Классификация
Лингвистов можно классифицировать по их специализации:
Лингвисты в СССР и современной России
Лингвисты и филологи
По официальной номенклатуре, принятой в СССР и России , лингвистика (языкознание) включается в состав «филологических наук», поэтому более общим именованием для лингвистов и представителей смежных дисциплин (литературоведов , фольклористов , филологов в узком смысле) нередко выступает «фило́лог ».
Довузовское образование
Как правило, элементарную лингвистическую подготовку школьники получают на уроках русского языка и иностранных языков. Кроме того, при ряде вузов действуют лингвистические кружки для школьников; чрезвычайно полезным для всех интересующихся лингвистикой является и участие в лингвистических олимпиадах.
Вузовское образование
Профессиональных лингвистов готовят на филологических (либо специализированных лингвистических) факультетах вузов.
Из числа специальностей, входящих в Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, утверждённого Министерством образования и науки России , к лингвистическим (включая педагогические) можно отнести:
030000 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Номер | Специальность | Квалификация |
---|---|---|
031000 | Филология | 62 Бакалавр филологии,
68 Магистр филологии |
031001 | Филология | 65 Филолог Преподаватель |
031100 | Лингвистика | 62 Бакалавр лингвистики,
68 Магистр лингвистики |
031200 | Лингвистика и межкультурная коммуникация | |
031201 | Теория и методика преподавания иностранных языков и культур | 65 Лингвист, преподаватель |
031202 | Перевод и переводоведение | 65 Лингвист, переводчик |
031203 | Теория и практика межкультурной коммуникации | 65 Лингвист, специалист по межкультурному общению |
031300 | Лингвистика и новые информационные технологии | |
031301 | Теоретическая и прикладная лингвистика | 65 Лингвист |
050000 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА
Номенклатура лингвистических специальностей
- 10.02.01 - Русский язык
- 10.02.02 - Языки народов Российской федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи)
- 10.02.03 - Славянские языки
- 10.02.04 - Германские языки
- 10.02.05 - Романские языки
- 10.02.14 - Классическая филология , византийская и новогреческая филология
- 10.02.19 - Теория языка
- 10.02.20 - Сравнительно-историческое , типологическое и сопоставительное языкознание
- 10.02.21 - Прикладная и математическая лингвистика
- 10.02.22 - Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного языка или языковой семьи)
По соответствующим специальностям российские учёные могут защищать кандидатские и докторские диссертации .
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Лингвист" в других словарях:
- (нем. Linguist, от лат. lingua язык). Знаток языков, языковед; занимающийся лингвистикою. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИНГВИСТ изучающий лингвистику; знаток языков. Полный словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
См … Словарь синонимов
ЛИНГВИСТ, лингвиста, муж. 1. Ученый специалист по лингвистике. 2. Человек, знающий много языков, полиглот (разг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЛИНГВИСТ, а, муж. Специалист по лингвистике, языковед. | жен. лингвистка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
лингвист - а, м. linguiste m. Специалист по лингвистике; языковед. БАС 1. Решаюсь обратиться к вам, как сведущему человеку во всем, и особенно как к известному лингвисту с вопросом: что значит встречаемое мною частенько в иностранных газетах слово: agent… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
лингвист - (линвистыр, лингвистхэр) лингвист Бзэр научнэу зэгъэшIэгъэнымкIэ сэнэхьат зиIэр ары Ар лингвист дэгъу … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ
Языковед Ср. Он учил эту молодую девочку языкам, так как он, при хорошем общем классическом образовании, был большой и довольно просвещенный лингвист. Лесков. Загадочный человек. 5. Ср. Linguiste (фр.) языковед (langue язык). Ср. Lingua (lingere … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Языковед. Заимств. через франц. linguistе (XVII в.), книжное производное от лат. linguа язык … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Лингвистъ языковѣдъ. Ср. Онъ училъ эту молодую дѣвочку языкамъ, такъ какъ онъ, при хорошемъ общемъ классическомъ образованіи, былъ большой и довольно просвѣщенный лингвистъ. Лѣсковъ. Загадочный человѣкъ. 5. Ср. Linguiste (фр.) языковѣдъ, (langue) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
М. Специалист в области лингвистики; языковед. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Выполнила
студентка 3 курса
Казакова Резеда
Вопросы к зачету
1. Функции языка. Вербальное и невербальное общение как вид взаимодействия людей. Язык как языковая система передача информации. Виды общения. Условия эффективности бытового общения.
