Проект "сказки городских домовых". «Я — архитектор»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ср, 08/26/2015 - 12:16 | Сафронова Ольга...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти

ПРОЕКТ

«Сказки городских домовых»

Сафронова Ольга Викторовна

педагог ДО высшей квалификационной категории; место работы: МБОУ ДОД ДТДМ г.о.Тольятти;

Паспорт проекта «Сказки городских домовых»

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти

Месторасположение учреждения

445009, Самарская область, г. Тольятти, ул. Комсомольская, 78

Наименование проекта

«Сказки городских домовых»

Сафронова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования, педагог высшей квалификационной категории

Целевая аудитория

Обучающиеся творческого объединения «Мультмастерская»,

дети в возрасте от 6 до 10 лет

Цель проекта

Раскрытие личностного творческого потенциала и формирование исследовательской активности ребенка современными техническими средствами обучения

Задачи проекта

  • .

Идея инновации

Создание психологически комфортной обстановки способствующей формированию навыков исследовательской деятельности, раскрытию творческого потенциала обучающихся, посещающих творческое объединение «Мультмастерская».

Ожидаемый результат

  • наличие мотивации к познавательной деятельности;
  • сформированность таких личностных качеств как любовь к Родине, инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению;
  • умение выстраивать коммуникативные отношения;
  • социальная адаптация в окружающем мире.

Срок реализации инновации

Направленность проекта

Интеграция социально-педагогической, технической и художественной направленностей ДО

Пояснительная записка

  1. Обоснование актуальности проекта

Современное информационное общество предъявляет к человеку новые требования. Формирование нового социального заказа, в том числе и для системы дополнительного образования, диктует внедрение новых форм работы, использование инновационных технологий в самом процессе образования. Подрастающий человек должен быть творчески активным, умеющим работать в коллективе. Именно исследовательская деятельность обеспечивает воспроизводство информации, что способствует непрерывному поступательному развитию общества.

Информационный взрыв, создание новых технических средств позволяет учителю сегодня сделать процесс усвоения новых знаний, умений и навыков интенсивным и плодотворным. Использование интерактивных технологий реализует в полной мере принцип наглядности, активизирует познавательную деятельность обучающегося в системе дополнительного образования. На таких занятиях открывается возможность вовлечь учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, в полной мере удовлетворить интересы детей в техническом творчестве.

Сегодня можно часто слышать рассуждение о том, что современные дети сильно отличаются от детей прошлых лет. Безусловно, при расширении границ познавательной и исследовательской активности ребенка на одно из первых мест в образовании выходит задача по развитию творческих способностей. В тоже время формирование познавательной и исследовательской активности – одна из важнейших задач современной педагогики, которая успешно решается в рамках проекта.

В рамках данного проекта широко используются интерактивные технологии, как на самих занятиях, так и при подведении итогов этапов реализации, что позволяет достичь результата, сформировать творчески активную социализированную личность. Проект предусматривает социально-коммуникативное развитие ребенка методом активной мультипликации. Мультфильм для ребенка – мир фантазии, сказки, иллюзии, где возможно все. Создавая мультфильм, он проецирует переживания, эмоции и чувства на результат своей продуктивной деятельности. Создавая тематические мультфильмы, ребенок усваивает социальные нормы поведения и правила общения со сверстниками и взрослыми, проигрывая различные коммуникативные ситуации в кадре. Формируются навыки общения, навыки работы в команде, здесь обучающиеся учатся договариваться, обсуждая тему, высказывая свое мнение.

  1. Научная новизна инновации

1. Интеграция социально-педагогической, технической, и художественной направленностей дополнительного образования является отличительной чертой данного проекта. Это позволяет подходить к образованию и воспитанию в рамках проекта как к процессу многогранному и всестороннему.

2. Использование регионального компонента , как основы содержательной тематики мультфильмов. В последние десятилетия произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и порой и потере духовных ценностей. Эти изменения повысили воспитательное воздействие культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Любовь к большой и малой Родине, к людям – вот два истока, питающих реку патриотизма. Дефицит учебных часов в общеобразовательной школе по направлению «краеведение» способствовало созданию содержательной части данного инновационного проекта. Современное развитие России показывает, что идеи патриотизма востребованы и вносят неоценимый вклад в обеспечение национальной безопасности, духовно-нравственного единства общества, сплочения народа.

Через краеведческую направленность происходит углубление содержания образования и воспитания детей школьного возраста, расширение границ их познавательной и исследовательской активности.

В рамках инновационного проекта разработана серия интегрированных занятий, на которых учащиеся не только получают предметные знания по созданию анимационного кино, но и знакомятся с историей своего родного края, узнают интересные биографические сведения о своих земляках. Через краеведческую направленность поисковой деятельности происходит углубление содержания образования и воспитания детей дошкольного и школьного возраста, расширение границ их познавательной и исследовательской активности.

3. Использование информационных и инновационных технологий, современных средств создания мультфильмов - еще одна отличительная характеристика проекта.

  1. Практическая значимость проекта

В процессе реализации проекта:

Изучается материал об истории создания архитектурных памятников Тольятти и Самарской области, который используется при создании сценария анимационного фильма;

Разрабатывается методический блок занятий, позволяющих популяризировать полученные обучающимися знания и умения.

  1. Цель и задачи проекта

Основная идея инновации

Создание психологически комфортной обстановки способствующей формированию положительных качеств, раскрытию творческого потенциала обучающихся в творческом объединении «Мультмастерская».

Цель:

Раскрытие личностного творческого потенциала и формирование исследовательской активности ребенка современными техническими средствами обучения.

Задачи:

  • изучить и обобщить теоретический материал краеведческого направления;
  • выполнить съемку и монтаж анимационных фильмов по мотивам исследованного материала;
  • разработать план мероприятий, направленный на реализацию творческого потенциала обучающихся и развитие их социальной активности.
  1. Содержание и структура инновации

В данном проекте мультипликация рассматривается как средство формирования социальной, исследовательской и творческой активности ребенка, как форма коллективной творческой деятельности, которая дает возможность каждому обучающемуся проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее интересны (поисковая и исследовательская деятельность, рисование, лепка, фотосъемка, компьютерная обработка фотоматериала, озвучивание, монтаж).

Получив достаточное количество знаний по созданию анимационного фильма, ребенок может приступить к реализации собственного замысла. Подобный подход позволяет существенно активизировать личного творческого потенциала.

Работа в рамках проекта ведется по двум направлениям. Первое - научно-исследовательская деятельность, которая включает: краеведческие исследования, оформление собранного материала и анализ исследований, участие в региональных краеведческих олимпиадах и фестивалях, научно-практических конференциях.

