По тексту Ильина когда я наблюдаю современную жизнь (ЕГЭ по русскому). – Почему произошла такая перемена

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

12.11.2012 7

Вы не знали моего прадеда?.. Жаль... Это был добрый и привлекательный человек... Ему было уже 76 лет, когда Господь отозвал его в Свои селения. Он был резчик по дереву, большой мастер; и тонкие работы удавались ему прямо удивительно: кружево, да и только, и с каким вкусом! А больше всего он радовался, когда мог подарить какую-нибудь изящнейшую вещицу значительному, талантливому человеку. Тогда он приговаривал: «Ведь этим я вошел в его жизнь, я помог ему найти в жизни хоть маленькую радость»...— и улыбался счастливой улыбкой.

А, значит, вы его все-таки встречали?.. Да, да, это был он: с длинными, белыми волосами... Высокий лоб, мечтательные, немножко отсутствующие глаза и незабываемая улыбка: будто все вокруг улыбнулось... Да, и последние годы он ходил немного сгорбившись. Вот о нем-то я и хотел вам рассказать.

Видите ли, когда я наблюдаю современную жизнь, то мне часто кажется, что люди придают чрезмерное значение всякому имуществу и богатству, как будто большое состояние равносильно большому счастью. А это совсем не верно. Кто так думает и чувствует, тот, наверное, проживет несчастливую жизнь. И этому я научился у моего покойного прадеда.

Ему всю жизнь приходилось зарабатывать себе пропитание, и это давалось ему подчас не легко; и несмотря на это, он был одним из самых счастливых людей на свете. Вы спросите, как ему это удавалось?.. А это он и называл «искусством владения» - или щедростью.

Он был седьмым в своей семье, и притом младшим; одни мальчики. Старшие братья были все черствые и жадные. На него они смотрели свысока и ничего ему не давали. Родители у него умерли рано, и он едва мог дотянуть до конца городского училища.

Тогда братья заявили ему: «Изволь сам себе зарабатывать пропитание». Ссориться и пререкаться он не любил и стал учиться тому, к чему его особенно тянуло: резьбе по дереву и игре на скрипке. С резьбой у него сразу пошло; вещи его очень нравились. И он объяснял это так: «Я от души это делаю, с любовью, а люди это чувствуют; ведь они все ищут в жизни любви, прямо голодают по ней; вот им и нравится»...

Через год он не только зарабатывал себе на хлеб (жизнь-то тогда была дешева), но платил сам и за скрипичные уроки. Тогда он ушел от братьев и стал жить у бездетного дяди. Там его тетка очень любила; так и называла его - «голубчик мой». А в нем и вправду было что-то голубиное.

А уж образование свое он позднее пополнял ненасытным чтением. Бывало, только возьмет в руки смычок, так мелодия и польется. Все сидят и слушают, как очарованные, и у всех глаза влажные. И горечь жизни забудешь: будто все заботы и тягости с тебя сняли и только сердце поет. Как он играл русские народные песни, да еще в настоящих древне-народных тонах и гармониях... Он потом с Мельгуновым водился и с гуслярами все дружил...

Бывало, сам стоит серьезный, благоговейный; и только глаза сияют блаженством. Вы спрашиваете про «искусство владения»? Сейчас, сейчас расскажу... Бедности он не знал. Но и богатым никогда не был. Два раза ему сватали богатых невест. Он сам мне об этом рассказывал: «Обе были из твердого дерева и грубой резьбы. Таких нельзя любить. И никакого пения в них не было. А во владении они тоже ничего не понимали: обожали свое богатство, оно из них так и смотрело. Ведь у каждого из нас свое главное из глаз глядит, а у них глядела жадность».

Позднее он женился на моей прабабушке и жил с ней душа в душу. Она была необычайной доброты, бедна, но умна и первая певунья на свадьбах; все старинные свадебные песни знала и как зальется, так все слушают и не дышат. Когда прадед начинал, бывало, рассказывать или советы давать, я мог слушать часами, неотрывно. Потом я стал даже кое-что записывать для памяти.

Вот и про владение. «Слушай, малыш, - говорит он мне раз, - есть особое искусство владеть вещами; и в нем секрет земного счастья. Тут главное в том, чтобы не зависеть от своего имущества, не присягать ему. Имущество должно служить нам и повиноваться. Оно не смеет забирать верх и господствовать над нами. Одно из двух - или ты им владеешь, или оно на тебе поедет. А оно - хи-и-трое. Только заметит, что ты ему служишь, так и начнет подминать тебя и высасывать. И тогда уж держись: проглотит тебя с душою и телом. И тогда тебе конец: оно займет твое место и станет твоим господином, а ты будешь его холопом. Оно станет главным в жизни, а ты будешь его привеском.

