Познавательная игра «Самая, самая, самая!». Конкурс учебных проектов учащихся

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ»

(5-6 КЛАСС)

Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников.

В игре участвует две команды

1.Представление команд.

2. Винегрет» из пословиц (продолжи)

В тихом омуте …(черти водятся)

После драки …(кулаками не машут)

За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь

Милые бранятся …(только тешатся

Баба с возу …(кобыле легче)

(Слово не воробей) … вылетит – не поймаешь.

Лежачего …(не бьют)

(Соловья) … баснями не кормят.

Не говори гоп, пока …(не перепрыгнешь)

Чем бы дитя ни тешилось …(лишь бы не плакало)

(Близко локоть) … да не укусишь.

Не было печали … так купила баба порося)

Чем богаты …(тем и рады)

(цыплят) … по осени считают.

Щи да каша …(пища наша _

Что с возу упало …(то пропало)

(Кто старое помянет) … тому глаз вон.

Гром не грянет(…Мужик не перекрестится)

Как аукнется …(так и откликнется)

На ловца …(И зверь бежит)

Не зная броду … не суйся в воду.

Любовь не картошка …(не выбросишь в окошко)

Любишь кататься …(люби и саночки возить)

Не рой другому яму …(Сам в нее попадещь)

Делу время …… (потехе час.)

Семь раз отмерь …(1 отрежь)

(Нечего на зеркало пенять) … коли рожа крива.

Не всё коту …(масленица)

2.Закончи строфу, назовите произведение и его автора

1) « Осел увидел Соловья и говорит ему: «…..»

2) «Ягненок в жаркий день….»

3) «Жил- был добрый царь Матвей…..»

4) « Ветер, ветер! Ты могуч,…»

5) « Изведал враг в тот день немало…..»

6) « Белый снег, пушистый…»

7) « Зима недаром злится,….»

8) « Несет меня лиса, за быстрые леса,….»

9) « Хозяин спрашивал: « Ты звезд теченье знаешь?....»

10) « У лукоморья дуб зеленый»…

11) «Буря мглою небо кроет, вихри снежные кружа…»

3.Знатоки литературы.

1. Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)

2.Как начинается «Сказка о золотой рыбке»? (« Жили-были старик со 3.старухой у самого синего моря»)

4.Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега)

5.Какой герой, собираясь жениться в своей деревне, отправился косить траву «в края дальние» («Косарь». А.В.Кольцов)

6 . Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зи

4.Литературная пауза. (Инсценирование отрывков из литературных произведений).

5. «Ты – мне, я – тебе». (Каждый участник команды читает первую строчку какого-либо стихотворения, участник команды соперников должен закончить четверостишие, сказать, как называется произведение, кто его автор).

6. «Дальше, дальше!» (За три минуты команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.)

Вопросы для первой команды.

Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)

В каком году родился Пушкин? (В 1799 году)

Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)

Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван

Московский университет? (М.В.Ломоносов)

Из какого произведения эти строки:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя… ? (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)

Как называется момент наивысшего действия в художественном произведении? (Кульминация)

Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)

Назовите двусложные стихотворные размеры. (Ямб, хорей)

Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом (Баллада)

Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)

Главнейшие элементы сюжета? (Завязка, развитие действия, кульминация и развязка)

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет»)

Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор? («Руслан и Людмила»)

В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Из какого произведения эти строки:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов. «Бородино»)

Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных героях? (Былина)

В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы? (В.Распутин. «Уроки французского»)

Вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова? (Литература)

Вопросы для второй команды.

Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна)

Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)

Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн)

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь! (Н. А. Заболоцкий)

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)

Как называется необычный порядок слов, придающий фразе особую выразительность? (Инверсия.)

Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета)

Назовите трехсложные стихотворные размеры. (Дактиль, анапест, амфибрахий)

Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)

Речь одного человека в произведении? (Монолог)

Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

Из какого произведения эти строки:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»)

Герою какого произведения бабушка привезла из города “пряник конем”? (В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»)

К кому обращается А.С.Пушкин: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» (К Ивану Пущину)

В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна освещает снег летучий.

Мутно небо, ночь мутна… («Бесы»)

Кому из писателей принадлежат псевдонимы: Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, Антоша Чехонте? (А.П.Чехову) - Героями какого произведения являются «золотая курочка на высоких ножках» и «мужичок в мешочке»? (М.М Пришвин. «Кладовая солнца», Настя и Митраша)

Литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой литературе. (Классика)

1 . Назовите известного русского писателя 19 века, который сочинял сказки для взрослых. Правильный ответ : М.Е.Салтыков-Щедрин.

«Горит восток зарею новой,

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули». Правильный ответ: А.С.Пушкин. «Полтава»

3.О каком жанре идет речь в этом определении:

Это лиро-эпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется. Правильный ответ: поэма.

