Предки башкир и их истории. Башкирия в Великую Отечественную войну

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

тюркский народ, говорящий на башкирском языке. Общая численность примерно 1.6 миллионов человек. Один из титульных народов России. Основное население субъекта РФ — Башкортостан, который находится — на юге Урала. Образование Республики относится к 11.10.1990 года. Окончательно название — Республика Башкортостан принято 11.10.1992 г. Общая площадь земель Республики составляет 142,9 кв.км., что 0,79% от всей площади России. Население – 4 млн. 052 тыс. чел., плотностью 28,4 чел. на кв. км. (при плотности в стране — 8, 31 чел.на кв. км). Столица г. Уфа, население 1 мл. 99 тыс.чел. По составу населения республики: русские — 36,28%, башкиры -29,78%, татары -24,09%, а так же представители чувашии, марий — эл, украины, мордовии, германии.

Культура башкир

Башкирский народ являясь коренным населением Южного Урала, которое вело кочевой образ жизни, стало играть одну из ведущих ролей в земледельческом устройстве Русского государства. Соседство с Россией оказало важную роль в развитии народа.

Башкирское население не переселялись из других местностей, а сформировались по очень сложному историческому саморазвитию. В 7- 8 веках до нашей эры в горах Урала жили племена Ананьиров, по мнению ученых прямые предки тюркских народностей из которых вышли: коми-пермяки, удмурты, марийцы, а потомкам уже этих народностей приписывают происхождение чувашии, волжских татар, башкир и многих других племен проживающих на Урале и Поволжье.

Семьи башкир жили в юртах, которые перевозились на новые пастбища вслед за стадами животных. Но народ жил не только скотоводством, их увлечением была охота, рыболовство, ботничество (сбор меда). Вплоть до XII века башкирский народ объединялся родовыми общинами, которые собирались в племена. Племена зачастую враждовали между собой за территории пастбищ, рыбалки, охоты. Вражда между племенами приводила к изоляции браков в границах племен и в некоторых случаях приводила к смешению крови. Это послужило причиной упадка родового строя и значительно ослабило племена, чем пользовались булгарские ханы, подчиняя себе племена башкир и насильно навязывая исламскую религию. Кочевой образ жизни отразился на своеобразии быта, национальных костюмах.

История народа

Время Золотой Орды.

В 13 веке страны Восточной Европы были завоеваны монголо-татарским войском. Под каток Орды попала и Булгария с племенами башкир. В дальнейшем Булгары и Башкиры вошли в состав Золотой Орды под предводительством хана Батыя с обязательной уплатой ясак - дань. В эту повинность входила обязательнае выплата пушными шкурками, лошадьми, повозками, наложницами. Это повинность распределялась на каждую семью и включала:
— Купчюры — денежный сбор с пастбища и голов скота;
— шкуры пушных зверей-не менее 5 штук;
— воинская, все юноши начиная с 12 лет обязаны проходить военные сборы;
— подводная, поставка подвод или кибиток для перевозок поклажи в войсках или перевозок начальников.
Родовая знать башкир не облагалась ясаком, но должна была снабжать годовой провизией часть башкирского воинства, которые находились в походах Золотой Орды. Знать башкирии в благодарность за льготы была лояльна к власти.В 15 веке Золотая Орда окончательно распалась, но башкирскому народу от этого легче не стало. Территория Башкирии попала под власть трех ханств Золотой Орды и разделилась на южную, западную и северо-западную, которые постоянно враждовали друг с другом требуя выплаты ясака все в больших объемах.

Присоединение к России.

В 16 веке Россия окончательно освободилась от монгольского ига и стала набирать свое могущество. Но татаро — монголы продолжали свои набеги и постоянно разоряли русские земли захватывая многих в плен. Только в Казани находилось более 150 тыс. русичей. Иван Грозный завоевал Казань, и ханства Золотой Орды прекратили свое существование.После чего Иван Грозный обратившись к народам покоренными Золотой Ордой призывал их перейти в русское подданство. Им было обещана защита и покровительство от всех внешних врагов, неприкосновенность земель, обычаев и религий. В 1557 г башкирские Земли приняли подданство России.

Восстание под началом Е. Пугачева.

Дальнейшее развитие Башкирии было тесно связана с историей России. Бесконечные попытки захвата России со стороны европейских государств требовали от нее огромного напряжения людских и государственных ресурсов. Это было связано с чрезмерной эксплуатацией рабочих и крестьян. 17.09 1773 г. беглый донской казак Емельян Пугачев объявив себя царем Петром 3. зачитал манифест форпосту яицкого гарнизона. С отрядом в 60 чел. захватил г. Яицк. Это стало началом восстания. Башкирский народ эксплуатируемый местными феодалами и поборами ясака присоединились к восстанию. Салават Юлаев зачитав манифест Пугачева призвал башкирских крестьян присоединиться к восстанию. Скоро весь башкирский край был охвачен пламенем борьбы. Но плоховооруженые крестьяне не смогли противостоять правительственными войскам прибывшим из Санкт-Петербурга. Вскоре восстание было подавлено. Салават Юлаев проведя на каторге более 25 лет умер. Е. Пугачев захвачен в плен и казнен.