2. определение понятия «культуры речи». Понятие о языковой норме.
3. Виды норм современного литературного языка. Разновидности русского национального языка, устная и письменная формы литературного языка.
4. Орфоэпические нормы.
5. Морфологические нормы.
6. Синтаксические нормы.
7. Лексические нормы.
8. Стилистические нормы.
9. Орфографическая норма. Основные принципы русской орфографии. 10.Качество грамотной речи (точность, логичность, чистота, успешность,
выразительность, богатство языковых единиц).
11 .Функциональные стили современного русского языка (научный,
официально-деловой, газетно-публицистический, разговорный стиль). 12.Подстили: научно-технической, научно-популярной и учебной
литературы. Их особенности.
13.Стилистическая окраска языковых единиц (экспрессивы,
эмоционально-оценочные слова, книжная лексика, разговорная
лексика).
14. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления
(диалектизмы, жаргонная и арготическая лексика, специальная лексика
или профессионализмы).
15.Русский язык среди других славянских и индоевропейских языков.
Исконная лексика русского языка, заимствования, кальки.
16. Речевая коммуникация, коммуникативные стратегии и тактики,
успешность речевого воздействия, адресант и адресат. Максимы
Грайса, конфликты максим.
17.Свойства и единицы языка. Понятия и слово. Многозначность и
омонимия, паронимы, перенос значений, окказионализмы, историзмы,
архаизмы, синонимы.
18.Риторика, истоки риторики, риторические традиции в России. 19.Подготовка речи (выбор темы, цель, поиск материала). Начало,
завершение и развертывание речи. Способы словесного оформления
публичного выступления.
20.Официально-деловая письменная речь. Типы документов. Требование
к оформлению реквизитов документов. Унификация языка деловых
1 Вопрос.
Язык. Функции языка.
Язык - естественно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система - (от греческого systema- целое, составленное из частей; соединение) объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Язык состоит из единиц:
Морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);
- слово;
Фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);
Свободное словосочетание;
Предложение (простое, сложное);
Функции языка: коммуникативная, познавательная, аккумулятивная, эмоциональная (выражает чувства и эмоции), волюнтативная (функцию воздействия).
Язык по своей природе полифункционален. Он служит средством общения, позволяет говорящему (индивиду) выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать). В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.
Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Таким образом, язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.
Язык, кроме того, помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, газеты, художественная литература), в устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителей данного языка. Функция - аккумулятивная.
Виды общения.
Общение - явление далеко не однозначное. Особенности поведения людей, применение ими тех или иных методов и приёмов, использование разнообразных вербальных и невербальных средств определяются видом общения. В лингвистике и психологии существуют разные классификации видов общения, они не противоречат, а скорее, дополняют друг друга.
Лингвисты кладут в основу классификации: 1) вид деятельности человека (общение деловое и бытовое), 2) положение коммуникантов в пространстве (контактное и дистантное), 3) наличие или отсутствие опосредующего аппарата (непосредственное и опосредованное), 4) используемая форма языка (устное и письменное), 5) постоянство или изменчивость позиций «я говорящий» - «ты слушающий» (диалогическое и монологическое), 6) количество коммуникантов (межличностное и массовое).
Психологи классифицируют общение по степени общности коммуникантов, выделяя следующие его виды:
1) предельно низкая степень общности - «контакт масок», манипулятивное;
2) средняя степень общности - примитивное, формально-ролевое, светское;
3) высокая степень общности - деловое, духовное.
