Производственные результаты деятельности предприятия. Понятие

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Каждый производственный процесс заканчивается своим результатом. Результат производственного процесса в машиностроении - продукция, может быть в форме детали, сборочной единицы, комплекса и комплекта.

В соответствии с ГОСТ 2.101-68*:

  • деталь - это изделие (продукция), изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций, например: валик из одного куска металла, литой корпус; пластина из биметаллического листа; печатная плата; маховичок из пластмассы (без арматуры); отрезок кабеля или провода заданной длины. К деталям относятся эти же изделия, подвергнутые покрытиями (защитным или декоративным), независимо от вида, толщины и назначения покрытия, или изготовленные с применением местной сварки, пайки, склейки, сшивки и т.п., например: винт, подвергнутый хромированию; трубка, спаянная или сваренная из одного куска листового материала; коробка, склеенная из одного куска картона;
  • сборочная единица - это изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями (свинчиванием, сочленением, клепкой, сваркой, пайкой, опрессовкой, развальцовкой, склеиванием, сшивкой, укладкой и т.п.), например: автомобиль, станок, телефонный аппарат, микромодуль, редуктор, сварной корпус, маховичок из пластмассы с металлической арматурой;
  • комплекс - это два и более специфицированных изделия, не соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями, но предназначенных для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций. Каждое из этих специфицированных изделий, входящих в комплекс, служит для выполнения одной или нескольких основных функций, установленных для всего комплекса, например: цех-автомат; завод-автомат, автоматическая телефонная станция, бурильная установка; изделие, состоящее из метеорологической ракеты, пусковой установки и средств управления; корабль. В комплекс, кроме изделий, выполняющих основные функции, могут входить детали, сборочные единицы и комплекты, предназначенные для выполнения вспомогательных функций, например: детали и сборочные единицы, предназначенные для монтажа комплекса на месте его эксплуатации; комплекс запасных частей, укладочных средств, тары и др.;
  • комплект - два и более изделия, не соединенных на предприятии- изготовителе сборочными операциями и представляющих набор изделий, имеющих общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера, например: комплект запасных частей, комплект инструмента и принадлежностей, комплект измерительной аппаратуры, комплект упаковочной тары и т.п. К комплектам также относят сборочную единицу или деталь, поставляемую вместе с набором других сборочных единиц и (или) деталей, предназначенных для выполнения вспомогательных функций при эксплуатации этой сборочной единицы или детали, например: осциллограф в комплекте с укладочным ящиком, запасными частями, монтажным инструментом, сменными частями.

Структура каждого изделия может состоять из показанных на рис. 3.5 элементов. Изделия в зависимости от наличия или отсутствия в них составных частей делят на:

  • а) неспецифированные (детали) - не имеющие составных частей;
  • б) специфированные (сборочные единицы, комплексы, комплекты) - состоящие из двух и более составных частей.

Изделия в зависимости от их назначения делят на изделия основного и вспомогательного производства. К первым следует относить изделия, предназначенные для поставки (реализации). Ко вторым - следует относить изделия, предназначенные только для собственных

Рис. 3.5.

нужд предприятия (объединения), изготовляющего их. Изделия, предназначенные для поставки (реализации) и одновременно используемые для собственных нужд предприятием, изготовляющим их, следует относить к изделиям основного производства.

Характеристикой изделий являются следующие качественные и количественные параметры:

  • сложность конструкции, которая зависит от числа входящих в изделие деталей и сборочных единиц; это число может колебаться от нескольких штук (простые изделия) до нескольких десятков тысяч штук (сложные изделия);
  • масса и геометрические размеры, причем масса изделия связана с размерами и может находиться в пределах от тысячных долей грамма до десятков и даже тысяч тонн. Геометрические размеры - в пределах от долей миллиметра до нескольких сотен метров (например: морские суда). По этому критерию все изделия делят на три группы: мелкие, средние и крупные. Каждая отрасль промышленности может быть описана посредством характерной только для нее группой изделий. Обычно на машиностроительных заводах одновременно изготовляется несколько изделий, различных по конструкции и размерам. Перечень всех видов изделий, выпускаемых заводом, называется номенклатурой;
  • виды, марки и типоразмеры применяемых материалов. Их общее число измеряется сотнями тысяч, а потому они тоже классифицируются;
  • трудоемкость деталей, сборочных единицей и изделия в целом. Она варьируется от долей нормо-минуты до тысяч нормо-часов. По этому критерию определяются малотрудоемкие (нетрудоемкие) и трудоемкие изделия;
  • класс точности обработки деталей и точности сборки сборочных единиц и изделий. По данному критерию изделия подразделяют на высокоточные, точные и низкоточные;
  • удельный вес стандартных, нормализованных и унифицированных деталей и сборочных единиц. Известна зависимость: чем выше доля типовых (стандартных) операций, тем себестоимость изделия ниже;
  • масштаб производства изделий. Оно может изменяться от единиц до десятков миллионов в год.

На практике могут быть использованы и другие характеристики изделий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ производственных результатов

1. Задачи и источники анализа

2. Общая оценка объема выпуска и реализации

3. Анализ динамики выпуска продукции

4. Анализ ассортимента выпуска

5. Анализ структуры выпуска

6. Анализ ритмичности выпуска

7. Анализ качества выпускаемой продукции

1 . Задачи и источники анализа производственных результатов

Производственным результатом деятельности организации является выпуск продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации.

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшение ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства и реализации. Выручка от реализации является основным каналом поступления финансовых ресурсов на предприятие, а задачей управляющей подсистемы является максимизация финансовых ресурсов в распоряжении организации, что дает возможность решения многочисленных задач, стоящих перед ней: повышения эффективности деятельности, укрепления финансового состояния, конкурентоспособности, расширения доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:

1) оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;

2) проверка сбалансированности и оптимальности планов, программ, плановых показателей, их напряженности и реальности;

3) выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

4) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

5) разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Объектами данного направления анализа являются:

1) объем производства и реализации продукции;

2) ассортимент и структура продукции;

3) качество продукции;

4) ритмичность продукции.

Для характеристики производственных результатов используют показатели производства важнейших видов продукции в натуральном выражении, включая показатели качества продукции и стоимостные показатели - товарная продукция, валовая продукция, выручка от продаж.

Товарная продукция представляет собой объем всей произведенной организацией за определенный период конечной продукции, исчисленный в денежном выражении. Товарная продукция включает готовую продукцию, полуфабрикаты собственного изготовления для реализации на сторону и работы и услуги промышленного характера. Отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Валовая продукция включает товарную продукцию и незавершенное производство.

Величина реализованной продукции определяется на основе формулы балансовой увязки показателей:

РП = ТП + (О нг - О кг) - ПО;

где ТП - товарная продукция;

О нг - остатки готовой продукции на складе на начало года;

О кг - остатки готовой продукции на складе на конец года;

ПО - продукция отгруженная и не оплаченная покупателями в отчетном периоде.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства:

1) недостатки в организации производства и труда;

2) нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

3) брак продукции.

Анализ производственных результатов проводится как в целом по предприятию, так и по каждому виду деятельности.

В качестве источников информации для проведения ретроспективного анализа объема выпуска и реализации продукции используются статистическая отчетность, а также данные бухгалтерского учета, отраженные в ведомости №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.

Перечисленные источники информации используются для проведения ретроспективного анализа, значительная роль которого подтверждается практикой хозяйственной деятельности. Оперативный анализ проводится по данным первичного бухгалтерского учета (по счетам 45 и 46).

Перспективный анализ выпуска и реализации составляет содержание управленческого анализа и применяется при оценке альтернативных управленческих решений и выборе из них оптимального.

