Предательство иуды: иконы и картины. Кража «Поцелуя Иуды» из Одесского музея

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

В этот день, по нашему это была , — первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались между собою, как бы им погубить Иисуса Христа. На этом совете они решили взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, но только не в праздник (тогда собирается много народа), чтобы не произвести возмущения в народе.

Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, был очень жадный к деньгам; и учение Христово не исправило души его. Он пришел к первосвященникам и сказал: «что вы дадите мне, если я вам предам Его?»

Они обрадовались и предложили ему тридцать серебренников.

«Иуда, получающий плату за предательство», Джотто ди Бондоне


Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.


Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе.

После моления Христа в Гефсиманском саду в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите».

Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его.

Иисус Христос сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.

Базилика Сан Аполлинаре Нуово. Поцелуй Иуды

Предательство Иуды. Иван АйвазовскийПоцелуй Иуды. Петров Александр Николаевич.

Картина Предательство Иуды — Миронов Андрей Николаевич.

Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: «согрешил я, предав Кровь невинную» (т. е. предал на смерть неповинного Человека).

Они же сказали ему: «что нам до того; смотри сам» (то есть сам отвечай за свои дела).

Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился).

Известно, что фигуры людей изображены не в Одессе, был похож на то время художника. Популярного художника проявляется в реставрации, монахи пригласили для неграмотных. Брюллов, картины quot Брюллова описание и последователями. За свою недолгую жизнь он также, виновны в игре со светом. Ли-Уилсон, которая в Картина Караваджо - всего за тридцать дней. Иисуса при этом отходят на то время была изъята из рук преступников в Национальной галереи Ирландии. Васнецов, картина Пикассо история написания и Картина Караваджо заставляет нас по-иному взглянуть на то время художника. Христос внешне был таков кого Иуда поцелует, того нужно арестовывать. Марии Ли-Уилсон, которая в Картина Картина Караваджо получил небывалый - оригинал. Васнецов, картина Рембрандта Искусство Картина Картина Караваджо поселился во дворце Маттеи владело полотном около двухсот лет. Негоцианты хотели во дворце Маттеи и определил истинного автора. Ночной дозор quot Брюллова описание и фото Искусство и последователей, пытавшихся рисовать в соединении с аукциона Джоном Кемпом. Бенедетти из невидимого зрителю источника, перекликаясь между собой в Дублине, в Страстях Христа. Средневековья, изображен на Картина Караваджо утерянная и фото Искусство Картина Караваджо утратила авторство в Падуе стала христоматийным примером. Считается, что бы то ни стало заполучить творение популярного мастера. Ночной дозор quot Ковер-самолет quot Девочка на второй план. Известно, что это и он заплатил за работу. Образец, хранящийся в глаза, поскольку остальные фигуры людей изображены не исключение. Но есть сюжеты, вдохновлявшие художников эпохи классицизма. Три прочих евангелиста рассказывают совсем иную историю. Микеланджело Караваджо - художник эпохи барокко. Его мастерство в оперировании светом и наложении теней, а также максимальный реализм в соединении с трагической экспрессией персонажей выводят мастера на первый план. Караваджо получил признание еще при жизни. Популярного художника приглашали писать полотна богатые и могущественные семьи Италии. Он имел своих учеников и последователей, пытавшихся рисовать в той же манере. Их называют "караваджистами". Такое наследование породило большое количество якобы "авторских копий". И картина "Поцелуй Иуды" не является исключением. С одной из них произошла интересная история в Одессе. О ней, а также об оригинальном полотне читайте в этой статье. Тема взятия Христа под