Правда ли, что Микеланджело оставил секретные сообщения на потолке Сикстинской капеллы? Сикстинская капелла и музеи Ватикана: о чем следует знать Потолок сикстинской капеллы микеланджело.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дата публикации: 2014-07-20

Сикстинская капелла (итал. Cappella Sistina) - бывшая домовая церковь в Ватикане, где в наше время собирается конклав для избрания Папы Римского. Достопримечательность известна великолепными фресками великого Микеланджело Буонаротти. Также капеллу украшают росписи таких известных художников, как Боттичелли, Синьорелли, Перуджино, Гирландайо и Росселли.

содержание:
Практическая информация:

Постройка Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла была построена в период с 1473 по 1483 годы в честь Папы Сикста IV. Сооружение появилось на месте, где существовала «Великая капелла», в которой собирался папский двор, состоявший из около двухсот человек (кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств).

Автором проекта капеллы был выбран архитектор Баччо Понтелли, а все строительные работы курировал Джордже де Дольчи. Сооружение было задумано Сикстом IV как место в Ватикане, где в особо опасные времена от военной угрозы мог бы укрыться папский двор. Поэтому внешне капелла выглядит как простое здание, скорее напоминающее бастион, нежели типично церковную постройку.

Капелла имеет прямоугольную форму и повторяет точные размеры Храма Соломона, как они указаны в Ветхом Завете - 40,9 метра в длину и 13,4 метра в ширину. Стены разделены на три части: нижняя цокольная украшена имитацией тканевых драпировок, средняя расписана фресками, а верхняя прорезана оконными проёмами. Капеллу покрывает почти плоский свод. Архитектурная простота и отсутствие декоративных элементов не отвлекают на себя внимание и являются великолепным обрамлением для художественных шедевров, которые украшают капеллу.






Фрески свода Сикстинской капеллы

В 1504 году в результате строительных раскопок, которые велись недалеко от капеллы, потолок покрылся трещинами. Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Интересно, что искусствоведы и биографы великого мастера до сих пор не пришли к окончательной версии почему заказ был отдан именно Микеланджело, который к этому времени был известен исключительно как скульптор, а не живописец.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

План-схема фресок свода


Во время работы Микеланджело пришлось задействовать и свои технические способности, чтобы сконструировать новый тип лесов, которые не касались бы уже ранее расписанных стен и не мешали бы проводить службы в капелле. Впоследствии конструкция лесов Микеланджело стала широко распространённой и использовалась при росписи многих церковных сводов. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Великий живописец стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо.

Разделив плоский потолок капеллы на несколько частей, Микеланджело с помощью оптических средств визуально несколько приподнял его центр. Роспись была закончена в ноябре 1512 года. Микеланджело изобразил одновременно и красоту и низость человеческой души.


Фрески свода

В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». По периметру потолка чередуясь, располагаются фигуры Пророков и Сивилл, сидящих на монументальных престолах. На коротких сторонах находятся изображения пророков: над алтарём - святой Иона, на противоположной стороне - святой Захария. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Центральная часть свода отдана под девять историй из ветхозаветной Книги Бытия о происхождении человека, Вселенной и Зла.








Спустя 25 лет после окончания росписи свода Микеланджело (в 61-летнем возрасте) вернулся в Сикстинскую капеллу, чтобы выполнить один из самых сложных и грандиозных своих шедевров. Речь идёт про фресковую роспись «Страшный суд», которая была заказана Климентом VII. Микеланджело работал над фреской четыре года (с 1537 по 1541). Масштабная роспись занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Её темой является второе пришествие Христа и апокалипсис.


Картина Страшного Суда представляет грандиозную вселенскую катастрофу, где обнажённые фигуры ангелов, святых и грешников увлекает стихийный и неумолимый поток энергии, противостоять которому они бессильны. В центре композиции, наделённый титанической силой Христос, который с гневом вершит суд над человеком.

Условно поделив фруске на три части, Микеланджело изображает вверху летящих ангелов, держащих в руках атрибуты Страстей Христовых, в центре - Иисуса Христа и Деву Марию, окружённых блаженными, а нижняя часть отдана сцене конца времён, где изображены играющие на трубах Апокалипсиса ангелы, взошедшие на небо праведники и низвергнутые в Ад грешники, а также показано воскрешение мёртвых.

Микеланджело оставил своеобразную подпись. В сцене мученичества апостола Варфоломея, держащего в руках собственную содранную кожу, великий мастер вместо лика мученика изображает своё лицо.

Фрески южной стены

Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Однако она была утеряна, и таким образом, сегодня цикл фресок, иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета - «Наказание Корея, Дафана и Авирона», иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. Над ними работали такие видные живописцы как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. Фигуры первосвященников расположены в профиль, некоторые в момент благословления, отличаются они лишь наличием книги или свитка в руках.

Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу.

Это место было важным для жизни католической церкви еще до постройки Сикстинской капеллы, храм был местом сбора кардиналов. После постройки нового здания именно тут стал проходить конклав. Конклав – процедура выбора нового Папы Римского после смерти или ухода в отставке предыдущего.

Самая важная фреска расположена прямо над алтарем. Это “Страшный суд” работы Микеланджело. Эта работа появилась тут позже всех уже в 16-м веке. Мастер создавал ее с 1535 по 1541 года. Название “Страшный суд” она носит в русском языке, по-английски она называется “The Last Judgment”, что переводится как “Последний суд”.

Эта фреска огромных размеров 12 на 13,7 метра изображает второе пришествие Христа и его суд над всеми людьми. Первый заказ папы Клемента VII был немного другим. Он планировал изобразить на алтарной стене воскрешение Христа, но начать работу не успели, а папа умер, и на его место взошел Павел III, который принял решение именно в пользу сюжета о втором пришествии и великом суде.

