План-конспект урока (6 класс) на тему: Библиотечный урок "Владимир Иванович Даль - человек, который собирал слова". Он любил русский язык: Владимир Иванович Даль

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Владимир Иванович Даль, биография которого будет описана в этой статье, является русским учёным и писателем. Был членом-корреспондентом физико-математического отделения Петербургской академии наук. Входил в число 12 основателей Русского географического общества. Знал как минимум 12 языков, включая несколько тюркских. Наибольшую известность ему принесло составление «Толкового словаря великорусского языка».

Семья

Владимир Даль, биография которого хорошо известна всем поклонникам его творчества, родился в 1801 году на территории современного Луганска (Украина).

Его отец был датчанином, и русское имя Иван принял вместе с российским подданством в 1799 году. Иван Матвеевич Даль знал французский, греческий, английский, идиш, древнееврейский, латынь и немецкий язык, был медиком и богословом. Его лингвистические способности были настолько высоки, что сама Екатерина II пригласила Ивана Матвеевича в Петербург для работы в придворной библиотеке. Позднее он уехал в Йену, чтобы выучиться на врача, затем вернулся в Россию и получил медицинскую лицензию.

В Петербурге Иван Матвеевич женился на Марии Фрейтаг. У них родилось 4 мальчика:

  • Владимир (род. 1801).
  • Карл (род. 1802). Всю жизнь прослужил на флоте, детей не имел. Похоронен в Николаеве (Украина).
  • Павел (род. 1805). Болел чахоткой и из-за плохого здоровья жил с матерью в Италии. Детей не имел. Умер в молодости и похоронен в Риме.
  • Лев (год рождения неизвестен). Был убит польскими повстанцами.

Мария Даль знала 5 языков. Её мать была потомком старинного рода французских гугенотов и изучала русскую литературу. Наиболее часто она переводила на русский язык труды А. В. Иффланда и С. Геснера. Дед Марии Даль - чиновник ломбарда, коллежский асессор. Фактически это он вынудил отца будущего писателя получить профессию медика, считая её одной из самых доходных.

Учёба

Начальное образование Владимир Даль, краткая биография которого есть в учебниках по литературе, получил на дому. Родители с детства прививали ему любовь к чтению.

В 13 лет Владимир вместе с младшим братом поступил в Петербургский кадетский корпус. Там они обучались 5 лет. В 1819-м Даль выпустился в должности мичмана. Кстати, об учёбе и службе на флоте он напишет 20 лет спустя в повести «Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся».

Прослужив во флоте до 1826 года, Владимир поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Он зарабатывал на жизнь, давая уроки русского языка. Из-за нехватки средств ему приходилось жить в чердачной каморке. Через два года Даля зачислили в казённокоштные воспитанники. Как писал один из его биографов: «Владимир с головой погрузился в учёбу». Особенно он налегал на латинский язык. А за работу по философии его даже наградили серебряной медалью.

Прервать учёбу пришлось с началом русско-турецкой войны в 1828 году. В задунайской области увеличились случаи заболевания чумой, и действующей армии потребовалось усиление медицинской службы. Владимир Даль, краткая биография которого известна даже зарубежным литераторам, досрочно сдал экзамен на хирурга. Его диссертация называлась «Об успешном методе и о скрытом изъязвлении почек».

Врачебная деятельность

В ходе сражений польской и русско-турецкой компании Владимир показал себя блестящим военным врачом. В 1832 году он устроился ординатором в Петербургский госпиталь и вскоре стал известным и уважаемым в городе доктором.

П. И. Мельников (биограф Даля) писал: «Отойдя от хирургической практики, Владимир Иванович не оставил медицину. Он нашёл новые пристрастия - гомеопатию и офтальмологию».

Военная деятельность

Биография Даля, краткое содержание которой показывает, что Владимир всегда достигал поставленных целей, описывает случай, когда писатель проявил себя как солдат. Это произошло в 1831 году при переправе генерала Ридигера через (польская компания). Даль помог соорудить через неё мост, защищал его, а после переправы - разрушил. За неисполнение прямых врачебных обязанностей Владимир Иванович получил от начальства выговор. Но позже царь лично наградил будущего этнографа Владимирским крестом.

Первые шаги в литературе

Даль, краткая биография которого была хорошо известна его потомкам, начал свою литературную деятельность со скандала. Он сочинил эпиграмму на Крейга - главнокомандующего Черноморским флотом и Юлию Кульчинскую - его гражданскую жену. За это Владимира Ивановича арестовали в сентябре 1823 года на 9 месяцев. После суда он переехал из Николаева в Кронштадт.

В 1827 году Даль опубликовал свои первые стихотворения в журнале «Славянин». А в 1830 году раскрылся как прозаик в повести «Цыганка», напечатанной в «Московском телеграфе». К сожалению, в рамках одной статьи нельзя подробно рассказать об этом чудесном произведении. Если вы желаете получить больше информации, то можно обратиться к тематическим энциклопедиям. Рецензии повести могут быть в разделе «Даль Владимир: биография». Для детей писатель также составил несколько книг. Наибольшим успехом пользовалась «Первая первинка», а также «Первинка другая».

Признание и второй арест

Как литератор Владимир Даль, биография которого хорошо известна всем школьникам, прославился благодаря своей книге «Русские сказки», вышедшей в 1832 году. Ректор Дерптского института пригласил своего бывшего ученика на кафедру русской словесности. Книгу Владимира приняли в качестве диссертации на степень доктора философии. Теперь все знали, что Даль - писатель, биографиякоторого является примером для подражания. Но случилась беда. Произведение отклонил сам министр просвещения как неблагонадёжное. Причиной этому был донос чиновника Мордвинова.

Биография Даля описывает это событие так. В конце 1832 года Владимир Иванович совершал обход по госпиталю, в котором он работал. Пришли люди в форме, арестовали его и отвезли к Мордвинову. Тот обрушился на доктора с площадной бранью, размахивая перед носом «Русскими сказками», и отправил писателя в тюрьму. Владимиру помог Жуковский, который в то время был учителем Александра - сына Николая I. Жуковский описал наследнику престола всё, что произошло, в анекдотическом свете, охарактеризовав Даля, как скромного и талантливого человека, награждённого медалями и орденами за военную службу. Александр убедил отца в нелепости ситуации и Владимира Ивановича освободили.

Знакомство и дружба с Пушкиным

Любая опубликованная биография Даля содержит момент знакомства с великим поэтом. Жуковский неоднократно обещал Владимиру, что познакомит его с Пушкиным. Даль устал ждать и, взяв экземпляр «Русских сказок», которые были изъяты из продажи, отправился представляться Александру Сергеевичу самостоятельно. Пушкин же в ответ тоже подарил Владимиру Ивановичу книгу - «Сказку о попе и о работнике его Балде». Так началась их дружба.

