Писатели, критики, исследователи о Гончарове: избранные цитаты. Цитаты о творчестве

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Афоризмы и цитаты Ивана Гончарова

Иван Александрович Гончаров – великий русский писатель, член-корреспондент Императорской академии наук, автор великих произведений, оказавших огромное влияние на русскую литературу. В своих самых крупных произведениях Гончаров не только раскрывает перед читателем некоторые уродливые социальные явления, но и производит глубокий анализ русского характера и предпринимает попытку поиска его нравственного пути. Ниже приведены некоторые афоризмы и цитаты Ивана Гончарова.

«Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь - не сад, в котором растут только одни цветы»

«Мудрость - это совокупность истин, добытых умом, наблюдением к опытом и приложимых к жизни, это гармония идей с жизнью»

«Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать»

«Жизнь для себя и про себя - не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба»

«Жизнь - борьба, в борьбе - счастье»

«Трудно быть умным и искренним в одно время, особенно в чувстве…»

«Глупая красота - не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд - красота ее превратится мало помалу в поразительное безобразие»

«Фантазия - это своего рода такой паровик, что дай бог только, чтобы котел не лопнул»

«Приемам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приемы? Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя»

«Не полюбивши долга, нельзя его исполнить»

«Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство»

«Ум везде одинаков: у умных людей есть одни общие признаки, как и у всех дураков, несмотря на различие наций, одежд, языка, религий, даже взгляда на жизнь»

«Великая любовь неразлучна с глубоким умом; широта ума равняется глубине сердца. Оттого крайних вершин гуманности достигают великие сердца, они же великие умы»

«Если ты не можешь прямо, откровенно, даже резко сказать другу все, что ты думаешь о нем, о его поступках, или выслушать от него такую же правду о себе, значит вы не верите по настоящему друг другу, не понимаете и не уважаете друг друга»

Помимо афоризмов и цитат Ивана Гончарова, на нашем сайте собрано множество высказываний и других известных людей. Для их поиска воспользуйтесь алфавитом в начале страницы.

Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»

Когда снятся вещие сны?

Ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Вещие сны, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий...

.

Когда рутина или работа достигает качественного прогресса и переходит в творчество, то ужас перед смертью уходит с переднего плана, оставляя место самовыражению и фантазии. – Л. Толстой

Творческая инициатива достаточно сложная штука, возвышая обыкновенный труд на небывалую высоту импровизации. – Н. Островский

Свобода, гласность и жизнь всегда отыщут место изобретательности, новым идеям и рационализаторским предложениям, а также творческому началу. – С. Булгаков

Творчество с годами трансформируется в эквивалент богатства. – К. Маркс

Источник творчества находится внутри нас, синтезируется из личности, впитывая внешние процессы и внутренний мир индивидуума. Явление схоже на синтез белка. – Г. Плеханов

Энтузиазм к творчеству нуждается в подпитке, иначе может угаснуть, не создав стоящих идей и субстанций. – К. Паустовский

Страсть в определенных рамках называется творчеством. – М. Пришвин

Талант – это легкость деяний, другим недоступных. Гениальность – это вещи неподвластные таланту. Творчество – фантазия всяческих дел. – А. Амиель

Продолжение цитат читайте на страницах:

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует. – И. Гёте

Способности человека, насколько учат нас опыт и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый предел, на котором остановится человеческий ум. – Г. Бокль

Приемам творчества не научи шься. У вся кого творца есть свои приемы. Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя. – И. Гончаров

Изобретать самому прекрасно, но то, что найдено другими, знать и ценить - меньше ли, чем создавать. – И. Гёте

Кто рожден с талантом и для таланта, тот обретает в нем свое лучшее существование. – И. Гёте

На самом деле творец обыкновенно испытывает одни огорчения. – Л. Шестов

Творческая личность подчиняется иному, более высокому закону, чем закон простого долга. Для того, кто призван совершить великое деяние, осуществить открытие или подвиг, двигающий вперед все человечество, - для того подлинной родиной является уже не его отечество, а его деяние. Он ощущает себя ответственным в конечном счете только перед одной инстанцией - перед той задачей, которую ему предназначено решить, и он скорее позволит себе презреть государственные и временные интересы, чем то внутреннее обязательство, которое возложили на него его особая судьба, особое дарование. – С. Цвейг

По существу, чтобы глубоко оценить творение того, что мы называем гением, нужно самому обладать гениальностью, необходимой для такого свершения. – Э. По

Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, - во всяком случае эти способности таковы, что могут повести нас дальше, чем можно себе легко представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству. – Д. Локк

Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень со своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов. – В. Белинский

Большой талант требует большого трудолюбия. – П. Чайковский

Высшая задача таланта - своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. – В. Ключевский

Изобретательность как раз и состоит в умении сопоставлять вещи и распознавать их связь. – Л. Вовенарг

Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет. – К. Паустовский

Талант - это вера в себя, в свою силу… – М. Горький

Каждый чувствует, каковы его силы, на которые он может рассчитывать. – Лукреций

Воплотить в себе эпоху может только сильный талант. – Д. Писарев

Открытия делаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает. – А. Эйнштейн

