Разработки открытых мероприятий по декоративному искусству. Сценарий мероприятия "русские народные промыслы"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект внеклассного мероприятия

по декоративно – прикладному творчеству

в оздоровительном лагере в МБОУ ДО «Детско – юношеском центре им. Баневура г. Владивостока»

на тему «Лепка шкатулки из глины »

Разработал: Куценко Ирина Сергеевна

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования для детей и взрослых»

Проверил: Лях Татьяна Евгеньевна

____________________________________

Директор МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура г. Владивостока»

Владивосток, 2018

Тема занятия : Шкатулка «Курочка». Лепка из глины

Дата проведения . 06.01.2018

Состав учебной группы:

22 человек из них: мальчиков – 5 чел., девочек – 17 чел., в возрасте от 7 до 10 лет

Цель учебного занятия.

Совершенствовать навыки работы с глиной;

научиться лепить из глины шкатулку «Курочка»

Задачи:

1.Воспитательные:

Прививать интерес к декоративному изобразительному искусству;

Воспитывать трудолюбие;

Уважение к творческому наследию русских мастеров.

2.Образовательные:

Познакомить с историей народных промыслов;

Отрабатывать умение лепки посуды различными способами.

3.Развивающие:

Развивать навыки лепки из глины;

Развивать эстетического восприятие произведений народного искусства

Форма учебного занятия:

практическое занятие

Фома организации работы:

индивидуально-групповая

Образовательные технологии:

Личностно – ориентированная технология обучения

Технология уровневой дифференциации

Игровые технологии

Групповая технология

Здоровьесберегающие технологии

Материально-техническое оснащение занятия:

Материал для лепки – глина, шликер, стеки, кисточки, образцы готовых изделий, ноутбук для презентации.

План занятия.

Этап урока

Содержание

Время

Организационный

Приветствие, организация учащихся с целью настроя на урок. Подготовка материалов и инструментов к уроку

3 мин.

Объявление темы урока, какую деятельность должны выполнить.

2 мин.

Актуализация знаний

Сообщениями

обозначаю знания полученные

на предыдущих уроках, увязываю с новым заданием.

2 мин.

Изложение нового материала, презентация

10 мин.

Самостоятельная работа

Практическая работа.

25 мин.

Физкультминутка

Разминка под музыку

3 мин.

Самостоятельная работа

Практическая работа.

20 мин.

Обсуждение допущенных ошибок, их устранение

3 мин.

Рефлексия

Цель - формирование адекватной самооценки, подведение итогов урока.

2 мин.

Ход занятия.

Этапы занятия

Время

Деятельность

Педагога

Обучающихся

Организационный

3 мин.

Приветствую и предлагаю тихо занять свои рабочие места. Проверяю свое рабочее место, организовываю

внимание учащихся.

Проверю готовность

рабочих мест, материалов.

Устанавливаю тишину.

Приветствуют

учителя.

Тихо

садятся на

свои места

Готовятся к

занятию.

Благоустраивают

свое рабочее

место.

Постановка цели и задач занятия

2 мин.

Называю тему урока,

предмет исполнения, т.е. результат.

Какую деятельность

должны выполнить,

как и где ее представить.

Внимательно

выслушивают

задание.

Актуализация знаний

2 мин.

Сообщениями

обозначаю знания,

полученные на

прошлых занятиях,

увязываю с новым

заданием. Задаю

вопросы.

проявление и перевод в состояние активного функционирования учащимися информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом

Внимательно

выслушивают. Вспоминают.

Поднимают

руки и отвечают.

Первичное усвоение новых знаний

10 мин.

Изложение нового материала

Презентация, показ слайдов по теме «Керамика»

25 мин.

Предлагаю учащимся

начать выполнять задание.

Работаю вместе с детьми.

Организую тишину в кабинете.

Провожу проверку работ. Исправляю неточности и ошибки.

Помогаю объяснениями. Слежу за правильной посадкой за столом. Помогаю отстающим.

Активно

включаются в

работу,

следуют советам

педагога.

Соблюдают

тишину,

правильность

посадки.

Работают.

Исправляют

ошибки и

неточности.

Физкультминутка

3 мин.

Разминка под музыку

Встают и делают упражнение по команде педагога

Самостоятельная, практическая работа

20 мин.

Продолжают свою работу.

Продолжают работу

Контроль усвоения новых знаний

3 мин.

Визуально оцениваем

результаты работы,

выбираем наиболее удачные.

Благодарю и хвалю

учащихся за

выполненную работу.

Слушают

подведение

итогов, наблюдают

результаты

своего

труда.

Рефлексия

2 мин.

Спрашиваю детей

чему научились сегодня?

Что понравилось?

