Почему у оперных певцов большой живот. Интересные факты о вокале

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Великий итальянский тенор Лучано Паваротти запомнился публике не только своим лучезарным голосом, но и «необъятной» талией. Не уступает ему по этому показателю Монсеррат Кабалье (она изрядно повеселила публику в роли Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса, скромно скрывшись за кулисами на время Танца семи покрывал и уступив место худенькой балерине). Отнюдь не «пушинка» Любовь Казарновская, утратила с годами грацию юной Кармен несравненная Ирина Архипова… так почему же лишний вес становится сущим бичом оперных певцов?

В объяснениях недостатка нет. Говорят, что именно жировые отложения вокруг гортани придают голосу красивый тембр – но ведь не бывает так, чтобы на одной части тела они были, а на других – нет. Говорят, что пение – серьезная физическая нагрузка (и это правда), поэтому певцам постоянно хочется кушать. Полноту певцов связывают и с шириной грудной клетки, которая обеспечивает хорошее дыхание изначально или развивается в процессе...

Может, и можно было бы этому всему поверит, но… посмотрим на Анну Нетребко. Эта оперная дива, за право пригласить которую соперничают лучшие театры мира, а билеты на концерты стоимостью в несколько сотен долларов распродаются за считанные часы, хрупкостью фигуры, пожалуй, поспорит с балеринами. Очень стройной была в молодости Ольга Бородина, много лет не меняла размер костюмов Галина Вишневская, не был толстяком Сергей Лемешев, не страдает лишним весом Пласидо Доминго… примеры можно продолжать, но и так уже ясно, что мысль о «естественной» полноте оперных певцов можно отнести к разряду мифов. Но откуда взялся этот стереотип?

Пожалуй, один из его источников – непреходящее желание прикоснуться к тайне гениальности. В попытке разгадать секрет в ход идут любые факты из биографий великих – привычки, причуды, болезни, пороки, любые обстоятельства – только и слышится: Мусоргский алкоголик, ванн Гог психопат, Шопен туберкулезник, Паганини отец в детстве бил… ну, и «Лучано Паваротти толстый» – из той же «оперы».

Разговоры о полноте оперных певцов можно сопоставить с такими же разговорами о полноте священников. В действительности, лишний вес – это проблема современного общества в развитых странах в целом, певцы и священники – не исключение. Полные люди встречаются среди тех и других не чаще и не реже, чем среди прочих людей, но под пиджаком среднестатистического гражданина «животик» не так заметен, как под рясой священника на амвоне – или под обтягивающим костюмом Герцога Мантуанского или кимоно Чио-Чио-сан на сцене оперного театра.

К тому, же артисты всегда на виду: нам в принципе все равно, какая окружность талии у продавщицы в магазине или сколько весит медсестра, которая делает нам уколы – но когда на сцену выходит пышнобедрый пастушок Лель или романтичный юноша Ленский с брюшком и двойным подбородком – это в лучшем случае смешно. Конечно, персонажи в операх бывают разными – старому степенному царю Береднею или пьянице Варлааму, который горя не знает с тех пор, как «утек из монастыря», некоторая полнота, пожалуй, будет даже к лицу – но есть роли в которых она действительно нетерпима (так, немалую роль в провале премьеры «Травиаты» сыграла «могучая» комплекция певицы, исполнявшей роль сгорающей от чахотки Виолетты).

Таким образом, утверждать, что большинство оперных певцов имеет лишний вес, было бы опрометчиво. Люди с лишним весом среди оперных певцов попросту более заметны – и поистине нужно обладать талантом уровня Лучано Паваротти, чтобы публика могла это простить.

Если понаблюдать за оперными певцами, то можно с уверенностью сказать, что в большинстве своем они и правда отличаются заметной полнотой. Существует сразу несколько версий, объясняющих, почему оперные певцы толстые, и каждая из них имеет право на существование.

Итак, сегодня мы попытаемся выяснить, на самом ли деле лишний вес – это норма для оперного певца, а также разберемся с основными теориями, объясняющими данный феномен.

Согласно первой теории, которую мы сегодня рассмотрим, резонанс гортани во многом зависит от того, сколько жировых тканей находится вокруг нее. Чем их больше, тем лучше резонанс и, как следствие, пение более звучно и приятно. А если жир есть вокруг гортани, значит, он будет и в остальных частях тела. Отсюда и полнота оперных певцов, по крайней мере, если верить приверженцам этой теории.