Таланты истинны за критику не злятся: Их повредить она не может красоты, Одни поддельные цветы дождя боятся. – И. Крылов

Всякий работник, будь то писатель, художник, композитор, ученый, деятель науки и культуры, не может создавать, оторвавшись от общественной работы, от жизни. Без впечатлений, восторгов, вдохновенья, без жизненного опыта - нет творчества. – Д. Шостакович

Отрицание своего дарования - всегда ручательство таланта. – У. Шекспир

Я стою на том, что плохая голова, обладая вспомогательными преимуществами и упражняя их, может перещеголять самую лучшую, подобно тому, как ребенок может провести по линейке линию лучше, чем величайший мастер от руки. – Г. Лейбниц

Творить - новую ли плоть или духовные ценности - значит вырваться на волю из плена своего тела, значит ринуться в ураган жизни, значит быть Тем, кто Есть. Творить - значит убивать смерть. – Р. Роллан

Талант великих душ есть узнавать великое в других людях. – Н. Карамзин

Невозможно – слово, использовать которое будут лишь люди недалекие. – Наполеон I

Великие таланты - продукты болезненной страсти… – Ж. Д’Аламбер

Талант надо поощрять. – В. Ленин

Не умея держать в руке топор - дерева не отешешь, а не зная языка хорошо - красиво и всем понятно - не напишешь. – М. Горький

Кто творит, тот любит в этом самого себя; поэтому ему приходится глубочайшим образом и ненавидеть самого себя - в этой ненависти он не знает меры. – Ф. Ницше

Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою или благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию. – Л. Толстой

Творчество! Лишь оно способно уберечь от мук и сделать жизнь легче! – Ф. Ницше

Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть - из памяти и на одну треть - из воли. – К. Досси

Способности мало значат без возможностей. – Наполеон

Существует нечто более редкостное, более незаурядное, чем одаренность. Это способность признавать одаренность других. – Г. Лихтенберг

Истинные дарования не остаются без награды: есть публика, есть потомство. Главное дело не получать, а заслуживать. – Н. Карамзин

Все мы, к сожалению, не равно приспособлены ко всем делам. – Проперций

Великие таланты чужды мелочности. – О. Бальзак

Идти на поводу у своих склонностей – значит быть собственным рабом. – М. Монтень

Талант… дает всякому двойную цену. – Я. Чернышевский

По сравнению с тем, какими мы должны были бы быть, мы пребываем еще в полудремотном состоянии. Мы используем только незначительную часть своих физических и умственных ресурсов. В общем, можно сказать, что человек живет, таким образом, далеко не в меру своих возможностей. Он обладает способностями самого различного рода, которые им обычно не используются. – У. Джеймс

Когда море спокойно, всякий может быть кормчим. – Публилий Сир

Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали. – Ф. Достоевский

Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый? – Козьма Прутков

Бессонница - колыбель творчества. – И. Шевелев

Талант - искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим. – В. Ключевский

Первая ступень всякого творчества есть самозабвение. – М. Пришвин

Талант, как и характер, проявляется в борьбе. Одни люди приспосабливаются к обстоятельствам, другие отстаивают такие необходимые человеческие принципы, как честь, добросовестность, верность. Приспособленцы исчезают. Принципиальные, преодолев все трудности, остаются. – В. Успенский

Вы еще не знаете, есть ли у вас талант? Дайте ему время вызреть; а если его даже не окажется, разве человеку необходим именно поэтический талант, чтобы жить и действовать? – И. Тургенев

Любой человек средних способностей может надлежащею работой над собой, усердием, вниманием и упорством сделаться всем, чем захочет, кроме как хорошим поэтом. – Ф. Честерфилд

Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование. – В. Стасов

Соотношение разума и таланта сопоставимо лишь с соотношением целого и частицы. – Ж. Лабрюйер

Следы исчезнут поколений,

С течением жизни мы узнаем пределы своих способностей. – 3. Фрейд

Одно только и есть счастье: творить. Живой лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни - радости творческие… – Р. Роллан

В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант. – Я. Чернышевский

Великие творения человеческого духа подобны горным вершинам: их белоснежные пики поднимаются перед нами все выше и выше, чем дальше мы от них отходим. – С. Булгаков

Пусть каждый познаёт свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки. – Цицерон

Что такое талант? Талант есть… способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно. – Ф. Достоевский

Кто не использует свои таланты для обучения и воспитания других, тот либо плохой, либо ограниченный человек. – Г. Лихтенберг

Уровень чести общества зависит от уровня уважения (даже почтения, поклонения) таланту; нет большего удара по чести, чем торжество посредственности. – Е. Богат

Призвание есть становой хребет жизни. – Ф. Ницше

Создатели великих идей всегда с пренебрежением относятся к своему творчеству и не склонны задумываться о его дальнейшем пути. – Л. Шестов

Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития. – Г. Плеханов

В творчестве максимальная отдача не истощает, а тонизирует. – И. Шевелев

Можно заметить сходство человеческого творчества и деревьев: и то, и другое обладает особыми свойствами и способно принести плоды, присущие лишь ему. – Ф. Ларошфуко