Башкирия в Великую Отечественную войну.

В годы В.О.В Башкортостан стал одной из основных территорий СССР на которые были эвакуированы предприятия и население. Регион обеспечивал фронт оружием, ГСМ, продовольствием и снаряжением. В годы войны республика разместила около 109 заводов, десятки больниц, множество центральных гос. и хозяйственных учреждении, 279 тыс. эвакуированных.
Несмотря на то что работоспособное мужское население признано на войну сельское хозяйство усилиями подростков и женщин продолжала снабжать фронт продовольствием и продуктами животноводства.

2) Происхождение башкирского народа.

3) Первые сведения о башкирах.

4) Саки, скифы, сарматы.

5) Древние тюрки.

6) Половцы.

7) Чингизхан.

8) Башкортостан в составе Золотой Орды.

10) Иван Грозный.

11) Присоединение башкир к Русскому государству.

12) Башкирские восстания.

13) Башкирские племена.

14) Верование древних башкир.

16) Принятие Ислама.

17) Письменность у башкир и первые школы.

17) Возникновение башкирских аулов.

18) Возникновение городов.

19) Охота и рыболовство.

20) Земледелие.

21) Бортничество.

22) Влияние Гражданской войны на экономическую и общественную жизнь Башкирии

1) Происхождение башкирского народа. Формирование, становление народа происходит не сразу, а постепенно. В восьмом веке до нашей эры на Южном Урале жили ананьинские племена, которые постепенно расселились и на другие территории. Учёные считают, что ананьинские племена прямые предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, а потомки ананьинцев приняли участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урала и Поволжья.
Башкиры как народ не переселились откуда-либо, а формировалась в результате очень сложного и длительного исторического развития на местах коренных племен, в процессе контактов и скрещивания их с пришлыми племенами тюркского происхождения. Это савроматы, гунны, древние тюрки, печенеги, половцы и монгольские племена.
Полностью процесс становления башкирского народа завершается в конце XV - в первой половине XVI века.

2) Первые сведения о башкирах.

Первые письменные свидетельства о башкирах относят к IX - Х векам. Особенно важны свидетельства арабского путешественника Ибн-Фадлана. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем в районе нынешнего города Уральска оно переправилось через реку Яик и сразу же вступило в “страну башкир из числа тюрок””.
В ней арабы переправились через такие реки, как Кинель, Ток, Сараи, а за рекой Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.
Ближайшими соседями башкир на западе были булгары, а на юге и востоке - грозные кочевые племена гузов и кыпчаков. Башкиры вели активную торговлю с Китаем, с государствами Южной Сибири, Средней Азии и Ирана. Они продавали купцам свои меха, железные изделия, скот и мед. В обмен получали шелка, серебряные и золотые украшения, посуду. Проезжавшие через страну башкир купцы и дипломаты оставили рассказы о ней. В этих рассказах упоминается, что города башкир состояли из наземных бревенчатых домов. На башкирские поселения устраивали частые набеги соседи булгары. Но воинственные башкиры старались встретить врагов еще на границе и не подпускали их близко к своим селениям.

3) Саки, скифы, сарматы.

2800 - 2900 лет назад на Южном Урале появился сильный могущественный народ - саки. Главным их богатством были кони. Знаменитая сакская конница стремительными бросками захватывала плодородные пастбища для своих многочисленных табунов. Постепенно степи Восточной Европы от Южного Урала до берегов Каспийского, Аральского морей и юг Казахстана стали сакскими.
Среди саков были особенно богатые семьи, у которых в табунах было несколько тысяч лошадей. Богатые семьи подчинили себе бедных сородичей и выбрали царя. Так возникло сакское государство.

Все саки считались рабами царя, а все их богатство было его собственностью. Считалось, что даже после смерти, он становятся Царем, но только в другом мире. Хоронили царей в больших глубоких могилах. В ямы опускали бревенчатые срубы - дома, вовнутрь клали оружие, посуду с едой, дорогие одежды и другие вещи. Все было изготовлено из золота и серебра, чтобы в подземном мире никто не сомневался в царском происхождении похороненного.
Целое тысячелетие господствовали саки и их потомки на широких степных просторах. Затем они разделились на несколько отдельных групп племен и стали жить отдельно.