2 . Общая оценка объема выпуска и реализации продукции

Общая оценка выпуска и реализации проводится по показателям: товарная (валовая) продукция, выручка от продаж.

1. Показатели объема выпуска и реализации сравнивают по годам рассматриваемого периода, характеризуют динамику.

2. Стоимостные показатели выпуска и реализации пересчитывают в сопоставимые цены. Для пересчета можно использовать следующие способы:

1) прямой;

2) на основе индексов цен.

Прямой способ. Выпуск продукции (реализации) отчетного года раскрывается по наименованиям продукции, работ, услуг. По каждому наименованию отчетный выпуск в натуральном измерении умножают на цену этого же наименования в базовом году. Полученные произведения складывают по всему перечню наименований. Рассчитанный таким образом показатель называют товарная (валовая) продукция отчетного периода в сопоставимых ценах.

Выполнить пересчет в сопоставимые цены можно по форме таблицы 1.1

Таблица 1.1 - Пересчет показателей выпуска в сопоставимые цены

Наименование

продукции

Стоимость выпуска 2004г. в ценах 2003г.

Натуральный объем выпуска, т

Оптовая цена за 1 т, тыс.р.

Стоимость продукции, тыс.р.

Натуральный объем выпуска, т

Оптовая цена за 1 т, тыс.р.

Стоимость продукции, тыс.р.

Способ на основе индексов цен. Этот способ используют в торговле и в организациях, оказывающих услуги. При этом способе объем услуг отчетного периода раскрывают по наименованиям и по каждому наименованию объем услуг отчетного года делят на индекс роста цен на это наименование за рассматриваемый период. Скорректированные таким образом суммы складывают по всему перечню наименований. Пример пересчета приведен ниже.

Таблица 1.2 - Пересчет объема услуг в сопоставимые цены

3. Сравнивают показатели выпуска в действующих и сопоставимых ценах, выявляют и количественно измеряют влияние факторов первого порядка на показатели.

Чтобы определить влияние натурального объема выпуска (реализации) на товарную (валовую) продукцию, необходимо из показателя товарной (валовой) продукции отчетного периода в сопоставимых ценах вычесть товарную (валовую) продукцию базового периода:

Индекс натурального объема выпуска определяется как соотношение указанных выше показателей:

Влияние цен определяют как разницу между товарной продукцией отчетного периода и товарной продукцией отчетного периода в сопоставимых ценах:

Индекс цен на выпускаемую в среднем по предприятию продукцию определяется как отношение указанных выше показателей:

Таблица 1.3 - Показатели выпуска продукции

Влияние натуральных объемов производства составит:

Индекс роста натуральных объемов по формуле (1.2):

Влияние цен на выпускаемую продукцию определяется:

Индекс цен на выпускаемую продукцию:

По данным таблицы 1.3 видно, что за анализируемый период товарная продукция предприятия увеличилась на 3163 тыс. р. или на 6,7% к уровню базового года. Причем за счет роста натуральных объемов выпуска на 4,5% товарная продукция увеличилась на 2104 тыс. р., за счет роста цен, в среднем, на выпускаемую продукцию на 2,1%, товарная продукция дополнительно увеличилась на 1059 тыс. р.

4. Составляют товарный баланс:

Товарный баланс может быть составлен как по себестоимости продукции, так и в оптовых ценах. Формулу товарного баланса трансформируют и в качестве результирующего показателя рассматривают выручку от продаж. На основании этой формулы определяют какой из факторов (товарная продукция, изменение остатков готовой продукции на складе или продукция отгруженная и не оплаченная) являлся определяющим при формировании изменений выручки от продаж. Изменение остатков готовой продукции на складе может являться косвенной характеристикой изменения спроса на продукцию предприятия. Увеличение остатков на складе как правило характеризует затруднения со сбытом. Причинами могут быть как внешние: ужесточение конкуренции, появление нового товара на рынке с аналогичными качествами, но по более низким ценам, снижение покупательского спроса в связи с появлением заменителей и т.д.; так и внутренние: снижение качества продукции, неэффективное товаропродвижение и т.д. При анализе изменений по продукции отгруженной, но не оплаченной следует учесть, что эта часть нереализованной продукции формируется за счет: продукции отгруженной по которой не наступил срок оплаты, продукции отгруженной, но не оплаченной в срок покупателями и продукции на ответственном хранении ввиду отказа от акцепта. Остатки продукции по первой статье - нормальное явление обусловленное порядком расчетов между покупателями и поставщиками, по двум другим в ходе анализа следует вскрыть причины неоплаты.

5. По каждому направлению выявляют и количественно измеряют влияние факторов на выручку от продаж. Измерение влияния факторов проводят методами факторного анализа.

6. Устанавливают причины сокращения выручки, разрабатывают мероприятия по их устранению.

3 . Анализ динамики выпуска продукции

Анализ динамики выпуска продукции выполняют в два этапа:

1) На первом этапе по показателям выпуска и показателям факторов производства рассчитывают показатели динамики.

Показателями выпуска продукции являются товарная или валовая продукция. Факторы производства рассматриваются с точки зрения труда, средств труда и предметов труда. Труд характеризуется с количественной стороны показателем среднесписочная численность персонала, с качественной - производительностью труда. Средства труда: с количественной - среднегодовой стоимостью основных производственных фондов, с качественной - фондоотдачей. Предметы труда: С количественной - суммой материальных затрат, с качественной - материалоотдачей.

2) на втором этапе оценивают влияние факторов на динамику выпуска. Оценку влияния выполняют с точки зрения каждого фактора в отдельности.

В ходе анализа влияния факторов:

а) количественно измеряют влияние каждого фактора на динамику выпуска:

где - изменение объема выпуска продукции за счет количественного фактора;

Изменение количественного фактора;

Качественный фактор в базовом периоде.

где - изменение объема выпуска за счет качественного фактора;

Количественный фактор в отчетном периоде;

Изменение качественного фактора.

2) определяют характер развития предприятия. Характер развития определяется только в том случае, когда за рассматриваемый период наблюдается прирост выпуска продукции, исчисленный в натуральных измерителях или в сопоставимых ценах.

Характер развития определяют по доле вклада количественных и качественных факторов в прирост выпуска:

Если в результате расчетов доли количественного и качественного факторов - положительные числа, то характер развития смешанный с преобладанием экстенсивного, если доля количественного фактора более 50 % или интенсивного, если доля качественного фактора более 50 %. Если доля количественного фактора более 100 %, а качественного - отрицательное число, то характер развития экстенсивный, если наоборот, то интенсивный.

3) определяют относительную экономию (перерасход) каждого вида производственного ресурса:

где - экономия производственного ресурса;

Производственный ресурс в базовом периоде;

Производственный ресурс в отчетном периоде;

Индекс роста объема выпуска продукции.

Если в результате расчета получается положительная величина - предприятием достигнута относительная экономия ресурса за счет повышения эффективности его использования, если отрицательная - перерасход.

4) рассчитывают соотношение темпов прироста ресурса и объема выпуска продукции:

Экономический смысл формулы - на сколько процентов при сложившемся на предприятии характере развития необходимо увеличить потребление ресурса, чтобы достигнуть повышение объема выпуска на 1 %.

Рассмотрим пример. Данные для расчетов приведены в таблице 1.4

Таблица 1.4 - Показатели динамики выпуска продукции

Показатели

Абс. откл.

1.ТП в сопоставимых ценах, тыс.р.

2. Среднесписочная численность персонала, чел

3. Производительность труда, тыс.р.

4.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

5.Фондоотдача,р.

6.Материальные затраты, р

7.Материалоотдача, р.

По формуле (1.6) определим влияние количественного фактора - численности, на товарную продукцию:

ТП Ч = 2 * 513,91 = 1027,8 (тыс. р.)