Вот самое важное: человек должен быть свободен; да не только от гнета людей, но и от гнета имущества. Какая же это свобода: от людей независим, а имуществу своему раб? Свободный человек должен быть свободным и в богатстве. Я распоряжаюсь; мое имущество покоряется. Тогда я им действительно владею, ибо власть в моих руках. Тут нельзя бояться и трепетать.

Кто боится за свое богатство, тот трепещет перед ним: как бы оно не ушло от него, как бы оно не повергло его в бедность. Тогда имущество, как ночной упырь, начнет высасывать человека, унижать его, и все-таки однажды, хотя бы в час смерти, покинет его навсегда...

Вот я вырезаю по дереву. Это удается мне потому, что я владею моим скобелем и могу делать с деревом все, что захочу. Поэтому я могу вложить в мою резьбу все мое сердце и показать людям, какая бывает на свете нежная красота и радость.

Или вот - на скрипке. Смычок и струны должны меня слушаться; они должны петь так, как у меня на душе поет. Любовь владеет мною, а я владею скрипкой; вот она и поет вам всем про радость жизни и про Божию красоту.

То же самое и с имуществом. Оно дается нам не для того, чтобы поглощать нашу любовь и истощать наше сердце. Напротив. Оно призвано служить нашему сердцу и выражать нашу любовь. Иначе оно станет бременем, идолом, каторгой. Недаром сказано в Евангелии о маммоне. Кто верует в Бога, тот не может веровать в богатство, а кто раз преклонился перед чужим или перед своим богатством, тот сам не заметит, как начнет служить дьяволу...

Дело не в том, чтобы отменить или запретить всякое имущество; это было бы глупо, противоестественно и вредно. Дело в том, чтобы, не отменяя имущество, победить его и стать свободным. Эта свобода не может прийти от других людей; ее нужно взять самому, освободить свою душу. Если мне легко думать о своем имуществе, то я свободен. Я определяю судьбу каждой своей вещи и делаю это с легкостью; а они слушаются.

Мое достоинство не определяется моим имуществом; моя судьба не зависит от моего владения; я ему не цепная собака и не ночной сторож; я не побирушка, выпрашивающий копейку у каждого жизненного обстоятельства и прячущий ее потихоньку в чулок. Стыдно дрожать над своими вещами; еще стыднее завидовать более богатым.

Надо жить совсем иначе: где нужно, там легко списывать со счета; где сердце заговорит - с радостью дарить; снабжать, где у другого нужда; с радостью жертвовать, не жалея; не требовать возврата, если другому невмоготу; и братски забывать о процентах. И главное, - слышишь, малыш, - никогда не трепетать за свое имущество: «Бог дал. Бог и взял, да будет благословенна воля Его». Кто трясется за свое богатство, тот унижается, теряет свое достоинство, а низкому человеку с низкими мыслями лучше вообще не иметь богатства»...

«В умных книгах пишут, - сказал он мне раз, - что имущество есть накопленный труд, а по-моему, и труд, и имущество от духа и для духа. А дух есть прежде всего - любовь. Поэтому у настоящего человека имущество есть запас сердца и орудие любви. Богатому человеку нужно много сердца; тогда можно считать, что он заслужил свое богатство. Много денег и мало сердца - значит, тяжелая судьба и дурной конец».

Бывало, поговорит так и возьмется за свою скрипку и начнет играть старинные русские песни, одну за другой: «Верный наш колодец» и «Не пой, соловушка» и еще много других, а я сижу счастливый и слушаю... И все это он навсегда врезал мне в душу: И песни эти я и сейчас не могу слышать равнодушно. Эх, сколько свободы и доброты в русском человеке! Какая ширина, и глубина, и искренность в его песнях! И кажется мне, что прадед мой думал и жил, как настоящий мудрец.


Предыдущие записи

Люди, занимающиеся саморазвитием, совершенствующие свое тело, ум и укрепляющие контакт со своим духом, довольно быстро узнают, что их действия, реакции и даже мысли определяются их внутренними программами. И тогда начинается исследование - что это за программы, помогают они человеку в жизни или, напротив, создают ограничения и страдания. Вслед за этим появляется возможность выбора – не автоматическая реакция, оценка, а правда своего сердца «здесь и сейчас». А открытое сердце бесстрашно. И оно гораздо ближе к самой сути всего, происходящего во Вселенной, чем набор привычных социуму представлений о том, как устроена жизнь. Вот, к примеру, вопрос жизни и смерти. Ну кто, казалось бы, не знает, что человек рождается, живет и умирает? Все мы слышали: «Каждый шаг в жизни – это шаг к смерти», и прочие разные по глубине и красоте высказывания и аллегории.


