Почему русские боятся кремации после смерти? Почему русские боятся кремации .

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В России покойников чаще хоронят в земле, а не кремируют. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, следует окунуться вглубь истории.

Языческий ритуал?

На Востоке обычай кремации существовал издавна. Так, буддисты считают, что сжигание помогает душе очиститься от прошлой кармы. Интересно, что в русских народных сказках злодеев (например, Соловья-разбойника или Кощея Бессмертного) не просто сжигали, но еще и развеивали пепел по ветру. Ведьм обычно сжигали на кострах, так как верили, что пламя очищает их души от грехов. В Европе обычай сжигать покойников ввели этруски, у которых его, в свою очередь, переняли греки и римляне. Впоследствии, с распространением христианства, кремацию запретили. Но на средневековых кладбищах стало не хватать мест, покойников порой приходилось зарывать в общих могилах, причем их засыпали землей лишь когда могила наполнялась… Такие захоронения превращались в источник распространения различных инфекций. В XVI столетии европейцы стали сжигать своих покойников на погребальных кострах. Мало кому, наверное, известно, что в дохристианские времена кремация была у западных и восточных славян традиционным способом захоронения. Он казался нашим отдаленным предкам не только более гигиеничным, но и, согласно поверьям, помогал душе усопшего скорее отправиться на небо. Иногда тела сжигали в лодке, которую затем пускали по реке. С крещением Руси ритуал кремации постепенно начал уходить из обихода как языческий. Дело в том, что этот с способ погребения расходится с христианским каноном, согласно которому, человек выходит из земли и в землю должен возвратиться. Если искусственно вмешаться в этот процесс, то такому человеку сложно будет воскреснуть после Страшного Суда.

«Кафедры безбожия»

В 1874 году немецкий инженер Сименс изобрел регенеративную печь, где останки сгорали в струе раскаленного воздуха. Два года спустя в Милане появился первый в мире крематорий. До 1917 года обряды кремации в России фактически не осуществлялись. Но с приходом к власти большевиков все изменилось. Религию объявили «опиумом для народа», а значит, всяческие практики, ранее запрещенные церковными канонами, стали приветствоваться. В 1920 году был объявлен конкурс на проект первого крематория в Петрограде, проходивший под лозунгом: «Крематорий - кафедра безбожия». Крематорий открылся в здании бань на Васильевском острове. Правда, через год с небольшим его закрыли «за отсутствием дров». За этот небольшой период в топке крематория сгорело 379 мертвых тел. В 1927 году был открыт крематорий в Москве, в церкви Серафима Саровского при Донском монастыре. Печи для него поставляла все та же фирма «Сименс», которая, кстати, впоследствии стала основным поставщиком печей для крематориев Освенцима и других нацистских лагерей смерти. Позднее крематории стали появляться по всей стране, а процедура кремации покойников стала делом совершенно обычным. Ныне православная церковь не запрещает кремацию категорически, но и не одобряет ее. Во всяком случае, если человек сам завещал себя кремировать, то его не рекомендуется отпевать. По этой причине верующие люди редко решаются на кремацию.

А вдруг они еще живы?

Но есть и другие причины, по которым наши соотечественники опасаются кремации. Многие верят, что человек может быть еще жив или что-то чувствовать, когда его тело сжигают. Работники крематориев, смотревшие в окошко печи в процессе сжигания, рассказывали, что есть покойники, «которые лежат», а есть «те, что вскакивают».4 На фоне этих жутких баек процедура традиционного захоронения в могиле выглядит «щадящей». В 1996 году питерское телевидение показало передачу об эксперименте, проведенном учеными одного из питерских НИИ в крематории. К голове лежащего в гробу мертвеца перед отправкой в печь прикрепили датчики, исследующие биоэлектрическую активность мозга. Надо добавить, что человек скончался за 4 дня до этого. И вот по мере того как гроб приближался по эскалаторной ленте к отверстию печи, прибор стал вычерчивать кривые, свидетельствовавшие о том, что в мозгу покойника происходят какие-то процессы. Расшифровка сигналов показала, что они соответствуют эмоции страха. Мертвый человек боялся кремации! Сегодня можно привести массу доводов как за, так и против кремации. Есть люди, которые хотят быть кремированными, чтобы не гнить долго в могиле, не быть съеденными червями… Но кто знает, что на самом деле происходит после смерти с нашей душой и какой способ захоронения ей больше подходит?