Скифы были кочевым народом степей, необъятных пастбищных угодий, протянувшихся через Азию от Маньчжурии до России. Скифы существовали разводя животных (овец, крупный рогатый скот и лошадей) и отчасти занимались охотой. Китайцы и греки описывали скифов как свирепых воинов, которые составляли единое целое со своими быстроногими малорослыми конями. Вооруженные луком и стрелами скифы сражались верхом. Согласно одному из описаний, они снимали с врагов скальпы и хранили их в качестве трофея.
Богатые скифы были покрыты сложной татуировкой. Татуировка была свидетельством принадлежности человека к знатному роду, а её отсутствие было признаком простолюдина. Человек с нанесёнными на тело узорами превращался в “ходячее” произведение искусства.
Когда умирал вождь, его жену и слуг убивали и хоронили вместе с ним. Вместе с вождём хоронили и его лошадей. Множество очень красивых изделий из золота, найденных в захоронениях, говорят о богатстве скифов.

Кочуя вдоль границ зауральской степи лесостепи, саки соприкасаются с жившими там полукочевыми племенами. По мнению многих современных исследователей, это были финно-угорские племена - предки марийцев, удмуртов, коми-пермяков и, возможно, венгров-мадьяр. Взаимодействие саков и угров завершилось в IV веке до нашей эры появлением на исторической арене сарматов.
Во втором веке до нашей эры сарматы завоевали Скифию и опустошили её. Часть скифов была истреблена или попала в плен, другие были подчинены и слились с саками.
Известный историк Н. М. Карамзин писал о сарматах. “Рим не стыдился золотом покупать дружбу сарматов”.
Скифы, саки и сарматы говорили на иранском языке. В башкирском языке имеются древнейшие иранизмы, то есть слова, вошедшие в лексику башкиров из иранского языка: кыяр (огурец), камыр (тесто), такта (доска), быяла (стекло), бакта (шерсть - линька), hике (нары), шишмэ (родник, ручей).

4) Древние тюрки.

В VI - VII веках из степей Центральной Азии постепенно передвигались на запад новые орды кочевников. Тюрки создали огромную империю от Тихого океана на востоке до северного Кавказа на западе, от лесостепных районов Сибири на севере до границ Китая и Средней Азии на юге. В 558 году Южный Урал уже находился в составе государства тюрков.

Верховным божеством у тюрков было Солнце (по другим версиям - небо) Его называли Тенгре. Тенгре были подвластны боги воды, ветра, лесов, гор и другие божества. Огонь, как считали древние тюрки, очищал человека от всех грехов и дурных мыслей. Вокруг ханской юрты и днем, и ночью горели костры. Никто не смел приблизиться к хану, пока не проходил через огненный коридор.
Тюрки оставили глубокий след в истории народов Южного Урала. Под их влиянием образовывались новые племенные союзы, которые постепенно переходили к оседлому образу жизни.

5) Во второй половине IX века через степи Южного Приуралья и Заволжья проходит новая волна тюркоязычных кочевников - печенегов. Они были вытеснены из Средней Азии и Приаралья потерпев поражение в войнах за обладание оазисами Сырдарьи и Северного Приаралья. В конце IX века печенеги и родственные им племена становятся фактическими хозяевами степей Восточной Европы. В состав печенегов, обитавших в степях Заволжья и Южного Приуралья входили и башкирские племена. Являясь органической частью заволжских печенегов башкиры IX - XI веков ни своим образом жизни, ни культурой, по-видимому, не отличались от печенегов.

Половцы - это тюрки-кочевники, которые появились в середине XI века в степях Урала и Волги. Сами половцы называли себя кыпчаками. Они подступили к границам Руси. Со временем их господства степь стала называтся Дешти-Кыпчак, Половецкая степь. Об временах господства половцев ваяния - каменные “бабы”, стоящие на степных курганах. Хотя эти статуи называются “бабами”, среди них преобладают изображения воинов-героев - родоначальников половецких племён.
Половцы выступили как союзники Византии против печенегов, изгнали их из Причерноморья. Половцы были как союзниками, так и врагами русских племён. Многие из половцев стали родственниками русских князей. Так, Андрей Боголюб-ский был сыном половчанки, дочери хана Аепы. Князь Игорь, герой “Слова о полку Игореве”, до своего похода 1185 года на половцев сам приглашал половцев принять участие в военных набегах на Русь.
В XIII - XIV веках территория Приуралья и Зауралья была заселена кыпчаками. Они вступали в родственные связи с другими племенами населявшими этот район.

6) Чингисхан был сыном вождя небольшого монгольского племени. В восемь лет он остался сиротой. Когда отец Чингисхана увидел на ладони младенца большое родимое пятно, он посчитал это признаком того, что сын станет великим воином.
Настоящее имя Чингисхана - Темучин. Его заслугой было то, что он объединил в один межплеменной союз мало связанные друг с другом кочевые племена. Всю свою жизнь он посвятил созданию империи. Война была орудием этого строительства. Пеших воинов в войске монголов не было: каждый имел двух коней, одного для себя, другого - для поклажи. Жили, кормясь за счёт покорённого населения.