Вторым направлением является создание анимационного фильма с использованием информации, полученной в результате проведенного исследования. Интерес обучающихся к выполнению длительного практического задания в рамках второго направления поддерживается такими видами активной деятельности как экскурсии, летние однодневные походы.

Работа ведется по тематическому направлению: «Сказки городских домовых». Здесь в полной мере находит свое отражение региональный компонент, обучающиеся знакомятся с историей, искусством, архитектурой родного города и Самарской области, с жизнью и деятельностью своих земляков.

Выбранная тема близка возрасту и интересам обучающихся, обеспечивает активное участие каждого в проекте. Программа проекта построена с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей. Сюжетная линия создаваемого мультфильма может быть различной. Все зависит от фантазии и воображения автора.

Достаточно часто в группах занимаются дети, которые не умеют и не любят рисовать. Таких обучающихся увлекает сам процесс создания анимационного фильма (съемка, монтаж). Здесь особая роль отводится техническим аспектам деятельности, а герои фильма создаются из конструктора или природного материала. При создании анимационного фильма могут быть использованы разнообразные материалы: фотоматериал, пластилин, мелки, карандаши, природные объекты и так далее. Созданный мультипликационный фильм используется при проведении праздников и конференций.

  1. Ожидаемые результаты осуществления проекта

Деятельность в рамках проекта ориентирует всех участников творческого процесса на создание условий для активизации творческих способностей. Активная творческая и исследовательская деятельность обучающихся направлена, прежде всего, на развитие мышления, воображения и речи. Реализация проекта позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое расширяет и обогащает их кругозор, учит общению с окружающими. Предполагается, что в результате реализации проекта будут достигнуты следующие результаты:

Увеличение количества обучающихся, заинтересованных техническим

творчеством;

Организация и проведение городского конкурса «Мир, в котором я живу»;

Проведение творческих встреч и мастер-классов, направленных на популяризацию знаний об истории родного края и навыков работы в области анимации;

Создание мульт – копилки творческого объединения «Мультмастерская» по теме: «Сказки городских домовых» (об истории искусства и архитектуры Тольятти, Самары и Самарской области).

  1. Диагностика

В качестве диагностических методов выбраны следующие методы:

Наблюдение;
- беседа (исследование общих социальных навыков);
- методика диагностики уровня самооценки обучающегося;
- методика определения творческой активности обучающихся;

Методика определения исследовательской активности обучающегося.

Для мониторинга успешности реализации проекта были выделены следующие параметры:
- Взаимодействие с детьми в группе:
(А) активное - проявляет интерес к сверстникам, сам начинает общение, инициатор в совместной деятельности;
(В) нейтральное - проявляет интерес от случая к случаю, умеренная коммуникативная активность, может долго находится в стороне от деятельности;
(С) пассивное - не проявляет интереса к сверстникам, старается избежать ситуации общения, отчужден от группы
- Взаимодействие со взрослыми в группе:
(А) активное - общается с воспитателями и педагогами на отвлеченные темы, инициирует ситуацию общения, эмоционален;
(В) нейтральное - обращается к педагогам по необходимости, на отвлеченные темы разговаривает мало;
(С) пассивное - избегает общения с педагогами
- Поведение в игре, в творческой и исследовательской деятельности:
(А) активное - активно участвует в игре и деятельности, вовлекает других детей в игру и деятельность;
(В) нейтральное - может вступать в игру и деятельность, но редко сам является инициатором, проявляет себя не активно;
(С) пассивное - держится в стороне, замкнутый, не проявляет интереса к игре и деятельности.
- Общие социальные навыки - правила поведения и общения с людьми:
(А) высокие показатели - ребенок усвоил основные социальные навыки, может проанализировать свое поведение и поведение других людей, знает основные правила общения с людьми;
(В) средние показатели - ребенок знает основные социальные правила и правила общения, с трудом анализирует поведение;
(С) низкие показатели - ребенок плохо усвоил социальные правила, не может проанализировать поведение
- Уровень самооценки:
(А) завышенный - не задумывая позиционирует себя как положительного персонажа, считает, что все окружающие видят его так же;
(В) адекватный - адекватно оценивает себя, аргументируя свой выбор, при этом считает оценку взрослых такой же либо чуть ниже;
(С) заниженный - видит в себе отрицательного персонажа, не объясняет свой выбор.
- Уровень креативности ведения исследовательской и творческой деятельности:
(А) высокий показатель - создает сложные сюжеты, прорабатывает образы, самостоятельно способен выбрать цель и наметить пути ее достижения;
(В) средний показатель - прорабатывает образы, но сюжеты сложностью не отличаются, цель исследования или творческой деятельности выбирается с помощью педагога;
(С) низкий показатель - не может придумать сюжет, образы схематичны, работа ведется при непосредственном участии педагога.

По результатам диагностики заполняются соответствующие таблицы:

Фамилия Имя обучающегося

Взаимодействие с детьми в группе

Взаимодействие со взрослыми в группе

Поведение в игре

Самооценка

Креативность

Иванов Женя

Петров Игорь

………………….

…………………

Сидорова Валя

Никонова Света

Итоги усвоения общих социальных навыков

  1. Основные области применения и перспективы внедрения инновации

В соответствии с программой развития технического творчества в Самарской области наметились определенные сдвиги в области дополнительного образования. За счет областного финансирования удалось компьютеризировать учебные классы, приобрести оборудование для развития технического творчества. Сделаны первые шаги к обеспечению инновационного развития. В перспективе развития проекта можно рассматривать следующие виды деятельности:

Работа с творческими группами обучающихся старшего школьного возраста, где целью может быть профессиональная ориентация подростков;

Проведение мастер – классов и конкурсов в рамках сетевого взаимодействия с целью распространения наработанного опыта в педагогическом сообществе.

Участвуя в реализации проекта, обучающиеся пополняют запас знаний по таким предметам как история, география, история, мировая художественная культура, и др. Получают необходимые знания для ведения проектной и научной деятельности, совершенствуют навыки общения и работы в группе. Достаточное количество материала, рассказывающего о Самаре и Самарской области (малой Родине обучающихся) способствует формированию патриотического мышления детей. Патриотическое отношение формируется в ходе проведения занятий при использовании разнообразных форм работы, с помощью моделирования ситуаций, в которых обучающиеся переживают чувства любви, гордости за свою Родину, чувство восхищения достижениями своих земляков, их талантом, мужеством и храбростью. Работа в рамках проекта по патриотическому воспитанию, обогатит обучающихся знаниями, формирует историческое сознание, готовит к жизни и к труду.

  1. Сроки осуществления замысла инновации

Данный инновационный проект проводится и рассчитан на 3 года: 2013-2016 г.г..

