Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

    (–) Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее

    (+) Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

    (+) Маруся заболела осенью.

    (–)Вася тайком взял куклу у Сони.

    (+)Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

А сейчас познакомимся со штрихами биографии писателя. Начнем знакомство с работы над портретом В.Г.Короленко художника И.Е.Репина (Слайд 5).

Рассмотрите внимательно портрет и попробуйте предложить, каким был изображенный на нем человек, какую жизнь он прожил. (Художник изобразил задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины на лице, седая борода, усталые руки, лежащие на подлокотниках. Все это говорит о том, что жизнь его была не из легких, он, видимо, многое повидал на своем веку. Он кажется строгим и добрым.)

Включается фонограмма песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров”.

Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “Дети подземелья” предваряет такая песня?

(Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)

О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

(Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.)

Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

III. Просмотр слайд-шоу “Темные личности” из “дурного общества” (Слайды 6–13) . Слайды демонстрируются на фоне органной музыки А.Вивальди “Адажио”.

Это картины русских художников XIX века: В.Г.Перов “Спящие дети”, “Савояр”, Ф.С.Журавлев “Дети-нищие”, П.П.Чистяков “Нищие дети, Ф.А.Бронников “Старик-нищий” и другие. После просмотра слайд-шоу учащиеся отвечают на вопросы учителя:

1. В чем созвучие полотен русских художников в повести Короленко?
(Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)

2. Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести, называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее архитектурное украшение”. Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним “ с враждебной тревогой”, по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья. Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы”.)

3. Где обитают эти “темные личности”? Почему?
(Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня “среди истлевших крестов и провалившихся могил” так как “несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи” Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь “старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца и сиротливых старушек, и безродных бродяг”.)

4. Найдите описания старого замка и часовни. Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.
(О замке ходят “предания и рассказы один другого страшнее”. Даше в ясные солнечные дни он вызывает у детей “припадки панического ужаса – так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон, в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…”. “А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом”. “У часовни же “кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни”.)

IV. Работа над иллюстрациями В.Глуздова “Старый замок” и В.Костицына “Величавое дряхлое здание” (Слайд 16).

1. Ребята, опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.
(Иллюстрация Глуздова выдержана в скупых серо-зеленых тонах. Кажется, что видим сумрачное осеннее небо, низко опустившееся над полуразрушенном замком. Сквозь туман проглядывает солнце, от которого исходит скорее ощущение болезненности, чем радости. Три огромные вороны вносят в рисунок грусть, безысходность, тревогу. Старый замок на иллюстрации Костицына будто выступает из темноты ночи. Мрачный, угрюмый, одинокий, он производит пугающее и таинственное впечатление одновременно. Именно такое сооружение и может быть местом обитания “темных личностей”.)

2. Какие чувства вызывали замок и часовня у Васи?
(Он всегда “со страхом смотрел… на то величавое дряхлое здание”, но когда мальчик увидел, как изгоняли оттуда “жалких оборванцев”, замок стал ему противен.)
(Слайд 17.)

3. Ребята, представим себе, что стены мрачного замка и часовни смогли заговорить. Что они могли бы рассказать нам о событиях, которые происходили здесь, о тех, кто ютился там? С сочувствием или с неприязнью будет звучать этот рассказ?
(Стены могли бы рассказать о бедняках, ютившихся среди них, об их нужде, страданиях, болезнях; о том, как их изгоняли даже из этого жалкого убежища. Рассказ этот мог бы прозвучать как с сочувствием. На это в повести указывают слова: “Старый замок радушно принимал и покрывал всех…”, так и с неприязнью: “Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы…”.)

4. Кто же называет общество “дурным”, а людей, представляющих его “темными личностями”? С чьей точки зрения оно “дурное”?
(“Дурным” его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

5. Есть ли в нем на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? (Да, есть. “… Эти бедняки, окончательно лишенные всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались… мелким воровством в городе и окрестностях” Они – воры. Брать чужое грех, преступление.)
– Но что толкает на него бедняков? (Нужда, голод, отверженность, невозможно заработать деньги честным трудом.)

