Почему печорина можно назвать героем. Почему роман М.Ю

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Действительно ли Печорин является героем своего времени

Я думаю да, в Печорине мы можем увидеть героя своего времени. Причем героя не в смысле человека, совершающего подвиги, а человека, персонажа, как один из эпизодов жизни.

Он, как персонаж очень символичен, я вижу в нем не только личность, а отражение эпохи, всего общества. Мне кажется, автор пытался в одной личности уместить все, и достоинства, и недостатки: ум, проницательность, фатализм, любовь, соперничество, зависть, ревность - словом, абсолютно все, что присуще обществу и каждому индивиду в отдельности. Благодаря такому воплощению, намного проще понять и увидеть, что из себя представляет тот «мир», в котором все живут, в этом, считаю, огромнейшая заслуга.

Сам герой очень интересен. Он индивидуален, видимо, этим и привлекает сильное внимание. Он шел против системы, против толпы, рамок, можно было бы назвать это нигилизмом, однако же, все вполне объяснимо с его стороны. В нем уживаются совершенно несовместимые качества, практичность, рациональность, расчет, и привычка рассчитывать только на себя и в тоже время, вера в судьбу, предназначение. Кажется, будто такие люди появляются с некоторой периодичностью, когда общество особенно в них нуждается, для того чтобы понять, что что - то не так, надо повернуть, изменить жизнь… Автор не стремится проявить отношение или настроить читателя, он просто повествует, причем с разных точек зрения, от лица разных героев, чтобы у каждого возникли свои ассоциации, и каждый понял, что в его время тоже обязательно найдется «герой».

Думаю, да, безусловно он был, есть и останется героем не только своего, но и нашего времени.

Почему М. Лермонтов назвал Печорина «героем времени»

Роман «Герой нашего времени» является одним из шедевров русской литературы . Он продолжает оста-ваться современным и в наши дни, хотя с момента его написания прошло уже более ста шестидесяти лет. Но особенно велика роль этого произведения была в лермонтовскую эпоху. И чтобы лучше понять это, нужно хорошо представлять себе социально-политическую обстановку России в тридцатые годы девятнадцатого века.

Восстание декабристов как бы разделило жизнь то-гдашней России на «до» и «после» него. Время, после-довавшее за 1825годом, было мрачное и жестокое, и это связано было с усилением реакции со стороны цар-ского правительства. Сложившийся в стране казар-менный распорядок жизни отнимал всякую надежду большей части молодых образованных людей на воз-можность каких-либо перемен к лучшему, рушил веру в необходимость служения добру, в обязательное его торжество. Россия словно оцепенела, живая мысль беспощадно преследовалась. Именно поэтому рассматриваемая нами эпоха стала временем глубо-ких сомнений во всех нравственных ценностях. Не-удивительно, что судьбы большинства мыслящих лю-дей государства оказались чрезвычайно сходными. Каждое время рождает свой господствующий тип личности. Отличительной чертой эпох безвременья, особенно таких, которые длились долго и отличались тяжелой мрачностью, всегда был тип человеческой личности, получивший в истории русской обществен-ной мысли грустное название «лишний человек».

Григорий Александрович Печорин является ярким представителем этой категории людей. Перед нами — молодой двадцатипятилетний человек, дворянин по происхождению. Но он вовсе не гордится своим родовым именем и принадлежностью к высшему свету, его мало привлекает привилегированное положение в об-ществе, свойственное аристократии. Печорин — «че-ловек, ставший на путь откола от своей социальной среды. Для его судьбы и жизненного положения ха-рактерно расхождение между тем, что он представля-ет собою по признакам формальным, и тем, что он есть на самом деле»,— отмечает литературовед Е. Михай-лова. Он богат, щедр и расточителен, разменивает бес-цельно свою жизнь в «страстях пустых и неблагород-ных», задающий себе один мучительный вопрос: «...зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, вер-но, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы не-объятные; но я не угадал этого назначенья...»

Лермонтов отправляет своего героя на Кавказ. Это был типичный путь для неуживчивой дворянской мо-лодежи того времени. Е. Михайлова в критической статье, посвященной данному роману, отмечает, что «это было как бы двойным испытанием: выдержит ли этот новый, реальный Кавказ... проверку требования-ми действительности, не поставленного на ходули «героя времени». И наоборот, сам герой, лишённый романтического грима, кем окажется он в сопоставле-нии с «детьми природы», какие стороны личности вы-ступят яснее в нем от этого соседства? ».

Печорин всегда остается верен сам себе. Он офицер, служит, но не выслуживается. Скромный чин прапор-щика вовсе не тяготит его и свидетельствует об отно-шении нашего героя к военной службе. Да и на Кавказ то он попал в надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями».

