Притчи царя соломона. Притча царя соломона

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

depositphotos.com

Когда царь Соломон спустился с горы, после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия сказали:
— Ты источник вдохновения для нас. Твои слова преображают сердца. А мудрость твоя просветляет разум. Мы жаждем слушать тебя. Скажи нам: кто мы?
Он улыбнулся и сказал:
- Вы - свет мира. Вы - звезды. Вы - храм истины. В каждом из вас Вселенная. Погрузите ум в сердце, спрашивайте свое сердце, слушайте через свою любовь. Блаженны знающие язык Бога.

- В чем смысл жизни?

Жизнь - это путь, цель и награда. Жизнь - это танец Любви. Ваше предназначение - расцвести. БЫТЬ - это великий дар миру. Ваша жизнь - история Вселенной. И поэтому жизнь прекраснее всех теорий. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь состоит из настоящего. А смысл настоящего - быть в настоящем.

- Почему несчастья преследуют нас?

Что сеяли, то и собираете. Несчастья - это ваш выбор. Бедность - творение человеческое. А горечь - это плод невежества. Обвиняя, теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не осознает себя. А не нашедшие внутри Царство Божие - бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Не превращайте жизнь в прозябание. Не позволяйте толпе погубить вашу душу. Да не будет богатство вашим проклятием.

- Как преодолеть несчастья?

Не осуждайте себя. Ибо вы божественны. Не сравнивайте и не разделяйте. За все благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят все. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости - и несчастье обойдет вас. Молитесь, но не торгуйтесь с Богом. И знайте, восхваление - лучшая молитва, а счастье - лучшая пища для души.

- Каков путь к счастью?

Счастливы ЛЮБЯЩИЕ, счастливы благодарящие. Счастливы умиротворенные. Счастливы нашедшие рай в себе. Счастливы дарящие в радости и счастливы принимающие дары с радостью. Счастливы ищущие. Счастливы пробудившиеся. Счастливы внимающие голосу Бога. Счастливы исполняющие свое предназначение. Счастливы познавшие Единство. Счастливы изведавшие вкус Богосозерцания. Счастливы пребывающие в гармонии. Счастливы прозревшие красоты мира. Счастливы открывшиеся Солнцу. Счастливы текущие, как реки. Счастливы готовые принять счастье. Счастливы мудрые. Счастливы осознавшие себя. Счастливы возлюбившие себя. Счастливы восхваляющие жизнь. Счастливы созидающие. Счастливы свободные. Счастливы прощающие.

- В чем секрет изобилия?

Жизнь ваша - величайшая драгоценность в сокровищнице Бога. А Бог - драгоценность сердца человеческого. Богатство внутри вас неистощимо, а изобилие вокруг вас безгранично. Мир достаточно богат, чтобы каждый стал богатым. Поэтому чем больше даете, тем больше получаете. Счастье стоит у порога вашего дома. Откройтесь изобилию. И превращайте все в золото жизни. Блаженны нашедшие сокровища в себе.

- Как жить в свете?

Пейте из каждого мгновения жизни, ибо непрожитая жизнь порождает печали. И знайте, что внутри, то и снаружи. Мрак мира - от мрака в сердце. Счастье - это восход Солнца. Богосозерцание - это растворение в свете. Просветление - это сияние тысячи солнц. Блаженны жаждущие света.



- Как обрести гармонию?

Живите просто. Не приносите никому вреда. Не завидуйте. Пусть сомнения очищают, а не приносят бессилие. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Преобразите прошлое, забыв его. Приносите в мир новое. Наполните тело любовью. Станьте энергией любви, ибо любовь все одухотворяет. Где любовь - там Бог.



- Как достичь совершенства жизни?

Живите в гармонии! Будьте собой!

Божьи установления, касающиеся обыденной жизни, изложены в Законе Моисея в виде заповедей. Толкование этих заповедей в применении к конкретным случаям в народе Израиля было уделом мудрецов и нашло свое отражение в П.С.