В конце 1836 года Владимир Иванович приехал в Петербург. Пушкин многократно его навещал и расспрашивал о лингвистических находках. Поэту очень понравилось услышанное от Даля слово «выползина». Оно означало шкурку, которую сбрасывают после зимовки змеи и ужи. Во время очередного визита Александр Сергеевич спросил у Даля, указывая на свой сюртук: «Ну что, хороша ли моя выползина? Я из неё не скоро выползу. Напишу в ней шедевры!» В этом сюртуке он был на дуэли. Чтобы не причинять лишних страданий раненному поэту, «выползину» пришлось отпороть. Кстати, этот случай описывает даже биография Даля для детей.

Владимир Иванович поучаствовал в лечении смертельной раны Александра Сергеевича, хотя родные поэта не приглашали Даля. Узнав, что друг сильно ранен, он приехал к нему сам. Пушкина окружали несколько знатных врачей. Помимо Ивана Спасского (домашний доктор Пушкиных) и придворного врача Николая Арендта, присутствовали ещё три специалиста. Александр Сергеевич радостно поприветствовал Даля и с мольбой спросил: «Скажи правду, я ведь скоро умру?» Владимир Иванович ответил профессионально: «Мы надеемся, что всё будет хорошо и тебе не стоит отчаиваться». Поэт пожал ему руку и поблагодарил.

Будучи при подарил Далю свой золотой перстень с изумрудом, со словами: «Владимир, возьми на память». А когда писатель покачал головой, Александр Сергеевич повторил: «Бери, друг мой, мне уже не суждено сочинять». Впоследствии Даль писал об этом подарке В. Одоевскому: «Как посмотрю на этот перстень, так сразу хочется сотворить что-то порядочное». Даль навещал вдову поэта с целью вернуть подарок. Но Наталья Николаевна не приняла его, сказав: «Нет, Владимир Иванович, это вам на память. И ещё, хочу вам подарить его пробитый пулей сюртук». Это был описанный выше сюртук-выползина.

Брак

В 1833 году биография Даля ознаменовалась важным событием: он взял в жёны Юлию Андре. Кстати, её лично знал сам Пушкин. Свои впечатления о знакомстве с поэтом Юлия передала в письмах к Е. Ворониной. Вместе с супругой Владимир переехал в Оренбург, где у них появились на свет двое детей. В 1834 году родился сын Лев, а спустя 4 года - дочь Юлия. Вместе с семьёй Даля перевели чиновником по выполнению особых поручений при губернаторе В. А. Перовском.

Овдовев, Владимир Иванович вновь женился в 1840 году на Екатерине Соколовой. Она родила писателю трёх дочерей: Марию, Ольгу и Екатерину. Последняя написала воспоминания об отце, которые были опубликованы в 1878 году в журнале «Русский вестник».

Естествоиспытатель

В 1838 году за собрание коллекций по фауне и флоре Оренбургского края Даля избрали членом-корреспондентом АН при отделении естественных наук.

Толковый словарь

Всякий, кому известна биография Даля, знает о главном труде писателя - «Толковом словаре». Когда его собрали и обработали до буквы «П», Владимир Иванович хотел уйти в отставку и полностью сосредоточиться на работе над своим детищем. В 1859 году Даль переехал в Москву и поселился в доме князя Щербатого, который написал «Историю государства Российского». В этом доме прошли последние этапы работы над словарём, который до сих пор является непревзойдённым по объёму.

Даль ставил перед собой задачи, которые можно выразить двумя цитатами: «Народный живой язык должен стать сокровищницей и источником для развития грамотной русской речи»; «Общие определения понятий, предметов и слов - это неисполнимое и бесполезное дело». И чем предмет обиходнее и проще, тем оно мудрёнее. Объяснение и передача слова другим людям гораздо вразумительнее любого определения. А примеры помогают прояснить дело ещё больше».

На достижение этой великой цели лингвист Даль, биография которого есть во многих литературных энциклопедиях, потратил 53 года. Вот что о словаре написал Котляревский: «Словесность, русская наука и всё общество получило памятник, достойный величия нашего народа. Труд Даля станет предметом гордости будущих поколений».

В 1861 году за первые выпуски словаря Императорское географической общество наградило Владимира Ивановича Константиновской медалью. В 1868 году его выбрали в почётные члены академии наук. А после выхода в свет всех томов словаря Даль получил Ломоносовскую премию.

Последние годы

В 1871 году писатель заболел и пригласил по этому поводу православного священника. Даль сделал это потому, что хотел причаститься по православному обряду. То есть незадолго до кончины он принял православие.

В сентябре 1872 года Владимир Иванович Даль, биография которого была описана выше, скончался. Он был похоронен вместе с супругой на Шесть лет спустя там же предали земле и его сына Льва.

Цели и задачи :

  1. знакомство с творчеством В.И.Даля;
  2. развитие умений понимания текста, творческих способностей;
  3. развитие связной устной речи;
  4. воспитывать читательский вкус.

Оборудование: видеоаппаратура, презентация, музыкальное сопровождение (Чайковский «Времена года»), портрет В.И.Даля, доклад о жизни писателя, словари В.И. Даля, выставка книг.

Оформление доски

В сказках видна и душа русского народа, и мудрость.
В.А.Жуковский

I. Оргмомент

а) Мы все родом из детства, все любим сказки. Эта мысль замечательно подходит к нашему уроку.

«В сказках видна и душа русского народа, и мудрость».

– Кому принадлежат эти слова?

б) Подготовка к чтению стихов

  • Дыхательные упражнения (задуй свечу медленно, быстро);
  • Чистоговорки Ш, Щ. (Шли 40 мышей, несли 40 грошей. Щипцы да клещи – вот наши вещи).

II. Чтение пятиминутки

– Открыли пятиминутки (сказки А.С.Пушкина и В.Жуковского).

а) жужжащее чтение;

б) чтение про себя с продолжением;

в) знакомство с выставкой книг;

г) на выставке нашего урока представление книги сказки;

III. Проверка домашнего задания.

– В чем была суть поэтического состязания между А.С.Пушкиным и В.Жуковским? (сочиняли стихотворные сказки на народные сюжеты, то есть литературные сказки).

– Кто был их первым читателем? (Гоголь).

– Для кого писали сказки А.С.Пушкин и В.А.Жуковский? (Жуковский - для детей, польза которой будет в ее привлекательности, а не в нравственных правилах, которые только останутся в памяти, но редко доходят до сердца: Пушкин – чтобы они были понятны и доступны для всех).

– Кто победил в состязании поэтов?

– Как на этот вопрос ответил Николай Александрович? (с. 117 Я не смогу ответить на этот вопрос, скажу только, что благодаря ему литература наша обогатилась прекрасными авторскими сказками).

– Прочитайте отрывок сказки В.Жуковского

  1. Знание текста;
  2. Варианты логического ударения;
  3. Литературное произношение.

