Понятие труда и его роль в жизни общества и человека.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Понятие «труд» и его формы менялись во времени и пространстве. Труд как социокультурный и исторический феномен есть то, что считается таковым в том или ином обществе в то или иное время.

Труд

1)целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей;

2)основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействует на окружающую природ среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди обеспечивают свое существование, создают условия для развития общества.

3) (по Тощенко) Труд – целесообразная деятельность, обеспечивающая взаимодействие человека между природой и обществом.

Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основные формы: затраты чел энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом по горизонтали, по вертикали.

Роль труда в развитии и человека и общества в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности (для удовлетворения потребностей), но и развиваются сами работники, кот приобретают навыки, раскрывают свои способности.

Творческий характер труда – в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии => развитие потреб.

В процессе труд. деятельности производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности, появляются новые потребности.

В процессе труда люди вступают в опр. соц. отношения. Соц. взаимодействие в сфере труда – форма соц. связей, обмен деятельностью и взаимодействие. Основа взаимодействия людей – общность или расхождение их интересов, целей, взглядов. Посредники – орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодействие образует Социальные отношения – отношения м/д членами соц. общностей и общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, условий формирования и развития личности, социальных общностей. Неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. Соц-труд. отношения позволяют определить соц.значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.

Схема воздействия труда на человека и общество:

Изменяется организация труда. В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда она оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда во вред среде.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается как динамично развивающееся и прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, – все это называется производством, где создаются новые потребности, под влиянием которых постепенно происходит преобразование общества.

Социальные взаимодействия в сфере труда – это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе трудовой деятельности в определенных социальных условиях образует специфические социальные отношения.

Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида игруппы.
Характер труда определяет социальные различия
: общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т.п.

Труд - это сознательная, целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека и общества в целом.

Для трудовой деятельности характерны следующие черты:

а) сознательный характер;

б) эта деятельность направлена на получение благ;

в) рациональность;

г) общественная полезность;

д) целенаправленность.

Сферой действия трудового права является только та часть наемного труда, которая связана с общественными отношениями, возникающими по поводу процесса труда.

Трудовое право - это самостоятельная отрасль российского права, которая имеет свой особенный предмет, метод, принципы правого регулирования.

Предмет трудового права - группа общественных отношений (определены в ст. 1 ТК РФ):

1. Трудовые отношения. Центральный институт - трудовой договор. В нём сгруппированы нормы о понятии, видах тру­дового договора, порядке его заключения (приема на работу), изменения (перевода) и прекращения (увольнения);

2. Иные общественные отношения тесно связанные с трудовыми:

а) отношения по организации труда и управления трудом;

б) трудоустройство у данного работодателя (например , отношения, когда ещё не устроился на работу у данного работодателя);

в) подготовка и дополнительное профессиональное образование работников (в старых редакциях ТК РФ профессиональная подготовка и переподготовка и повышение квалификации) непосредственно у данного работодателя. Центральный институт - ученический договор.

г) социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений. Социальное партнерство выражается в заключение двух актов: коллективный договор и соглашение.

Пример: нельзя путать трудовой договор и коллективный договор. Коллективный договор является источником трудового права, т.к. носит нормативный характер: он распространяется на весь коллектив и может применяться несколько раз. Трудовой договор – не источник, т.к. он – персонифицированный акт конкретного работодателя, между конкретным работником и работодателем. Он действует определённый срок и в отношении отдельного работника;

д) участие работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства;

е) материальная ответственность работодателя и работника в сфере труда. Отличие ответственности в ТП от ГП в том, что в ТП нужно возмещать только ущерб, а упущенная выгода работником не возмещается;

ж) по надзору и контролю, профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства;

з) разрешение трудовых споров;

и) обязательное социальное страхование.