Еще при жизни Микеланджело некоторые церковные деятели подвергли фреску критике в связи с изображением обнаженной натуры. Самым ярым противником мастера был Биаджо де Чизена, он был церемониймейстером двора Папы Римского.

За активную критику он был удостоен пребывания на картине. Обратите внимание на правый нижний угол картины, он показан в образе царя подземного мира, но с ослиными ушами (фото этой части картины справа). Уши конечно, намек на не очень высокие интеллектуальные способности Биаджо де Чизена.

Церемониймейстер обращался к папе Павлу III с просьбой убрать изображение своего лица с фрески, но никакого желания вмешиваться в работу Микеланджело у Папы не было. Он ответил, что так как изображение лица де Чизены находится в области ада, то это не в его власти.

Впрочем, уже после смерти художника фреска была дорисована. Некоторые моменты, которые церковные деятели посчитали слишком непристойными, были зарисованы.

После осмотра “Страшного суда” мы рекомендуем обратить внимание на потолок Сикстинской капеллы. На нем вы увидите 33 фрески небольшого размера (небольшого относительно “Страшного суда”). Все они изображают библейские сюжеты, некоторые легко будет узнать, некоторые сложнее. К примеру, сцену с изгнанием Адама и Евы из рая вы легко узнаете, на ней есть дерево и змий.

Многие туристы просто не замечают потолка, но если вы поднимите голову вверх, то получите, наверное, самые сильные впечатления от посещения Сикстинской капеллы.

Обратите внимание на окна, сейчас они всегда закрыты, чтобы предотвратить попадание внутрь помещения воздуха. После последней реставрации фресок, которая закончилась в 1994 году, внутри была установлена система кондиционирования воздуха, а окна были закрыты. Воздух попадает внутрь только через систему фильтров, удаляющих бактерии и пыль.

Летом в самое жаркое время тут поддерживает температура 20 градусов, зимой помещение прогревается до 25 градусов. Это будет приятным сюрпризом для вас во время экскурсии, охладиться летом или погреться зимой.

Нам самой интересной показалась фреска с южной стены, которая показывает переход Моисея через Красное море, когда воды раздвинулись и евреи смогли пройти, а когда в этот проход вошла армия Египта, то море поглотило их.

Эта работа интересна еще и тем, что точно не установлен ее автор. Им был или Козимо Росселли или Доменико Гирландайо или Бьяджо дэ Антонио.

Фото остальных фресок в Сикстинской капелле мы приводить не будем, а представим вам самим возможность увидеть все самим. Удачного вам посещения Ватикана, читайте другие наши обзоры о достопримечательностях Италии (ссылки ниже ).

Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности). Первоначально на этом месте уже была папская домовая церковь - Cappella Maggiore, но ввиду острой политической обстановки ее решено было укрепить и перестроить. На тот момент Папа Римский находился в конфронтации с могущественным флорентийским семейством Медичи, а помимо того, опасался нападения османов, и прекрасная капелла задумывалась как оборонительное укрепление.

Вот в таких обстоятельствах архитектор Баччо Понтелли спроектировал этот замок-церковь, а Джордже де Дольче приступил к строительству. Однако в момент, когда потребовалась внутренняя отделка, ситуация изменилась. Папский престол заключил соглашение с Лоренцо Медичи, и после примирения стал возможен приезд флорентийских гениев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли, расписавших стены и потолок храма.

В общей сложности церковь строилась около 8 лет, а потом еще 2 года длилась работа над внутренней отделкой. В 1483 году ее наконец-то освятили, а спустя 9 лет здесь впервые собрался Конклав для выбора нового понтифика.

Следующий Папа Римский - Юлий II, задумал реставрировать имеющиеся фрески и дополнить их новыми картинами, для чего в 1508 году пригласил в Микеланджело Буонарроти. Интересно, что сам мастер считал себя скорее архитектором и скульптором, чем художником - роспись была для него новым и слабо освоенным делом. Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения - Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти, и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера.

Поскольку Микеланджело трудился над росписью около 4-х лет, и на этот период нельзя было прекратить богослужения, художнику пришлось разработать для себя особые «летящие» леса, которые закреплялись под самым потолком и не мешали передвижениям людей внизу.

Спустя четверть века уже 60-летний художник еще раз вернулся под своды Сикстинской капеллы, чтобы создать другой шедевр - свой знаменитый «Страшный суд». На эту огромную фреску у алтаря ушло более 4-х лет, с 1536 по 1541 год. Но результат стоил того - есть легенда, что понтифик Павел III был настолько потрясен выразительностью картины, что упал перед нею на колени в молитве.

Интересный факт: есть мнение, что кандидатуру Буонарроти для росписи потолка предложил его извечный враг и соперник Браманте - он хотел, чтобы мастер, редко занимавшийся живописью, был опозорен. Однако далеко не все историки согласны с данной версией.

Сегодня стены и плафон капеллы считаются важным историческим наследием и находятся под охраной не только понтификата, но и ЮНЕСКО. Сама же она остается действующим храмом и при этом очень популярным туристическим местом - здесь заканчиваются все экскурсии по .

Росписи

Внешний облик

Как уже говорилось, снаружи Сикстинская капелла выглядит намного скромнее, чем внутри. Но есть у этого здания одна интересная особенность - его параметры в точности повторяют описанные в Ветхом Завете размеры легендарного храма Соломона. Трехэтажная постройка в длину составляет 40,9 метров, а в ширину - 13,4 метра. Она стоит на фундаменте более древней папской церкви.

Сикстинская капелла с Купола Собора Святого Петра

По задумке архитектора первый этаж предназначался для богослужений, а на втором и третьем должны были размещаться орудия и солдаты. В частности, на третьем этаже и сейчас можно увидеть узкие окна-бойницы - через них предполагалось вести прицельный огонь. Изначально верхний ярус вовсе не имел крыши, и лишь когда в храме появились уникальные фрески, было решено сделать его крытым, чтобы сырость не уничтожила творения великих художников.