Над чем понравилось

работать, какие были трудности.

Отвечают на

вопросы

Конспект занятия по лепке

    Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места. Все ли готово для работы с глиной. Вы уже знаете, что сегодня мы проведем для вас мастер – класс по лепке из глины. Послушайте стихотворение, которое я написала про наш кружок «Лепка»:

Послушная глина, умелые руки

Нужны нам, друзья, чтобы не было скуки.

Сумеем придумать игрушку, слепить.

На память подружке своей подарить.

А то, что ты сделал своими руками,

Конечно, понравится папе и маме.

А если ты будешь учиться, трудиться,

То даже весь город тебе удивится.

Пусть знают все люди на нашей планете,

Как в «Баневуре» талантливы дети.

    Постановка цели и задач занятия

В этом учебном году мы с вами лепили из пластилина и глины разные игрушки, поделки, а сегодня сделаем не просто игрушку, а полезную вещь, которая так же будет служить украшением вашего интерьера.

Актуализация знаний

Послушайте загадку:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтобы сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу.

Можно отвечать всем вместе. – Глина! - Правильно.

Кто нам расскажет немного о глине, где ее найти, как понять, что это глина, как первобытный человек использовал эти свойства? Ответы детей: - это природный материал, серого, желтого, оранжевого цвета; если после дождя долго из ямки не уходит вода, значит, там есть глина; наверное, первый человек взял комочек земли, помял и что – то слепил, может чашечку и налил воды, чтобы попить.

Да, но глина, мы помним, от воды размокает, что делать?

Надо обжечь!

- Правильно. Так глина превратилась в керамику.

    Первичное усвоение новых знаний

Одним из древнейших промыслов, известных человечеству, можно назвать керамику. История керамики насчитывает не одну тысячу лет. Своим происхождением она обязана мастерам Древней Греции, которые увидели невероятное чудо: как обыкновенная глина под воздействием огня превращается в крепкий и прочный материал, который нашел себе разностороннее применение – от различных храмовых статуэток до роскошных настенных панно. Но главной областью применения было все-таки жилище человека, где появилась разнообразная посуда. Впоследствии возникнет определение «художественная керамика».

Показ презентации на тему: «Керамика»

Приступаем к работе. Показываю для всех.

1. Берем небольшой кусочек глины, катаем шарик и делаем лепешку толщиной примерно полсантиметра. Это будет донышко шкатулки. Стараемся края сделать ровными, без трещин. Мы не пользуемся скалкой, чтобы научиться чувствовать пластичность глины, развивать глазомер. Проверяю работу каждого, главное не сделать донышко тонким. Не у всех получается сразу, показываю индивидуально.

2. Теперь делаем стенки шкатулки. Методом раскатывания. Берем такой же кусочек глины, как для донышка. Раскатываем его в жгут, толщиной 1,5 - 2 сантиметра, это зависит от глубины вашей шкатулки. Длину проверяем по донышку путем наложения по периметру. Если все подошло, смазываем шликером с помощью кисточки края лепешки и приклеиваем жгут. Теперь пальчиками снаружи соединяем, замазываем края донышка и стенок. Формируем ровные стенки, заглаживаем глину и получаем чашечку. Теперь катаем три одинаковых шарика для крыльев и хвоста. Сплющиваем в лепешки, намечаем и смазываем шликером края по верхнему краю донышка и хорошенько прижимаем. Заглаживаем сверху и снизу крыльев и хвоста. Наносим стекой бороздки – перышки по хвосту и крыльям.

3. Еще из такого же третьего кусочка катаем шарик, слегка сплющиваем между ладоней и делаем крышку по форме напоминающую шляпку гриба. Большие пальчики находятся внизу лепешки, а остальные - сложены вместе и под углом формируют высоту крышки. Контролируем силу нажима, чтобы толщина глины была равномерная, а размер крышки соответствовал донышку.

6. Физкультминутка.

Это лёгкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Пальчиковая гимнастика :

Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём.
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.

(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь, как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)

7. Самостоятельная, практическая работа.

Занимайте свои места, продолжаем работу. Сейчас займемся самым интересным. Мы сделаем из простой крышки – шляпки сделать курочку. Скатаем шарик – голову, следим за соразмерностью деталей.

Приклеиваем голову наверх крышки, не забываем, что на все крупные детали наносим кисточкой шликер, а мелкие - присоединяем потом. Вспоминаем, что нужно слепить для головы?

Клювик, глазки, гребешок

А еще?

Бородушку.

Да, только у курочки она маленькая.