4. В.Г.Белинский определил своеобразие повестей этого писателя так: «Его повести смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтете». Кто автор этих повестей? Правильный ответ: в черном ящике портрет Н.В.Гоголя.

Подведение итогов

Список использованной литературы:

1. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2005.

2. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. / Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др. – М.: Дрофа, 1999.

3. Литература. 5класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2004.

4. Г. А. Волопьярова Литературные олимпиады. М.: Творческий центр,2005


Литературная викторина "Литературная мозаика»

Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и литературному творчеству.

Задачи:

    определить уровень литературных знаний и умений учащихся;

    способствовать формированию навыков творческого чтения;

    развивать воображение и творческие способности учащихся.

Участники: ученики 6 класса

Число команд: 2 команды по во главе с капитаном.

Жюри: приглашаются члены жюри в количестве 3 человек

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Сегодня здесь собрались настоящие знатоки детских книг, ценители художественного слова.

На нашем мероприятии вы должны будете вспомнить некоторых героев популярных детских книжек - то, как их звали, где они жили, и в какие приключения попадали. Только не спешите делать скучные лица. Все задания в этой игре вовсе не будут для вас трудными. Наоборот, я думаю, что вы станете их выполнять с улыбкой.

Итак, в игре- викторине “Литературная мозаика» принимают участие 2 команды.

Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы. За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает опрелеленное количество баллов. За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить ещё 1 балл. На обдумывание каждого вопроса дается 15 сек.

Подсчитывать очки будет наше уважаемое справедливое жюри. ________________

Предлагаем вначале представить команды – название и девиз. Ну, и конечно, выбрать капитана команды! Представление команд.

Представляет команды и капитанов.

Команда « Знатоки» наш девиз: Мы всё на свете знаем,

Загадки разгадаем!

и команда «Умники» наш девиз: На вопросы все ответим,

Очень умные мы дети !

Итак, команды представлены.

Начинаем нашу игру!

Ведущий : Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки. “Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма... Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках. Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста, переиначивается и возникает заново. «Кто много сказок прочитал, Легко найдет ответы. Да ты и так давно их знал. Ну что, проверим это!»

Задание 1:

I КОНКУРС. “Юморина”

Карточка № 1

    Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?

    Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки, убиралась в доме.

    Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи.

Карточка №2

    Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.

    В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?

    Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору.

Карточка № 3

    В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

    Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить?

    Назовите слова, которыми А.С. Пушкин заканчивает “Сказку о Золотом петушке”?

Карточка №4

    Какой вид энергии использовала баба яга, летая в ступе?

    Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума?

    Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город.

Карточка № 5

    Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай?

    К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали?

    Как звали трех медведей из сказки Льва Толстого “Три медведя”?

Карточка № 6

    У какого сказочного медвежонка был друг, который носил имя пятикопеечной монеты?

    Какая героиня сказки А.С.Пушкина могла мечтать о стиральной машине, если бы жила в наше время?

    Какая злая волшебница не умывалась пятьсот лет, так как боялась воды?

Ответы к конкурсу I “Юморина”

    Колобок, . Золушка, . Дж. Родари “Приключения Чиполлино

    Репка “Теремок” Красная Шапочка

    Алёнушка и братец Иванушка”, Волк, Сказка ложь, да в ней намёк! / Добрым молодцам урок.

    Нечистая сила, Поп, Страшила, Железный Дровосек, Трусливый лев, собака Тотошка,

    Буратино, Курочка Ряба, Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка

    Винни Пух, Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина, Бастинда.

2 конкурс. “Собери пословицу”

Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца. Лучше всего для этого конкурса распечатать таблицу ответов для участников. Количество пословиц можно сократить по желанию.

Если быть внимательными, можно отметить интересную закономерность.

Задание

Ответы

3 конкурс. “Узнай произведение и его автора”

Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите автора этого произведения. Вспомните, что произойдёт дальше, кто участник данных событий.

Отрывок № 1

И начал так: “Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!”

(И. А. Крылов “Волк на псарне)

Отрывок № 2 “За невестою своей
Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрён...”

(А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)

Отрывок № 3

Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел...”

(И. С. Тургенев “Муму”)

)

Отрывок № 4

Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые;
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады;
На серебряных там ветках,
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут,
Песни царские поют.
А ведь терем с теремами
Будто город с деревнями;
А на тереме из звемзд –

Православный русский крест”
(П. П. Ершов “Конёк-горбунок”)

Отрывок № 5

Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица

Содрогнулась...”
(А. С. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”)

Отрывок № 6

Живет в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит”.
(А. С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”)

4 конкурс

1.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

3. Полчетверти четверика гороху без червоточинки.