Именно второй этаж больше всего интересует туристов - просторный, с высокими потолками и большими стрельчатыми окнами. Они делают облик здания более легким снаружи, а также дают много естественного света для осмотра внутреннего зала. Ведь здесь есть на что посмотреть - стены украшают не банальные ангелочки, а огромные детальные картины, изображающие фрагменты Святого Писания.

Внутреннее убранство

Изначально на стенах Сикстинской капеллы было выполнено 16 фресок, но две из них были разрушены при падении архитрава, а еще две пришлось убрать, чтобы освободить место для монументального «Страшного суда» Микеланджело. Итого сохранилось 12 картин - на северной стороне расположены сюжеты из жизни Иисуса Христа, а на южной - фрески по мотивам жизни Моисея. Такая планировка росписи призвана была продемонстрировать связь Ветхого и Нового Завета.

Над сюжетными фресками в проемах между окнами проходит ряд портретов - это изображения понтификов раннехристианского периода, погибших мученической смертью и причисленных к лику святых. А самый нижний ярус зала (под фресками) ранее был завешен гобеленами, выполненными по сюжетам картин Рафаэля. Однако до сегодняшнего дня из них сохранилось всего 7 полотен, которые хранятся в музее. Вместо оригинальных гобеленов нижнюю часть стен украшают копии, но и они видны посетителям лишь в дни больших праздников.

Потолок и «Страшный суд» Микеланджело

При отделке главного зала его свод был расписан в виде звездного неба, однако во времена правления Юлия II проходила реставрация потрескавшейся росписи, и потолок было решено переделать. Микеланджело Буонарроти работал над ним более 4-х лет, изобразив в общей сложности 343 библейских персонажа.

Центральную часть свода занимают 9 картин, иллюстрирующих этапы создания мира, сотворение Адама и Евы, их грехопадение, а также Всемирный потоп, жертвоприношение и опьянение Ноя. Это девять знаменитых сюжетов «Книги бытия». Их окружают треугольники и люнеты с изображениями предков Иисуса Христа, а между ними вставлены портреты известных библейских пророков и сивилл. Наконец, по углам свода можно увидеть 4 сцены: сражение Давида и Голиафа, наказание Аммана, сюжет с Моисеем и медным змием, а также Юдифь и Олоферн.

Сегодня эта роспись вызывает восхищение, но известно, что заказчик Юлий II, напротив, выказывал недовольство - мол, слишком бедно смотрится потолок, не хватает блеска. На что Микеланджело остроумно парировал: святые-то были людьми бедными, откуда же взяться блеску.

Схема свода


Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. Ее заказал Климент VII, желающий внести свой вклад в украшение столь важного зала Ватикана. Однако этот понтифик также скончался до того, как мастер успел приняться за заказ, и Микеланджело приступил к работе лишь при правлении Павла III. Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок.

В общей сложности на полотне, рассказывающем о втором пришествии Христа, изображено около 400 фигур. Как и в случае с потолком, работа шла более четырех лет и была завершена в ту же самую дату, что и роспись потолка.

Интересный факт: Микеланджело, будучи ценителем человеческого тела, изображал многих персонажей обнаженными, однако нашлись критики, которых возмутила «неприличная» картина. Спустя четверть века художнику Даниэле да Вольтерра пришлось дорисовать на «Страшном суде» накидки и набедренные повязки, за что он остался в истории под ироничным прозвищем «штанописец».

Как добраться до Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла расположена на территории Ватикана в самом центре Рима. Этим зданием оканчивается западное крыло музеев, где находится галерея Арацци, а также галереи географических карт и канделябров. Сюда несложно добраться разными видами транспорта.

Точный адрес: 00120 Vatican City, Рим.

От центрального ж/д вокзала TERMINI:

    Вариант 1

    Метро: от станции TERMINI по ветке A проехать до станции Cipro Musei Vaticani.

    Пешком: пройти от станции около 10 минут через Via Candia и Via Frà Albenzio.

    Вариант 2

    Метро: от станции TERMINI добраться до станции S.Pietro, что находится на ветках FL5 и FL3.

    Пешком: пройти от станции метро по улице Via Innocenzo III, затем через территорию Ватикана или в обход через Via Sant’Anna - время в пути около 20 минут.

    Вариант 3

    Пешком: от ж/д вокзала пройти по Piazza dei Cinquecento, далее по улице Viale Enrico de Nicola до остановки Volturno/gaeta (время в пути 5 минут).

    Автобус: маршрутом № 492 ехать до остановки Bastioni Di Michelangelo.

    Пешком: от остановки через площадь Piazza del Risorgimento за 4 минуты попасть к .

Из аэропорта Фьюмичино:

    Вариант 1

    Автобус: шаттлом Sitbusshuttle за 50 минут доехать до Via Crescenzio, 2 (рейсы отправляются 1 раз в 30 минут).

    Пешком: идти от остановки по Via Crescenzio, а после свернуть на Via del Mascherino к Собору Святого Петра - время в пути около 15 минут.

    Вариант 2

    Поезд: по линии FM1 электричкой доехать до вокзала TERMINI.

    Метро: по красной ветке от станции TERMINI проехать до станции Cipro Musei Vaticani.

    Пешком: пройти от станции метро по Via Candia и Via Frà Albenzio около 10 минут.

Кроме того, из разных районов города можно добраться автобусами № 23, 32, 49, 81, 247, 490, 495, 590 и трамваем № 19.

Сикстинская капелла на карте

Время работы и стоимость билета

Как правило, Сикстинскую капеллу посещают вместе с экскурсией по другим - именно на ней обычно заканчиваются экскурсионные туры. Однако при желании можно посетить эту достопримечательность отдельно.