По формуле (1.7) определим влияние качественного фактора - производительности труда на товарную продукцию:

ТП ПТ = 94 * 11,45 = 1076,2 (тыс. р.)

Общее влияние факторов составит;

ТП 1027,8 + 1076,2 = 2104 (тыс. р.)

Далее определим характер развития предприятия с точки зрения использования трудовых ресурсов. Для этого сначала по формулам (1.8) и (1.9) рассчитаем доли количественного и качественного факторов в приросте товарной продукции.

ТП Ч,% = * 100 = 48,8 %;

ТП ПТ,% = * 100 = 51,2 %

На основании выполненных расчетов видно, что характер развития предприятия с точки зрения использования трудовых ресурсов смешанный с преобладанием интенсивного.

По формуле (1.10) рассчитаем относительную экономию трудовых ресурсов предприятия:

Э Ч = 92 * 1,045 - 94 = 2,14 (чел.)

Соотношение темпов прироста численности и темпов прироста товарной продукции по формуле (1.11) составит:

Таким образом, на основании проведенных расчетов видно, что за счет роста численности персонала на 2 человека или 2,2%, товарная продукция предприятия увеличилась на 1027,8 тыс. р., за счет повышения производительности труда на 11,45 тыс. р. или на 2,2%, товарная продукция дополнительно увеличилась на 1076,2 тыс. р. Характер развития предприятия с точки зрения трудовых ресурсов смешанный с преобладанием интенсивного. За счет повышения производительности труда предприятие достигнута относительная экономия численности в размере 2,14 человек. При сложившемся на предприятии характере развития для повышения товарной продукции на 1% необходимо увеличить численность на 0,49%.

4 . Анализ ассортимента выпуска

Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПГТ), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) -- это номенклатура.

Ассортимент - перечень наименований и объемов по этим наименованиям.

Анализ ассортимента проводится в натуральных, условно-натуральных измерителях или в сопоставимых ценах. В качестве базы сравнения принимают показатели товарной стратегии, планов развития предприятия или условий договоров поставок продукции.

Последовательность проведения анализа:

1) По каждому наименованию выпускаемой продукции сравнивают отчетные объемы выпуска с установленной базой сравнения, характеризуют динамику. В качестве базы используют планы, программные стратегии, т.к. в прошлом году ассортимент не может быть идеальным;

2) Определяют сумму, засчитываемую в счет базового ассортимента. Для этого по каждому наименованию базовый объем выпуска сравнивают с отчетным и выбирают наименьшую величину. Сумма, засчитанная в счет базового ассортимента, определяется сложением засчитанных величин по каждому наименованию.

Таблица 1.5 - Показатели характеристики ассортимента выпускаемой продукции

Показатели

Товарная стратегия

Засчитано в счет базового ассортимента

3) определяют коэффициент соответствия базовому ассортименту (коэффициент ассортиментности) как отношение суммы, засчитанной в счет базового ассортимента к базовому объему выпуска продукции в целом по перечню наименований, т.е.

4) определяю недополученную по ассортименту продукцию. В приведенном примере недополучено по продукции Б 170 т, по продукции В 120т. Всего недополучено по ассортименту 290т.

5) устанавливают причины нарушения ассортимента, разрабатывают рекомендации по их устранению, либо корректируют товарную стратегию.

5 . Анализ структуры выпуска

производственный продукция выпуск ассортимент

Экономический анализ структуры выполняется в следующей последовательности:

1) по каждому наименованию выпущенной продукции отчетный выпуск сравнивается с установленной базой сравнения;

2) рассчитывают отчетный объем выпуска при базовой структуре. Для этого по каждому наименованию базовый объем выпуска умножают на индекс роста объема выпуска в целом по перечню наименований. Сумма пересчитанных величин абсолютно равна отчетному объему выпуска.

3) по каждому наименованию выпускаемой продукции отчетный объем выпуска сравнивают с отчетным объемом выпуска при базовой структуре и выбирают наименьшую величину. Сумма, засчитываемая в счет базовой структуры выпуска, определяется сложением засчитанных величин по отдельным наименованиям;

4) определяют коэффициент соответствия базовой структуре выпуска. Для этого сумму, засчитанную в счет базовой структуры выпуска, делят на отчетный выпуск в целом по наименованиям:

5) определяют недополученный по структуре выпуск продукции, а также дополнительный выпуск;

6) устанавливают причины нарушения структуры выпуска. Разрабатывают мероприятия по устранению нарушений, либо корректируют товарную стратегию.

Таблица 1.6 - Показатели оценки структуры выпуска продукции

Показатели

Товарная стратегия

Темп роста, %

Отчетный объем выпуска при базовой структуре

Абсолютное отклонение

Засчитано в счет базовой структуры

Определим коэффициент соответствия структуре выпуска продукции:

Недополучено по структуре выпуска продукции Б - 187,2т, продукции В - 100,3т. Дополнительно выпущено продукции А - 277,7т, продукции Г - 9,8т.

6 . Анализ ритмичности выпуска

Анализ ритмичности может проводиться графическим и аналитическим методами. Графический метод более нагляден, однако существенным недостатком является сложность сопоставления данных за различные периоды. Этот недостаток устраняет аналитический метод, который предполагает расчет интегрального показателя - коэффициента ритмичности.

В специальной литературе известны несколько способов расчета этого коэффициента:

1 способ. Оценка ритмичности проводится в пределах установленной базы сравнения. В этом случае на снижение коэффициента ритмичности влияет только недополучение продукции по сравнению с установленной базой. Расчет коэффициента аналогичен расчету коэффициента ассортиментности. База сравнения - расчетная величина выпуска, которая определяется расчетным путем. Анализ проводится в натуральных величинах, либо в сопоставимых ценах;

2 способ. Анализ ритмичности проводится в пределах фактического выпуска отчетного периода, т.е. на снижение коэффициента ритмичности в данном случае влияет как недополучение, так и увеличение выпуска по сравнению с установленной базой. Последовательность выполнения расчетов следующая:

1. По каждому элементарному промежутку отчетный выпуск сравнивают с базовым, характеризуют динамику.

2. Определяют отчетный выпуск при базовой ритмичности Для этого по каждому элементарному промежутку базовый выпуск умножают на индекс роста объема выпуска в целом за период (пересчитанная величина должна быть равна отчетному объему выпуска).

3. По каждому элементарному промежутку определяют разницу между отчетным объемом выпуска и отчетным объемом выпуска при базовой ритмичности.

4. Полученные разницы возводят в квадрат.

5. Определяют сумму квадратов разностей.

6. Определяют среднее квадратичное отклонение:

где - сумма квадратов разностей;

n - количество элементарных промежутков в анализируемом периоде.

7. Определяют коэффициент вариации:

где - среднее квадратичное отклонение;

Средний объем выпуска продукции за один элементарный

промежуток по базе сравнения.

8. Рассчитывают коэффициент ритмичности:

9. Устанавливают недополученную продукцию вследствии нарушения ритмичности выпуска.

10. Устанавливают причины нарушения ритмичности, разрабатывают рекомендации по их устранению.

Таблица 1.7 - Показатели оценки ритмичности выпуска продукции

По формуле (1.12) определим среднеквадратичное отклонение:

Тогда по формуле (1.13) коэффициент вариации составит:

К вар = = 0,058

Коэффициент ритмичности будет равен:

К ритм = 1-0,058 = 0,942

На основании выполненных расчетов видно, что выпуск продукции по сравнению с установленной базой увеличился на 2,8% , при этом ритмичность производства составила 94,2%. На нарушение ритмичности производства повлияло недополучение продукции по первому кварталу в размере 48,8т, по второму - 1,3т, а также увеличение выпуска в третьем квартале на 6,4т, в четвертом - 39,7т

7 . Анализ качества выпускаемой продукции

Методика оценки качества продукции по сортности - самая распространенная.