«Лишние» люди не смогли найти достойного при-менения своим силам, своим способностям. М. Ю. Лермонтов поставил перед собой задачу — по-казать в романе современного ему человека таким, каким он является на самом деле, не скрывая его пороки и недостатки. При этом автор сам и себя причисляет к числу тех, кого собирается подвергнуть тщательному анализу и обсуждению: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте... чтоб автор этой книги имел... мечту сделаться испра-вителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать совре-менного человека, каким он его понимает, и... слиш-ком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»

Печорин истинный сын своей эпохи — времени со-мнений и поисков, напряженной работы мысли, под-вергающей все тщательному анализу, пытающейся проникнуть в истоки добра и зла. Он постоянно нахо-дится в состоянии раздвоенности духа, каждый его шаг сопровождается тщательным самоанализом: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...».

Печорин всегда отдает отчет в своих поступках, и сам формулирует программу своего жизненного пове-дения: «...я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддержи-вающую мои душевные силы». Он вполне сознательно идет по этому пути лишь ради того, чтобы хоть на вре-мя забыть об одолевающей его скуке, о гнетущей пус-тоте своего существования. Печорин «ничем не жерт-вует» ради других людей, даже для тех, кого любит, потому что любит-то он тоже для себя, для собственно-го удовольствия. Наш герой смеется над всем на свете, для него не существует никаких святынь, нет веры, нет идеала. Но не будем забывать о том, что Печорин сам страдает от этого. И как ни безнравственны его по-ступки, в них нельзя не заметить последовательности избранного им принципа. Он не станет прятать ни от себя, ни от других истинный характер своих поступков, не станет унижать себя лицемерием, не свалит своей вины на кого-то или на неудачно сложившиеся обстоятельства. В этом есть что-то действительно ге-роическое, заставляющее испытывать к герою уважение.

Почему же М. Ю. Лермонтов называет Печорина «героем нашего времени»? Ответ на этот вопрос дает сам автор романа: «Эта книга испытала на себе... не-счастную доверчивость некоторых читателей... к бук-вальному значению слов. Иные ужасно обиделись... что им ставят в пример такого безнравственного чело-века... другие же... замечали, что сочинитель нарисо-вал свой портрет...

Герой Нашего Времени... портрет, но не одного че-ловека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ».

Таким образом, автор сам нас приводит к истинно-му пониманию «героизма» своего персонажа: Печо-рин — вовсе не образец для подражания, он только яр-кий представитель своей непростой эпохи, в этом смысле, пожалуй, он и является настоящим героем своего времени.

Ответ оставил Гость

В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-егоды XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавиввосстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму -все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались иподавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашеговремени” А. И. Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весьужас, всю трагическую сторону нашего существования? ”
“Герой нашеговремени”, - говорит Лермонтов в предисловии к роману, - это портрет,.составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о егобездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романетипичного молодого человека того времени - Печорина. Каков же геройначала XIX века в представлении Лермонтова?
Его судьба трагична.Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, задуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается ещенесколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затемнекоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Завсе это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизньдругих людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб -княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого.. . Почему же такполучилось?
Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным,волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность,культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того,его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не можетудержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этоголи он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которуювлюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искатьчего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своемдневнике: “...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот большедействует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, долженумереть или сойти с ума... ”
Героя лермонтовского романа неустраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит своисилы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо “мирных”контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается отнее, убивает на дуэли Грушницкого.. . Мы видим, что Печорин не считаетсяс чувствами других людей, практически не обращает на них внимания.Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем болееэгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печоринрассказывает: “...такова была моя участь с самого детства! Все читали намоем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали -и они родились.. . я стал скрытен.. . я стал злопамятен.. . я сделалсязавистлив.. . я выучился ненавидеть.. . я начал обманывать.. . ясделался нравственным калекой... ”
Но мне кажется, что нельзяобвинять только самого Печорина в том, что он “сделался нравственнымкалекой”. В этом виновато также общество, в котором нет достойногоприменения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешалоОнегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. ТакПечорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшиесвои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.
Таким образом,можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, содной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силынеобъятные”, а с другой стороны - это эгоист, разбивающий сердца иразрушающий жизни. Печорин - это и “злой гений” и в то же время жертваобщества.

События, описанные в романе “Герой нашего времени” происходят в 1839-ые года. Несколько лет прошло со дня казни декабристов, произошедшей в 1825-ом году. Настроения молодёжи, подрастающего поколения той эпохи были отрицательными, они постоянно сомневались в чём-либо, не верили.

Передовая молодёжь тех мрачных дней полностью отвергала все принципы, по которым долгое время жили их отцы и деды, увидев несостоятельность моральных ценностей предшествующих поколений. Молодые люди не могут найти самих себя, не видят того, куда могли бы направить свои энергию и силы. Именно поэтому знаменитый литературный критик Белинский вполне справедливо писал в то время, что “Печорин – страдает, Онегин – скучает”.

