Поурочный план по литературному. Поурочный план по литературному чтению

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

М.: Ч.1 - 2005 , 368с., Ч.2 - 2004, 368с.

Пособие ориентировано, прежде всего, на работу в комплексе с учебниками: Русская литература ХХ века в 2-х частях под редакцией В. П. Журавлева (М.: Просве-щение) и интегрированным с ним учебником практикумом А. А. Кунарева. и Русская литература ХХ века. Учебник в 2-х частях под редакцией В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием.

Часть 1.

Формат: doc

Размер: 2,9 Мб

Скачать: Rghost

Часть 2.

Формат: doc

Размер: 2,8 Мб

Скачать: Rghost

ЧАСТЬ 1.
Программные материалы …………………………………………………………………………………4
Общая характеристика эпохи …………………………………………………………………………...11
Урок 1. Россия рубежа ХIХ-ХХ веков. Историко-культурная ситуация ……………………………..11
Урок 2. Русская литература на рубеже веков……………………………………………………………...13

Творчество И. А. Бунина ……………………………………………………………………………...….17
Урок 3. И. А. Бунин (1870-1953). Очерк жизни и творчества …………………………………………17
Урок 4. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня». …………………………………...20
Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации
в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» ……………………………………25
Урок 6. Рассказы И. А. Бунина о любви …………………………………………………………………..31
Вариант урока 6. Анализ рассказов И. А. Бунина
«Грамматика любви», «Солнечный удар» …………………………………………………...33

Творчество А. И. Куприна ……………………………………………………………………………….39
Урок 7. А. И. Куприн. Жизнь и творчество.
Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» ……………………………………. 39
Урок 8. Изображение кризиса армии как кризиса
русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок». ……………………………………...42
Урок 9. Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок» ………………………………45
Урок 10. Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» ……………………………..48
Урок 11. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет» ………………………………..51
Вариант уроков 10-11. Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» …………………..55
Урок 12. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна ……………………………………..58
Вариант уроков 11-12. Легенда о любви в рассказе А. И. Куприна «Суламифь» ……………………60

Творчество А. Т. Аверченко ……………………………………………………………………………..62
Урок 13. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко. ……………………………………..62
Вариант урока 13. Претворение евангельского сюжета
в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» ……………………………………………..64

Поэзия Серебряного века ………………………………………………………………………………...66
Урок 14. Символизм. «Старшие символисты» …………………………………………………………...66
Урок 15. Поэзия «младосимволистов» ……………………………………………………………………69
Урок 16. Поэзия В. Я. Брюсова (1873-1924) …………………………………………………………....75
Урок 17. «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта (1867-1942) ……………………...81
Вариант урока 17. Новаторство поэзии И. Ф. Анненского (1856-1909) ……………………………...88
Урок 18. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934) ………………………….....97
Урок 19. Акмеизм …………………………………………………………………………………………..98
Урок 20. Мир образов Николая Гумилева (1886-1921) ……………………………………………….100
Урок 21. Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889-1966) ………………………………………………104
Урок 22. Футуризм ………………………………………………………………………………………...110
Урок 23. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887-1941) …………………………………………….117
Уроки 24-25. Сочинение …………………………………………………………………………….......122
Вариант уроков 24-25 (I). Судьба поэтов Серебряного века …………………………………………123
Вариант уроков 24-25 (II). Сонет Серебряного века ………………………………………………….129

Творчество М. Горького ………………………………………………………………………………...138
Урок 26. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького ……………………………...138
Урок 27. Композиция романтических рассказов М. Горького. . ………………………………………142
Урок 28. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» …………………………...145
Урок 29. «Во что веришь - то и есть». Роль Луки в драме «На дне» ………………………………...147
Урок 30. Вопрос о правде в драме Горького «На дне» …………………………………………………150
Урок 31. Обзор романа М. Горького «Мать» ……………………………………………………………152
Вариант изучения романа «Мать» ……………………………………………………………………….153
Урок 1. Образ Павла Власова …………………………………………………………………………….153
Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать» ……………………………………………………………….154
Уроки 32-33. Сочинение по творчеству А. М. Горького ……………………………………………...155