1. По каждому сорту выпущенной продукции сравнивают объем выпуска продукции, характеризуют динамику. По соотношениям темпов роста различных сортов продукции можно судить об изменении качества.

2. По каждому сорту выпускаемой продукции рассчитывают удельный вес продукции каждого сорта в общем объеме выпуска. По изменению долей можно также судить об изменении качества.

3. Рассчитывают интегральный показатель качества - коэффициент сортности, который определяется отношением объема выпуска продукции в стоимостном выражении к произведению объема выпуска продукции в натуральном измерении и цены наивысшего сорта.

4. Определяют недополученную вследствие снижения качества продукцию. Существует два способа расчета:

1) по средней цене, т.к. средняя цена при прочих равных условиях является следствием изменения качества:

2) по балансовому уравнению на основе относительных величин:

в этом уравнении две величины рассчитываются на основе отчетности

Расчеты, выполненные первым и вторым способом, абсолютно совпадают.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Система производственных показателей выпуска продукции. Ряды динамики: общее понятие и значение. Теория определения и построения тренда. Использование метода сглаживания временных рядов в изучении динамики выпуска продукции на примере ООО "Прогресс".

    курсовая работа , добавлен 23.12.2013

    Анализ объемов выпуска и реализации продукции. Динамика изменения выпуска товарной продукции и изменения объема продукции в стоимостном выражении. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции. Фактическая себестоимость выпущенной продукции.

    реферат , добавлен 10.12.2008

    Источники информационного обеспечения, задачи и методика анализа выпуска и реализации промышленной продукции. Анализ влияния выпуска и реализованной продукции на финансовые результаты РУП Гомельский завод "Гидропривод", направления его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2013

    Показатели выполнения плана по каждому подразделению и в целом по предприятию. Абсолютные и относительные показатели динамики численности персонала, производительности труда и объема выпуска продукции. Влияние факторов на объем выпуска продукции.

    контрольная работа , добавлен 24.07.2009

    Значение и основные направления анализа выпуска и реализации продукции. Анализ хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия. Влияние эффективности использования трудовых ресурсов на изменение объема выпуска хлебобулочных изделий.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2015

    Теоретические основы анализа объема производства и реализации продукции предприятия. Анализ выпуска отдельных видов продукции в натуральном выражении. Структура продукции, влияние структурных сдвигов на изменение её стоимости. Анализ ритмичности выпуска.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2012

    Задачи и информационное обеспечение анализа. Динамика выполнения плана производства и реализации продукции. Анализ ассортимента, структуры и качества произведенной продукции. Ритмичность работы предприятия, резервы увеличения выпуска продукции.

    лекция , добавлен 28.11.2011

    Определение уровня выполнения плана по объёму производства и ассортименту продукции. Влияние изменения объема выпуска, структуры и ассортимента на изменение товарной продукции. Изменение сортности продукции "А" на изменение объёма выпуска продукции.

    контрольная работа , добавлен 21.03.2009

    Абсолютный прирост товарной продукции предприятия. Влияние качества продукции на изменение объема продукции. Анализ заработной платы и определение трудоемкости выпуска продукции. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции. Оценка финансовых результатов.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2012

    Финансовое положение и технологические возможности предприятия. Анализ выпуска и реализации продукции. Оценка использования основных производственных фондов. Повышение эффективности деятельности ЗАО "Глобал" путем ввода в действие нового оборудования.

Производственными результатами работы предприятия являются выполнение производственной программы, ассортиментного плана, выпуск продукции (работ, услуг), выработка на единицу вложенных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Производственные результаты зависят от состояния и использования трудовых ресурсов и основных фондов, объема переработанного сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других материальных затрат, уровня социального развития предприятия. Производственные результаты отражают три основные области: 1) эффективность использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов; 2) удовлетворение общественных потребностей; 3) пропорциональность или диспропорциональность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

5.2. Производственная программа, ее обоснованность И выполнение

Выпуск продукции (работ, услуг) зависит от обоснованности производственной программы, ассортиментного плана производства. Цель производственной программы состоит в обеспечении наи- высших производствен пых"результатов на основе наиболее эффективного сочетания трудовых, материальных, финансовых ресурсов и рациональной организации производства. Производственная про-; грамма тесно увязывается со схемой производства. Например, комплекс по переработке зерна имеет следующую схему производства.(рис. 5.1). "

В производственной программе данного комплекса должны быть отражены следующие этапы:

прием зерна (взвешивание, лабораторное определение качества, оформление документов);

очищение зерна от примесей;

увлажнение зерна;

подготовка зерна к помолу;

помол зерна;

взвешивание и фасовка муки;

сдача муки на~ склад готовой продукции.

Формирование производственной программы может осуществляться на основе двух подходов. Первый подход исходит из имеющихся ресурсов, а второй - из потребности в продукции. Если производственная программа строится исходя из первого подхода, то необходимо определить, выпуск какого объема продукции (работ, услуг) может быть обеспечен на основе имеющихся производственных мощностей, материальных, финансовых и трудовых ресурсов. При втором подходе расчет начинают с определения, сколько продукции нужно произвести, и далее уточняют, сколько для этого потребуется различных ресурсов.

Обоснование производственной программы со стороны трудовых ресурсов требует проведения расчета необходимой численности занятых, со стороны финансовых ресурсов - предполагает разработку сметы затрат, со стороны материальных ресурсов - означает определение необходимых материалов. Производственная программа должна базироваться на определении максимальной емкости рынка с учетом средних норм потребления, оценке конъюнктуры рынка, и конкуренции на рынках сбыта.

Обоснование производственной программы со стороны трудовых, материальных и финансовых ресурсов подробно рассматривается в главах 9-П. Здесь лишь ограничимся примером, иллюстрирующим важность такого обоснования (табл. 5.1).

Таблица 5.1 Динамика прибыли и денежных средств

(тыс. руб.) Объем произведенной продукции,

ед. Затраты Объем реализации Прибыль Средства на расчетном счете День 1 10 100 110 10 100 день г 15 150 165 25 60 День 3 20 200 220 45 25 День 4 24 240 264 69 5

Из таблицы видно, что предприятие является прибыльным, однако к исходу четвертого дня оно не имеет средств на расчетном счете для продолжения производственной деятельности.

Можно сделать вывод о том, что в данном случае производственная программа не обоснована со стороны финансовых ресурсов.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия включает разнообразные производственные программы и циклы. Производственный цикл охватывает весь процесс изготовления продукции - от принятия решения о ее выпуске до выхода готовой продукции. Технологический цикл характеризуется временем выполнения технологических операций, операционный цикл - временем на выполнение каждой отдельной операции. Производственный цикл" подразделяется на технологические циклы, а технологический цикл - на операционные. Длительность производственного цикла зависит от вида (типа) организации производства.

Оперативное планирование и регулирование выполнения про* изводственной программы предприятия предполагает сводное ка- лендарное планирование и разработку календарных планов-графи- ков отдельных производственных, операционных и технологических циклов. Организационное проектирование осуществляется на базе описанных выше системы нормативов и анализа, имеет целью разработку модели структуры или производственного процесса и включает следующие способы (приемы):

проектирование производственной структуры экономической системы; проектирование производственных процессов, включая проектирование рациональной системы разделения и кооперации труда работников по выполнению произродственных процессов и ведению хозяйственной деятельности;

проектирование структуры управляющей системы; проектирование процессов управления (разработка положений об отделах и службах, функционально-должностных инструкций, схем документооборота, рабочих инструкций, схем распределения ответственности, организационных операций и процедур, технологии процессов управления данным звеном производства в целом и схем отдельных технологических циклов управления и т. п.