I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1) евр. название книги - Мишлей (мн.ч. от машал), что означает "притчи", "сравнения", "уподобления", "метафорич. речь", т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной действительности. Это название уже само по себе указывает на то, что в притчах содержится множество изречений, каждое из к-рых выражает определенную мысль и, будучи по смыслу самостоятельным, не нуждается в сопоставлении и соединении с предыдущими или последующими сентенциями. Впрочем, в Книге Притчей имеются и отдельные фрагменты, излагающие мировоззренческие основы библ. учения и состоящие из взаимосвязанных стихов (напр., гл. 8 и 9:1-6); кр. того, одна и та же мысль может быть выражена в нескольких стихах (3:5,6 и др.). Вопрос об источнике Притчей относится к происхождению как отдельных изречений, так и всей книги, всего их собрания;


2) согл. названию, П.С. восходят к царю Соломону или, как минимум, приписываются тому, кто своей мудростью снискал себе особую славу (3Цар 4:29-31; 2Пар 1:7-12) . Согл. 3Цар 4:32 , Соломон сочинил 1005 песен и 3000 притчей, так что Библия доносит до нас только часть их. Тем скорее можно предположить, что включены лишь те притчи, авторство к-рых не вызывало сомнений;

3) время, когда были собраны притчи и составлена книга, неизвестно. Подобно Книге Екклезиаста (ср. Еккл 12:8-10) , она, по-видимому, не была полностью составлена самим Соломоном. Первые 24 главы уже существовали ко времени Езекии, к-рый распорядился присоединить к ним второе собрание притчей Соломона (Притч 25:1) . Приложение к книге, возм., содержит речи двух древних ближневост. царей см. Агура (Притч 30) и см. Лемуила (Притч 31) ; впрочем, согласно иуд. традиции, имена "Агур" и "Лемуил" были прозвищами самого царя Соломона;

4) отдельные изречения не подчинены единой форме и в каждом отдельном случае их размер, форма и ритмика зависят от высказываемой мысли. В длинном фрагменте (Притч 10:1 - 22:16) мы находим преимущ. изречения-антитезы, состоящие из двух частей, но, помимо них, имеются и сравнения (Притч 10:26) . Кр. того, читателю предлагаются уподобления (Притч 6:27-29) и загадки (Притч 30:4) . Относительно продолжительные высказывания содержатся в Притч 30:10-33 . Т.о., в этой книге представлены все виды поэзии премудрости;


5) принадлежность П.С. к канону в древние времена никогда не подвергалась сомнению. В НЗ она цитируется как Свящ. Писание (Рим 12:20; 1Пет 4:18; 2Пет 2:22) .

II. СОДЕРЖАНИЕ

1) РАЗДЕЛЫ КНИГИ

Разделы книги П.С. следуют в произвольном порядке - трудно установить между ними какую-либо внутр. взаимосвязь (хотя такие попытки предпринимались как иуд., так и христ. исследователями). Невозможно также, исходя из содержания, четко разделить П.С. на разделы. Фиксированным остается только обознач. в тексте деление по внешним признакам. Так, можно выделить первое собрание П.С. (Притч 1-24) , второе собрание П.С., составленное при Езекии (Притч 25-29) , а также притчи Агура и Лемуила (Притч 30-31) . Три заголовка делят первое собрание еще на три раздела: Притч 1:1 - 9:18; 10:1 - 22:16; 22:17 - 24:34. Но такое деление не определяется содержанием притч. Так, об одном и том же предмете говорится в разных местах, напр. о соблазне плениться чужой женой (Притч 2:16 и след.; 5:1-23; 6:24 - 7:27; 9:13-18) . В притчах, собранных Езекией, почти дословно повторяются мысли, высказанные в первом собрании (Притч 25:24=21:9; 26:22=18:8; 27:11=23:15; 27:13=20:16) . Это показывает, что в те времена порядку следования отдельных изречений составители не придавали особого значения; в то же время это не исключает вероятности того, что все изречения принадлежат Соломону, к-рый одни и те же мысли, вероятно, облекал в разную форму или высказывал неоднократно в разных контекстах. Кр. того, речь может идти о разных собраниях, к-рые впоследствии были объединены;