Выдержки из книги Филиппа Зимбардо "Застенчивость".
Ф. Зимбардо предложил методы, которые помогут Вам преодолеть низкую самооценку и сформировать ощущение уверенности в себе.

Постарайтесь выполнить все предложенные действия. Каждое поможет Вам приблизиться к достижению положительного самовосприятия.

Описанные ниже 15 шагов помогут Вам в организации Ваших усилий.

1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах, и соответственно сформулируйте свои цели.

2. Решите, что для Вас ценно, во что Вы верите, какой Вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, чтобы воспользоваться этим, когда наметится прогресс.

Человек обладает способностью «самоосознания», что позволяет ему оценивать свой собственный и чужой опыт, создавать и разрушать свои привычки, менять схемы поведения и делать выводы.

Мы - не наши чувства, мы - не наше настроение. Мы - даже не наши мысли. Самоосознание позволяет нам «выходить из себя» и исследовать даже то, как мы «видим себя». То, как мы «видим» себя, воспринимаем себя - является одной из наших базовых установок, влияющих на наше поведение и восприятие окружающего мира. Пока мы не узнаем, как мы воспринимаем себя, мы не сможем понять других.

Если наше самовосприятие определяется социумом и окружающими, то это похоже на оценку себя по отражению в кривом зеркале. В этом случае мы теряем свободу выбора - свою способность действовать на основе самоосознания, совести, воображения и независимой воли, не поддаваясь никаким другим влияниям.


“Видите ли, когда я наблюдаю современную жизнь, то мне часто кажется, что люди придают чрезмерное значение всякому имуществу и богатству, как будто большое состояние равносильно большому счастью. А это совсем не верно. Кто так думает и чувствует, тот, наверное, проживет несчастливую жизнь. И этому я научился у моего покойного прадеда». Так писал русский философ, писатель публицист Иван Александрович Ильин.


Я прочитала статью « В чем смысл жизни» в журнале «Благодарение с любовью», где И.А.Ильин рассказывает о своем прадеде.

Она заставила меня задуматься о том, как часто мы в погоне за призрачным богатством забываем о родных, близких, которых обделяем своим вниманием. Надеюсь, эта тема волнует не только меня.

Я не редко наблюдала, как у людей, занимающихся сетевым бизнесом, портились отношения в семье, с друзьями, а потерпев неудачу в одной компании, они искали другую.

Почему так происходит? Наверное, причина в нас, в нашем отношении к делу. Что мы ищем? Деньги? Богатство? Ради кого? В погоне за деньгами упускаем из виду, что главное принести благополучие людям.

Насколько честны мы сами с собой? Как тщательно мы выбираем компанию и продукт, чтобы потом с искренним чувством предлагать его другим? Порой люди очень доверчивы! Или наоборот, не доверяют никому и отказываются от помощи, которая могла бы решить их проблемы.

Вот советы прадеда И.А. Ильина, который прожил по его словам счастливую жизнь. Текст частично взят из этой статьи.

«Слушай, малыш, - говорит он мне раз, -есть особое искусство владеть вещами; и в нем секрет земного счастья. Тут главное в том, чтобы не зависеть от своего имущества, не присягать ему. Имущество должно служить нам и повиноваться. Оно не смеет забирать верх и господствовать над нами.


Одно из двух: или ты им владеешь, или оно на тебе поедет. А оно – хи-и-трое. Только заметит, что ты ему служишь, так и начнет подминать тебя и высасывать. И тогда уж держись: проглотит тебя с душою и телом. И тогда тебе конец: оно займет твое место и станет твоим господином, а ты будешь его холопом. Оно станет главным в жизни, а ты будешь его привеском.

Вот самое важное: человек должен быть свободен; да и не только от гнета людей, но и от гнета имущества. Какая же это свобода: от людей независим, а имуществу своему раб?

Свободный человек должен быть свободным и в богатстве. Я распоряжаюсь; мое имущество покоряется. Тогда я им действительно владею, ибо власть в моих руках. Тут нельзя бояться и трепетать. Как бы оно не ушло от него, как бы оно не повергло его в бедность. Тогда имущество, как ночной упырь, начнет высасывать человека, унижать его и все-таки однажды, хотя бы в час смерти, покинет его навсегда…

Оно дается нам не для того, чтобы поглощать нашу любовь истощать наше сердце. Напротив. Оно призвано служить нашему сердцу и выражать нашу любовь. Иначе оно станет бременем, идолом, каторгой.