Цель манипулятивного общения - извлечение односторонней выгоды одним из коммуникантов. Такой тип общения применяется во время избирательных кампаний различного типа с использованием лести, обмана, запугивания, демонстрации показной добродетели и т.п. Близко по целям к мани-пулятивному общение примитивное, однако здесь коммуниканты, как правило, знают друг друга лично.
«Контакт масок» как разновидность общения необходим жителям больших городов, где, человек ежедневно видит до 10 тысяч лиц. Именно этот тип следует применять, если мы сталкиваемся с необходимостью общаться с малознакомым нам человеком.
В формально-ролевом общении строго регламектированы содержание и средства, каждый из общающихся выполняет заранее известную роль: врач - пациент, продавец - покупатель, кондуктор - пассажир, кассир - зритель и т.д. Однако формально-ролевое общение приобретает особые черты, если мы рассматриваем, как проявляется этот тип взаимодействия людей в небольших населенных пунктах. Таким образом, формально-ролевое общение приобретает черты делового.
При деловом виде общения коммуниканты учитывают особенности личности друг друга, стремятся понять характер и настроение, но при этом доминируют над возможными личностными симпатиями или антипатиями интересы дела.
Один из самых сложных видов общения - общение духовное. Степень близости коммуникантов очень велика, и они понимают друг друга не только при помощи слов, но и по выражению лица, интонации, жестам. Духовное общение возможно между родными, друзьями, влюблёнными, единомышленниками. Цель духовного общения - максимальное взаимопонимание, сотрудничество в деятельности, удовлетворение потребности человека в привязанности.
Условия эффективности бытового общения.
Бытовое общение - самый распространённый вид взаимодействия людей. Сфера бытового общения - это семья, друзья, транспорт, магазины, зрелищные учреждения и т.п. Практика показывает, что именно здесь человека подстерегает наибольшее количество неудач и даже конфликтов. Как избежать их и сделать такое общение эффективным? Научитесь несложным правилам поведения, которые опираются на известные вам единицы (компоненты, слагаемые) общения.
Выясните, есть ли в данный момент у вашего потенциального коммуниканта желание общаться. Он может быть чем-то расстроен, устал, его заботит, какая-то проблема, он обдумывает ту или иную ситуацию, которая никак не связана с вами. В этом случае вам не удастся установить двустороннюю связь с коммуникантом. Подождите, когда у него возникнет необходимость в общении с вами.
Правильно подбирайте предмет общения, так как двусторонняя связь устанавливается только тогда, когда предмет общения интересует обоих коммуникантов и каждому есть что сказать по избранной теме.
Находите общие вербальные и невербальные средства. Бесценным учебником, который помогает овладеть навыками эффективного бытового общения, является русская классическая литература. Анализируя их с целью выяснения причин успешного или неудачного акта общения, мы можем научиться корректировать своё поведение в тех или иных обстоятельствах.
Невербальные средства общения.
В ситуации языкового дефицита (отсутствие общих языковых средств) можно общаться при помощи средств невербальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобретенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения. Невербальные средства общения подразделяются на группы. Наиболее обширная - кинесические (от греч. kinetis- движение) - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К ним относятся поза, жест, мимика, взгляд, походка, направление движения. Мимика (от греч.mimikos- подражающий) - движение лицевых мышц. Основной элемент мимики - мимический код. Это особое сочетание частей и элементов лица: положение рта, губ, бровей, лба, форма и яркость глаз, которые передают одно из эмоциональных состояний. Психологи намечают шесть основных мимических кодов и множество оттенков перехода от одного к другому. К основным относятся гнев, презрение, радость, удивление, страдание, страх. Наиболее подвижными элементами лица являются брови и область вокруг рта. Исключительно важное значение в общении имеет взгляд - комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, так как расширение или сужение зрачка при неизменном освещении не поддается контролю сознания. Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного состояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» глаза. Источником информации о состоянии и намерениях партнёра по общению является и тело человека, его статическое или динамическое состояние. Поза (фр.pose- положение тела) - вид более или менее устойчивого пространственного положения человека.
