Пример сочинения ЕГЭ по тексту Б.М. Бим-Бада

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Российский педагог Б.М.Бим-Бад в своей статье рассуждает о проблеме противостояния человеческого благородства и жестокости.

Чтобы привлечь внимание читателя, автор размышляет о том, что благородный человек никогда не погибнет в борьбе против зла, ведь "никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться успехов". Напротив, "чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и прочно, надёжно, надобно иметь высокую душу". Так, только человек добрый, придерживающийся моральных принципов может "рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве". Без чистоты души нет благополучия. Лицемеря, своевольничая и будучи злым ничего нельзя добиться.

Позиция автора ясна и выражена в предложениях:" Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? Нет! Именно он и победит". Действительно, благородный человек никогда не падет перед злом, "поскольку благородство зиждется на силе духа". Благородный человек всегда сильный, а значит победа останется за ним.

Трудно не согласиться с точкой зрения Бориса Михайловича, ведь, вступая в борьбу с человеком безнравственным и жестоким, человек с высокой душой, вероятнее всего, победит.

Чтобы быть человеком, способным противостоять жестокости, нужно всегда помнить о таких понятиях, как благородство, доброта, гуманизм.

Задумываясь над данной проблемой, нетрудно вспомнить роман А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Пётр Гринёв не раз предстает перед выбором: благородство или жестокость и равнодушие? Он выбирает первое, неотступно следует своим принципам, не изменяя им даже перед лицом смерти. За это Пётр награждён: например, за бескорыстно отданный заячий тулуп, Пугачёв пощадил его на казни. Гринёв силён духом и смел, благороден, поэтому никакая жестокость в схватке с ним не в силах победить.

В "Письмах о добром и прекрасном" Д. С. Лихачев говорит о том, что самое главное в жизни человека должно быть добрым, благородным.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В рассказе «Студент» А.П.Чехов повествует о случайной встрече главного героя с двумя женщинами, работающими на огороде. Простое желание согреться от общения заставляет Ивана Великопольского заговорить и начать рассказывать вдовам пришедшую ему на память историю из Евангелия. Историю о том, как апостол Петр проявил слабость, отрекся от Иисуса, своего учителя. «И исшед вон, плакася горько», - повествует церковнославянский текст, а студент находит свои слова: «И в тишине сада едва слышатся глухие рыдания»… Петр в рассказе Ивана предстает обыкновенным человеком, которому свойственны и слабость, и способность к раскаянию.

В конце рассказа «Гранатовый браслет» А.И.Куприн идет по самому краю мелодрамы. Чутьё художника подсказало ему верное решение: сосредоточить драматизм финала не на самоубийстве, а на предсмертном письме Желткова. В каждой строчке - чувство неподдельной, жгучей до беспамятства любви. Ни одного слова, бьющего на жалость, на то, чтобы вызвать у княгини Веры чувство раскаяния. Перед смертным своим часом Желтков находит совсем иные, неожиданные слова, слова благодарности. Любовь, казавшаяся жалким, смешным чудачеством, любовь, отброшенная презрительно и высокомерно, победила.

Весной 1912 года весь мир облетело сообщение о столкновении с айсбергом крупнейшего пассажирского судна «Титаник», о страшной гибели более чем полутора тысяч человек. Это событие явилось предостережением человечеству, упоённому научными успехами, убежденному в своих безграничных возможностях. Огромный «Титаник» на какое-то время стал символом этой мощи. Но неспособность противостоять стихии, беспомощность команды подтвердили хрупкость и незащищенность человека перед лицом космических сил. Наиболее остро воспринял эту катастрофу И. А. Бунин, о чем и написал в своём рассказе «Господин из Сан-Франциско» три года спустя.

