Почему у фельдмана множество картин военные. Сочинение по картине Фельдмана «Родина

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Картина «Родина» - одно из полотен В.А. Фельдмана, которым автор попытался донести до каждого из нас всю значимость и глубину этого слова.

Главное место на полотне занимает солдат - молодой светловолосый парень в длинной шинели. Он прислонился к белому стволу берёзы и заворожено смотрит вдаль. Он долго был в чужом краю, истосковался по родному дому и наконец-то вернулся. Деревня совсем рядом, видны уже и дома, но солдат не торопится к ним.

Он остановился на пригорке, поросшем пожелтевшей травой, погладил шершавой ладонью белоснежную кору и замер, любуясь неброской красотой родных мест. Золотистый ковёр под его ногами украшают последние осенние цветы, но солдат не замечает их. Он полной грудью вдыхает прохладный осенний воздух и не может надышаться. Воспоминания о чём-то близком и родном роем кружатся в голове парня. Лёгкая улыбка коснулась его губ. Быть может, он вспомнил, как ещё мальчишкой носился между этих берёз с друзьями или как здесь же, под этим деревом, впервые встретился с понравившейся девчонкой. Ведь память наша тщательно хранит все эти мелочи, которые делают жизнь яркой и неповторимой.

Так что же такое «Родина»? Это не только страна, в которой человек родился. Это простое и привычное слово хранит в себе так много дорогих сердцу, милых мелочей. Родина - это знакомый с детства дом, улица, по которой бегал с друзьями, речушка с прохладной и чистой водой, старые деревья в большом саду.

Иногда людям кажется, что где-то далеко есть места получше, чем то, где они родились. Но если доведётся долгое время не видеть родных мест, тогда смотришь на них по-другому. Вот и этот парень после долгих лет разлуки не может теперь насмотреться на, казалось бы, обычную картину. Он словно в первый раз увидел и эти берёзы, и бледно-голубое небо с белыми облаками.

На полотне практически нет ярких красок. Солдатская шинель по цвету сходна с полями вокруг деревни. Это создаёт ощущение единства человека и природы.

Фигура солдата занимает большую часть полотна, но автор назвал свою картину «Родина». Так кто же тогда главный герой на этом полотне - солдат или природа? В этом и есть особенность живописи, что каждый из нас может по своему усмотрению истолковать сюжет, изображённый кистью мастера. Мысли героя, его чувства, общее впечатление от картины - всё это каждый из нас ощущает по-своему. И для меня название картины только подчеркивает всю глубину чувств, испытанную солдатом при виде родных мест.

Меня особенно привлекает взгляд солдата. Он долго добирался домой, скорей всего, устал с дороги, но глаза его светятся радостью. С высоко поднятой головой парень смотрит вдаль с надеждой на то, всё теперь в его жизни будет хорошо. Создаётся впечатление, что разлука с родными и близкими сделала солдата сильным и целеустремлённым. Он сможет, он добьется того, чего сам захочет достичь.

Хотя на картине изображена осень, да ещё к тому же день не солнечный, всё же от нее веет какой-то теплотой, стремлением к чему-то новому. Хочется верить, что эта разлука была последней.

Цели урока:

1.Образовательные:

Учить создавать собственные тексты заданного жанра, типа, стиля речи по произведению живописи;

Повторить сведения о видах придаточных в СПП.

2. Развивающие:

Развивать умение понимать связь событий, изображённых в произведении живописи, строить последовательные умозаключения по поводу сюжета картины,

Продолжить формирование способности эмоционально выражать собственное отношение произведениям искусства,

Работать над коррекцией памяти, внимания, чтения, логического мышления и самооценки.

3.Воспитательные:

воспитывать патриотизм, расширять и совершенствовать круг культурных потребностей обучающихся.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование:

- презентация «Сочинение по картине Владимира Петровича Фельдмана «Родина»

Учебник русского языка для 9 класса (Л.А. Тростенцова и др.) с репродукцией с картины В.П. Фельдмана «Родина»

I . Эпиграф (слайд2)

Нет города такого, нет села,

Великого девятого числа.

Отгремела война, c вой кровавый собрав урожай.
Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито.
Время мчится вперёд, время к новым спешит рубежам.
Но никто не забыт, инавеки ничто не забыто!
Михаил Ножкин

II . Портрет В. Фельдмана, беседа по тексту эпиграфа (слайд 3)

О чём стихотворение поэта Михаила Ножкина?

Как, по вашему мнению, оно связано с сегодняшним уроком?