Важным кинесическим средством общения является жестикуляция. К жестикуляции необходимо отнести любое телодвижение человека, которое используется в качестве способа подчеркнуть значение произносимых слов. Основная функция жеста - зрительно способствовать лучшему восприятию речи. Дополнительные - уточнение и оживление мысли, усиление ее эмоционального звучания в сочетании со словами. В зависимости от выполняемой функции жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, символические, указательные, изобразительные. Ритмические жесты связаны с ритмикой речи - подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение темпа, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация. Эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки чувств. Указательные жесты служат для выделения предмета из ряда однородных, указания места их расположения, порядка следования. Очень часто без использования указательного жеста речь становится совершенно непонятной. Изобразительные жесты употребляются людьми тогда } когда нет времени или возможности быстро сформулировать мысль и можно изобразить предмет или действие, показать их.
К невербальным средствам общения относятся просодические и экстралингвистические средства. Просодика (от греч, prosoidia- ударение, припев) - ритмико-интонационные особенности речи: высота и громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Индивидуальные особенности просодики человек получает от природы, но многое можно скорректировать систематической работой. Тесно связаны с просодическими средствами средства экстралингвистические (лат.extra- вне, сверх, лат.lingua- ясык) - включенные в речь психофизиологические проявления. Это паузы, вздохи, кашель, смех, плач и проч. Просодические и экстралингвистические средства регулируют поток речи, с их помощью экономятся языковые средства общения.
Следующая группа невербальных средств общения - средства такесические (лат. taktus- прикосновение, ощущение), Это динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновения телом.
Очень редко отмечается в качестве невербального средства общения запах, издаваемый партнёрами. Это результат потери человеком той особой роли обоняния, которое оно имеет в дикой природе.
К невербальным средствам оценки и принятия решения относят прижатую к щекэ ближе к губам руку, подъём головы и взгляд вверх, наклон головы с сосредоточенным вниманием, различные действия с очками.
Защитные (оборонительные) невербальные средства: скрещенные руки и ноги, поза человека, стремящегося занять как можно меньше места в пространстве, взгляд искоса или исподлобья и т.д. Эти невербальные средства очень действенны, и если один из трех-четырех партнёров использует их, через некоторое время можно ожидать, что все коммуниканты последуют его примеру. Выйти же из данного состояния крайне затруднительно, хотя и возможно.
Язык как знаковая система передачи информации.
Язык - это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (обеспечивающую общение) функции в процессе человеческой деятельности. В самом общем плане языки подразделяются на естественные и искусственные. Естественный язык - это язык повседневной жизни, являющийся формой выражения мыслей, чувств и формой общения людей. Искусственный язык - это язык, создаваемый людьми для удовлетворения своих определённых, узких потребностей. К искусственным относятся языки математических символов, физических теорий, химических формул, системы сигнализации и т.д. Язык представляет собой средство мысленного абстрагирования и обобщения, служит для обозначения и наименования объектов. Языковые знаки и формировавшиеся языковые системы обозначали прежде всего чувственно-наглядные свойства и отношения объектов. Знаки соотносились с внешними явлениями через цепочки наглядных образов, которые они одновременно и выражали. Первые языковые знаковые системы сами часто являлись изображениями. Развитие языковых знаковых систем связано с проникновением человека в сущность объектов, с ориентацией на обобщение их свойств не по чисто внешним признакам, а с учетом выявления внутренних отношений этих объектов. Знаковые системы шаг за шагом становились выражением средств коммуникации. Постепенно знаковые системы стали соотноситься с внутренними связями объектов, представлять их, превратившись в носителей абстрактных образов. Это вело и к преобразованию их формы. В результате знак и знаковая система, приобретя черты большей абстрактности, стали схематическими. Впервые анализ языка как системы знаков был дан в диалоге древнегреческого мыслителя Платона «Кратил». В нем был поставлен вопрос, соответствуют ли имена природе вещей или же они являются лишь условными знаками, установленными по соглашению. Одним из первых перешёл от фонетического описания звуков к анализу функциональных отношений элементов языковой системы Ф. де Соссюр Языковой знак, по Соссюру, есть единство означающего (или акустический образ, план выражения) и означаемого (план содержания, понятие). Изучение знаковых систем является предметом специальной науки, которая называется семиотикой (от греч. semeiotike- учение о знаках). Познавательные интересы семиотики сосредоточены на исследовании производства, строения и функционирования различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Семиотика держит в своем поле зрения естественные и искусственные языки, все типы визуальных знаковых систем. Семиотика занимается изучением общих принципов, лежащих в основе структуры всех знаков. Термин «семиотика» был возрождён Ч.