В России покойников чаще хоронят в земле, а не кремируют. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, следует окунуться вглубь истории.

Кремация – это языческий ритуал?

На Востоке обычай кремации существовал издавна. Так, буддисты считают, что сжигание помогает душе очиститься от прошлой кармы. Интересно, что в русских народных сказках злодеев (например, Соловья-разбойника или Кощея Бессмертного) не просто сжигали, но еще и развеивали пепел по ветру. Ведьм обычно сжигали на кострах, так как верили, что пламя очищает их души от грехов. В Европе обычай сжигать покойников ввели этруски, у которых его, в свою очередь, переняли греки и римляне. Впоследствии, с распространением христианства, кремацию запретили. Но на средневековых кладбищах стало не хватать мест, покойников порой приходилось зарывать в общих могилах, причем их засыпали землей лишь когда могила наполнялась… Такие захоронения превращались в источник распространения различных инфекций. В XVI столетии европейцы стали сжигать своих покойников на погребальных кострах. Мало кому, наверное, известно, что в дохристианские времена кремация была у западных и восточных славян традиционным способом захоронения. Он казался нашим отдаленным предкам не только более гигиеничным, но и, согласно поверьям, помогал душе усопшего скорее отправиться на небо. Иногда тела сжигали в лодке, которую затем пускали по реке. С крещением Руси ритуал кремации постепенно начал уходить из обихода как языческий. Дело в том, что этот с способ погребения расходится с христианским каноном, согласно которому, человек выходит из земли и в землю должен возвратиться. Если искусственно вмешаться в этот процесс, то такому человеку сложно будет воскреснуть после Страшного Суда.

«Кафедры безбожия»

В 1874 году немецкий инженер Сименс изобрел регенеративную печь, где останки сгорали в струе раскаленного воздуха. Два года спустя в Милане появился первый в мире крематорий. До 1917 года обряды кремации в России фактически не осуществлялись. Но с приходом к власти большевиков все изменилось. Религию объявили «опиумом для народа», а значит, всяческие практики, ранее запрещенные церковными канонами, стали приветствоваться. В 1920 году был объявлен конкурс на проект первого крематория в Петрограде, проходивший под лозунгом: «Крематорий - кафедра безбожия». Крематорий открылся в здании бань на Васильевском острове. Правда, через год с небольшим его закрыли «за отсутствием дров». За этот небольшой период в топке крематория сгорело 379 мертвых тел. В 1927 году был открыт крематорий в Москве, в церкви Серафима Саровского при Донском монастыре. Печи для него поставляла все та же фирма «Сименс», которая, кстати, впоследствии стала основным поставщиком печей для крематориев Освенцима и других нацистских лагерей смерти. Позднее крематории стали появляться по всей стране, а процедура кремации покойников стала делом совершенно обычным. Ныне православная церковь не запрещает кремацию категорически, но и не одобряет ее. Во всяком случае, если человек сам завещал себя кремировать, то его не рекомендуется отпевать. По этой причине верующие люди редко решаются на кремацию.

А вдруг они еще живы?

Но есть и другие причины, по которым наши соотечественники опасаются кремации. Многие верят, что человек может быть еще жив или что-то чувствовать, когда его тело сжигают. Работники крематориев, смотревшие в окошко печи в процессе сжигания, рассказывали, что есть покойники, «которые лежат», а есть «те, что вскакивают».4 На фоне этих жутких баек процедура традиционного захоронения в могиле выглядит «щадящей». В 1996 году питерское телевидение показало передачу об эксперименте, проведенном учеными одного из питерских НИИ в крематории. К голове лежащего в гробу мертвеца перед отправкой в печь прикрепили датчики, исследующие биоэлектрическую активность мозга. Надо добавить, что человек скончался за 4 дня до этого. И вот по мере того как гроб приближался по эскалаторной ленте к отверстию печи, прибор стал вычерчивать кривые, свидетельствовавшие о том, что в мозгу покойника происходят какие-то процессы. Расшифровка сигналов показала, что они соответствуют эмоции страха. Мертвый человек боялся кремации! Сегодня можно привести массу доводов как за, так и против кремации. Есть люди, которые хотят быть кремированными, чтобы не гнить долго в могиле, не быть съеденными червями… Но кто знает, что на самом деле происходит после смерти с нашей душой и какой способ захоронения ей больше подходит?