Города, если их население сопротивлялось, беспощадно уничтожались вместе со всеми жителями. Правда, если они сдавались без борьбы, их могла ждать пощада. Чингисхан и его армия приобрели такую известность своей жестокостью, что многие предпочитали сдаваться ему без боя.
Войска Чингисхана преодолели Великую Китайскую стену и захватили вскоре весь Китай. В 1215 году был захвачен Пекин и весь Китай стал частью великой монгольской империи.
В 20-х годахXIII века Чингисхан со своей ордой подошёл к окраинным городам Руси. Хотя русские города были хорошо укреплены, они не могли сдержать натиска монголов. Победив объединённые силы русских и половецких князей в 1223 году в битве на Калке, монгольское войско опустошило территорию между Доном и Днепром к северу от Азовского моря.

В тринадцатом веке к Южному Уралу подошли многочисленные войска грозного Чингисхана. Силы были неравны, в нескольких боях башкиры были разбиты. В знак примирения в ставку монгольского хана прибыл башкирский вождь Муйтан хан, сын Туксоба хана. Он привез с собой дорогие подарки, в том числе и тысячи голов скота. Чингисхан остался доволен дорогими подарками и наградил хана грамотой на вечное владение им и его потомками землями, через которые протекает река Белая. Обширные земли, отданные под власть Муйтан хана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX - XII веков.
Но широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев. Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде “Последний из Сартаево рода”, повествующей о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, весь свой род, но до конца остался непокоренным.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Башкиры. «Башкирский мед»


Общие сведения

БАШКИРЫ - народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана). По данным переписи 2006 года, в России проживает 1 миллион 584 тысячи башкир, в самой Республике Башкортостан - 863,8 тыс. человек. Живут башкиры также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях и в республиках ближнего зарубежья.

Сами башкиры называют себя башкорт. По наиболее распространенному толкованию, этот этноним образован от двух слов: общетюркского «баш» - голова, главный, и тюрко-огузского «корт» - волк. Для Полярной звезды у башкир тоже есть свое название: Тимер Тсазык (железный кол), а две соседние с ней звезды - это лошади (Бузат, Сарат), привязанные к железному колу.

Говорят башкиры на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи диалекты: южный, восточный, выделяется северо-западная группа говоров. Распространены русский, татарский языки. Письменность на основе русского алфавита.

Верующие Башкиры - мусульмане- сунниты.

Башкирский национальный герой Салават Юлаев был предводителем бедных повстанцев в Крестьянской войне 1773-1775 годов.

Очерки

Гору красит камень, человека-голова

Можно ли по нескольким наиболее ярким пословицам определить, какой народ их сочинил? Задача нелегкая, но выполнимая.«Героя рождает битва».«Хороший конь рвется вперед, добрый молодец возвращается со славой».«Слава батыра — в бою».«Заблудишься — вперед смотри».«Если герой и умрет — слава останется».Если принять во внимание, что в этом наборе пословиц фигурируют кони, батыры, горы, а также героические деяния, то сразу же возникает ощущение, что рождены они представителями башкирского народа.

В южной части Урала

В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральноазиатского происхождения. До прихода на Южный Урал башкиры значительное время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами. Древние башкиры упоминаются в письменных источниках IX века. Позже они переместились на Южный Урал и прилегающие степные и лесостепные пространства.Расселившись на Южном Урале, башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) население. Здесь же они, по-видимому, вступили в контакт с некоторыми древнемадьярскими племенами. Более двух веков (с X до начала XIII) башкиры находились под политическим влиянием Волжско-Камской Болгарии. В 1236 они были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде. В XIV веке башкиры приняли ислам. В период монголо-татарского владычества в состав башкир влились некоторые болгарские, кыпчакские и монгольские племена.После падения Казани (1552) башкиры приняли российское подданство. Они оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии. Царские чиновники подвергали башкир различным формам эксплуатации. В XVII и особенно в XVIII веке неоднократно вспыхивали восстания. В 1773—1775 сопротивление башкир было сломлено, однако были сохранены их вотчинные права на земли. В 1789 в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России. В XIX веке, несмотря на расхищение башкирских земель, постепенно налаживается хозяйство башкир, восстанавливается, а затем заметно увеличивается численность народа, превысив 1 миллион к 1897 году. В конце XIX — начале XX века происходит дальнейшее развитие просвещения и культуры.Теперь уже не секрет, что ХХ век принес башкирам массу испытаний, бед и катастроф, которые привели к резкому сокращению этноса. Дореволюционная численность башкир была достигнута лишь к 1989 году. В последние два десятилетия наблюдается активизация национального самосознания. В октябре 1990 Верховный совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской АССР. В феврале 1992 года была провозглашена Республика Башкортостан. Она находится в южной части Урала, где горный хребет разделяется на несколько отрогов. Здесь раскинулись плодородные равнины, переходящие в степь. По данным переписи 2002 года, в России проживает 1 миллион 674 тысячи башкир, в самой республике Башкортостан — 863,8 тысячи человек.Сами башкиры называют себя башкорт. По наиболее распространенному толкованию, этот этноним образован от двух слов: общетюркского «баш» — голова, главный и тюрко-огузского «корт» — волк.