Гребешок можно лепить разными способами: из трех маленьких шариков, из одного кусочка – немного прищипнуть. Дети делают - по представлению, фантазируют. Так как голова служит ручкой для шкатулки ее надо сделать надежно и в тоже время – красиво. Для этого делаем небольшие шарики – бусинки и наклеиваем на шликер вокруг шеи курочки. По краю крышки делаем ободок из более крупных глиняных бусин. Чтобы скрыть неровности края и сделать его немного больше основания. Теперь обратной стороной кисточки или стекой сделаем углубления в середине каждой бусинки.

8. Контроль усвоения новых знаний.

Проверяем нашу работу на качество, крепко ли держатся мелкие детали, закрываем и открываем шкатулку. Пока глина сырая всегда можно исправить недочеты. Проверяю детские работы. Сушить шкатулку будем сушить, не закрывая крышкой, чтобы не приклеилась. Через 3 дня, после высыхания я ваши шкатулки обожгу в муфельной печи и мы их распишем.

9. Рефлексия.

Давайте рассмотрим все работы, какие замечательные шкатулки у вас получились. Разные, но очень красивые. Расскажите, что вам понравилось в работе с глиной, какие возникли трудности, как вы с ними справились. Ответы детей: - очень понравилось, если долго лепить, то глина сохнет и трескается, переделывали из другого куска.

Вы оценили свои силы и способности, сравнили с работами товарищей. Мастерство приходит с опытом, посещая занятия в кружке «Лепка» у вас появятся уверенность, аккуратность и творческая активность в работе с глиной. Поставим работы на поднос для просушки и уберем рабочее место.

Список литературы и интернет – ресурсы:

1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Под редакцией Б.М. Неменского. - М.; ОАО Издательство «Просвещение» 2011. – 207 с.; ил. ;

2. Жук С.М. Простые поделки из природных материалов. – М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.-320 с.; ил. ;

3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 19858.

4. Лукич Г.Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979 ;

5. Федотов Г. Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо - Пресс, 2002, с.44, 47 ;

6. Федотов Г. Я. Послушная глина/Г. Я. Федотов - М.: «АСТ-Прес» - 1997-140с. ;

7. Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 ;

8. ;

9.?searchid=2239491&text=&web=0# .

Приложение 1.

Мастер – класс по лепке из глины для детей 7 - 10 лет.

Самостоятельная работа

Контроль и помощь во время занятия.

Приложение 2.

2. Скатаем шарик

3. Сделаем лепешку

4. Наносим шликер

5.Скатаем жгут

6.Приклеиваем жгут по периметру

7.Заглаживаем стык

8.Три шарика - крылья и хвост

9.Приклеим крылья и хвост на шликер

10.Сделаем крышку

11.Скатаем голову, приклеим на крышку, сделаем гребешок.

14.Сушим в открытом виде

15.После сушки обжигаем в муфельной печи при t 7 50 C 3 часа.

16. Получилась керамика. Шкатулки готовы для росписи.

17.Курицы – красавицы!

18.Шкатулка готова к выставке!

Шкатулка открыта, в ней можно хранить украшения.

Самостоятельные творческие работы!

«МАГИЧЕСКАЯ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ СОЛОМКИ, ТРАДИЦИИ РИТУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ С СОЛОМОЙ. ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ ».

Цели:

Ознакомить и формировать у детей представления истории возникновения промысла и применения соломы в быту;

Развивать познавательный интерес, память, внимание, чувство товарищества, смекалку ;

Воспитать самостоятельность, умение работать в парах, группой, бережное отношение к выполненным работам.

Задача:

обогатить кругозор детей знаниями об истоках русской культуры, обрядах, играх, дать понятия обучающимся о магической притягательности соломы.

Методы:

словесные, наглядные, практические.

Форма мероприятия:

Нетрадиционная, игра- викторина

Возраст детей: 7-12 лет.

Место проведения: учебныйкабинет декоративно-прикладного творчества.

Оборудование мероприятия: столы, стулья, компьютерная техника, видеопроектор, выставка работ из соломки, солома разных видов, наглядные пособия.

Ожидаемые результаты мероприятия: проникновение детей магическими свойствами соломы, усвоения новых знаний обучающихся и стремление к творчеству.

План занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение новых знаний по теме в форме презентации, рассказа.

3. Конкурсная программа. Игра - викторина. Гадания.

4.Подведение итогов мероприятия.

1. Организационный момент.

Психологический настрой обучающихся на восприятие нового материала, готовность детей к занятию.

Педагог предлагает обратить внимание на выставку работ в кабинете.

Знакомит обучающихся с целями и задачами мероприятия.

Ход мероприятия.

2. Сообщение новых знаний.

Рассказ иллюстрировано-повествовательный .

В плетении из соломки есть какая-то магическая притягательность. Это солнечный, теплый материал будто имеет колдовскую силу и тот, кто однажды попробовал сплетать соломинки, становится страстным поклонником этого художественного ремесла.