С. Пирсом. Он предпринял первую попытку классификации знаков, подразделив все знаки на: 1) знак сам по себе, тот, который обозначает какое-либо качество; 2) знак, могущий выступать репрезентантом всякого объекта; 3) знак, являющийся маркером ссылки на некий закон или духовную конвенцию. Исследование различных знаков и законов их сочетания позволило выделить три основных раздела семиотики: синтактику {от греч.syntaxis- составление), или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям; семантику (от греч.sema- знак), изучающую знаковые системы как средство выражения смысла, и прагматику (от греч.pragma- дело, действие), постигающую отношение знаковых систем к тем, кто их использует. С позиций семиотики основными функциями знаковой системы являются, во-первых, передача определённого сообщения или выражения смысла и, во-вторых, обеспечение понимания слушателем (читателем) передаваемого сообщения, также эмоциональное воздействие, побуждение к действию и т.п. В выработку и систематизацию идей и принципов семиотики внес американский исследователь Ч. Моррис. По Моррису, можно выделить пять глазных видов знаков: 1) знаки-идентификаторы (вопрос «где»); 2) зкаки-десигнаторы {вопрос «что такое»); 3) оценочные знаки (вопрос «почему»); 4) прескриптивные знаки (вопрос «как»); 5) знаки систематизации (формирующие отношения толкователя с иными знаками).
- (нем. Linguist, от лат. lingua язык). Знаток языков, языковед; занимающийся лингвистикою. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИНГВИСТ изучающий лингвистику; знаток языков. Полный словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
См … Словарь синонимов
ЛИНГВИСТ, а, муж. Специалист по лингвистике, языковед. | жен. лингвистка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
лингвист - а, м. linguiste m. Специалист по лингвистике; языковед. БАС 1. Решаюсь обратиться к вам, как сведущему человеку во всем, и особенно как к известному лингвисту с вопросом: что значит встречаемое мною частенько в иностранных газетах слово: agent… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (языковед) учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению). Профессиональные лингвисты работают в вузах и исследовательских институтах, а также в прикладных областях (компьютерная лексикография, автоматический анализ текста,… … Википедия
лингвист - (линвистыр, лингвистхэр) лингвист Бзэр научнэу зэгъэшIэгъэнымкIэ сэнэхьат зиIэр ары Ар лингвист дэгъу … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ
Языковед Ср. Он учил эту молодую девочку языкам, так как он, при хорошем общем классическом образовании, был большой и довольно просвещенный лингвист. Лесков. Загадочный человек. 5. Ср. Linguiste (фр.) языковед (langue язык). Ср. Lingua (lingere … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Языковед. Заимств. через франц. linguistе (XVII в.), книжное производное от лат. linguа язык … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Лингвистъ языковѣдъ. Ср. Онъ училъ эту молодую дѣвочку языкамъ, такъ какъ онъ, при хорошемъ общемъ классическомъ образованіи, былъ большой и довольно просвѣщенный лингвистъ. Лѣсковъ. Загадочный человѣкъ. 5. Ср. Linguiste (фр.) языковѣдъ, (langue) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
М. Специалист в области лингвистики; языковед. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Книги
- Словосочетание в научно-лингвист. и дидакт. аспектах , Тер-Минасова С.. В настоящей книге рассматриваются актуальные вопросы теории словосочетания на широком фоне таких важных общетеоретических проблем, как онтогенез речи, мотивированность и внутренняя форма,…
- Из лягушек - в принцы Нейро-лингвист. прогр. , Бендлер Р., Гриндер Д.. Книга знакомит с новым эффективным методом психотерапии - нейро-лингвистическим программированием. НЛП - это ясная эффективная модель человеческого внутреннего опыта и коммуникации. Используя…
Лингвист- это специалист, по языкознанию, языковедению. Занимается историей образования и развития языков, их характерные особенности и структуры. Лингвистика делится на практическую и теоретическую деятельность.