IV. Изучение нового материала

1. Работа с текстом

а) беседа с учащимися;

– Как он отзывался о сказках В.Даля? Как рождались сказки В.Даля? (с. 115)

– Что такое обработка народной сказки писателем? (Сохраняются сюжет, герои, язык, особенности текста, его идеи).

– Чем тогда обработка сказки отличается от ее записи? (Делает текст более грамотным, подчеркивает его особенности, достоинства).

б) выполнение задания в тетради по чтению.

– Откроем рабочие тетради с. 48.

Познакомимся с жизнью В.И.Даля.

– Что победило в жизни В.И.Даля, стало для него главным делом? (собрать удивительные слова русского языка из речи простолюдинов).

– Что могло привлечь В.Даля в народных сказках? (речь, язык, сюжет, мудрость народная, заложенная в сказках).

Зрительная гимнастика: Рассмотрите точку на стекле (10 секунд), переведите взгляд за стекло на самый дальний объект и рассмотрите его внимательно(10 секунд). Повторить.

2. Работа с текстом во время чтения.

а) самостоятельное чтение сказки с музыкальным сопровождением.

– Чье произведение сопровождает наше чтение. (Петр Ильич Чайковский «Времена года»).

– Как связаны эти произведения? (Музыка характерна для войны, настроение музыки совпадает с настроением произведения).

б) вопросы после чтения.

– Что необычного в этой сказке? Какой прием использовал В.И.Даль (олицетворение).

– Что могло привлечь В.Даля в этой русской сказке? (на каждого мудреца довольно простоты).

3. Наблюдение над языком сказки.

– Найдите в тексте и выпишите устойчивые сочетания слов, характерные для русского простонародного языка. Р.т. с. 48 № 2.

  • Красным летом
  • В чести, в почете
  • Всем грибам голова
  • Сила великая
  • Ребята дружны
  • Шапками закидаем
  • Грозная рать подымается
  • Быть беде
  • С той поры

– Найдите просторечные слова и выражения.

  • вишь
  • прет
  • помочь
  • скликать
  • отказалися
  • сподряд

– Почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их? (они естественны в этом тексте, создают его колорит).

– Какие необычные сравнивая – определения встречаются в сказке?

– В чем их необычность? (Р.т. с. 48 № 3.)

  • Старушки – волнушки
  • Ноги тонки – опята
  • Сморчки – старички
  • Грузди – ребята дружны

– Почувствовали ли близость речи сказки к стихотворной? В чем это проявляется? (рифмы, ритм).

– Найдите спрятавшиеся рифмы.

  • Волнушки – в кадушки
  • Опята в бочонки
  • Сморчки в бурачки
  • Груздки в кузовки

– Почему речь простых русских людей часто оживляется рифмой? (это своеобразная игра, и помощь в работе…)

4. Выразительное чтение по ролям.

– В каком варианте, по-вашему, сказка зазвучит интереснее: когда читает один читатель – сказитель или ее читают по ролям.

V. Работа с текстом после чтения

1. Подготовка к игре:

– Любой текст в обработке В.Даля начинал «играть».

Вот послушайте:

  • Кадушки-бочонки
  • Бурачки-кузовки

– Что вы заметили? (рифмуются)

Они не просто рифмуются и стоят парами не случайно.

– Проверим значение этих слов по словарю В.И.Даля. Каждая пара означает одно и тоже:

  • Кадушки-бочонки = обручная посуда
  • Бурачки-кузовки = корзина, лукошко

2. Работа со словарем В.Даля. Нахождение значения слов и их зачитывание.

– А что можно положить в кузовок?

3. Чтение описания игры «Кузовок».

4. Игра в слова (начало фразы придумывают сами).

  • Я положу в кузовок…(слова на ок)
  • Я достану из кузовка…(слова на ка)
  • Я поднесу к кузовк…(слова на ку)

Разыгрывание фантов.

VI. Итог урока

Обсуждение вопроса

  • Почему А.С.Пушкин рекомендовал для детского чтения русские сказки и другие произведения фольклора именно в обработке В.И.Даля?

(В них бездна поэзии).

VII. Д/з

  1. Р.т. с. 49, вопр. 4
  2. Найти в сказке пословицы
  3. Прочитать сказку в обработке В.Даля, провести наблюдения над текстом.

МБОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа»

Библиотечный урок на тему

«Владимир Иванович Даль – человек, который собирал слова»

Дубинина Елена Владимировна

педагог-библиотекарь

2015 г.

Цель урока:

Познакомить учащихся с В.И.Далем и его Толковым словарем живого великорусского языка

Задачи:

Предметные:

Познакомить с биографией В.И..Даля, историей создания Толкового словаря живого великорусского языка

Способствовать формированию умения самостоятельной работы со словарем

Воспитать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Метапредметные:

Регулятивные

Выделять и формулировать познавательную цель, планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

Оценивать собственную деятельность.

Познавательные

Слушать вопросы учителя и отвечать на них;

Строить речевые высказывания;

Осуществлять поиск информации;

Коммуникативные

Участвовать в совместной коллективной деятельности;

Личностные:

Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

Уважать культуру своего народа и других народов;

Проявлять творческую активность.

Ресурсы урока : компьютер, проектор, экран, ноутбуки, словари.

Ход урока:

Этапы урока:

1 этап. Организационный.

Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на нашем библиотечном уроке.

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации).

Сегодня я постараюсь познакомить вас с необычным человеком, который всю свою жизнь посвятил очень важному и интересному делу. А чему именно попробуйте догадаться…

Слайд 1.

(Метель. Воет ветер. Юный Даль разговаривает с ямщиком).

Ямщик: Ну что, барин, будем ехать?

Даль: (Сметая снег с шинели): А доберемся в такую пургу?

Ямщик: Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо). Замолаживает.

Даль: Как это «замолаживает»?

Ямщик: Пасмурнеет. К теплу.

Даль: Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?

Ямщик: Так говорят. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.

(Даль вытаскивает из кармана записную книжечку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать. Ямщик уходит)

Даль: Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакивать тучами, говоря о небе, клониться к ненастью…»

Ребята, как вы думаете, чем занимался наш герой?

(Собирал и записывал слова)

Правильно. А звали этого человека Владимир Иванович Даль. Те несколько написанных строчек в записной книжке и положили начало «Толковому словарю живого великорусского языка».

3 этап. Целеполагание и планирование.

Слайд 2.

Итак, тема нашего урока, «В.И.Даль – человек, который собирал слова».

А теперь, попробуем определить задачи, которые мы будем решать на нашем уроке.

О ком пойдет речь?

А что вы знаете об этом человеке, о его жизни и деле всей его жизни?

Сегодня на уроке мы постараемся расширить знания о жизни В.И.Даля, познакомимся с его «Толковым словарем живого великорусского языка» и поработаем с ним.

4 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы).

Не с проста мы именно сегодня завели речь об этом удивительном человеке. Дело в том, 22 ноября, исполняется 214 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля.