Плетение из соломки - древнейшее среди ремёсел. Как только люди научились выращивать злаковые растения - пшеницу, ячмень, рожь у крестьян появился источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев.

Солома шла на корм и подстилку скоту, в неурожайные годы мелко нарубленную солому подмешивали в хлеб. Из соломы шили лапти, набивали матрацы, из неё люди научились изготавливать корзины, половики, различные ёмкости для хранения зерна и муки, а также шляпы и многое другое. Солома обувала и согревала крестьянина, служила ему постелью.

(Ребята, какие вы знаете поговорки и пословицы о соломе?)

Но солома представляла для крестьянина не только материальную ценность. Все земледельческие народы наделяли стебли злаковых растений особой духовной сущностью - верили, что в них заключён дух божества хлеба, хлебного поля, сила его плодородия.

Считалось что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, способны оказывать магическое влияние на жизнь земледельцев.

Вот созрел урожай, и крестьяне приступали к жатве. Из первых сжатых колосьев плели венки и украшали ими головы девушек-жниц.

Хлеб жали вручную с помощью серпа или скашивали косой, связывали в снопы или кули и составляли в скирды для просушивания.

Повсеместно существовал обычай украшать первый «зажиночный» сноп, который хранили дома до нового урожая и так же приносили в церковь.

У каждого народа жатвенные венки имели свои особенности и названия. Народы Востока плели венки под названием «арабская клетка». В Европе земледельцы называли свои жатвенные украшения «жито», «амулет».

Эти украшения подвешивались в доме на стене под потолком, где и висели до следующей жатвы, пока не заменялись новыми.

Крестьяне верили, что в последнем снопе присутствует дух хлеба, который может олицетворяться в образе человека или животного, поэтому делали соломенные чучела из последних колосков.

(Ребята, назовите пожалуйста, какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе)

Обычай оставлять на поле в залог будущего урожая несжатыми последние колоски у многих европейских народов имеет также свое декоративное выражение. Зачастую колоски сложно сплетались между собой, украшали их лентами и цветами. Этот пучок колосьев называли «бородой» или «Божьей бородой»

Когда-то этим действиям придавали магический смысл, а со временем это превратилось в символическую традицию.

Магические атрибуты становились все искуснее, воплощаясь в сложных приёмах плетения.

В древние времена наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых по их представлениям зависел урожай, приносили на полях человеческие жертвы. Но общество развивалось, и человеческие жертвоприношения заменились символами. Материалом для их изготовления стала служить солома.

Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали и придавали им очертания человеческой фигуры. Эти фигуры были мастерски свиты, сплетены и украшены.

Ещё один народный обычай - ряженье в солому. У Восточных славян это событие приходилось на период зимне-весенних праздников - Рождество, Масленицу, Пасху. У других европейских народов это было непременным элементом народных карнавалов.

Поляки и словаки покрывали ряженых соломой с ног до головы, оборачивали их снопами, обкручивали соломенными косами, называли их «соломенный дед». Обязательной деталью костюма ряженых была конусообразная шапка из соломы.

Древние верования в народной культуре тесно связаны с христианскими обычаями. На Рождество у европейских народов было принято делать «Паука» из соломенных трубочек, нарезанных из лучших стеблей соломы. «Паука» из соломы на Рождество делают в честь рождения Христа, который был рожден в хлеву и положен в ясли на солому. В Белоруссии в честь этого события делают «паука» в виде звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, которая взошла на небе в честь рождения Христа.

Ажур соломенной конструкции напоминает настоящую паутину, сотканную пауком. У многих народов паук является героем космогонических мифов, повествующих о создании мира, а паутина представляется образом космической ткани или путеводной спасательной нити, соединяющей небо и землю. Наиболее распространены «пауки» пирамидальной формы. Ученые пришли к выводу, что пирамида- это идеальный, энергетически завершённый объект, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энергетическое поле. Соломенный «паук» подвешивался под потолком над столом напротив икон, он постоянно «парит» в воздухе и изгоняет все плохое из дома. Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды появляется чувство физического облегчения и спокойствия.

Соломенный «паук» является только частью рождественских обрядов, связанных с соломой. Праздник Рождества празднуется в период зимнего солнцеворота. По древним языческим представлениям, именно в этот период солнце поворачивает с зимы на лето, начинается пробуждение природы. В этот период все мысли крестьян обращены к будущему урожаю. Поэтому солома и необмолоченный сноп, были непременной принадлежностью крестьянского Рождества.

3. Конкурсная программа. Игра-викторина. Гадание.