Этапы реализации:

Подготовительный этап

Учебный год

Изучение интересов и потребностей обучающихся

Изучение литературы

Изучение опыта работы детских студий мультипликации

Создание временной творческой группы

Разработка образовательной программы

Конкретизация целей и задач

Организационный этап

Подбор кадрового обеспечения проекта

Определение функциональных обязанностей специалистов

Приобретение минимального набора технических средств

Опытно-экспериментальный этап

Набор экспериментальных учебных групп (младшие школьники)

Диагностика образовательной деятельности

Корректировка программ и планов по реализации проекта

Подготовка и создание электронного УМК к дополнительной образовательной программе

Обобщающий этап

Составление отчетов и их анализ

Количественная и качественная обработка результатов

Внедренческий этап

Набор учебных групп (дошкольники, средние школьники)

Выступление на семинарах и конференциях области, проведение мастер - классов

10.Ресурсное и финансовое обеспечение инновационного проекта

Кадровые ресурсы

Кадровое обеспечение реализации проекта предусматривает высшее образование работающих педагогов без стажа работы; либо высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», стаж работы в учреждении дополнительного образования.

Участниками данного проекта являются высококвалифицированные педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию, высшее профессиональное педагогическое образование. Педагоги прошли обучение на вебинарах и курсах повышения квалификации по техническому творчеству и использованию информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Участники проекта имеют большой опыт использования проектно-ориентированных методов работы с обучающимися, ведения исследовательской деятельности. Работая в таком направлении дополнительного образования как техническое творчество, педагоги широко применяют возможности компьютерной техники, современные информационные технологии.

Финансовое обеспечение проекта

Наименование затрат

Затраты в руб.

Источник средств

Наименование затрат

Фотоаппарат цифровой Canon

Собственные

Расходный материал

Родители обучающихся

Привлеченные

Собственные

Собственные

Проектор

Собственные

Собственные

Программa Movie

Maker для монтажа мультфильмов

Программа имеется в стандартном наборе программ

Микрофон

Собственные

Итого:

Документкамера

Запрашиваемые

Программа для монтажа мультфильмов

AdobePrimer 15 Pro

Итого

  1. Литература

Нормативные документы

  1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
  3. Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. Устав МБОУДОД ДТДМ от 26.10.2011 г.
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-18 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования».

Список литературы

  1. Алексеева И. Растить гражданина / И. Алексеева // Библио-поле. – 2009. - №6. – С. 51-54.
  2. Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 10. - С. 75-81.
  3. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 8. - С. 54-58
  4. Бородин О. Любовь к Отечеству – родом из детства / О. Бородин //Библио-поле. – 2009. - №7. – С. 6-20.
  5. Военно-патриотическое воспитание детей и юношества: материалы творческой лаборатории / Мин. культ. Омской области, БУК «ОБДиЮК». – Омск, 2009. – 51с.
  6. Воротилова Е. Я - гражданин, я – патриот / Е. Воротилова //Патриот Отечества. – 2007. - №1. – С. 19-20.
  7. Гейкер Н. Национально-региональный компонент в работе с детьми // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 9. - С. 33-35.
  8. Игнатович С. Знакомим детей с искусством зодчества // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 2. - С. 40-51.
  9. Кваша Н. К России вечная любовь / Н. Кваша // Патриот Отчества. – 2003. - №4. – С. 40-41.
  10. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 2. - С. 3-8.
  11. Корнешова С. Малая Родина // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 2. - С. 116-119.
  12. Коршикова Е. А. Проект вариативной программы «Наша малая родина»// Начальная школа + до и после. – 2007. - N 2. - С. 11-15.
  13. Лисенкова О. Региональный компонент в дошкольном образовании Вологодской области // Воспитание и образование. - 2009. - N 3. - С. 60-64.
  14. Метелкина Н. Мой любимый город: для детей старшего и среднего школьного возраста // Педагогический вестник. - 2011. - N 4. - С. 95-96.
  15. Мы любим страну, в которой живем: метод. рекоменд. / МУК «ЦСМБ» г. Омска; О.В. Колесенкова. – Омск, 2004. – 40с.
  16. Николаева Л. Д. Колесо истории: занятие по ознакомлению с окружающим миром в школе // Воспитание и образование. - 2011. - N 3. - С. 15-19.
  17. Пантелеева Н. История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 2. - С. 36-42.
  18. Прудникова Е. Храним любовь к родной земле / Е. Прудникова //Библио-поле. – 2009. - №7. – С. 62-65.
  19. Россия глазами и душой: консультация по патриотическому воспитанию детей и молодежи / МУК «ЦСМБ» г. Омска; Л.В. Зайцева. - Омск, 2002. – 22с.
  20. Сахаров А. На поле ратной славы / А. Сахаров //Патриот Отечества. – 2008 . -№12. – С. 43-44.
  21. Соболева И. Любить малую родину: мама, папа и я - семья // Педагогический вестник. – 2005. - N 10. - С. 52-53.
  22. Тихонова А. Ю. Приобщение детей к истории и культуре своей малой родины // Педагогика: теория и практика. - 2011. - N 9. - С. 60-65.
  23. Фесенко Г. «Русская береза - символ Родины моей» // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 3. - С. 36-39.
  24. Филиппов В. Высоко нести знамена доблести и славы / В. Филиппов // Патриот Отечества. – 2004. - №2. – С.1.
  25. Хуснутдинова А. Прогулки по родному краю // Образование и воспиатние. - 2007. - N 8. - С. 113-115.
  26. Ширко Т. Гражданские инициативы сибиряков / Т. Ширко // Патриот Отечества. – 2009 - №12. – С. 31-36.

Ресурсы удаленного доступа (интернет)

  1. Книга «Искусство мультипликации» http://www.lostmarble.ru/help/art_cartoon/
  2. Мультипликация в школьной практике – средствами мобильного классаhttp://nbazanovainfo.narod.ru/mult.htm
  3. Проект «Секреты создания мультфильма»
  4. Эстетическое воспитание младших школьников средствами киноискусства
  5. http://www.vlivkor.com/2008/02/28/jesteticheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov_sredstvami_kinoiskusstva.html

Как архитектурные утопии помогают развиваться городам


На днях в Центральном доме архитектора состоялась лекция ведущего отечественного архитектора-футуролога Артура Скрижали-Вейса, где он рассказал о значении вымышленных проектов в развитии мировой архитектуры.