Мое достоинство не определяется моим имуществом; моя судьба не зависит от моего владения; я ему не цепная собака и не ночной сторож.

7555

Я наблюдаю за реформами всю современную историю Украины и не видел ни одной, которая была бы нормально подготовлена

Мне часто задают вопрос, какие реформы должны быть внедрены в первую очередь? Мы настолько опоздали, что уже нет никакой очереди. Все реформы перезрели. И, слава богу, что наступил момент (связанный с нашим Майданом), когда западные эксперты хором говорят, что за эти три года все равно сделано больше, чем за 20 предыдущих лет.

Скачок изменений в стране был совершен в 1994-1999 годах. Речь идет о реформах, проведенных во времена Кучмы. Тогда мы начали строительство нашего доморощенного и весьма неумелого капитализма. Тогда были определены фундаментальные вещи и приняты соответствующие законы. Мы живем в этом мире до сих пор: у нас есть рынок недвижимости, частная собственность на землю. На тот момент это был рывок, но после него все застыло. И главное, что мы сделали за последние три года - это признали, что очень сильно отстали.

Если вернутся к первоочередности, то самые необходимые сегодня реформы для нас - это судебная, пенсионная, реформа избирательной системы и здравоохранения. Можно также упомянуть реформу фондового рынка. Все они связаны друг с другом.

Земельная реформа встретит наибольшее сопротивление

В этот же список входит земельная реформа. Однако она встретит наибольшее сопротивление, сравнимое лишь с антикоррупционным движением. Если борьба с коррупцией вызовет массу конфликтов, затронув наши социальные отношения (ведь вся наша жизнь пронизана коррупцией), то земельная реформа будет столь же конфликтной из-за традиционных ценностей большей части населения Украины. Многие считают, что землю продавать нельзя. Хотя при желании вы сможете, не отходя от компьютера, приобрести немножко земельки в США или любой другой стране. У нас же - нельзя. Это традиционные доиндустриальные ценности, с которыми очень трудно бороться. А наша оппозиция с наслаждением использует доиндустриальные ценности ради снижения рейтингов тех, кто пытается что-то поменять. Но без торговли землей нельзя говорить о современном рыночном хозяйстве.

Еще один камень преткновения для многих - пенсионная реформа. Она была подготовлена еще в 2008 году. Нынешняя обновленная версия менее радикальна, исправляет целый ряд методических ошибок и справедливее (например, обновляет пенсии тем, кто очень давно их получает). И в целом в ней немало новаций, норм, позволяющих балансировать затраты на пенсии с доходами Пенсионного фонда. Без этих новаций существовать дальше невозможно, хотя снова-таки назвать реформу радикальной нельзя.

С отрицательным или нулевым ростом населения нынешняя пенсионная система - когда работающие отдают часть своих доходов неработающим - обречена. Она обречена, как финансовые пирамиды. Это своеобразный МММ, только без мошенничества. Такой тип реформ рассчитан на растущее население. Поэтому мы на какое-то время, на пару лет, сбалансируем затраты и расходы, связанные с пенсиями. Но без конца балансировать их невозможно. Чем меньше денег, тем больше балансирование осуществляется за счет ужесточения условий получения пенсий, будь-то возраст или стаж.

Поэтому все понимают (в том числе и правительство), что неизбежна пенсионная реформа, сочетающая солидарную систему, как гарантию от нужды и нищеты, и накопительную систему, обеспечивающую достойный образ жизни. Поэтому текущую версию назвать радикальной нельзя.

И тут возникает вопрос, насколько в принципе реформы подготовлены. Я наблюдаю за реформами всю современную историю Украины и не видел ни одной, которая была бы нормально подготовлена. Может быть, я ошибаюсь только в отношении денежной реформы. Остальные не были подготовлены и все время исправлялись уже на ходу. И всегда находились люди, которые зарабатывали на всех реформах.

Этот круг нам придется пройти и сейчас, потому что в государстве нет стратегических структур и навыков стратегического планирования. Если взглянуть на нашу государственную систему, то мы не увидим структуры, занимающиеся стратегией.

При этом, несмотря ни на что, мы не должны прекращать изменения, которые уже перезрели.

Политикон - словарь новейших слов и понятий, имеющих общественное звучание; в широком смысле все, что касается полиса, т.е. жизни общества. Это словарь явлений, для которых пришла пора быть названными.