“Герой нашего времени” – Печорин происходил из дворянского рода. Нанятые небедными родителями заграничные педагоги и гувернантки занимальись его образованием и воспитанием. Как и многие молодые люди из его круга, вырвавшись из-под семейной опёки и “отравившись пьянящей свободой”, Печорин стал играть в карты, общаться с женщинами и пр.

Герой умён и хладнокровен,

он беспристрастно и объективно оценивает окружающих, не стесняясь в выражениях, судит и их и самого себя. Еще, будучи молодым, Печорину надоели различные удовольствия, которые можно было испытать за деньги, и он разочарован в своей жизни. Ему становится скучно и грустно жить.

Именно скука заставляет Печорина оборвать все связи с обществом и уехать воевать на Кавказ. Смерившись со скучной жизнью, он, тем не менее, разбавляет её смертельными опасностями.

Различные противоречия в характере Печорина более всего отражается на его взаимоотношениях с противоположным полом. Он утверждает, что добивается их любви исключительно из чувства честолюбия. В отношениях с женщинами он выглядит настоящим эгоистом, при этом, как выясняется позже, Печорин всё же способен на искреннюю любовь. Достаточно прочитать историю их отношений с Верой.

Тем не менее, мне кажется, что отрицательных сторон в характере Печорина значительно больше положительных. Так почему же Лермонтов называет его “Героем нашего времени”? Причина в том, что в нашем случае герой – это не пример для подражания, а образ целого поколения, включающий в себя все пороки людей тех лет…

Глоссарий:

  • сочинение на тему моё отношение к печорину
  • можно ли назвать печорина героем нашего времени
  • сочинение на тему печорин герой нашего времени
  • сочинение на тему печорин и его окружение в романе герой нашего времени
  • можно ли считать печорина героем нашего времени

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Зачем я жил? Для какой цели родился?”. Пожалуй, данные вопросы являются ключевыми в моем рассуждении. Книга “Герой нашего времени” знакомит нас с замечательным персонажем –...
  2. Вторая повесть романа Михаила Юрьевича Лермонтова “Ге­рой нашего времени” “Максим Максимыч” выводит на аван­сцену действия Печорина. В первой повести “Бэла” мы узнали о драматических событиях...
  3. Из истории работы над “Героем нашего вре­мени” известно, что все главы, составляющие ро­ман, создавались как отдельные произведения, первоначально не были связаны общим замыслом. Исследователи определяют...

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был написан в 1839-1840 годах. Произведение состоит из нескольких, практически не связанных друг с другом частей, где главным героем является одно и то же лицо – Георгий Александрович Печорин, странствующий из гарнизона в гарнизон молодой военный.

Он происходит из знатного рода, дворянин, достаточно обеспечен, ему не приходится думать о завтрашнем дне. У человека есть деньги, уважение в обществе и карьерный рост на военной службе. Одного ему, правда, не хватает: удовлетворенности в собственной жизни.

В главе «Бэла» Печорин представлен скучающим аристократом, которому на Кавказе кроме охоты нечем заняться, поэтому-то он затевает интригу с похищением коня Казбича для княжеского сына Азамата, которого ради вознаграждения за свои труды подбивает украсть родную сестру Бэлу. Завладев местной красавицей, Печорин в скором времени охладевает к девушке, нанося ей этим душевную травму. Трагически заканчивается повесть: Казбич убивает отца Бэлы, а затем и ее саму. Но офицер Печорин выходит сухим из воды и продолжает свое дальнейшее жизненное путешествие.

В «Тамани» он становится свидетелем нелегального заработка местных жителей и пытается завладеть сердцем 18 летней возлюбленной контрабандиста Янко. Шантажируя Ундину, Печорин желает завоевать ее душевное расположение, но удача отворачивается от него. Своенравная девушка чуть было не утопила его.

«Княжна Мери» – повесть о предыстории дуэли между пехотным офицером Грушницким и господином Печориным, которому вновь некуда было девать личные амбиции в Пятигорске. Ради развлечения вновь была затеяна игра, которая стоила Грушницкому жизни, а Печорину – потери любимой женщины Веры и ненависти княжны Мери.

В «Фаталисте» Георгий Александрович становится прямо-таки неуязвимым и заговоренным от смерти героем, справившимся с пьяным и разбушевавшимся казаком, зарубившим поручика Вулича.

Образ Г.А. Печорина – это характерный персонаж середины XIX века. В последствии критика назовет этих литературных героев «ненужными людьми». Назовет из-за того, что они, имея все материальные блага, так и не смогли найти себе применение в жизни. Их не было среди восставших Декабристов на Дворцовой площади, они не пополнили ряды «цареубийц» во имя угнетенного народа, они, как зомби, скитались по миру ради забавы и время препровождения.

Печорин, естественно, продукт своего времени, но никак не герой, потому то история Государства Российского ни одного борца за какую-либо идею не забыла и увековечила. Георгия Александровича среди них нет.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)



Рассказать друзьям