Итоги мероприятия

Дополнительный материал

1. Винегрет» из пословиц (продолжи)

В тихом омуте …(черти водятся)

После драки …(кулаками не машут)

За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь

Милые бранятся …(только тешатся

Баба с возу …(кобыле легче)

(Слово не воробей) … вылетит – не поймаешь.

Лежачего …(не бьют)

(Соловья) … баснями не кормят.

Не говори гоп, пока …(не перепрыгнешь)

Чем бы дитя ни тешилось …(лишь бы не плакало)

(Близко локоть) … да не укусишь.

Не было печали … так купила баба порося)

Чем богаты …(тем и рады)

(цыплят) … по осени считают.

Щи да каша …(пища наша _

Что с возу упало …(то пропало)

(Кто старое помянет) … тому глаз вон.

Гром не грянет(…Мужик не перекрестится)

Как аукнется …(так и откликнется)

На ловца …(И зверь бежит)

Не зная броду … не суйся в воду.

Любовь не картошка …(не выбросишь в окошко)

Любишь кататься …(люби и саночки возить)

Не рой другому яму …(Сам в нее попадещь)

Делу время …… (потехе час.)

Семь раз отмерь …(1 отрежь)

(Нечего на зеркало пенять) … коли рожа крива.

Не всё коту …(масленица)

2.Закончи строфу, назовите произведение и его автора

«Ягненок в жаркий день….»

« Ветер, ветер! Ты могуч,…»

« Изведал враг в тот день немало…..»

« Зима недаром злится,….

« У лукоморья дуб зеленый»…

«Буря мглою небо кроет, вихри снежные кружа…»

3.Знатоки литературы.

1 . Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)

2.Как начинается «Сказка о золотой рыбке»? (« Жили-были старик со 3.старухой у самого синего моря»)

4.Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега)

5.Какой герой, собираясь жениться в своей деревне, отправился косить траву «в края дальние» («Косарь». А.В.Кольцов)

6 . Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зима)

4. «Ты – мне, я – тебе». (Каждый участник команды читает первую строчку какого-либо стихотворения, участник команды соперников должен закончить четверостишие, сказать, как называется произведение, кто его автор).

(конкурс капитанов). “Cкороговорки”

Литературная викторина “Литературная мозаика” (оценочный лист для жюри)

1 “Юморина”

2“Собери пословицу”

3 “Узнай произведение и его автора”

    (конкурс капитанов). “Cкороговорки”

Литературная викторина “Литературная мозаика” (оценочный лист для жюри)

(конкурс капитанов). “Cкороговорки”

Литературная викторина "Крестики-нолики" по сказкам для учащихся 5-6 классов

Данный материал будет полезен для учителей русского языка и литературы при работе с детьми 5-6 классов. Игра разнообразит уроки, сделает интересным предмет. Классные руководители могут применить данный материал в качестве разработки классного часа, что поможет привить любовь к литературе, чтению книг.
Цель : проверить знание сказок
Задачи:
1) помочь вспомнить сказки по отрывкам,
2) содействовать развитию памяти, логического мышления, сообразительности,
3) способствовать воспитанию любви к литературе

Викторина «Крестики-нолики» по сказкам для 5-6 классов

Правила игры:
Чертится основа для игры «Крестики-нолики». Играют по 2 человека. Первый игрок ставит крестик. Ему задается вопрос. Если он отвечает правильно, то крестик, поставленный им, остается. Если игрок ответил неправильно, то вместо его крестика появляется нолик противника, и игра переходит ко второму игроку. Игра продолжается до тех пор, пока один из учеников не вычертит линию из крестиков или ноликов. После окончания первого тура приглашаются других два ученика для игры во втором туре, затем третья пара и четвертая. После финал – игра победителей.

Вопросы для игры «Крестики-нолики».
Назовите сказку по её концу.
1. «Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузницы, поднял Змеиху да со всего размаху ударил о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял» ("Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо")
2. «Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились.
Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать» («Крошечка-Хаврошечка»)
3. «Ночью черти, посовещавшись, тихонько выбрались из землянки и убежали от Алдаркосе, оставив ему волшебную монету и золото». (Казахская народная сказка «Алдаркосе и черти»)
4. «Растворились ворота, старуха выбежала встречать дочь, да вместо нее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!» («Морозко»)
5. «С тех пор змеи – вечные враги ласточек. Человек стал убивать змей, подружился с ласточками и позволил им вить гнезда под крышей своего жилища». (Казахская народная сказка «Почему человек дружит с ласточкой»)
6. «Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти…» («Две лягушки»)