Характерные черты трудового правоотношения:

1. Носит сложный характер. У работников и работодателей есть целый комплекс обязанностей по отношению друг к другу;

2. Трудовое отношение носит волевой характер. Основанием возникновения трудовых отношений является заключение трудового договора;

3. Характеризуется личным выполнением работником трудовой функции (работы). Однако есть исключения - относиться к видам договоров, где можно привлекать членов своей семьи - договор с надомниками (швея на дому);

4. Трудовое отношение носит длящийся характер. Работник регулярно должен выполнять обусловленную трудовым договором работу, а работодатель - регулярно выплачивать ежемесячную зарплату (два раза в месяц) и обеспечивать надлежащие условия труда;

5. Базовый характер трудовых отношений. Трудовое отношение является предпосылкой возникновения иных общественных отношений, тесно связанных с трудовыми.

Трудовое отношение (ст. 15 ТК РФ ) - отношение, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка (ВТР ), а работодатель обеспечивает надлежащие условия труда (Например , оплачиваемый отпуск 28 дней).

Метод трудового права и его особенности

Метод трудового права - комплекс юридических средств, используемых при регулировании трудовых и иных общественных отношений, тесно связанных с трудовыми.

Особенности и отличительные черты метода:

а)Сочетание централизованного и локального регулирования. Централизованное регулирование осуществляется органами государственной власти и социальными партнерами. Локальное регулирование - означает принятие актов на уровне работодателя. Например , должностные инструкции, положения об оплате труда и т. д.;

б) Сочетание государственного и договорного регулирования. Государственное регулирование осуществляется органами государственной власти, а договорное - между работником и работодателем посредством заключения трудового договора;

в) Участие представителей работников в установлении норм трудового права (профсоюзы могут участвовать в разработке локальных актов);

г) Единство и дифференциация правого регулирования. Единство проявляется в установление базовых трудовых прав и гарантий. Например , все имеют право на судебную защиту. Дифференциация выражается в установлении особенностей для отдельных категорий работников, эти особенности касаются, например, повышения уровня трудовых прав и гарантий или могут устанавливать изъятия из общих правил.

д) Метод трудового права характеризуется сочетанием императивного и диспозитивного регулирования.

К основаниям дифференциации относятся следующие группы отношений:

1. Условия труда: нормальные, вредные, опасные;

2. Климатические условия (Например , районы крайнего севера);

3. Физиологические особенности работников (женщины, инвалиды, несовершеннолетние, беременные женщины).

4. Социальное положение работников (например , совмещение работы с учебой, наличие несовершеннолетних детей и т.д.). Например , чтобы не было произвола работодателей, устанавливается кол-во часов, которые должен работать по совместительству – не более половины от времени основной работы.

5. Специфика трудовой связи. Сезонный, временный характер работы, совместительство, работа у работодателя - физического лица.

6. Характер трудовой деятельности (Например , государственная служба, творческая деятельность). Государственная служба бывает: правоохранительная, военная и гражданская.

Система трудового права

Предмет и цельсистемы науки, учебного курса - изучение норм трудового права, их развития, правовых связей. Система науки шире системы отрасли российского трудового права, в нее включаются и учение о пра­воотношениях в сфере трудового права, и история развития тру­дового законодательства, и зарубежное, и международное трудо­вое право.

Учебная дисциплина ТП состоит из тем.

Система отрасли трудового права – это совокупность расположенных в определенном порядке правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики об­щественных отношений, составляющих предмет данной отрас­ли.

Предметом и целью системы отрасли является создание структуры расположения норм ТП внутри отрасли.

В общей части науки ТП изучаются проблемы, имеющие сквозной характер для всей отрасли и науки, а в особенной - проблемы по отдель­ным институтам этой отрасли. В специальную часть входит изу­чение норм зарубежного трудового законодательства и междуна­родно-правового регулирования труда.

Система отрасли трудового права делится на две части : об­щую и особенную . (Некоторые учёные выделяют третью часть - спе­циальную . Сюда включают раздел XII ТК РФ).

В Общую часть вводят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников и работодателей, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений и т.д.

Особенная часть строится по ин­ститутам как совокупность однородных групп правовых норм.