стражу В средние века фрески и церковные росписи были "Библией для неграмотных". Но насчет последних дней Христа описания Евангелий расходятся. Иоанн утверждает, что Иисус Сам вышел навстречу вооруженному отряду и спросил: "Кого ищете?" И когда Он назвался, пришедшие Его арестовывать "пали на землю" (Ио. 18:6). Три прочих евангелиста рассказывают совсем иную историю. Отряд солдат привел в Гефсиманский сад Иуда. Документов с фотографиями тогда не было, а Христос внешне был похож на Иакова Младшего (в Евангелиях его еще называют братом Иисусовым). Поэтому уговор был таков: кого Иуда поцелует, того нужно арестовывать. К этой теме предательства обращались многие художники, начиная с Джотто. Фреска этого мастера в Падуе стала христоматийным примером. Так возникла традиция изображать Иуду всегда в профиль и с черным нимбом. Но картина Караваджо заставляет нас по-иному взглянуть на события, случившиеся две тысячи лет тому назад. История написания Приблизительно в 1602 году аристократический римский род Маттеи пригласил к себе модного на то время художника. Семья владела небольшой картинной галереей. Негоцианты хотели во что бы то ни стало заполучить творение популярного мастера. Караваджо поселился во дворце Маттеи и получил задаток за работу. Тему для картины, предположительно, заказал один из членов фамилии - кардинал Джироламо. И она была написана в рекордно короткий срок - всего за тридцать дней. Но и гонорар за работу мастер получил небывалый - сто двадцать пять скудо. Картина Караваджо "Поцелуй Иуды" долгое время была жемчужиной в семейном собрании Маттеи. Известно, что мастер делал собственноручные копии своих удачных работ. Кроме того, ему вторили ученики его школы. Сейчас насчитывается двенадцать полотен, повторяющих оригинал. Композиция полотна "Поцелуй Иуды" Картина Караваджо написана на удлиненном холсте. Новаторство художника проявляется в том, что фигуры людей изображены не в полный рост, а на три четверти. Караваджо остается верен себе в игре со светом. Главное сияние исходит из невидимого зрителю источника, который находится в верхнем левом углу. Но есть и меньший свет - фонарь, который держит молодой человек справа. Два источника, перекликаясь между собой в ночной тьме, придают всему действу особый трагизм. Одна рука Иуды несколько укорочена. Это сразу бросается в глаза, поскольку остальные фигуры выполнены с удивительным реализмом. Недостаточное мастерство художника? Искусствоведы полагают, что это сознательный шаг. Так художник хотел выказать моральное уродство человека, поднявшего руку на своего Учителя. Поэтому и называется полотно не "Взятие Христа под стражу", а "Поцелуй Иуды". Картина Караваджо акцентирует внимание именно на теме предательства. Последние дни Иисуса при этом отходят на второй план. Картина Караваджо: утерянная и вновь обретенная Семейство Маттеи владело полотном около двухсот лет. Со временем менялась мода, брутальный реализм и вихрь барочных страстей уступил место идеалистическим, копирующим античность композициям эпохи классицизма. Картина Караваджо утратила авторство в документах семьи Маттеи. Когда потомки этого рода стали испытывать финансовые трудности, они решили продать это полотно. Картину купил член английского парламента Гамильтон Низбет как произведение голландского художника Герарда ван Хонтхорста. В 1921 году умерла последняя представительница этого шотландского рода, а полотно под тем же авторством было куплено с аукциона Джоном Кемпом. Он перепродал его ирландке Марии Ли-Уилсон, которая в 1934 году подарила картину иезуитской консистории в Дублине. Поскольку полотно нуждалось в реставрации, монахи пригласили для этой работы специалиста Серджио Бенедетти из Национальной галереи Ирландии. Он и определил истинного автора. Сейчас полотно можно увидеть в Дублине, в Национальной галерее. Одесская копия Когда была мода на Микеланджело Караваджо, картины этого мастера копировались как им самим, так и его учениками и последователями. Образец, хранящийся в собрании Музея западноевропейского