Основная задача лингвистов- разобраться в строении диалекта, его происхождении. До сих пор не раскрыто происхождение алфавитов, слов, речи. Ведутся исследования, выдвигаются теории, помогающие раскрыть многие языковые вопросы.
Лингвисты делятся на несколько квалификаций.
Есть ученые, специализирующиеся на конкретном языке — русисты, англисты, японисты, татароведы.
Специалисты по группе языков - германисты, тюркологи, романисты
Специалисты по языкам региона - американисты, африканисты.
Есть смежные разделы лингвистики, к примеру, с психологией: паралингвистика, нейролингвистика, социолингвистика. Эти науки изучают язык в его связи с человеческим мышлением, физиологией. Существует группа ученых, изучающих современный сленг - говор в современной трансформации.
Существует еще прикладная лингвистика. Занимается созданием программ распознавания слов, речи, моделированием человеческих языковых способностей.
Лингвисты, занимающиеся непосредственно наукой, работают в высших учебных заведениях и исследовательских институтах. Ученые-практики работают в различных организациях над разработками программ компьютерного анализа, машинного перевода, над созданием искусственных языков, распознавания текста, разработкой лингвистического программного обеспечения.
Стоит отметить также, что работа по профессии лингвист переводчик, подразумевает работу с текстами. Одновременно может быть педагогом, корректором, журналистом, переводчиком. Языковед найдет применение своему труду в любой сфере, где требуются профессиональные навыки работы с текстом.
Личные качества, которые должны быть у лингвиста:
- внимательность,
- хороший слух, память,
- терпение,
- усидчивость,
- внимание к деталям,
- организованность, самодисциплина,
- концентрированность внимания,
- стремление к профессиональному совершенству,
- умение запоминать надолго большие объемы информации,
- грамотно выражать свои мысли,
- упорство,
- склонность к исследовательской деятельности.
Профессия лингвист плюсы и минусы.
Плюсы профессии лингвиста:
1) Главным плюсом является востребованность специалистов данного профиля. Поэтому проблем с трудоустройством не возникает. На сегодняшний день лингвисты требуются в сфере информационных технологий, связях с общественностью, средствах массовых коммуникаций и рекламе. Достигнув успеха в исследовательских разработках, лингвист может рассчитывать на повышение по карьерной лестнице, и соответственно, увеличение заработной платы.
2) Лингвисты, владеющие иностранными языками, могут иметь возможность работать за границей и больше шансов на повышение. Также могут свободно общаться с людьми в путешествиях и изучать культуры других стран.
3)Еще один плюс- это возможность работать удаленно.
Минусы профессии:
1) К минусам профессии можно отнести ненормированный график работы. Вместе с этим огромная ответственность и большая нагрузка.
2) Второй минус- работа может превратиться в рутину. Так как не все люди могут стать профессиональными лингвистами. Работа требует таланта к преподавательской деятельности и большого терпения.
3) Задержка зарплаты, которая поступает когда приходит оплата от заказчика.
Так же предлагаем ознакомиться с профессиями PR-менеджер , визажист и бармен .
Итак, перед выбором данной профессии стоит подумать, подходит ли она. Если человек привык ежедневно заниматься рутинной работой для достижения определенных целей, то вполне возможно, что работа будет приносить удовольствие.
Хотите узнать больше? Смотрите видео:
Среди большинства гуманитарных наук особое внимание стоит уделить лингвистике. Данная наука имеет большое влияние на жизнь каждого из нас, а отдельные ее разделы изучаются не только в университетах, но и в школах.
Давайте поговорим о том, что такое лингвистика, и каковы ее основные разделы.
Определение лингвистики
Лингвистика - наука, изучающая язык, его развитие, явления, составляющие тот или иной язык элементы и единицы. Термин происходит от латинского lingua - "язык". Синонимом лингвистики считается исконно русский термин языкознание.