7. «А король и королева вместе с шестью своими братьями жили мирно и счастливо долгие-долгие годы». (Немецкая народная сказка «Шесть лебедей»)
8. «И царь и царица
Приняли их с весельем таким, что такого веселья
Видом не видано, слыхом не слыхано. Долго не стали
Думать, честным пирком да за свадебку, съехались гости,
Свадьбу сыграли, я там был, там мед я и пиво
Пил, по усам текло, да в рот не попало. И все тут»
(В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочки»)
9. «Все церковные колокола зазвонили сами собой, птицы слетелись целыми стаями, и ко дворцу потянулось такое свадебное шествие, какого не видал еще ни один король!» (Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»)
10. «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало» (П.П. Бажов сказ «Медной горы хозяйка»)
11. «Только нет-нет – и задумается Данило. Катя понимала, конечно, - о чём, да помалкивала» (П.П. Бажов сказ «Горный мастер»)
12. «Данилу с сыновьями прижимали, конечно, да видно, оброку большого пожалели, - отступили. А барин ещё сколько-то задыхался, всё-таки вскорости его жиром задавило». (П.П. Бажов сказ «Хрупкая веточка»)
13. «Семь, восемь. В гости просим,
Всем по кружке мы подносим.
Кружка доверху полна!
Все. Будет выпита до дна»
(С.Я. Маршак «Умные вещи»)
14. «Мама с сыном отправились домой, а колдун в это время, сидя на бульдозере, с проклятиями закапывал колодец» (Л.С. Петрушевская «Мальчик-бубенчик»)
15. «И Нина вскоре вышла замуж за своего милого Анисима и родила ему множество смешных детей» (Л.С. Петрушевская «Нос»)
16. «Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала:
- Ну что же, пока что мир остался жив» (Л.С. Петрушевская «Сказка о часах»)
17. «Мне рассказывали, что, как только синьор Бьянки вызывал город Варезе, телефонистки на центральной станции переставали отвечать на звонки, так как слушали его сказки. И я смело могу сказать, что некоторые из них и в самом деле получились занятными» (Дж. Родари «Сказки по телефону»)
18. «Что ж, сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори»
(С.А. Есенин «Бабушкины сказки»)
19. «Тихо справили поминки,
На душе утихла боль,
И на Маше, на сиротке,
Повенчался сам король».
(С.А. Есенин русская сказка «Сиротка»)
20. «Расстроилась Пословица и с горя подала в отставку» (Дж. Родари «Старые пословицы»)

Литература .
1. Русская словесность: Хрестоматия: для 5 кл. общеобразоват. шк./сост.: Т.П. Чаплышкина, Л.В. Сафронова, А.М. Садвакасова, Н.Н. Ставицкая, С.Я. Ходова.- 4-е изд., перераб. и доп.- Алматы: Атамура, 2015.-224 с.

Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и литературному творчеству.

  1. определить уровень литературных знаний и умений учащихся;
  2. способствовать формированию навыков творческого чтения;
  3. развивать воображение и творческие способности учащихся.

Участники: ученики 5-6 классов

Число команд: 6 команд по 7 человек во главе с капитаном.

Каждая из команд заранее выбирает название и готовит эмблему

Жюри: приглашаются члены жюри в количестве 3 человек

Программа

I конкурс: “Юморина”

II конкурс: “В стране стихосложения”

III конкурс:“Собери пословицу”

V конкурс: “Найди слова”

VI конкурс: “Буриме”

VII конкурс(конкурс капитанов): “Cкороговорки”

Литературная викторина “По страницам любимых книг” (оценочный лист для жюри)

Название конкурса

Максимум баллов

I. “Юморина”
II. “В стране стихосложения”
III. “Собери пословицу”
IV. “Узнай произведение и его автора”
V. “Найди слова”
VI. “Буриме”
VII. Конкурс капитанов “Скороговорки”
VIII. Эмблема и название команды .
Итог

I КОНКУРС. “Юморина”

Карточка № 1

  1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?
  2. Кто из сказочных героев очень любил поговорку ""Одна голова хорошо, а две лучше""?
  3. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки, убиралась в доме.
  4. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи.

Карточка №2

  1. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.
  2. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?
  3. Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору.
  4. Как звали трех толстяков из повести- сказки Ю. Олеши “Три толстяка”?

Карточка № 3

  1. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?
  2. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали?
  3. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить?
  4. Назовите слова, которыми А.С. Пушкин заканчивает “Сказку о Золотом петушке”?

Карточка № 4

  1. Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь.
  2. Какой вид энергии использовала баба яга, летая в ступе?
  3. Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума?
  4. Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город.

Карточка № 5

  1. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай?
  2. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали?
  3. В какой сказке К.И.Чуковского звери самые трусливые? Почему?
  4. Как звали трех медведей из сказки Льва Толстого “Три медведя”?