Сам земле не поклонишься — она к тебе не придет

О том, каков был мир башкир до научно-технической революции, можно узнать из героического эпоса «Урал-батыр». Долгое время это произведение существовало лишь в устной версии. На бумагу оно было перенесено в 1910 году собирателем башкирского фольклора Мухаметшей Бурангуловым. Услышано и записано от народного сказителя-сэсэна Габита из аула Индрис и в ауле Малый Иткул от сэсэна Хамита. На русском языке «Урал-батыр» в переводе Ивана Кычакова, Адельмы Мирбадалевой и Ахияра Хакимова был опубликован в 1975 году.Мир в эпосе «Урал-батыр» имеет три яруса, три сферы. Он включает в себя небесное, земное, подземное (подводное) пространства. На небе живут небесный царь Самрау, его жены Солнце и Луна, дочери Хумай и Айхылу, принимающие облик то птиц, то прекрасных девушек. На земле живут люди, лучшие из которых (например, Урал-батыр) хотят добыть для народа «живую воду», чтобы сделать его бессмертным. Под землей (под водой) живут плохие дэвы (дивы), змеи и другие темные силы. Через подвиги Урал-батыра фактически раскрываются представления башкир о добре и зле. Этот богатырь преодолевает неимоверные испытания и, в конце концов, находит «живую воду». Есть в башкирском фольклоре космогонические легенды. В них сохранились черты древних мифологических представлений о «связях» звезд и планет с животными и людьми земного происхождения. Например, пятна на Луне — это вечно гоняющиеся друг за другом косуля и волк (в других вариантах — девушка с коромыслом). Созвездие Большая Медведица (Етегэн) — семь волков или же семь девушек-красавиц, которые поднялись на вершину горы и оказались на Небе. Полярную звезду башкиры называли железным колом (Тимер Тсазык), а две соседние с ней звезды — лошадьми (Бузат, Сарат), привязанными к железному колу. Волки из созвездия Большой Медведицы не могут догнать лошадей, так как с рассветом все они исчезают, чтобы ночью вновь появиться на небосклоне.

В одном сердце две любви не уместишь

Загадки — популярный жанр фольклора. В загадках башкирский народ создает поэтический образ того, что его окружает: предметов, явлений, людей, животных. Загадки — одно из самых лучших и самых действенных средств для развития воображения. В этом можно легко убедиться.Помигает, помигает — восвояси убегает. (Молния)Сильнее солнца, слабее ветра. (Облако)Над крышей дома у меня разноцветная лыжня. (Радуга)Огня нет — горит, крыльев нет — летит, ног нет — бежит. (Солнце, туча, река)Мал каравай, а всем хватает. (Луна)Башкиры, хотя и приняли мусульманство, сохранили в своей культуре немало элементов, уходящих корнями в доисламские представления и обряды. Это, например, почитание духов леса, гор, ветра, промыслов. Во врачевании использовались обряды лечебной магии. Болезнь иногда изгонялась с помощью колдовской хитрости. Это выглядело так. Больной шел на то место, где он, как ему казалось, заболел. Тут же рядом ставили чашу с кашей. Считалось, что злой дух непременно выйдет из тела и набросится на кашу. А больной тем временем убежит от этого места другой дорогой и спрячется так, что злой дух его не найдет.Многие башкирские праздники связаны с теми или иными моментами общественной жизни, хозяйственной деятельности и переменами в природе. Наиболее примечательные из них, пожалуй, три праздника: каргатуй, сабантуй и джин.Каргатуй — весенний женский и детский праздник прилета грачей (карга — грач, туй — праздник). Главным угощением на этом празднике была ячменная каша, сваренная из общих продуктов в большом котле. Когда коллективная трапеза завершалась, остатки каши разбрасывали по сторонам, угощая и грачей. Все это сопровождалось играми и плясками.Сабантуй (сабай — плуг) — весенний праздник, который символизировал начало пахоты. Существовал обычай перед началом весенней пахоты бросать в борозду яйца, прося у неба плодородия.На летних праздниках — джинах, общих для нескольких деревень, устраивались не только пиршества, но и состязания в беге, стрельбе из лука, скачки, борьба, массовые игры. В основном к лету приурочивались и свадьбы, включавшие три главных момента: сватовство, обряд бракосочетания и свадебный пир. Среди множества башкирских пословиц и поговорок можно выделить целую группу высказываний, в которых как бы сконцентрирована семейная мудрость и мораль. Многие из этих фраз не устарели и по сей день: «Хорошая жена мужу угодит, хороший муж миру угодит». «Красота нужна на свадьбе, а расторопность — каждый день». «В одном сердце две любви не уместишь».