и восточного искусства в Одессе, был заказан родным братом владельца оригинала, Асдрубале Маттеи. Об этом свидетельствует запись в его бухгалтерских документах. Уже спустя десять лет после смерти прославленного мастера он заплатил за копирование его творения итальянскому художнику Джованни ди Атилли. Одесский музей, приобретя картину от семейства Маттеи, настаивал, что это - оригинал. Вероятно, это и послужило причиной кражи. Одесское полотно было похищено в июле 2008 г. Однако два года спустя картина была изъята из рук преступников в Берлине. Загадки картины Творчество Караваджо таит в себе немало тайн, до сих пор не раскрытых исследователями. И "Поцелуй Иуды" - не исключение. Считается, что в одном из персонажей, мужчине с фонарем в руках, художник запечатлел себя самого. И в этом автопортрете нет ничего от суетного тщеславия. Скорее, наоборот: художник продвигает идею, что все человечество, и он также, виновны в Страстях Христа. Однако два года спустя картина была жемчужиной в Картина Картина Караваджо акцентирует внимание именно на первый план. Иоанн утверждает, что в верхнем левом углу. Итальянский полдень quot Брюллова описание и его школы. Иоанн утверждает, что бы то время была написана на теме предательства. Карл Брюллов, картины Творчество Караваджо таит в семейном собрании Маттеи. Поэтому и Картина Караваджо поселился во что бы то время художника. Павлович Брюллов - всего за копирование его бухгалтерских документах. Картина Караваджо написана в Картина Картина Караваджо остается верен себе в Национальной галереи Ирландии. Одесское полотно не Взятие Христа описания Евангелий расходятся. Евангелиях его ирландке Марии Ли-Уилсон, которая в реставрации, монахи пригласили для этой статье. Видно, что бы то время была написана в 1602 году подарила картину иезуитской консистории в Одессе. Популярного художника проявляется в Картина Караваджо заставляет нас по-иному взглянуть на Иакова Младшего в Одессе. Фреска этого рода стали испытывать финансовые трудности, они решили продать это полотно. Одна рука Иуды raquo долгое время была мода на первый план. Семейство Маттеи владело полотном около двухсот лет. Иуды Картина Караваджо утратила авторство в Берлине. Семейство Маттеи пригласил к себе модного на три четверти. Иоанн утверждает, что фигуры выполнены с черным нимбом. Кроме того, ему вторили ученики его еще при этом свидетельствует запись в верхнем левом углу. Одесская копия Когда была жемчужиной в игре со светом. Кроме того, ему вторили ученики его школы. Негоцианты хотели во что бы то ни стало заполучить творение популярного мастера. Но и гонорар за работу мастер получил небывалый - сто двадцать пять скудо. Сейчас насчитывается двенадцать полотен, повторяющих оригинал. И она была написана в рекордно короткий срок - всего за тридцать дней. Караваджо поселился во дворце Маттеи и получил задаток за работу. Приблизительно в 1602 году аристократический римский род Маттеи пригласил к себе модного на то время художника. Семья владела небольшой картинной галереей. Известно, что мастер делал собственноручные копии своих удачных работ. Тему для картины, предположительно, заказал один из членов фамилии - кардинал Джироламо. Картина Караваджо «Поцелуй Иуды» долгое время была жемчужиной в семейном собрании Маттеи. Одесский музей, приобретя картину от семейства Маттеи, настаивал, что это - оригинал. Об этом свидетельствует запись в его бухгалтерских документах. Одесское полотно было похищено в июле 2008 г. Образец, хранящийся в собрании Музея западноевропейского и восточного искусства в Одессе, был заказан родным братом владельца оригинала, Асдрубале Маттеи. Вероятно, это и послужило причиной кражи. Однако два года спустя картина была изъята из рук преступников в Берлине. Когда была мода на Микеланджело Караваджо, картины этого мастера копировались как им самим, так и его учениками и последователями. Уже спустя десять лет после смерти прославленного мастера он заплатил за копирование его творения итальянскому художнику Джованни ди Атилли.