2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Проследить основное идейное содержание П.С., следуя тексту, невозможно - для этого необходимо сопоставить рассеянные по всей книге изречения, касающиеся одного и того же предмета. Поскольку книга сообщает читателю основы мудрости, прежде всего следует задать вопрос о существе этой мудрости. Ее исток - в Боге, сотворившем мир (Притч 3:19) и упорядочившем его (ст. 20). Поэтому мудрость может быть только даром Бога (Притч 2:6) , Который наставляет человека на пути, угодные Ему (4:14). Мудрость - это не всезнание, а только то, что способствует праведной жизни (4:11). Мудрый подчиняется установлениям Бога и ходит по Его стезям. Поэтому он благословен во всех делах (Притч 13:1-10) . Поскольку мудрость всегда пребывает в Боге, исходит от Него и ведет к Нему, она никому не может способствовать в противлении Богу (Притч 21:1 и след.,30) . При этом мудрость не является природным свойством человека, ее надо снискать (Притч 3:13) и научиться ей (Притч 24:14; 30:3) ; мудрость даже следует "покупать", ибо она стоит того (Притч 17:16; 23:23) . Мудрость надо искать у людей разумных (Притч 10:13; 14:33) , у праведных (Притч 10:31) , к-рые сами живут по мудрости, и у смиренных (Притч 11:2) . Знание об установленном Богом предназначении и о пределах собств. возможностей делает человека скромным и смиренным. Для восприятия мудрости необходима определ. готовность (Притч 2:2; 5:1) , с к-рой следует принимать полезные советы (Притч 13:10) . Кто хочет услышать мудрость только из любопытства, а затем поступает так, как ему нравится, тот остается закрытым для мудрости, она не может проникнуть в сердце такого человека (Притч 2:10) . Кощунствующий (в Синод. пер. - "распутный"), в силу самой своей сути, никогда не достигнет мудрости, даже если очень стремится к ней (Притч 14:6) . Из этого следует, что мудрость совершенно непостижима для глупцов (Притч 24:7) . Поэтому мудрость не следует внушать глупому (Притч 23:9) . Глуп же тот, кто надеется на себя (Притч 28:26) : подчиняясь своим изменчивым желаниям, он никогда не последует прямым путем Господа. Царица Савская приезжала к Соломону, чтобы поучиться мудрости, а слушатели Иисуса не желали воспринимать Его мудрость, хотя Он больше, чем Соломон (Мф 12:42) . Устами Иисуса говорит Божья мудрость (Лк 11:49) . Выслушав притчи, противники Иисуса задаются вопросом, откуда у Него такая премудрость (Мф 13:54) . Но апостолы знают, что Христос является премудростью (1Кор 1:30) и что слово мудрости дается Духом (1Кор 12:8) . Основание всякой праведной мудрости - страх Господень. Он - начало познания, внутр. стержень в жизни, в то время как воспитание и наставление - только внешняя опора (Притч 1:7) . Старательно ищущий мудрости познает страх Господень, к-рый только и способен дать мудрость, познание и разум (Притч 2:5,6) . Страх Господень дает уверенность в жизни, являясь ее источником и способствуя ее продлению (Притч 10:27; 14:26 и след.; 19:23) , ибо он удерживает от зла (Притч 3:7; 8:13; 14:2; 16:6) . Попавший в беду из-за отсутствия страха Божьего напрасно станет взывать к Богу, Бог не ответит такому человеку (Притч 1:24-31) . Поэтому следует ежедневно и беспрестанно пребывать в страхе Господнем (Притч 23:17) . Исходя из этого, следует понимать отдельные наставления, касающиеся всех областей жизни. Изречения касаются и отношений между полами, они в метких зарисовках изображают, как распущенность женщины проявляется в нечистоте (Притч 11:22) и в стремлении к власти (Притч 19:13; 21:9; 27:15) . Такое падение нравов выделяется на фоне благонравия и трудолюбия тех жен, к-рым вновь и вновь воздаются честь и хвала (Притч 11:16; 12:4; 14:1; 19:14) . В книге указаны и нормы поведения мужчины: ему необходимо сохранять верность жене своей юности (Притч 5:18) , он не должен заглядываться на других женщин (Притч 2:16; 6:26; 23:33) . Красноречив и образ мужчины, вообразившего, что ему удалось одержать победу, в то время как его ведут, как вола, на убой (Притч 7:6-23) . И во всех других областях жизни П.С. стремятся направить человека к мудрости. Здесь вскрываются причины нищеты, возникающей по вине самого человека (Притч 10:4; 20:13) , указаны ее последствия (Притч 10:15) . Но и богатому П.С. напоминают о его долге (Притч 14:31; 22:22) . Истинное богатство заключается не в накопленных сокровищах (Притч 13:7; 19:1,22) . Мудрость научает праведной молитве и умеренной жизни (Притч 30:7-9) . Таково установление Бога, что существуют бедные и богатые (Притч 22:2; 29:13) . Из прочих, часто затрагиваемых в П.С. проблемах, можно выделить проблемы преступности, нравственные проблемы - стяжательство, зависть, жадность (Притч 1:19; 15:27; 17:8; 23:6-8; 28:8,22) , ложь (Притч 6:17; 8:13; 12:19-22; 13:5; 21:6; 29:12) , лень (Притч 6:6-11; 10:4, 26; 12:11,24,27; 13:4; 21:25; 24:30 и след.; 26:14) . Притчи не только бичуют нравств. язвы, но и восхваляют добродетели, напр. благотворительность (милосердие) (Притч 3:9 и след.; 11:17,24 и след.; 14:21,31; 21:3) и многое др.


