Равель краткая биография для детей. Творческий путь и краткая биография мориса равеля

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Морис Равель (1875-1937) был младшим современником Дебюсси и долгое время воспринимался просто как его подражатель. «Тень» основоположника музыкального импрессионизма мешала увидеть истинное лицо Равеля, а между тем, его творческий почерк во многом отличен от стиля Дебюсси, которого Равель пережил на два десятилетия.

Его творческая биография началась в пору расцвета импрессионизма, а продолжалась после I мировой войны, когда импрессионизм исчерпал себя, уступив место новым художественным течениям. Война стала тем рубежом, который разграничил творческий путь Равеля на два периода:

  • I - с 1895 (когда был издан «Старинный менуэт», первое опубликованное сочинение) по 1914;
  • II - 1917-1932 («3 песни Дон Кихота», последнее произведение композитора).

В парижской консерватории, куда Равель поступил в 14-летнем возрасте, он прошел строгую школу музыкального профессионализма. Его учителем композиции был Габриэль Форе. Уже тогда проявилась независимость художественных вкусов Равеля. Его интересовали «нетрадиционные» произведения Эрика Сати, «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны» Дебюсси (Равель сделал их фортепианные переложения), (с русской музыкой Равель впервые познакомился во время Всемирной выставки, которая открылась в год его поступления в консерваторию). Он всегда много читал (его любимцами были Шарль Бодлер, Эдгар По), увлекался современной живописью Моне, Ван Гога.

Интерес к новому искусству причудливо смешивался с тяготением к рационализму XVIII века. Равель изучал классическую французскую философию, произведения Дени Дидро («Парадокс об актере»), поэзию Ронсара и Маро (поэты франц. Ренессанса), восхищался творчеством франц. клависинистов. Следовательно,художественные вкусы Равеля формировались под воздействием различных, порой противоположных факторов.

Своих единомышленников Равель обрел в кружке молодых поэтов, художников, музыкантов, именовавших себя в шутку «апашами» («бродягами», «босяками»). Встречи апашей посвящались в основном музицированию. Кроме того, Равель посещал артистический салон польской семьи Годебских (с которыми был дружен Тулуз-Лотрек). В салоне Годебских собирался художественный и артистический цвет Парижа.

1 период творчества (1895-1914)

В I период творчества были созданы:

  • фортепианные произведения « Павана на смерть инфанты», «Игра воды», Сонатина, циклы «Отражения», «Ночной Гаспар», «Моя матушка Гусыня»;
  • вокальные циклы «Шехерезада», «Естественные истории», романсы и поэмы на стихи поэтов-символистов;
  • опера «Испанский час»;
  • балет «Дафнис и Хлоя»;
  • «Испанская рапсодия».

В этих произведениях преобладают поэтич. картины природы, народного быта, образы Востока, родной ему Испании. Композитор обращается к поэтизированному танцу, сказке, мотивам античности (т.о. отсутствует социальная тематика). Мелодика Равеля избегает вводнотоновости (тема «Паваны»), в ней часто встречаются секундово-квартовые, пентатонные обороты, Ритмы очень активны, характерны полиритмические комбинации, смещения акцентов, сложные размеры. В гармонии встречаются необычные аккорды (например, «колючий» аккорд с неприготовленным задержанием), многозвучные аккордовые комплексы (до 12-звучия). В терцовую структуру включаются побочные тоны, альтерации (характерны созвучия с ум.8). Используются архаические лады, лады испанской музыки.

Оркестровка изысканна и блестяща, с частыми solo, необычными эффектами звукоизвлечения, флажолетами и glissando, сложнейшими пассажами струнных и деревянных. В целом - доминирует интерес к красочности, любование «прекрасным мгновением».

2 период творчества (1917-1932)

События I мировой войны глубоко потрясли Равеля. Несмотря на освобождение от воинской службы он добровольно вступил в действующую армию и только после перенесенных тяжелых болезней весной 1917 года демобилизовался. В этом году он сочинил свой последний фортепианный цикл - сюиту «Гробница Куперена» - «дань уважения не только Куперену, но и всей французской музыке XVIII века». Посвятил погибшим друзьям.

«Гробница Куперена» открыла новый - послевоенный период в творчестве Равеля. Если раньше оно развивалось в русле импрессионизма, то сейчас импрессионистские черты теряют главенство, хотя и не исчезают бесследно. Равель понял и отразил горечь войны с ее неслыханными жертвами. Его творчество эволюционирует от радостного восприятия жизни к большему драматизму отельных произведений («Вальс», 2-й фортепианный концерт).

