Черткова Валентина Ивановна - учитель рисования МБОУ Большесудаченской СОШ Руднянского муниципального района Волгоградской области
Слайд 2
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В. И. Сурикова.
2. Сформировать представление об историческом жанре в живописи.
Дать понятие историческому жанру;
2. Познакомить с творчеством великого русского художника В. И. Сурикова на примере картин «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». ;
3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
Слайд 3
Опрос
1. Как называется крупнейший в мире музей русского искусства?
Третьяковская галерея в Москве
2. В каком году была основана Третьяковская галерея?
3. Кто был основателем Третьяковской галереи?
Павел МихайловичТретьяков.
4. Какие жанры наиболее популярны в Третьяковской галерее?
Жанр тематической и исторической картины.
Спасибо за ответы.
Слайд 4
Исторический жанр
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества.
Слайд 5
Василий Иванович Суриков - один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Творчество этого художника настолько широко и многогранно, что рамки одного урока не в состоянии вместить всю содержательную сторону его живописных повествований.
Слайд 6
Картины Сурикова - это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях
- русского человека.
- «Утро стрелецкой казни»
- «Меншиков в Березове»
- «Боярыня Морозова»
- «Покорение Сибири Ермаком»
- «Переход
- Суворова через Альпы»
- «Степан Разин»
- : «Утро стрелецкой казни»
Слайд 7
«Утро стрелецкой казни»
Слайд 8
В центре картины - стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.
Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения.
Образ рыжебородого стрельца
Суриков долго искал. «Рыжий стрелец это могильщик, на кладбище я его увидел, - рассказывал художник, - злой, непокорный тип». С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага - царя, а тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом.
В пересечении их взглядов – непримиримость столкнувшихся сил.
Слайд 9
Великолепен портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, с конвульсивно сжатым ртом...
Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты - «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» (А. С. Пушкин).
Слайд 10
«Меншиков в Березове»
Слайд 11
Образ Меншикова
Образ Меншикова убеждает своей жизненностью и духовной силой. Суриков долго искал его прообраз. Им стал старик учитель Невенгловский.
Слайд 12
«Меншиков в Березове»
К князю прижалась старшая дочь, Мария, - бывшая невеста императора. Ее огромные, невыразимо грустные глаза притягивают внимание. Нежный образ Марии - продолжение разыгравшейся трагедии. Дочь стала безвинной, безропотной жертвой крутого нрава своего отца, своего времени. Она не вынесла тяжести ссылки и через полгода умерла.
Слайд 13
Позы, жесты персонажей картины повествуют о, сложных переживаниях и чувствах.
Слайд 14
Слайд 15
«Боярыня Морозова»
Слайд 16
Слайд 17
- Высоко поднятая рука с двуперстием
- Бледное, вдохновенное лицо раскольницы
Слайд 18
Слайд 19
Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке стала одним из проникновенных образов в картине. В нем воплотились идеалы женской красоты и поэтичности допетровского времени.
Слайд 20
В горестном раздумье застыла старуха мамка. Суриков -мастер «говорящих» деталей: из-под расшитого золотом платка старухи виднеется темный повойник раскольницы.
Слайд 21
Среди сочувствующих Морозовой лишь юродивый открыто отвечает двуперстием на ее призыв. В нем сильно горение веры, которое заставляет забывать о физических страданиях. «Я его на снегу писал... на снегу все пропитано светом... если бы я ад писал, то в огне позировать бы заставил бы и сам в огне сидел»,- говорил художник.
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Закрепление материала
Дайте определение понятию «Исторический жанр».
- C творчеством какого художника мы познакомились на уроке?
- Как называются картины?
Слайд 27
Домашнее задание
- На протяжении следующих уроков вам предстоит создать живописную работу, посвященную страницам истории.
- Один из сложных этапов - первый - выбор сюжета и поиск наиболее выразительной композиции.
- Для того чтобы образы будущих работ были глубоко прочувствованными, осмысленными, каждый дома подберите материал и обоснуйте свой выбор. Напишите об этом в тетради.
Слайд 28
Направить свой поиск в нужное русло вам помогут вопросы
- Как вы понимаете слова Сурикова: «Нет ничего интереснее истории, только читая историю, понимаешь настоящее»?
- Какому историческому событию (незаурядной личности) вы хотели бы посвятить живописную работу?
- Какой момент исторического события вы положите в основу композиции? Почему?
- Какие литературные произведения вы читали об этом событии (или герое)? Знаете ли вы живописные или графические работы, посвященные этим событиям?
- Каким образом в своей будущей композиции выделите смыслообразующий центр?
- Какие цвета будут помогать зрителю понять вашу основную мысль?
- Как вы назвали бы свою картину?
- Почему вами выбрана эта тема, что хочется в ней выразить?
Слайд 29
Спасибо за внимание. Успехов в создании эскиза исторической картины.
Слайд 30
Рефлексия
У меня на столе лежат сердца 3 цветов, если Вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе сердце красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушны – серого.