V. Анализ V главы. Разговор Валека и Васи о булках.

1. Почему Вася, твердо знающий, что “воровать нехорошо”, не может осудить своих новых друзей, назвать их “дурными”?
(Сожаление к Валеку и Марусе у Васи усилилось и обострилось, но привязанность не исчезла. Убеждение, что “нехорошо воровать”, осталось. Но, когда воображение рисовало оживленное личико Маруси, облизывающей свои засаленные пальцы, Вася радовался ее радостью и радостью Валека.)

2. А теперь рассмотрим иллюстрацию В.Глуздова “Тыбурций с детьми” (слайд 18). Что в центре иллюстрации?
(Кусок жаркого, на который устремлен задумчивый взгляд Тыбурция.)

3. Каково его выражение?
(Оно печально, потому что Тыбурций тоже знает, что “воровать нехорошо”, но не может смотреть спокойно на голод своих детей потоу идет на преступление. Глядя на уплетающих жаркое детей, он с грустью думает об их судьбе: “Я нищий, и он нищий. Я …, и он будет красть” Перспектива безрадостная и неизбежная.)

4. Какими художник изобразил Валека и Марусю?
(Дети едят с жадностью, облизывая пальцы. Видно, что “мясное блюдо для них невиданной роскошью…).

5. На переднем плане иллюстрации Вася. Почему художник изобразил его отвернувшимся от “пиршества” и с опущенной головой?
(Васе стыдно за дурные наклонности своих друзей, за ворованную еду, но он не может не сочувствовать их беде, их жизни, потому что они нищие, у них нет дома, но Вася знал, что со всем этим соединяется презрение. Он чувствовал, как из глубины души в нем поднимается вся горечь презрения, но он инстинктивно защищал свою привязанность к этой горькой примеси.)

6. Почему, несмотря ни на что, он был не в состоянии изменить Валеку и Марусе?
(У Васи доброе, отзывчивое сердце. Он со страданием наблюдал за изгнанием из замка “темных личностей”; а сам, лишенный любви и ласки, он в состоянии оценить и понять одиночество бродяг. Отдав свое сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.)

VI. Итог урока.

VII. Рефлексия (Слайд 19) .

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

    Доволен ли ты тем, как прошел урок?

    Сумел ли ты получить новые знания?

    Ты был активен на уроке?

    Ты сумел показать свои знания?

VIII. Домашнее задание (Слайд 20) . Три варианта письменных заданий (по выбору):

    Рассказ старых стен часовни.

    Рассказ старых стен замка.

    Рассказ старого замка.

Урок литературы в 5 классе

Конспект урока литературы в 5 классе по произведению В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Автор : Павлычева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «сош №23 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Дзержинск
Аннотация : разработка урока литературы для 5 класса на тему «Жизненная драма детей и взрослых в произведении В.Г. Короленко «В дурном обществе»». Данный материал может быть полезен учителям и учащимся общеобразовательных школ.

Конспект урока литературы в 5 классе «Жизненная драма детей и взрослых в произведении В.Г. Короленко «В дурном обществе»» .

Цель:
1. Познакомиться с произведением, понять, для чего оно написано, почему оно так важно для нас.
2. Научиться определять, что перед нами – повесть, рассказ или роман.
3. Научиться понимать то, что хотел сказать автор читателю. Для этого мы познакомимся с новыми для вас определениями – пейзаж, портрет.
Оборудование : учебник-хрестоматия под редакцией В.Я. Коровиной, иллюстрации к произведению, рабочая тетрадь.
Тип урока : Комбинированный
Вид урока : смешанный
Внутрипредметные связи: с историей русской литературы, с литературоведением.
Методы и приёмы: репродуктивный метод (слово учителя, чтение статьи), пропедевтическая беседа, эвристический метод (аналитическая беседа, эвристическая беседа), метод творческого чтения (комментированное чтение).
Ход урока:
I. Организационный момент. Отметка присутствующих.
II. Подведение к изучению новой темы.
Сегодня мы с вами изучаем очень интересное и важное для вас произведение. Оно об отношениях между людьми, о сочувствии, о взаимопонимании. Обо всем этом мы будем разговаривать подробно в течение 2-3 уроков.
III. Выявление первичного впечатления.
- Вы прочитали произведение. Каково ваше впечатление от прочитанного?
- Что вам понравилось в произведении?
- Какие эпизоды особенно запомнились?
- Кто из героев впечатлил? Почему?
- Какие чувства вы испытывали, когда читали произведение?
IY. Изучение новой темы.
- Мы с вами знаем, что литературные произведения делятся на эпос, лирику и драму. Лирика представлена в основном в стихах, в лирике показывается внутренний мир героя. Драма – это в основном пьесы, а пьесы предназначены для постановки на сцене. Сегодня же мы с вам будем знакомиться с эпосом. Но и эпос делится на 3 разновидности (рисунок 1).