С древних времен люди пытались представить образы идеальных городов будущего. Многие идеи с позиций сегодняшнего дня могут казаться примитивными, но когда-то они поражали воображение людей. Со временем проекты архитекторов-футурологов становились все сложнее и детальнее, постепенно фантазии художников превратились в двигатель архитектурного прогресса. Архитектурные шедевры, которыми сегодня восхищается весь мир, могли бы не появиться на свет, если бы не было тех, кто занимался архитектурным фантазированием.


Современные архитекторы признаются, что неоценимое влияние на формирование их профессионального восприятия оказало творчество Джованни Пиронези, Антонио Сант-Элиа, Питера Брейгеля-старшего, Этьена-Луи Булле, Якова Чернихова и многих других архитекторов-фантастов. Как говорит Артур Скрижали-Вейс, произведения архитектурной фантастики побуждают общество к смелым размышлениям и поиску новаторских образов.



Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563г.



Этьен Булле. Кенотаф Ньютона. 1784г.



Архитектурные фантазии Якова Чернихова в 1920-х годах...



Повседневная реальность в XXI веке




Архитектор-футуролог Артур Скрижали-Вейс:


Направление архитектурного фэнтези у меня связано с переосмыслением архитектурной классики. Историческое наследие привлекает, как гигантская творческая лаборатория, в которой я провожу свои эффективные эксперименты по созданию синтезированных фантастических сооружений. Историческая архитектура в стиле фэнтези - это не реконструкция, а воссоздание духа античного мира в невероятных формах.


Взгляд в будущее


Футурология в архитектуре - это взгляд в будущее, прогнозирование. "Нужно стараться предвидеть появление архитектурных форм, - объясняет Артур Скрижали-Вейс. - Мы не просто рисуем на пустом месте то, что первое приходит в голову. Необходимо представлять и предвидеть, к чему движется общество". При создании фантастических сооружений у художника должно сложиться представление, в каком месте и в каком времени находится воображаемый проект, кто в нем будет жить (пусть персонажи тоже будут придуманными). Необходимо определить функции проектов, конструкции должны быть правильно рассчитаны, изображены в пропорциях, приближенных к реальным. Нужно выстроить для них причинно-следственную связь, тогда это будет интересно и полезно.


По словам архитектора, даже в сказочные "бумажные" проекты необходимо закладывать использование современных технологий. В том числе при переосмыслении каких-то концепций старых авторов, которые вдохновляют их современных последователей. "Техногенная эстетика продиктована новыми открывающимися возможностями, - рассказывает архитектор. - Города и сооружения в воздухе, на воде, под водой, под землей и в космосе".


Прикладное значение


Кто-то скажет: архитектурная сказка - и не более. Однако проекты футурологов зачастую имеют прикладной смысл. Скажем, та же Москва - это в некотором роде воплощение представлений древних философов и художников о "городе-Солнце". В далеком прошлом появились проекты небоскребов, освоения подземных пространств, намывных островов, которые сегодня - обычная вещь. По словам Артура Скрижали-Вейса, футуристическая архитектура в качестве научно-фантастических архитектурных концептов, выходящих за рамки сегодняшнего дня, должна иметь прикладное значение. Ее создание вызвано желанием создавать образы, которые смогут формировать новые тренды и векторы развития глобальной архитектуры. Это некий путь, который поможет найти оптимальные интересные решения для сооружений будущего, это универсальные зрительные коды, которые имеют возможность сбываться при определенных условиях. "Например, если я создаю дома-амфибии для климатических беженцев, я же пока точно не знаю, насколько и в какие сроки поднимется Мировой океан, - говорит архитектор. - Но то, что катаклизмы происходят и их темпы будут со временем нарастать, уже всем очевидно. Поэтому некий смысл в создании таких проектов "впрок" определенно существует".


В то же время в мировой практике пока нет как таковых реализованных проектов, которые можно было бы четко отнести к стилю фэнтези. Этот архитектурный жанр не используют для реального строительства. Им вдохновляются, черпают новые художественные образы. На сегодняшний день футуристическую архитектуру активно используют в Голливуде, выстраивая мощные виртуальные миры, используя новые компьютерные технологии. Достаточно вспомнить "Звездные войны" Джорджа Лукаса.


Если вернуться в наше настоящее, то представляется, что возможности по внедрению идей-фантазий в конкретные проекты во многом определяются смелостью архитектора, инвестора и властей, их готовностью отойти от устоявшихся норм и традиционных представлений.


Архитектурные фантазии Артура Скрижали-Вейса









Сегодня есть огромное количество книг об искусстве для детей. А помимо книг есть музеи и картинные галереи, выставки и перфомансы, студии и кружки для занятий. Но вот с архитектурой все обстоит несколько иначе. Как говорить с детьми об искусстве архитектуры, которое окружает нас каждый день и является, пожалуй, самым прикладным из всех видов творчества? Как помочь заметить многообразие идей для постройки зданий, мировое буйство красок, форм и материалов? На этот вопрос крайне редко встречается ответ в детской познавательной литературе. При том, что у меня дома полки ломятся от "взрослых" книг для архитекторов, я знаю только два достойных издания книг по архитектуре для детей: Марко Буссальи "Понимать архитектуру" для среднего и старшего школьного возраста (но его не так-то просто найти в продаже) и две новых книги чудесной серии "Детям об искусстве" - "Архитектура" издательства “Искусство - XXI век” . Причем уникальность первого тома в том, что он рассчитан на самых маленьких, от трех-четырех лет до средней школы, а второй - для детей постарше - младшего и среднего школьного возраста.

Первая книга абсолютно чудесная, в ней радует все - легкий слог Ольгой Синициной, простые объяснения, интересный, живой и не скучный текст, свободная игровая форма подачи материала, задания на внимательность, замечательные вопросы по ходу всего повествования, позволяющие активно включать маленького "искусствоведа" в чтение, множество ярких красочных иллюстраций и очень хорошая подборка примеров различных зданий.
Из книги можно узнать, что такое дом и какие они бывают, из чего его можно построить и как украсить, о первых жилищах древнего человека, египетских и греческих храмах, гробницах и триумфальных арках, рыцарских замках и царских дворцах, материалах для современных зданий, основных понятиях и «китах» архитектуры. Здесь на одной странице можно встретить мечеть, пагоду и церковь, попасть в лабиринт и поиграть в прятки, узнать, зачем во дворце зеркала, а в замке - подземный ход , и даже прочесть о том, как построить мечту.
Это отличный помощник на пути к пониманию искусства зодчества. Не могу сказать, что я бы хотела видеть Главного Читателя архитектором, но я бы точно хотела, чтобы он замечал и понимал красоту архитектуры. Думаю, именно с таких книг начинается любовь к архитектуре и внимательное отношение к прелести окружающего нас рукотворного мира. И именно благодаря таким книгам, становится ясно, почему “архитектура - это застывшая музыка”, и почему так здорово и полезно фантазировать.