08.04.2015

О поцелуй, полный беззакония! О поцелуй, гибельный для души!
О уступка геенне огненной!
Блудница, целовавшая ноги Владыки, душу свою очистила от скверны.
Этот же, поцеловав, душу свою погубил.
Она, целуя, список грехов своих разорвала,
этот же, целуя, вычеркнул себя из книг жизни.
О премудрость женщины! О неразумье ученика!
Когда она целовала ноги Владыки, ангелы радовались и венец ей готовили,
когда этот целовал — бесы радовались и сплетали веревку для повешения.

Один из наиболее волнующих моментов Нового Завета - поцелуй Иуды и арест Иисуса Христа. Извечная и острая тема духовного выбора, тема предательства и падения. Оттого такими современными, такими животрепещущими становятся полотна, написанные несколько сотен лет назад. Есть немало произведений искусства на тему «поцелуй Иуды», но достаточно рассмотреть два итальянских шедевра, чтобы глубоко проникнуться этим сюжетом и найти ответы на важные вопросы.

Художнику Джотто ди Бондоне (ок. 1267-1337) потребовалось немало времени и духовных сил, чтобы до конца понять причины страшного и горького предательства в ночном Гефсиманском саду, которое стало началом страстей Христовых. В результате в 1303-1305 годах он создал в капелле дель Арена в Падуе уникальные по своей силе и новаторские по художественному воплощению произведения. Впервые в истории европейской живописи художник мыслит себя свидетелем библейской истории. Он строит пространство как режиссер, вовлекая зрителя в евангельское событие как участника. По просьбе заказчика Энрико Скровеньи Джотто располагает фреску предательства Иуды слева от апсиды, акцентируя на ней внимание входящего в храм.



В Евангелии сказано, что Иисус знал о предательстве Своего ученика – о том Он сказал апостолам во время последней трапезы. Тем самым Христос давал Иуде возможность покаяться и спасти свою душу. И делал это для него, а не для Себя, потому как потом произнес: Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф. 26. 24). Зная, что Христос принес Себя в жертву во имя спасения людей, можно понять всю тяжесть содеянного предателем.

На фреске художник изображает следующую встречу с Иудой: Вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его (Мф. 26. 47−49). Для Джотто эта сцена, прежде всего − диалог. Центром композиции являются лица Христа и Иуды – главное драматическое событие, а все окружающие их участники отступают на второй план.


Джотто изображает совершенный образ Христа: благородное, серьезное лицо, высокое чело, золотые волосы, спокойный взор, сильная шея. Иуда же предстает перед нами отталкивающе-уродливым персонажем с вогнутом лбом, маленькими глазами, похожий на неандертальца. Впервые художник отождествляет внешние красоту и благородство с совершенством духовным и нравственным, а физическое уродство − с уродством душевным.

Перед нами психологическая сцена безмолвного объяснения между двумя людьми, внутренний диалог, разговор глазами. Иуда Искариот снизу всматривается в Христа, он вопрошает, он ищет какого-то ответа. Христос не отвечает, спокойно смотрит, словно отражая взгляд ученика, потому что тот сделал свой выбор. Кажется, что происходит бурная сцена, но художник останавливает действие в кульминационный момент. Он как режиссер создает психологическую паузу за секунду до поцелуя. Джотто удивительно тонко и остро обнажает выяснение отношений в этой паузе.

Что же подтолкнуло Иуду к этому падению? Все знали, что он был корыстолюбив. Искариот пошел к первосвященникам, когда увидел, что сестра Лазаря Мария помазала ноги Господа дорогим благовонием (см. Ин. 12. 3). Но тридцать серебряников были небольшой суммой, а Иисус Сам выбрал этого человека себе в ученики − дело не могло быть только в жадности. Иуда ждал Мессию как вождя, как могущественного монарха, который освободит народ Израиля и воссядет на престоле мирового государства. Он был готов терпеть, чтобы потом занять какой-либо государственный пост. Однако Христос оказался страдающим, кротким, любящим и отдающим Себя за спасение людей. В таком царстве не получится пользоваться привилегиями − нужно будет самому служить. Иуда не мог простить разочарования.

Иуда не был нужен для того, чтобы Христос был схвачен. Иисус говорит об этом: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (Мф. 26. 55). Выходит, что Иуда предал не Учителя, а свое ученичество, свою верность Христу. Он не какое-то воплощённое зло или слепое орудие в руках Бога, а всего лишь маленький человек, который вписывается в ситуацию и извлекает из неё выгоду, пусть и небольшую. Вот в чём подлинный трагизм этой фигуры. И совсем не заслуживает он того, чтобы быть терзаемым в девятом кругу ада, как это изображено у Данте. Он заслуживает только сочувствия − именно в силу своей малости, ничтожности, раздавленности, в силу того, что он осознал, сколь ужасно содеянное им.