Файл "/upload/blogs/13039_a452eb4c48bd04b37926c96a1eb4522e.bmp.jpg" не найден!


- Произведение Короленко – это рассказ, повесть или роман? (повесть, так как в 3 главных героя – Валек, Маруся и Вася, повествуется не о протяжённом отрезке времени, есть несколько сюжетных линий).
- Мы определили, что это повесть. В ней рассказывается о жизни ребенка из благополучной семьи и семьи нищих. Вот пересечение жизненного пути Васи и жизненного пути Тыбурция приводит к их изменению.
Y. Литературоведческая беседа.
- Давайте еще раз взглянем на тему урока. Все ли слова вам знакомы?
- Как вы понимаете слово драма? Когда так говорят: «У него случилась драма»?
- Драма – это тяжелое событие, переживание, причиняющее душевные страдания?
- Какие слова темы звучат особенно страшно и почему? (Драмы детей.)
- Вдумайтесь в название темы. Как вы думаете, какую задачу мы поставим перед собой сегодня? (постараться понять, в чем заключаются драмы взрослых и драмы детей, где начало этих драм).
- Конечно, эта тема раскрывается на протяжении всей повести, но мы будем раскрывать ее постепенно, поэтапно, из урока в урок.
- Давайте кратко охарактеризуем, в чем драма главных героев? Какие с ними случаются несчастья? (У Васи нет мамы, с отцом у него непонимание.)
- А хотел бы Вася, чтобы отец его любил, ласкал? Найдите в тексте доказательство этого.
- Какая драма у Валека и Маруси? (они живут в подземелье, голодают, у них тоже нет мамы).
YI. Анализ текста.
- Давайте посмотрим, какие средства использует автор для того, чтобы показать нам жизненные драмы людей. Обратимся к тексту. Давайте увидим Княж - городок. Возьмите карандаши и во время чтения выделите ключевые слова, рисующие город. Какие ключевые слова мы можем выделить?
- Каковы ваши впечатления?
- Какой цвет преобладает в описании города?
- Какое главное архитектурное украшение этого города? (вот представьте, в Дзержинске украшение – это …, а в этом городе тюрьма).
- Представляете, как же выглядит остальной город, если тюрьма – украшение?! Хотелось бы там жить? Почему?
- Ребята, как вы думаете, зачем автор именно так описывает город?
- Как называется такое описание города, природы в произведении? (пейзаж).
- Запишем в тетрадь определение пейзажа.
Пейзаж – это элемент литературного произведения, который может включать описание города, деревни, природы.
- Почему, прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город? (Настраивает, готовит к восприятию, усиливает гнетущее чувство. Прочитав такое описание города, нам становится страшно, возникает предчувствие чего-то нехорошего).
- Когда бывает мрачен пейзаж? (кого печален человек). Давайте посмотрим, действительно ли печальны люди в этом городе.
- Как относился герой к замку в Княж-городе?
- А когда это отношение изменилось (после того, как выгнали людей).(рисунок 2)

Найдите в тексте, как выгоняли людей из замка. Кто эти люди? (нищие – это люди, у которых нет жилья, работы, а значит, они голодают). Этих нищих выгоняют в дождь, ночью.
- А почему они не хотят уходить (потому что им некуда идти, у них нет дома, очень страшно жить, когда у людей нет дома.)
- От чьего лица ведется повествование? (от автора-повествователя)
- В литературе есть особый способ преподнесения материала – автор-повествователь. Давайте запишем в тетрадь определения.
Повествователь - рассказывающий автор, это персонаж художественного мира.
Повествователь - это персонаж, который представлен как писатель в произведении, но при этом он сохраняет особенности своей речи, своих мыслей.
- Почему Короленко берет за автора-повествователя мальчика? (потому что именно дети особенно чутко воспринимают жестокость, несправедливость мира).
- Давайте рассуждать. Бывали ли с вами ситуации, когда вы сочувствовали нищим людям, хотели им что-то дать? А что вам говорили ваши родители?
- Как мальчик относится к нищим (с сочувствием, не с жалостью!)?
- Найдите в тексте доказательства этого сочувствия.
- Особую роль в произведениях играет описание внешности героев, через это описание автор передает свое отношение к героям, к происходящему.
- Как называется описание внешности героя? (портрет). Вам знакомо это понятие?
Давайте запишем ещё одно определение.
Портрет – это одно из средств художественной характеристики, изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
- Давайте посмотрим описание внешности Маруси и Валека. Найдите те черты, которые выражают отношение героя к Марусе и Валеку. (рисунок 3)

Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»

Цель работы школьной мастерской – подготовить рассказ от лица Васи на тему: «Какие вопросы и ощущения появились у меня, когда я подружился с Валеком и Марусей?»

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

  • Какое впечатление произвел на вас городок Княжье-Вено?
  • Какое здание было лучшим архитектурным украшением города?
  • Где находился старинный замок, принадлежавший графскому роду?
  • Какие легенды ходили вокруг него?
  • Кто обитал в замке? Почему старыйЯнуш получил право решать, кому жить в нем?
  • Где нашли себе пристанище изгнанники из замка?
  • Чем выделялся среди «дурного общества» ТыбурцийДраб?
  • Почему Вася – сын судьи – оказался в обществе обездоленных?
  • При каких обстоятельствах происходит знакомство Васи с детьми Тыбурция?
  • Что притягивает Васю к новым друзьям?
  • Как Вася относится к тому, что Валек ворует еду для голодной сестры?
  • Почему дети испугались, когда Тыбурций застал их за играми?
  • Как относятся к Васе взрослые члены «дурного общества»?
  • Как Вася пытается помочь заболевшей Марусе?
  • Почему героя не выпускают из дома после пропажи куклы?
  • Как изменились отношения отца и сына после того, как Тыбурций вернул куклу и сообщил о смерти Маруси?
  • Как судья помогает отверженным в опасную для них минуту?
  • Почему Вася и Соня, покидая родной город, произносят свои обеты на могиле Маруси?

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:

«Повесть Короленко “В дурном обществе” автобиографична. В частности, в ней описывается город Ровно, где учился в гимназии будущий писатель.

Совершенно особая ситуация детских лет жизни В.Г. Короленко, связанная с двойственностью его социального положения (дворянин по происхождению, фактически – разночинец), национальной принадлежности (мать – полька, отец – украинец), способствовала формированию у него редкого человеческого таланта, без которого немыслим и талант писателя, – умения встать на точку зрения другого человека и увидеть мир сквозь призму его понятий, принципов, представлений.

Отсюда же происходит и исключительная чуткость Короленко, необычайная мягкость, доброта и одновременно твердость, непримиримость взглядов и мнений, решительность поступков, когда честь и совесть писателя требовали однозначных оценок и конкретных действий».

(А.Г. Горнфельд )

  • Что такое «автобиография»? Почему повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» называют автобиографической? Обратитесь к словарю!
  • Что способствовало формированию у писателя в детстве редкого человеческого таланта?
  • В чем он проявлялся?

II.Задания для создания эвристической ситуации:

«В повести Короленко затрагивает такие вечные темы, как дружба, любовь, добро, сопереживание. Она раскрывает тяжелую жизнь бедных людей, существующих в условиях бесправия и нищеты, которые, несмотря ни на что, знают и умеют ценить дружбу и отзывчивость, обладая многими качествами, которых зачастую не хватает более успешным людям». (Ю.И. Айхенвальд )

  • Какие, на ваш взгляд, добрые поступки совершил Вася, познакомившись с детьми Тыбурция?
  • Что такое «сопереживание»? Кто из героев повести испытывает это чувство?
  • Как вы думаете, какими качествами обладают бедные люди, и каких – не хватает более успешным людям? Приведите примеры из повести В.Г. Короленко.

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«“В дурном обществе” Короленко рисует колоритные образы бродяг, стремящихся к независимости, воле, он воспевает их удаль, смелость, чувство товарищества и солидарности». (М.А. Соколова )

  • Назовите имена бродяг, образы которых рисует Короленко в своем произведении. Кто из них произвел на вас большее впечатление?
  • Согласны ли вы с М.А. Соколовой в том, что писатель воспевает их удаль, смелость, чувство товарищества? Приведите примеры.