Творчество М. Горького и А. А. Блока ……………………………………………………………….156
Урок 34. Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли»)
и А. Блока («Интеллигенция и революция») ……………………………………………….156

Творчество А. А. Блока …………………………………………………………………………………162
Урок 35. А. А. Блок (1880-1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока ….162
Урок 36. Стихотворение Блока «Незнакомка» ………………………………………………………… 164
Урок 37. «Это все - о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока…………………………… 171
Урок 38. Поэма Блока «Соловьиный сад» (1915)……………………………………………………… 175
Урок 39. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918) ………………………………………………………178
Вариант уроков 38-39……………………………………………………………………………………182

Новокрестьянские поэты ……………………………………………………………………………….189
Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. ………………………………………………..189
Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор)…………………………………………………… 194

Творчество С. А. Есенина……………………………………………………………………………….198
Урок 42. Сергей Есенин как национальный поэт………………………………………………………..198
Урок 43. Любовная лирика С. А. Есенина………………………………………………………………..202
Урок 44. Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»…………………………………………………………207
Урок 45. Трагизм поэмы С. А. Есенина «Черный человек»…………………………………………….210

Творчество В. В. Маяковского ………………………………………………………………………....215
Урок 46. В. В. Маяковский и футуризм.
Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (1893-1930)……………………………….215
Урок 47. Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах» ………………………………………………..227
Урок 48. В. В. Маяковский и революция ………………………………………………………………...232
Урок 49. Настоящее и будущее в пьесе В. В. Маяковского «Клоп» …………………………………...234
Уроки 50-51. Сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского …………..239

Творчество А. А. Фадеева ………………………………………………………………………………240
Урок 52. Роман А. А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции ………………………240
Урок 53. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А. А. Фадеева «Разгром» …………..242
Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А. А. Фадеева «Разгром»………………244

Творчество Е. И. Замятина ……………………………………………………………………………..246
Урок 55. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы» ………………………………..246
Урок 56. Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е. И. Замятина «Мы») ………...249
Вариант урока 56. Урок-семинар. Сопоставительный анализ романа Е. Замятина «Мы»
и романа М. Салтыкова-Щедрина «История одного города» ……………………………..251

Творчество А. П. Платонова …………………………………………………………….……………...254
Урок 57. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован» …………………………254
Урок 58. Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован». . ………………………………258
Урок 59. Метафоричность художественного мышления
А. Платонова в повести «Котлован»…………………………………………………………259
Уроки 60-61. Сочинение по произведениям
Е. Замятина и А. Платонова…………………………………………………………………..261
Вариант уроков 60-61. Контрольная работа по творчеству Е. Замятина и А. Платонова………… 262

Приложение……………………………………………………………………………………………….262
Тест по урокам 1-2……………………………………………………………………………………… 262
Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна………………………………………………………262
Тест по творчеству А. Белого……………………………………………………………………………. 263
Тест по творчеству Н. С. Гумилева………………………………………………………………………264
Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой…………………………………………………………………265
Тест по произведениям С. А. Есенина……………………………………………………………………265
Тест по произведениям В. В. Маяковского …………………………………………………………….. 266
Тест по творчеству М. Горького………………………………………………………………………… 267
Тест по произведениям А. А. Блока………………………………………………………………………268
Задания по прозе и поэзии Серебряного века……………………………………………………………269
Карточки для проведения контрольной работы…………………………………………………………270
Ответы………………………………………………………………………………………………………274
Литература………………………………………………………………………………………………… 275


ЧАСТЬ 2.
От авторов …………………………………………………………………………………………………3
Раздел I. Творчество М. А. Булгакова ………………………………………………………………..4
Уроки 1-2 (62-63). М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Сатира ……………………………………..4
Вариант урока 2 (63). Анализ повести «Собачье сердце» ………………………………………...…10
Уроки 3-7 (64-68). Роман «Белая гвардия» …………………………………………………………….12
Вариант уроков 3-7 (64-68). Роман «Мастер и Маргарита» ………………………………………….23