На Востоке обычай кремации существовал издавна. Так, буддисты считают, что сжигание помогает душе очиститься от прошлой кармы. Интересно, что в русских народных сказках злодеев (например, Соловья-разбойника или Кощея Бессмертного) не просто сжигали, но еще и развеивали пепел по ветру. Ведьм обычно сжигали на кострах, так как верили, что пламя очищает их души от грехов. В Европе обычай сжигать покойников ввели этруски, у которых его, в свою очередь, переняли греки и римляне. Впоследствии, с распространением христианства, кремацию запретили. Но на средневековых кладбищах стало не хватать мест, покойников порой приходилось зарывать в общих могилах, причем их засыпали землей лишь когда могила наполнялась… Такие захоронения превращались в источник распространения различных инфекций. В XVI столетии европейцы стали сжигать своих покойников на погребальных кострах. Мало кому, наверное, известно, что в дохристианские времена кремация была у западных и восточных славян традиционным способом захоронения. Он казался нашим отдаленным предкам не только более гигиеничным, но и, согласно поверьям, помогал душе усопшего скорее отправиться на небо. Иногда тела сжигали в лодке, которую затем пускали по реке. С крещением Руси ритуал кремации постепенно начал уходить из обихода как языческий. Дело в том, что этот с способ погребения расходится с христианским каноном, согласно которому, человек выходит из земли и в землю должен возвратиться. Если искусственно вмешаться в этот процесс, то такому человеку сложно будет воскреснуть после Страшного Суда.

«Кафедры безбожия»

В 1874 году немецкий инженер Сименс изобрел регенеративную печь, где останки сгорали в струе раскаленного воздуха. Два года спустя в Милане появился первый в мире крематорий. До 1917 года обряды кремации в России фактически не осуществлялись. Но с приходом к власти большевиков все изменилось. Религию объявили «опиумом для народа», а значит, всяческие практики, ранее запрещенные церковными канонами, стали приветствоваться. В 1920 году был объявлен конкурс на проект первого крематория в Петрограде, проходивший под лозунгом: «Крематорий - кафедра безбожия». Крематорий открылся в здании бань на Васильевском острове. Правда, через год с небольшим его закрыли «за отсутствием дров». За этот небольшой период в топке крематория сгорело 379 мертвых тел. В 1927 году был открыт крематорий в Москве, в церкви Серафима Саровского при Донском монастыре. Печи для него поставляла все та же фирма «Сименс», которая, кстати, впоследствии стала основным поставщиком печей для крематориев Освенцима и других нацистских лагерей смерти. Позднее крематории стали появляться по всей стране, а процедура кремации покойников стала делом совершенно обычным. Ныне православная церковь не запрещает кремацию категорически, но и не одобряет ее. Во всяком случае, если человек сам завещал себя кремировать, то его не рекомендуется отпевать. По этой причине верующие люди редко решаются на кремацию.

А вдруг они еще живы?

Но есть и другие причины, по которым наши соотечественники опасаются кремации. Многие верят, что человек может быть еще жив или что-то чувствовать, когда его тело сжигают. Работники крематориев, смотревшие в окошко печи в процессе сжигания, рассказывали, что есть покойники, «которые лежат», а есть «те, что вскакивают».4 На фоне этих жутких баек процедура традиционного захоронения в могиле выглядит «щадящей». В 1996 году питерское телевидение показало передачу об эксперименте, проведенном учеными одного из питерских НИИ в крематории. К голове лежащего в гробу мертвеца перед отправкой в печь прикрепили датчики, исследующие биоэлектрическую активность мозга. Надо добавить, что человек скончался за 4 дня до этого. И вот по мере того как гроб приближался по эскалаторной ленте к отверстию печи, прибор стал вычерчивать кривые, свидетельствовавшие о том, что в мозгу покойника происходят какие-то процессы. Расшифровка сигналов показала, что они соответствуют эмоции страха. Мертвый человек боялся кремации! Сегодня можно привести массу доводов как за, так и против кремации. Есть люди, которые хотят быть кремированными, чтобы не гнить долго в могиле, не быть съеденными червями… Но кто знает, что на самом деле происходит после смерти с нашей душой и какой способ захоронения ей больше подходит?

В России покойников чаще хоронят в земле, а не кремируют. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, следует окунуться вглубь истории.

Языческий ритуал?