Убещур

Когда я наблюдаю современную политическую жизнь в России, в частности, ее околовыборный энтузиазм, мне на память приходит цитата из Алексея Крученых: «Дыр бул щил убещур». Слова эти - образец поэтической зауми, жест сознательной бессмыслицы. Но в языке нет практически ничего, что не содержало бы в себе зачатков смысла, даже вопреки намерению автора. Все, что артикулируется в буквах и фонемах, так или иначе обречено на смысл, хотя бы отдаленный, размытый. Вот и в этом эпатажном «убещур» мне слышится полноценное слово, весьма выразительное, а может быть, даже и незаменимое в характеристике нашей эпохи. В сообщениях газет и радио, на экране телевизора - сколько мелькает этих убещуров ! Они стадами приходят к микрофонам и жадно глотают своими речами воздух, оставляя вокруг себя безвоздушное пространство.

УбещУр - идейный ящер, политтехнолог, идеолог, тот, кто имеет власть убеждать и обещать и пользуется убеждением как орудием власти; чиновник, отвечающий за политику, идеологию, пропаганду, контакты с прессой.

Слово «убещур» включает в себя две полуморфемы: убе (ждать) и (пра)щур . В этом втором слоге звучат также «ящер» и «ящур» - нечто древнее, ископаемое, звериное.

Убещур - это мыслечудовище, может быть, и ископаемое, но хищное, рыщущее среди нас, охотник за нашими головами. Убеждает, обещает, «убещает», увещевает. Возвращается в свою берлогу с добычей многих голов и вылизывает их мозг.

Вокруг Кремля рыщут стаи убещуров, они приходят сюда на водопой. А чуть поодаль резвятся стайки молодых, но уже проворных, вполне наших, точнее, ихних, убещурчиков.

«А это кто?» - «Главный убещур министерства». - «Убеждать пришел?» - «Нет, будет вручать премии».

Внимание! На телевизионной арене происходит схватка двух убещуров в тяжелом весе: г. Б. и г. П.

УбещУрить, убещУрствовать - глагол по значению существительного «убещур».

Пожалуйста, не надо меня убещурить, я сам все понимаю, сочувствую, вот вам моя рука и подпись.

О речевом эгоизме. Осебейщики и осебейщицы

Встречаются такие люди, которые по-настоящему любят и умеют говорить только о себе, о своих занятиях, интересах и т.д. Этот тип часто встречается и среди публичных фигур (политиков, артистов и т.п.), умеющих сполна насладиться своей публичностью.

В русском языке есть ряд существительных, образованных от возвратного местоимения «себя» в разных падежах (от себя, между собой): отсебЯтина – несогласованная, вредная инициатива, самодеятельность, самоволие, любительщина; междусобОйчик – частное мероприятие, приятельский разговор, общение, куда допущены только свои.

Oт этого же возвратного местоимения в предложном падеже (о себе) образуются и существительные: осебЕйщик, осебЕйщица – тот или та, кто говорит только о себе, использует любые темы и поводы, чтобы повернуть разговор на себя.

«Ну и что он рассказывает о выставке?» – «Рассказывает о том, как его обошли и почему он там не представлен. Ты же знаешь этого осебейщика. Зато о себе он говорит талантливо, этого у него не отнимешь».

Я ходила в эту компанию, а потом перестала. Соскучилась. Там же все осебейщики. Ждут только удобного случая, чтобы поговорить о себе.

Стоит добавить, что осебейщицы встречаются не реже, чем осебейщики.

Алевтина слыла среди своих подруг «честной осебейщицей». Она не начинала говорить о себе с бухты-барахты, но слушала внимательно, дожидалась, пока не прозвучит то, что можно применить к себе. И вот тогда, на очередном витке разговора, плавно сворачивала на себя.

ОсебЕйщина – склонность говорить только о себе.

Это не конференция, а ярмарка любительства и тщеславия. Одни несут отсебятину, другие - осебейщину. О науке никто не говорит.

Осебейщик – не обязательно эгоист или себялюбец. Эгоист – тот, кто заботится только о себе, действует ради своей пользы и интересов. Себялюбец – тот, кто любит только себя. Среди осебейщиков встречаются добрейшие, самоотверженные люди, готовые многое сделать ради других. Щедрыe, заботливыe, доброжелательныe. Но говорить у них вольно или невольно получается в основном о себе. Так что осебейщина как форма речевого эгоизма заслуживает отдельного наименования.



Рассказать друзьям