Организационное проектирование требует соответствующей подготовки, обработки исходных данных. Исходными материалами для разработки комплексного организационного проекта являются: цели, задачи, критерии эффективности рационализации, сформулированные руководством; планы и программы рационализации системы управления; данные обследования системы управления (первичные, исходные материалы); данные анализа резервов повышения эффективности системы управления; результаты исследований, экспериментов, моделирования, технико-экономических расчетов; данные науки управления производством (научно-информационный поиск, изучение специальной литературы); обобщение передового опыта управления производством, нормативы, типовые разработки, межотраслевые и отраслевые методические рекомендации, стандарты, образцы документации.

Еще по теме 5.1. Анализ производственных результатов:

  1. Глава 5. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
  2. Производственная функция и финансовые результаты фирмы
  3. Место и роль экономического анализа в управлении организацией. Результаты анализа как база обоснования и принятия управленческих решений.
  4. 5.6. Инвентаризация производственных запасов и отражение ее результатов в учете
  5. Анализ результатов рейтингового анализа предприятии промышленности строительных материалов Белгородской области2
  6. План занятая: 1. Понятие экономической состоятельности предприятия. 2. Анализ экономических результатов деятельности предприятия. 3. Анализ факторов, определяющих экономические результаты деятельности предприятия. 4. Подходы к анализу и оценке риска деятельности предприятия. 4.1. Понятие экономической состоятельности предприятия

Введение. 3

Расчётная часть. .4

1. Производственные результаты деятельности предприятия. …4

2. Производственные ресурсы предприятия. ..5

2.1 Основные средства предприятия. 5

2.2. Сырьевые и материальные ресурсы…………………………………………………..6

2.3 Персонал предприятия. 8

3. Текущие издержки производства. 9

4. Финансовые результаты деятельности предприятия. 11

5. Риск предпринимательской деятельности. 12

6. Имущество и его источники. Финансовое состояние предприятия. 13

Заключение. 17

Введение

Предпринимательская организация вместе с ее главными целями производства и распределения материальных продуктов или услуг представляет собой один из самых сложных видов социальных организаций.

Рост размеров предпринимательских организаций нельзя сравнить ни с чем. Мелкие и средние современные предприятия во много раз превосходят по масштабам своей деятельности крупнейшие фирмы.

В последние годы все больше усиливаются тенденции к специализации и разделению труда в пределах организационной структуры предприятия. С ростом специализации труда быстро множатся проблемы интеграции сотрудников современной предпринимательской организации в некоторое эффективно функционирующее целое.

Другая особенность современной предпринимательской организации - многообразие целей, стоящих перед различными сотрудниками и подразделениями организации. Обычно считается, что цель предприятия состоит в достижении максимальной прибыли в течение длительного периода.

В то же время в составе предприятия действуют многие подсистемы, каждая из которых имеет свои собственные специфические цели и задачи. Действительно, любой сотрудник организации приступает к выполнению своей работы, имея множество личных мотивов, целей и задач, которые неизбежно сказываются на его поведении в организации. Разнообразие целей отдельных сотрудников и подсистем в организации создает проблему интеграции целей их деятельности. И здесь нужно искать основу для объединения этих разнообразных целей в единое целое.

Современные предпринимательские организации функционируют не изолированно. Они являются неотъемлемой частью общества в целом. Влияние внешних факторов на предприятие будет постоянно усиливаться и стимулировать необходимость укрепления и развития предпринимательской организации как жизнеспособной системы.

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, даже личная жизнь. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Цель данной работы:

Оценить текущее экономическое состояние предприятия по ключевым аспектам производственной и финансовой деятельности. Определив основные показатели, характеризующие:

· производственные результаты деятельности предприятия

· производственные ресурсы предприятия и его потенциал по производству продукции

· текущие издержки производства

· финансовые результаты деятельности предприятия

· риск предпринимательской деятельности

· имущество и источники его формирования, финансовое состояние предприятия

· эффективность производственной и финансовой деятельности

Объектом оценки выступает малое предприятие. Оно специализируется на производстве продукции одного наименования, которая поставляется на предприятия автомобильной промышленности. Эта продукция изготавливается из полимерных сырья и материалов по относительно простой технологии на высокопроизводительном оборудовании с применением специальных инструментов и приспособлений целевого назначения квалифицированными рабочими.

Расчетная часть

Определим значение коэффициентов:

K1 = B + (H + D) / 100 = 5 + (11 + 18)/100 = 0,53

K2 = B + (H + D + M) / 100 = 5 + (11 + 18 + 9)/100 = 0,54

B – последние две цифры в номере зачетки

D – число месяца в дате рождения студента;

M – порядковый номер месяца в дате рождения

Производственные результаты деятельности предприятия

Годовой объем реализации продукции в стоимостном выражении (выручка от продаж - материальные ценности в денежном выражении либо денежные суммы, полученные в результате коммерческой или предпринимательской деятельности после реализации (продажи) товаров и услуг. ), годовой объем реализации продукции в натуральном выражении (объем продаж - количество проданного товара или факторов производства. Объем продаж зависит от соотношения между спросом и предложением .) и изменение остатков готовой продукции на складе, продукции, отгруженной потребителям, но не оплаченной им по состоянию на начало и конец года представлены в таблице 1.1

Таблица 1.1 – Реализация продукции (продажа произведенных или перепродаваемых товаров и услуг, сопровождающаяся получением денежной выручки )

Определим годовой объем производства продукции (объем товарной продукции - объем всей произведенной предприятием за определенный период (чаще всего за год) конечной продукции, исчисленный в денежном выражении ) в натуральном и стоимостном выражении, установив цену, по которой она была реализована:

I. Цена (цена - денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени ):

60 977, 348/1 261, 4 = 48,341

II. Годовой объем производства:

(60 х 0,53) – (40 х 0,53) = 10,6

III. Годовой объем производства в штуках:

Годовой объем производства + годовой объем реализации =

10,6 + 1 261,4 = 1 272 шт.

IV. Годовой объем производства в рублях:

Цена х годовой объем производства в штуках =

48,341 + 1 272 = 61 489, 752 руб.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

Производственные результаты деятельности предприятия. Понятие. Основные показатели и измерители (единицы измерения) объема производства продукции. Анализ производственных результатов деятельности предприятия

Основные результаты производственной деятельности

А) Технические результаты.

Качество продукции, поставляемой на рынок (потребителю, заказчику, клиенту - покупателю ), является важнейшим результатом производственной деятельности. Но качество не существует само по себе, оно воплощается в продукции и зависит от её количества.

Здесь под продукцией подразумевается любой результат производственной деятельности : материальная продукция (сырье, материалы, вещества, изделия, сооружения и др.), энергия (тепловая, электрическая), интеллектуальная продукция (информация, заключенная в документации), услуги (транспортные, связи, бытового обслуживания, финансовые, консалтинговые и др.), работы (строительство, монтаж и др.), сложные технические системы , например, теплоэлектрическая станция или химический завод.

Выпущенной продукции должно быть столько, сколько нужно рынку, с учетом факторов, влияющих на изменчивость спроса. При этом продукция должна быть изготовлена и поставлена в те календарные сроки и с той периодичностью, которые удовлетворяют потребителя.

Итак, количество, качество и сроки выпуска продукции - взаимосвязанные результаты производственной деятельности, которые можно назвать техническими результатами. Они показывают, насколько полно организация удовлетворяет запросы и ожидания потребителей.

Б) Финансовые результаты.