Меняется его стиль, сам композитор определил эту тенденцию как «лаконизм, доведенный до предела». Появились новые черты:

  1. - стремление к отчетливости мелодического рисунка и его преобладанию над колоритом; при этом на смену кратким мотивам приходят протяженные мелодии широкого дыхания (они встречались эпизодически и раньше). Яркий пример - тема «Болеро».
  2. - возрастает роль полифонии;
  3. - усиливается роль конструктивного начала;
  4. - усиливается контрастность музыкальной формы, действенность развития;
  5. - в произведениях послевоенных лет Равель чаще обращается к традициям прошлых веков, к искусству XVII - XVIII веков, т.о. его стиль соприкасается с эстетикой неоклассицизма. Очень ярко это проявилось в «Гробнице Куперена», в Первом фортепианном концерте.
  6. - новым было и увлечение джазом. Равель был в числе музыкантов, увидевших в джазе источник обновления традиционных форм.

Произведения 2-го периода

  • фортепианные - цикл «Гробница Куперена», два фортепианных концерта;
  • вокальные - «Мадагаскарские песни», «3 песни Дон Кихота»;
  • симфонические - хореографич. поэма «Вальс», «Болеро»;
  • камерные - соната для скрипки и виолончели; соната для скипки и ф-но; опера-балет «Дитя и волшебство».

Говоря о стилистических отличиях, произведений I-го и II-го периодов, следует выделить и некоторые общие приметы равелевского стиля:

  • тяготение к рельефному тематизму, в котором ясно ощущаются народные истоки;
  • интерес к фольклору, особенно испанскому;
  • огромная роль танцевальных элементов; тяготение к танцевальной ритмике самых разных жанров, от менуэта до фокстрота;
  • четкость музыкальной формы. К Равелю, в отличие от многих других композиторов рубежа веков, вполне применимы критерии классичности (стройность, уравновешенность формы). В отличие от Дебюсси, Равель вполне лоялен к традиционным формам, в частности, к сонатной, которую часто использует;
  • мастерство оркестрового письма («виртуоз оркестровки»).

Tворчества М.Равеля

Введение ……………………………………………………… стр.3

Глава № 1 . Обзор фортепианного творчества Мориса Равеля.

Основные стилевые направления и некоторые

особенности музыкального языка.

§1. Своеобразие импрессионизма композитора……………..стр.5

§2. Связь с классическими традициями……………………..стр.6

§3. Романтические черты стиля…………………………….стр.8

§4. Народно – национальные истоки………………………..стр.12

§5. Мелодико-гармонические особенности

музыкального языка……………………………………….стр.13

§6. Круг образов………………………………………………...стр.15

§7. Оркестральность………………………………………….стр.16

Глава № 2. Анализ фортепианных произведений, их

исполнительские и методические аспекты.

§1. «Античный менуэт»……………………………………...стр.17

§2. «Павана в честь усопшей инфанты»…………………...стр.19

§3. «Игра воды»………………………………………………...стр.20

§4. Сонатина…………………………………………………..стр.22

§5. «Слуховые пейзажи»……………………………………...стр.25

§6. «Моя матушка Гусыня»………………………………….стр.26

Заключение………………………………………………..стр.31

Библиография……………………………………………..стр.32

Введение.

На рубеже 19–20го веков развитие искусства становится особенно сложным и изменчивым. Постепенно мельчавшее и академизировавшееся романтическое направление уступает место развивающемуся импрессионизму. Новое течение, зародившиеся в живописи во второй половине 19-го века, подхватывается другими видами искусства. Особенно важную роль импрессионизм сыграл в формировании французской музыки. Новое искусство решительно выступало против академической традиции, утверждало эстетические принципы, продолжавшие развиваться и в начале 20-го века. К числу представителей музыкального импрессионизма принадлежали Клод Дебюсси и Морис Равель.

Данная работа посвящена разбору фортепианного творчества М.Равеля – крупнейшего композитора французской музыкальной культуры.

Творчество Равеля - одно из сложнейших явлений в истории искусства. Органично связанное с традициями композиторов предшествующих поколений, оно вместе с тем открыло эпоху нового - современного искусства.