Понравилось Не понравилось Равнодушны
Слайд 31
Литература
Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – автор –составитель О.В. Свиридова, Волгоград: учитель, 2007.-223 с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: в 4 ч.: учебник для учащихся 5-8 кл. – Обнинск: Титул, 1996.
Посмотреть все слайды
Ж Животное выполняет всегда одни и те же дей- ствия. Это условные и безусловные рефлек- сы, данные природой. Подробнее о них ты уз- наешь на уроках биологии. Н Ни одно животное не создаёт чего-то нового. Н Ни одно животное не думает заранее, как оно будет работать, какую цель поставит, какие средства подберёт для её достижения, ско- лько времени на это понадобится. Т Планирование – То есть животное не умеет планировать свою работу. Планирование – черта деятельности человека.
Мастер и ремесленник Ремесленником Ремесленником назы- вают человека, владе- ющего ремеслом. Ремесло Ремесло – это деятель- ность человека по про- изводству различных важных и нужных предметов. Б Быть ремесленником – значит заниматься ка- ким-то ремеслом.
Г Главное отличие труда ремесленника от труда на заводах и фабриках – труд обыч- но ручной. С Среди ремесленников много мастеров, трудом которых восхищаются. Мастер Мастер – человек достигший высокого мас- терства (искусства) в своём деле. Он вкла- дывает в свой труд смекалку, творчество, делает уникальные предметы.
Что такое творчество Творчество Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного челове- ка, но и для других. В Выдумка, фантазия, воо- бражение неотделимы от творчества. Т Творчество отличает дея- тельность очень многих лю- дей – учёных, писателей, художников, музыкантов и многих других.
Творчество в искусстве. У ви- деть Умеешь ли ты не только смотреть, но и ви- деть, т.е. замечать среди броских, ярких объектов удивительно красивое, но не брос- кое? У слы- шать Умеешь ли ты не только слушать, но и слы- шать, т.е. понимать красоту музыки или ус- лышать захватывающий полёт звуков среди многообразия набора звуков? П Про людей, у которых есть и зрение, и слух, но не развито умение чувствовать красоту окружающего мира, говорят: «У них нет чув- ства красоты».
З Заполните пропуски букв и восстанови те слова: _ _ _ ЕЦ Ш Шкатулка для хранения драгоценностей. _ _ _ _ ЕЦ С Создатель, автор. _ _ _ _ ЕЦ П Постройка мастера-архитектора. _ _ _ _ _ ЕЦ П Похвала за то, что ты выполнил(а) задание. Давай повторим главное Л А Р Т В О Р Д В О Р М О Л О Д
Домашнее задание: § §10, сс, З Задания в рабочей тетради: 1-3, сс
«Виды изобразительного искусства» - Рельеф. Скульптура изображает главным образом человека, реже животных. Архитектура (Architekthon - строитель) - искусство проектировать и строить здания и др. Изобразительное искусство. Витраж собора в Шартре. Литография. Искусство – посредник того, чего нельзя высказать. Живопись. Скульптура. Графика.
«Проект по искусству» - Критерии оценки для PowerPoint презентации. В чём проявилась мудрость устроения жилой среды русской избы? Критерии оценивания. Из каких элементов состоит русский народный костюм? Развивающая: развивать творческую и познавательную активность. Чем интересны конструкция и декор предметов народного быта?
«История искусств» - Литература. Учебно-методический план: История искусства. Западно-европейское искусство. Актуальность:
«Парк искусств» - Кейфенхоф. Королевство Нидерландов занимает территорию в 41,5 тыс. кв. км, 40% которой ниже уровня моря. Голландія Ліссе. Незабываемое впечатление оставляют ошеломляющие цвета и запахи. Место отправления и прибытия - мельница в парке “Кейкенхоф”. Население всей страны составляет 15,3 млн. человек. Путешествие длится 1 час и гарантирует Вам прекраснейшие виды для съемок.
«Искусство в 20 веке» - Александр Бенуа. Густав Климт Поцелуй, 1907-1908. Художники - фовисты. Карусель. 1921. Художники-экспрессионисты. Художники-кубисты. 25.10.1881- 08.04.1973 - испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер. Танец жизни. 1899-1900. Тулуз-Лотрек А. (Франция). Модернизм. Голова + Свет + Окружение.
«Виды искусств» - Фотография. Какие искусства относят к синтетическим? Графика. Вид художественно – конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX веке. Балет. Все виды искусства служат величайшему – искусству жить на земле Б.Брехт. Искусство проектировать и строить. На какие три вида можно разделить все искусства?
1 слайд
Презентация на тему: «Чистое искусство» Подготовила: ученица 10 класса «Д» МОБУ «СОШ №73» Лавренчук Юлия
2 слайд
3 слайд
«ИСКУ ССТВО ДЛЯ ИСКУ ССТВА» («чистое искусство») - термин, употребляемый для обозначения ряда эстетических концепций, опирающихся на утверждение самоценности художественного творчества и его независимости от социальных и политических требований.