Не золотом, не серебром прославлен человек. Своим талантом, мастерством прославлен человек. – А. Джами

Способность не может существовать там, где нет места для ее проявления. – Л. Фейербах

Творить есть не что иное, как верить. – Р. Роллан

Нам кажется, что люди плохо знают как свои возможности, так и свои силы: первые они преувеличивают, вторые преуменьшают. – Ф. Бэкон

Краткость - сестра таланта. – А. Чехов

Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют. – А. Чехов

А посколько эти задачи решаются в детстве, то вина в этом прежде всего родителей. Без их помощи ребенку эти проблемы не решить. – В. Зубков

Талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству. – Козьма Прутков

Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески… – Ф. Шаляпин

Творчество - начало, даюшее человеку бессмертие. – Р. Роллан

Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое. – Ф. Достоевский

Способность творчества есть вел и кий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия. – В. Белинский

Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество. – Платон

Способность предполагается заранее, но она должна стать умением. – И. Гёте

Неспособных людей нет. Есть неспособные определить свои способности, развить их.

Творчество - высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Всякие мелкие и эгоистические чувства мешают творить. А творчество - это самозабвенное служение искусству народа. – В. Качалов

Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности. – Л. Вовенарг

Талант иного человека кажется меньшим, чем он есть, потому что он ставит себе всегда слишком большие задачи. – Ф. Ницше

Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. – Н. Гоголь

Самый высокий талант легко опозорится, если слишком самоуверенный захочет с первого раза измерить свои силы в таком деле, которое требует огромных предварительных сведений, зрелости ума в суждении и опыта в жизни. – Н. Пирогов

Радость можно найти лишь в творчестве – все остальное тленно и незначимо. – А. Кони

Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества. – Ж. Ренар

Иной бесцветен в первом ряду, но во втором блистает. – Вольтер

Но жив талант, бессмертен гений. – М. Глинка

Обыкновенные люди хлопочут только о том, чтобы скоротать время; а кто имеет какой-нибудь талант, - чтобы воспользоваться временем. – А. Шопенгауэр

(06/18.06.1812–15/27.09.1891)
Писатель.

Родился в Симбирске в купеческой семье. В 1834 г. окончил Московский университет, вернулся в Симбирск и занял должность секретаря губернатора. Проработав чиновником 11 месяцев, переехал в Санкт-Петербург, где в 1847 г. в журнале «Современник» опубликовал роман «Обыкновенная история». В 1852 г. стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле. Впечатления от путешествия описал в цикле путевых очерков «Фрегат “Паллада”» (1855–57), ставшим литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами.

В 1859 г. опубликовал роман «Обломов», ставший главным произведением автора. Другие известные произведения: очерки: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге», роман «Обрыв». Умер в Санкт-Петербурге от воспаления легких. В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе».

Афоризмы Ивана Гончарова

  • Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь – не сад, в котором растут только цветы.
  • Великая любовь неразлучна с глубоким умом; широта ума равняется глубине сердца. Оттого крайних вершин гуманности достигают великие сердца, они же великие умы.
  • Возвышенная любовь – это мундир, в который хотят нарядить страсть, но она беспрестанно лезет вон и рвет его.
  • Глупая красота – не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд – красота ее превратится мало-помалу в поразительное безобразие.
  • Гордость, человеческое достоинство, право на уважение, целость самолюбия – оборвите эти цветы с венка, которым украшен человек, и он сделается почти вещью.
  • Да, женщины – всё!… Они иногда явный, иногда скрытый мотив всякого человеческого дела; их присутствие, веяние, так сказать, женской атмосферы, дает цвет и плод жизни.
  • Мы, мужчины, только орудие, рабочая сила, на нас лежит всякая черная работа… словом, мы – материя, женщины – дух.
  • Долг – это демон, бес, которого ничем не изгонишь, кроме денег.
  • Если ты не можешь прямо, откровенно, даже резко сказать другу всё, что ты думаешь о нем, о его поступках, или выслушать от него такую же правду о себе, значит, вы не верите по-настоящему друг другу, не понимаете и не уважаете друг друга.
  • Жизнь – борьба, в борьбе – счастье.
  • Жизнь «для себя и про себя» – не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба.
  • Идея, старающаяся поглотить все другие и присвоить себе господство над умами, мне так же противна, как власть, которая хочет подклонить под свое иго всех людей с их действиями и правами.
  • Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, всё людям будет оставаться искать, открывать и познавать.
  • Массы могут быть проводниками свободы, но не могут быть хранителями ее. Да и проводниками они бывают наподобие судоходных каналов, которые несут грузы от места к месту, но не знают, какие это грузы и из чего состоят. Потому-то на массы, или на демократию, могут с равной для себя выгодой опираться самый суровый деспотизм и самый крайний либерализм.
  • Мудрость – это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложенных к жизни, – это гармония идей с жизнью.
  • Не полюбивши долга, нельзя его исполнить.
  • Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство.
  • Предвидения и предчувствия будущих шагов жизни даются острым и наблюдательным умам вообще, женским в особенности, часто без опыта, предтечей которому у тонких натур служит инстинкт.
  • Приемам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приемы. Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя.
  • Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.
  • Работа истинного гения не рушится от пожара страстей, а только останавливается, и когда минует пожар, она идет вперед, медленно и туго, но всё идет – и в душе человека, независимо от художественного, таится другое творчество, присутствует другая живая жажда, кроме животной, другая сила, кроме силы мышц.
  • Раз вышедши замуж [многие женщины] покорно уступают первому случайному увлечению… судьба, дескать, страсти, женщина – создание слабое.
  • Серьезное искусство, как и всякое серьезное дело, требует всей жизни.
  • Старая правда никогда не смутится перед новой – она возьмет это новое, правдивое и разумное бремя на плечи. Только больное, ненужное боится ступить очередной шаг вперед.
  • Страсть жестока и самовластна. Она не покоряется человеческим соображениям и уставам, а покоряет людей своим неизведанным капризам.
  • Страсть, как тигр, сначала даст сесть на себя, а потом рычит и скалит зубы.
  • Страсть – это постоянный хмель без грубой тяжести опьянения.
  • Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать.
  • Толпа сострадательно глядит на падшего и казнит молчанием.
  • Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей.
  • У своевольных женщин свои понятия о любви, о добродетели, о стыде, и они мужественно несут тернии (груз) своих пороков.
  • У чиновников есть начальство, а нет отечества. Чиновник считает канцелярию или департамент своим отечеством.
  • Ум везде одинаков: у умных людей есть одни общие признаки, как и у всех дураков, несмотря на различие наций, одежд, языка, религий, даже взгляда на жизнь.
  • «Уменье жить» ставят в великую заслугу друг другу, то есть умение «казаться» с правом в действительности не быть тем, чем надо быть. А уменьем жить называют уменье ладить со всеми, чтоб было хорошо и другим, и самому себе, уметь таить дурное и выставлять, что годится – то есть приводить в данный момент нужные для этого свойства в движение, как трогать клавиши, большею частью не обладая самой музыкой.
  • Умные женщины любят, когда для них делают глупости, особенно дорогие. Только большей частью при этом они любят не того, кто делает глупости, а другого.
  • Фантазия – это своего рода такой паровик, что дай бог только, чтобы котел не лопнул.
  • Чтобы женщина ни сделала с тобой, изменила, охладела, поступила, как говорят в стихах, коварно – вини природу.