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Тыбурций, находящийся на самом дне жизни, – носитель поэзии, гордости, независимости». (Г.А. Вялый )

  • Чем необычен был человек по имени ТыбурцийДраб?
  • Как вы понимаете выражение «дно жизни»?
  • Согласны ли вы с тем, что Тыбурций – «носитель поэзии, гордости, независимости»?
  • В чем проявлялась любовь Тыбурция к своим детям?

2. «Замечательного мастерства достигает писатель в создании портрета. С необычайной глубиной передает он психологию человека, тончайшие оттенки его душевных переживаний». (М.А. Соколова )

  • Как в портретах Валека и Маруси проявляется авторское отношение к героям?
  • Для чего в портретах Маруси и Сони автор использует прием контраста (противопоставления)?
  • Кому из героев «В дурном обществе» принадлежит следующий портрет?

«Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум».

  • Почему мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе Тырбуция?

IV.Заданиядля создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы :

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«В повести Короленко есть такая сцена. Дети играют в жмурки в подземелье. Но вдруг игра прерывается самым неожиданным образом. Внезапно вошедший хозяин и глава этого подземного мира нищий бродяга пан Тыбурций хватает героя рассказа, сына городского судьи, Васю, за ногу: “Сильная рука приподняла меня с полу, и я повис в воздухе вниз головой. Повязка с глаз моих спала”.

Нечто подобное будет происходить с героями Короленко, только не в прямом, а в переносном смысле. В силу тех или иных обстоятельств персонажи рассказов писателя часто попадают в такое положение, когда окружающий их мир, люди, события, привычные взгляды и мнения вдруг открываются для них с совершенно иной точки зрения, освещаются непривычным светом, поворачиваются такой своей стороной, о существовании которой они и не подозревали. И тогда “повязка падает с их глаз”. Но это значит не только то, что они узнали нечто неизвестное им ранее или увидели то, что было скрыто от них. С этого момента начинается самопознание героев Короленко.

Взглянуть на мир и самого себя глазами представителей “дурного общества” и многое увидеть заново, переоценить и переосмыслить Васе удалось благодаря некоторой двойственности своего социального поведения. Он – сын известного в городе судьи, но ведет жизнь уличного мальчишки, почти бродяги.

Усвоенные Васей нравственные принципы и правила поведения, оказывается, совсем не являются бесспорными для его новых друзей. Более того, становясь на точку зрения Маруси и Валека, мальчик и сам инстинктивно понимает, что даже такая бесспорная для него истина, как “нехорошо воровать”, для его друзей не только не обязательна, но имеет прямо противоположный смысл. И когда Вася вспоминал, например, как его голодная подруга ела ворованное мясо, он, вопреки усвоенным им взглядам, “радовался ее радостью и радостью Валека”.

Глядя на мир с непривычной точки зрения, Вася откроет много нового и неизвестного, прежде абсолютно недоступного для него. Например, что за балаганным представлением нищих на улице чаще всего скрывается истинная трагедия. Новые друзья, подчеркивает Короленко, кроме того, “указали мне на моего отца с такой стороны, с какой мне никогда не приходило в голову взглянуть на него”, и Вася узнает, что отец – один из самых честных людей в городе. “Теперь я носил в себе целый мир смутных вопросов и ощущений”, – говорит о себе рассказчик, что, по мнению Короленко, является предпосылкой “более сложной точки зрения на мир”, чем та уверенность в справедливости собственных взглядов и мнений, которая была у него до знакомства с “дурным обществом”».

(Б.В. Аверин )

  • Какой глубокий смысл скрывается за выражением «повязка упала с глаз моих»?
  • Как вы понимаете слова Тыбурция, обращенные к Васе, «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
  • Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

Коллективное выполнения задания:

1.Каким вы представляете Васю? Попробуйте словесно нарисовать его портрет.

2.Сформулируйте обеты (обещания), которые давали Вася и Соня на могиле Маруси.

3. Каким человеком вы видите взрослого Васю? Чему он посвятит свою жизнь?

4. Напишите сочинение на тему «Взрослая жизнь Васи, героя повести В.Г. Короленко “В дурном обществе”».