Вторая книга рассказывает о великих архитекторах прошлого и настоящего и их творениях, о новых приемах, технологиях и материалах, которые позволяют современным зодчим осуществлять свои архитектурные фантазии. Здесь есть необычные дома - дом в клетке, дом-цилиндр, умный дом из кубиков и дом-пузырь, мосты, здания музеев и вокзалов и даже хрустальный дворец…Читать так же увлекательно, как и первую, но немного удивляет подборка объектов. С одной стороны понятно, что нельзя объять необъятное - и дом с животом, и мигающая башня одинаково достойны внимания, с другой - хотелось бы, чтобы прослеживалась структура выбора (эпохи, стили, направления, материалы и т.п.), позволяющая дать представление обо всем многообразии архитектурных решений в мире. Но за фразу "Архитектор - одна из самых интересных, важных и ответственных профессий на земле" в самом начале книги, я могу простить и это:) Иллюстраций такое же несметное количество, как и в первой книге, в конце даны ответы на вопросы.

И, напоследок, хочу посоветовать всем детям и родителям, интересующимся архитектурой, сообщество arch_children














































Качество издания превосходное: огромный формат (А4 по высоте, но приближен к квадратному), твердая глянцевая обложка (надо отметить, довольно стильная), очень плотная белоснежная мелованная бумага, не бликует, крупный четкий шрифт, с выделениями "жирным" и очень уместным игровым написанием отдельных фраз волной и по-косой, отличное качество печати, за исключением нескольких полностраничных разворотов, прошитый переплет. Даже не будь я архитектором, все равно бы купила.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадуйская средняя школа №1 имени В.В. Судакова»

Проект по литературному чтению:

«Легко ли быть сказочником?»

Работу выполнили:

учащиеся 4 «б» класса:

Фоменко Алена,

Ушнурцева Диана,

Тарасенко Дима,

Смирнова Елена,

Никанова Анастасия.,

Карпова Полина,

Ермолаев Максим,

Горбунков Никита

Руководитель проекта:

Берсенева Т.Г.,

учитель начальных классов

Кадуй.2017 г.

1.Введение_________________________________________________стр

2.Основная часть____________________________________________стр

2.1. Теоретическая часть______________________________________стр

2.2 Практическая часть_______________________________________стр

3.Вывод_____________________________________________________стр

Заключение_________________________________________________стр

Литература__________________________________________________стр

I. Введение

В программе начальной школы по литературному чтению большое внимание уделяется сказке как литературному жанру. Рассматриваются виды сказки, раскрываются законы волшебной сказки, отличительные особенности, ее структура и композиция. При изучении сказки Г-Х. Андерсена «Чайник» одно из заданий предполагало составление сказки «по аналогии». Учащиеся нашего класса были заинтересованы этим видом работы. Не секрет, что все дети любят сказки, многие их даже сочиняют, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Мы решили, что знание этих секретов поможет составить сказку по аналогии со сказкой Г-Х. Андерсена «Чайник».

Вид проекта: творческий

Продукт проекта : книга «Наши волшебные сказки».

По количеству участников : проект групповой.

По продолжительности : краткосрочный (срок реализации 2 недели).

По характеру контактов между участниками : внутриклассный.

Цель проекта: Развитие умения выделять отличия авторской волшебной сказки от других видов сказок, составление своих сказок по аналогии со сказкой Г-Х. Андерсена «Чайник».

Задачи проекта:

Изучить особенности построения волшебной литературной сказки;

Узнать из словарей значение слова «аналогия»;

Развивать умения анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.

Создать книгу «Наши волшебные сказки».

II. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

1. Особенности построения волшебной литературной сказки.

Литературная сказка - это эпическое произведение, созданное автором.

В ней изображаются:

Вымышленные, невероятные события и сказочные герои;

Повествование от лица рассказчика;

Он повествует о том, что видит и слышит;

Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.

В авторских сказках отсутствует зачин, присущий фольклорным сказкам. Используются лишь элементы традиционной схемы, большое значение имеет авторская фантазия. Автор по своему усмотрению убыстряет или замедляет художественное время, передает идеи, свойственные эпохе.

Таким образом:

Литературная сказка - авторское художественное произведение, основанное на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчинённое его воле. Это фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев, произведение, в которых волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора, помогают охарактеризовать персонажей.

2. Что обозначает слово «аналогия»?

Аналогия - сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями. Пример: Заключить по аналогии. Провести аналогию между чем-нибудь. (Толковый словарь Ожегова.)

Аналогия -

1) Сходство, соответствие в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями.
2) Умозаключение, в котором на основании сходства предметов, явлений, понятий в каком-либо отношении делают вывод о сходстве этих предметов, явлений, понятий и в других отношениях (в логике).(Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.)

Таким образом: аналогия - это подобие предметов или явлений в каких-либо свойствах, признаках или отношениях. Создать текст по аналогии- значит используя новых сказочных героев, их жизненные истории создать новый текст, поддерживая главную идею, мысль авторского текста.

2.2 Практическая часть.

1. Работа в группе.

Работая в группе мы продумали систему вопросов для помощи в создании сказки об обыкновенном простом карандаше:

1.Выберем простой, привычный предмет (н-р простой карандаш);

2.Какой у него характер (скромный, спокойный, добрый);

3.Где и с кем он живёт? (в пенале с ручкой и ластиком);

4.Как вы думаете какие его соседи?

5.Как они к нему относятся, как ему живётся с ними рядом?

6. О чём он мечтает? (быть цветным карандашом, оставить яркий след в жизни, раскрасить весь мир, завидует, что цветные карандаши живут в коробке, они братья, их много, они помогают и дополняют друг друга);

7.Какая проблема у карандаша? (он не верит в себя);

8.Кто ему может помочь? (старая ручка, у которой уже кончается паста, разоткровенничалась с карандашом);

9.Какие она могла дать ему советы? (загляни поглубже в себя, у тебя тонкий ум, только нужно постоянно его оттачивать, у тебя доброе, мягкое сердце, ты поможешь любому человеку сделать пробный рисунок, пометку. Каждый человек может ошибаться, а ты позволяешь исправить эту ошибку незаметно для окружающих. Неважно как ты выглядишь, в какой ты одежде, главное, что у тебя внутри);

10.Концовка сказки (так прожил карандаш в пенале долгую жизнь. он был в руках художника, архитектора, школьника. Служил людям до самой старости, его сточили уже так, что удержать его теперь могла только детская рука, Которая чертила какие-то наброски на листе, но он был счастлив, что оставляет след в этой жизни, приносит пользу и позволяет исправлять чужие ошибки.