От составителя……………………………………………………………………………2

Основные даты жизни и творчества…………………………………………5

Материалы к биографии……………………………………………………………8

И.А. Гончаров в высказываниях современников

и критиков………………………………………………………………………………..9

Литература о жизни и творчестве

И.А. Гончарова………………………………………………………………………..14

«Обломов»……………………………………………………………………..17

«Обрыв»………………………………………………………………………….22

«Обыкновенная история»………………………………………………23

«Фрегат «Паллада»…………………………………………………………23

Другие произведения…………………………………………………….24

Учителю литературы………………………………………………………………….25

Другая литература……………………………………………………………………..26

Афоризмы и цитаты из произведений

И.А. Гончарова…………………………………………………………………………30

Сетевые ресурсы………………………………………………………………………..33

Образы в искусстве, созданные И.А. Гончаровым……………………37

И.А. Гончаров о творчестве и искусстве……………………………………40

Указатель произведений И.А. Гончарова………………………………….42

Именной указатель…………………………………………………………………….44

От составителя

Русская литература XIX столетия настолько богата выдающимися талантами, что на фоне Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского некоторым литературоведам Иван Александрович Гончаров представлялся фигурой второстепенной. В действительности это писатель неповторимый и самобытный, а его достижения в области русской прозы позволяют числить его в первом ряду русских классиков. Для этого достаточно было бы одного романа «Обломов», представившего миру классический тип русского национального характера. Но значительной художественной силой обладают также романы «Обыкновенная история» и «Обрыв». Каждый из них становился событием при своём появлении; все они читаются до сих пор. А это основной признак классического произведения – неувядаемая жизнестойкость. Творчество И.А. Гончарова представляет собой одну из вершин русского реалистического романа.

Гончаров, вкусивший громкой литературной славы, претерпевший множество несправедливых упрёков по поводу своих сочинений, достигший высоких чинов, прожил жизнь одинокую и не столь уж богатую внешними событиями. В жизни Гончаров, этот великий труженик, не был копией своего любимого героя, Ильи Ильича Обломова. И даже тот факт, что Гончаровым за его долгую жизнь написано не так много, говорит лишь о том, с какой необычайной тщательностью, буквально десятилетиями, он работал над каждым своим произведением. Нельзя забывать и о том, как много нравственных и физических сил отнимала у него государственная служба, в том числе многолетняя работа цензором.

Иван Александрович Гончаров считается одним из самых объективных русских писателей, то есть писателем, в произведениях которого личные симпатии или антипатии не выставляются в качестве мерила тех или иных жизненных ценностей. Он даёт художественные картины жизни объективно, как бы «добру и злу внимая равнодушно», предоставляя читателю самому, своим собственным умом вершить суд и выносить приговор.

Интерес к творчеству Гончарова, то возрастая, то чуть угасая, никогда не прекращался. Гончаров был и остаётся одним из величайших русских писателей. Читать Гончарова – истинное наслаждение, он современен в самом высоком смысле этого слова.