Когда-то татары и башкиры жили вместе и строили великую империю. Они говорят на близких языках, но сейчас эти отношения иногда перестают быть братскими. Народ, который исторически веками доминировал в регионе, уверен, что язык народа, также веками живущего по соседству, - всего лишь диалект великого и древнего языка. Более того, даже существование самостоятельного соседа под вопросом: «Мы, - говорят, - единый народ». И действительно, в регионе, где проживают башкиры и татары, отличия повседневного уклада чаще всего равны нулю.

Причины противоречий

Сосед не согласен. «Вы живите сами по себе, а мы тоже обойдёмся». Соседи уверены в своей идентичности, любят свой язык, строят своё государство. Такие претензии на самостоятельность доминирующему народу кажутся блажью. Они уверены, что соседняя страна - искусственное образование. Прежде всего потому выдвигается этот посыл, что на значительной части Башкорстана преобладают этнические татары, а башкиры, к тому же, очень часто разговаривают по-татарски. Естественное желание преобладающего на территории населения - сделать свой язык государственным и добиться, чтобы все жители им пользовались. Необходимо доказать, что хозяева этой земли - башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать.

Однако так не получается. Татары и башкиры - один народ, уверены в Татарстане и многочисленных татарских поселениях Башкорстана. Башкиров обвиняют в искусственной ассимиляции и навязывании языка. Это вместе с требованием, чтобы татарский язык стал вторым государственным в Татарстане.

Итак, историческое доминирование, приближающееся к шовинизму, против навязчивого нациестроительства. Кто больше прав? Башкиры и татары - отличия или идентичность?

Как заморозить этнические конфликты

Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты.

И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья!

Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары - вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы (кумыки) никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё.

Национальные сложности

Рассмотрим этнический состав поближе. Последняя перепись показала 29% башкир в Башкорстане. Татары составили 25%. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности. Тем не менее, более всего в Башкорстане русских - 36%, и что они об этом думают, никто не спрашивает.

Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен.

Из истории создания государства

Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ.

Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились.

Сегодня же границы Башкорстана - часть башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства.

Пакт о ненападении

Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство - всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою.

Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена.

Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе. Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан.

Согласование интересов

Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории - пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции - пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе - должен довольствоваться равноправием.

Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке (при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета). Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским.

Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет.

Справедливость живёт в аду, а в раю - только любовь

Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир - залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками.

А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории.

Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит - ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями.

Теперь о русских, коих большинство

Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико.

В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими республик.

Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" - в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам.

Благие подвижки

Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Рахимова. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта.

Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства.

Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов.

Причины противоречий

Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый - субъективный, остальные - вполне объективные.

1. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки.

Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока - просто лидер.

Гаяз Исхаки - лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин - главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились?

2. Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному.

Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз - после 1552 года, затем - в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар.

Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших. Во время голода, случавшегося при царизме периодически - раз в 3-5 лет, а также во время в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения.

3. Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель.

Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном - пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика.

4. Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи.

Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство.

5. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар.

При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность. Силой же башкир не были медресе и интеллигентность. Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости.

Несмотря на все эти пункты, вполне дружественными могут быть башкиры и татары. Фото в статье демонстрируют многие моменты действительно братских и добрососедских отношений.

Башкиры или башкирцы – народ тюркского племени, живут преимущественно на западных склонах и предгорьях Урала и в окрестных равнинах. Но во второй половине 16 века им, за небольшими исключениями, принадлежала вся земля между Камой и Волгой до Самары, Оренбурга и Орска (тогда еще не существовавших) и на восток по Миассу, Исети, Пышме, Тоболу и Иртышу до Оби.

Башкир нельзя считать аборигенами этой обширной страны; несомненно, что они пришельцы, заместившие собой какой-нибудь другой народ, происхождения, может быть, финского. На это указывают ископаемые памятники страны, названия рек, гор и урочищ, которые обыкновенно сохраняются в стране, несмотря на смену племен, в ней обитавших; это подтверждается и преданиями самых башкир. В названиях рек, озер, гор, урочищ Оренбургского края встречается весьма много слов не тюркского корня, например, Самара, Сакмара, Уфа, Ик, Мияс, Изер, Ильмен и другие. Напротив, реки, озера и урочища южных Оренбургских и Киргизских степей часто носят названия татарские или , например, Илек (сито), Яик (от яикмак – расширяться), Иртыш (ир – муж, тыш – наружность) и т.д.

По преданиям самих башкир, они переселились в свои теперешние владения за 16-17 поколений, то есть лет за 1000. С этим сходятся и показания арабских и персидских путешественников IX-XIII веков, которые упоминают о башкирах как о народе самостоятельном, занимавшем почти ту же территорию, как и в настоящее время, именно, по обеим сторонам Уральского хребта, между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика (Урала).