Многие из нас знают Владимира Даля как составителя знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Однако об остальных его талантах почти никто не слышал.

А ведь биография его настолько богата событиями, приключениями и встречами со знаменитыми людьми, что он сам мог бы стать героем увлекательного приключенческого романа.

Впрочем, судите сами:

Слайд 3.

Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в местечке Лугань Екатеринославской губернии. Отец его, Иоганн Даль, родом датчанин, закончил Йенский университет, был замечательным лингвистом, И Екатерина II пригласила его в Россию в качестве придворного библиотекаря.

Но место оказалось не очень доходным, поэтому Иоганн Даль отправился в Йену, закончил медицинский факультет и вернулся в Россию.

В Петербурге он женился на Марии Фрейгат, дочери служившего в ломбарде чиновника. Мать Владимира Даля была хорошо образованна: свободно владела пятью языками и детей учила всему сама. Не раз Володя Даль слышал от неё: «Надо зацеплять всякое знанье, какое встретится на пути; никак нельзя сказать вперёд, что в жизни пригодится».

В семье всегда говорили по-русски. Отец «при каждом случае напоминал детям, что они русские». «Древние и новые языки», которыми владел отец, пять языков, на которых говорила мать, - все это рождало в детях «чувство языка».

Слайд 4.

Позже семья Далей переезжает в Николаев – морской город. Может быть, поэтому в 1814 году отец Даль везёт своих сыновей Володю и Карла учиться в Петербургский Морской кадетский корпус. Здесь судьба сводит юного Владимира Даля с Павлом Нахимовым – будущим адмиралом.

Окончив кадетский корпус в 1819 году, Даль служил морском офицером на Черноморском, а затем на Балтийском флотах. Именно в годы учебы проявился у него интерес к русскому слову и именно в эти годы Даль составил свой первый словарь. В него входило 34 слова кадетского жаргона.

Слайд 5.

На флоте он прослужил недолго. Выйдя в отставку и сняв с себя флотский мундир, Владимир Даль поступил на медицинский факультет в университет города Дерпта (сейчас это эстонский город Тарту). Учился он очень старательно. Сам себе назначил задание: каждый день выучивать сто новых латинских слов, подолгу просиживал в библиотеке, сутками не уходил из клиники. Вскоре о Дале заговорили и профессора, и студенты. Знаменитый хирург Николай Пирогов, обучавшийся в том же университете, вспоминал позже: «Это был человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось освоить».

Слайд 6.

Перед талантливым студентом открывалось блестящее будущее ученого и преподавателя. Однако этим его планам не суждено было сбыться: в 1828 году вспыхнула русско-турецкая война. На фронте не хватало врачей, поэтому всех студентов-медиков срочно призвали на военную службу. И Владимир Даль отправился воевать.

Через месяц Даль был уже на Дунае. Здесь он проявил себя неутомимым, смелым и находчивым военным хирургом. Вместе с русской армией он совершил переход через Балканы, оперировал в палаточных госпиталях и прямо на полях сражений.

И все же, несмотря на кровавые ужасы войны, именно тогда Владимир Даль собрал огромное количество материала для будущего словаря. Дело в том, что в воинских частях, где ему довелось служить, находились солдаты со всей России, из самых разных краев и губерний. Если бы война не свела их вместе, не хватило бы даже целой жизни, чтобы объездить все эти земли и услышать тамошние говоры.

По вечерам, уставший после операций, он заходил в солдатские палатки, подсаживался к бивачным кострам и подолгу беседовал с солдатами. Он расспрашивал, как в их деревнях называют те или иные предметы быта, как празднуют свадьбы, какие сказки сказывают, какие песни поют, и тщательно записывал все услышанное в толстые тетради из плотной бумаги.

Через год военных действий записки Даля выросли до таких размеров, что для их перевозки командование выделило ему… вьючного верблюда. На его горбу будущий словарь путешествовал по военным дорогам в виде нескольких мешков, наполненных тетрадями.

Только вернулся Даль из турецкого похода, как в 1831 году его снова призвали на войну. На этот раз ему пришлось воевать с поляками. Здесь-то и совершил Даль свой удивительный подвиг, когда одним махом топора он сумел остановить целую армию. А как это произошло вы можете узнать, прочитав книгу Александра Ткаченко «Владимир Даль».

За свои подвиги Даль был награжден орденом святой Анны третьей степени, Георгиевской медалью на ленте и боевым Владимирским крестом с бриллиантами и бантом.

Когда Даль закончил военную службу, он тут же начал приводить в порядок свои записки. До того, чтобы составить из них настоящий словарь, было еще очень далеко, пока же Даль стал сочинять… сказки.

Слайд 7.

Сказки Даля, это не только народный фольклор, это еще труд талантливого писателя. С его легкой руки в литературу пришел русский язык простого народа.

Даль учил маленьких читателей родному языку, приобщал к народному творчеству, формировал нравственные чувства. Произведения Даля печатались в журналах «Детское чтение», «Семейные вечера», «Задушевное слово».
Для самых маленьких детей он выпустил два сборника: «Первая первинка полуграмотной внучке. Сказки, песенки, игры» и «Первинка другая. Внучке грамотейке с неграмотною братиею. Сказки, песенки, игры». Обе книжки были опубликованы в 1871 году и затем не раз переиздавались. Вам всем хорошо известны замечательные сказки В.И.Даля: «Старик Годовик», «Девочка Снегурочка», «Журавль и цапля», «Лисица – лапотница». Свои сказки Владимир Даль подписывал псевдонимом «Казак Луганский» (Казак – вольный человек, Луганский – по месту рождения)

(Выставка книг В.Даля. Показ книг.)

Сказки Владимира Даля с восторгом были встречены всеми лучшими русскими писателями того времени. Особенно радовался выходу этой книги Пушкин. Кстати, Александр Сергеевич и Владимир Иванович были очень дружны. Известен и тот факт, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже рукопись ее Пушкин подарил Владимиру Ивановичу с надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому от сказочника Пушкина».

Но почему же Пушкин так хотел, чтобы яркая народная речь сказок Даля вошла и в разговорный язык? Дело в том, что большинство образованных русских людей в ту эпоху предпочитали общаться между собой по-французски или по-немецки. Русский же язык считался тогда грубым, и говорить на нем в высшем обществе не любили. Об этом и печалились Александр Сергеевич Пушкин и Владимир Иванович. Оба они, каждый по-своему, старались открыть русским людям всю красоту и очарование родной речи.

Слайд 8.

Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником “Пословицы русского народа”, куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их “ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал “ремешки” - это 180 тем. Среди них “ Ум - глупость”, “Радость - горе”, “Правда – кривда” «Стихия», «Вселенная» и т.д. Даль собрал 30130 пословиц.

Валентин Берестов говорил: “Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал их в полном, неусечённом виде”.

Вот некоторые пословицы в полном виде:

“Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется”

“Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда”

“Собаку съел, а хвостом подавился”

“Утро вечера мудренее, а трава зеленее”.