Карточка № 6

  1. У какого сказочного медвежонка был друг, который носил имя пятикопеечной монеты?
  2. Какая героиня сказки А.С.Пушкина могла мечтать о стиральной машине, если бы жила в наше время?
  3. Какая злая волшебница не умывалась пятьсот лет, так как боялась воды?
  4. Какого учителя математики прославила маленькая девочка?

Ответы к конкурсу I “Юморина”

Задание №1 Задание №2 Задание №3
1 Колобок 1 Репка 1 “Алёнушка и братец Иванушка”
2 Змей Горыныч 2 “Теремок” 2 Кот в сапогах
3 Золушка 3 Красная Шапочка 3 Волк
4 Дж. Родари “Приключения Чиполлино 4 Имён не имели 4 Сказка ложь, да в ней намёк! / Добрым молодцам урок.
Задание №4 Задание №5 Задание №6
1 Наф-Наф 1 Буратино 1 Винни Пух
2 Нечистая сила 2 Курочка Ряба 2 Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина
3 Поп 3 “Тараканище” 3 Бастинда
4 Страшила, Железный Дровосек, Трусливый лев, собака Тотошка 4 Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка 4 Кэрролл “Алиса в стране чудес”

II КОНКУРС. “В стране стихосложения”

(каждая команда получает 3 стихотворения)

В этих стихотворениях произошла какая-то путаница. Давайте попробуем правильно расставить знаки препинания!

Задание № 1

Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.

Задание № 2

В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.

Задание № 3

Очень-очень странный вид:
Речка под окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Песик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно.
Да как крикнет улетая:
“Вот что значит запятая!”

III конкурс. “Собери пословицу”

Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца. Лучше всего для этого конкурса распечатать таблицу ответов для участников. Количество пословиц можно сократить по желанию.

Если быть внимательными, можно отметить интересную закономерность.

III конкурс. “Собери пословицу”

Название команды: Название команды:
Таблица ответов для участников Таблица ответов для жюри
1 11 1 8 11 2
2 12 2 11 12 6
3 13 3 14 13 16
4 14 4 17 14 3
5 15 5 19 15 10
6 16 6 12 16 13
7 17 7 18 17 4
8 18 8 1 18 7
9 19 9 20 19 5
10 20 10 15 20 9
Кто другому яму копает, тот о том и говорит.
Любишь кататься, надо свой разум наточить.
Муж возом не навозит,
Кто ест скоро, от того и наберешься.
На охоту ехать - по-волчьи выть.
Кто рано встаёт, тому глаз вон.
Любовь не картошка - враг мой.
У кого что болит, тот сам в нее попадает.
На то она и щука, чтобы не было оглядки.
Не говори о себе худо, по уму провожают.
Чтобы других учить, люби и саночки возить.
Кто старое помянет, тому Бог даёт.
Не спеши языком, молчание золото.
что жена горшком наносит.
По одежке встречают, другие об этом позаботятся.
Слово – серебро, спеши делом.
С кем поведешься, тот и работает споро.
Язык мой - не выбросишь в окошко.
С волками жить - собак кормить.
Не давай повадки, чтоб карась не дремал.
Кто другому яму копает, 8 тот сам в нее попадает.
Любишь кататься, 11 люби и саночки возить.
Муж возом не навозит, 14 что жена горшком наносит.
Кто ест скоро, 17 тот и работает споро.
На охоту ехать - 19 собак кормить.
Кто рано встаёт, 12 тому Бог даёт.
Любовь не картошка - 18 не выбросишь в окошко.
У кого что болит, 1 тот о том и говорит.
На то она и щука, 20 чтоб карась не дремал.
Не говори о себе худо, 15 другие об этом позаботятся.
Чтобы других учить, 2 надо свой разум наточить.
Кто старое помянет, 6 тому глаз вон.
Не спеши языком, 16 спеши делом.
С пчелкой водиться - в медку находиться, 3 а с жуком связаться – в навозе оказаться.
По одежке встречают, 10 по уму провожают.
Слово – серебро, 13 молчание золото.
С кем поведешься, 4 от того и наберешься.
Язык мой - 7 враг мой.
С волками жить - 5 по-волчьи выть.
Не давай повадки, 9 чтобы не было оглядки.

Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите автора этого произведения. Вспомните, что произойдёт дальше, кто участник данных событий.

Отрывок № 1

И начал так: “Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!”

(И. А. Крылов “Волк на псарне)

Отрывок № 2

“Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной”.

(В. А. Жуковский “Кубок”)

Отрывок № 3

“За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрён...”