У важаемые посетители сайта! Выберите пожалуйста нужную главу для чтения

Царь Соломон, живший в Х веке до нашей эры, оставил глубокий след в истории Древнего Мира. Существовал ли он на самом деле, доподлинно не установлено до сих пор, однако в Библии история его жизни и деятельности изложена столь подробно и с упоминанием такого количества фактов, имен и цифр, что принято считать его исторической личностью. Нет сомнений, однако, что образ реального Соломона, правителя, имя которого связывают с наивысшим расцветом Израильского царства, впоследствии был значительно приукрашен, и в итоге он превратился в мифическую фигуру, практически равную богам древности.

По преданию, Соломон был сказочно богат, знал толк в разнообразных удовольствиях, включая вино и женщин, обладал литературным талантом и с юности отличался необыкновенной мудростью, прозорливостью и деловой сметкой, благодаря которой ему удавалось вести выгодную торговлю с другими странами и пополнять казну на невиданные суммы. Столь выдающиеся качества на протяжении веков привлекали внимание не только ученых, но и творцов, черпавших вдохновение в произведениях Соломона и в его богатой событиями биографии, а также авантюристов всех мастей, жаждавших отыскать таинственные копи царя Соломона.

Сын царя Давида, Соломон стал третьим правителем объединенного Израильского царства. Во время его царствования был построен легендарный Иерусалимский храм, святыня еврейского народа. Позже это грандиозное сооружение было разрушено, построен новый – Второй Храм, который вскоре постигла та же участь, и сейчас о его былом величии напоминает лишь Стена Плача – место паломничества и одна из главных достопримечательностей Иерусалима. Процесс постройки Храма и его убранство красочно и подробно описаны в Третьей книге Царств, главы из которой мы публикуем в этом издании.

Жизнеописание Соломона приводится в данной книге в трех версиях: в предисловии – по статье русского церковного писателя-богослова Александра Лопухина (1852–1904), автора «Толковой Библии, или Комментариев на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета», по «Краткой истории евреев» Семена Дубнова и непосредственно по библейскому тексту – Третьей книге Царств.

О «Толковой Библии Лопухина» стоит отдельно сказать несколько слов. Именно этот текст составители данного издания выбрали в качестве вступительных комментариев к Соломоновым книгам, хотя их трактовки были и до Лопухина, и продолжают появляться поныне. И все же фундаментальный многолетний труд, по современному определению, «узкого специалиста», поставившего своей целью популяризировать одну из величайших книг человечества – Библию, при этом не приукрашивая и не домысливая ее Слово, заслуживает особого внимания, уважения и благодарности.