Слайд 9.

А сейчас давайте посмотрим на сколько хорошо вы знаете пословицы, записанные для нас Владимиром Ивановичем Далем. Ребята, посмотрите, пожалуйста, налево – здесь вы можете увидеть начало пословицы. Посмотрите направо – здесь окончание пословицы. Попробуйте собрать из этих частей собрать целые пословицы.

Игра « Собери пословицу».

Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.

Не спеши языком /торопись делом.

Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.

На печи лежать /так и хлеба не видать.

Труд человека кормит /а лень портит.

У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи

Лентяй праздники знает /да будней не помнит.

Молодцы. Вы прекрасно знаете пословицы.

Слайд 10.

И все же смыслом жизни для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов.

Даль не просто записал, но еще и объяснял каждое слово, подыскивал другие, близкие ему по смыслу, приводил примеры из жизни.

У вас на столах лежит томик словаря Даля. Полистайте его, посмотрите на заметки к словам- это же настоящие маленькие рассказы о быте народа и его труде, о ремеслах, о народных обычаях и поверьях. Они объясняют, в каких избах жили русские люди в старину, какие печи топили, на каких телегах ездили, чем поле пахали, как рыбу удили и как эту рыбу называли, какие щи хлебали, из чего кашу варили, чему учили детишек. Вся жизнь русского человека того времени отразилась в словаре, будто в волшебном зеркале.

Слайд 11.

Как работать со словарем Даля?

Слова Даль расположил по алфавиту, но расставил их не по отдельности, а гнездами. В каждом гнезде слова образованные от одного корня. За исключением слов, которые образовались при помощи приставок. Слова с приставками помещены под теми буквами, с которых начинаются.

НАПРИМЕР:

  • Школа – училище // посевы и присадки деревьев разных возрастов для разводки плодовых или лесных деревьев // выучка лошади // всякое положение человека, где он приобретает находчивость, опыт и знания. Школить значит учить, держать строго под присмотром. Школьник , школяр – ученик, кто ходит в школу. Школярство – сухое, тупое учение неотступно следующее мелочным, часто вздорным правилам. Школьничать, школярить – забавляться школьными шалостями, повесничать

5 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление).

Давайте поработаем со словарем В.Даля. У вас на столах лежит том словаря и рабочий лист. Выполним упражнение №1 . В упражнении указано слово, значение которого нужно найти в словаре.

Работа со словарем.

Слова: Копорка лорнет, дадон, пигалица, прокалякать, шарлота, поклочить, шаль.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Ответы учащихся)

К сожалению мало кто из нас имеет дома такой замечательный словарь. Что же делать если вдруг вам встретится слово, значение которого вам неизвестно, а словаря нет под рукой. Можно обратиться к электронной версии Толкового словаря В.И.Даля.

Слайд 12.

Откройте и включите ваши компьютеры. В адресную строку введите адрес http://v-dal.ru/ .

Перед вами главная страница Толкового словаря живого великорусского языка. На этой странице имеется краткая информация о составителе словаря, алфавитный и предметный указатель. Для удобства поиска слов можно воспользоваться формой, расположенной в верхнем правом углу страницы. Для этого в поисковое окно надо ввести слово и нажать кнопку «найти». Перед вами откроется вся необходимая информация.

Давайте попробуем поработать. Выполняем упражнение №2 .

Найдите значение слова, выберите пословицу или поговорку с данным словом.

Слова: Лесть, мошна, баить, подивить, поспевать, хвастать, попытать, хлебать.

(Работа с электронной версией словаря. Проверка.)

Слайд 13.

А теперь давайте проверим, как внимательно вы слушали и что усвоили на уроке. Для этого я предлагаю вам ответить на вопросы мини-викторины.

Викторина.

  1. Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)
  2. Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, знаток языка и собиратель слов/лексикограф/)
  3. Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский)
  4. Сюжет какой сказки подсказал Даль Пушкину? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
  5. Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”).
  6. Что означает слово “вёдро”?(Ясная погода)

6 этап. Рефлексия и оценивание.

Ну вот и подошел к концу наш урок. Подведем итоги.

  1. Какова была тема нашего урока? (В.И.Даль, человек, который собирал слова. Словарь живого великорусского языка.)
  2. Какие цели мы ставили и достигли мы их? (1) Познакомились с жизнью В.И.Даля; 2) Познакомились с Толковым словарем живого великорусского языка; 3) Научились работать со словарем.

Мы сегодня молодцы, намеченных целей мы достигли. А как вы думаете, пригодится это вам в дальнейшей жизни и как?

7 этап. Домашнее задание.

Слайд 14.

А чтобы закрепить полученные знания и умения выполните домашнюю работу.

Домашнее задание:

  1. Прочитать книгу Александра Ткаченко «Владимир Даль»
  2. В словаре В.И.Даля найти значение слова «дождь», выписать пословицу или поговорку с этим словом.

При подготовке домашнего задания можно воспользоваться электронной версией словаря.

Урок закончен. До свидания.


В.И. Даля знают многие, почти все. Но в основном знают его фамилию и результат его деятельности – «Толковый словарь живого великорусского языка».

Предлагаю вашему вниманию статью о русском немце, о нашем великом соотечественнике, которую написала и прислала мне кандидат филологических наук Зинаида Савиновна Дерягина.

Дело в том, что завтра памятная дата — 4 октября. Это день кончины В.И. Даля. Достойнейший был человек, а, главное, всю жизнь свою посвятил России. И родился в России – в Лугани. То есть — в Луганске…

«Владимир Иванович Даль

К очередной годовщине со дня кончины

Владимир Иванович Даль — автор всем известного «Толкового словаря живого великорусского языка» , ценнейшего пособия прежде всего для всех, кто занимается русским языком и русской литературой. Об этой сокровищнице русского языка написано огромное количество статей и даже стихов, одно из них принадлежит В.Набокову, и было оно навеяно тем, что вдали от своей Родины он вдруг увидел в книжной лавке дорогие его сердцу книги:

Когда изгнанника печаля

Шёл снег, как в русском городке,

Нашёл я Пушкина и Даля

На заколдованном лотке…

В.И.Даль был превосходным знатоком русского языка и его говоров, классификацию которых он составил первым. Современники рассказывали, что иногда он только по двум-трём произнесённым словам мог определить, откуда родом человек, носителем какого наречия является. Он также собирал пословицы, поговорки, загадки, самый разнообразный этнографический материал (объяснение обрядов, поверий, предметов культуры и т.д.), который он всегда использовал в своих литературных произведениях. Но мало кто знает из наших современников, что В.И.Даль — блестящий морской офицер, врач, хирург, гомеопат, писатель (псевдоним Казак Луганский), учёный в области этнографии, статистики, в области зоологии и ботаники. Он был талантливым инженером-конструктором, изобретателем. Он был одним из учредителей Русского географического общества. .На протяжении 36 лет он был на государственной службе (8 лет — чиновник особых поручений при Оренбургском генерал-губернаторе В.А.Перовском; 9 лет — начальник особой канцелярии Министерства внутренних дел России; 10 лет - управляющий Удельной конторы в Нижнем Новгороде).