(А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)

Отрывок № 4

“Лишь только он остался один, как начал везде искать конопляное зёрнышко. Он долго шарил у себя в карманах, ползал по полу, смотрел под кроватью, перебирал одеяло, подушки, простыню – всё напрасно! Нигде не было и следов любезного зёрнышка! Он старался вспомнить, где он мог его потерять, и наконец уверился, что выронил его как-нибудь накануне, играя во дворе”.

(А. Погорельский. “Чёрная курица, или Подземные жители”)

Отрывок № 5

“Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел...”

(И. С. Тургенев “Муму”)

Отрывок № 6

“Когда моя нога коснулась пола, я вздрогнул; но взгляд на участливо склонившуюся ко мне рожицу моего приятеля восстановил мою бодрость.

Стук каблука зазвенел под потолком, отдался в пустоте... Несколько воробьёв вспорхнули с насиженных мест и вылетели в большую прореху в крыше”.

(В. Г. Короленко “В дурном обществе”)

V конкурс. “Найди слова”

В этом рассказике спрятаны названия пяти копытных животных. Одни – в окончании одного слова и начале следующего. Другие – между словами с предлогом. Третьи - еще где-нибудь.

Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко. За тем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Бан ников упал и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы К олькене было обидно, решили вернуться. Назад он шел на одной лыже.

Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в сугроб. А ран ьше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение случилось с нами в тот день.

VI конкурс. “Буриме”

БУРИМЕм – стихотворение на заранее заданные, необычные рифмы. Форма буриме возникла в первой половине 17 века во Франции, поводом послужил следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что он потерял рукопись с 300 сонетами. Такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда Дюло признался, что написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них рифмы, и его друзья решили написать сонеты на готовые рифмы. Так возникла форма буриме как стихотворной игры. Попробуйте и вы поиграть в буриме!

Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите автора этого произведения. Вспомните, что произойдет дальше, кто участник данных событий.

Отрывок № 1

“Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пестренькое, черепаховое, по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдет, вкруг руки обойдет и опять поднимается”.

(В. Ф. Одоевский “Городок в табакерке”)

Отрывок № 2

“Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые;
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады;
На серебряных там ветках,
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут,
Песни царские поют.
А ведь терем с теремами
Будто город с деревнями;
А на тереме из звемзд –
Православный русский крест”
(П. П. Ершов “Конёк-горбунок”)

Отрывок № 3

“В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит – полна изба народу, больших и маленьких. У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”.

(П. Бажов “Серебряное копытце”)

Отрывок № 4

“Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица
Содрогнулась...”
(А. С. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”)

Отрывок № 5

“Живет в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит”.
(А. С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”)

VII конкурс (конкурс капитанов). “Cкороговорки”

1.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

3. Полчетверти четверика гороху без червоточинки.

4. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Литературная игра - викторина "В мире пернатых друзей"

Игра – викторина о птицах с ответами для 5-6 классов

Автор :Пуханова Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования, ОКУ «Железногорский центр соцпомощи», г. Железногорск Курской области.
Описание материала:
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
Литературная игра - викторина «В мире пернатых друзей» может быть использована учителем по окружающему миру, классным руководителем, педагогом - организатором, педагогом дополнительного образования, для учащихся 5-6 классов.

Цель:
развивать интерес и любовь детей к природе; расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

Задачи:
- обобщить и закрепить знания детей о птицах;
- развивать интерес, наблюдательность, расширить кругозор детей, вызвать
интерес к миру природы;
- воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям;
- активизировать внимание и память.

Ход викторины

Педагог:
Добрый день дорогие друзья!
Сегодня мы проводим литературную игру – викторину. Послушайте внимательно загадку и отгадав её вы узнаете о чем в нашей викторине пойдет речь.
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и 2 крыла
Прилетит – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)

Педагог:
Сегодня мы будем говорить о птицах. Люди всегда восхищались птицами. Птицы – источник вдохновения многих писателей и поэтов, художников и музыкантов. Знаете ли Вы, что не только поэтам, героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам?
Кто скажет, какой птице поставили памятник? (ответы детей)
В Риме стоит памятник гусю. Говорят: «Гуси спасли Рим». Они разбудили защитников крепости, когда на крепость напали враги. Гуси стали громко гоготать и защитники проснулись. Вот такие обыкновенные птицы, как гуси, тоже способны совершать героические поступки.

Наша игра – викторина называется «В мире пернатых друзей». Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего пения и щебета мир был бы скучен.
Итак, мы начинаем нашу игру - викторину.