Художник не только писал картины о войне, он сам прошёл Великую Отечественную войну.

III .Слово учителя. Знакомство с творчеством художника. Рассматривание картин.

Фельдман Владимир Петрович учился в Московском художественном училище им. М.И. Калинина, затем в аспирантуре училища до 1955 г . (сайт 4)

В.П. Фельдман - экспонент выставок с 1955 г. Постоянный участник городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Живописец, пейзажист, жанрист. Член студии военных художников им. М.Б. Грекова (1955-1961). Неоднократно экспонировался на выставках студии. Работы художника находятся в ряде московских музеев и в частных коллекциях в России и за рубежом. Художник - соавтор диорам «Рельсовая война (Партизанская засада)» для Краеведческого музея Брянска (1958); «Штурм Перекопа» для Центрального музея Вооружённых Сил СССР в Москве (1961)(слайд 5)

Скончался в 1961 году в возрасте 37 лет от ран, полученных на фронте.

Все его картины посвящены теме Родины, родным просторам. Его портрет Кутузова на военном совете в Филях является частью Бородинской панорамы (слайд 6)

В 1960 году художник начал картину «Штурм Рейхстага». Сохранились эскизы к картине. Эскизы выполнены акварелью в цвете и изображают советских солдат, штурмующих Рейхстаг. (слайд 7)

Рисунок разделён на крупную центральную и две узкие боковые части, что свидетельствует о том, что, возможно, произведение задумывалось как панорама. Под картиной имеется карандашная надпись. (слайд 8)

Одно из последних полотен художника - картина «Звездам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин», написанная в 1961 году. (слайд 9)

IV . Работа по картине «Родина» (слайд 10)

Слушаем песню, которая тематически перекликается с картиной В.П. Фельдмана

На дальнем берегу
Музыка Игоря Кантюкова

Автор текста песни Константин Фролов.

В доме моём,
Где пахнет хлебом и дымком из печи,
Сад за окном
И на столе рядком стоят куличи.
В красном углу
Лик богородицы в лампадном огне,
Кот на полу
И шашка деда на стене

Припев:
Ты защити и сбереги меня,
Небесный ангел мой.
От малодушья и бесчестия,
От пули роковой
Я чую сердцем твой магнит
И верный путь.
Пройти смогу,
На дальнем берегу.

Сколько дорог
В скитаньях пройдено
В чужой стороне.
Но видит Бог,
При слове Родина
Мы стонем во сне.
Снится мне дом,
Где нет тревог среди ночной тишины,
И в доме том
Царит любовь и нет войны.

Пусть нет от Бога новостей
И кто-то целит мне в висок.
Сочится кровь из- под ногтей
И на зубах скрипит песок,
Я буду твёрдым, как гранит,
И верный путь пройти смогу,
Пока ты есть, пока горит костёр
На дальнем берегу.

(слайд 11)

Фельдман Владимир Петрович – известный художник в жанре военного искусства. Его молодость проходила в годы Великой Отечественной войны. Большинство его картин военной тематики. Одно из таких произведений – картина «Родина». Написана она в пятидесятые годы. И хотя война уже позади, но ее отголоски долго еще будут отражаться в картинах многих художников

Как перекликаются слова песни и сюжет картины?

V . Словарная работа (слайд 12)

В каком значении использовал художник слово родина ?

VI . Работа по картине (слайд 13)

1) Что представляет собой родина солдата?

(Средняя полоса России, деревня).

2) Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Какое время года?

(Прямо к деревне подступает берёзовая роща, ряд деревенских домов, за деревней распаханное поле, высокое светлое теперь уже мирное небо, первая послевоенная весна, май, пожухлая жёлтая трава под ногами, весенние цветы, еле заметная зелень на берёзках).

3) Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд?

(Очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, взгляд его отдыхает, вокруг всё так, будто бы и не было войны, боли, страданий).

4) О чём говорит его одежда, поза?

(Он только с дороги, ещё не был дома, на нём походная шинель, вещмешок за плечами, пилотка в кармане – уже не нужна субординация, он одновременно как будто расслаблен и напряжён – прошлое ещё не отпускает его).

5) Какие краски подобрал художник? О чём это говорит?

(Подобраны тёплые тона: жёлтый, коричневатый, красно-коричневый, зелёный, движение идёт вверх, берёзы будто утопают в небе, много света, простора, раздолья, хочется глубоко дышать).