Василий Перов - Портрет В.И Даля, 1872

В.И. Даль родился 10 (23) ноября 1801 года в Лугани Екатеринославской области (сейчас это город Луганск на Донбассе). Отец его, Иоганн Христиан Даль, был датчанином; мать, Мария Фрейтаг, была немкой, а бабушка его — из рода французских гугенотов де-Мальи. Она занималась переводами на русский язык произведений европейских писателей. Считается, что влияние бабушки не осталось бесследным для В.И.Даля: самым первым его чтением русских книг были именно её переводы.

О родителях своих Даль писал так: «Отец был строг, но очень умён и справедлив; мать добра и разумна и лично занималась обучением нашим, насколько могла; она знала, кроме немецкого и русского, ещё три языка».

Датчанин Иоганн Даль, приняв русское подданство, был искренним патриотом нового своего Отечества. Он служил врачом при Луганском сталелитейном заводе. Позднее семья Ивана Даля переехала в город Николаев, где Даль-старший служил в морском ведомстве. Именно отсюда, из Николаева, Владимира Даля, в 1814 году, когда ему было всего лишь 13 с половиной лет, отвезли учиться в Петербург в Морской кадетский корпус. В 1816 году, то есть 15 лет от роду, Даль был произведён в гардемарины. Тогда этот чин считался офицерским. Вместе с другими двенадцатью гардемаринами Далю посчастливилось сходить на паруснике в Копенгаген. Среди этих гардемаринов был будущий герой Синопа и Севастополя, будущий адмирал П. С. Нахимов.

Позднее об этом своём плавании Даль писал так: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я Отечество моих предков, моё Отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что Отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков. Немцев же я всегда считал народом для себя чужим».

2-го марта 1819 года, когда Далю было 17 лет, он был выпущен из Морского корпуса мичманом на Черноморский флот. И выпускался он двенадцатым по старшинству из 86 человек, то есть окончил он Морской корпус блестяще.

Именно в это самое время, можно сказать, и начинается составление Далем Словаря. А было это так. Из Петербурга ехал молоденький мичман, одетый с иголочки, на паре почтовых лошадей (тогда ещё не была построена Николаевская железная дорога, она появится через несколько десятилетий). Мичманская одежда плохо его грела, он ёжился и жался в санях. Ямщик был из Зимогорского Яма (Новгородская губерния), и он в утешение продрогшему, прозябшему до костей молодому мичману сказал, указывая на пасмурное небо:

— Замолаживает!

Даль переспросил:

Как замолаживает? — Сказано было по-русски, но ему было не совсем понятно, о чём идёт речь.

И ямщик объяснил значение слова: замолаживает — значит, небо пасмурнеет, а это верный признак к оттепели. Видимо, ямщик хотел хоть чем-то утешить замёрзшего морского офицера, именно потому и произнёс это обычное для его наречия слово, но путнику оно было незнакомо. И мичман, несмотря на мороз, окоченевшими от холода руками достал из кармана записную книжку и записывал это слово: «Замолаживать – иначе пасмурнеть», в Новгородской губернии значит «заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

Именно эта дата – март 1819 года — и становится началом работы Даля над сбором материала, а потом и работы над составлением Толкового словаря живого великорусского языка. Именно в это время было записано Далем самое первое слово, а впереди были ещё сотни тысяч русских слов, которые ждали своей очереди…

С тех пор при Дале всегда была записная книжка, в которую он вносил диалектные слова, различные устойчивые обороты, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки. Лет через десять у него было уже несколько толстых тетрадей, исписанных мелким бисерным почерком.

Замечу попутно, что мне посчастливилось видеть записи, сделанные рукой Даля. Это действительно бисерный почерк, и его можно было разбирать очень часто только с лупой. В начале 90-х годов я участвовала в подготовке к изданию нескольких записок Даля, составленных им в то время, когда он служил чиновником особых поручений при Оренбургском генерал-губернаторе В.А. Перовском. Вот эти-то записки Даля я и расшифровывала в августе 1991 года в читальном зале Отдела рукописей Российской государственной библиотеки.

И ещё нужно сказать, что Даль записывал слова везде, где это только можно было сделать. Огромный материал для своего будущего Словаря он собрал во время русско-турецкой войны 1828—1829 годов, в которой он принимал участие как военный врач. Об этом он так писал:….«Нигде это не было так удобно, как в походах. Бывало, на днёвке где-нибудь соберёшь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнёшь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовётся, как в другой, в третьей; взглянешь в книжку, а там уж целая вереница областных речений…».

Во время этого военного похода у Даля накопилось столько записок, что для этого потребовался вьючный верблюд. И однажды в военной суматохе, за два перехода от Адрианополя [совр. – г. Эдирне в Турции - прим. З.Д.], этот верблюд пропал. И об этом Даль вспоминал так: «Я осиротел с утратою своих записок, о чемоданах с одёжей мы мало заботились… К счастью, казаки отбили где-то верблюда и через неделю привели его в Адрианополь... Таким образом, — признавался позднее Даль, — начало русского Словаря было избавлено от турецкого плена…».

В начале своего жизненного пути Даль, наверное, не думал, что будет заниматься составлением Словаря, тем более, что образование он получил военное: окончил Морской корпус в Петербурге. И первые семь лет он служил на флоте – вначале на Черноморском, а потом на Балтийском, но в 1826 году он оставил морскую службу. Подав в отставку и сняв мичманский мундир, он отправился в Дерпт, в старинный русский Юрьев-город, куда в то время переехала его овдовевшая мать с младшим братом. Здесь, в императорском Дерптском университете, В.И.Даль стал студентом медицинского факультета. Через два года (в 1828 году) началась русско-турецкая война. И хотя всех студентов отправили на фронт, потому что за Дунаем, как тогда говорили, наши русские войска встречены были двумя врагами: турками и чумою. Но Даля как способного и очень талантливого студента оставили для того, чтобы он смог держать экзамен на степень доктора медицины. И он блестяще выдержал экзамен не только на доктора медицины, но ещё и хирурга. Надо сказать, что о Дале-хирурге ходили легенды, и говорили даже, что «у него две правых руки». То есть левая рука у Даля была развита так же, как и правая. Позднее самые знаменитые в Петербурге операторы (а именно так называли тогда хирургов) приглашали Даля в тех случаях, когда операцию можно было сделать удобнее всего левой рукой.