На Востоке обычай кремации существовал издавна. Так, буддисты считают, что сжигание помогает душе очиститься от прошлой кармы. Интересно, что в русских народных сказках злодеев (например, Соловья-разбойника или Кощея Бессмертного) не просто сжигали, но еще и развеивали пепел по ветру. Ведьм обычно сжигали на кострах, так как верили, что пламя очищает их души от грехов. В Европе обычай сжигать покойников ввели этруски, у которых его, в свою очередь, переняли греки и римляне. Впоследствии, с распространением христианства, кремацию запретили. Но на средневековых кладбищах стало не хватать мест, покойников порой приходилось зарывать в общих могилах, причем их засыпали землей лишь когда могила наполнялась… Такие захоронения превращались в источник распространения различных инфекций. В XVI столетии европейцы стали сжигать своих покойников на погребальных кострах. Мало кому, наверное, известно, что в дохристианские времена кремация была у западных и восточных славян традиционным способом захоронения. Он казался нашим отдаленным предкам не только более гигиеничным, но и, согласно поверьям, помогал душе усопшего скорее отправиться на небо. Иногда тела сжигали в лодке, которую затем пускали по реке. С крещением Руси ритуал кремации постепенно начал уходить из обихода как языческий. Дело в том, что этот с способ погребения расходится с христианским каноном, согласно которому, человек выходит из земли и в землю должен возвратиться. Если искусственно вмешаться в этот процесс, то такому человеку сложно будет воскреснуть после Страшного Суда.

«Кафедры безбожия»

В 1874 году немецкий инженер Сименс изобрел регенеративную печь, где останки сгорали в струе раскаленного воздуха. Два года спустя в Милане появился первый в мире крематорий. До 1917 года обряды кремации в России фактически не осуществлялись. Но с приходом к власти большевиков все изменилось. Религию объявили «опиумом для народа», а значит, всяческие практики, ранее запрещенные церковными канонами, стали приветствоваться. В 1920 году был объявлен конкурс на проект первого крематория в Петрограде, проходивший под лозунгом: «Крематорий - кафедра безбожия». Крематорий открылся в здании бань на Васильевском острове. Правда, через год с небольшим его закрыли «за отсутствием дров». За этот небольшой период в топке крематория сгорело 379 мертвых тел. В 1927 году был открыт крематорий в Москве, в церкви Серафима Саровского при Донском монастыре. Печи для него поставляла все та же фирма «Сименс», которая, кстати, впоследствии стала основным поставщиком печей для крематориев Освенцима и других нацистских лагерей смерти. Позднее крематории стали появляться по всей стране, а процедура кремации покойников стала делом совершенно обычным. Ныне православная церковь не запрещает кремацию категорически, но и не одобряет ее. Во всяком случае, если человек сам завещал себя кремировать, то его не рекомендуется отпевать. По этой причине верующие люди редко решаются на кремацию.

А вдруг они еще живы?

Но есть и другие причины, по которым наши соотечественники опасаются кремации. Многие верят, что человек может быть еще жив или что-то чувствовать, когда его тело сжигают. Работники крематориев, смотревшие в окошко печи в процессе сжигания, рассказывали, что есть покойники, «которые лежат», а есть «те, что вскакивают».4 На фоне этих жутких баек процедура традиционного захоронения в могиле выглядит «щадящей». В 1996 году питерское телевидение показало передачу об эксперименте, проведенном учеными одного из питерских НИИ в крематории. К голове лежащего в гробу мертвеца перед отправкой в печь прикрепили датчики, исследующие биоэлектрическую активность мозга. Надо добавить, что человек скончался за 4 дня до этого. И вот по мере того как гроб приближался по эскалаторной ленте к отверстию печи, прибор стал вычерчивать кривые, свидетельствовавшие о том, что в мозгу покойника происходят какие-то процессы. Расшифровка сигналов показала, что они соответствуют эмоции страха. Мертвый человек боялся кремации! Сегодня можно привести массу доводов как за, так и против кремации. Есть люди, которые хотят быть кремированными, чтобы не гнить долго в могиле, не быть съеденными червями… Но кто знает, что на самом деле происходит после смерти с нашей душой и какой способ захоронения ей больше подходит?

Русские покойников чаще хоронят в земле, а не кремируют. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, следует окунуться вглубь истории.

Языческий ритуал?