Раздел II Творчество А. Н. Толстого ………………………………………………………………...33
Уроки 8-10 (69-71). Роман «Петр Первый» ……………………………………………………………33

Раздел III. Творчество А. А. Ахматовой …………………………………………………………….43
Уроки 11-13 (72-74). Поздний этап творчества А. А. Ахматовой.
Сборник «Белая стая». Тема Родины. Поэма «Реквием» ……………………………………43

Раздел IV. Творчество М. И. Цветаевой …………………………………………………………….56
Уроки 14-15 (75-76). Этапы биографии и творчества. Анализ произведений ………………………56
Урок 16 (77). М. И. Цветаева и А. А. Ахматова ……………………………………………………….65

Раздел V. Творчество Н. А. Заболоцкого …………………………………………………………....68
Урок 17 (78). Человек и природа в творчестве Н. А. Заболоцкого …………………………………..68

Раздел VI. Творчество М. А. Шолохова ……………………………………………………………..77
Урок 18 (79). Этапы биографии и творчества писателя ………………………………………………77
Уроки 19-26 (80-87). Роман «Тихий Дон» ……………………………………………………………..80

Раздел VII. Литература периода великой отечественной войны ………………………………102
Урок 27 (88). Общий обзор литературы периода ВОВ ……………………………………………...102
Урок 28 (89). Военная поэзия ………………………………………………………………………….105
Урок 29 (90). Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» ……………………………………...108
Урок 30 (91). «Лейтенантская проза» …………………………………………………………………112
Урок 31 (92). Повесть В. Кондратьева «Сашка» ……………………………………………………..116
Вариант урока 31 (92). Повесть В. П. Астафьева «Пастух и пастушка» …………………………..119

Раздел VIII. Творчество А. Т. Твардовского ……………………………………………………...123
Уроки 32-36 (93-97). Творчество и судьба. Поэмы: «Страна Муравия»,
«По праву памяти», «Василий Теркин». Лирика …………………………………………...123

Раздел IХ. Творчество Б. Л. Пастернака …………………………………………………………..135
Уроки 37-42 (98-103). Творческий путь. Лирика. Роман «Доктор Живаго» ……………………….135

Раздел Х. Литература «оттепели». Творчество А. И. Солженицына …………………………..153
Урок 43 (104). «Оттепель». Рассказ «Судьба человека» М. А. Шолохова …………………………153
Уроки 44-47 (105-108). Судьба и творчество А. И. Солженицына. Анализ
рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» ……………………………156

Раздел ХI. Особенности развития поэзии и прозы в 60-70 гг. ХХ в. …………………………...170
Урок 48 (109). «Деревенская проза». Герои В. Шукшина …………………………………………..170
Урок 49 (110). Человек и природа в «Царь-рыбе» В. П. Астафьева ………………………………..175
Урок 50 (111). Проблемы нравственности в повести
В. Распутина «Последний срок» (Вариант «Прощание с Матерей») ……………………..182
Уроки 51-52 (112-113). Сочинение (Вариант - Семинар) по «деревенской прозе» ……………...187
Урок 53 (114). Проблематика и особенности повести «Обмен» ……………………………………188
Урок 54 (115). Темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели» ……………………………...193
Урок 55 (116). «Тихая лирика» Николая Рубцова ……………………………………………………195
Урок 56 (117). Драматургия А. Вампилова. «Старший сын» ……………………………………….199
Урок 57 (119). Авторская песня ……………………………………………………………………….201
Уроки 58-59 (119-120). Сочинение по литературе 60-70-х ………………………………………….203

Раздел ХII. Творчество В. В. Набокова …………………………………………………………….203
Уроки 60-61 (121-122). Обзор творчества. Рассказ «Круг» …………………………………………203
Вариант уроков 60-61 (121-122). «Приглашение на казнь» ………………………………………...208