5. Подготовьте рассказ от лица Васи на тему: «Какие вопросы и ощущения появились у меня, когда я подружился с Валеком и Марусей?»


) очень типично для того, что в 1880-е и 1890-е годы считалось «художественным». Оно полно эмоциональной поэтичности и «тургеневских» картин природы. Лирический элемент сегодня представляется несколько устарелым и неинтересным, и мы в большинстве, вероятно, предпочтём его последнюю книгу, в которой он почти полностью освободился от «поэтичности». Но именно эта поэтичность пришлась по вкусу русской читающей публике его эпохи, которая оживила культ Тургенева . Хотя всем было известно, что Короленко радикал и революционер, все партии приняли его с равным восторгом. Независимый от партийной принадлежности прием, оказываемый писателям в 80-е гг., был знаком времени. Гаршин и Короленко были признаны классиками (меньшими, но классиками!) раньше, чем получил хотя бы отдаленное признание Лесков (который гораздо крупнее их, но родился в менее удачное время).

Портрет Владимира Галактионовича Короленко. Художник И. Репин, 1912

Поэтичность Короленко хоть и поблекла с годами, но первые его вещи все еще сохраняют часть своего очарования. Ибо даже эта его поэтичность поднимается над уровнем «миловидности» в описаниях величественной северной природы. Северо-восток Сибири с его обширными необжитыми пространствами, короткими полярными днями и ослепительными снежными пустынями живет в его ранних рассказах во всей своей впечатляющей огромности. Он мастерски пишет атмосферу. Все, кто читал, помнят романтический остров с разрушенным замком и высокие, шумящие на ветру тополя в рассказе В дурном обществе (см. полный текст этого рассказа на нашем сайте).

Но неповторимость Короленко – в соединении поэтичности с тонким юмором и неумирающей верой в человеческую душу. Сочувствие к людям и вера в человеческую доброту характерна для русского народника; мир Короленко – это мир, основанный на оптимизме, ибо человек по природе добр, и только дурные условия жизни, созданные деспотизмом и грубым эгоистическим капитализмом, сделали его таким, какой он есть, – бедным, беспомощным, нелепым, жалким и вызывающим раздражение созданием. В первом рассказе Короленко – Сон Макара – есть истинная поэзия, не только в том, как написан якутский ландшафт, но, главное, в глубочайшем и неистребимом авторском сочувствии к темному непросвещенному дикарю, наивно-эгоистичному и все-таки несущему в себе луч божественного света.

Владимир Галактионович Короленко. Видеофильм

Особенно прелестен короленковский юмор. В нем совершенно нет сатирических ухищрений. Он непринужденный, естественный, и есть в нем та легкость, которая у русских авторов встречается редко. У Короленко юмор нередко перевит с поэзией, как в прелестном рассказе Ночью , где дети ночью, в спальне, обсуждают захватывающий вопрос – откуда берутся дети. Йом Кипур , со своим забавным древнееврейским дьяволом, представляет собой ту смесь юмора и фантазии, которая так прелестна в ранних рассказах Гоголя , но краски Короленко мягче, спокойнее, и, хотя в нем нет и грамма творческого богатства его великого земляка, он превосходит его теплотой и человечностью. Самый чисто юмористический из его рассказов – Без языка (1895) – повествует о трех украинцах-крестьянах, эмигрировавших в Америку, не зная ни слова ни на одном языке, кроме своего собственного. Русская критика называла этот рассказ диккенсовским, и это справедливо в том смысле, что у Короленко, как и у Диккенса , нелепость, абсурдность персонажей не мешает читателю их любить.

Последняя вещь Короленко – его автобиография, рассказ о собственной жизни, необыкновенно точный и правдивый, но который он, из какой-то сверхщепетильности, назвал историей не своей, но своего современника. Она менее поэтична, чем его первые вещи, она никак не приукрашена, но там очень сильны два главных качества короленковской прозы – юмор и человечность. Мы встречаем там прелестные картины жизни полупольской Волыни; видим его отца, щепетильно-честного, но своенравного. Он вспоминает свои первые впечатления – деревня, школа, великие события, свидетелем которых он стал, – освобождение крестьян и польское восстание . Он показывает нам необыкновенно живые фигуры чудаков и оригиналов – пожалуй, их портреты удались ему лучше всех прочих. Это, конечно, не сенсационная книга, но это восхитительно спокойная история, рассказанная старым человеком (ему было всего пятьдесят пять лет, когда он ее начал, но что-то от «дедушки» в образе Короленко всегда присутствовало), у которого много времени, и он с удовольствием рассказывает, оживляя память о случившемся пятьдесят лет назад.