На Востоке обычай кремации существовал издавна. Так, буддисты считают, что сжигание помогает душе очиститься от прошлой кармы. Интересно, что в русских народных сказках злодеев (например, Соловья-разбойника или Кощея Бессмертного) не просто сжигали, но еще и развеивали пепел по ветру. Ведьм обычно сжигали на кострах, так как верили, что пламя очищает их души от грехов. В Европе обычай сжигать покойников ввели этруски, у которых его, в свою очередь, переняли греки и римляне. Впоследствии, с распространением христианства, кремацию запретили.

Но на средневековых кладбищах стало не хватать мест, покойников порой приходилось зарывать в общих могилах, причем их засыпали землей лишь когда могила наполнялась… Такие захоронения превращались в источник распространения различных инфекций. В XVI столетии европейцы стали сжигать своих покойников на погребальных кострах. Мало кому, наверное, известно, что в дохристианские времена кремация была у западных и восточных славян традиционным способом захоронения. Он казался нашим отдаленным предкам не только более гигиеничным, но и, согласно поверьям, помогал душе усопшего скорее отправиться на небо. Иногда тела сжигали в лодке, которую затем пускали по реке. С крещением Руси ритуал кремации постепенно начал уходить из обихода как языческий. Дело в том, что этот с способ погребения расходится с христианским каноном, согласно которому, человек выходит из земли и в землю должен возвратиться. Если искусственно вмешаться в этот процесс, то такому человеку сложно будет воскреснуть после Страшного Суда.

«Кафедры безбожия»

В 1874 году немецкий инженер Сименс изобрел регенеративную печь, где останки сгорали в струе раскаленного воздуха. Два года спустя в Милане появился первый в мире крематорий. До 1917 года обряды кремации в России фактически не осуществлялись. Но с приходом к власти большевиков все изменилось. Религию объявили «опиумом для народа», а значит, всяческие практики, ранее запрещенные церковными канонами, стали приветствоваться. В 1920 году был объявлен конкурс на проект первого крематория в Петрограде, проходивший под лозунгом: «Крематорий - кафедра безбожия». Крематорий открылся в здании бань на Васильевском острове. Правда, через год с небольшим его закрыли «за отсутствием дров». За этот небольшой период в топке крематория сгорело 379 мертвых тел. В 1927 году был открыт крематорий в Москве, в церкви Серафима Саровского при Донском монастыре. Печи для него поставляла все та же фирма «Сименс», которая, кстати, впоследствии стала основным поставщиком печей для крематориев Освенцима и других нацистских лагерей смерти. Позднее крематории стали появляться по всей стране, а процедура кремации покойников стала делом совершенно обычным. Ныне православная церковь не запрещает кремацию категорически, но и не одобряет ее. Во всяком случае, если человек сам завещал себя кремировать, то его не рекомендуется отпевать. По этой причине верующие люди редко решаются на кремацию.

А вдруг они еще живы?

Но есть и другие причины, по которым наши соотечественники опасаются кремации. Многие верят, что человек может быть еще жив или что-то чувствовать, когда его тело сжигают. Работники крематориев, смотревшие в окошко печи в процессе сжигания, рассказывали, что есть покойники, «которые лежат», а есть «те, что вскакивают».4 На фоне этих жутких баек процедура традиционного захоронения в могиле выглядит «щадящей». В 1996 году питерское телевидение показало передачу об эксперименте, проведенном учеными одного из питерских НИИ в крематории. К голове лежащего в гробу мертвеца перед отправкой в печь прикрепили датчики, исследующие биоэлектрическую активность мозга. Надо добавить, что человек скончался за 4 дня до этого. И вот по мере того как гроб приближался по эскалаторной ленте к отверстию печи, прибор стал вычерчивать кривые, свидетельствовавшие о том, что в мозгу покойника происходят какие-то процессы. Расшифровка сигналов показала, что они соответствуют эмоции страха. Мертвый человек боялся кремации! Сегодня можно привести массу доводов как за, так и против кремации. Есть люди, которые хотят быть кремированными, чтобы не гнить долго в могиле, не быть съеденными червями… Но кто знает, что на самом деле происходит после смерти с нашей душой и какой способ захоронения ей больше подходит?