6) Используя вариант начала рассказа, дополните данный вариант придаточными предложениями и определите их вид (слайд 14)

И вот, наконец, знакомый полустанок. Схожу с поезда, мешок за плечо - и пешком до родной деревни. Знакомые до боли просёлочные дороги, перелески, овраги... Но как много изменилось за годы войны! Изрытая воронками и окопами земля, обгоревшие деревья, остатки искорёженной техники.

Вот и знакомый пригорок, с которого (). За ней- моя деревенька, моя родина, откуда (). Горло перехватывает от волнения - что увижу я здесь? Родные избы, сараи, дворы или только остовы печных труб?

Наконец, поднимаюсь на пригорок и вижу мирную картину, как (). Мирная жизнь вступает в свои права.

Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что ()! Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края!

VII Итог урока .

Сегодня на уроке мы с вами смогли задуматься над таким вроде бы знакомым словом «родина», познакомились с творчеством художника Владимира Петровича Фельдмана, ещё раз потренировались в определении видов придаточных предложений, и главное – смогли накопить необходимый материал для домашней творческой работы.

Возможный план домашнего сочинения (слайд 15)

А) главный герой – солдат;

Б) изображение деревни;

В) окружающая природа.

Интернет-ресурсы:

1. Сочинение по картине В.П. Фельдмана: "Родина“ mirsoch.ru›По картинам

2. Фельдман | Русская живопись artlibrary.ru/feldman

3. ФЕЛЬДМАН Владимир Петрович / Художники прошлых лет - Студия военных...

grekovstudio.ru/artists/old/170

4. Сочинение по картине Фельдмана "Родина"

rus.fizolimpiada.ru/kartina/v.-..

5. parashutov.livejournal.com СТО ВОСЕМЬ МИНУТ ДЛИНОЙ В ПОЛВЕКА (ЮРИЙ ГАГАРИН В...

6. agniart.ruФельдман Владимир Петрович. Родина.

7. sovcom.ru/avtori/avtor/ф/189?p_f..

8. nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk...

9. Изобразительное искусство СССР. Пограничники. - «Впе... – Живой Журнал

10. АртРу.инфо - Художники - Фельдман Владимир Петрович

artru.info/ar/14204

11. ww2.ru Акварельный эскиз триптих Фельдмана В.П. к

Просмотр содержимого презентации
«Фельдман В.П.»

Сочинение по картине

В. П. Фельдмана «Родина»

(урок русского языка в 9 классе)

Выполнила Горохова Лариса Борисовна,

МБОУ СКОШ №36

города Озёрска Челябинской области


По всей стране от края и до края

Нет города такого, нет села,

Куда бы не пришла Победа в мае

Великого девятого числа.

Наша жизнь, наша светлая радость в жестоких боях

Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты,

В вашу честь на земле обелиски до неба стоят,

Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто!

Отгремела война, cвой кровавый собрав урожай, Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито. Время мчится вперёд, время к новым спешит рубежам, Но никто не забыт, и навеки ничто не забыто! Михаил Ножкин


Фельдман Владимир Петрович (1924-1961)

Владимир Петрович Фельдман – советский живописец. Родился, жил и работал в Москве. В 1948-1952 гг. учился в Московском художественно-промышленном училище имени М.И. Калинина. После этого проходил аспирантуру в Высшем педагогическом отделении при МХПУ имени М.И. Калинина до 1955 года. С 1956 года принимает постоянное участие в городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова с 1955 по 1961 год. Участник Великой Отечественной войны, награждён орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией».


Натюрморт с бюстом

М.И. Калинина


Ананьев Михаил Ананьевич (1925) Фельдман Владимир Петрович

(1924-1961) «Тревога на пограничной заставе» 1950


М.И. Кутузов и

А.С. Фигнер

на Военном совете в Филях

(Музей-панорама Бородинская битва)

1958 год



"Штурм Рейхстага", 1960 г.


Фельдман Владимир Петрович (1924-1961) Звездам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин.

1961 г.


На дальнем берегу Музыка Игоря Кантюкова Автор текста песни Константин Фролов

Сколько дорог В скитаньях пройдено В чужой стороне, Но видит Бог, При слове Родина Мы стонем во сне. Снится мне дом, Где нет тревог среди ночной тишины. И в доме том Царит любовь и нет войны. Ты защити и сбереги меня Небесный ангел мой. От малодушья и бесчестия От пули роковой. Я чую сердцем твой магнит И верный путь Пройти смогу, Пока ты есть, пока горит костёр На дальнем берегу


Родина – общеслав. Суф. производное от род (*ordъ. Производное от той же основы, что рост, расти ). Исходное значение – «семья», далее – «место рождения» и «отчизна, отечество». /Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2005./

Родина , -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь. Приехал на родину. / Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2007./


Что представляет собой родина солдата?

Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня?

Какое время года?

Почему остановился у берёзки, обняв её?

Куда устремлён его взгляд?

О чём говорит его одежда, поза?

О чём он думает?

Что чувствует?

Какие краски подобрал художник?

О чём это говорит?


Я лежал в госпитале, когда (): «Война закончилась!» Все, кто может,- по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду... Думаю о том, как ().

И вот, наконец, знакомый полустанок. Схожу с поезда, мешок за плечо - и пешком до родной деревни. Знакомые до боли просёлочные дороги, перелески, овраги... Но как много изменилось за годы войны! Изрытая воронками и окопами земля, обгоревшие деревья, остатки искорёженной техники. Вот и знакомый пригорок, с которого ().

За ней- моя деревенька, моя родина, откуда (). Горло перехватывает от волнения - что увижу я здесь? Родные избы, сараи, дворы или только остовы печных труб? Наконец, поднимаюсь на пригорок и вижу мирную картину, как (). Мирная жизнь вступает в свои права. Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что ()! Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края!


Возможный план домашнего сочинения

1. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Фельдмана.

2.Описание картины «Родина», смысл названия:

А) главный герой – солдат;

Б) изображение деревни;

В) окружающая природа.

3.Чувства, вызываемые картиной.


1. Сочинение по картине В.П. Фельдмана : "Родина mirsoch.ru По картинам

2. Фельдман | Русская живопись artlibrary.ru/ feldman

3. ФЕЛЬДМАН Владимир Петрович / Художники прошлых лет - Студия военных...

grekovstudio.ru/ artists / old /170

4. Сочинение по картине Фельдмана "Родина"

rus.fizolimpiada.ru/ kartina /v.-..

5. parashutov.livejournal.comСТО ВОСЕМЬ МИНУТ ДЛИНОЙ В ПОЛВЕКА (ЮРИЙ ГАГАРИН В...

6. agniart.ruФельдман Владимир Петрович. Родина.

7. sovcom.ru/ avtori / avtor /ф/189?p_f..

8. nsportal.ru/ shkola / russkiy-yazyk ...

9. Изобразительное искусство СССР. Пограничники. - « Впе ... – Живой Журнал

kykolnik.livejournal.com/1017992.

10. АртРу.инфо - Художники - Фельдман Владимир Петрович

artru.info/ ar /14204

11. ww2.ru Акварельный эскиз триптих Фельдмана В.П. к


города Озёрск Челябинской области

учитель русского языка и литературы

">

Слайд 2

Цель урока: подготовиться к самостоятельной творческой работе (сочинение – по картине В.П.Фельдмана «Родина»)

Слайд 3

Художники о Великой Отечественной войне.

  • Слайд 4

    А. А Дейнека «Оборона Севастополя Тема В.О.войны нашла отражение во многих картинах художника Одной из наиболее трагических глав истории Великой Отечественной войны А.А. Дайнека посвятил полотно «Оборона Севастополя». Он написал картину в 1942 году, когда город был в руках врага. Рушатся здания. Черные клуба дыма уходят в небо. Охваченный огнем, пылает Севастополь. В смертельной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой. Картина стала гимном мужества защитникам города.

    Слайд 5

    А.А.Пластов «Фашист пролетел»1942 г Во время войны художник создаёт целую серию картин, полных жизненного драматизма. Такой стала и картина «Фашист пролетел»Первое название картины - "Немец пролетел"; позже оно было изменено по указанию Сталина, экспонировалась на Тегеранской конференции. По воспоминаниям очевидцев, Рузвельт и Черчилль были настолько поражены этим холстом, что это повлияло на их решение об открытии второго фронта.

    Слайд 6

    Никола́йЯ́ковлевичБу́т- народный художник народный художник России и Украины «Во имя жизни» «Письмо маме»Н. Я. Бут принимал участие в создании первой советской панорамы «Сталинградская битва»

    Слайд 7

    «Солдаты подземного гарнизона» 1964 г.

  • Слайд 8

    Кугач Юрий Петрович (1917 – 2013) советский живописец Тематические картины Ю.П. Кугача, посвящённые Великой Отечественной войне, отличаются правдивостью и душевной проникновенностью. Кощущению правды исторического времени Великой Отечественной войны приходит Кугач в картине "Летом 1941 года" . О том, как отступали под палящим июльским солнцем, как мучила бойцов жажда, как больно было глядеть в глаза людей в оставляемых врагу городах и селах и рассказывает картина.