Институты, в которых сгруппированы нормы, ре­гулирующие другие вопросы трудовых отношений:

а) институт занятости населения;

б) институт ра­бочего времени и времени отдыха;

в) институт оплаты труда;

г) ин­ститут гарантийных и компенсационных выплат;

д) институт трудо­вой дисциплины;

е) институт охраны труда.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

1. Социальная сущность труда, его характер и содержание

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:

- Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

- Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

- Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и т.д.

Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.

Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.

Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.

Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда" (Рис. 1).

Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны. Для более полного понимания социальной сущности труда необходимо рассмотреть изменение его характера при изменении общественных формаций.

К показателям характера труда относится форма собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда и др.

Содержание труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.

При этом имеется ввиду само функциональное взаимодействие без учета тех социальных отношений, в которые люди обязательно вступают в процессе труда. Содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно и изменчиво. Оно характеризуется структурой выполняемых функций, разнообразием (монотонностью), соотношением исполнительских и организаторских элементов, физическими и нервно-психическими нагрузками, степенью интеллектуального напряжения, самостоятельности деятельности, самоорганизацией труда, наличием новизны (нестереотипности, творчества) в принимаемых решениях относительно производственного процесса, квалифицированностью, сложностью труда (объем знаний общего образования и профессиональной подготовки), социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда.

Достигнутый уровень общественного разделения труда порождает полную взаимосвязь товаропроизводителей и требует всесторонней связи между ними. Труд частного производителя становится общественным тогда, когда при обмене получает признание на рынке.

По отношению к характеру труда его содержание является более частным понятием. Это находит обоснование даже в том, что характер труда (в частности, разделение между физическим и умственным трудом) выражает классовые различия, а содержание - лишь внутриклассовую дифференциацию.

Разный по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. Различия в содержании труда порождают различия в квалификации работников, влияют на их отношение к труду, уровень трудовой активности. Обогащение содержания труда, улучшение его условий облегчают труд человека, создают для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым его производственную отдачу и удовлетворенность трудом, способствуют развитию личности.

В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на:

  • творческий и репродуктивный (стереотипный),
  • физический и умственный,
  • простой и сложный,
  • исполнительный и организаторский (управленческий),
  • самоорганизованный и регламентированный.

Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.

Труд - целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый - физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый - умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Также «труд» - деградационная деятельность человека в малоразвитых цивилизациях (то есть использующих труд человека), системах (в том числе политических) приводящая к умственной и социальной отсталости в развитии человеческих индивидов, низведении человека до функционала машины, винтика в системе.

В процессе труда человек опосредует, регулирует и контролирует обмен между собой и природой. Изменяя в процессе труда природные условия своей жизни, человек изменяет и свою собственную природу, развивает свои творческие силы и способности. Труд представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человеческого общества с природой.

Труд, с точки зрения большинства современных экономистов, осуществляется за плату. Заработная плата может расти и падать, поскольку растущая производительность труда не всегда приводит к росту зарплаты (например, Кривая Филлипса). Разнообразие форм исчисления заработной платы является косвенным следствием того, что ни одна из них не совершенна. Труд облегчает выживание, труд приносит деньги, увеличить количество денег в краткосрочной перспективе можно, объединившись в профсоюз. Труд может быть бесплатным (см. рабство, коммунизм, военная служба). Полной противоположностью бесплатному труду является профессия рантье. Классический взгляд на труд как на физический процесс сильно изменился с началом НТР. Ничего физически не делающий учёный проделывает умственный труд, который может характеризоваться огромной производительностью труда. Но чаще оказывается, что учёный действительно ничего не делал, так как выдающиеся открытия совершаются не каждый день.

Труд структурирует не только индивидуальную, но и коллективную жизнь людей: их социальные роли, социальное пространство и время. Жизнь человека делится на этапы социализации в соответствии с трудовой деятельностью: активную жизнь и жизнь на пенсии, отдых. День, неделя, год также подчинены ритму, задаваемому работой. Пространство, в котором живет индивид, также оказывается функционально расчлененным: место работы, дом, место отдыха. Отсутствие дома большей части населения в течение рабочего дня определяет городскую среду обитания (спальные предместья, рабочие города) и организацию досуга (зрелищные мероприятия проводятся после окончания рабочего дня)

Фейджин, Л. и М. Литтл выделили несколько функций труда в жизни человека:

1. Работа является источником идентичности: через нее люди определяют себя в терминах класса, статуса, влияния, устанавливают свое место в социальной иерархии и групповых объединениях. Из этого вырастает чувство безопасности, принадлежности, социальное узнавание и понимание.