В мире существовали и существуют абсолютно разные по характеру, внешности, социальному положению люди. Умные и глупые, красивые и обделённые красотой, сильные и слабые. Если характеризовать последнюю группу антонимов, то следует помнить, что мы имеем в виду силу или слабость духа человека. Слабые люди редко добиваются чего-то в жизни, а сильные – имеют крепкую волю, веру в себя, поэтому им и способствует успех.

В том, что один и тот же человек может быть и сильным, и слабым, убеждаюсь, прочитав рассказ Евгения Карпова «Меня зовут Иваном». Главный герой произведения Семен Авдеев достойно прошел по дорогам войны, а в самом ее конце немцы подожгли танк, в котором солдат был башенным стрелком. Товарищи по экипажу спаслись, а как вылез из танка Семен, никто не видел. Какой силой воли надо обладать человеку, чтобы ослепшему, обожженному, с перебитой ногой двое суток выбираться из огромной ямы. От боли Семен часто терял сознание, а приходя в себя, вновь полз. И в госпитале боец Авдеев терпел все: и операцию, когда ему отняли ногу, и свою слепоту. С твердостью и какой-то ожесточенностью он боролся за жизнь. Вот он, сильный человек!

Но как меняется Семен Авдеев после выхода из госпиталя: растерялся слепой солдат, не знал, куда идти. Если бы не Лешка Куприянов, тоже выписавшийся из госпиталя воин-инвалид, может, Авдеев и поехал домой, в родную деревню. Там под присмотром матери и родных, предполагаю, и по -другому сложилась бы его жизнь… Но Лешка перебил все, потащил Семена в ресторан, где несчастные жертвы войны заливали свое горе водкой. С той поры пропал сильный и мужественный боец Авдеев. Он словно плыл по течению мутной воды: пьянки, жизнь в притоне никого не сделают лучше и чище… Правда, Семен Авдеев пробовал жить в доме инвалидов, работать в артели, но бывшего солдата не покидало ощущение, что он здесь, в цеху, да и в доме инвалидов никому не нужен, всем чужой. Какая-то непонятная гордость подталкивала его отказаться от помощи товарищей по артели. Пропал сильный человек! Потихоньку бывший танкист превращался в пьяницу и попрошайку. Вспоминаю строки бардовской песни:

Слабые люди боятся летать

И не чувствуют сломанных крыльев.

Не чувствуя «сломанных крыльев», Авдеев вместе с Лешкой ходил по вагонам и пел. Поначалу это хождение и пение грустных песен тоже раздражали Семена, а потом привык! Но главное испытание бывшего танкиста на силу воли и мужество было еще впереди!

Однажды в вагоне поезда, где он пел свои песни, его узнала мать. Узнала по голосу, а потом по остреньким шишечкам на плечах сына…Не веря собственному счастью (Анна Филипповна считала сына погибшим на войне), мать слабо позвала его по имени… Конечно, Семен узнал родной голос! Но то ли страх, то ли стыд заставили его оттолкнуть мать и назваться чужим именем…Вот она, минута, когда слабость перечеркнула все хорошее, что было в Авдееве! Минута предательства! В одно мгновение Семен перечеркнул свое счастливое детство, боевой путь, а грубоватой фразой убил мать! Анна Филипповна не вынесла отречения сына…Испытав страшный гнев оскорбленной матери, она здесь же, в поезде, умрет. Поздним будет раскаяние слепого попрошайки!

Удивительному желанию жить и выживать следует учиться у главного героя повести Бориса Васильева. Николай Плужников оказался в Брестской крепости накануне войны вечером 21 июня 1941 года. Ночью, когда началась бомбёжка, он принял командование и вступил в бой, который продлился для него десять месяцев. В апреле 1942 года, когда фашисты достали его из подвала крепости, он был страшен: «Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнем ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые черные отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами». Но даже в этот последний день своей жизни он убил двух фашистов. Немощный, ослабевший, ослепший, но не сломленный, не испугавшийся врага, не побоявшийся смерти. Все эти месяцы он верил, что вершит правое дело, он не знал, сдали ли Москву или она выстояла; без людей, без поддержки, он стоял насмерть, бил врага, пока мог.

2. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Иван Денисович Шухов находится в заключении уже восемь лет. Жизнь на зоне полна сложностей. Девиз зоны – умри сегодня ты, завтра я. Поэтому главная цель каждого заключённого – выжить любой ценой. Шухов – крестьянин по происхождению – привык к испытаниям. Его умение приспосабливаться к любым ситуациям является особенностью его, крестьянского, менталитета. Главное – не унижаться, не лизать миски, не надеться на больничку. Это его и спасает. Потому что встаёт не по команде, а до подъёма, ест медленно, работает с удовольствием. Даже здесь, в заключении, пытается сохранить своё человеческое достоинство, не унижаясь, не теряя своего лица. Даже здесь пытается найти плюсы в страшной действительности. Поэтому его день – почти счастливый, потому что сокращает его срок на целый день… А было их в его сроке три тысячи шестьсот пятьдесят три.

3. М.А. Шолохов «Судьба человека»

Тяжёлая судьба выпала на долю Андрея Соколова. Сначала гражданская война, потом голод, в котором он выжил, а отец и сестрёнка умерли, затем короткое счастье с любимой женой и война. В мае 1942 года попал под обстрел и в бессознательном состоянии оказался в плену. Прошёл через все круги ада, остался в живых, благодаря своей смелости и стойкости. А когда бежал из плена, узнал, что и жена, и дочери его погибли. Но остался сын, который связывал его с жизнью. Однако и он погиб 9 мая 1945 года. Как после этого жить и надеяться на лучшее? Но жизнь дана, значит, надо жить. И когда уже не было у Андрея никакой надежды найти родного человека, встретил он беспризорника Ванюшу. Решение его было прекрасным поступком, который свидетельствует о его светлой натуре, великой душе. Он сказал мальчику, что он его отец. Счастью мальчика не было предела. И начал Андрей жизнь сначала. В этом мощь русского характера – умение выживать в самых страшных ситуациях, быть жизнестойким.

Писатели рассуждают о доброте и ее отсутствии очень часто, почти в каждом произведении. Не являются исключениями и тексты, отобранные для ЕГЭ по русскому языку. Поэтому мы отобрали наиболее актуальные проблемы из этой сферы и раскрыли каждую из с помощью аргументов.

  1. Княжна Марья Болконская, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» , всегда помогала нищим и больным, воспитывала племянника Николеньку, ухаживала за умирающим отцом, выполняя все его капризы. Девушка готова была положить свою жизнь и забыть о себе ради счастья других. Прекрасная душа Марьи выражается в ее лучистых глазах, которые делают ее красивой. Доброта княжны была вознаграждена: она обрела семейное счастье, муж Николай полюбил в ней добрую душу.
  2. Собиратель сказок Эгль, герой повести А. Грина «Алые паруса» , рассказал маленькой Ассоль сказку о корабле с алыми парусами, который ее заберет из страшного общества жителей Каперны, постоянно обижающих девочку и ее отца. Эта сказка и доброе отношение Эгля воодушевили Ассоль, и она смогла пережить все жизненные коллизии. Когда героиня выросла, то сказка стала явью, и ее забрал из Каперны капитан Грей, приплыв на корабле из ее грез.