Царь Соломон оставил в назидание потомкам несколько литературных произведений, «живучести» которых могут позавидовать многие классики – ведь его книги переиздаются и переводятся на разные языки уже более двух тысяч лет! И, что особенно удивительно, все эти двадцать с лишним веков мудрые мысли Соломона не теряют своей глубины и актуальности.

Множество исследователей занимались толкованием текстов Соломона, но это вовсе не значит, что они как-то непостижимо сложны. Напротив, его притчи, афоризмы и псалмы отличаются той особенной простотой, которая понятна каждому и которая помогает передавать смысл сказанного, что называется, от сердца к сердцу. В его философии, предписывающей миру незыблемость и цикличность независимо от человеческих страстей и желаний, и сейчас могут найти успокоение ищущие и сомневающиеся, а его знаменитая Песнь Песней и ныне способна пробуждать чувственность в разочарованных или равнодушных.

Издание, которое вы держите в руках, собрало под одной обложкой все «литературное наследие» легендарного царя: книгу Притчей Соломоновых и знаменитую книгу Екклесиаста, тексты которых для удобства восприятия мы сгруппировали по темам, Песнь Песней и три псалма, приписываемые Соломону, а также книгу Премудрости Соломона, об авторстве которой исследователи спорят до сих пор, и апокрифические Псалмы Соломона, созданные позднее неизвестным автором.

И напоследок – еще одна загадка, загаданная Соломоном потомкам. В каком году он родился, в каком возрасте вступил на престол? На этот счет ученые также до сих пор не пришли к единому мнению. Краткая табличка дат, которую мы разместили в начале книги, составлена на основе традиционной еврейской историографии, ведущей отсчет от «Сотворения мира», и хронографии Баруха Каплинского, опирающегося на труды Иосифа Флавия. Разница в датировке в этих двух источниках – более 100 лет! Позаимствовав событийный ряд из традиционной еврейской историографии, составители данного издания используют датировку Б. Каплинского как наиболее распространенную в настоящее время. В то же время историк С. Дубнов и библеист А. Лопухин, чьи авторитетные статьи мы приводим в нашей книге, отправляют легендарного царя в еще более ранний период – до 1000 года до нашей эры, причем расхождение в датах у них совсем небольшое – всего несколько лет.

Краткое жизнеописание царя Соломона

Соломон (евр. Шеломо, Шломо, араб. Сулейман) – третий и величайший царь израильского народа. Второй сын Давида от Вирсавии, Соломон еще при жизни отца был назначен ему преемником и вступил на престол 16-тилетним юношей.

Воспитанник пророка Нафана, Соломон был от природы одарен светлым умом и проницательностью. Прежде всего он позаботился водворить внутренний мир вокруг престола и окружить себя доверенными лицами, с помощью которых он мог свободно вести и внутреннюю, и внешнюю политику. Царствование его сделалось синонимом мира и народного благоденствия. Египетский фараон выдал за него свою дочь, за которой Соломон получил в приданое важный город Газер, командовавший равниной Филистимской – этой большой дорогой между Египтом и Месопотамией.

Быстро развилась торговля, много содействовавшая обогащению как двора, так и всего народа. В Иерусалиме скапливалось так много драгоценных металлов, что золото и серебро, по библейскому выражению, сделались как бы равноценными простому камню.

Устроив внутренние дела государства, Соломон приступил к сооружению храма, который впоследствии сделался знаменитейшим из храмов не только по его внутреннему значению, но и по внешнему великолепию и красоте. При этом Соломон пользовался добрыми услугами своего соседа – царя тирского Хирама, который снабжал его как лесом и другими строительными материалами, так и первоклассными художниками и архитекторами. Храм (начатый в 480 г. после исхода из Египта, следовательно, около 1010 г. до Р. Х.) был построен в течение семи с половиной лет, после чего было совершено торжественное его освящение.

Соседние государи предпринимали путешествия издалека, чтобы повидать еврейского царя, слава о мудрости и делах которого успела распространиться по всему Востоку. Таково было посещение царицы Савской.