График работы:

  • С понедельника по субботу.

Часы работы:

  • С 09:00 до 18:00 (вход до 17:30).

Ночной тур - посещение музеев и концерт:

  • С 19:00 до 23:00.

Все музеи, включая капеллу, можно посетить по единому билету, который приобретается в кассе. Возможно - в этом случае на сайте Ватикана приобретается ваучер, который затем в кассе будет обменян на билет. Такое бронирование позволяет быстрее пройти на территорию музеев и не стоять в очередях.

Цена билетов для самостоятельного визита:

  • Взрослый - 17 € (~1 248 руб. ) ;
  • Детский (от 6 до 18 лет) - 8 € (~588 руб. ) ;
  • Ночной тур - 38 € (~2 791 руб. ) и 29 € (~2 130 руб. ) ;
  • Аудиогид с описанием на русском языке - 7 € (~514 руб. ) ;
  • ~294 руб. ) .

Также можно купить билеты с завтраком или обедом на территории Ватикана. Но учтите, чтобы успеть к завтраку в 08:15, нужно быть у входа в 07:15.

Цена билетов с экскурсоводом:

  • Взрослый билет - 33 € (~2 424 руб. ) ;
  • Детский билет - 24 € (~1 763 руб. ) .

Важно: в последнее воскресенье месяца разрешен бесплатный вход в Сикстинскую капеллу, график работы в этот день - с 09:00 до 14:00.

Виртуальная экскурсия

Сикстинская капелла - поистине уникальное место с особой атмосферой. Кто-то стремится попасть сюда в дни церковных праздников, чтобы услышать всемирно известный хор Capella Papale, а кто-то выбирает будний день и утренний тур, чтобы смотреть на древности и великие произведения искусства без многолюдной толпы. В любом случае визит в сердце Рима останется в памяти навсегда. Тем более что этот храм - далеко не единственная достопримечательность Ватикана, в рамках одной экскурсии можно увидеть все его музеи и, конечно же, Собор Святого Петра.

) ;
Электронное бронирование - 4 € (~294 руб. ) ;

Цена билетов с экскурсоводом:
Взрослый билет - 33 € (~2 424 руб. ) ;
Детский билет - 24 € (~1 763 руб. )

График работы

С понедельника по субботу с 09:00 до 18:00 (вход до 17:30).
Ночной тур: с 19:00 до 23:00.

Что-то не так?

Сообщить о неточности

Давайте проанализируем все эти странности.

Итак, что же скрывал Микеланджело, когда расписывал потолок Сикстинской капеллы?

Одной из лучших фресок плафона капеллы является «Сотворение Адама».

Микеланджело. “Сотворение Адама” (1511).
Фреска плафона Сикстинской капеллы

Облокотившись на правую руку, на земле полулежит молодое и красивое, но ещё не одухотворённое тело первого человека. Летящий в окружении сонма бескрылых ангелов Творец Саваоф протягивает свою десницу к левой руке Адама. Ещё мгновение – их пальцы соприкоснутся, и тело Адама оживёт, обретя душу. Описывая эту фреску, искусствоведы обычно отмечают, что Саваоф и ангелы, объединённые в единое целое, очень удачно вписываются в картину, уравновешивая левую часть фрески. И всё.

Однако, вглядевшись внимательнее в то, что создал художник, вдруг понимаешь, что Адама оживляет Господь, изображённый не только в виде бородатого старца, окружённого ангелами, но и в образе огромного мозга, повторяющего в деталях строение головного мозга человека.


Сравнение фрагмента фрески
“Сотворение Адама”
с изображением головного мозга человека

Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Но проходил век за веком, и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Мастер зашифровал в этой фреске мысль о том, что одухотворение было совершено Высшим разумом. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул своим современникам, что он на самом деле изобразил? Объяснение напрашивается само собой. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. И если бы семнадцатилетнего Буонарроти поймали, когда он изучал анатомию, тайно вскрывая трупы в покойницкой монастыря Санто Спирито во Флоренции, то уже на следующий день его собственный труп висел бы в проёме окна на третьем этаже дворца Синьории, и мир никогда не увидел бы будущих шедевров Микеланджело. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Но, несмотря на такой большой срок, поражает правильность, с которой Микеланджело изобразил извилины и борозды головного мозга человека.

Впервые сходство фрески «Сотворение Адама» с головным мозгом человека заметил американский врач Мешбергер (Meshberger) в 1990 году. Но он пришел к выводу, что великий мастер изобразил внутреннее строение мозга. Мне впервые удалось обнаружить, что Микеланджело показал на фреске наружную поверхность мозга и с большой точностью отобразил извилины и борозды.


Наружная поверхнсть человеческого мозга

Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Профиль одного из ангелов повторяет центральную, или роландову, борозду, являющуюся границей между лобной и теменной долями мозга. И наконец, головы двух ангелов за спиной создателя – это не что иное, как надкраевая и угловая извилины. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Поэтому, когда при вскрытии Микеланджело вынимал мозг из черепной коробки, он разрушал мозжечок. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов.

Слишком много совпадений в деталях фрески с извилинами и бороздами мозга не могут быть объяснены простыми случайностями.

Но и это ещё не всё. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Американский писатель Ирвинг Стоун, написавший замечательный биографический роман о Микеланджело, вкладывает в его уста такие слова: «Я считаю, что вся красота, вся телесная мощь заключена в мужчине. Погляди на него, когда он в движении, когда он прыгает, борется, кидает копьё, пашет, вздымает ношу: вся мускулатура, все сочленения, принимающие на себя натугу и тяжесть, распределены у него с необыкновенной соразмерностью. А что касается женщины, то, на мой взгляд, она может быть прекрасной и волнующей только в состоянии абсолютного покоя». Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.