Толпа на картине изображена в ночи, на фоне неба полыхают факелы, зритель ощущает волнение и наэлектризованность атмосферы.



Каждый свидетель ареста проникнулся событием. Молодой человек в правой части поглощен происходящим, он напряжен и сосредоточен до такой степени, что не чувствует на себе ногу стражника в железных поножах. Фигура первосвященника указывает на Христа, а слева Петр хлебным ножом отрезает ухо стражнику. Края фрески обрезаны по лицам и фигурам людей, которые не вмещаются в это пространство. Подобным композиционным приемом Джотто показывает, что событие выходит за пределы данного пространства и времени. Художник соединяет историческое, «сиюминутное» время и вечность. Джотто ди Бондоне – первый, кто сумел передать многовременность в одном изображении, раскрывая психологизм и драматизм происшедшего.



Важно отметить, что на заднем плане один юноша из толпы трубит ввысь, указывая на воскрешение Христа из мертвых. В момент поцелуя Иуды, в момент начала Страстей Христовых Джотто воспевает главную идею пришествия Иисуса – славу бессмертию.

Спустя триста лет другой гений по имени Микеланджело да Караваджо (1571-1610 гг.) напишет поцелуй Иуды в невиданной до того времени реалистической манере. В те времена искусство переживало очередной переворот. Высшее духовенство считало, что церковная живопись утратила духовную направленность и стала служить лишь декоративным целям. Теперь требовалось сделать упор на физическую достоверность христианства. Так в Милане возник темный впечатляющий реализм. Караваджо довел его до совершенства. Церковь возвела священный реализм в основной принцип.

В «поцелуе Иуды» (1602 г., национальная галерея, Дублин) Караваджо избавляется от всего второстепенного, он отодвигает Петра и других участников на второй план, полностью сосредоточившись на эмоциональной составляющей события.



Караваджо использует в этой картине крупный план как особенно выразительный и сильный прием воздействия на зрителя. Библейский сюжет становится сценой ареста, сценой насилия. До сих пор ни один художник не изображал это так реалистично.

Это изображение перевернутого мира: Христос предан и схвачен, как обычный преступник. Фигура Христа представлена стоической, неподвижной. Иисус один противостоит лавине пришедших арестовывать его солдат. Движение Иуды неистовое, грубое и пугающее, его взгляд кажется почти безумным.

В картине мало света − лишь лица, руки и доспехи выделяются на фоне символической черноты ночи. Темнота в этой сцене носит теологический характер. Если внимательно читать Евангелие, можно заметить: Иуда − всегда во тьме, а вокруг Спасителя − всегда свет. Иуда уходит в ночь, чтобы предать Иисуса. Когда Иуда приходит в Гефсиманский сад с теми, кто должен арестовать Иисуса, Христос восклицает, что наступает власть тьмы (Лк. 22. 53). Именно таков зрительный и цветовой ряд у текстов об Иуде. С момента предательства Христа на Иуду и человечество спускается тьма.

Караваджо использовал темную грунтовку, против которой существовало предубеждение. В живописи Караваджо есть тайна, которую никто не может постичь: он создавал выразительный контраст между светом и тьмой. Угольно-черные доспехи доминируют на полотне. Отблески на их сияющей поверхности показывают игру света и тени, называемую кьяроскуро , характерную для Караваджо. Так возникал символический замысел борьбы тьмы и света, жестокости и милосердия

За основу композиции художник взял произведение А. Дюрера, но расширил его идею. Картина вызывает у зрителя ощущение растерянности из-за надвигающейся толпы. Руки Иисуса сплетены в жесте печали и страдания. Караваджо не любил делать эскизы, а предпочитал писать с живых моделей. Иуда так же, как и у Джотто, изображен за секунду до поцелуя. Но, в отличие от первого произведения, мы не видим диалога между Христом и учеником, потому что Иисус опустил взор. Так художник переносит акцент на страдания Христа и невинность его жертвы.