Столкновение добра и зла

  1. В книге М. Булгакова «Мастер и Маргарита» столкновение добра и зла особенно ярко проявляется в романе Мастера об Иешуа. Он, как абсолютное добро, сталкивается со злом, которое его хочет уничтожить. Однако Иешуа не бунтует, не злится, он смиренно ждет своей участи, веря в доброту людей. Герой уверен: «Злых людей нет, есть только люди несчастливые». Несмотря на то, что Иешуа был казнен, он победил в этой битве. Пилат признал свою ошибку и раскаялся в ней, в его душе добро возобладало над злом. Именно поэтому он был прощен.
  2. Философия добра в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» представлена в образе Платона Каратаева. Этот герой любит весь мир, относится по-доброму к каждому живому существу. Он не знает слова «пацифист», но, по сути, им является. В мировоззрении мужчины отголоски христианских заповедей. Он считает, что надо терпеть все страдания безропотно. Столкнувшись со злом в виде войны и плена, Платон покоряется судьбе и снова терпит, не жалуясь на нее. В столкновении со злом на стороне героя его внутренняя сила, которая помогает не сдаваться и ценить каждое прожитое мгновение.

Необходимость доброты

  1. Андрея Соколова, героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» , жизнь не баловала: война, концлагерь, плен, потеря близких. Соколову незачем было жить, он махнул рукой на себя. Однако мужчине повстречался мальчик-сирота Ванюшка, который потерял родителей. Андрей представился отцом ребенка, усыновил его и дал им обоим шанс на спасение от тоски (а Ванюшке даже и от голодной смерти на улице). Добрый поступок героя помог не только мальчику, но и ему самому, вместе выживать в жестоком и сложном мире гораздо легче.
  2. Доброта Петра Гринева из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» спасла ему жизнь. Отдав полушубок неизвестному бродяге, который помог ему найти дорогу в метель, герой оказал услугу Емельяну Пугачеву, восставшему против власти. Бунтовщик позже наводил страх на крепости и укрепления и казнил всех офицеров в них. Но Пугачев вспомнил доброту Гринева, отпустил его, а позже даже помог выручить любимую женщину.

Проявления истинной доброты

  1. Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , — поистине добрый человек. Ради того, чтоб накормить детей мачехи, она стала продавать свое тело, «пошла по желтому билету». Жена отца толкнула на это поприще Соню, но девушка не затаила обиду, потому что думала о голодных детях. Мармеладова осталась светлым, верующим человеком, несмотря на свои занятия. Когда Соня поехала за Раскольниковым на каторгу, ее за доброту сразу полюбили заключенные. И она своей сердечностью привела главного героя к раскаянию и очищению.
  2. Елена, героиня романа И.С. Тургенева «Накануне» , с детства желала «деятельного добра»: всегда помогала нищим и больным, например, в десять лет преклонялась перед нищей девочкой Катей. Доброта осталась с Еленой на всю жизнь. Ради любимого болгарского революционера Инсарова она оставила все в России и отправилась в Болгарию. Когда ее новоиспеченный муж заболел, она оставалась с ним до самого конца, а после его смерти решила продолжить дело любимого.

Воспитание доброты с детства

  1. Илья Ильич Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова вырос в атмосфере любви и ласки. Его особенно не развивали и не обучали, однако, по мнению современных психологов, дали самое важное – родительскую любовь. Благодаря ей герой видел в Обломовке идеал, а сам он никому не желал зла. Да, Илья Ильич — инертный и безынициативный, но совершенно беззлобный мужчина. К сожалению, без пробивных качеств доброта не особо помогает в жизни, поэтому воспитание должно быть гармоничным.
  2. Катерину, героиню драмы А.Н. Островского «Гроза», рано выдали замуж. И сразу из теплого своего дома она попала в тоталитарную атмосферу дома мужа. Женщине тяжело жить во лжи и лицемерии под началом свекрови Кабанихи, которая давит на всех домочадцев, навязывая им старые порядки. Дома в Катерине не чаяли души, она с родителями гуляла, молилась, занималась творчеством. Но все это было без нажима, не из-под палки, поэтому легко. Героиня выросла доброй, с чувством внутренней свободы. Тем тяжелее ей было в доме свекрови. Зато именно доброта, усвоенная с детства, помогла Катерине не превращать дом в полигон и до последнего относиться к мучительнице с уважением и почтением. Так, она пощадила Варвару и Тихона, которые относились к ней хорошо.


Рассказать друзьям