Микеланджело. “Кумская Сивилла” (1510).
Фреска на плафоне Сикстинской капеллы

Микеланджело создает обнажёнными Вакха, Давида, группу воинов на картоне «Битва при Кашине», рабов для гробницы Юлия II, скульптуры в капелле Медичи, многие фигуры на фресках Сикстинской капеллы. Он изображает голым даже Христа!


Микеланджело. «Давид» (1501–1504). Флоренция


Микеланджело. “Битва при Кашине” (1542)

Например, скульптуры «Распятие» (1494) в церкви Санто Спирито во Флоренции и «Воскресший Христос» (1519–1520) в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме представляют Бога Сына полностью обнажённым .


Микеланджело. “Распятие” (1494) в церкви
Санто Спирито во Флоренции

Микеланджело. “Воскресший Христос” (1519–1520)
в церкви Санта Мария сопра Миневра в Риме.
Репродукция из книги 1977 года издания

Не только Христос, но и Богоматерь, а также все святые на фреске «Страшный суд» были изображены Микеланджело без одежды. Позже, когда выдающегося художника Паоло Веронезе (1528–1588) привлекли к суду инквизиции за вольность его произведения «Пир у Симона-фарисея», подсудимый, защищаясь, сослался на «Страшный суд». Ромен Роллан в своей книге о жизни Микеланджело приводит слова Веронезе на суде: «Я признаю, что это дурно, но повторяю то, что уже говорил: мой долг следовать примеру моих учителей. Микеланджело в папской капелле в Риме изобразил Спасителя, его пречистую мать, святого Иоанна, святого Петра и других угодников, причём представил их всех нагими, даже пресвятую деву Марию, и в позах отнюдь не канонических…»

Бернард Беренсон (1865–1959), действительный член Американской академии искусств и литературы, который большую часть жизни прожил в Италии, так писал о творчестве Микеланджело: «Его страстью была обнажённая натура, его идеалом – сила. Смирение и терпение были так же незнакомы Микеланджело, как и Данте, как гениальным творческим натурам всех эпох. Даже испытывая эти чувства, он не сумел бы их выразить, ибо его обнажённые фигуры полны мощи, но не слабости, ужаса, но не боязни, отчаяния, но не покорности».

Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Благодаря этому юный художник был с детства окружён произведениями античного искусства, присутствовал при философских диспутах флорентийской Платоновской академии. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии.


Портреты неоплатоников Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Кристофоро Ландино и Деметриоса Халкондилеса.
Фрагмент фрески Доменико Гирландайо из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (1486–1490).

Фичино переработал платонизм и мистические учения поздней античности и толковал их в духе приспособления к основным догматам христианства. Его апология земной красоты и достоинства человека способствовала преодолению средневекового аскетизма и оказала влияние на развитие изобразительного искусства и литературы. Пико утверждал, что каждый человек соединяет в себе земное, животное и Божественное начала. В рассуждениях Фичино, Пико и других проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма – тенденция к обожествлению человека. Фичино, отвергая христианский аскетизм, истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957; Лосев, 1960; Горфункель, 1970; Лавриненко, Ратникова, 1999).

Преклонение перед античностью тем не менее не вытеснило христианскую веру Микеланджело. И всю жизнь два враждебных мира, мир языческий и мир христианский, боролись за его душу.

Ромен Роллан пишет: «Великий творец дивно прекрасных форм, человек глубоко верующий, Микеланджело воспринимал телесную красоту как нечто божественное; красивое тело – это сам Бог, явившийся в телесной оболочке. И, как Моисей перед неопалимой купиной, Микеланджело приближался к этой красоте с благоговейным трепетом».

И поэтому в изображении детородных органов Микеланджело не видел ничего предосудительного. Он восхищался ими так же, как и другими частями тела человека – самого совершенного, с его точки зрения, существа, созданного по образу и подобию самого Господа. Но эту позицию было слишком трудно отстаивать в XVI веке! Церемониймейстер папы Павла III, Бьяджо да Чезена, так отозвался о «Страшном суде»:

«Полное бесстыдство – изображать в месте столь священном столько голых людей, которые, не стыдясь, показывают свои срамные части; такое произведение годится для бань и кабаков, а не для папской капеллы».

Микеланджело тут же поместил Чезену в преисподнюю в виде обнаженного Миноса с ослиными ушами. Тело Миноса обвито огромной змеёй, которая откусывает ему половой орган. А когда церемониймейстер попросил, чтобы папа приказал художнику убрать это изображение с фрески, Павел III ответил Чезене: «Если бы он поместил тебя хотя бы в чистилище, я бы ещё постарался вызволить, но он запрятал тебя в ад, а на ад моя власть не распространяется».


Микеланджело. Фрагмент фреси “Страшный Суд”

Но когда понтификом стал Павел IV, над «Страшным судом» сгустились тучи. Был момент, когда фреску собирались полностью уничтожить. К счастью, дело завершилось только «одеванием» некоторых обнаженных тел.

Другой известный факт: когда в 1504 году Микеланджело закончил во Флоренции работу над скульптурой обнажённого Давида, её пришлось охранять, так как Давида забрасывали камнями горожане. Целомудренная нагота Давида возмущала стыдливость флорентинцев. Был период, когда «нескромные части» скульптуры прикрывали золотыми листьями.

Шли века, а психология ханжества не менялась. Недавно была «одета» даже скульптура Воскресшего Христа.

Микеланджело. «Воскресший Христос» (1519–1520)
в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме.
Фото автора. Сентябрь 2005

Ни разу Микеланджело не позволил себе нарисовать обнажённым Бога Отца. Такое богохульство могло бы стоить ему жизни. А теперь внимательно всмотримся во фреску «Сотворение светил и растений». Так почему же Саваоф изображён со спины, и почему ткань так плотно облегает некоторые части тела? Давайте, ничего не дорисовывая, обведем линии Микеланджело.