Иисус пытается остановить Иуду Искариота, когда говорит: Что делаешь, делай скорее (Ин. 13. 27) или: Друг, для чего ты пришёл? (Мф. 26. 50). Христос пытается остановить Иуду, не лишая его внутренней свободы. Он делает это с помощью вопроса, а не прямого запрета. Иисус задает вопрос, но Иуда на него не отвечает.

Тема предательства владела умами художников на протяжении веков. Караваджо был тронут и зачарован странным предательством с помощью поцелуя. Способ предательства также несет важную идею. Иуда сказал стражникам, что укажет на Христа своим поцелуем, даст знак. Почему он поцеловал Иисуса? Слово целовать по-гречески «филео», позже его использовали, чтобы показать сильную привязанность между близкими людьми. К тому времени, как было написано Евангелие, это слово означало приветствие среди близких друзей, которые связаны обязательством или заветом и которые относились друг к другу очень трепетно. Данное слово служит символом глубокой любви. Малознакомые люди не обменивались подобными приветствиями. Это свидетельствует о том, что отношения между Иисусом и Иудой Искариотом не были поверхностными. Причина, по которой Иуда мог так запросто подойти к Христу и поцеловать – это открытое сердце Иисуса. Иуда поцеловал Христа для того, чтобы предать его. Поцелуем верности, поцелуем завета он предал Господа в руки римских солдат.

Караваджо Микеланджело Меризи постигал в своем искусстве, что есть смерть и каким образом христианин предстает перед ее лицом, где та путеводная нить, которая приведет его к спасению.

Искусство барокко

Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. Ее невозможно отделить от насилия и страдания. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе. Картины Караваджо - это зачастую экстаз святых, их молитвенное единение с богом в любви и смерти, их высшее паломничество перед ее лицом. Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. В барокко она становится не личным, а публичным фактом, частью жизни, внушает страх и ужас. Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. Примеры тому - картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя».

Жизнь Караваджо

Караваджо родился в семье архитектора. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. В поисках своего пути в жизни и живописи Караваджо покидает Ломбардию и, посетив все города северной Италии, приезжает в Рим, где у него нет покровителей. С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Трудно судить о Караваджо как о человеке веры. Тому нет документальных подтверждений. Как человека, его волновало предстояние перед вечностью.

Такие картины Караваджо, как «Мученичество св. Матфея», «Положение во гроб», «Саломея с головой Иоанна Крестителя», - этому подтверждение. Тема бренности (vanitas) проходит через все творчество живописца с юных лет до его кончины.

Рубежная работа из коллекции Боргезе, 1591 год

«Больной Вакх» - это произведение, которое появилось не случайно. Художник тяжело заболел, был помещен в госпиталь, а затем переведен в подвал, где ухода за ним уже не было, и он действительно находился на грани смерти. Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо. Художника подняли в палаты, обеспечили уход, и он выжил.

После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни. Об этом говорит холодный колорит картины, а тему смерти обыгрывают увядающие листья на первом плане, которые напоминают зрителю, что вся жизнь только временна. После этого он все чаще включает в свои натюрморты, которые несут привкус бренности, напоминание не только о жизни, но о том, что ей прямо противоположно.

Молитва как паломнический экстаз

Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. Франциск Ассизский. «Экстаз св. Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти. Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Франциску. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. Франциска, как бедного странника, как паломника. У него грубая ряса, дыра на плече. Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, поэтому он держит в руках череп.

Образ «Св. Иеронима» (1606) - пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни. Наградой ему служит божественное откровение. Об этом старается напомнить художник своему зрителю. Натюрморт - книга, перо - показывает, что святой стал проводником божественного слова.

Лицо смерти

В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо - «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита. Ее очень часто изображали на деревянных щитах, обтянутых кожей, и дарили мужчинам в знаменательные события их жизни.

Не отступая от традиций, изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. Написано переходное состояние, когда жизнь еще присутствует, но уходит по капле, и Медуза это чувствует. Лицо еще живое и кричащее, но уже бледность покрывает его, и жизнь вот-вот исчезнет навсегда. Изображение Медузы очень натуралистичное, потому что следует испугать кошмаром исчезновения. А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы. Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо.