Тема: В. Г. КОРОЛЕНКО. «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ».

Слово о писателе.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОТЦА, СЫНА, ДОЧЕРИ В ПОВЕСТИ

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, человека необычайной душевной красоты, главными героями произведения; пробудить интерес к теме повести и вызвать у учащихся глубокий эмоциональный отклик на произведение; рассмотреть роль портретов, пейзажа, сравнений, обстановку, в которой пребывают герои повести, отношения между Васей и отцом после смерти матери; раскрыть характерные особенности изображения духовного мира героев, представления о жизни как борьбе добра и зла, страдания и счастья; побуждать к оптимистическому восприятию окружающего мира.

Ход урока

I. Вступительное слово о жизни и творчестве В. Г. Короленко (учебник, с. 12).Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 г. Отец его был уездным судьей, человеком совестливым, честным, не умеющим кривить душой. Из жизни отец ушел рано. В последний путь его провожали семья и целая толпа бедняков. Дети Галактиона Короленко остались без средств к существованию.В. Г. Короленко закончил Ровенскую гимназию, поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве, но был исключен за протест против действий начальства.Его «университетами жизни» становятся тюрьмы, этапы, ссылки - это награды за взгляды на жизнь. Все это не мешает писать, кроме этого он успевает научиться сапожничать, работает на железной дороге.В 1885 г. в якутской слободе Амга была написана повесть «В дурном обществе». Именно в Якутск был выслан тридцатитрехлетний мастер пера за отказ присягать на верность царю Александру III.Подводя итог своей жизни, В. Г. Короленко писал: «Оглядываясь на этот эпизод моего прошлого, я должен сказать, что тогда я поступил именно так, как этого требовала моя совесть, то есть моя природа, и спокойствие, наступившее для меня тотчас после принятого решения, доказывало ясно, что в этом отношении я был прав».Умер В. Г. Короленко 25 декабря 1921 г. Похоронен он в Полтаве.

Ответы на вопросы 1, 2 «Проверьте себя», с. 12-13.

II. Слово о произведении.

Повесть Короленко является одним из лучших произведений в литературе ХIХ в. о дружбе между детьми. Читая произведение, открываешь для себя мир взаимоотношений героев, понимаешь важность взаимопонимания в дружбе, ценность помощи, заботы и поддержки друзей в тяжелый момент, осознаешь тяжесть одиночества.

III. Чтение глав I и II - «Развалины», «Я и мой отец» (учебник, с 13-19).

IV. Анализ прочитанного.

Вопросы:

1. Понравилось ли вам произведение? Какие эпизоды особенно взволновали вас? Почему?

2. Кто ведет рассказ? В каких прочитанных вами произведениях рассказ ведется от лица участника событий?

3. Как сам рассказчик относится к обездоленным людям?

4. Можно ли утверждать, что описание города в начале рассказа автор дает для создания определенного настроения у читателя? Какого? (Перечитать описания.)

5. Прав ли был старый Якут, разогнав нищих, обездоленных людей из замка?

6. При чтении текста создается впечатление, что Вася сочувствует беде униженных людей. Что послужило причиной того, что замок стал противен герою?

9. Что думали друг о друге судья и его сын? Какие они были на самом деле? Как вы относитесь к этим героям? Почему между родными людьми нет доверия? Можно ли утверждать, что Вася одинок в своей семье? Одинок ли отец? Что приводит Васю к бродяжничеству?

Тяжелые переживания отца, его замкнутость отталкивают Васю, мальчик замыкается в себе. Но из текста понятно, что за угрюмостью, суровостью, строгостью стоит кристально чистый, честный, несчастный человек, подавленный смертью любимой жены. Смех, веселость Васи вызывают у отца раздражение и неприязнь к сыну, он не подозревает о сложных переживаниях мальчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...

Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"....

Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" (по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")

Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока: «...



Рассказать друзьям