1.Конкурс «Разминка»
Русский народ всегда подмечал признаки тех или иных явлений, предметов живой и неживой природы и метко отражал их в загадках. Немало загадок у русского народа о птицах. О каких птицах говорится в этих загадках?
1.С буквой «с» живу в пруду,
Все рыболовы меня знают.
С буквой «ф» за красоту
Меня жар – птицей называют.
(сазан – фазан)

2.Простая буква я, ну что же?
Коль сорок раз меня повторишь.
Так сразу птицей стану я,
Всем вам известною, друзья.
(сорок – А)

3.Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
С первым снегом прилетает.
(снегирь)

4.Меня ты увидишь лишь только в музее,
Крестьяне мной землю пахали всегда.
Но букву одну измени поскорее –
Я очень полезная птица тогда.
(соха – сова)

5.Мой девиз – людей лечить
И на помощь к ним спешить.
Черной птицей мне вдруг быть.
(врач – грач)

6.Скажи ты мне,
Какой чудак и днем
И ночью носит фрак?
(пингвин)

7.Она черна. Она шумна, Стоит – галдит,
Летит – галдит: «Галл – гал –гал»
Кто –угадал?
(галка)

8. Кто дважды родится, один раз умирает?
(птица)

Педагог:
В 50-е годы китайцы стали уничтожать воробьев из-за того, что те склевывали много зерен риса. К чему это привело? (Ответы ребят)
(К массовому размножению вредителей, которых раньше уничтожали воробьи. В результате вредные насекомые нанесли ущерб во много раз больше, чем воробьи).
2. Конкурс «Загадки»
(показ иллюстраций)
-Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли,на ходули
Им с ходулей не сойти ….. (журавль)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ….. (снегири)

Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка….. (дятел)

Днем спит, ночью летает
Прохожих пугает ….. (филин)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет ….. (сорока)

По над полем. Над болотом
Начинаю рано петь
И люблю я вертолетом
В синем воздухе висеть ….. (жаворонок)

Он верен морю, как матрос,
Предвестник бури ….. (альбатрос)

На шесте- дворец,
Во дворце- певец.
А зовут его ….. (скворец)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней
Кто же это…. (соловей)

Какой чудак и днем и ночью
Носит фрак? (пингвин)

3. Игра «Добавь птичку»

Педагог:
Сало, зернышки, хлеба горбушка - птиц угощает зимою…(кормушка)
Не забудет никогда птица первого …. (гнезда)
Ей зерна насыпь скорей - ка, кушать просит …(канарейка)
Песен звонких не жалей нам весною …(соловей)
Грозных бурь морских предвестник, над волнами … (буревестник)
Птица большая – большая трусиха: голову прячет в песок … (страусиха)

4.Конкурс «Узнай птицу по голосу»
Звучит фонограмма голосов птиц.
Дети угадывают, что это за птица.
- кукушка
- дятел
- синица
- скворец
- соловей
- альбатрос
- сова
- снегирь

5. Игра «Поэты»

Педагог:
Задание: подберите рифму, так чтобы прозвучало название птицы.
Макушки - … (кукушки)
Капля - … (цапля)
Париж - … (чиж, стриж)
Птица - … (синица)
Врач - … (грач)
Корона - … (ворона)
Гол - … (щегол)
Палка - … (галка)

6. Викторина «Все о птицах»
1. Какая птица может лететь хвостом вперед? (Колибри)
2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)
3. У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвина)
4. Птица, истребляющая грызунов? (Сова)
5. Птица с абсолютно черным оперением? (Ворон)
6. Какая птица не умеет летать? (Страус)
7. Сколько видов птиц на земле? (8500)
8. Птица – рыболов? (Баклан, чайка, гагара, пеликан, цапля, зимородок, кайра, орлан)
9. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушка)
10. Какая птичка кричит спать пора? (Перепел)
11. Ползающие птицы? (Поползень)
12. Назовите пять певчих птиц? (Соловей, зяблик, жаворонок, синица, дрозд)
13. Назовите птицу, которую используют для охоты на лис, зайцев, волков? (Беркут)
14. Каких птиц больше всего на свете? (Кур)
15. Птицы-певцы утренней зари? (Петухи)
16. Какая птица обладает способностью спать в полете? (Аист)
17. Назовите самый крупный отряд пернатых? (Воробьи - 63%)
18. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус длина 15-17 см.)
19. Какая птица в нашей стране самая большая? (Пеликан)
20. Какова температура большинства птиц? (Около 41 грамм)
21. Назовите любимое лакомство аистов? (Лягушки)
22. Какая птица поет хвостом? (Бекас)
23. У каких птиц самцы красные, а самки-зеленые? (У клестов)
24. Какая птица подорожает голосам многих птиц? (Скворец)
25. Прилет каких птиц означает приход весны? (Грачей)
26. Какая птица подорожает человеческой речи? (Попугай)
Определяется победитель среди участников викторины.

(показ иллюстраций)

7.Пословицы и поговорки о птицах

Педагог:
Молодцы ребята! Существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте их вспомним. Я буду называть первую часть пословицы, а вы заканчивать.