Вслушиваясь в музыку Равеля, мы вступаем в яркий самобытный мир, в котором происходит процесс интенсивного развития. Стремление к опоре на традицию сочеталось у него с неослабевающим интересом к новому. В музыке Равеля живет дух истинной человечности. В его искусстве проявилась гармоничность художественного гения. Безупречность мастерства, уравновешенность пропорций, чистота стиля - все это необходимая форма высказывания того, что было выношено в глубине его души.

Благодаря своеобразию и мастерству письма, неповторимой сущности его искусства, которое было понято далеко не сразу, композитор заслужил имя «величайший музыкант Франции».

В данной работе рассматривается стилевое многообразие музыки Равеля – тема очень объемная и сложная. В рамках данной работы будут освещены лишь некоторые важные аспекты этой темы. В первой главе будет подробно изложено развитие фортепианного творчества композитора и рассмотрено стилевое многообразие его сочинений. Вся вторая глава посвящена обзору и анализу произведений раннего творчества композитора: «Античный менуэт», «Павана в честь усопшей инфанты», «Слышимые пейзажи» - пьесы для двух фортепиано, Сонатина, «Игра воды», цикл пьес «Моя матушка Гусыня», с пожеланиями для исполнителей – пианистов. Рекомендации помогут наиболее правильно интерпретировать произведения Равеля, также более качественно их исполнять.

Глава 1

Обзор фортепианного творчества Мориса Равеля. Основные стилевые направления и некоторые особенности музыкального языка.

§1. В течение долгого времени, вплоть до первой мировой войны, французская музыкальная критика воспринимала Равеля как продолжателя и чуть ли не эпигона Клода Дебюсси - основоположника музыкального импрессионизма - яркая личность которого мешала увидеть индивидуальность и творческую независимость Равеля. Совершенно очевидно, что композитор расширил понимание импрессионизма, а порой и выходил за рамки этого понятия, что сближало композитора с реалистическим мышлением, с отражением жизненной реальности.

Согласно эстетике, импрессионизма, художник передает, прежде всего, свое, субъективное видение, своё восприятие мира. Равель ставит цель объективного описания. Сами сюжеты его пьес конкретны и определенны. В отличие от Дебюсси – символиста, Равель склонен отказаться от символичных туманностей ради галльской ясности. Отличаются также и музыкальные приемы композиторов. Равель тяготеет к рельефному тематизму, в котором непосредственно ощущаются фольклорные истоки. Развитие у Равеля строже и последовательнее, опирается на определенные схемы, жанр представлен у композитора точно очерченным, ему чужда ипровизационность, сплошь характерная для Дебюсси.

Эстетика Равеля – заключает в себе переплетение различных эстетико-стилевых тенденций. На разных этапах проявляются черты классицистские, романтико-импрессионистские и мелодико-конструктивистские, а также элементы экспрессионизма. Они взаимодействуют, возникая, иногда параллельно, иногда та или иная, из них превалирует. Чрезвычайно плодотворно было стремление композитора к опоре на народные основы искусства. Об этом свидетельствуют многочисленные произведения, созданные им в духе французской, испанской, восточной музыки. Подлинное восхищение вызывали у него многие сочинения русских композиторов. (В качестве примера можно упомянуть великолепную оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского).

§2. В ранних фортепианных произведениях композитора ярко проявляется связь с классическими традициями. Одно из таких ранних произведений - «Античный менуэт», которое Равель счел достаточно зрелым для публикации. Написано произведение было не без влияния Шабрие, творчество которого сыграло для Равеля немаловажную роль, наряду с такими композиторами как Шуман, Шопен, Вебер, Лист.

В «Менуэте» обращает на себя внимание особый характер скрытого лиризма. Композитор, как бы предлагает свое видение танца, над архаичностью которого он сам слегка иронизирует, используя изысканные гармонические новшества.

Продолжением этой же линии в его творчестве является и знаменитая «Павана в честь усопшей инфанты». Это один из лучших образцов ранних сочинений композитора. Ясная классическая форма, напоминающая рондо

клавесинистов и прозрачность изложения превосходно выявляет строгую простоту музыки. Это не чисто клавесинное письмо, а скорее стилизация фактуры камерных ансамблей периода расцвета лютневого и клавесинного искусства.