Теория №2. Благодаря лишнему весу растягивается диафрагма

Вторая версия гласит, что оперным исполнителям нужна более сильная диафрагма, благодаря чему их пение будет слышно по всему театру даже на фоне играющего оркестра. А из-за полноты диафрагма якобы и растягивается. Еще в XVIII-XIX столетиях, когда оперное искусство только обретало популярность, режиссеры всячески пытались сделать свои постановки как можно зрелищнее. По этой причине размеры театров увеличивались, а количество зрителей, соответственно, возрастало.

Если помещение большое, то пение должны хорошо слышать даже на галерке, в связи с чем большое горло, рот и грудь (то есть, грудная клетка, не бюст) стали для певцов столь важными.



Обратите внимание! Многие считают, что диафрагма крайне чувствительна к давлению мышц желудка. Чем крепче мышечные ткани желудка, а сам он – больше, тем сильнее будет давить на диафрагму и, следовательно, тем зычнее будет звучать пение исполнителя.

Теория №3. Толстые, потому что много едят

Здесь причина также кроется в желудке, вот только не он давит на диафрагму, а наоборот. Когда это происходит, т. е. диафрагма оказывает давление на желудок, у человека появляется ложное чувство голода. Певцы наедаются и уже не в силах остановиться, в дальнейшем это перерастает в рефлекс. Метаболизм со временем меняется, равно как и внешний вид человека. Сторонники уверяют, что подобное положение вещей обрекает оперных певцов на инвалидность, и даже приводят наглядные примеры. Так, к примеру, Шэрон Свит и Алессандра Марк были вынуждены уйти с большой сцены.


Теория №4. Предрасположенность к лишнему весу

Авторство этой теории принадлежит доктору Питеру Осину. Он уверен, что у оперных певцов есть склонность к лишнему весу: их легкие постоянно напрягаются, за счет чего увеличивается аппетит. Также, по мнению Осина, при пении из легочных клеток выделяется лептин – особый белок, регулирующий аппетит (лептин производится жировыми клетками). А вот доктор К. У. Торп из Австралии уверен, что оперное пение (да и любое другое) уже само по себе способствует увеличению габаритов тела, в особенности, грудной клетки. Именно по этой причине, говорит Торп, певцы после десятилетий подобной деятельности и выглядят более толстыми, чем они есть в действительности.



Теория №5. Нет денег на худых певцов

Последняя на сегодня теория утверждает, что полнота среди оперных певцов – это не что иное, как миф. Дело в том, что когда оперные театры подбирают исполнителя роли, то принимают во внимание не только его внешность, но и вокальные данные. Иными словами, изначально есть вероятность, что роль молодой стройной девушки будет исполнять пожилая полнотелая женщина. А вот в драматических театрах или кино такое почти не встречается, т. к. на первое место здесь встает именно внешность. Поэтому и складывается впечатления, что все оперные певцы страдают от лишнего веса.

Также здесь важны и возможности конкретного оперного театра. У Метрополитена, к примеру, как и у других крупных мировых театров, огромные возможности при выборе артистов, то есть там могут отбирать людей привлекательных и с прекрасным голосом. Но как быть саратовскому театру, где штат состоит всего из двух сопрано, да и те – толстые? Воздерживаться от «Евгения Онегина» или заставить эти сопрано сесть на диету? Что же касается теноров, то здесь даже в Метрополитене не будут отказываться от толстяков. Ведь действительно хороших теноров мало, а найти такого, который при этом еще и выглядел бы привлекательно, очень и очень трудно.



Зарина Малити/Zarina Maliti — одна из самых красивых оперных певиц планеты

Что можно добавить в итоге? Пока ни одна из описанных теорий официально не подтверждена. Не исключено, что в скором времени возникнут и иные теории. Однако имеются исключения, в нашем случае – небезызвестный Хосе Каррерас, который при росте 1,7 м выглядит как мужчина вполне обычного телосложения.

На заметку! Среди поклонников оперного дела главного женского персонажа одной из известнейших опер «Мадам Баттерфляй» принято называть «Мадам Баттербол» (butterball, амер. разг. – «толстяк-коротышка», в нашем случае – «мадам толстуха»).

Видео – Британия ищет таланты: прекрасный оперный певец весом 245 кг поразил участников

А знаете ли вы, что…
… от сырых яиц ваш голос не будет звучать лучше. Все помнят знаменитую сцену из советского фильма «Веселые ребята», в которой героиня разбивает сырые куриные яйца об нос бюста и надеется, что от этого ее голос начнет лучше звучать. На самом деле это миф, сырые яйца для голоса пустая трата времени, а вот организму они навредить могут, лучше поэкспериментируйте с другой едой . В яйцах могут содержаться сальмонеллы, вызывающие серьезные проблемы со здоровьем. Если вам так уж захотелось проверить на себе этот миф, пейте перепелиные яйца, они безопасны.