В 2012 году в России широко отмечается 200-летие со дня рождения И.А. Гончарова. Издан Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 200-летия со дня рождения И.А. Гончарова» (2007 г., № 436) и одноимённое распоряжение Правительства Российской Федерации (2007 г., № 454-р). Союзом писателей России и правительством Ульяновской области учреждена премия, посвящённая 200-летнему юбилею И. А. Гончарова. Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН готовит к выпуску полное собрание сочинений писателя в 20-ти томах, - впервые литературное наследие Гончарова будет издано полностью. Состоится большая гончаровская конференция, будут изданы труды литературоведов разных стран по творчеству Гончарова, а также энциклопедия «Обломов».

Настоящий указатель содержит библиографическую информацию о жизни и литературном творчестве И.А. Гончарова, а также сведения фактографического характера о писателе: хронику жизни и творчества, цитаты из произведений, высказывания писателя и его современников, краткие сведения об отражении творчества писателя в искусстве и другие.

Пособие включает как печатные издания, так и электронные материалы, в том числе внешние источники информации (ресурсы Интернет). Указатель составлен на основе фонда Центральной городской библиотеки г. Нягани, а также включает перечень изданий и публикаций, которых нет в нашей библиотеке. Надеемся, что подобная библиографическая информация окажется полезной тем, кто занимается углублённым изучением творчества И.А. Гончарова.

Нумерация библиографических записей в пособии сквозная. Библиографические записи в пределах каждого раздела расположены по алфавиту в следующем порядке: 1) отдельные издания и составные части отдельных изданий, 2) статьи из периодических изданий. Сборники раскрыты по содержанию с целью облегчения пользования указателем.

Библиографическое описание источников приведено в соответствии с действующими стандартами: ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила».

Указатель существует как в печатном виде, так и в электронном – на сайте библиотеки. Предназначен для учащихся старших классов и абитуриентов, студентов гуманитарных ВУЗов, библиотекарей, любителей русской классической литературы. Раздел «Учителю литературы» адресован преподавателям литературы для подготовки к урокам по творчеству Гончарова. Пособие снабжено справочно-вспомогательным аппаратом, в том числе: 1) указатель произведений И.А. Гончарова; 2) именной указатель (содержит информацию о лицах, участвовавших в создании включённых в указатель документов).

Основные даты жизни и творчества

1812. 6(18) июня. В семье симбирского купца Александра Ивановича Гончарова и его жены Авдотьи Матвеевны родился сын Иван.

1819. Смерть отца. Воспитанием семилетнего Вани занялся его крёстный Николай Николаевич Трегубов, дворянин, бывший морской офицер.

1820-1822. Пребывание в частном заволжском пансионе священника Ф. С. Троицкого, расположенном в селе Репьевка в имении княгини Хованской.

1822. Определён в Московское коммерческое училище в число полных пансионеров.

1830. Завершает обучение, без окончания курса, по прошению матери.

1830, август. Указ симбирского городского магистрата об увольнении Ивана Гончарова из купеческого звания, дающий право поступления в университет.

1831. Держит приёмные экзамены в Московский университет. Приёмной комиссией признан способным к слушанию профессорских лекций на словесном отделении.

1831 -1834. Обучение на словесном отделении Московского университета.

1832. Публикация в журнале «Телескоп» перевода двух глав из романа Э. Сю «Атар-Гюль» (первый литературный опыт).

1834. Получает свидетельство об окончании словесного отделения Московского университета.

Осень 1834- апрель 1835. Служба в канцелярии симбирского губернатора А.М. Загряжского.

1835, май. Приезд в Петербург, служба в Департаменте внешней торговли Министерства финансов в качестве переводчика.

1838. В рукописном журнале литературно-художественного кружка Майковых «Подснежник» помещена повесть Гончарова «Лихая болесть».

1839. В рукописном альманахе кружка Майковых «Лунные ночи» помещена повесть Гончарова «Счастливая ошибка».

1840. За «отлично-усердную службу» произведён в титулярные советники.

1842. Написан очерк «Иван Савич Поджабрин», опубликованный в журнале «Современник» в 1848 году.

1844. Задуман роман «Обыкновенная история».

1850. Произведён за выслугу лет в коллежские асессоры.

Осень 1852-лето 1854. Кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» в должности секретаря адмирала Е.В. Путятина.

1855. Произведён в статские советники за особые заслуги. Определён на должность цензора Петербургского цензурного комитета.

1856. Выходит издание путевых очерков «Фрегат «Паллада». Закончен роман «Обломов». Определён преподавателем русского языка и словесности наследника Николая Александровича.

1859. В журнале «Отечественные записки» опубликован роман «Обломов».

1860. Избран членом-корреспондентом Российской Академии наук по отделению языка и словесности.

1862. Определён на службу в Министерство внутренних дел на должность главного редактора правительственной газеты «Северная почта».

1863. Пожалован в действительные статские советники, назначен членом Совета по делам книгопечатания.

1867. За «отлично-усердную службу» пожалован орденом Св. Владимира третьей степени. Выходит в отставку по причине расстроенного здоровья.