Будни работников крематория

Каждые 10 минут машинисты Минского крематория обязаны открывать задвижку в печи и помешивать прах покойного. Они делают это с абсолютно невозмутимым видом, повторяя, что в их работе нет ничего сверхъестественного: “Люди рождаются, люди умирают”. Журналисты TUT.BY лично наблюдали за процессом кремации и выяснили, почему во время работы здесь не принято посыпать голову пеплом.

В 2013 году кремировали 39 процентов умерших

Монументальное здание из красного кирпича, окруженное колумбарными стенами и кладбищенскими могилами, не назовешь приятным местом для работы. Воздух здесь словно пропитан человеческим горем. Если в 80-е здесь проводили около 1000 кремаций в год, то сегодня их число превышает 6300. В прошлом году через кремацию прошло около 39 процентов умерших.

1. Минский крематорий был открыт в 1986 году неподалеку от Северного кладбища.

2. Незаполненные в колумбарии ячейки – бронь. Родственники заранее беспокоятся о том, чтобы после смерти быть “рядом”.

Заместитель начальника крематория Александр Дубовский объясняет повышенный спрос тем, что по сравнению с кладбищенской могилой за ячейкой колумбария не нужен специальный уход. Кроме того, мест на кладбище с каждым годом становится все меньше и меньше. И в дальнейшем, предсказывают специалисты, нагрузка на крематорий будет лишь возрастать. В Европе сегодня кремируют порядка 70 процентов покойных, а в Японии – до 98.

3. Ритуальный зал

4. Тем, кому по несчастью доводилось бывать в крематории, известна лишь его внешняя сторона – ритуальные залы (их три) и магазин с соответствующим ассортиментом (цветы, урны, надгробия и т. д.). Кремационный цех и другие подсобные помещения располагаются на уровень ниже, и посторонним сюда вход воспрещен.

5. Длинные и темные коридоры, по которым провозят на тележке гробы с покойными, связаны с ритуальным залом через подъемный механизм.

6. С его помощью гроб поднимают для прощания с родственниками.

Машинисты ритуального оборудования – 5 человек на всю республику

Несмотря на специфику работы, внизу также “кипит жизнь”. В кремационном цеху работают сильные духом люди – с закаленной психикой и здоровым взглядом на вещи. В официальных документах их называют “машинистами ритуального оборудования” – они представители редкой в нашей стране профессии, если не сказать штучной.

7. В единственном в республике крематории эту работу выполняют всего 5 человек – исключительно мужчины. Сами они искренне удивляются, когда их профессию называют тяжелой или неприятной. И тут же вспоминают, что работники морга (пожалуй, самые искушенные прозой жизни люди) – и те с опаской относятся к работникам кремационного цеха, называя их “шашлычниками”. Однако, вопреки расхожему мнению, ни горелым, ни жареным здесь не пахнет. Трупный запах бывает изредка – чаще всего, когда человек умирает в почтенном возрасте и очень быстро начинает разлагаться. В день нашего визита неприятных запахов мы не заметили.

Впечатляет трудовой стаж местных “печников”. Оба Андрея, один – с усами, другой – без, работают в крематории больше 20 лет. Пришли, как они говорят, молодыми, крепкими, стройными парнями. Понятное дело – с расчетом поработать здесь временно. А потом “вработались”, и вот – уже полжизни прошло в стенах крематория. Мужчины говорят об этом без тени сожаления. Кажется, они действительно вполне довольны своим положением. Лицом к лицу с покойниками, мол, не пересекаются (кремируют умерших людей только в закрытом гробу и вместе с гробом), а всю основную работу поручают машине.

Раньше “дым шел столбом”, сегодня работа машиниста непыльная

Процесс кремации сегодня действительно автоматизирован. В цехе установлены четыре довольно современные чешские печи. В одной из них сжигают послеоперационные онкологические отходы, а остальные – используют по прямому назначению. По словам Александра Дубовского, со старым оборудованием здесь “шел дым столбом”. Теперь работа машиниста относительно непыльная.

После того как по умершему отслужат панихиду, из ритуального зала гроб перевозят либо в холодильник (если все печи заняты), либо прямиком в цех. Работники крематория рассказывают, что часто сталкиваются с мнением, что якобы перед сожжением они достают из гроба золото, часы, а также снимают с покойника хорошую одежду, туфли. “Вот вы наденете на себя одежду с покойного?” – в лоб задает вопрос Андрей, которому явно поднадоели такие разговоры. И не открывая крышку гроба, машинист быстро загружает его на подъемник.