… вокалисту не рекомендуется заниматься силовыми видами спорта. Упражнения с гантелями не противопоказаны, но поднимать штангу — плохая идея. Когда во время упражнения вы поднимаете тяжести, вы зажимаете дыхание, и огромный поток воздуха задерживают ваши связки. Это колоссальное напряжение, вредное для голоса . Если хотите заняться спортом, выбирайте лучше аэробику или упражнения на растяжку. Последние очень полезны для любого артиста, чтобы его мышцы были эластичными и готовыми в любой момент вступить в действие.

… коньяк делу не поможет. То есть поможет, конечно, но использовать стоит только в крайних случаях. Кстати, крайним не считается случай боязни сцены, для преодоления этой проблемы используйте психологические методы. Для быстрого же восстановления голоса, когда это действительно необходимо, можно нагреть 30 гр коньяка, добавить немного меда и яичный желток. Только не злоупотребляйте;)

Почему оперные певцы толстые?

… не все оперные певцы полные. Есть очень стройные, хотя, если вспомнить известных певцов, едва ли назовешь с десяток таковых. Во-первых, артистическая зрелость наступает с годами, а с годами почти все люди поправляются. Чаще всего на крупных сценах поют люди в возрасте от 30 лет, а то и от 40, поэтому требовать от них юношеской стройности неразумно. Во-вторых, тенора и сопрано чаще всего полные, меццо-сопрано и баритоны стройнее. Есть мнение, что высокий голос связан с количеством женских гормонов. Их больше у теноров, чем у баритонов, а от большого количества женских гормонов растет живот. В-третьих, оперный певец имеет дело с такой тесситурой и такими нагрузками, которые требуют от него выносливости и много сил. А откуда все это взять голодному человеку? Певец должен хорошо питаться, чтобы голос звучал полно и «сытно». Ну и в-четвертых, во время пения идет такая нагрузка на мышцы, что мышечная масса растет как на дрожжах, заметьте — мышечная масса, а не бицепсы-трицепсы, отсюда лишний объем. Но многое зависит от индивидуального телосложения…

… ринопластика опасна для вокалиста. Ринопластика — это изменение формы носа хирургическим путем. При этом происходит вмешательство в одну из составляющих вашего голосового аппарата, а именно в резонаторную часть. Как будет звучать ваш голос после ринопластики, и будет ли вообще звучать, не знает никто.

12 октября 1935 года родился известный оперный певец Лучано Паваротти. Его называют одной из суперзвезд оперной сцены двадцатого столетия. Мы решили вспомнить и других известных лирических теноров из Италии

Энрико Карузо

Когда Энрико пришел учиться в музыкальную школу, то его преподаватель была уверена, что у мальчика нет ни слуха, ни голоса. Сейчас же принято говорить, что Карузо – это символ бельканто, который прославил на весь мир Неаполь . Его дебютом считается партия Энцо из оперы «Джоконда ». Энрико выступал с гастролями по всему миру, 17 лет проработал в театре «Метрополитен-опера». Во время выступлений в Америке к нему и пришла мировая слава и известность. Он был самым высокооплачиваемым оперным певцом своего времени. Когда Карузо участвовал в спектакле, то дирекция повышала цены на билеты по своему усмотрению. После смерти оперного певца в 1921 году на средства поклонников изготовили восковую свечу, которую на протяжении 500 лет должны зажигать раз в год перед ликом Мадонны в память о певце.

Беньямино Джильи

Итальянский оперный певец и киноактер, считается «наследником» Энрико Карузо. Будучи мальчиком, он обучался пению в кафедральном соборе, потом выступал в церковных мессах, позже в составе городского оркестра играл на саксофоне. В 1914 году состоялось его дебютное выступление – это была партия Энцо из оперы «Джоконда». Джильи приглашали работать во многие театры Италии. Как и Энрико Карузо, Джильи работал в «Метрополитен-опера». Он много снимался в кино. В основном это были о музыке: «Аве Мария», «Джузеппе Верди », «Страницы из опер».

Франко Корелли

Он дебютировал в 1951 году, через 2 года выступал на фестивале «Флорентийская весна», где исполнил партию Пьера Безухова в итальянской премьере "Войны и мира" Прокофьева . На его счету лучшие роли в операх «Пирате» Беллини , «Гугенотах» Мейербера. В 1967 году в «Метрополитен-опера» он исполнил заглавную партию в «Ромео и Джульетте» Гуно. Про Франко Корелли можно услышать, что «…этот голос возвышается над всем: голос грома, молнии, огня и крови…».