Перевернём изображение –


Микеланджело. Фрагмент фрески
“Сотворение светил и растений”

Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Очевидно, что художник нарисовал огромный мужской детородный орган в состоянии возбуждения. Длина изображения почти полтора метра! Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Медикам известно, что у мужчин левое яичко часто опущено несколько ниже, чем правое, – что хорошо видно при осмотре мошонки: именно так яички подвешены на семенных канатиках. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Микеланджело, досконально знавший анатомию, именно так изображает мошонку у скульптур “Давид” и “Воскресший Христос” . Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой . Совпадение даже таких мелких деталей не оставляет сомнений по поводу того, что изобразил художник.

В. Д. Дажина (1986), автор серии публикаций о Микеланджело, даже не подозревая о том, что в действительности изображено на фреске «Сотворение светил и растений», очень точно заметила, что эта живописная композиция «поражает силой выраженного в ней напряжения, возникшего как результат преодоления косной инертности материи». Пожалуй, лучше не скажешь.

Кроме того, на той же фреске мы видим изображение и женских гениталий, которые расположены как раз напротив мужского полового органа. Четко прорисованы клитор, малые и большие половые губы, половая щель.


Микеланджело. Фреска
“Сотворение светил и растений”


Микеланджело. Фрагмент фрески
“Сотворение светил и растений”

То, что Микеланджело зашифровал гигантские изображения половых органов, cовершенно ясно. Слишком много он дал нам подсказок для этого не только всем своим творчеством, но и конкретными символами Сикстинской капеллы. Это и изображения огромного количества обнажённых фигур на плафоне и алтарной стене капеллы, и голова змеи, недвусмысленно указывающая на половой орган Миноса, о чём уже было написано выше .

Почему же именно мозг и половые органы? Дело в том, что информация, передаваемая разумными существами последующим поколениям, может быть двух основных типов:

1. Генетическая, или наследственная, – переход которой от родителей к детям обеспечивается половыми органами. Половой член – это не что иное как «шприц», делающий инъекцию ДНК в организм будущей матери.

2. Ненаследственная, – переход которой от поколения к поколению обеспечивается головным мозгом, создающим новую информацию в виде произведений искусства, устных, рукописных и печатных текстов, а теперь еще и фильмов, компьютерных баз данных и т.д.

Поэтому ничего нет удивительного в том, что Микеланджело акцентировал внимание именно на половых органах и головном мозге.
Мысль великого мастера понятна: вначале творило оплодотворяющее начало (гениталии), и только потом включилось одухотворяющее начало (мозг, оживляющий тело человека).

Теперь становится ясным, почему Микеланджело так спокойно реагировал, когда Даниэле да Вольтерра по приказу папы уродовал драпировками «Страшный суд». Он просто смеялся в душе над мышиной возней слепцов, не увидевших главных символов на его фресках.
Микеланджело так и не смог при жизни открыть свою тайну. Над его головой навис меч инквизиции. Давайте вспомним, что в 1540 году в Риме был утвержден орден иезуитов, а в 1542 году основана конгрегация «святой инквизиции». Недруг Микеланджело, Пьетро Аретино, составил донос, в котором обвинил великого мастера в ереси. А еретикам – прямой путь на костер. Ромен Роллан так описывал это страшное для художника время: «Нашлось немало людей, которые громко возмущались “Страшным судом”. И, разумеется, всех больше кричал Аретино. Он написал наглейшее письмо, достойное Тартюфа. Аретино, по существу, грозил донести на художника входившей в силу инквизиции, “ибо меньшее преступление самому не верить, нежели столь дерзко посягать на веру других”. Это подлое письмо шантажиста, где всё самое святое для Микеланджело – вера, дружба, честь – подвергалось поруганию и втаптывалось в грязь, это письмо, которое он не в силах был читать без презрительного смеха и слёз унижения, Микеланджело оставил без ответа. Не случайно говорил он с уничтожающей иронией о некоторых своих врагах: “Стоит ли с ними бороться, не велика честь от такой победы!” И даже когда к суждению Аретино и Бьяджо о “Страшном суде” стали прислушиваться, художник ничего не предпринял, чтобы пресечь клевету».

Что мог Микеланджело? Только ответить своим искусством. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Об этом искусствовед А. А. Губер рассказывает следующее: «…На коже, которую держит в левой руке Варфоломей, нашли автопортрет самого Микеланджело, а в Варфоломее – сходство с Пьетро Аретино. Если это так, то можно только подивиться смелости Микеланджело: на одном из самых видных мест алтарной стены он изобразил под видом святого мученика своего главного врага с ножом в руке, содравшего кожу с него самого».


Микеланджело. Фрагмент фрески “Страшный Суд”
на алтарной стене Сикстинской капеллы

Великий мастер постоянно балансировал на лезвии бритвы. Но его всё-таки не тронули. От костра, яда, петли и ножа Микеланджело спасла только гениальность. Ведь папам нужно было возводить соборы и собственные гробницы, украшать великими фресками стены и потолки дворцов и капелл. Но если бы они узнали смысл главного зашифрованного послания, то Микеланджело ничего бы не помогло. Поэтому он вынужден был унести тайну с собой, надеясь только на нас – потомков.
Таким образом, в творчестве великого мастера мы обнаружили два приёма, которые в настоящее время хорошо известны и часто используются художниками-сюрреалистами. Первый получил название «двойное изображение» (по-английски известен как «double vision»), или «двусмысленное изображение», – когда, всмотревшись в картину, наблюдатель вдруг различает второй, часто скрытый смысл. У Микеланджело это скрытое изображение человеческого мозга. Другой приём более сложный: чтобы увидеть второй план, картину нужно повернуть на 180°, реже на 90° или другой угол. Эти картины получили название «изображения-перевёртыши». Мне удалось впервые обнаружить именно такое изображение на фреске Сикстинской капеллы «Сотворение светил и растений». Как уже было сказано, фреска датируется 1511 годом. Я не знаю более раннего использования перевёрнутых двойных изображений. По всей видимости, Микеланджело является создателем этого нового метода в мировом искусстве.
Творчество великого флорентинца внимательно изучал классик сюрреализма Сальвадор Дали (1904–1989). Об этом говорит хотя бы серия картин Дали, навеянных творчеством Микеланджело. Две из них по мотивам «Пьеты» и «Сотворения Адама» в качестве примера приведены ниже:


Сальвадор Дали. “Пьета” (1982)


Сальвадор Дали. «Персонаж, навеянный фигурой Адама с плафона Сикстинской капеллы в Риме (1982)

Приём двойных изображений широко используется в работах Дали. Это и «Незримый человек», и «Большой параноик», и «Исчезающие образы», и знаменитый «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера». А картина «Лебеди, отражённые в слонах» – не что иное как изображение-перевёртыш.


Сальвадор Дали. «Незримый человек» (1929)


Сальвадор Дали. «Большой параноик» (1936)


Сальвадор Дали. «Исчезающие образы» (1938)


Сальвадор Дали. «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1940)


Сальвадор Дали. «Лебеди, отражённые в слонах» (1937)

В качестве примеров двойных изображений и перевёртышей можно привести несколько образцов (ими сейчас наводнён Интернет), размещённых на сайте http://gluk.blin.com.ua . Некоторые из них снабжены весьма оригинальными подписями.


Рисунок американских психологов Э. Дж. Боринга
и Р. В. Липера. «Неоднозначная тёща» (1930).
Что Вы видите: молодую очаровательную женщину или старуху с огромным носом?


Ворона или рыбак с рыбой?


Изображение-перевёртыш с поворотом на 180˚.
Этот рисунок известен под названием «Красота и алкоголь», или «До и после шести кружек пива»


Лошадь-лягушка. Изображение-перевёртыш.
Чтобы увидеть лягушку, нужно перевернуть рисунок, но только на 90˚


Лицо девушки или цветы и бабочка?


Лицо девушки или две лошади?


Пейзаж или ребёнок в утробе матери?


Голова американского индейца или эскимос у входа в жилище?


Георгий Победоносец.
Лицо или битва со змеем?


“Любовь клоуна”


“ОБщество. Портрет.”


Солдат или лошадь?
Изображение-перевёртыш с поворотом на 180˚


Старик или кто-то другой?

Говоря о двойных изображениях, нельзя не вспомнить творчество ещё одного художника XVI века – Джузеппе Арчимбольдо (1527–1593). Он родился в Милане, но большую часть своей жизни провёл в Праге, на службе у императоров династии Габсбургов. Начиная с 1563 года, Джузеппе создаёт серию необычных картин, представляющих собой двойные изображения. Это портреты, составленные из фруктов, цветов, овощей, рыб, птиц, млекопитающих, книг, предметов быта и т. д.


Джузеппе Арчимбольдо. «Лето» (1563)


Джузеппе Арчимбольдо. «Земля» (1570)

Арчимбольдо использовал и приём изображений-перевёртышей, но это было более чем через 50 лет после аналогичного новаторства в творчестве Микеланджело.


Джузеппе Арчимбольдо. «Повар-Натюрморт» (1567)


Джузеппе Арчимбольдо. «Повар-Натюрморт» (в перевернутом виде)


Джузеппе Арчимбольдо. «Ортолано», или «Садовник-Натюрморт», (1590). Кремона. Изображение-перевёртыш. Чтобы увидеть садовника, нужно перевернуть картину на 180˚.


Джузеппе Арчимбольдо. «Ортолано», или «Садовник-Натюрморт», (1590). Кремона. Изображение-перевёртыш. (в перевернутом виде)

Сальвадор Дали назвал Джузеппе Арчимбольдо предтечей сюрреализма. Я готов утверждать, что предтечей сюрреализма на самом деле был великий Микеланджело. Он раньше Арчимбольдо стал использовать двойные изображения и изображения-первёртыши. Только в отличие от Арчимбольдо он вкладывал в двойственность своих шедевров глубокий философский смысл.

Прочитав вышеизложенное, читатель может спросить: “А можно ли найти закодированную информацию в других произведениях Микеланджело?” Ведь трудно предположить, что только в Сикстинской капелле мастер поместил тайные символы. Анализируя творчество гениального флорентинца, понимаешь, что почти в каждом из его произведений есть свой секрет. Причем многое уже хорошо известно искусствоведам. Рассмотрим скульптуру «Пьета»


Микеланджело. “Пьета” (1499)

Богоматерь держит на коленях тело тридцатитрёхлетнего Иисуса. Но давайте взглянем на лицо Мадонны. Мы увидим, что Микеланджело изобразил мать, которая моложе своего сына! Когда скульптора спросили: “Как это может быть?” Микеланджело ответил“Девственность дарует свежесть и вечную молодость” . Молодость Богоматери – это символ победы над временем и смертью.

Скульптура Давид идеально пропорциональна; однако, взгляд наблюдателя приковывает кисть правой руки, сжимающая камень, который через мгновение сразит Голиафа. Дело в том, что Микеланджело специально изобразил правую кисть в большем масштабе по сравнению с другими частями тела. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена! Кроме того, имеется ещё одна манипуляция с возрастом. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Он настолько мал, что ему приходится сражаться с врагом без одежды, так как для него оказались велики доспехи царя Саула. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Достаточно взглянуть хотя бы на скульптуру Донателло, герой которого – юнец с довольно слабым телосложением, причём своей шляпой, длинными волосами и детской фигуркой он больше напоминает девочку. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Он больше похож на Геракла или Аполлона. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4,54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики.