Стилевая линия равелевского классицизма идет от «Античного менуэта» и «Паваны», к Сонатине. Это произведение представляет собой одну из первых попыток обращения художника к чисто инструментальному жанру сонатного цикла. Форма этого произведения, стиль изложения показывают, что её автору близки традиции добетховеской сонаты – Моцарта, Скарлатти, приемы старинных французских мастеров - Куперена и Рамо. Равель называет свое сочинение сонатиной не из-за легкости изложения и компактности размеров, а вследствие того, что по своему строению это - «сжатая» соната. Стремление к преодолению импрессионистской тенденции и развитию классической линии свойственно не только ранним произведениям композитора – это одно из важнейших направлений в его творчестве. В этом отношении характерны «Менуэт на тему Гайдна», фортепианный цикл «Благородные и сентиментальные вальсы», произведения, созданные в последние довоенные годы, а также и во время войны. Здесь как бы Равель любуются рафинированными тонкостями искусства с позиции эстета. В последствии цикл «Благородные и сентиментальные вальсы» был оркестрован и использован для балета «Аделаида или Язык цветов».

Сюита «Гробница Куперена» также может рассматриваться как законченное воплощение равелевского неоклассицизма, как предел стилевой линии, идущей у Равеля от «Античного менуэта». Художник воплощает здесь черты французской, шире – латинской музыкальной традиции – рационализм, тектоничность формы, стремление к ясности, элегантность выражения. Сюита посвящена Куперену, но можно сказать, что она посвящена и французской музыке 18-го века. Кроме этого в сюите ощутим также дух Скарлатти и музыки итальянских клавесинистов. Композиция сюиты строга, она состоит из трех групп пьес: Прелюдии с фугой (1 и 2 номера цикла), трех контрастных танцев – Форлана, Ригодон, Менуэт(3,4,5 номера), центр их, как всего произведения - Менуэт. Заключительный номер - Токката, которая образует арку с прелюдией по характеру изложения. Равель строит композицию сюиты согласно собственным четким, конструктивным принципам схожих с принципами клавирных сюит барокко. Сюита « Гробница Куперена» отчетливо показывает, что обращение композитора к старинным традициям французских классиков вызвано не узко стилизаторскими целями, а имеет глубокие духовные корни. Равелю близки лучшие идеи 18 века: гуманизм, гармоничное единство прекрасного и нравственного, требование ясности во всем, примат разума, стремление к уравновешенности художественных элементов.

Фортепианный стиль Равеля отмечен воздействиями неоклассических тенденций в музыкальном искусстве 20-го века. Можно говорить и о формально- жанровых решениях, и о приемах фортепианного письма. В поздних сочинениях Равеля неоклассическая манера смыкается с манерой джазового пианизма (например, в концерте для левой руки). В концерте D dur классицизм качественно иной. Ему свойственно героическое начало, отражение значительных событий. В концерте G dur, с исключительным блеском раскрылось мастерство Равеля – колориста. Здесь неоклассическая линия сочетается с равелевским звуковым мышлением (например, на уровне ладогармонии).


Французский композитор-импрессионист Морис Равель, один из представителей мировой музыкальной культуры первой половины ХХ века.

Родился Жозеф Морис Равель 7 марта 1875 года в южной части Франции, в небольшом городке Сибур. Музыкальные способности Равеля обнаруживаются в раннем детстве, и уже в возрасте семи лет он занимается игрой на фортепиано. А в 1889 году поступает в подготовительный класс игры на фортепиано, в Парижскую консерваторию.

Во время учёбы в консерватории Морис пишет несколько произведений, таких как: «Старинный менуэт» и фортепианная « Павана на смерть инфанты». Там же он знакомится с испанским пианистом Р. Виньесом, который первый исполняет его сочинения.

В 1901 году делает попытку завоевать Римскую премию, но терпит неудачу. Новые попытки 1902 и 1903 года участия в конкурсе также оказываются неудачными.

С 1905 года Равель Морис приобретает широкую известность в Париже как музыкант-новатор. Известность его растет с каждым днём, сочинения исполняются нарасхват. И не смотря на поражение в Риме, композитор чувствует себя победителем в глазах музыкального и интеллектуального общества.

Художник высокой культуры, Равель уделял особое внимание французской литературе (как классической, так и современной) и живописи(увлекался импрессионистами). Он проявлял большой интерес к фольклору (французскому, испанскому и др.). Существенное место в творчестве занимает испанская тематика (мать Равеля - испано-баскского происхождения).

Равель давал концерты как пианист и дирижёр, исполнял преимущественно свои сочинения (в 20-х гг. совершил концертное турне по странам Европы и Северной Америки), выступал с музыкально-критическими статьями.