И ещё надо заметить, что в то время от искусства хирурга, вернее, от быстроты проведения операции напрямую зависела жизнь больного. Наркоз тогда ещё не применялся, его ввёл лишь во время другой русско-турецкой войны 1853—1855 годов друг Даля – знаменитый врач Н.И. Пирогов. А в начале 19 века, чтобы больной не умер от болевого шока на операционном столе, нужна была молниеносная реакция хирурга. И ещё нужно сказать, что Даль более всего был известен как хирург-окулист. На его счету более сорока успешных операций снятия катаракты. Вот такие сохранились сведения о Дале-враче. Кстати, описание операций Даля с тех пор вошли в учебники медицины.

После того, как закончился турецкий поход, началось польское восстание, и Даль вновь в действующей армии.Его назначили дивизионным врачом 3-го пехотного корпуса, которым командовал генерал-адъютант (впоследствии граф) Ридигер. В один из очень опасных моментов для отряда Даль проявил себя ещё и как инженер-конструктор. Из подручных средств (пустых бочек, плотов, лодок, паромов) он соорудил два понтонных моста, по которым на другую сторону Вислы переправились воинские подразделения. Интересно то, что когда последние русские солдаты вступали на противоположный берег Вислы, поляки внезапно напали на мостовые укрепления. Даль с небольшой командой был оставлен генералом Ридигером для уничтожения этих мостов. И дальше мы приведём рассказ знаменитого писателя П. И. Мельникова-Печерского об этой странице военной биографии Даля:

«… Поляки вступили на мост. Впереди шло несколько офицеров, весело разговаривая. Даль подошёл к ним и объявил, что больные и раненые с врачами и лазаретною прислугой остались в винокуренном заводе, но что он вполне уверен в их безопасности, потому что война идёт с христианами, с людьми просвещёнными. Офицеры обнадёживают Даля в безопасности больных, а сами подвигаются вперёд, весело разговаривая с русским лекарем. За ними вступают на мост передовые люди отряда. Подходя к середине моста, Даль ускорил шаги, прыгнул на одну бочку, где заранее был припасён остро наточенный топор. Разрубив несколькими ударами топора главные узлы канатов, связывавших постройку, он бросился в воду. Бочки, лодки, паромы понесло вниз по Висле, мост расплылся. Под выстрелами поляков Даль доплыл до берега и был встречен восторженными криками нашего войска. Гарнизон мостового укрепления, наша артиллерия и вагенбург были спасены от неминуемой гибели, а польскому корпусу Ромарино была отрезана дорога в Краковское и Сандомирское воеводство, куда он стремился по взятии русскими Варшавы…».

Император Николай Павлович из донесения главнокомандующего князя Паскевича, которое было составлено на основе рапорта генерала Ридигера, узнав об этом подвиге Даля, наградил его Владимирским крестом с бантом. В 1832 году, вернувшись из Польши, В.И.Даль оставил медицину и вышел в отставку, вообщем-то не имея средств к существованию. Почему он так поступил? Видимо, он чувствовал в себе дар литературный. Думаю также, что он, наверное, не отважился бы так изменить жизнь свою, если бы не был в дружбе с ведущими в то время русскими литераторами. Ещё когда Даль учился в Дерптском университете, он познакомился с первым в те времена русским поэтом В. А. Жуковским. А когда он переехал в Петербург, это знакомство переросло уже в дружбу, а дружба с Жуковским сделала В.И. Даля уже другом А.С.Пушкина, а также сблизила его с Н. Языковым, Крыловым, Гоголем, князем Одоевским, братьями Перовскими. На литературное поприще В.И.Даль вступил со сказок. И свой первый сборник (1833) он назвал так: «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый ». О своих сказках он так писал позднее: «Не сказки сами по себе мне важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя показаться в люди без особого предлога и повода — сказка послужила поводом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому раскрывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке».

И ещё надо сказать, что таким был взгляд самого Даля не только на сказки, написанные народным языком, но и на свои рассказы, повести, очерки, которые появились у него позднее. В своих литературных произведениях Даль хотел изобразить черты народного быта в неподдельном его виде. И здесь важно отметить, что до этого в нашей литературе русский простолюдин, русский крестьянин выводился или слащаво, идиллически (например, чуть ли не с розовым веночком на голове, как у Карамзина и у его подражателей), или же в грязном и карикатурном виде.

Напомню, что в то время ещё не было произведений Гоголя, не было Записок охотника Тургенева, не было рассказов Толстого. И открывателем так называемой натуральной школы в русской литературе был именно Даль (Казак Луганский). И ещё надо сказать, что современный русский человек даже и не подозревает о том, что в 19 веке В.И.Даль был одним из самых известных и читаемых русских писателей. Произведения его печатались в лучших журналах и в лучших альманахах, сочинения его выходили отдельными сборниками, двух- и четырёхтомниками и многотомными собраниями. А критики всех направлений обращали внимание буквально на каждое новое его выступление в печати, они подробно разбирали его сказки, очерки, рассказы, повести. Но в 20 веке Даля перестали читать и даже просто упоминать его как писателя. И действительно Даля-писателя мы совсем не знаем. Почему же он стал неугоден в 20 веке, в советское время? Скорее всего, потому, что он, как никто из русских писателей 19 века, хорошо знал всю Россию, жизнь всех слоёв тогдашнего общества и потому Даль не участвовал в создании образа «лапотной, тёмной, необразованной» России. А ведь именно такой образ России сложился в нашей литературе 19 века и именно такой образ царской России был нужен новой революционной власти, чтобы на этом отрицании строить новую политику 20 века!

Ещё раз заметим, что образ «лапотной, тёмной и необразованной» России был создан именно русскими писателями 19 века, которые в большинстве своём были выходцами из дворян Центральной России, и, кстати говоря, все они — баре , и все они знали только барских крестьян. Им не был знаком не крепостной, то есть свободный русский крестьянин. Попутно добавим, что крепостных крестьян в России было чуть более 30 % (по данным современного историка М.М.Громыко). И, к примеру, на Русском Севере, на Урале, в Сибири, а это огромные территории, русские люди крепостного права просто не знали.

Мне хочется привести интересные размышления Владимира Ивановича Даля о русском крестьянине. Он так писал: «…Известное дело, чем дальше у нас пойдёте на север, тем зажиточнее находите мужиков, и тем более опрятности и роскоши найдёте в образе их жизни.

…Вы, может быть, и не знаете, что есть в России такие места, где крестьянки в праздник не иначе показываются на улицу, как в шелку, в парче и в жемчуге; а девушка выплакала бы глаза от позора, если бы ей пришлось выйти не в белых шёлковых полудлинных перчатках! В средней полосе у нас живут, коли хлеб жуют, а порою не брезгуют и мякиной и лебедой; на севере – волка ноги кормят; три-четыре месяца летних, где хлеб родится, не могут прокормить всю семью, по крайней мере полевые работы этим сроком оканчиваются, и остальные восемь [месяцев] идут на промыслы разного рода, и деньги быстро оборачиваются из рук в руки…» . Это – слова В.И.Даля о русском крестьянине.