Производство продукции в нужном количестве, надлежащего качества и в приемлемые сроки - несомненное свидетельство эффективности менеджмента. Но при этом важно, каковы финансовые результаты. Выберем из них:

Затраты на выпуск продукции, в том числе, на уплату налогов и др. сборов, на возмещение текущих затрат (заработная плата, закупки, аренда и др.), затраты на развитие и совершенствование производства, на решение социальных нужд персонала и окружающего социума. Затраты прямо определяются проектным и фактическим уровнем качества выпускаемой продукции.

Доход (выручка) от реализации (продажи) продукции, который должен не только возместить затраты, но дать возможность получить прибыль и выплатить дивиденды (для акционерных компаний). Объем реализации зависит от спроса, спрос - от качества, цены и маркетинга.

Цена , которую может установить организация за выпускаемую ей продукцию. Цена зависит не только от затрат, но и от качества. Монопольная продажа продукции с уникальным качеством, пользующейся повышенным спросом, позволяет существенно увеличить цену.

Финансовые результаты организации оценивают не только по затратам и доходам. Используют, например, такие показатели, как производительность труда , прибыль или размер дивидендов на акцию. Но эти показатели вторичны по отношению к затратам и доходам , которые, более наглядно связаны с качеством.

В) Социальные результаты.

В хороших финансовых результатах заинтересованы персонал организации, поскольку от них зависят уровень заработной платы и социальные выплаты; владельцы организации, в том числе, акционеры, и общество в лице государства, поскольку увеличиваются налоговые поступления и возможности для благотворительности.

Но есть еще одни результаты, которые характеризуют взаимоотношения организации с собственным персоналом и обществом и которые показывают, насколько она осознает свою социальную ответственность и насколько полно выполняет свои обязательства перед ними.

К этим результатам, которые назовем социальными , относятся: величина заработной платы персонала, состояние условий и охраны труда , величина отчислений на социальные нужды воздействие на окружающую среду, величина различных отчислений в местные и общегосударственные бюджеты.

Затраты, связанные с получением этих результатов, определяются финансовыми результатами организации, которые также прямо или косвенно зависят от качества выпускаемой продукции

В широком смысле под результатами деятельности предприятия понимается всякое следствие процесса производства, все то, причиной чего является процесс производства. Такое широкое понятие результатов производства позволяет их классифицировать на экономич., соц., политич., экологические результаты и т. д.

Под эконом. результатами имеют ввиду производственные и финансовые результаты.

Под производственными результатами понимаются блага.

Под финансовыми результатами понимают затраты на производство и реализацию продукции, выручка от реализации продукции (общая сумма денежных средств или имущество в денежном выражении, полученные производителем за реализацию продукции), доходы, расходы и прибыль от прочей реализации, внереализационные доходы, расходы и прибыль.

Производственные результаты - это продукция, работы, услуги, оказанные предприятием сторонним организациям.

Производственные результаты деятельности предприятия характеризуются номенклатурой (перечнем наименований) выпускаемой продукции, ассортиментом (перечнем разновидностей, модификаций продукции одного наименования), качеством продукции (совокупностью свойств, характеризующих пригодность продукции удовлетворять потребности в соответствии с ее назначением), объемом производства, сроком поставки.

Различные виды товаров и услуг называются номенклатурой производственной программы. Номенклатура выпускаемой продукции содержит наименование продукции с указанием количества, качества и сроков сдачи.

Ассортимент продукции (услуг) характеризует долю отдельных видов продукции в производственной программе.

При разработке производственной программы предприятия применяют натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные единицы измерения. Система показателей используется для организации планирования, учета и контроля себестоимости, объемов продаж, номенклатуры, ассортимента и трудоемкости выпускаемой продукции (работ и услуг).

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т.д.) характеризуют производственную специализацию предприятия и его долю на рынке, используют для установления технологических норм расхода сырья, энергии, рабочего времени, расчета себестоимости, расчета производственной мощности. Натуральные показатели наиболее полно и правильно характеризуют уровень производительности труда.

Определение объема производства в натуральных измерителях позволяет согласовать выпуск отдельных видов продукции с потребностями рынка, производственной мощностью и потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства.

Условно-натуральные измерители применяют для характеристики объема выпуска одинаковых по назначению видов продукции, но имеющих разные потребительские свойства (добыча топлива планируется в тоннах условного топлива, стеновых материалов - в штуках условного кирпича, производство консервов - в условных банках) и продукции разной трудоемкости (на транспорте приведенные тонно-километры). Объем выпуска продукции в условно-натуральных измерителях определяют умножением объема выпуска продукции в натуральных измерителях на коэффициент, учитывающий различия в затратах труда на выпуск данного вида продукции.

Трудовые измерители (часы и минуты рабочего времени) применяют для оценки трудоемкости продукции и производственной программы. Трудоемкость или нормированные затраты рабочего времени измеряют в нормо-часах. Трудоемкость производственной программы в нормо-часах представляет собой объем производства, который должен выполнить коллектив предприятия (цеха). Если работа не подлежит нормированию, то трудоемкость рассчитывается в человеко-часах. Для измерения работы оборудования применят измеритель станко-часы.

Стоимостные измерители производственной программы используют одновременно с натуральными и трудовыми показателями. В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (реализованная продукция), товарная, валовая, чистая, условно-чистая и нормативно-чистая продукция, валовой и внутрипроизводственный оборот.

Объем продаж (реализованная продукция ) - это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени. Объем реализованной продукции в стоимостном выражении рассчитывается по формуле:

РП = ТП ± ?ОГПН.П. ± ?ОГПК.П.,

Где РП

  • ?ОГП Н.П. - изменение остатков готовой продукции на начало периода;
  • ?ОГП К.П. - изменение остатков готовой продукции на конец периода.

ТП - товарная продукция.

Товарная продукция - это стоимость готовой продукции, полученной в результате производственной деятельности предприятия, законченных работ и услуг, предназначенных для реализации.

Объем товарной продукции включает стоимость: готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия, полуфабрикатов собственной выработки и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону, стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам других предприятий или непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия. Объем товарной продукции рассчитывают по формуле:

ТП = ?(О I · Ц I ) + ?У J ,

Где О I - объем выпуска продукции в натуральных единицах;

Ц I - оптовая цена продукции;

У J - объем услуг и работ промышленного характера.

Реализованная продукция равна товарной продукции в случае, если остатки готовой продукции на складе на начало и конец отчетного периода остались без изменений.

Валовая продукция характеризует весь объем выполненной работы предприятием за определенный период. В состав валовой продукции входит товарная продукция и незавершенное производство.

ВП = ТП ± ОНП Н.П. ± ОНП К.П. ,

Где ОНП Н.П . , ОНП К.П . - остатки незавершенного производства на начало и конец периода.

Незавершенное производство представляет собой стоимость незаконченной изготовлением продукции на всех стадиях производственного процесса. Размеры незавершенного производства зависят от длительности производственного цикла, объема производства продукции, характера нарастания затрат, технологии изготовления изделий. Незавершенное производство в натуральном выражении представляет собой задел или запас. В стоимостном выражении незавершенное производство оценивается по фактической себестоимости. Размер незавершенного производства устанавливается расчетным или опытным путем.

На предприятиях с небольшой длительностью производственного цикла незавершенное производство поддерживается на постоянном уровне. На предприятиях с большой длительностью производственного цикла (строительство, судостроение и др.) эти показатели значительно различаются.

Чистая продукция - это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входит заработная плата, учтенная при формировании себестоимости продукции, начисления на заработную плату (единый социальный налог) и прибыль.

Применение показателя чистой продукции позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить показатели эффективности использования ресурсов предприятия.

ЧП = РП - МЗ - А,

Где ЧП - чистая продукция;

РП - реализованная продукция (объем продаж);

МЗ - материальные затраты;

А - амортизационные отчисления.