    Слайд 9

    Иван Васильевич Евстигне́ев (1899-1967) - советский художник, живописец-баталист. тоже защищал Родину от фашистов, он был пулеметчиком. Все, что отложилось в его памяти, пережитые впечатления, уже после войны он поведал нам в своих картинах о незабываемых героических боях.« На подступах к Москве»

    Слайд 10

    В.П.Фельдман «Родина»

  • Слайд 11

    ХУДОЖНИК Фельдман Владимир Петрович (1924 - 1961) Родился в 1924 в Москве. Учился в Московском художественном училище им. М.И. Калинина, затем в аспирантуре училища до 1955 г. Теме Великой Отечественной войны посвящено больше количество работ Член студии военных художников им. М.Б. Грекова (1955-1961). Это было «поколение ушедшее на фронт". В возрасте 18 лет был призван в Красную армию. После войны учился в Московском художественном училище имени Калинина.Все его картины посвящены теме Родины, родным просторам. Его портрет Кутузова на военном совете в Филях является частью Бородинской панорамы. Его картины хранятся во многих музеях России. Скончался в возрасте 37 лет от ран, полученных на фронте, в 1961 году.

    Слайд 12

    Сочинение по картине В.П. Фельдмана «Родина»

    Слайд 13

    Картина называется «Родина». Что значит Родина для вас?

    Слайд 14

    Беседа по содержанию картины - Какое время изображено на картине? -В какое время года солдат возвратился с войны? Что нам об этом говорит? -Что представляет собой родина солдата? -Почему он остановился у берёзки? Обнял он её или прислонился к ней? -Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? -Куда устремлён его взгляд? Как выглядит родная деревня солдата? -Солдат одет в военную шинель,о чём говорит его одежда?

    Слайд 15

    О чём рассказывают нам сюжет и композиция? Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "КОМПОЗИЦИЯ"композиция [композиция] ж. 1) Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое. 2) а) Произведение живописи, музыки и т.п., имеющее определенное построение. б) Сочетание каких-л. элементов, объединенных общим замыслом, идеей и т.п. и образующих гармоническое единство. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "СЮЖЕТ"сюжет [сюжет] м. 1) Ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения, кинофильма и т.п. 2) Предмет изображения (в изобразительном искусстве). 3) Тема музыкального произведен

    Слайд 16

    Сюжеткартины В. А. Фельдмана безыскусен, прост. На полотне изображен солдат - очевидно, что он только вернулся в родные края. Простой пейзаж - несколько черно-белых березок, да небольшая деревенька внизу - несколько дере­вянных домиков с простирающимся за ними серым перепаханным холстом поля Композиция предельно проста. Плана только два - передний, на котором изображен солдат, и задний - фоновый. Центр композиции - сол­дат, прижавшийся к березке, - несколько сдви­нут влево, однако равновесие картины тем самым не нарушено: на правом плане располагается второй по значению смысловой сюжет картины - по­ле и домики. Полотно поделено горизонтом при­близительно на две равные контрастные по цвету части. Верхняя часть - безрадостное, по-зимнему низкое, затянутое облаками небо. Нижняя часть холста - рыжая высохшая трава. Казалось бы, та­кое четкое разделение должно утяжелять работу, но этого не происходит. Светлые силуэты голых, без листьев берез, устремленные к небу, украшают пейзаж, голубовато-белые стволы разбавляют не слишком яркие и радостные краски полотна. Картина передает настроение хмурого, неяркого, прохладного дня. Только глаза солдата светятся тоской и радостью, да натруженные, ус­тавшие руки обнимают шершавый древесный ствол…

    Слайд 17

    Задание: глядя на картину, восстановить и определить вид придаточных предложений, объяснить постановку знаков препинания. Перед намикартина В. А. Фельдмана «Родина». На переднем плане - солдат, который().Он мечтательно смотрит вдаль, где видна его деревня. Он давно не бывал в родном селе, и мы видим, как(), как ().Может быть, он вспоминает, что ()и смотрит вокруг так, словно(). Сколько за войну пройдено дорог, сколько чужих земель он повидал, но нет ничего дороже родного края! Что же ждёт его там, на Родине, где ()?

    Слайд 18

    Какое впечатление оставила у вас картина?Поделитесь своими мыслями…Захотелось ли вам ещё ближе познакомиться с творчеством художника В.П. Фельдмана?