Оказывается, точно также думал и писал о русском крестьянине и наш великий Пушкин. Мы приведём небольшой отрывок из пушкинского Путешествия из Москвы в Петербург:

«... Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлёности и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны. Путешественник ездит из края в край по России, не зная ни одного слова по-русски, и везде его понимают, исполняют его требования, заключают с ним условия. Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud (ротозеем или зевакой); никогда не заметите в нём ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; а у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедноты. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывается по нескольку раз в день …».

Вот так писали Даль и Пушкин именно о крепостной России, а другой России они и не могли знать! И не верить им нельзя! Но мы продолжаем повторять, навязанные нам слова, навязанное нам представление об отсталой, грязной, неумытой, безграмотной России…

Первый сборник сказок В.И.Даля сразу же получил самые восторженные отклики. О его сказках с особой похвалой отзывался Пушкин. Считается, что именно под влиянием этих далевых сказок Пушкин написал одну из самых лучших своих сказок («Сказку о рыбаке и золотой рыбке») и преподнёс её Далю с такой надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому, сказочник Александр Пушкин».

В то же самое время этот сборник Даля был встречен и крайне отрицательно. В его сказках увидели «насмешки над правительством, жалобу на горестное положение солдат и пр.пр.» На Даля поступил донос, и он был арестован. По предположениям его биографов, из заточения его вызволил Жуковский (уже на следующий день): в то время Жуковский был воспитателем наследника русского престола. А один из братьев Перовских – Василий Алексеевич — в то же самое время готовился занять должность генерал-губернатора в Оренбурге, и он предложил начинающему талантливому литератору и известному хирургу службу чиновника особых поручений.

Так начинается блестящая карьера В.И.Даля. На протяжении 36 лет он был государственным чиновником самого высокого ранга, занимаясь административными вопросами. В Оренбурге он прослужил 8 лет, именно там были созданы самые лучшие его литературные произведения, поставившие Казака Луганского в ряд ведущих русских писателей 19 века.

В.И.Даль вернулся в Петербург в 1936 году, где стал ближайшим свидетелем трагической кончины А.С.Пушкина, от которого он получил на память перстень-талисман. Не покидая медицины (его особенно стала интересовать офтальмология и гомеопатия), он продолжает писать литературные произведения (сборник «Были и небылицы» — 1834—1839), пишет статьи о русском языке (1842), о русских пословицах (1847), о поверьях, суевериях и предрассудках русского народа (1845). В это же время он служит на высокой должности начальника особой канцелярии МВД России.

В 1849 году В.И.Даля назначили управляющим Удельной конторы в Нижнем Новгороде, где он прослужил 10 лет. По отзывам его современников, Даль был «чиновником странным»: он везде собирал материал для своего Словаря. На его анкеты отвечали священники и полицейские, сельские учителя и врачи, уездные служащие. И даже целые канцелярии были заняты перебеливанием (то есть переписыванием начисто) присланных из всех уголков Российской империи ответов на анкеты и составлением картотек. Рабочий день самого чиновника-литератора- лексикографа начинался в 9 утра и заканчивался в 3 часа ночи. Очень много материала для Словаря дала ему Нижегородская ярмарка, куда съезжалась вся Россия. Он прекрасно разбирался в торговле, в промыслах, прекрасно знал всё устройство крестьянского хозяйства. И как писал в своих воспоминаниях Мельников-Печерский, «Крестьяне верить не хотели, что Даль был не природный русский человек. Они говорили: Он ровно в деревне взрос, на палатях вскормлен, на печи вспоен…. И до всякого-то крестьянского дела какой он доточный… Там борону починил, да так, что нашему брату и не вздумать, там научил, как сделать, чтобы с окон зимой не текло да угару в избе не было, там лошадь своими крупинками вылечил… Этими крупинками он лечил и людей, и скотину. Приедет и, прежде чем толковать о деле, обойдёт больных, кому сделает операцию, кому даст врачебный совет…».

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даль писал уже в Москве, куда он переселился из Нижнего Новгорода, выйдя в отставку в 1859 году. Жил он на Пресне в собственном доме, построенном ещё до войны 1812 года. В этом доме стояли французы. Не умея топить русские печи, они разводили костёр прямо на паркете, который выгорел, но сам дом чудом уцелел. Он уцелел и в 20 веке: в 1941 году, когда во время налётов на Москву, во двор дома была сброшена бомба, она не взорвалась. Как оказалось, вместо детонатора был вложен чешско-русский словарь (он хранится сейчас в Музее истории Москвы). В доме на Пресне сейчас располагается музей В.И.Даля (в двух мемориальных комнатах).

Из Нижнего Новгорода Даль привёз в Москву свой Словарь, окончательно разобранный до буквы. Словарь начал выходить в 1861 году, и через восемь лет (1868 год) он был опубликован полностью. Вот как об этом событии писал друг Даля — П.И.Мельников-Печерский:

«… Четыре огромные тома в 330 листов, плод 47-летних неустанных трудов явились пред русскою публикой. Как бы загремело имя Даля, если б это был словарь французский, немецкий, английский! А у нас хоть бы одно слово в каком-нибудь журнале. Ни один университет не выразил своего уважения к монументальному труду Даля возведением его на степень доктора русской словесности, между тем как дипломы на докторскую степень раздавались зря. Ни один университет не почтил составителя Толкового Словаря званием почётного члена или хотя бы простым приветом неутомимому труженику, окончившему столь великое дело! Я не знал человека скромнее и нечестолюбивее Даля, но его удивило такое равнодушие. Впрочем, я ошибся: один университет, в России находящийся, с должным уважением отнёсся к труду Даля. Это университет немецкий, существующий в истинно русском городе Юрьеве, ныне Дерптом именуемом. Оттуда прислали Далю за русский Словарь латинский диплом и немецкую премию …».

Поддержал В.И.Даля ещё академик М.П. Погодин, историк и писатель. Он выступил с таким заявлением: «Словарь Даля кончен. Теперь русская академия без Даля немыслима. Но вакантных мест ординарного академика нет. Предлагаю: всем нам, академикам, бросить жребий, кому выйти из академии вон, и упразднившееся место предоставить Далю. Выбывший займёт первую, какая откроется, вакансию ». Но академики с этим предложением не согласились, и В.И. Даль был избран только почётным членом АН (1868), которая позднее удостоила его Ломоносовской премии за Словарь (1869 год).

В.И.Даль был человеком необычайно талантливым. Вот как о нём писал знаменитый хирург Н.И.Пирогов, друг его и однокашник по Дерптскому университету: «Это был человек, что называется на все руки. За что ни брался Даль, всё ему удавалось сделать». И добавим ещё: это был человек, который всю свою долгую жизнь преданно и честно служил России, русскому народу, русской науке, русской литературе... И не случайно он так писал о себе: «Отец мой выходец (то есть иностранец), а мое Отечество Русь, Русское государство!».

Зинаида Савиновна Дерягина

канд.филол.наук».



Рассказать друзьям