А. Масуди, писатель начала Х века, говоря о европейских башкирах, упоминает и о племени этого народа, обитающем в Азии, т. е. оставшемся на родине. Вопрос о племенном происхождении башкир является в науке весьма спорным. Одни (Штраленберг, Гумбольдт, Уйфальви) признают их за народ угро-финского племени, только впоследствии принявший тип; киргизы называют их истяк (остяк), из чего также выводят заключение о финском их происхождении; некоторые историки производят их от булгар. Д. А. Хвольсон производит башкир от вогульского племени, составляющего отрасль угорской группы народов или часть большой алтайской семьи и считает их родоначальниками мадьяр.

Заняв новый край, башкиры разделили землю по родам. Одним достались горы и леса, другим привольные степи. Страстные охотники до лошадей, они держали у себя и бесчисленные стада рогатого скота, а степные – и верблюдов. Кроме того, лесные башкиры занимались и звероловством, и бортничеством. Лихие наездники, они отличались смелостью и безграничным удальством; всего выше ставили личную свободу и независимость, были горды и вспыльчивы. У них были князья, но с весьма ограниченной властью и значением. Все важные дела решались не иначе как в народном собрании (джиин), где всякий башкир пользовался правом голоса; в случае войны или набега джиин никого не принуждал, а каждый шел по доброй воле.

Такими были башкиры до Батыя, такими остались и после него. Найдя в Башкирии соплеменников, Батый дал им тамги (знаки) и разные преимущества. Вскоре при хане Узбеке (1313-1326) в Башкирии утвердился ислам, который еще раньше проник сюда. Позднее, когда Золотая Орда распалась на отдельные царства, башкиры платили ясак различным властителям: одни, жившие по рекам Белой и Ику, - царям казанским, другие, кочевавшие по р. Узеню, - царям астраханским, а третьи, обитатели гор и лесов Урала, - ханам сибирским. Сбором одного ясака и ограничивались отношения ордынцев к башкирам; внутренний быт и самоуправление остались неприкосновенными.

Горные башкиры еще более развили свои силы и всецело сохранили свою независимость; степные обратились в мирных кочевников: а те из них, которые породнились с уцелевшими от татарского погрома болгарами (волжскими), начали даже привыкать к оседлой жизни. С русскими башкиры пришли в соприкосновение еще задолго до покорения Казани. Несомненно, что предприимчивые новгородцы завели торговые сношения с башкирами, так как соседняя Вятская страна стала заселяться новгородскими выходцами еще в XII веке, а реки Вятка, Кама и Белая служили лучшим естественным путем для сношений между народами, по ним обитавшими. Но чтобы новгородцы имели на берегах Камы постоянные селения - это сомнительно.

Затем имеется известие, что в 1468 г. в царствование Иоанна III воеводы его, «воюючи казанские места», ходили воевать и в Белую Воложку, т. е. проникли до р. Белой. После похода 1468 г. нет никаких указаний, чтобы русские вторгались в Башкирию, и только в 1553 г., по завоевании Казани, русская рать усмиряла народы, зависевшие от Казанского царства, и разоряла татарские жилища до отдаленных пределов башкирских. Тогда-то, вероятно, башкиры, теснимые набегами киргиз-кайсаков, с одной стороны, с другой же, видя усиливающуюся власть московского царя, добровольно приняли русское подданство. Но точных исторических данных о том, чтобы они явились в Москву с челобитной, как это сделали орские люди и луговая черемиса, не имеется. Как бы то ни было, но в 1557 г. башкиры уже платили ясак, а Иоанн Грозный в завещании, писанном в 1572 г., поручает сыну своему Казанское царство уже «с Башкирдою».
Вскоре после принятия русского подданства башкиры, находя обременительным доставлять ясак в и терпя от набегов соседних племен, просили царя построить на их земле город. В 1586 г. воевода Иван Нагой приступил к основанию города Уфы, которая была первым русским поселением в Башкирии, если не считать Елабуги, построенной на самой границе башкирских земель. В том же 1586 г., несмотря на противодействие князя Уруса, построена была и Самара. В воеводском наказе 1645 г. упоминается про острожек Мензелинск; в 1658 г. построен город для прикрытия слобод, раскинувшихся по р. Исети; в 1663 г. уже раньше существовавший Бирск возводится в укрепленный форт, занимающий середину пути от Камы к Уфе.

Башкиры разделены были на волости, которые образовали 4 дороги (части): сибирскую, казанскую, ногайскую и осинскую. По Волге, Каме и Уралу раскинута была сеть укрепленных мест, носивших названия городов, острогов, зимовий. Некоторые из этих городов делались центрами уездного или областного управления, которому подчинены были и инородцы, приписанные к этому уезду. Башкиры вошли в состав уездов Казанского, Уфимского, Кунгурского и Мензелинского.

В 1662 г. вспыхнуло восстание под предводительством Сеита. Своей конечной целью восстание имело возрождение мусульманской независимости во всем Казанском крае и Сибири. В 1663 г. воевода Зеленин подавил восстание. За усмирением следует строгое воспрещение притеснять башкир с предписанием «держать с ними ласку и привет» и «их государевою милостью обнадеживать». Спокойствие в крае водворено, но ненадолго. В 1705 г. вспыхнуло восстание еще более упорное.