Во время 1-ймировой войны 1914-1918 вступил добровольцем в действующую армию. Война вызвала к жизни глубоко драматические произведения Равеля, в т. ч. фортепьянный концерт для левой руки, написанный по просьбе австрийского пианиста П. Витгепштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепьянную сюиту «Гробница Куперена» (1917).

Вместе с тем в ряде произведений проявились неоклассицистские тенденции. В творчестве Равеля представлены разнообразные жанры: «Испанская рапсодия» (1907), «Вальс» (1920), а также «Болеро» (1928) для оркестра -одна из вершин французского симфонизма 20 в., опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925) и др. Равелю подвластна стихия танцевальных ритмов разных времён, что нашло отражение в «танцевальных» сочинениях - балет (хореография, симфония) «Дафнис и Хлоя» (на либретто М. М. Фокина, 1912), «Болеро»,


«Благородные и сентиментальные вальсы» (для фортепьяно, 1911) и др., а также в таких произведениях, как Соната для скрипки и фортепьяно (2-я часть - блюз), опера «Дитя и волшебство» (фокстрот Чайника и Чашечки) и др. Творчество, открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада, оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыкальном искусстве 20 в.

1933 года композитор попадает в автомобильную катастрофу, в результате полученной травмы развивается опухоль мозга. В связи с прогрессирующей болезнью Морис прекращает свою творческую деятельность.

1937 года ему делают сложнейшую операцию, однако операция проходит неудачно и композитор умирает на 62 году своей жизни. Похоронен в пригороде Парижа на кладбище Леваллуа-Перре.

Жозеф Морис Равель (1875-1937) – французский дирижёр и композитор-импрессионист, считается одним из наиболее влиятельных реформаторов и деятелей в музыке ХХ века. Самое знаменитое его сочинение – «Болеро».

Детство

Морис появился на свет на юге Франции, почти у границы с Испанией, в небольшом городке Сибур (сейчас относится к департаменту Атлантических Пиренеев). Произошло это 7 марта 1875 года.

Его папа был очень талантливым инженером и изобретателем, на момент рождения сына работал инженером-путейцем. Отец даже трудился над усовершенствованием двигателя внутреннего сгорания. Несмотря на уникальные технические способности, папа был страстным любителем музыки и превосходно играл на рояле. С раннего детства любовь к музыке он прививал и маленькому сыну.

Мама принадлежала к старинному роду басков, она была удивительная рассказчица.
Вскоре после того, как родился сын, семья Равель уехала в Париж. В шестилетнем возрасте мальчику наняли преподавателя Анри Гиза, который систематически проводил занятия с Морисом и учил его играть на рояле. С 1887 года ребёнок учился ещё у одного педагога Шарля Рене, который преподавал ему азы гармонии.
В возрасте двенадцати лет Равель впервые сочинил музыкальное произведение – вариацию на тему Шумана.

Учёба

В 1889 году Морис начал обучение в Парижской консерватории по классу фортепиано. Сначала его педагогом был Ш. Антиома. Затем большую помощь молодому музыканту оказывал знаменитый французский пианист и композитор Шарль де Берио.

Композиторский талант Равеля проявлялся всё чаще, однако особенный интерес к сочинению музыкальных композиций и импровизации у него возник после того, как он познакомился с творчеством Эрика Сати. Этот композитор отличался экстравагантностью и считался «подпольным» родоначальником импрессионизма в музыке. Через много лет, несмотря на сложность личных отношений, Морис говорил о Сати как о своём «Предтече» и заявлял, что творческими успехами во многом обязан именно ему.

Также немалое влияние на Равеля оказала личное знакомство с испанским композитором и пианистом Рикардо Виньесом. После их встречи у Мориса возникла неудержимая страсть к написанию музыки.

На последнем курсе обучения он занимался в классе у крупнейшего французского педагога и композитора Габриэля Форе. Именно от учителя исходила идея для сочинения Морисом цикла музыкальных композиций на мотивы испанских мелодий:

  • «Хабанера»;
  • «Старинный менуэт»;
  • «Павана на смерть инфанты».

После этого тематика Испании занимала большое место в творчестве Равеля. Окончив учебное заведение, с 1900 по 1914 годы он написал много произведений на испанские мотивы, особенной популярностью среди которых пользовались «Испанская рапсодия» (её премьера прошла с ошеломительным успехом) и юмористическая остроумная опера «Испанский час».

По классу композиции Морис обучался до 1905 года. Помимо музыки, молодой композитор много внимания уделял изучению современной и классической французской литературы. Ещё его очень интересовала живопись.