После групповой работы мы самостоятельно подготовили сказки, которые и послужили нам для создания книги «Наши волшебные сказки».

2. Индивидуальная работа. Создание сказок.

Садовый гномик.

В одном саду старого садовника был гномик, да не простой, а садовый. Гномик был застенчивый и скромный. Вот как-то раз он думает:

Вдруг дождь и ветер испортят меня и я стану не нужным? Наверно люди выбросят меня, ведь я создаю красоту и нужен только для этого!

Но старая роза ответила своему другу: -Не беспокойся! Это мы завянем и нас срежут садовыми ножницами, а ты простоишь много лет, ведь у тебя такая красная шляпка, что так и хочется смотреть на неё. Гномик задумался. Он решил, что роза действительно в чем-то права. Ведь ему совсем немного лет и он ещё долгое время будет украшать цветник и защищать его от маленьких птичек. А ведь для него было так важно - приносить пользу и быть нужным садовнику.

Горбунков Никита.

Золотая рыбка.

Жила-была золотая рыбка. Жила она в аквариуме, вместе с другими рыбками. Она любила хвастаться перед другими своей красотой и умением великолепно держаться на воде. А про то, что если на неё долго не будет попадать свет и она побледнеет, совсем позабыла. Вот однажды в аквариум привезли скалярию по имени Призрак. Она любила темноту и поэтому включать свет стали редко. Золотая рыбка начала бледнеть. Сначала она расстроилась, а потом узнала, что может светиться в темноте и осталась любимицей хозяев.

Ермолаев Максим.

Плюшевый зайчик.

Жила- была девочка Марина. Была у неё любимая мягкая игрушка. Зайчика звали Пушистик. Играла Марина с Пушистиком целый день. Но на день рождения ей подарили мягкую игрушку. Это была прехорошенькая коричневая собачка. И девочка забыла про зайчика. Но однажды к девочке пришли подружки и случайно разорвали собачку. Девочка сильно плакала и вспомнила про зайчика, который пылился в коробке с другими игрушками. Марина стала искать его, зайчишка лежал на самом дне коробки. Девочка попросила прощения у своей любимой игрушки и больше уже никогда с ним не расставалась.

Карпова Полина.

Золотистый галстук.

Жил-был гордый галстук. Он хвастался своей красотой перед другими галстуками, которые висели в шкафу. Ведь хозяин надевал их гораздо реже! А вот золотой галстук часто вместе с хозяином посещал разные важные мероприятия и праздники. Но однажды хозяин купил себе новый галстук и больше уже не вспоминал о старом, золотистом. Вот тут-то галстук и обиделся, ведь он считал себя самым красивым! Прошло три месяца и хозяину надоел старый галстук. Он вспомнил о своем любимом золотистом галстуке. На свадьбу своей старшей дочери хозяин выбрал старый золотистый галстук. Он даже разговаривал с ним как со старинным приятелем. Конечно галстук простил его, ведь он опять стал нужен своему хозяину. А главное для вещи- приносить радость и быть нужным людям.

Никанова Анастасия.

Старая шариковая ручка.

Жила-была ручка. Её купили в магазине. Как-то раз в ней закончилась паста. И стала думать ручка:

Выбросят ли меня и купят новую, яркую и совсем не погрызенную шаловливым щенком? А может быть купят пасту, чтобы я смогла снова писать, ведь я пишу очень красиво и без ошибок? Ручка долго думала и решила узнать мнение карандаша. Она очень боялась, что он посмеётся над ней, ведь они не были друзьями.

Как ты думаешь, что со мной будет?

Карандаш ей ответил:

Не переживай! Ты очень красивая! Ты у девочки Леночки самая-самая любимая!

Три дня они переживали, ведь они не знали, как сложится судьба старой ручки. А на четвертый день Леночка купила новую пасту для своей любимой ручки.

Шариковая ручка была счастлива. Ведь она снова нужна своей юной хозяйке! Да и жизнь теперь не казалась ей такой одинокой, ведь у неё появился друг-карандаш.

Смирнова Елена.

Старая кукла.

Жила-была девочка и была у неё любимая кукла Алёнушка. Шли годы, эта девочка выросла и родилась у неё своя дочка. Мама подарила Алёнушку своей дочке, она с ней все время играла. Но на день рождения девочке подарили новую куклу Барби. А Алёнушку посадили в угол и все про неё забыли. Обидно было Алёнушке! Однажды к девочке в гости пришли подружки и случайно сломали новую куклу. Долго плакала маленькая девочка. Как вдруг мама опять принесла ей Алёнушку. С тех пор девочка никогда больше не бросала свою любимую старую куклу. Она причёсывала её, одевала, мыла, шила ей прекрасные наряды. А Алёнушка нисколько не обижалась на свою хозяйку, она снова была самой счастливой куклой в мире!

Ушнурцева Диана.

Старый друг.

Жил-был плюшевый мишка. Он был старый. Через ветхую, истертую ткань виднелись опилки. Одно ухо у мишутки было оторвано, и с ним давно уже никто не играл. А рядом с ним сидел новенький, красивый медведь. Его подарили девочке Марусе на Новый год. Он пел песенки на английском языке и читал сказки. Маруся целый день играла с новой игрушкой. Напротив старого мишки сидела его добрая приятельница собака по кличке Баранка. Она очень печалилась и думала, что о старых игрушках уже никто не вспомнит. Однажды старый мишка упал с полки. Девочка заметила это. Оказалось, что у медведя оторвалась лапа. Братишка велел выбросить мишутку на свалку. Марусе стало до слез жаль старого друга. Она отнесла его маме. Мама вспомнила историю своего детства. Ведь она так долго играла с этим мишуткой. Было время, когда они не расставались ни на минуту! Вместе мама и дочка починили игрушку. Теперь девочка не делит игрушки на старые и новые. Ведь так замечательно, когда тебя окружают старые добрые игрушки-друзья!

Фоменко Алена.

Жил-был пылесос. Жил он среди других бытовых приборов. Он считал себя самым полезным и незаменимым. Он хвастался своей длинной трубой и пластмассовыми колёсиками. Но однажды, когда мама пылесосила ковер, отключили электричество. Что-то где-то замкнуло и, неожиданно для себя, пылесос сломался. Хозяйка решила не тратить денежки на ремонт и купила себе новый современный агрегат. Старый пылесос муж хозяйки отвез на свалку за город. Пылесос грустил, переживал. Он стал ржаветь и чуть окончательно не упал духом. Но однажды его облюбовала дружная мышиная семья. Теперь в пылесосе живут мышки. Старый пылесос перестал грустить - ведь он опять приносит пользу. Как хорошо, когда у старой вещи появляется вторая жизнь!