Роскошь Соломона требовала огромных средств, которые и доставлялись быстро развивавшейся мировой торговлей. Особенно важен был в этом отношении союз с Тиром, главным городом Финикии, тогдашней владычицы Средиземного и других морей. К нему стягивалась торговля из всех стран Азии, но так как все главные азиатские торговые рынки находились в подчинении у Соломона, то и вся торговля по необходимости проходила чрез его владения, и самый Тир был лишь как бы богатейшим портом Палестины, находясь в полной зависимости от нее и в продовольственном отношении, так как она была главной и почти единственной житницей финикийских городов.

Чтобы стать еще независимее от финикиян, Соломон завел свой собственный флот, корабли которого делали далекие плавания и привозили как золото, так и редкие произведения искусства. Корабли царя Соломона доходили до Геркулесовых столбов. Торговля давала казне Соломона большой ежегодный доход в 666 талантов золота (1 тал. = 125 000 руб. зол.).

В славянской, греческой и русской Библии книга, называемая книгой Притчей, является одной из семи священных книг. Полный их список следующий: книга Иова, Екклезиаст, Псалтирь, Песнь Песней, Притчи Соломоновы, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, а также Премудрость Соломона. Из-за своего содержания их именуют премудростными или учительными книгами.

В Предисловии к первопечатной Славянской Библии об этих книгах говорится так: «понеже в них разуму и истинней премудрости научаемся».

По форме изложения они стихотворные или, если брать более широкий смысл, то поэтические.

Согласно Притч. 1:1, почётное звание «творец притчей» носит царь Соломон. Да и в христианской древности книга Притчей признавалась единым произведением, принадлежащим перу одного единственного автора – Соломона. Если провести аналогию, то, например, книгу Псалмов также приписывали авторству одного человека – царя Давида.

По 3 Цар. 4:32, Соломоном было изречено тысяча и пять песней, а также три тысячи притчей.

Однако стоит заметить, что те три тысячи притчей, в которых сообщается в 3 Цар. 4:32, не могут быть отождествлены с канонической литературой.

Их нельзя назвать Притчами ни по содержанию и характеру, ни по количеству. Целая книга Притчей Соломона содержит не больше 915 стихов. Из этого следует, что основное количество из всех трёх тысяч притчей в книгу Притчей не вошли. Вошла в неё лишь избранная часть, в основном нравственно-религиозного характера.

Первая часть представляет из себя своеобразный сборник речей увещевательного направления – с первой по девятую главу.

Этот раздел преимущественно – книга Мудрости, которая изображается как высшее благо и единственно достойный предмет стремлений человека.

Часть первую можно подразделить ещё на три отдела, каждый из которых, в свою очередь, содержит по три главы.

Первый отдел содержит побуждения к мудрости, как отрицательные, так и положительные. Об этом ведёт своё повествование глава 1. Глава 2 рассказывает о свойствах премудрости и её положительных последствиях для человека. Глава третья – о частных обнаружениях мудрости в отношениях к ближним и Богу.

Второй отдел, включает в себя главы с четвёртой по шестую, в четвёртой главе более детально излагает побуждения для того, чтобы снискать мудрость и те требования, которые предъявляются человеку, вставшему на путь обретения мудрости.

Пятая глава посвящена увещаниям об избежании любопытства и сладострастия.

Глава шесть рассказывает о добросовестности, честности и осторожности в процессе исполнения общежитейских, гражданских и других обязанностей.

Третий отдел, начинающийся с седьмой главы, изображает мудрость и глупость в виде мыслящих, живых образов или лиц. Они различаются между собой действиями и внутренними свойствами. Особое внимание уделяется обольщениям глупости.

Восьмая и девятая главы – о олицетворённой мудрости, обращающейся к людям с авторитетными призывами, способствующими тому, чтобы они смогли последовать за ней, как за единственным благом, лишённым обмана.

Переходя к прочтению второй части книги, читатель получает возможность ознакомиться с Притчами Соломона, а также двумя дополнениями – слов мудрых. Во второй части, на основе общих понятий о благочестии и мудрости изложенных в первой части, предложены различные наставления и правила. Эти правила касаются общежитейских человеческих отношений, а также самых различных моментов нравственно-религиозного поведения.