2. Работа создает социальные связи вне рамок семьи, обогащает межличностное общение.

3. Работа организует регулярную целенаправленную деятельность людей. Делать это самостоятельно могут не многие.

4. Труд создает условия для развития профессиональных навыков и творческих способностей, повышает самооценку, создает чувство уверенности и безопасности.

5. Труд структурирует психологическое время, заполняет и организует день. При потере работы люди зачастую не могут ответить, чем они занимались сегодня или вчера.

6. Труд – источник целеполагания, он связывает человека с миром, с другими людьми. Потеря труда приводит к ощущению бессмысленности существования.

Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление сферы обитания, создание материальных и культурных ценностей для удовлетворения своих потребностей.

Процесс труда всегда связан с затратами физической и психологической энергии, а также ресурсов. Труд – один из главных факторов производства, наряду с землей, природными ресурсами, капиталом и предпринимательством. Труд – это естественные условия человеческой жизни. Он позволяет человеку стать личностью, производить материальные и духовные блага и получать прибавочную стоимость. Трудовой процесс является самоуправляемым и управляемым извне. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда, как деятельности по приданию предмету труда необходимых свойств. Труд имеет технологическую, экономическую и социальную сторону.

Предметы труда – это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда – это то, при помощи чего человек воздействует на предмет труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления, и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства – это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология – это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда.

Основными формами проявления труда являются:

1) Затраты человеческой энергии. Психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов и органов чувств. Затраты энергии человека определяется степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности. Они формируют такие состояния, как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность и здоровье человека, а также его развитие.

2) Взаимодействие работника со средствами производства. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего времени, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда. Эти параметры деятельности представляют требования к специальной подготовке работников и их квалификационному уровню.

3) Производственное взаимодействие работников друг с другом, как по горизонтали (коллектив), так и по вертикали (начальник-подчиненный). Оно определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности, которая зависит от уровня кооперации труда, от численности работающих, и т.д.

Роль труда в реальном развитие человека и общества проявляется в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают свои знания.

Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые в свою очередь ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны – насыщение рынка товарами, услугами и культурными ценностями, а с другой стороны – прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда.

Социальная роль труда проявляется в развитии и совершенствовании производства, благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Это идеальная схема воздействия труда на человека и общество.

Функции труда:

1) производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей;

2) обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды;

3) формирование и накопление материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники и культуры;

4) развитие самого человека, формирование творческой личности.

Виды труда:

По характеру и содержанию труда:

1) наемный и частный;

2) индивидуальный и коллективный;

3) по желанию, по необходимости или по принуждению;

4) физический и умственный;

5) репродуктивный и творческий;

6) по разной степени сложности.

По предмету и продукту труда

1) научный, инженерный, управленческий, производственный, и т.д.;

2) промышленный, сельскохозяйственный, транспортный, коммуникационный, и т.д.

III. По средствам и способам труда

1) ручной (технически-невооруженный);

2) механизированный;

3) автоматизированный (в т.ч. компьютеризированный).

По условиям труда

1) стационарный и передвижной;

2) наземный и подземный;

3) по степени тяжести;

4) привлекательный и непривлекательный;

5) свободный и регламентированный, и по степени регламентации.

Общественная организация труда – существующая в данном обществе, государстве связь м/у людьми в процессе совместного труда, включающая их отношения по собственности к средствам производства и продукту труда. Эти исторически определенные для каждого государства, общества отношения людей, т.е. их связи по участию в общественной организации труда, и являются предметом правового регулирования, т.е. предметом отрасли трудового права.



Рассказать друзьям