На чужой сторонушке - (рад своей воронушке)
- Лучше синица в руке - (чем журавль в небе)
- У каждой птицы своя – (песня)
- Цыплят по осени - (считают)
- Слово не воробей - (вылетит не поймаешь)
- Старого воробья на мякине - (не проведешь)
- Всякий кулик свое болото - (хвалит)

8. Конкурс капитанов
Капитанам предлагается произнести скороговорку (дается карточка с надписью скороговорки «Три свиристели еле-еле свистели на ели» ).

9.Познавательная игра «Самая, самая, самая!»

Педагог:
(показ иллюстраций)
- Самая крупная птица в мире? (Страус. Его вес 150 кг.)

Самая маленькая птица в мире? (Колибри. Размер - шмеля, вес 1,5 грамм)

Самая крупная птица в нашей стране? (Дрофа)

Самая маленькая птица в нашей стране? (Королек. Длина от клюва до хвоста 9 см.)

Самую большую скорость развивает кто? (Стрижи-189 км/ч)

Самый большой размах крыльев. У кого? (Альбатроса 320 см.)

Самая выносливая птица? (Крачка. Она может лететь без отдыха 20 000 км.)

Самый долгожитель из птиц? (Ворон 118 лет)

Педагог:
… Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек. (Ю. Синицын)

10. Игра «птицы растерялись»

Педагог:
В этих хаусно - расположенных буквах скрываются названия птиц. Отгадайте их.
-Йбеорво (воробей)
-Олейсов (соловей)
-Укшуакк (кукушка)
-Онкжвоаро (жаворонок)
- Акгла (галка)
- Аинсци (синица)
- Аргааг (гагара)
- Евтерте (тетерев)
- Уатокрпак (куропатка)
- Тслаьбаро (альботрос)
- Акчйа (чайка)
- Раново (ворона)
- Ингвипн (пигвин)
- Ялдет (дятел)

11.Игра «Птичий концерт»

Педагог:
На мотив песни «В траве сидел кузнечик» Группе ребят дается название птицы и каждая «птица» (ребенок) поет эту песню своим щебетом.
- Воробьи (чирик-чирик)
- Синицы (тинь-тинь)
- Ворона (кар-кар)
- Дятел (тррр-тррр)
- Снегирь (дю-дю)
- Клест (цок-цок)
- Свирель (тюр-тюр-тюр)

(показ иллюстраций)

Славный у нас концерт получился, ребята!

Педагог:
Ребята, а как Вы думаете, если бы люди понимали язык птиц и зверей, смогли бы они их обидеть? (ответы детей).
Многие птицы занесены в Красную книгу, а это значит их осталось мало и они находятся на грани исчезновения.

12.Литературный конкурс «Птицы - персонажи»

Педагог:
Следующий наш конкурс литературный «Птицы – персонажи». Сколько художественных произведений написано о птицах.
Ваша задача назвать книги тех авторов, где литературными героями являются птицы.

Галчонок – Э. Успенский «Дядя Федор кот и пёс»
Сова – Милн А. «Винни Пух и все - все- все»
Воробей – К. Чудовского « Тараканище»
Попуга й – Г. Остера «Зарядка для хвоста»
Ворон - Г. х. Андерсена «Снежная королева»
Соловей – Г. Х. Андерсена «Соловей»
Утенок – Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
Петушок – А. С. Пушкин « Сказка о золотом петушке»
Соловей – И. А. Крылова «Осёл и соловей».

13. Конкурс «Ну-ка, прочитай!»

Педагог:
Необходимо прочитать название птиц.
Чтобы их прочесть, в каждом ряду зачеркните одинаковые буквы. Кто быстрее.

Ж, М, К, У, Е, Я, С, М, К, Р, Е, А, Я, В, С, Л, Ь (журавль)
П, Б, Д, А, К, М, К, В, Л, О, М, Д, И, О, Б, Н (павлин)
К, Л, Т, У, В, Б, Р, Ы, В, И, Б, Ц, Ы, Т, А, Л (курица)
Р, З, Т, Я, С, Т, Ю, Б, Д, Л, Ю, С, И, Д, Р, К (зяблик)
Г, В, Б, Д, М, У, С, Я, Т, Е, М, С, Б, В, Л, Г,У (дятел)
(показ иллюстраций)

14. Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

Педагог:
Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном.
1.Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи).
2.Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень).
3.Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха).
4.Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод).
5.Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка).
6.Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла).
7.Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их).
8.Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая).
9.Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки).
10.Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая).
11.Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными).
Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ).
12.Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные). Краеведческая викторина для школьников 5 - 7 классов с ответами



Рассказать друзьям