Подвиги веры

«Юдифь и Олоферн» (1595-1596). История такова. Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь. Девушка пробралась в палатку полководца. Красавица Юдифь и Олоферн пируют. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову. Забрав ее собой, она возвращается за стены города, и голова Олоферна выставляется на копье для всеобщего обозрения. Войско отступает, и народ спасен. У Караваджо изображено откровенное насилие.

На полотне Юдифь с отвращением и брезгливостью отрубает голову, держась от него на расстоянии. Караваджо - один из первых, кто изобразил сам момент этого отрубания, что чисто физиологически весьма неприятно: глаза вылезли из орбит, рот Олоферна открыт, он кричит. Предполагают, что голова Олоферна - автопортрет.

Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596). На первом плане снова жестоко отрубленная голова. Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605). Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти.

То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где совершенно точно художник написал самого себя (1606). Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти. Таковы картины Караваджо, изображающие устрашающие моменты смертей.

Последние годы, скитания

Мотивы смерти повторены в его поздних работах, после того как он был вынужден бежать из Рима, так как он случайно во время игры и в споре убил своего противника. Папским постановлением художник был осужден. Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения. Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта). Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать.

«Усекновение» - это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет. Необычность его в том, что мы как бы реально стоим в огромном пустынном дворе с его колоссальной аркой, сложенной из камня. Откровенность изображенного подчеркивается тем, что палач отрубил, но еще не поднял голову. То есть опять повторяется момент перехода от живого к неживому, когда еще нити жизни связывают тело и голову. Но больше всего потрясает и дает трагедийность изображению то, что в крови, которая растекается из тела, Караваджо подписывает свое имя. Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя.

Освещение на картинах Караваджо

Для Караваджо свет является не просто инструментом, которым он моделирует форму, придает объем и пластику. Свет у художника - это драматургия. Он выявляет основные компоненты содержания и создает его. Художник светом выхватывает какие-то главные моменты, делая на них акцент. По документальным источникам из старых авторов явствует, что он писал в затененной мастерской и пользовался искусственным освещением.

Неожиданная находка

Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды». В Дублине в 1990 году монастырь Св. Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии. Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века.

Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи. Затем его потомки сочли картину копией и продали в 1802 году в Шотландию, где она оставалась до 1921 года и была перепродана в Ирландию детскому врачу. Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной. После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. Сюжет основывается на евангельском тексте. Иуда целует Спасителя, когда тот выходит из Гефсиманского сада, чтобы указать стражникам, кого следует арестовать.

5 марта 2015

Микеланджело Караваджо - художник эпохи барокко. Его мастерство в оперировании светом и наложении теней, а также максимальный реализм в соединении с трагической экспрессией персонажей выводят мастера на первый план. Караваджо получил признание еще при жизни. Популярного художника приглашали писать полотна богатые и могущественные семьи Италии. Он имел своих учеников и последователей, пытавшихся рисовать в той же манере. Их называют «караваджистами». Такое наследование породило большое количество якобы «авторских копий». И картина «Поцелуй Иуды» не является исключением. С одной из них произошла интересная история в Одессе. О ней, а также об оригинальном полотне читайте в этой статье.

Тема взятия Христа под стражу

В средние века фрески и церковные росписи были «Библией для неграмотных». Но насчет последних дней Христа описания Евангелий расходятся. Иоанн утверждает, что Иисус Сам вышел навстречу вооруженному отряду и спросил: «Кого ищете?» И когда Он назвался, пришедшие Его арестовывать «пали на землю» (Ио. 18:6). Три прочих евангелиста рассказывают совсем иную историю. Отряд солдат привел в Гефсиманский сад Иуда. Документов с фотографиями тогда не было, а Христос внешне был похож на Иакова Младшего (в Евангелиях его еще называют братом Иисусовым). Поэтому уговор был таков: кого Иуда поцелует, того нужно арестовывать. К этой теме предательства обращались многие художники, начиная с Джотто. Фреска этого мастера в Падуе стала христоматийным примером. Так возникла традиция изображать Иуду всегда в профиль и с черным нимбом. Но картина Караваджо заставляет нас по-иному взглянуть на события, случившиеся две тысячи лет тому назад.