1869. В журнале «Вестник Европы» опубликован роман «Обрыв».

1870. Вышло из печати отдельное издание романа «Обрыв».

1872. В журнале «Вестник Европы» опубликован критический этюд «Мильон терзаний».

1876. Избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.

1883. Вышло из печати полное собрание сочинений в 8 томах.

1891 . 15(27) сентября. Смерть И.А. Гончарова. Похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Материалы к биографии

    Гончаров Иван Александрович (1812 - 1891) // Сычёв С. В. Русская литература с древнейших времён до середины XIX века. – М., 2007. – С. 139-145. - (Современная школьная энциклопедия).

    Котельников В. А. Иван Александрович Гончаров: кн. для учащихся ст. кл. / В. А. Котельников. – М. : Просвещение, 1993. – 191 с. – (Биография писателя).

    Лощиц Ю. М. Гончаров / Ю. М. Лощиц. – М. : Молодая гвардия, 1986. – 367 с. - (Жизнь замечательных людей).

…………………………………

    Белокурова С. Иван Александрович Гончаров // Литература. – 2007. - № 22. - С. 20-24.

    Ермолаева Н. Л. И. А. Гончаров для юного читателя // Лит. в шк. – 2007. – № 9. – С. 16-19.

    Сухих И. Русская литература. XIX век. Иван Александрович Гончаров (1812 - 1891) // Звезда. – 2006. - № 5. – С. 223-230.

И. А. Гончаров в высказываниях

современников и критиков

    Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее

(Л.Н. Толстой об «Обломове»)

    Обломов – капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его ещё раз. Но что приятнее ему будет – это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный у настоящей публики

(Л.Н. Толстой)

    Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова

(И.С. Тургенев)

    Из всех нынешних писателей он один, только он один приближается к идеалу чистого искусства, тогда как все другие отошли от него на неизмеримое пространство… Талант его не первостепенный, но сильный, замечательный…

(В.Г. Белинский)

    В нем, как в магическом зеркале, отражаются и по воле его останавливаются, застывают, отливаются в твёрдые недвижные формы – все явления жизни, во всякую данную минуту. Он может, кажется, остановить саму жизнь, навсегда укрепить и поставить перед нами самый неуловимый миг её, чтобы мы вечно на него смотрели, поучаясь или наслаждаясь

(Н.А. Добролюбов)

    В уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова

(Н.А. Добролюбов)

    Полная объективность, спокойное, бесстрастное творчество, отсутствие узких временных целей, профанирующих искусство, отсутствие лирических порывов, нарушающих ясность и отчётливость эпического повествования, вот отличительные признаки таланта автора

(Д.И. Писарев)

    …читатель находит ряд картин, набросанных смелою кистью, поражающих своею свежестью, законченностью и оригинальностью. В этих картинах воспроизведена природа в самых разнообразных своих видоизменениях, в них схвачены разнородные типы, представители различных национальностей; тонкая наблюдательность автора успела выбрать характеристические черты; творческий талант его соединил эти черты в одно целое, создал из них стройные живые образы

(Д.И. Писарев о «Фрегате «Паллада»)

    В писателе, подарившем нашей словесности «Обыкновенную историю» и «Обломова», мы всегда видели и видим теперь одного из сильнейших современных русских художников, - с таким суждением, без сомнения, согласится всякий человек, умеющий с толком читать по-русски

(А.В. Дружинин)

    Автор «Обломова» вместе с другими первоклассными представителями родного искусства – есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целости того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией; по своей наблюдательности и манере творчества, он достоин быть представителем самой натуральной школы…

(А.В. Дружинин)

    …над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слёз, - о её жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением

(А.В. Дружинин)

    Имя Гончарова цитируется на каждом шагу, как одно из четырёх-пяти классических имён, вместе с массой отрывков оно перешло в хрестоматии и учебники; указания на литературный такт и вкус Гончарова, на целомудрие его музы, на его стиль и язык сделались общими местами. Гончаров дал нам бессмертный образ Обломова

(И. Анненский)

    Большой художественный талант Гончарова – это своего рода Венера Милосская: его красота чувствуется, его сила не подлежит сомнению, но анализу и определению он поддаётся с большим трудом. Это талант по преимуществу изобразительный, пластический, живописующий и объективный

(М. Протопопов)

    Много тонкого анализа сердца. Прекрасный язык. Превосходно понятый и обрисованный характер женщины с её любовью… вообще в этом произведении, кроме неоспоримого таланта, поэтического одушевления, много ума и тщательной, умной обработки

(профессор А.В. Никитенко об «Обломове»)

    …я плакал над некоторыми страницами, восхищался этим чудным, точно из мрамора вырубленным языком и горделиво вспоминал, что имею честь пользоваться Вашею дружбою. Но только теперь я более ценю и понимаю глубину Ваших образов и тот нравственный свет, который от них разливается

(А.Ф. Кони, из письма Гончарову)

    Осененный поэзией тихой мечтательности, выступает перед нами образ писателя, который тонко любил жизнь, любил её всю, во всех её мелочах и материальных подробностях, но и грустил над нею и тосковал неудовлетворимой тоскою избранников. Был он поэт, но только слишком искусно выдавал себя за прозаика