Тарасенко Дмитрий.

3. Индивидуальная работа.

Иллюстрирование своей сказки. Создание книги с рисунками авторов.

3. Вывод

В ходе работы над проектом изучили особенности построения литературной сказки, узнали из словарей значение слова «аналогия».

Проанализировали сказку Г-Х. Андерсена «Чайник», составили вопросы-помощники для сочинения сказки на примере истории про простой карандаш;

Закрепили умение работать в группе, создали сказки и проиллюстрировали свои произведения;

Выполнили презентацию для представления своей работы, оформили книгу «Наши волшебные сказки»;

Сделали вывод, что настоящим сказочником быть нелегко, нужно сделать сказку интересной, доступной для детей, поучительной. Не зря А.С. Пушкин сказал: «Сказка ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок»;

Заключение

Сказки создавались авторами для детей и взрослых. Они очень любимы не только детьми, но и взрослыми. Ведь в них и развлекательный характер, и особый тон, и веселое сочетание слов, и выдумка, и насмешка, которые делают сказки интересными. Они помогают различать правду от лжи, выявлять людские пороки, открывать мир чудес. В каждой сказке добро побеждает зло. Сказка учит смелости, доброте, справедливости и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений; просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Сказка обладает целебными свойствами. Мы многому научились у сказочных героев.

Литература

1.Г-Х. Андерсен «Чайник» (уч. «Литературное чтение», авт. Л. Климанова, В. Горецкий, изд. «Дрофа» -2011г, 4 класс)

2.С. Ожегов «Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений», Издательство: «АСТ», «Мир и Образование» 2016 г.
3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный - М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с. - (Б-ка словарей рус. яз).

Дошкольный возраст – возраст сказок. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным в том, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Считаем, что тема сказок в дошкольном возрасте очень актуальна, т.к. с каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Речевое общение становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. И сказка - это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Поэтому наша цель педагогов дошкольной образовательной организации заключается в том, чтобы дать ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие сказок. Сделать так, чтобы сказка была средством эмоционального погружения ребенка в новую область познания.

Эмоционально погружая ребенка в какую - либо тему, мы, педагоги, даем общее ведение того нового представления, которым будет овладевать ребенок, постепенно шаг за шагом со своими новыми друзьями - сказочными героями.

Ежедневно, в свободной деятельности, знакомя детей со сказками, прочитывая их, мы замечали, что дети проявляют большой интерес к сказкам: внимательно слушают, с интересом рассматривают иллюстрации, активно принимают участие в беседе по содержанию, чувствуют содержание художественного произведения, задумываются над поступками героев. Мы решили поддержать этот интерес детей к сказкам, через беседы с детьми в свободное от занятий время на темы: «Что за прелесть эти сказки», «Путешествие в сказку», «Герои любимых книг», а также через НОД по познавательному развитию на темы: «Хорошая книга – лучший друг», «Иван Яковлевич Билибин и его книжки», «Умный Ивашка» по речевому развитию, через развлечения на тему «В гостях у сказки», «Там ступа с бабою Ягою идёт - бредёт сама собою». Участие детей в этих мероприятиях помогли выяснить, какие сказки знают дети, какие герои больше им нравятся, какие бывают сказки: народные и авторские, выяснили, что народные сказки придумывает народ, а авторские один человек, что сказки делятся на несколько групп: сказки о животных; сказки о взаимодействии людей и животных; сказки-притчи; бытовые сказки; сказки-страшилки, сказки о нечисти, заветные сказки; волшебные сказки и другие.

Мы заметили, что детям наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения, а также с человеческими персонажами: принцессами, царевнами, солдатами. С большим удовольствием дети слушают сказки о людях, потому что в них содержится рассказ о том, как человек познает мир. Часть детей предпочитают волшебные сказки.

Прочитывая детям очередную народную сказку, мы предположили, что как интересно было бы придумать свою сказку! Мы предложили и дети согласились. Сначала на первом этапе пробовали придумать продолжение сказки или счастливый конец, например, в сказке про Красную Шапочку, а также придумывали сказки – наоборот, например, про Колобка, который из доброго превратился в сердитого.

А затем, уже на втором этапе предложили сочинить свою сказку. Чтобы детям было легче фантазировать, мы решили использовать методику «Карты Проппа», известного фольклориста, который занимался изучением русских народных сказок. С этой методикой мы познакомились на семинаре – практикуме и решили использовать её в своей работе с детьми. Мы отыскали дополнительную информацию в интернете об этой методике, изучили её, поняли, что Пропп разделил сказку на набор, состоящий из множества функций в виде схем (карт): «жили-были», «запрет», «особое обстоятельство», «появление друга - помощника», «одержание победы», «получение волшебного средства», «счастливый конец», «мораль» и пр. Далее мы изготовили карты Проппа из бумаги на плотном картоне и расположили их на полотне с прозрачными кармашками, чтобы детям было удобно пользоваться. Мы предположили, что при помощи карт дети легко усвоят содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

Сначала мы познакомили детей с содержанием всех карт, объяснили детям, что обозначает каждая из них, и попробовали сочинить коллективную сказку, однако, мы заметили, что у детей наблюдаются некоторые трудности в работе с картами: выборе темы сказки, трудности по развитию сюжета, последовательности изложения, подбора нужной карты и вывода – морали в конце сказки. Исходя из этого, мы задумались над тем, как легче донести до сознания детей содержание и использование карт. Поэтому, первоначально, мы решили с детьми выложить любую сказку, полюбившуюся детям, например «Баба - Яга и Дарьюшка», «Гуси-лебеди» с помощью карт, используя наводящие вопросы по содержанию сказки (какими словами начинается сказка, какой картой обозначим: («жили-были»), что нарушила Машенька – запрет родителей, какой картой обозначим: «запрет», кто помогал девочке – обозначаем картой «появление друга – помощника» и чем закончилась сказка, какова её мораль).

Таким способом мы весте с детьми выложили несколько сказок по выбору детей картами Проппа, закрепили тем самым названия карт, после чего рассказали по ним сказку. Далее мы предлагали детям выбрать минимальное количество карт (5-6) для составления сказок и по ходу объяснили детям структуру сказки: у неё есть начало или зачин (с каких слов начинается любая сказка), завязка (основное содержание сюжета), развязка, концовка (счастливый конец).

Всю деятельность по сказкосочинительству строили в форме игры. Так для составления коллективной сказки мы предложили детям игру с кубиками, на сторонах одного из которых изображены любимые герои сказок (добрые и злые), а на сторонах другого кубика изображены герои – помощники (ёжик, серый волк). Таким образом, дети выбрали героев для будущей сказки.