Условно-чистая продукция - это чистая продукция с учетом амортизационных отчислений.

Нормативно-чистая продукция представляет собой часть цены продукта, включающая основную и дополнительную заработную плату персонала, единый социальный налог и прибыль предприятия.

Валовой оборот представляет собой сумму стоимости продукции всех подразделений предприятия.

Внутризаводской оборот включает стоимость переработки на предприятии полуфабрикатов собственного производства, стоимость выработки энергоресурсов для технологических целей, освещения и отопления производственных подразделений, стоимость использованных в производстве инструментов, деталей, запасных частей, вспомогательных материалов собственной выработки, стоимость материалов собственной выработки, израсходованных при текущих ремонтах и обслуживании оборудования и т.п.

Предприятия в рыночной экономике выполняют различные виды работы, выпускают разнообразную продукцию и оказывают всевозможные услуги. Под воздействием спроса и предложения с учетом имеющихся производственных мощностей предприятие формирует портфель заказов (продуктовый портфель). Портфель заказов - совокупность внешних заказов, которыми располагает предприятие в данное время или на определенный период времени. Продуктовый портфель совокупность продуктов, выпускаемых предприятием. Продуктовый портфель должен быть сбалансирован и включать продукты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, что обеспечивает преемственность производственно-сбытовой деятельности предприятия, постоянное получение прибыли, снижает риск возникновения убытков от реализации продукции, находящейся на начальных стадиях жизненного цикла.

Эффективность производственной деятельности может быть проанализирована по следующим аспектам :

  • - анализ объемов, ассортимента и структуры производства
  • - анализ выполнения производственной программы;
  • - анализ качества производимой продукции;
  • - анализ ритмичности производства;
  • - анализ эффективности использования производственных мощностей (маржинальный анализ "узких мест");
  • - анализ факторов производства
  • - оценка резервов роста объемов производства
  • - анализ затрат на производство

Целью анализа объема выпуска и реализации продукции является выявление резервов роста объема выпуска продукции, формирование ассортимента реализуемой продукции, расширение доли рынка при максимальном использовании производственной мощности, составление прогноза развития производства.

Отраслевые особенности отдельных производств определяют выбор последовательности действий, шагов, этапов анализа и конкретных методов расчета.

Комплексный целевой анализ выпуска и реализации продукции необходимо осуществлять для анализа конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Этот общий анализ реализуется путем проведения следующих частных анализов: анализ объема и структуры выпуска продукции, анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции, анализ технического уровня и качества продукции, анализ резервов роста объемов производства, анализ безубыточности и оценка запаса финансовой прочности. Объекты анализа отражены на рисунке 1.2.

Рис. 1.2.

В качестве источников информации для проведения анализа объема выпуска и реализации продукции может быть использована статистическая отчетность, а также данные бухгалтерского учета предприятия.

Анализ объема и структуры выпуска продукции проводится в несколько этапов:

  • 1. Изучение динамики выпуска валовой и товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции.
  • 2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.
  • 3. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.
  • 4. Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия.

В процессе анализа и оценки производственной деятельности по характеристикам продукции прибегают к таким понятиям, как:

  • · валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство;
  • · товарная продукция - равна валовой за вычетом остатков незавершенного производства и продукции, произведенной для собственных нужд;
  • · реализованная продукция.

Целью анализа при этом является выявление динамики, т.е. определение абсолютного (в руб.) и относительного (в %) изменения объема продукции за какой-либо период (месяц) по сравнению с предыдущим периодом или началом года. Анализ динамики очень важен для выявления тенденций в развитии объема выпуска и реализации продукции.

Анализ выполнения производственной программы по ассортименту позволяет оценить:

  • · степень выполнения договорных обязательств;
  • · качество планирования;
  • · качество менеджмента.

Анализ выполнения плана выпуска продукции позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала.

Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам продукции, включенным в номенклатуру.

Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, определенных планом. Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показатели: себестоимость товарной продукции, уровень рентабельности, объем товарной продукции в стоимостном выражении. Объем товарной и реализованной продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении в результате структурных сдвигов в ассортименте, т.е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции.

В ходе структурного анализа обычно производится расчет влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции в стоимостном выражении и расчет влияния структурных сдвигов на изменение средней цены.

При расчете влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции в стоимостном выражении определяются и сравниваются между собой объем товарной продукции при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене и объем товарной продукции при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене. Полученная разница и будет показывать влияние структурных сдвигов на объем товарной продукции в стоимостном выражении.

Объем продукции в стоимостном выражении определяется как сумма произведений выпуска каждого вида продукции в натуральном выражении на его удельный вес в общем объеме и цену.

Расчет влияния структурных сдвигов на изменение средней цены основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск.

Оценка безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия включает:

  • · анализ выполнения договорных обязательств по реализации продукции
  • · анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции
  • · анализ технического уровня и качества продукции.

На изменение объема реализации продукции влияют следующие факторы: отгрузка продукции; остатки товаров отгруженных; остатки готовой продукции на складе на начало периода; выпуск товарной продукции; остатки товаров, отгруженных на начало периода; остатки товаров, отгруженных на конец периода; остатки готовой продукции на складе на конец периода. Факторы изменения объема реализации рассчитываются путем сравнения.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

Источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического и статистического учета, материалы наблюдений. Бухгалтерский учет может служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером.

Применение информационных технологий позволяет оперативно получать информацию об отгрузке по каждому получателю в ассортиментном разрезе, а также по срокам поставки.

Анализ технического уровня осуществляется путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами аналогичной техники. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий.

На этом же этапе осуществляется анализ использования производственных мощностей предприятия.

Производственная мощность напрямую влияет на объем продукции, который может выпустить предприятие, т.е. на производственную программу, и потому является мощным стратегическим средством в конкурентной борьбе.

В общем виде производственную мощность можно определить как максимально возможный выпуск продукции в соответствующий период времени при определенных условиях использования оборудования и производственных ресурсов (площадей, энергии, сырья, живого труда).

В практике различают несколько видов производственной мощности: проектная; пусковая; освоенная; фактическая; плановая; входная и выходная; вводимая и выводимая; балансовая.

Производственная мощность, как правило, измеряется в тех же единицах, в которых планируется производство данной продукции в натуральном выражении (тонны, штуки, метры и т.д.).

Чем полнее во времени используется производственная мощность, тем больше продукции производится, тем ниже ее себестоимость, тем в более короткие сроки производитель накапливает средства для воспроизводства продукции и совершенствования самой производственной системы: замены оборудования и технологий, осуществления реконструкции производства и организационно-технических нововведений.

Величина производственной мощности обусловлена уровнем технологии производства продукции, ассортиментом и качеством продукции, а также особенностями организации труда, наличием необходимых ресурсов, уровнем специализации и кооперирования и т.д. Неустойчивость факторов, влияющих на величину производственной мощности, порождает множественность этого показателя, поэтому они подлежат периодическому пересмотру. Ведущим фактором, влияющим на производственную мощность и определяющим ее величину, является оборудование.

Производственная мощность может изменяться в течение каждого планируемого периода. Чем больше планируемый период, тем выше вероятность таких изменений. Выделяют следующие основные причины изменения производственной мощности:

  • · установка новых единиц оборудования взамен устаревших или аварийных;
  • · износ оборудования;
  • · ввод в действие новых мощностей;
  • · изменение производительности оборудования в связи с интенсификацией режима его работы или в связи с изменением качества сырья;
  • · модернизация оборудования (замена узлов, блоков и т.п.);
  • · изменения в структуре исходных материалов, состава сырья или полуфабрикатов;
  • · продолжительность работы оборудования в течение планового периода с учетом ставок на ремонт, профилактику, технологические перерывы;
  • · специализация производства;
  • · режим работы оборудования;
  • · организация ремонтов и текущего эксплуатационного обслуживания.