Третья часть книги составлена из притч Соломоновых. Эти притчи были собраны и вписаны в книгу друзьями Езлекии, иудейского царя.

Здесь основное внимание было уделено притчам политической тематики, касающимся царя и его управления, а также притчам практическим, относящихся к теме общественной и гражданской жизни.

Заключение в книге составлено из двух прибавлений к притчам Соломона. Это главы с 30 по 31.

Одно из дополнений – притча Агура. Она в достаточно замысловатой, искусственной форме научает поведению и истинной мудрости и применению её в жизни.

Второе дополнение – наставления матери царя Лемуила и похвалы жене, обладающей добродетельными качествами.

Православная христианская Церковь уважает книгу Притчей Соломона в самой высокой степени, употребляя чтения во время церковных богослужений различных её отрывков.

Чтения из этой книги, называемые также пармии, находят применение в церковных службах, по сравнению с другими ветхозаветными книгами, довольно часто.

Книга Притчей Соломоновых или просто Притчи – одна из ветхозаветных книг Библии. Входит в цикл учительных книг, располагается вслед за Псалтирью. Как известно из библейской истории, Бог даровал Соломону мудрость. Мудрость эта и отражена в книге Притчи.

Читать притчи Соломона.

В Книге Притч Соломоновых 31 глава.

По форме изложения Притчи являются стихотворным произведением. Авторство книги Притчей принадлежит Соломону. И это единственная ветхозаветная книга, авторство которой не практически не оспаривается. Притчи Соломона носят в основном нравственно-религиозный характер.

Книга Притчей Соломоновых представляет собой отрывочные или связанные изложения философского и афористического характера. Это список умозрительных истин о Боге и жизни, правила благоразумия, наблюдения за повседневной жизнью.

Книгу Притчей принято делить на 3 части .

Часть 1. Сборник речей Соломона, в котором Соломон передает свою мудрость. Мудрость в книге отождествляется с великим благом. Это то, к чему следует стремиться каждому смертному. Первая часть включает в себя 10 глав. В этих главах Соломон рассуждает о том, какими свойствами обладает мудрость, о том, как ее обрести. Соломон предостерегает вставших на путь поиска мудрости о возможных препятствиях в виде излишнего любопытства.

Соломон рисует портреты мудрости и глупости, оживляя данные понятия. Мудрость считается автором единственным благом.

Часть 2. Образчики мудрости Соломона. Соломон дает свои наставления по поводу человеческих отношений и нравственного поведения.

Часть 3. Третью часть книги составляют притчи Соломоновы, которые вписали друзья Езекии. В массе своей это политические и практические притчи. В конце книги – притчи Агура и наставления матери Лемуила

Виды притчей Соломона.

По особенности подачи материала притчи подразделяются на

Синонимические. Вторая половина стиха повторяет мысль первой другими словами.

  • Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен.
  • Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

Антитетические. Вторая половина стиха дает противоположность первой.

  • Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери.
  • Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его?

Параболические. Нахождение сходных моментов в различных явлениях.

  • Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная.
  • Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично.

Толкование Книги Притчей Соломоновых

Целью притчей Соломоновых было выразить мудрость в удобозапоминаемых и остроумных изречениях. Мудрые советы Соломона отличаются религиозной направленностью и характером божественного откровения – прямого источника мудрости Соломона.

Мудрость представляется некой силой, говорящей посредством мудрецов. Мудрость человека есть ничто иное как часть высшей Премудрости.

Мудрость Соломона зиждется на богопочтении и имеет практический характер. Источник всякой истинной мудрости для Соломона - в законе Божьем. Совокупность наставлений в книге представляет собой нравственное законодательство, этические нормы поведения и носят универсальный характер – то есть они применимы к каждому, вне зависимости от времени и национальности.

В книге Притчей нашел новое отражение закон Моисея. Соломон, вслед за Моисеем, исследовал тайны торы.

Христианская православная Церковь свидетельствует свое уважение к книге Притчей широким употреблением ее в церковном богослужении. Чтения из этой книги встречаются чаще, чем из других ветхозаветных книг.



Рассказать друзьям