В ходе речевой игры «Угадай по описанию» дети выбирали сказочного героя, описывали его внешний вид, костюмы, повадки, его действия в сказке, а остальные дети угадывали его и выбирали его для сочинительства будущей сказки.

Интересно прошла игра со шкатулкой, из которой дети доставали волшебные предметы: клубочек, гусли, волшебная палочка, скатерть – самобранка, дудочка, перо и другие, которые также стали основой для будущей сказки.

Большой интерес вызвала командная игра «Кто в домике живёт», в ходе которой дети распределяли картинки с изображением как положительных и отрицательных героев сказок (Золушка, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и пр.), а затем отбирали по выбору героев своей сказки.
Игра по цветотерапии «Определи характер героя» помогла детям определить характеры сказочных героев (добродушные, жестокие, добрые, злые), обозначив их цветом с помощью цветных планшетов.

Первоначально мы решили сочинить коллективные сказки, в ходе которых дети сами предлагали тему, героев сказки, а педагог занимался сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Они являются как бы основой и подготовкой к придумыванию авторских сказок. Присутствие сразу нескольких участников – детей делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким.

В процессе составления совместной коллективной сказки дети получают наглядное представление о том, что значит сочинять сказку поэтапно. Такая игра позволяет ребёнку более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.

Далее мы предложили придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказку мы «собирали» из детских ответов на наши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения дети высказывали по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей. Сначала дети предлагали простейший сюжет из нескольких предложений. Например: как мальчик Степа пошел в лес за грибами и заблудился. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?». Затем мы устроили конкурс разных вариантов окончания сказки, после чего был выбран лучший вариант. Такой план сочинения сказки позволил нам совместно с детьми сочинить ряд коллективных сказок на тему: «Чудеса на лесной полянке», «Путешествия осени», «Сказка о плохом человеке» и др. Далее чтобы поддержать интерес к сказкосочинительству у остальных детей, мы предложили придумать свои авторские сказки.

На третьем этапе , в ходе свободной, игровой деятельности дети предлагали детям свои варианты развития сюжета сказки на разные темы или ее примерный план: придумать зачин, кульминацию, концовку, нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате какого действия). Затем подводится итог: как изменился герой и придумывается название сказки. Со слов детей мы от руки записывали содержание авторских сказок, сочинённых детьми, рассказывали их. Затем отобрали самые интересные из них, по мнению детей и решили что, чтобы наши сказки узнали, прочитали и услышали другие дети, их нужно оформить в книгу.

Поэтому на четвёртом этапе нами был составлен план действий: познакомить детей со структурой книги, выбрать технику оформления рисунков, познакомить с иллюстрациями художника Ивана Яковлевича Билибина, в соответствии с этим познакомить детей с буквицей.
В результате НОД на тему: «Как появилась книга», «Книга – лучший друг» дети познакомились со структурой книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом и рисунками, оформленными художниками), познакомились со сказками, которые проиллюстрировал художник И. Я. Билибин, узнали о способах оформления рисунков и рамок на страницах книг в изобразительной технике «лубок» - грубоватый штрих, яркая раскраска, круги, штриховка. Нам самим было интересно изучить эту технику изображения, однако поначалу было не очень-то понятно, но в ходе проведённых консультаций с педагогами, семинара-практикума, мы расширили свои представления и овладели элементами и способами изображения в технике «лубок», а потом уже пробовали с детьми оформлять рисунки в технике «лубок», предварительно выбрав форму рисунка (круглая, овальная, прямоугольная), используя при этом нетрадиционные техники рисования – гелевыми ручками, цветными мелками, простыми и цветными карандашами.

Ребята помогали своим любимым сказочным героям, выполняя для этого различные рисунки и графические работы, после чего рассматривали все рисунки с детьми и выбирали самые яркие, красочные. Обратили внимание детей на то, что название сказки на обложке книги оформлено буквицей, а также и текст сказки на первой странице начинается с буквицы. Для начала мы сами изучили материал о буквице в интернете, прослушали консультации педагогов на эту тему, а потом уже объяснили детям, что такое буквица и предложили изобразить буквы в технике «лубок». Сначала дети просто простым карандашом придумывали эскиз буквицы, рисовали буквицу в своих именах, а потом украшали их цветными мелками и карандашами, а также гелевыми ручками элементами «лубка». А с каким интересом дети лепили буквицы из солёного теста, придумывая различные элементы украшения буквицы.

Большой интерес вызвала игра «Изобрази букву», в ходе которой дети движениями должны были какую-либо букву, а остальные дети отгадывали и называли букву, отыскивали её на столе и красочно раскрашивали. Дети с большим удовольствием совместно с педагогом старательно оформляли каждую страницу будущей книги.

Работу по сочинительству детьми сказок мы проводили в тесном контакте с родителями: проводили консультации по темам: «Сочиняем сказочные истории вместе с детьми», «Воспитание сказкой», устраивали выставки совместного творчества родителей и детей, например, «Добрые сказки, яркие краски», «Как мы читаем дома». Родители принимали активное участие в изготовлении книги – печатали тексты сказок.

В результате такой совместной деятельности у нас получились замечательные книги с авторскими сказками, такие как «Сказка о капризной принцессе», «Как зверята тучку искали», «Полинка и Дружок», «Сказка про звёздочку», «Облачко и Солнышко», «Сказка про снег», на титульном листе которых дети, совместно с педагогом написали фамилии авторов книги и художников, принимавших участие в оформлении книги.
Особенно хочется выделить авторов сказки, а также художников – оформителей Малышеву Машу и Абросимову Полину, которые наиболее удачно подобрали цвета, использовали перспективу в рисунке, располагая изображения предметов вблизи и вдали, смогли передать характер, настроение героев сказки.

На своем опыте мы убедились, что сочинительство сказок на свободную тему - вершина словесного творчества детей. С помощью методики «Карты Проппа» они способны самостоятельно придумать сказку, название к ней, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку, используют свой жизненный опыт, передавая его в связном повествовании. При этом у детей формируются способности понятно, четко, последовательно излагать свои мысли.

В заключение хотим отметить, что опыт сказкосочинительства по методике «Катры Проппа» оказал благотворное влияние на развитие детей. Родители отметили, что дети стали более заинтересованно слушать сказки, делать выводы, понимать смысл и поступки героев. Творчески подходят к рисованию, умеют использовать в рисунках разные техники рисования. С удовольствием рисуют восковыми мелками, акварелью, карандашами и т.д.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Сказки позволяют развивать творческие способности, т.е. способность удивляться и познавать, способности находить решение в нестандартных ситуациях. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.



Рассказать друзьям