    Рефлексия

    Слайд 19

    Домашнее задание. Написать сочинение- рассказ, сочинение -описание по картине В.Фельдмана «Родина»

    Посмотреть все слайды

    Фельдман Владимир Петрович - известный художник в жанре военного искусства. Его молодость попала в то время, когда всех вызывали на фронт. Не странно, что большинство его картин военной тематики. Одной из таких произведение есть «Родина». Написана она в пятидесятые годы. И хотя война уже позади, но ее отголоски долго еще будут отражаться в картинах многих художников.

    На своей картине «Родина» Владимир Фельдман изобразил военного солдата, который возвращается после долгожданной победы домой. Он проходит родные ему места и не может, чтобы не остановиться и не полюбоваться ими. Война многих научила дорожить тем, что они имеют и бережно ко всему относится. На картине нарисована поздняя осень. Деревья уже совсем голые, а трава желтая-желтая. На небе множество белых туч, из-за которых никак не может показаться солнышко. Но это совсем не волнует солдата. Он прислонился к родной березке, и благодарит Господа, что остался в живых. Он скоро вернется в родной дом, обнимет жену и детей и они заживут долго и счастливо. Именно в этот момент для него нет ничего прекраснее, чем этот осенний день. Одет он в солдатское обмундирование, теплое пальто, а на спине виднеется рюкзак с личными вещами. Лицо выражает радость и скорбь одновременно. Да, он жив и вернулся, но, сколько людей, сколько его друзей уже никогда не увидят эту красоту.

    Возможно, именно себя автор изобразил на этом холсте. Однажды и он возвращался с поля битвы в родные места. Глядя на эту картину, просто наворачиваются слезы, оттого что из-за прихоти нескольких нелюдов рушатся целые судьбы. И очень хочется, чтобы все смерти, которые тогда случились, были оправданы, и чтобы наше поколение и последующие о войне знало только с истории. Пусть на земле будет всегда мир и спокойствие.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Сочинение по картине В.П. Фельдмана «Родина»

    Биография В. П. Фельдмана Владимир Петрович Фельдман родился в 1924году. В 1942 году в 18лет он ушёл на фронт. Из молодёжи этого года рождения из 10 человек, ушедших на войну, домой возвратились только три. Ему повезло, хотя он был храбрым солдатом. Потом он учился на художника в Москве, стал знаменитым. Но после войны Владимир Петрович прожил недолго – он умер в 1961 году, когда ему было только 37 лет, от старых ран.

    План Краткая информация о художнике. Сюжет картины. Композиция картины.

    эпиграф Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». С. А. Есенин.

    Передний план картины На переднем плане - солдат, обнявший ствол березы. Солдат мечтательно смотрит в простран­ство. В отдалении виднеется деревня. Легко пре­дположить, что солдат вернулся домой с войны. На переднем плане картины композиция вы­строена в вертикальном направлении: основное ме­сто в ней занимает фигура солдата, но немаловаж­ную роль играют и изображения берез.

    Задний план карины На заднем плане композиция, напротив, тяготеет к горизонтальному направлению: деревенские домики, а вдали - просторы полей. Видно, что солдат стоит на небольшом пригорке, а деревня располагается чуть ниже.

    Описание солдата Солдат - светловолосый парень в длинной се­рой шинели; за спиной у него висит небольшой мешок. Наверное, солдат давно не бывал в родном селе, но мы видим, что он не спешит идти в сторону домов. Он любуется незамысловатой картиной род­ной природы, вдыхает запахи родной земли, возможно, вспоминает что-то, связанное с этими местами. Может быть, как он впервые работал в поле с отцом, а, может быть, как с друзьями ходил в лес, как бежал по лугу за пригожей девчонкой…

    Художник назвал свою картину «Родина». Но что это такое? Земля? Небо? Люди? Дом, семья, сад за окном, ближний лес? Белые стволы берез или разноцветные лоскутки полей?.. На деревьях нет листьев, земля усыпана желтыми листьями. Где-то вдали виднеется зеленая полоска лугов. День ясный, но не солнечный. Урожай с полей уже собран. Солдат вернулся домой осенью. У горизонта сходятся разноцветные полосы растительности - желтые, зеленые - и серая ширь полей. Как будто многочисленные дороги, они сливаются вдали, и нередко людям кажется, что где-то там, далеко-далеко, должно быть лучше, чем там, где они родились и выросли.