На соломе гадали, подбрасывая её к потолку - чем больше соломин зацепится за балки потолка, тем богаче будет урожай. Солому расстилали по полу, клали её под скатерть, опоясывали стол соломенным перевяслом, подвешивали сноп под потолком над столом. Все эти действия призваны были способствовать обеспечению будущего урожая, следовательно, и благополучию крестьянской семьи в новом году.

Гадание:

На лавку положить солому, написать разные пожелания и закопать их в солому.

Каждый участник гадания ищет в соломе записку и читает пожелание.

Соломенные куклы также были наделены магической силой. У многих славянских народов молодым дарили их в день свадьбы. Делали две соломенные фигурки - женскую и мужскую и ставили у ворот, загораживая дорогу жениху, который приходил в дом невесты. Солома, из которой сделаны были куклы, воплощала собой плодородие земли, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в семье.

А деревенское чучело «Масленица»- воплощение уходящей зимы. Во время масленичных гуляний такие куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Куклы были женского и мужского облика, их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные куклы сжигали или разбирали на солому и отдавали на корм скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Этим народным творениям был отпущен недолгий век: рождались с началом обряда или праздника, они умирали с его завершением. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы - горели в огне ритуальных костров, тонули в воде. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Игры с соломкой:

Ребята, давайте немножко поиграем. Выберем жюри. Желающие поиграть выходите ко мне.

Для игры нужно 2 команды по 3 участника.

1. Бирюльки - коротенькие соломенные трубочки. Тоненькой соломинкой - крючком из кучки бирюлек каждый играющий поддевает соломинку и перекладывает в коробочку. Побеждает та команда, игроки которой быстрее справятся с заданием.

Для игры нужно 2 команды по 6 участников и водящий - мышка.

2. «Колосок» соберём зёрна.

Дети встают парами друг за другом - это колосок. По сигналу - «зерно» - все разбегаются - зёрна рассыпались. По сигналу «Колосок» - дети ищут свою пару и пытаются построиться, водящий - мышка, ловит зёрна.

Побеждает команда, у которой останется больше зёрен.

Куклы - игрушки из соломы для детей делали и специально, как обереги. Такие куклы не имели лица, считались предметом неодушевлённым, недоступных для вселения в него злых сил, а значит безвредным для ребенка.

Куклы из соломы, также, исполняли роль забавной потешки.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Фигурки, изображающие петуха, голубя, козу, принято было ставить на рождественский стол, птичек подвешивали к соломенному «пауку», где они словно парили в полете. С соломенными жаворонками, в первые тёплые дни - «гукали» весну.

Существуют также иконы, которым молились о будущем урожае, приносили к ним первые «Зажиночные» снопы, а также приносили иконы на поля с мольбами об урожае.

На протяжении веков соломенные куклы, фигурки зверей и птиц, соломенные шляпы, корзины, ёмкости для хранения зерна были связаны только с крестьянской культурой. Но искусство плетения из соломки бережно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней.

Конечно, ушли древние поверья в магическую силу соломы, но магическая сила творчества из соломки осталась.

Появились современные изделия из соломки, которые украшают интерьер дома, создают в нём уют и тепло.

На занятиях кружков «Золотая соломка», обучающиеся изготавливают картины - плоские и объёмные. Плетут: корзинки, конфетницы, шкатулки, вазы, бусы. Различные подвески, игрушки на ёлку и, конечно же, самое современное достижение - объёмные цветы.

А где вы берёте соломку? Этот вопрос мне часто дети. Вы, наверное, покупаете её в магазине? Нет! Мы заготавливаем соломку на хлебных полях. Хлебное поле- это безграничное «золотое море». Когда стоишь на краю поля и смотришь вдаль - так хорошо и спокойно на сердце, чувствуешь такой прилив сил и творческой энергии.

Ребята, когда летом вы будете проезжать с родителями мимо хлебного поля - попросите остановиться у обочины и полюбуйтесь на эту неповторимую красоту!

4. Подведение итогов мероприятия.

Сейчас мы узнаем итоги конкурсов.

Предоставляем слово жюри. (награждение сладкими призами)

Рефлексия:

Ребята, а теперь я хочу услышать от вас:

(Дети отвечают на вопросы педагога.)

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Какие работы вам понравились больше всех?

Что вам понравилось на занятии?

Что не понравилось на занятии?

Кому из вас хотелось бы научиться работать с соломкой?

Какие у вас есть вопросы ко мне?

В заключение занятия мне хотелось бы добавить, когда я готовила это мероприятие, мне пришлось просмотреть и прочитать много материала.