Скандал вокруг Римской премии

Среди профессиональных академических кругов творчество Мориса долгое время не признавалось. В этом нет ничего удивительного: такая участь постигала практически всех новаторов.

Три года подряд (1901, 1902, 1903) Морис принимал участие в конкурсе на знаменитую Римскую премию. И каждый раз ему приходилось довольствоваться «Малой Римской премией». В 1901 году Равеля обошёл Андре Капле. В 1902 году главная премия досталась Эме Кунцу (ученику французского профессора и композитора Шарля Леневе). В 1903 году снова подопечный Леневе Рауль Лапарра выиграл состязание у Мориса.
В 1904 году Равель пропустил конкурс, он воздержался сознательно, чтобы набраться сил для последней попытки.

1905 год был последним, когда он мог стать участником конкурса. Потому что для соискателей премии был установлен возрастной ценз в тридцать лет. Равель приблизился к этому возрасту вплотную и в будущем претендовать на премию уже не мог. С заявкой допустить его к участию он обратился к организаторам конкурса последний раз, но получил отказ. В качестве причины сослались на возрастные ограничения. На самом же деле членов жюри раздражала его «антимузыкальная и разрушительная деятельность». К тому времени его яркие сочинения, наполненные импрессионисткой эстетикой, пользовались известностью в Париже. Музыкант-новатор уже много раз исполнял свою знаменитую «Игру воды».

В музыкальном мире разразилась буря негодования, последовала волна протестов. А когда выяснилось, что все соискатели премии, допущенные к конкурсу, были подопечными Леневе, жюри обвинили в коррупции. Околомузыкальная печать объявила цинизм жюри беспрецедентным, а решение пристрастных судей позорным.

Сам Морис отнёсся к инциденту спокойно и комментариев на этот счёт не давал. Общественный резонанс был таким широким, что скандал сослужил Равелю добрую услугу, его популярность и авторитет стали резко повышаться.

Скандал провёл в творчестве Мориса строгую черту, он окончательно порвал с консерваторией. Его не допустили к конкурсу, но для всего общественного и музыкального мира он вышел победителем. Всё внимание было приковано к Равелю, его произведения исполняли на концертах и издавали нарасхват, о музыканте постоянно спорили и говорили. Так Морис стал вторым лидером в музыкальном импрессионизме и вышел на одну планку с Клодом Дебюсси.

Война

С началом Первой мировой войны Морис решил вступить в ряды действующей армии. Состояние здоровья у композитора было удовлетворительное, однако члены медицинской комиссии его забраковали и не приняли ни в один род войск. Равель был слишком маленького роста, а как следствие, из этого он не обладал достаточным для солдата весом и не подходил ни под одни армейские стандарты.

Композитор подключил все свои знакомства и связи и три месяца упорно добивался, чтобы его взяли в действующую армию. Он мечтал стать лётчиком. Осенью 1914 года его приняли добровольцем в автомобильный дивизион.

Чуть больше трёх лет он служил шофёром на грузовике и санитарной машине, сначала в сухопутных войсках, потом был переведён в авиационный полк. Служба резко подорвала его здоровье, Морис отморозил ноги, что стало причиной сильного нервного истощения. В начале 1918 года его комиссовали по причине болезни.

Послевоенное творчество

Служба в действующей армии изменила духовный мир композитора, его послевоенная музыка стала более эмоциональной. Всё меньше он сочинял оперы, всё больше создавал инструментальные пьесы. Широко известно его произведение того времени – «Гробница Куперена». Он посвятил эту фортепианную сюиту своим друзьям, погибшим на фронте.

Вскоре в Париж приехал знаменитый русский постановщик и продюсер Сергей Дягилев, он собирался ставить в столице Франции «Русские сезоны». Морис познакомился с ним. Композитор написал музыку к балету «Дафнис и Хлоя», главную партию в котором исполнял великий русский танцовщик Вацлав Нижинский.

Затем последовал балет «Вальс». После грандиозных премьер балетные произведения Мориса стали использовать как отдельные музыкальные композиции. Наступил период его расцвета и славы.

Несмотря на популярность, композитор временами находился в подавленном состоянии. После того, как в 1917 году умерла его мама, он не мог находиться в родительской квартире в Париже. К тому же стало ещё больше ухудшаться здоровье. Он много путешествовал, ездил в Испанию и Швейцарию. Потом с помощью друзей приобрёл в 50 км от Парижа домик в местечке Монфор-Ламори.