Донателло. «Давид»

Еще один секрет есть в скульптуре, изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Мастер данным приёмом продемонстрировал своё полное безразличие к реальному облику изображаемого человека, выразив таким образом равнодушие к нему как персонажу истории. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять» .


Микеланджело. «Джулиано Медичи герцог Немурский» (ок. 1533) в капелле Медичи. Флоренция

О символах фрески «Страшный суд» мы уже писали выше: здесь и Бьяджо да Чезена в образе обнажённого Миноса, теряющего на глазах зрителя своё мужское достоинство, и подлец Аретино, содравший кожу с самого художника.
И, наконец, возьмём первую скульптурную работу Микеланджело – рельеф «Мадонна у лестницы». На переднем плане сидит Богоматерь с младенцем Иисусом. Позади неё видна лестница, на которой стоит, опершись о перила мальчик Иоанн (которому в будущем предстоит стать Иоанном Крестителем). Композиция построена так, что брус перил, напоминающий основание креста, на котором будет распят Иисус, упирается в ладонь Марии. Правая рука Иоанна, расположенная перпендикулярно перилам, усиливает сходство всей конструкции с крестом. Идея символа такова: Мария приняла на себя всю тяжесть креста, который будет (и она это знает) орудием убийства её единственного Сына. Эта работа была создана в 1490 году. Начинающему скульптору было всего пятнадцать лет!

Перед поездкой в Рим составляю виш-лист. Ватикан в нем - первый и единственный. Остальное по обстоятельствам, куда ноги поведут. Отстояв двухчасовую очередь и расставшись с нешуточной суммой на входе, попадаю в поток китайцев и, влекомая течением человеческих масс, мчусь на поиски Сикстинской капеллы. Каюсь: через все залы я бежала пулей к главному хайлайту, даже не глядя по сторонам (не делайте, как я). Поэтому в идеале нужно закладывать на Ватикан весь день, чтобы заценить каждую роспись на потолке и побывать в Ватиканской Пинакотеке. Но вернемся к нашей главной героине, которой я решила посвятить первую статью итальянского цикла сразу по возвращении в Россию. А для боле общего знакомства с самым маленьким государством в мире лучше обратиться к литературе:

У большинства Сикстинская капелла ассоциируется в первую очередь с Микеланджело, который расписал свод и создал алтарную фреску «Страшный суд». Но первоначально всё было совсем не так: потолок отличался простотой и изображал звездное небо, созданное другим мастером. Однако спустя несколько десятилетий на своде, о ужас, появились трещины. Ватикан привык только к лучшему, поэтому папа Юлий II (племянник Сикста IV - автора идеи создания капеллы) призвал на помощь не абы кого, а самого Микеланджело. Скромняга от природы, художник пытался отказаться от выпавшей на его долю чести. Я, мол, вообще-то скульптор, куда уж мне? Но против Папы не попрешь: не можешь - научим, не хочешь - заставим. И Микеланджело со скрипом взялся за первую в своей жизни фреску.

Микеланджело Буонарроти, Сотворение Адама, потолок Сикстинской капеллы

Сразу развенчу красивый миф: он писал не лежа на спине, а в нормальном вертикальном положении с помощью специально созданных для этой цели строительных лесов. Путаница началась из-за неправильного перевода одной из биографий, где использовалось слово «resupinus» («изогнутый назад»), которые иные умельцы вольно трактовали как «лежащий на спине». Вот так, из-под папской палки, скульптор осваивает новую профессию за 4 года (с 1508 по 1512). Более трех сотен фигур из Ветхого Завета, иллюстрирующие историю от сотворения мира до потопа, написаны без эскизов, слету. Но в процессе значительная часть трудов мастера пропала даром: плесень разрушила львиную долю работы. Пришлось начинать сначала.

Микеланджело Буонарроти, Грехопадение, потолок Сикстинской капеллы

Через четверть века уже другой папа, Павел III, вновь пригласил пожилого художника в Сикстинскую капеллу. Так в 1536–1541 годах появилась алтарная фреска «Страшный суд». Но и на этом точка в работе над капеллой не была поставлена. Микеланджело осмелился изобразить персонажей сцены полностью обнаженными, что вызвало бурю негодования у целомудренной публики контрреформационного толка. Фигуры пришлось приодеть, но этим занимался уже другой художник спустя 24 года.

Микеланджело Буонарроти, Страшный суд

Не только Микеланджело

На самом деле Сикстинская капелла - живой свидетель сразу трех этапов Возрождения. К Чинквеченто (Высокое Возрождение) отнесем Микеланджело, а голосок Сейченто (Позднее Возрождение) прорезался во второй половине XVI веке, когда усилиями Контрреформации стыдливо были прикрыты гениталии нагих персонажей фрески. В те времена многим приверженцам нудистского подхода к живописи досталось на орехи от католической церкви. Позднее последовала череда реставраций, но это уже немного другая история.

Отмотаем еще немного времени назад - и окажемся где-то в Кватроченто (Раннее Возрождение), когда у Микеланджело первые молочные зубы сменялись коренными. Как известно, капелла получила свое имя в честь Папы Сикста IV. Он не стал ограничиваться одним мастером, а пригласил сразу весь свет живописи тех лет: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Козимо Росселли и их помощников (Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо и других). Небольшой батальон художников, вооруженный кистями и красками, справились с задачей за три года (с 1481 по 1483). Если бы не трещины на звездчатом потолке, мы знали бы Сикстинскую капеллу именно по их фрескам. А Микеланджело, возможно, так и остался бы в истории «только» скульптором.



Рассказать друзьям