8. Теперь нужно дождаться, пока компьютер даст “зеленый свет”, и только после этого можно отправлять в нее покойника. Программа автоматически задает необходимую температуру (как правило, не ниже 700 градусов по Цельсию). В зависимости от массы тела и его состояния кремация занимает от часа до двух с половиной часов. Все это время машинист обязан контролировать процесс. Для этого в печи есть небольшое стеклянное отверстие, заглянуть в которое вряд ли отважатся слабонервные люди.

9. “Просто относишься к этому так: надо сделать, и всё. И даже в самом начале старался думать, что просто коробку закинул. Я, бывало, и один сутки работал. Живых надо бояться, а не мертвых”.

“Если пришел Иванов, значит, отдадут прах Иванова”

Главное, говорят мужчины, выполнять свою работу качественно. А критерий качественной работы для крематория, это отсутствие путаницы. Выражаясь словами героев статьи, “если пришел Иванов, значит, отдадут прах Иванова”. На каждого покойного заводится что-то наподобие паспорта: на бумаге указывают имя, возраст, дату смерти и время кремации. Любые перемещения гроба или праха возможны только с этим документом.

10. После окончания кремации данные записывают в специальный журнал.

11. “Тут все зависит еще от машиниста, насколько тщательно он выгребает останки”, – продолжает рассказ Андрей. “Вот смотрите, как выгребается покойный. Тут только кости, органическая часть вся сгорает. И потом прах идет в кремуляторную, где в шаровой мельнице перемалывают остатки кальция-костей. И вот, что остается от человека”.

13. Прах, перемолотый в кремуляторе

Андрей показывает нам емкость с мелким порошком. Если не пытаться проворачивать события назад и не представлять себе, каким был этот человек в жизни, можно смело работать. Машинист пересыпает прах в специальный мешочек и прикрепляет к нему “паспорт”. Затем “порошок” попадает в комнату выдачи праха, где организаторы упакуют его в урну и отдадут заказчику. Или не отдадут заказчику, потому как тот попросту за ним не придет. Это хоть и редкий случай, но регулярно повторяющийся. Урны могут месяцами ждать своих родственников, пока работники крематория не начинают искать тех, кто заказал кремацию и каким-то удивительным образом о ней забыл.

“Единственное, к чему сложно привыкнуть, это к детским кремациям”

14. Каждый день в этом цеху кремируют порядка 10-18 человек – с разными судьбами и жизненными историями. Средний возраст умерших, рассказывают машинисты, около 60 лет. Обычно в причины их смерти здесь стараются не вдаваться. Но когда дело касается детей, даже суровые “печники” меняются в лице. И самое страшное, по мнению мужчин, когда привозят ребенка от года и старше. К счастью, таких случаев бывает немного.

15. Комната отдыха для суровых мужчин

Я помню, маленького сгребал, и среди праха машинка железная была (не сгорела. – TUT.BY) . Так она мне потом снилась еще долго. Гоночная такая. Встанешь ночью, пот скинешь, сходишь в туалет и думаешь, как такое могло присниться? Единственное, к чему сложно привыкнуть, это к детским кремациям. Первый ребенок, которого кремировал, это была девочка, годик ей был. Ладно там новорожденный, а когда поживший… И еще видишь, как родители плачут…

Деньги не пахнут

Дети – это единственный повод для скупого мужского сочувствия. 22-летний Александр Канончик старается рассуждать сухо: “Люди рождаются, люди умирают. Что в этом такого?” Когда он только начинал работать в крематории, его предупредили, что сюда часто приходят на 2 недели, а потом не выдерживают – уходят.

16. В этом деле необходимо совершенно четкое разграничение “работа-дом”, иначе даже зарплата “выше среднего” не сможет успокоить. Машинисты ритуального оборудования грязными зарабатывают около 7,5-8 млн в месяц (примерно 27700-29700 рублей). “Деньги не пахнут”, – спешит напомнить машинист Андрей, который показал нам процедуру кремации. Мужчины гордятся, что в последнее время к ним привозят покойников даже из России. Молва разнесла, что у них “все по-честному”.

17. Прощаемся с крематорием

“До свидания”, – бросают короткую фразу работники крематория. “Надеемся, что встретимся с вами еще очень не скоро”, – отвечаем мы и с радостью покидаем это пусть и любопытное, но печальное место.



Рассказать друзьям