В 1920-х годах Морис начал вести активную гастрольную деятельность, с турами он съездил в Англию, Голландию и Италию. Благодарные почитатели его таланта везде оказывали Морису восторженный приём.

Русский дирижёр Кусевицкий заказал Равелю оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского. Трудясь над этим заказом, Морис одновременно продолжал работу над главным сочинением своей жизни ‒ «Болеро». Идею этого балета ему подсказала знаменитая балерина Ида Рубинштейн. В нём композитор соединил испанские ритмы с традиционной классикой. «Болеро» в свой репертуар включала великая русская балерина Анна Павлова.

В 1925 году Европа услышала его новое сочинение – оперу-балет «Дитя и чудеса (волшебство)».

В 1929 году Оксфордский университет присвоил Равелю почётное звание доктора музыки.

В 1932 году он сочинил свой знаменитый фортепианный концерт для левой руки. Об этом Мориса попросил пианист из Австрии, который во время войны лишился правой руки. В этом же году Равель совершил ещё один грандиозный европейский тур, в котором его сопровождала выдающаяся пианистка Маргарита Лонг.

Вернувшись из турне, Морис задумал новое сочинение – балет «Жанна д’Арк». Он начал над ним трудиться, но в 1933 году попал в автокатастрофу, балет так и остался неоконченным. В аварии Морис получил сильнейшую черепно-мозговую травму, которая стала причиной тяжёлого неврологического заболевания.

Уже тяжело больной Равель писал своё последнее сочинение – «Три песни Дон Кихота Дульсинее». Изначально музыка задумывалась для первого звукового фильма, но фирма, которая должна была его снимать, обанкротилась. «Три песни» Равель писал специально для русского певца Фёдора Шаляпина.

Смерть

Морис вынужденно прекратил свою музыкальную деятельность, так как у него стала прогрессировать опухоль головного мозга, нарушилась речь. Медики настаивали на операции, и Равель дал согласие. Но оперативного вмешательства Морис не выдержал. Он скончался 28 декабря 1937 года. Похоронили композитора в пригороде Парижа Леваллуа-Перре.

Содержание статьи

РАВЕЛЬ, МОРИС (Ravel, Maurice) (1875–1937), французский композитор. Родился 7 марта 1875 в Сибурне близ Сен-Жан-де-Люз (департамент Атлантические Пиренеи). Очень рано обнаружил музыкальные способности, в 1882 начал заниматься фортепиано у А.Гиза и в 1887 гармонией у Ш.Рене. Два года Равель обучался в подготовительном классе Парижской консерватории, в 1891 поступил в фортепианный класс Ш.де Берио. Теоретические дисциплины проходил у Пессара и Дюбуа, композицией занимался в 1898 у Г.Форе.

В годы ученичества из-под пера Равеля вышло лишь несколько незначительных произведений, в их числе Старинный менуэт (Menuet antique , 1895), и только в 1899 он показал ныне широко известную фортепианную Павану усопшей инфанте (Pavane pour une infante défunte ). В консерватории Равель подружился с испанским пианистом Р. Виньесом, который стал первым исполнителем сочинений композитора.

В 1901, после неудавшейся попытки завоевать Римскую премию, Равель создал фортепианный цикл Игра воды (Jeux d"eau ), который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты листовского пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента. Новые попытки победить в конкурсе на Римскую премию, предпринятые Равелем в 1902 и 1903, потерпели неудачу, что не помешало композитору сочинить в это время прекрасный Струнный квартет фа мажор. Неудача Равеля с Римской премией породила в Париже много толков: говорили, что причиной является размолвка между Равелем и Форе. С тех пор и до конца своих дней Равель вел лишенную примечательных событий жизнь «кабинетного» композитора. Исключением стали лишь годы Первой мировой войны, когда он служил шофером в медицинской бригаде; в 1927–1928 он выезжал на гастроли в США.

Список наиболее значительных сочинений Равеля выглядит следующим образом: Сонатина для фортепиано (1905); оперы Испанский час (L"heure espagnole , 1907) и Дитя и чудеса (L"enfant et les sortilèges , 1917); балет Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé , 1909) – великолепное сочинение, которое появилось вслед за другим шедевром – большим фортепианным циклом Ночной Гаспар (Gaspard de la nuit , 1908); Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales , 1911), первоначально написанные для фортепиано, но вскоре переложенные для оркестра; камерный опус Три поэмы Стефана Малларме (Trois poèmes de Stéphane Mallarmé , 1913); Фортепианное трио (1914); хореографическая поэма Вальс (La valse , 1917); сюита Гробница Куперена (Le tombeau de Couperin , 1917), тоже написанная сначала для фортепиано, а потом инструментованная автором; вокальный цикл Мадагаскарские песни (Chansons madécasses , 1926); оркестровое Болеро (Bolero , 1928); два фортепианных концерта (один из них – для левой руки, 1931).