Для расчета производственной мощности используют следующие исходные данные:

  • · перечень производственного оборудования и его количество по видам;
  • · режимы использования оборудования и площадей;
  • · прогрессивные нормы производительности оборудования и трудоемкости изделий;
  • · квалификация рабочих;
  • · намеченные номенклатура и ассортимент продукции, непосредственно влияющие на трудоемкость продукции при данном составе оборудования.

При расчете производственной мощности следует придерживаться следующих правил:

  • · Учитывается все наличное оборудование независимо от его состояния: действует или бездействует из-за неисправности, находится в ремонте, в резерве или на реконструкции, простаивает из-за отсутствия сырья, энергии, а также монтируемое оборудование. Резервное оборудование, предназначенное для замены ремонтируемого, при расчете мощности учитывать не следует.
  • · При вводе новых мощностей предусматривается, что их эксплуатация начинается в следующем квартале после сдачи.
  • · Учитывается эффективный максимально возможный фонд времени работы оборудования при заданном режиме сменности.
  • · Применяются передовые технические нормы производительности оборудования, трудоемкости продукции, норм выхода продукции из сырья.
  • · Ориентирование на наиболее совершенные способы организации производства и сопоставимые измерители работы оборудования и баланса мощностей.
  • · При расчете производственных мощностей на планируемый период исходят из возможности обеспечения их полной загрузки.
  • · Предусматриваются необходимые резервы мощностей для быстрого реагирования на изменения товарного рыночного спроса.
  • · При расчете величины мощности не принимаются во внимание простои оборудования, которые могут быть вызваны недостатками рабочей силы, сырья, топлива, электроэнергии или организационными неполадками, а также потери времени, связанные с ликвидацией брака.

За основу расчета производственной мощности принимают проектные или паспортные нормы производительности оборудования и технически обоснованные нормы времени. Когда же установленные нормы работниками превзойдены, то расчет мощности производится по передовым достигнутым нормам, учитывающим устойчивые достижения.

В общем случае производственная мощность М определяется как произведение паспортной производительности оборудования в единицу времени Н и планового (эффективного) фонда времени его работы Т эф:

В свою очередь эффективный фонд рабочего времени оборудования Т эф определяется как календарный фонд времени Т кал (длительность года - 365 дней) за вычетом выходных и праздничных дней и времени между сменами Т нераб, а также времени простоя оборудования в планово-предупредительных ремонтах Т ппр.и времени простоя оборудования по технологическим причинам (загрузка, выгрузка, чистка, промывка и т.д.) Т техн:

Определение конкретных значений производственной мощности осуществляется по каждой производственной единице (участок, цех) с учетом планируемых мероприятий. По мощности ведущей группы оборудования устанавливается производственная мощность участка, по ведущему участку - производственная мощность цеха, по ведущему цеху - производственная мощность предприятия. При установке производственной мощности разрабатываются мероприятия по выявлению "узких мест" с целью достижения наилучшей сбалансированности производственных мощностей производственных структур предприятия, в т.ч. с помощью параллельно-последовательных методов обработки продукции.

Для определения наиболее оптимальной величины производственной мощности необходимо ее обосновать. Самым распространенным методом экономического обоснования производственной мощности является анализ критической точки. Этот метод успешно применяется при планировании производственных мощностей. При использовании этого метода необходимо построить график зависимости затрат и доходов от объема выпускаемой продукции на основе производственных данных предприятия:

Целью анализа является нахождение точки (в денежных единицах или единицах продукции), в которой затраты равны доходу. Эта точка является критической точкой (точкой безубыточности), от которой область прибыли лежит справа, а область убытков слева. Анализ критической точки предназначен для обоснования мощности путем отбора того объема выпуска продукции, который, с одной стороны, будет оптимальным с точки зрения его реализации на рынке, а, с другой стороны, будет обеспечивать наименьшие общие затраты при достижении наибольшего результата.

Многие владельцы производственных предприятий располагают достаточно ограниченными финансовыми ресурсами и просто не могут себе позволить регулярно приобретать новое, более мощное и современное оборудование. Тем не менее, вопросы увеличения производственных мощностей необходимо решать и желательно с минимальными затратами.

Анализ качества продукции осуществляется с помощью показателей качества. В процессе анализа используют следующие показатели качества:

  • А) Обобщающие. Характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например, удельный вес: новой продукции в общем ее выпуске; сертифицированной и не сертифицированной продукции; продукции, соответствующей мировым стандартам; экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны и др.
  • Б) Индивидуальные (единичные). Характеризуют одно из свойств качества: полезность (например, жирность молока); надежность (долговечность, безотказность в работе); технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.п.); эстетичность изделий.
  • В) Косвенные. Это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

В процессе анализа качества продукции необходимо:

  • · оценить технический уровень продукции;
  • · выявить отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
  • · проанализировать структуру выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;
  • · выявить факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;
  • · обосновать возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Источниками информации для анализа могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др.

Для оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы:

  • - балльный метод: здесь определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.
  • - при оценке выполнения плана по сорту фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.
  • - оценка выполнения плана по качеству продукции производится также по удельному весу сертифицированных изделий, удельному весу забракованной и зарекламированной продукции. Данный анализ осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию.

Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных не только с данными предыдущих отчетных периодов и планом предприятия, но и с аналогичными данными других родственных предприятий.

Помимо перечисленных методов оценки на производственных предприятиях, как правило, используются различные инструменты контроля качества.

Большое значение при анализе производственной деятельности имеет оценка фактического выпуска и реализации в пределах производственной мощности, т.е. в границах "минимальный - максимальный" объем производства. Безубыточный объем производства - это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек. Сопоставление фактического объема с минимальным (безубыточным, критическим) объемом позволит оценить зону "безопасности" предприятия и при отрицательном значении "безопасности" снять с производства отдельные виды продукции или изменить условия производства.

Сравнение достигнутого объема выпуска с максимальным объемом, определяемым производственным потенциалом предприятия, позволяет оценить возможности роста прибыли при увеличении объемов производства, если увеличатся спрос или доля предприятия на рынке.

В ходе анализа безубыточности необходимо провести:

  • · сравнение безубыточного объема за несколько периодов (или сравнение с планом);
  • · оценку степени "безопасности" предприятия в динамике;
  • · количественную оценку влияния факторов на безубыточный объем производства;
  • · расчет планового объема производства для заданной суммы плановой (ожидаемой) прибыли.

Величину безубыточного объема производства можно рассчитать по формуле, основанной на равенстве выручки от реализации продукции и суммы постоянных и переменных издержек, вытекающем из определения безубыточности:

где р - цена единицы продукции;

Q -количество единиц произведенной (реализованной) продукции;

С F - постоянные издержки в затратах на единицу продукции;

С V - переменные издержки в затратах на единицу продукции.

  • 1. Безубыточный объем выпуска в натуральном выражении рассчитывается по формуле:
  • 2. Для расчета безубыточного объема выпуска в стоимостном выражении левая и правая части выражения умножаются на цену.
  • 3. Безубыточный объем продаж может быть рассчитан с использованием величины маржинального дохода. Маржинальный доход МД определяется как разность между выручкой и переменными издержками. Отсюда:

С понятием "безубыточный объем" тесно связано понятие "запас финансовой прочности" (зона безопасности), представляющее собой разность между фактическим и безубыточным объемами.

Одним из важнейших направлений анализа и оценки производственной деятельности также является оценка и анализ затрат на производство продукции и определение ее себестоимости.



Рассказать друзьям