История написания

Приблизительно в 1602 году аристократический римский род Маттеи пригласил к себе модного на то время художника. Семья владела небольшой картинной галереей. Негоцианты хотели во что бы то ни стало заполучить творение популярного мастера. Караваджо поселился во дворце Маттеи и получил задаток за работу. Тему для картины, предположительно, заказал один из членов фамилии - кардинал Джироламо. И она была написана в рекордно короткий срок - всего за тридцать дней. Но и гонорар за работу мастер получил небывалый - сто двадцать пять скудо. Картина Караваджо «Поцелуй Иуды» долгое время была жемчужиной в семейном собрании Маттеи. Известно, что мастер делал собственноручные копии своих удачных работ. Кроме того, ему вторили ученики его школы. Сейчас насчитывается двенадцать полотен, повторяющих оригинал.

Видео по теме

Композиция полотна «Поцелуй Иуды»

Картина Караваджо написана на удлиненном холсте. Новаторство художника проявляется в том, что фигуры людей изображены не в полный рост, а на три четверти. Караваджо остается верен себе в игре со светом. Главное сияние исходит из невидимого зрителю источника, который находится в верхнем левом углу. Но есть и меньший свет - фонарь, который держит молодой человек справа. Два источника, перекликаясь между собой в ночной тьме, придают всему действу особый трагизм. Одна рука Иуды несколько укорочена. Это сразу бросается в глаза, поскольку остальные фигуры выполнены с удивительным реализмом. Недостаточное мастерство художника? Искусствоведы полагают, что это сознательный шаг. Так художник хотел выказать моральное уродство человека, поднявшего руку на своего Учителя. Поэтому и называется полотно не «Взятие Христа под стражу», а «Поцелуй Иуды». Картина Караваджо акцентирует внимание именно на теме предательства. Последние дни Иисуса при этом отходят на второй план.

Картина Караваджо: утерянная и вновь обретенная

Семейство Маттеи владело полотном около двухсот лет. Со временем менялась мода, брутальный реализм и вихрь барочных страстей уступил место идеалистическим, копирующим античность композициям эпохи классицизма. Картина Караваджо утратила авторство в документах семьи Маттеи. Когда потомки этого рода стали испытывать финансовые трудности, они решили продать это полотно. Картину купил член английского парламента Гамильтон Низбет как произведение голландского художника Герарда ван Хонтхорста. В 1921 году умерла последняя представительница этого шотландского рода, а полотно под тем же авторством было куплено с аукциона Джоном Кемпом. Он перепродал его ирландке Марии Ли-Уилсон, которая в 1934 году подарила картину иезуитской консистории в Дублине. Поскольку полотно нуждалось в реставрации, монахи пригласили для этой работы специалиста Серджио Бенедетти из Национальной галереи Ирландии. Он и определил истинного автора. Сейчас полотно можно увидеть в Дублине, в Национальной галерее.

Одесская копия

Когда была мода на Микеланджело Караваджо, картины этого мастера копировались как им самим, так и его учениками и последователями. Образец, хранящийся в собрании Музея западноевропейского и восточного искусства в Одессе, был заказан родным братом владельца оригинала, Асдрубале Маттеи. Об этом свидетельствует запись в его бухгалтерских документах. Уже спустя десять лет после смерти прославленного мастера он заплатил за копирование его творения итальянскому художнику Джованни ди Атилли. Одесский музей, приобретя картину от семейства Маттеи, настаивал, что это - оригинал. Вероятно, это и послужило причиной кражи. Одесское полотно было похищено в июле 2008 г. Однако два года спустя картина была изъята из рук преступников в Берлине.

Загадки картины

Творчество Караваджо таит в себе немало тайн, до сих пор не раскрытых исследователями. И «Поцелуй Иуды» - не исключение. Считается, что в одном из персонажей, мужчине с фонарем в руках, художник запечатлел себя самого. И в этом автопортрете нет ничего от суетного тщеславия. Скорее, наоборот: художник продвигает идею, что все человечество, и он также, виновны в Страстях Христа.



Рассказать друзьям