Андреа Бочелли

Андреа начал учиться играть на фортепиано в 6 лет, потом освоил флейту и саксофон. В 12 лет после несчастного случая, он полностью ослеп. Музыка поначалу была для него простым увлечением. Даже когда он учился на адвоката, он подрабатывал в ресторанах, исполняя песни Пиаф и Азнавура. Но однажды он набрался смелости и пришел на прослушивание к Франко Корелли, когда тот был проездом в Турине . Корелли взял молодого человека в ученики. На этом Андреа закончил с карьерой юриста. В 1994 году на музыкальном фестивале в Сан Ремо состоялся дебют Андреа – он исполнил песню «Il mare calmo della sera». В этом же году Лучано Паваротти пригласил Андреа участвовать в концерте Pavarotti International в Модене . Про Андреа Бочелли говорят, что это единственный певец, которому удалось слить воедино поп-музыку и оперу: «Он поет песни, как оперу, и оперу, как песенки».

Алессандро Сафина

Алессандро начинал строить свою карьеру как классический оперный певец: учился в консерватории, исполнял партии в операх «Севильский цирюльник», «Русалка», «Евгений Онегин », «Капулети и Монтеки». А потом стал выступать в новом жанре, который называет «оперный рок». Не зря же своими любимыми исполнителями он называет группы U2, Genesis, Depeche Mode и The Clash. Сейчас на счету Алессандро несколько альбомов. Сафина постоянно гастролирует. Почти каждый год ездит с сольными концертами по городам России . Кроме того певец снимается в кино. Он сыграл самого себя в бразильском сериале «Клон» и исполнил роль художника Марио Каварадосси в вольной экранизации оперы Джакомо Пуччини «Тоска».

Существует несколько теорий, объясняющих, почему многие оперные певцы и певицы отличаются такой миловидной полнотой. Согласно одной из них, большое количество жировой ткани, окружающих гортань, усиливают её резонанс, и поэтому человек производит более приятные звуки. Количество этой жировой ткани у разных певцов различно. Иметь её только в горле и не иметь в других частях тела практически невозможно. Согласно второй теории, оперным певцам необходима более сильная диафрагма, чем обычно, чтобы их голос выделялся на фоне большого оркестра в просторном оперном театре. Большая грудная клетка и хороший контроль над лёгкими создают достаточную массу, чтобы больше растягивать диафрагму, чему ещё более способствуют крупная масса тела и крупные формы. Так что это чрезвычайно большое преимущество – быть большим. В XVIII и XIX столетиях, во времена бурного развития оперы, режиссёры и постановщики стремились к лучшей зрелищности и к более эффектным приёмам. Оперные театры становились всё больше, а аудитория в них – многочисленнее. Но, в отличие от театра, человека переделать невозможно, так что приходилось изобретать новые методы извлечения звука. Постепенно большая грудь, широкая грудная клетка, большое горло, большой рот и т. д. стали считаться преимуществами для оперных певцов. Кстати говоря, признаком таких нововведений были не только более крупные формы певцов, но и усовершенствование духовых инструментов и реконструкция старых барочных струнных инструментов.

Третью теорию предложил доктор Питер Осин. Он утверждает, что оперные певцы, «возможно, предрасположены к набору веса, поскольку напряжение лёгких подстёгивает их аппетит». Далее он добавляет, что «механизм извлечения голоса во время пения заставляет клетки лёгких выделять такие вещества, как лептин – белок, производимый жировыми клетками организма и регулирующий аппетит». Согласно четвёртой теории, пение само по себе расширяет тело, особенно грудную клетку. После многих лет пения тело певца или певицы выглядит более полным, чем оно является на самом деле. Именно к такому выводу пришли австралийские исследователи во главе с доктором К У. Торпом.
Но ни одна из теорий на настоящий момент не доказана. В будущем могут появиться и другие теории. Как говорят комментаторы, «дело не закончено, пока не спела толстая дама».* * *

Есть и исключения из правила, согласно которому оперные певцы должны быть полными. Хосе Каррерас, самый знаменитый тенор последних 50 лет, ростом всего 170 см и выглядит как мужчина со средней массой тела.

* * *

В 2004 году Королевский оперный театр разорвал контракт с оперной певицей Деборой Войт на том основании, что она слишком толстая.

* * *

Многие оперные поклонники ласково называют одну из самых известных опер «Мадам

* * *

Баттерфляй» и её главную героиню «Мадам Баттерболл» («Мадам-толстуха»),

* * * Фразу «Дело не закончено, пока не спела толстая дама» приписывают различным спортивным комментаторам, в том числе и американцу Дэну Куку, американскому баскетбольному тренеру Дику Мота, американскому бейсбольному игроку Йоги Бере, американскому писателю Дэймону Раньону и самому плодовитому из авторов – «Анониму».



Рассказать друзьям