Я, как будто, оказалась в тех далеких временах и почувствовала чистоту душ наших предков. Которые жили в пруде и заботе о хлебе насущном, растили детей, женили их, и всегда думали о будущем продолжении своего рода. О будущем урожае хлеба. Верили в магическую силу соломки и, конечно, если очень веришь - то всё сбывается.

Большое спасибо всем за внимание и участие в нашем мероприятии.

Список использованной литературы.

1. О. Лобачевская «Плетение из соломки», Москва 2000г. Культура и традиции.

2. О. Лобачевская, Н. Кузнецова «Возьми простую соломку», Минск 1988г. Полымя.

Фестиваль детского декоративно прикладного творчества

(Сценарий)

Разработали учителя:

(изобразительное искусство)

(технологии)

Пояснительная записка

В основе содержания ярмарки лежат народные художественные промыслы и ремёсла. Данное мероприятие знакомит учащихся с народным декоративно - прикладным искусством, с его истоками методом интеграции изобразительного искусства и технологии. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение и бережное отношение к человеку.

Цели :

o Пропаганда народных промыслов и ремёсел, пробуждение интереса и приобщение учащихся к народной культуре, к декоративно-прикладному творчеству, пониманию его истоков;

o Воспитание уважения к истории народов, населяющих нашу страну, воспитание национального самосознания;

o Формирование художественного вкуса, эстетического чувства;

o Развитие самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества;

o Закрепление навыков по отделке изделий

Демонстрационный материал:

Выставка творческих работ детей, выполненных на уроках изобразительного искусства и технологии, кружковых и факультативных занятиях: рисунки, вышивки, глиняные игрушки, расписные доски, и т. д.;

компьютерная презентация, выполненная учителями, ведущими уроки;

Изделия народного декоративно-прикладного творчества;

Литературный ряд:

Народные придания, стихи, высказывания русских писателей, поэтов, художников, исторические справки.

Музыкальный ряд:

Музыка Чайковского («Вальс цветов»), народные песни, народная музыка, старинные русские песни, частушки.

Оборудование:

Демонстрационный экран, проектор, стенды, кубы, столы, магнитофон. Заготовки из дерева, картона, глины, заранее сделанные на уроках; кисти, гуашь, палитра, баночки с водой, тряпочки.

Учитель ИЗО:

Народный численник- месяцеслов называет декабрь так: студень, стужайло, лютовей. Замыкая год, он починает зиму - по стылой земле «стелет белые холсты», «глаз снегами тешит», «замостит-загвоздит» реки…

Всё в жизни народа связано с природой. Всё примечали народные умельцы, и свою любовь, и поклонение природе выражали в творчестве, в изделиях прикладного искусства.

Подводят люди к декабрю итоги всего года: как прожили, как поработали, сколько добра миру сделали.

Весь декабрь ждали светлого Рождества Христова - к нему готовились.

Звучит фонограмма песни «Ах Самара – городок», матрешки поют частушки:

1 матрёшка:

Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём,

Мы втроём поём частушки,

И танцуем мы втроём.

2 матрёшка:

Мы матрёшки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички,

Как пойдём плясать и петь-

Вам за нами не успеть.

3 матрёшка :

И кроваток нам не нужно,

Потому, что в час ночной

Спим мы вместе,

Спим мы дружно,

Спим мы все

Одна в другой.

Танцуя, девочки подходят к стенду с расписными на уроках матрёшками, демонстрируя их зрителям.

«Золотая хохлома»

Звучит фонограмма песни «Калинка-малинка». На сцену выходит мальчик, в костюме скомороха:

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Бочата, ложки, самовары,

Поставцы, розетки, чаши.

Покупайте хохлому нашу!

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золочёные,

Узоры кручёные.

Налетайте, налетайте,

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Следом за ним выходит с рассказом мальчик, в костюме коробейника:

Издавна мастерили да расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Сёмино, Хрящи, Разводино, Новопокровское…

Скоморох:

А откуда же пришло название посуды – Хохлома?

Коробейник:

Да вот как это случилось.… Катят гружёные подводы вдоль узкой речки Узолы. Стук-бряк!- погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое село Хохлому, на ярмарку. Оттуда разлетятся жар-птицами миски да ложки по свету.

Кому посуда для каши-окрошки?

Чудо блюдо, да чашки-ложки!

Скоморох:

Откуда посуда?

Коробейник:

К вам приехала сама, золотая хохлома!

Учитель ИЗО:

Так и повелось - хохлома да хохлома. Вот и зовут по сей день расписную утварь хохломской. Первые изделия появились во второй половине 17 века. Как же оно началось, это удивительное хохломское художество?

Звучит «сказочная» музыка, на сцену выводит девочка в кокошнике и сарафане, украшенных под хохлому, «русская красавица»:

Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он её угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой.