4 слайд
Позиция сторонников «чистого искусства» заключалась не в том, чтобы оторвать искусство от жизни, а в том, чтобы защитить его подлинно творческие принципы, поэтическое своеобразие и чистоту его идеалов. Они стремились не к изоляции от общественной жизни (это невозможно осуществить никому), а к творческой свободе во имя утверждения принципов совершенного идеала искусства, «чистого», значит, независимого от мелочных нужд и политических пристрастий.
5 слайд
История Во Франции теория "Искусства для искусства" получает распространение в 1830-е гг. и наиболее отчётливо выявляется в 50-е гг. у представителей литературной школы т. н. парнасцев во главе с критиком Т. Готье. В Великобритании в 50-80-е гг. - в творчестве прерафаэлитов, сложившемся под влиянием художественного теоретика Дж. Рескина, а также писателей А. Суинберна и др.
6 слайд
В России лозунг «Искусство для искусства» в середине XIX в. полемически противопоставлялся натуральной школе, или "гоголевскому направлению", т. е. реалистическому искусству, и был подвергнут критике русскими революционными демократами В. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, видевшими источник прекрасного в реальной действительности, утверждавшими идеи гражданственности искусства. Эстетика революционных демократов, их борьба против концепции "Искусства для искусства" оказали существенное влияние на расцвет реализма в русской литературе и искусстве второй половины XIX в. На рубеже XIX и XX вв. идеи "Искусства для искусства" отчасти проявлялись в творчестве других деятелей художественного творчества представителей объединения "Мир искусства", возглавленного А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.
7 слайд
Некоторые представители Афанасий Афанасьевич Фет (Фёт) (23 ноября 1820, усадьба Новосёлки, Мценский уезд, Орловская губерния - 21 ноября 1892, Москва) - русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист, а также наиболее яркий представитель своего направления («В степной глуши, над влагой молчаливой», «Осень»).
8 слайд
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья Серебро и колыханье Сонного ручья Свет ночной, ночные тени Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!.. 1850
9 слайд
Фёдор Иванович Тютчев (23 ноября 1803, Овгуст, Брянский уезд, Орловская губерния - 15 июля 1873, Царское село) - русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года («Листья», «На Неве»).
10 слайд
Декабрьское утро На небе месяц - и ночная Еще не тронулася тень, Царит себе, не сознавая, Что вот уж встрепенулся день, - Что хоть лениво и несмело Луч возникает за лучом, А небо так еще всецело Ночным сияет торжеством. Но не пройдет двух-трех мгновений, Ночь испарится над землей, И в полном блеске проявлений Вдруг нас охватит мир дневной.
11 слайд
Аполлон Николаевич Майков (23 мая 1821, Москва - 8 марта 1897, Петербург) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1853) («Весна», «Гроза»).
12 слайд
ГОРЫ Люблю я горные вершины. Среди небесной пустоты Горят их странные руины, Как недоконченны мечты И думы Зодчего природы. Там недосозданные своды, Там великана голова И неизваянное тело, Там пасть разинутая льва, Там профиль девы онемелый...
13 слайд
Яков Петрович Полонский (6 декабря 1819, Рязаня - 18 октября 1898, Санкт-Петербург) - русский поэт и прозаик («Птичка», «Лунный свет»).
14 слайд
ВЕЧЕР Зари догорающей пламя Рассыпало по небу искры, Сквозит лучезарное море; Затих по дороге прибрежной Бубенчиков говор нестройный, Погонщиков звонкая песня В дремучем лесу затерялась, В прозрачном тумане мелькнула И скрылась крикливая чайка. Качается белая пена У серого камня, как в люльке Заснувший ребенок. Как перлы, Росы освежительной капли Повисли на листьях каштана, И в каждой росинке трепещет Зари догорающей пламя.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Презентацию на тему "Искусство в жизни современного человека" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Искусство в жизни современного человека
Искусство - часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.
М. Клодт. Скульптура на Аничковом мосту. Санкт-Петербург
Слайд 2
живопись, архитектура, скульптура, музыка, художественная литература, театр, танец, кино, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
К искусству относятся разные виды деятельности человека:
В. Боровиковский. Портрет сестер Гагариных
А. Гауди Собор Святого Семейства Испания (Барселона)
Слайд 3
Слайд 4
О. Роден. Поэт и муза
Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. Так было во все времена. Искусство - это своеобразный учебник жизни.
В.Ван Гог Вороны над пшеничным полем
Слайд 5
«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Т. Манн.
Новодевичий женский монастырь Москва
Слайд 7
Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.
Леонардо да Винчи Джоконда Париж, Лувр
Слайд 8
Стиль (от греч. stylos - палочка для письма) означает почерк, - это совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают: стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника.
Храм Василия Блаженного Москва
Нефертити Древний Египет
Слайд 9
Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность и эмоциональность языка в живописи, графике, музыке, скульптуре, поэзии, танце обеспечивают такие понятия как: композиция, форма, фактура, ритм, тон, интенсивность.
О.Табаков – Сальери А.Безруков – Моцарт