    Но герой картины Фельдмана уже побывал в других местах, поэтому он иными глазами смотрит на свой родной край. Человеку, который не бывал в других местах, окружающая действительность нередко кажется привычной и даже слегка поднадоевшей; мы зачастую даже не замечаем то, к чему привыкли с детства. А солдат на картине Фельдмана сморит вокруг так, словно впервые увидел этот пригорок и эти березки, в которых нет ничего особенного, кроме того, что они родные, близкие, свои. Можно обратить внимание и на такую особенность картины: художник выбрал такой масштаб изображения, что мы не видим вершин берез, расположенных на переднем плане.

    Основное место на картине занимает солдат, однако художник назвал свое полотно «Родина». Кто же в таком случае является главным героем картины - солдат или его родные места?.. Даже писатель, рассказывающий подробно о тех или иных событиях и поступках героев, нередко оставляет читателю возможность для проявления собственной фантазии. Что же касается произведений художника, то здесь предоставляется еще более широкий простор для толкования. Ведь, глядя на картину, мы можем лишь догадываться о мыслях и чувствах героя, тогда как в литературном произведении автор зачастую так или иначе рассказывает о них. Тем не менее мы можем предположить, что В. А. Фельдман назвал свою картину «Родина», желая подчеркнуть переживания солдата, связанные с возвращением домой. Ведь, в сущности, ощущение Родины и есть весьма субъективное, глубоко личное восприятие отдельных признаков родного края, которые в сознании человека сливаются в одно емкое и значимое понятие.

    Художник, создавая свою картину, использо­вал не очень много цветовых оттенков. Основные тона - желтый и серый, а также бледно-голубой цвет неба. Серая шинель солдата - почти того же цвета, что и опустевшие поля. Благодаря этому цветовому совпадению легче почувствовать духов­ное единство солдата с родной землей. Об этом единстве повествуют и Книга книг, Библия, повествуя о сотворении человека Богом «из праха земного », и народные сказания славян, в которых землю именуют Матерью Сырой Землей, и более поздние фольклорные мотивы, в которых землю уважительно называют кормилицей. Действитель­но, если бы не урожай, который дает земля, человек легко мог бы погибнуть от голода. Люди, родившиеся и выросшие в деревне, постоянно работающие на земле, естественным образом ощущают прочную связь с ней.

    Цветовые акценты Есть на картине и другие цветовые акценты. Крыши деревенских домов, приютившихся возле пригорка, - красновато-коричневого цвета. Стволы берез - белые; почти такого же цвета и небо, его голубоватый оттенок едва намечен. Деревья словно связывают небо с землей, как волшебные деревья из преданий разных народов; цветовое сходство способствует усилению этого впечатления.

    Он лежал в госпитале, когда в начале мая объявили: "Война закончилась! " Все, кто может, - по домам! Настал и его черёд. И вот он едет.. . Думаю: как там мой родимый край?. . Со мной рядом мои товарищи. У каждого на Родине осталась семья, и они, как и я, жаждут поскорее приехать домой. И все боятся того, что, возможно не к кому вернутся. Четыре тяжёлых года выстоял наш народ! Никто не бездействовал: бойцы воевали на фронте, гражданские боролись с захватчиками. Многое было уничтожено, многие были убиты.. . Я приехал в родное село и решил пройтись до дома через берёзовую рощу. С ней у меня связано много радостных воспоминаний: ещё детьми, я со своими друзьями отдыхал в тени деревьев, наслаждаясь покоем. Но она приобрела вид совсем другой: земля изрыта минами; берёзки, что переплетались друг с другом кончиками крон, стоят поодаль, одинокие и жалостливые. Мне грустно было смотреть на них, хотя всё же, это лучше, чем голая земля, которую я видел в других краях. Обняв деревце, я представлял, как со своим сыном я посажу молодые саженцы, и роща вновь возродится, разрастётся, подарит отдых и покой.

    Мой сын, моя семья.. . Что с ними? Я стоял и смотрел на свой дом, боясь сдвинуться с места. Я боялся узнать правду о них. Боялся, что не узнаю сынишку.. . Когда я уходил на фронт, Ивану было десять лет. "Сейчас, должно быть, он возмужал",- думал я-"Жена присылала весточки, в которых писала о его успехах, правда, дававшихся ему с трудом. Нелегко быть единственным мужчиной в доме, ведь на твоих плечах лежит вся тяжёлая работа ". Г де-то там, за дворами, слышались детские голоса. Мне показалось, что я узнал своего сына. Я пошёл к ним навстречу, представляя, как хорошо нам будет всем вместе, и, что Ивана ждёт прекрасная жизнь. Жизнь, которую мы отстояли в этой кровопролитной войне! Фельдман, Владимир Петрович (1924 - 1961) - Картина «Родина»