В 1699 г. начали строить Невьянский завод, подаренный Петром в 1702 г. предприимчивому Демидову; затем явились заводы Уктусский, Каменский, Алапаевский, Сысертский, Тагильский, Исетский и др.; возник Екатеринбург - место главного управления горными заводами. К концу царствования Петра при одних казенных заводах было 5422 души мужского пола. Все эти заводы лежали вне башкирских земель, но они к ним уже подступали. В 1724 г. башкиры ограничены были в праве владения лесами, которые подразделены были на заповедные и незаповедные. В постройке г. Оренбурга они видели дальнейшую меру лишения их земельной собственности. Они решили сопротивляться.

В 1735 г. вспыхнуло восстание под предводительством Кильмяк-Абыза. По первым же слухам о восстании назначен был Александр Иванович Румянцев идти усмирять его. В июне 1736 г. большая часть Башкирии была выжжена и разорена. Указом 1736 г. русским разрешено приобретение башкирских земель, а мещерякам, оставшимся верными и в бунтах не участвовавшим, предоставлено было право собственности на те земли, которые они до того арендовали у башкир-бунтовщиков.

В 1742 г. командиром Оренбургской экспедиции, называвшейся в то время Оренбургской комиссией, назначен был Ив. Ив. Неплюев, государственный деятель петровской школы. Прежде всего, Неплюев принялся за развитие военных поселений, на важность которых для умиротворения края указывал и Петр. Центром этих поселений избран был Оренбург, который Неплюев перенес на р. Урал, где он находится в настоящее время. По его представлениям учреждена была в 1744 г. Оренбургская губерния, и в состав ее вошли все земли, которые ведала Оренбургская экспедиция, и кроме того Исетская провинция с зауральскими башкирами, Уфимская провинция со всеми делами, а также Ставропольский уезд и Киргизские степи.

К 1760 г. в Башкирии действовало уже 28 заводов, в том числе 15 медных и 13 железных, а население их доходило до 20000 душ мужского пола. Всего же к этому времени пришлого населения насчитывалось в Башкирии 200000 душ обоего пола. Распространение заводов, имевшее неизбежным своим последствием занятие земель, которые башкиры считали своей неотъемлемой собственностью, встретило с их стороны сильную оппозицию.

По Положению от 19 февраля 1861 года башкиры в правах и обязанностях не отличаются от прочего сельского населения империи. По делам хозяйственным башкиры составляют сельские общества, которые общественной землей владеют на началах общинных, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости (юрты). Сельское общественное управление состоит из сельского схода и сельского старосты, а волостное (юртовое) управление - из волостного (юртового) схода, волостного (юртового) старшины с волостным правлением и волостного суда. Волостное правление образуют: волостной старшина, сельские старосты и сборщики податей тех сельских обществ, в которых они имеются.

В конце 19 века башкиры в числе 575000 человек проживали между 50-57° сев. шир. и 70-82° вост. долг. в губерниях Оренбургской и Уфимской повсеместно и в уездах Бугульминском и Бузулукском Самарской губернии, Шадринском, Красноуфимском, Пермском и Осинском Пермской губ. и Глазовском и Сарапульском Вятской губ.

Начало 20 века характеризуется подъемом просвещения, культуры и этнического самосознания. После Февральской революции 1917 г. башкиры вступили в активную борьбу за создание своей государственности. В 1919 г. образовалась Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика. К концу 1926 г. численность башкир составляла 714 тысяч чел. Отрицательно сказались на численности башкир последствия засухи и 1932-33 годов, репрессий 1930-х годов, большие потери в Великой Отечественной войне 1941-45 годов, а также ассимиляция башкир татарским и русскими.

Доля башкир, живущих вне Башкирии, в 1926 г. составляла 18%, в 1959 – 25,4%, в 1989 –40,4%. Удельный вес горожан среди башкир составил к 1989 г. 42,3% (1,8% в 1926 г. и 5,8% в 1939 г.). Урбанизация сопровождается ростом числа рабочих, инженерно-технических работников, творческой интеллигенции, усилением культурного взаимодействия с другими народами, увеличением доли межнациональных браков. В октябре 1990 г. Верховный совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской АССР. В феврале 1992 г. провозглашена Республика Башкортостан.

В настоящее время основная масса башкир расселена в долине р. Белой и по ее притокам: Уфе, Быстрому Таныпу - на севере; Деме, Ашкадару, Чермасану, Кармасану - на юге и юго-западе; Симу, Инзеру, Зилиму, Нугушу - на востоке и юго-востоке, а также в верховьях р. Урал, по среднему течению р. Сакмары и ее правых притоках и по рекам Большой и Малый Кизил, Таналык. Численность в России 1345,3 тысяч человек, в т.ч. в Башкирии 863,8 тысяч человек.



Рассказать друзьям