Коробейник:

Это, конечно легенда, сказка.…А начало золотой росписи ведут от деревенских мастеров - живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить.

Учитель ИЗО:

Сначала посуду вытачивали из липы. Затем, жидкой глиной обмазывали, чтобы дерево краску не впитывало, не гасило её. Просушили, обмакнули в варёное льняное масло и прогрели в печи. Потом, натёрли миску алюминиевым порошком, от этого посуда сверкать золотом начинала.

А теперь можно и расписывать…

Русская красавица:

Побежала тонкая кисть художника по её стенкам и донышку, потянулись узором красные и чёрные завитки. Вьётся, кружится травка-былинка, а из неё выглядывают ягодки или цветы. А то и птицы с пышными хвостами.

Учитель ИЗО:

Мастерам особенно полюбились два типа росписи – «верховая» (красный и чёрный орнамент по золотому фону) и «подфон» (золотой силуэт орнамента по цветному, чёрному или красному фону).

Коробейник:

Какое странное и весёлое слово Хохлома. В нём и смех слышится, и восхищённое ох! И восторженное ах!

Скоморох:

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Русская красавица:

Гостю рада от души.

Кубки, чашки и ковши…

Скоморох:

И чего здесь только нету:

Русская красавица:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета.

И ромашки луговин.

Дети подходят к стенду с хохломскими изделиями, демонстрируют зрителям, проходят в зал под весёлую народную музыку.

В это время подводятся итоги росписи игрушек, дети рассказывают о своих замыслах, демонстрируют игрушки; зрители делятся впечатлениями – понравились ли им расписанные детьми игрушки и почему.

«Гжель»

Звучит «Вальс цветов», выходит на сцену девочка в платье с гжельскими мотивами-1 ведущая:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Изделия рук золотых.

Синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и творенье-

Русская звонкая гжель.

2 ведущая:

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную, да такую, какую свет не видывал.

Увидели они в природе редкой красоты сочетание белого и синего и загорелись мыслью перенести сверкающие переливы синевы на белую гладь вазы, на стройный кувшин или простую кружку. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть её «нежно-голубое» чудо.

1 ведущая:

История гжельского фарфора уходит в 17 век, когда был построен один из первых керамических заводов. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Сегодня «Объединение Гжель» выпускает различные изделия. Это и скульптурные композиции, наборы посуды, предметы, украшающие быт. По-прежнему роспись выполняется только вручную. Поэтому, созданное произведение уникально и хранит почерк мастера.

Девочки – ведущие садятся около «своих» стендов с гжелью.

Звучит музыка Георгия Свиридова «Метель», «Вальс», выходят учителя ИЗО и технологии.

«Заключительное слово»

Учитель технологии:

Будь внимателен ко всему, что окружает тебя!

Учитель ИЗО:

Умей разглядеть в поле былинку, в лесу веточку, скачущую белку, блеск серебристой воды и последний луч уходящего солнца.

Учитель технологии:

А главное – не прогляди доброго человека. И если из всего, что ты увидишь, у тебя сложится образ чудесного ларца, сказочной вазы или забавного глиняного зверька, постарайся запомнить этот образ.

Учитель ИЗО:

Ты ещё не раз встретишься с ним в народном искусстве, как со старым другом. Любите мир вокруг вас, и радостью заполнится сердце.

Звучит весёлая ярмарочная песня «Наигрыш», выходят все участники ярмарки,

Берутся за руки вместе с учителями и кланяются зрителям.

Наша ярмарка закрывается, до новых встреч.

Мероприятие декоративно – прикладного творчества «Город юных мастеров»


Если вы желаете окунуться в творческую атмосферу и познакомиться с волшебным миром декоративно-прикладного искусства, тогда добро пожаловать к нам, двери нашей школы открыты для Вас! Юные мастера порадуют гостей своими выставками в области декоративно-прикладного творчества, и проведут для всех желающих мастер-классы. В программе - таинственный мир флористики, многообразие оберегов из подручных и природных материалов, ленточные фантазии, очаровательная коллекция кукол «Тильдомания», оригинальные изделия в технике набивной вышивки и вышивки по трикотажу. Будут интересны: лепка из полимерной глины, гармоничность узоров в технике ниткографии и плетения из фольги. Думаем, найдутся желающие попробовать себя в авиамоделизме и электротехнике.