    Может ли быть у человека что-то дороже, ближе и роднее, чем родина? Можно ли представить себе солдата, не тоскующего по родному краю в чужой стране? Мыслимо ли, что человек, находящийся в долгой разлуке с местами своего рождения, детс­тва, юности, не будет вспоминать родные, близкие сердцу пейзажи? Картина, на которой изображен солдат, как к девушке, как к родному и близкому человеку прижавшийся к березке. Полотно могло бы иметь любое другое название, но названо «Родина». Слу­чайно ли это? Что хотел подчеркнуть этим назва­нием художник? Сюжет картины В. А. Фельдмана безыскусен, прост.

    Может ли быть у человека что-то дороже, ближе и роднее, чем родина? Можно ли представить себе солдата, не тоскующего по родному краю в чужой стране? Мыслимо ли, что человек, находящийся в долгой разлуке с местами своего рождения, детства, юности, не будет вспоминать родные, близкие сердцу пейзажи? Картина, на которой изображен солдат, как к девушке, как к родному и близкому человеку прижавшийся к березке. Полотно могло бы иметь любое другое название, но названо «Родина». Случайно ли это? Что хотел подчеркнуть этим названием художник? Сюжет картины В. А. Фельдмана безыскусен, прост.

    На полотне изображен солдат - очевидно, что он только вернулся в родные края. Простой пейзаж - несколько черно-белых березок, кото­рые так милы русским писателям и художникам, да небольшая деревенька внизу - несколько деревянных домиков с простирающимся за ними серым перепаханным холстом поля. Простой русский парень, только что вернувшийся с фронта, одет в серую солдатскую шинель, на плечах - военный вещевой мешок. Русые волосы треплет ветер, а на лице застыло странное выражение. В глазах его можно прочитать радость и грусть, боль и восторг одновременно. Радость - вернулся домой, остался жив, смог, дошел; грусть - живы ли родные, здоровы ли они? как там друзья, с которыми еще недавно шел в бой, с которыми делил простые радости и невзгоды фронтовой, казарменной жизни?

    Композиция предельно проста. Плана только два - передний, на котором изображен солдат, и задний - фоновый. Центр композиции - солдат, прижавшийся к березке, - несколько сдвинут влево, однако равновесие картины тем самым не нарушено: на правом плане располагается второй по значению смысловой сюжет картины - поле и домики. Полотно поделено горизонтом приблизительно на две равные контрастные по цвету части. Верхняя часть - безрадостное, по-зимнему низкое, затянутое облаками небо. Нижняя часть холста - рыжая высохшая трава. Казалось бы, такое четкое разделение должно утяжелять работу, но этого не происходит. Светлые силуэты голых, без листьев берез, устремленные к небу, украшают пейзаж, голубовато-белые стволы разбавляют не слишком яркие и радостные краски полотна. Картину нельзя назвать слишком яркой, палитру художника - насыщенной, это было бы неправильно. Преобладают несколько затемненные цвета - грязновато-желтый тон осенней травы, серо-голубой оттенок неба, серо-зеленая шинель солдата.

    Несколько выделяющихся пятен - выделяющихся не за счет яркости красок, а из-за их насыщенности, из-за глубины цвета. Рыжая крыша одного из домиков, фиолетовые ставни другого. Теплый коричневый цвет стен избушек. Немного сероватой зелени полей и темно-синяя полоса на горизонте. Картина передает настроение хмурого, неяркого, прохладного дня. Только глаза солдата светятся тоской и радостью, да натруженные, уставшие руки обнимают шершавый древесный ствол… Несколько слов необходимо сказать о выборе эпиграфа. Он не случаен, а закономерен и словно переплетается с настроением картины. Герой полотна, всматривающийся вдаль, в сторону своей родной деревни, полей и лесов, напоминает лирического героя стихотворения: Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц звонно чахнут тополя.

    Также как и герой стихотворения, солдат на картине любит свою родину такой, какая она есть. Пусть небросок пейзаж, нерадостно низкое холодное небо и тонкие красавицы березы не звенят на ветру своими листьями. Пусть неярки краски, среди которых преобладает серый, пусть дома-хатки небогаты - эти картины с детства знакомы и любимы как стихотворному персонажу, так и солдату. Да и нельзя не любить их, несмотря на блеклость и неяркость, ведь это - Родина!




  • Рассказать друзьям