Раздел ХIII. Литература последних десятилетий ………………………………………………...213

Уроки 62-63 (123-124). Литература на современном этапе …………………………………………213
Урок 64 (125). Проза Т. Толстой ………………………………………………………………………219
Урок 65 (126). Творчество В. Пелевина ………………………………………………………………220
Урок 66 (127). «Новый автобиографизм» С. Довлатова …………………………………………….227
Урок 67 (128). Поэзия И. Бродского …………………………………………………………………..229
Урок 68-69 (129-130). Новейшая русская поэзия …………………………………………………….232

Раздел ХIV. Подготовка к экзамену ………………………………………………………………..244
Уроки 70-74 (131-135). Подготовка к выпускному сочинению ……………………………………..244
Вариант уроков 70-74 (131-135). Повторение изученного, подготовка к экзамену ………………261
Урок 75 (136). Зачет по литературе ХХ века …………………………………………………………267

Приложения
Письмо МО РФ о проведении аттестации по литературе в 2003/04 ………………………………..267
Тест по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» …………………………………………...269
Тест по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия» …………………………………………………..270
Тест по творчеству А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. Варианты I и II …………………………271
Тест по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон». Варианты I и II …………………………………...273
Тест и проверочная работа по творчеству А. Т. Твардовского ……………………………………..275
Тест по лирике Б. Пастернака …………………………………………………………………………277
Литература ……………………………………………………………………………………………...278

Тема урока: «В удивительном мире русской литературы XIX века».

Цели урока:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: повторение, обобщение и систематизация изученного; контроль знаний об уча ю щихся по разделу “ Произведения русских писателей 19 века”.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: приобщать к русской классической литературе.

    РАЗВИВАЮЩИЕ: формировать навыки самоконтроля; развивать умения: логически мыслить; аргументировать и доказывать; анализировать и делать выводы; применять полученные знания в нестандартной ситуации.
    Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока : «Урок – игра» (Нестандартный урок) Формы обучения: коллективная, индивидуальная.
    Методы обучения : словесный, частично-поисковый. Оборудование: со слайдами, карточки с заданием, контрольный лист, кроссворд, реквизит, магнитофонная запись с отрывками из произведений, иллюстрации, книги с произведениями И.С. Тургенева, И. А. Бунина, А.П. Чехова.

1. Организационный

момент.1 мин.

2. Вступительное слово 1 мин.

3. Сообщение темы и цели урока 2мин

4. Игра “В удивительном мире русской литературы 19 века”.

4.1. 1-й отборочный тур “Знаете ли вы писателей и поэтов 19 века и их произведения?”

6мин+2мин.

16 баллов

Дополнительное задание 2мин.по 1б.

4.2. Игра “ Угадай слово”. 2мин

4.3. Литературная пауза. 4мин.

4.4. 2-й отборочный тур. Кроссворд “Узнай литературного героя”.

8мин. + 2мин. 10баллов

дополнительное задание 5мин по1б.

физминутка 5мин.

4.5. Игра “ Угадай слово”. Слайд 31.

3мин.

4.6. 3-й отборочный тур “Знаете ли вы иллюстрации к произведениям?

Слайд 33.

8баллов 6мин.+2мин.

дополнительное задание 3мин по1б

4.7. Игра “ Угадай слово”.2мин.

4.8. Литературная пауза.

8мин.

4.9. Финальный тур игры “Угадай слово”.

3мин

5. Заключительное слово учителя.3мин.

6. Подведение итогов

Задание : Как можно назвать выдающегося, общепризнанного писателя или поэта являющегося образцом в литературе? Слайд 48.

Значит, все произведения, которые мы изучали на уроках, можно назвать классической литературой. Слайд 49

Но вас ждут ещё новые встречи с русскими писателями и поэтами 20 века, с их интересными произведениями и героями. И я уверена, что эти встречи принесут вам открытия и доставят удовольствие. Ведь мир литературы так удивителен и чудесен.

Обучающиеся подсчитывают баллы.

Выставление оценок обучающимся согласно критериям.

Награждение финалиста-победителя.

Написать мини-сочинение “Хочу сказать “спасибо” ...” (Какому писателю или поэту 19 века и за что?). Оформить работу. Слайд 51.

Готовятся к уроку

Внимательно слушают.