Организация и реализация проекта декоративно-прикладного характера "Город юных мастеров" . Стремление к творчеству, максимальному проявлению личностных качеств, заложено в человеке самой природой. Их реализация и развитие связано с условием среды, в которой находится личность. Обеспечить благоприятную среду для их творческого роста через возрождение народных ремесел и традиций становится основной целью проекта «Город юных мастеров», который распахнул свои двери для ребят МАОУ СОШ №4 в марте 2013 года.
Идея создания данного мероприятия возникла в рамках программы «Одаренные дети», создать условия для выявления и поддержки талантливых детей нашей школы в рамках внеурочной деятельности ОО «Технология», их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Разрабатывая проект, учитывала, что новые образовательные стандарты, а это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимального результата, является востребованным и способствует воплощению в жизнь новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Данное мероприятие я старалась спланировать таким образом, чтобы каждый ученик смог быть социально активным в личном творческом поиске, умел проявить инициативность и самостоятельность, умел попробовать себя реализовать через творческие мастерские, проявить свои личностные качества, что становится основным ценностно-целевым ориентиром данного мероприятия. Основное направление деятельности учащихся: художественно – творческое, в рамках которого осуществляется сохранение народных традиций.
Задачи проекта:
1. Предоставление возможности детской аудитории продемонстрировать свои умения в области декоративно-прикладного творчества с целью обмена опытом.
2. Возрождение и сохранение народных традиций и ремесел путем приобщения детей и подростков к прикладному творчеству.
3. Организация персональных и коллективных выставок декоративно-прикладного творчества.
4. Развитие мотивации детей к познанию в области творчества.
Организация деятельности по реализации проекта осуществляется школьным методическим объединением технологии и искусства образовательного учреждения. Общее руководство проектом осуществляет руководитель ШМО, в обязанности которого входит: взаимосвязь с общественными организациями, СМИ, планирует и ведет контроль над ходом реализацией проекта, проводит анализ результатов деятельности в рамках проекта, несет ответственность за практическую реализацию проекта
Целевая аудитория . Состав участников проекта формировался из числа учащихся творческих объединений нашей школы с 5-11 класс под опытным руководством учителей технологии (технический и обслуживающий труд) и ИЗО. Распределение учащихся в разные творческие мастерские происходит по желанию ребят с учетом их интересов и умений. Основные номинации: Творческие мастерские могут быть представлены разными направлениями в области прикладного творчества, в рамках которого осуществляется сохранение и воспроизводство художественных ценностей, народных ремесел.
Реализация проекта Подготовительный этап: наиболее трудоемкий и ответственный, т.к. предстоит сообща разработать программу мероприятия и план деятельности: анализ результатов о творческих достижениях учащихся, выявление интересов ребят посредством опроса, проведение отбора участников в проекте; обсуждение целей и задач проекта, активное включение в его реализацию; планирование, корректировка планов, подготовка рекомендаций, разработка сценария мероприятия; организационно-методическое и материально-техническое обеспечение работы в подготовке, и оформление площадок для проведения творческих мастерских. Результатом подготовительного периода становятся общая совместная готовность детей и взрослых к совместной творческой деятельности.
Основной этап: результатом, которого является создание условий для интеллектуального и творческого развития детей. Коллективно-творческая деятельность детей и взрослых в рамках реализации содержания проекта через выставку прикладного творчества и творческих мастерских.
Итоговый этап: Последний этап проекта - подведение итогов проекта, самоанализ участия каждого участника проекта, творческий отчет всей команды, обработка и оформление материалов проекта. И результатом проекта становится полная адаптация и принятие детьми мероприятия, позитивная атмосфера свободного общения и развития.

Программа мероприятия «День юных мастеров»

Блок I: «Дарите людям красоту!»
Выставка лучших работ обучающихся в области декоративно – прикладного творчества.
Юными перспективными мастерами своего дела по направлению культура дома становятся учащиеся 5-11 классов. Представлено одинадцать творческих направлений: Флористика. Ленточные фантазии. Обереги. Интерьерные куклы «Тильдомания». Лепка из полимерной глины. Вышивка по трикотажу. Набивная вышивка. Ниткография. Плетение из фольги. Обереги из подручных материалов. Персональная выставка «Полет фантазии».


Техническое творчество (авиамоделизм, электротехника) представлено группой мальчиков.



Блок II: «Твори, выдумывай, пробуй"
Реализация творческих идей юными мастерами через творческие мастерские.
Юные мастера провели для всех желающих мастер-классы, среди которых не только ученики, но и учителя, родители и просто жители города. Они сумели реализовать свои творческие идеи настолько грамотно, что удивили всех.













Считаю, что мероприятие прошло на высоком профессиональном уровне, и это, прежде всего, связано с правильной продуманной организацией подготовки и проведения, которая осуществлялась школьным методическим советом технологии и искусства. Участие в творческих, деловых проектах формирует способность к творческому преобразованию, позволяют каждому участнику найти свое дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе. Массу впечатлений от этого мероприятия получили, и участники проекта и гости.

Рассказать друзьям