Большинство лингвистических дисциплин изучается в университетах на филологических факультетах, а с основами лингвистики мы знакомимся еще в начальной школе на уроках русского и иностранного языков.
Классические разделы языкознания
Итак, мы с вами выяснили, что такое лингвистика, и теперь можем поговорить об основных ее разделах. Основными или классическими разделами лингвистики, с которыми каждый из нас знакомится на протяжении всего обучения в школе, являются фонетика, графика, морфология, синтаксис, лексикология и фразеология, а также стилистика.
Изучение любого языка начинается с фонетики и графики.
Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка, звуки и слоги. Графика же занимается изучением букв и соотношением их со звуками.
Следующий раздел лингвистики, с которым знакомятся в школе, - грамматика. Это наука, изучающая строй языка. Состоит из двух разделов: морфологии и синтаксиса. Морфология изучает части речи языка и их словообразование и словоизменение. Синтаксис же изучает словосочетания и предложения. Отметим, что с синтаксисом тесно связана пунктуация, которая изучает правила употребления знаков препинания.
Периодически в ходе изучения языка школьники изучают и другие разделы лингвистики: лексикологию и фразеологию, стилистику.
Лексикология - наука, изучающая словарный состав языка, устанавливающая значение слов, норм их употребления. В лексикологии рассматриваются синонимы и антонимы, паронимы, лексический состав языка по происхождению, социальному употреблению.
Фразеология - раздел, который изучает фразеологизмы, то есть устойчивые выражения того или иного языка.
Стилистика - наука о стилях речи и средствах языковой выразительности. В школе ученики постоянно знакомятся с художественным и публицистическим, научным, эпистолярным стилями языка. Учатся не только узнавать их, но и самостоятельно создавать тексты в том или ином стиле.
Специальные разделы
При поступлении в университет на филологический факультет, студенты продолжают свое знакомство с языкознанием, узнают, что такое лингвистика и сколько разделов и наук она в себе содержит на самом деле.
Так, лингвистика делится на теоретическую, которая занимается проблемами лингвистических моделей, и прикладную, направленную на поиск решений практических задач, связанных с изучением языка и его использованием в других областях знаний. Кроме того, выделяют практическую лингвистику, занимающуюся проблемами передачи и познания языка.
К теоретической лингвистике относятся ранее упомянутые нами разделы языкознания, такие как морфология и синтаксис, лексикология, стилистика и другие.
Прикладные разделы лингвистики
К прикладным разделам лингвистики относятся когнитивная лингвистика, диалектология и история языка, социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, лексикография, лингводидактика, терминоведение, переводовение, компьютерная лингвистика.
Каждый из этих разделов занимается изучением той или иной сферы языка, его применением.
Так, этнолингвистика занимается изучением языка в его связи с культурой народа.
Психолингвистика - наука на стыке психологии и лингвистики. Она изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания.
Когнитивная лингвистика занимается установлением связей между языком и мыслительной деятельностью человека, его вниманием и памятью, восприятием языка.
Компьютерная лингвистика занимается проблемами машинного перевода, автоматического распознавания текстов, информационным поиском и даже лингвистической экспертизой.
Довольно интересна и лексикография - наука, занимающаяся составлением словарей.
История языка занимается изучением развития языка, и в этом ей существенно помогает еще одна лингвистическая дисциплина - диалектология.
Как видите, это далеко не полный перечень разделов и дисциплин, которые изучает современная лингвистика. С каждым годом появляются все новые и новые лингвистические дисциплины, изучаются все новые и новые языковые проблемы, связанные с развитием и совершенствованием языка.
Выводы
Лингвистика - наука, занимающаяся изучением языков и их строением. Она имеет немало языковых разделов, и с каждым годом их становится все больше и больше. С некоторыми лингвистическими дисциплинами мы знакомимся еще на школьной скамье, но основная их масса изучается на филологических факультетах.
Теперь вы знаете, что такое лингвистика и из каких основных разделов она состоит.