В 1933 Равель попал в автомобильную катастрофу. В результате травмы стала развиваться опухоль мозга, и к 1936 композитор перестал узнавать собственную музыку. Умер Равель в Париже 27 декабря 1937.

Творчество Равеля.

Имя Равеля часто упоминается вместе с именем Клода Дебюсси (1862–1918), однако эстетические установки этих композиторов принципиально различны. Гармонии Равеля строятся по терцовому принципу, и в них нет ничего «туманного». Его больше интересовали тембровые возможности инструментов, нежели колорит, создаваемый средствами гармонии. Лишь в Испанской рапсодии (Rapsodie espagnole , 1907) ощущаются импрессионистические веяния.

Равель обладал ясным чувством формы, хотя, например, его Интродукция и аллегро (1905–1906; сочинение иногда называют септетом) состоит целиком из повторений не слишком ярких мелодических фраз. То же можно сказать о медленной части струнного квартета. В общем же это сочинение, противоречащее всем канонам квартетного письма, отличается красотой музыкального содержания.

Ряд не самых удачных сочинений композитора написан в абстрактном неоклассическом стиле: ни соната для скрипки и виолончели (1922), ни соната для скрипки и фортепиано (1923) не возбуждают особого интереса.

Равель виртуозно владел оркестром. Дафнис и Хлоя , Вальс , оркестровка Картинок с выставки Мусоргского (1922) – настоящие учебники инструментовки. Тембровая фантазия Берлиоза сочетается здесь с гармоничностью оркестрового колорита Римского-Корсакова. Парадоксально, но такой мастер, как Равель, написал всего одно концертное симфоническое произведение, а именно Испанскую рапсодию ; все остальные партитуры, кроме двух фортепианных концертов, предназначались для театра. Знаменитое Болеро (которое превзошло септет по части повторений одной мелодической фразы) идеально соответствует задаче сценического воплощения танца. Сам Равель называл Болеро «оркестровым сочинением без музыки». Равель имел удовольствие присутствовать на обеих премьерах Болеро – театральной и на следующий день концертной. В зале аудитория реагировала враждебно, тогда как в театре музыка была принята как должное, без всяких протестов.

Равель великолепно использовал ресурсы фортепиано. Самое популярное среди его фортепианных сочинений – сонатина. Два его фортепианных концерта демонстрируют разные подходы к одному жанру. Концерт для левой руки – грандиозное, роскошное, великолепное произведение; концерт для двух рук – дерзкий вызов от начала до конца. Сам Равель называл его «дивертисментом в духе Моцарта» и брал за образец изящное фортепианное письмо Сен-Санса. Эти произведения сочинялись одновременно. Концерт для левой руки, заказанный и впервые исполненный в 1931 одноруким пианистом П. Витгенштейном, – одно из сочинений, опровергающих измышление, будто Равель был мастером только малых форм.

Равель всегда тщательно отделывал свои сочинения. Так, в опере Испанский час он скрупулезно выставил указания метронома даже на бой часов. Это замечательное сочинение, одно из самых обаятельных в мировом оперном репертуаре, является оригинальным решением проблемы «разговорной» оперы.

Наибольшей известностью пользуется фортепианное творчество Равеля. Он сам оркестровал Альбораду (Alborado del graсioso , 1905) и Гробницу Куперена , но фортепианные версии этих пьес не уступают оркестровым. Трудно поверить, что на премьере первоначального, фортепианного варианта Благородных и сентиментальных вальсов сочинение было встречено враждебно, тогда как всего через несколько лет его оркестровый вариант не встретил никаких возражений.

Равель был очень оригинальной личностью. В его сознании причудливо связывались музыка и механика. Он собрал коллекцию механических игрушек – точность их движений восхищала композитора. Неудачи, связанные с Римской премией, наложили отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, и когда Равелю был предложен орден Почетного легиона, он отказался от награды, сочтя ее оскорблением. Однако степень почетного доктора музыки Оксфордского университета он принял как дань уважения.



Рассказать друзьям