Контроль: зачитываются фамилии, имена и отчества писателей и поэтов: 1.А. С. Пушкин, 2.М. Ю. Лермонтов, 3.Н. В. Гоголь, 4.И. С. Тургенев, 5.А. Н. Некрасов, 6.М. Е.Салтыков-Щедрин, 7.Л. Н. Толстой, 8.А. П. Чехов. Слайд 8.

Контроль: А. С. Пушкин - «Капитанская дочка»,
М. Ю. Лермонтов - «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь - «Мертвые души», И. С. Тургенев – «Бежин луг», А. Н. Некрасов – «Русские женщины», М. Е. Салтыков-Щедрин – «Дикий помещик», Л. Н. Толстой - «Детство», А. П.Чехов «Хамелеон». Слайд 10.

И.С.Тургенев

Л.Н.Толстой

А.П.Чехов

Контроль : имя этого автора – Иван Алексеевич Бунин. Слайд 13.

Выразительное чтение наизусть стихотворения

И. А. Бунина “Вечер” . Слайд 16.

(видеоролик)

Контроль: В кроссворде есть стержневое слово “Герой”.

Имена литературных героев: 1.Онегин 2. Федя
3. Гринёв
4.Печорин
5. Андрий.
Слайд 23.

Правильные ответы: Очумелов, генерал, Тарас Бульба, дикий помещик, верный Трезор

(Тарас Бульба, Остап).

Контроль: имя этой княгини – Мария Волконская. Слайд 32.

Контроль: зачитываются названия произведений. Слайд 38.

Контроль: зачитываются названия произведений. Слайд 42.

Контроль: авторы иллюстрации – Кукрыниксы. Слайд 45.

Контроль: ответ – классик. Слайд 50.

Интерес, любознательнательность к теме урока: готовность к уроку.

внимательность

Углубление знаний.

здоровьесбережение

Умение видеть результат

своей работы.

Объективность оценки

1.При его имени «тотчас осеняет мысль о национальном русском поэте». Это солнце русской классической литературы. Родился в родовитой, но небогатой дворянской семье. Один из предков, составляющих гордость семьи, - Ибрагим Ганнибал, «арап Петра Великого», Особую роль в его жизни сыграла знаменитая няня Арина Родионовна» С двенадцатилетнего возраста учился в Царскосельском лицее, где и проявил впервые свой поэтический талант.

2.С раннего возраста он познал горечь расставанья, потеряв в младенчестве мать, не мог общаться с отцом. Его воспитывала любящая бабушка в своем имении Тарханы. Ребенком он проявил многочисленные таланты: музыкальный, изобразительный, поэтический. Большой патриот, мечтающий о свободе и счастье своего народа. Храбрый воин, виртуозно владеющий оружием, и лихой наездник. Жизнь его была мгновенна, ослепительна и коротка, как молния. Поэтическое наследие поражает глубиной философских размышлений и трагическим мироощущением .

3.Вырос в богатой помещичьей семье, где всем «заведовала» матушка Варвара Петровна, капризная и жестокая крепостница. Из детства вынес он горячую ненависть к крепостному праву и всякому насилию над человеком, потому что неоднократно был свидетелем моральных и физических издевательств над бесправными людьми, да и сам часто был «сечен нещадно». Свое творчество посвятил борьбе за свободу человеческой личности, отмену крепостного права.

4.Родился в семье бедного армейского офицера. Получил главное наследство отца - солдатский сундучок с книгами. Жил «из милости» в семье тверского помещика и учился с его детьми, превосходя их в эрудиции и таланте. Пробовал себя в драматургии, но прославился благодаря «непопулярному жанру» басни. Автор более двухсот басен. Имя его при жизни становится

5.Произведения этого писателя проникнуты искрометным юмором, истинной народностью. Родился на Украине в Полтавской губернии, прошел суровую школу жизни, покорил Петербург повестями, «переданными со слов Рудого Паньки». Одобрение А.С. Пушкина окончательно убедило его в том, что его призвание - литература. Заядлый театрал и замечательный актер, он проявил свой талант и в драматургии.



Рассказать друзьям