(Ю. Айхенвальд)

    Гончаров – пожалуй, самый «спокойный» из гениев русской литературы. Гений в России – фигура мятущаяся, мятежная. Проза Гончарова похожа на Волгу в её срединном течении, как раз под Симбирском, где он родился; ровное зеркало воды, уходящие к горизонту рукава и затоны. …Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти, ни социальных твердынь. Его идеал – норма

(И. Золотусский)

    Перечитывая страницы великого романа, удивляешься не только кроткой, «голубиной» душе Обломова, но и его уму, его проницательности, его почти вещему предвидению того, что грозит России

(И. Золотусский)

    …истинно гармонический и спокойный художник, творец живых человеческих душ – один только Гончаров. Он берёт характеры людей целиком, как живые продукты истории, природы, времени, обществ. Никто так не заставляет жить своих героев на страницах книги отдельной, собственной жизнью

(Д.С. Мережковский)

    И такого поэта наши литературные судьи считали отживающим типом эстетика, точным, но неглубоким бытописателем помещичьих нравов! Но когда от реалистической критики, от столь прославленных ею бытовых комедий и романов не останется ни следа, произведения Гончарова, мало понятные в наш век художественного материализма, возродятся в полной, идеальной красоте. Он один из величайших в современной литературе творцов человеческих душ, художников-символистов

(Д.С. Мережковский)

    Прекрасная статья, отличающаяся живостью и красотой изложения, свежестью содержания и той художнической описательностью г. Гончарова, не выставляя ничего слишком резко, но в целом передавая предмет со всею верностью, мягкостью и разнообразием тонов

(Н.А. Некрасов о «Фрегате «Паллада»)

    Отличительная особенность Гончарова – это сила художественного обобщения, благодаря которой он мог создать такой всероссийский тип, как Обломов, равного которому по широте мы не находим ни у одного из русских писателей. В сравнении с Обломовым и Фамусовы и Молчалины, Онегины и Печорины, Маниловы и Собакевичи, не говоря уже о героях Островского, все имеют лишь специальное значение

(В.С. Соловьёв)

    Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя. Иначе и быть не может в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других, может быть противопоставлена обломовскому покою

(М.М. Пришвин)

Литература о жизни и творчестве

7. Айхенвальд Ю. Гончаров // Силуэты русских писателей / Ю. Айхенвальд; предисл. В. Крейда. – М., 1994. – С. 207-216. – (Прошлое и настоящее).

8. Гончаров Иван Александрович // 100 русских писателей: краткий справ. – СПб., 2003. – С. 53-57.

9. Гончаров Иван Александрович (1812 - 1891) // Экзамен по русской литературе: пособие для школьников и абитуриентов / сост. И. Л. Жуковский, С. Е. Камашинский. – Минск, 2002. – С. 167-176.

10. Иван Александрович Гончаров. 1812 – 1891 // Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII – начала XX века: рек. библиогр. справ. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина; сост. Е. М. Сахарова, И. В. Семибратова; под ред. В. И. Кулешова. – М., 1988. – С. 124-135.

11. Комина Р. В. Тургеневские девушки в романах Гончарова // Над страницами русской классики: кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Р. В. Комина. – М., 1991. – С. 48-53.

12. Кузнецов И. Р. Великий труженик // Гончаров И. А. Обломов: роман. Критика и комментарии. Темы и развёрнутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку / ред.-сост. И. Р. Кузнецов. – М., 1998. – С. 5-16. – (Школа классики) (Книга для ученика и учителя).

13. Кузнецов И. Р. Иван Александрович Гончаров (1812 - 1891) // Русские писатели. XIX век. Биографии: большой учеб. справ. для школьников и поступающих в вузы / А. Н. Архангельский [и др.]. – М., 2000. – С. 209-235.

14. Лукьянченко О. А. Гончаров Иван Александрович (1812 - 1891) // Русские писатели: биогр. слов.-справ. для школьников / О. А. Лукьянченко. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д, 2009. – С. 115-124. – (Большая перемена).

15. Мережковский Д. С. Начала нового идеализма в произведениях Тургенева, Гончарова, Достоевского и Л. Толстого (отрывок) // Избранные сочинения / И. А. Гончаров; сост., подгот. текста, вступ. ст., примечания Л. Гейро. – М., 1990. – С. 542-543. – (Библиотека учителя).

16. Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы (отрывок) // Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов / сост. и коммент. Л. А. Сугай. – М., 2000. – С. 403-405. – (Экзамен без проблем!).

17. Потанин Г. Н. Воспоминания об И. А. Гончарове // Обыкновенная история: роман в двух частях / И. А. Гончаров; коммент. Е. А. Краснощёковой. – М., 2004. – С. 389-405. – (Школьная библиотека).

18. Розанов В.В. К 25-летию кончины Ив. Алекс. Гончарова // О писательстве и писателях: собр. соч. / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. – М., 1995. – С. 647-650.

19. Соловьев Е. А. Иван Гончаров. Его жизнь и литературная деятельность: биогр. очерк: с портретом Гончарова, гравированным в Петербурге К. Адтом // Кантемир. Белинский. Добролюбов. Писарев. Гончаров: биогр. повествования / сост., общ. ред., послесл. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск, 1997. – С. 445-528. – (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Флорентия Павленкова).

20. Творчество И. А. Гончарова (1812 - 1891) // История русской литературы XI – XIX вв. : учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В. И. Коровина, проф. Н. И. Якушина. – М., 2001. – С. 363-376.

21. Тюнькин К. Великий романист // Обломов: роман / И. А. Гончаров; вступ. ст. К. Тюнькина; коммент. Л. Гейро. – М., 2005. – С. 5-32. – (Классика в школе).

…………………………………

22. Алексеева Ю. М. «В них сквозит много близкого и родного автору»: Симбирские прототипы И. А. Гончарова // Лит. в шк. – 2003. - № 5. – С. 15-17.

23. Манн Ю. Объективнейший из всех русских реалистов // Литература. – 1995. - № 5. – С. 2.

24. Чуйко В. «Лучше поздно, чем никогда»: [процесс творчества писателя] // Нева. – 2012. - № 1. – С. 216-226.

Первые стихотворные и прозаические произведения Гончарова были написаны приблизительно в 1835 году, когда он переехал в Санкт-Петербург и устроился переводчиком в департамент внешней торговли Министерства финансов. В свободное время начинающий автор подрабатывал репетиторством у детей художника Николая Майкова , в доме которого часто собирались известные писатели, музыканты и живописцы. Помимо прочего, в доме выпускались рукописные альманахи "Подснежник" и "Лунные ночи", в которых и были размещены первые литературные опыты писателя.

В 1846 году Гончаров познакомился с Виссарионом Белинским , сыгравшим большую роль в его творческой судьбе. Через год увидел свет первый роман писателя - "Обыкновенная история" .

С октября 1852 года по август 1854 года Гончаров участвовал в экспедиции вице-адмирала Ефимия Путятина на военном фрегате "Паллада", в рамках которой побывал в Англии, Южной Африке, Китае и Японии. Впечатления от путешествия легли в основу цикла очерков "Фрегат Паллада" . В 1859 году был опубликован второй роман писателя - "Обломов" , который он начал писать в 1847 году. В 1869 году в журнале "Вестник Европы" был напечатан роман "Обрыв" , работу над которым писатель начал спустя два года после публикации "Обломова".

В историю русской и мировой литературы Гончаров вошёл как мастер реалистической прозы, отразивший в своём творчестве существенные стороны жизни русского общества середины XIX века.

"Вечёрка" предлагает вашему вниманию подборку знаменитых цитат из произведений классика.

"Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете : жизнь - не сад, в котором растут только одни цветы".

"Фантазия - это своего рода такой паровик , что дай бог только, чтобы котел не лопнул".

"Изображать одно хорошее , светлое, отрадное в человеческой природе - значит скрадывать правду... Света без теней изобразить нельзя".

"Литература - язык, выражающий всё , что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать".

"Не полюбивши долга , нельзя его исполнить".

"Ни раба, ни повелителя дружбе не надо . Дружба любит равенство".

"Трудно быть умным и искренним в одно время, особенно в чувстве".

"Ум везде одинаков : у умных людей есть одни общие признаки, как и у всех дураков, несмотря на различие наций, одежд, языка, религий, даже взгляда на жизнь".

"Человек не чувствует счастья, коли нет рожна . Надо его ударить бревном по голове, тогда он и узнает, что счастье было, и какое оно плохонькое ни есть, а всё лучше бревна".

"Короткое, ежедневное сближение с человеком не обходится ни тому, ни другому даром: много надо и с той и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаясь только достоинствами, не колоть и не колоться взаимными недостатками".

"Великая любовь неразлучна с глубоким умом ; широта ума равняется глубине сердца. Оттого крайних вершин гуманности достигают великие сердца: они же - великие умы".

"В любви равно участвуют и душа и тело ; в противном случае любовь неполна: мы не духи и не звери".

"Гордость, человеческое достоинство, права на уважение , целость самолюбия - всё разбито вдребезги! Оборвите эти цветы с венка, которым украшен человек, и он сделается почти вещью".

"Кто ж не был молод и отчасти глуп? У кого не было какой-нибудь странной, так называемой заветной мечты, которой никогда не суждено сбываться? <...>Все мы смешны; но скажите, кто, не краснея за себя, решится заклеймить позорною бранью эти юношеские, благородные, пылкие, хоть и не совсем умеренные мечты? Кто не питал в свою очередь бесплодного желания, не ставил себя героем доблестного подвига, торжественной песни, громкого повествования? Чьё воображение не уносилось к баснословным, героическим временам? кто не плакал, сочувствуя высокому и прекрасному? Если найдётся такой человек, пусть он бросит камень в меня – я ему не завидую. Я краснею за свои юношеские мечты, но чту их: они залог чистоты сердца, признак души благородной, расположенной к добру".

"Дружба - вещь хорошая . <...> Но Боже сохрани, если она с одной стороны дружба, с другой - любовь".



Рассказать друзьям