Рококо во французской живописи сообщение. Ж.О

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. Барокко характеризуется пышностью, яркостью, динамичностью, стремлением к излишествам и роскоши. Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Не смотря на появление других направлений, рококо сохранялся в качестве излюбленного стиля верхушки общества до конца столетия.

Термин «рококо» для обозначения стиля начали использовать в XIX столетии. Изначально он определял вид оформления гротов и фонтанов при помощи натурального камня. Цель декора – создать иллюзию природных окаменелостей, симметричных или ассиметричных. Во времена появления стиля, художники и критики называли его проявлением дурного вкуса, поскольку в стиле отсутствовала эстетика и практичность.

История готического стиля в живописи

Зарождение стиля

Одна из теорий появления рококо – презентация идейного измельчания барокко. Считается, что роскошное направление с серьезной наполненностью превратилось в способ декора, который использовали художники Франции, России, Италии. В итоге – декоративные детали остались, а смысл утратился.

Французская культура была влиятельной, диктовала моду другим странам. Благодаря Людовику XIV, Франция стала маяком искусства, моды и культуры. На троне Людовика XIV сменил Людовик XV. Развитие стиля рококо связано с новым монархом и мадам де Помпадур.

Рококо не отражает политическую и экономическую реальность времени. Это характерно для Франции, России, Италии. Это было движение искусства, которое не было никак связано с рабочим классом, простыми людьми, отображало излишества придворной жизни знати. Характерно, что ни церковь, ни правительство не играли никакой роли в подъеме этого художественного движения.

Это художественное направление прекрасно иллюстрирует вкус французского высшего общества в то время, подытоженный словами Э. Шатле: «Нам нечего делать в мире, кроме поиска приятных ощущений и чувств». Рококо – замена барокко, его смысловая противоположность:

  • Рококо – презентация праздности, направление существовало вне практичности, в нем не было места патриотизму, экономии или функциональности. Целью этого направления в искусстве было украшение домов, подчеркивание роскоши и богатства. Существовал спрос на всевозможные средства украшения интерьера, поэтому направление быстро проникло в скульптуру, дизайн, живопись, архитектуру.
  • Характеризуется отсутствием глубины в изображении высшего класса, личных предпочтений высшего общества.
  • Рококо не было интеллектуально глубоким, провокационным или сложным. У этого стиля были другие цели: не поклонение религии или возвышение власти, декор помещений жилого назначения.
  • Развитие стиля стало реакцией против формализации стиля барокко. В то время как барокко было серьезным, рококо отражало игривость, флирт, легкость.
  • Искусство барокко отображает героизм, библейские сюжеты, рококо отображает романтику, игры, роскошную сторону жизни богачей.
  • Религиозные или политические темы барокко были заменены беспечными сюжетами, которые вращаются вокруг удовольствия. В барокко художники использовали темные, глубокие, насыщенные цвета, в стиле рококо используются мягкие и яркие оттенки, которые источают оптимизм.
  • С предыдущим пунктом также связаны параметры полотен: барочные работы были монументальными, поскольку создавались для привлечения внимания к сюжету, а картины в направлении рококо использовались для жилых помещений, украшения будуаров, салонов. По причине особенностей стиля, он не пользуется успехом у критиков и искусствоведов.

Супрематизм как стиль в живописи

Критики называли рококо модной причудой, которая возникла и быстро прошла, они осудили художественный направление за несерьезность и безвкусицу. Некоторые отмечали, что рококо – это презентация распущенности, пропаганда бесцельности существования. Одним из критиков стиля был Вольтер. Интеллектуалы стали движущей силой, борющейся с прекращением развития стиля.

Характерные черты


История и развитие романтизма в живописи

Идейное наполнение стиля – красота, галантность, ирреальность, идиллия, отказ от суеты и проблем мира. Направление не ограничилось распространением во Франции, был популярен в Германии, Чехии, России, где было представлено работами Рокотова и Антропова. В России появление нового направление стало периодом знакомства с европейской живописью, которая заставила пересмотреть иконописные традиции.

Известные художники

Картины рококо представлены разными жанрами – портретом, пейзажем, натюрмортом. Представители направления:

Ф.Буше (Франция)

Один из крупнейших представителей, работавший в портретном и пейзажном жанрах.

А.Ватто (Франция)

Доминирует тематика праздников, развлечений.

Дж.Тьеполо (Италия Венеция)

Работал над созданием декора для интерьера, преимущественно, фресок.

Художники Венеции создавали полотна с иллюзорными изображениями архитектурных сооружений, видов города. С расстояния пейзажи кажутся объемными.

Абстракционизм как стиль в живописи

Значение

Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Впервые картины художников стали не только пропагандой, поддержкой религии или культуры, но и способом декора, который не обязательно должен поучать или наставлять зрителя. Живопись не несла морали, она была оптимистичной, радостной, светлой, где не было места социальным и политическим проблемам общества. В России, Чехии и других странах Европы рококо стало серьезной попыткой выйти за грани традиционной живописи.

Два стиля с весьма похожими названиями, рококо и барокко, оставили заметный след в архитектуре и искусстве. Их элементы до сих пор нередко используются дизайнерами при оформлении интерьеров помещений. Про барокко уже писалось ранее, по этому сегодня больше про рококо и его существенные отличия.

Что такое барокко и рококо?

Барокко ( ) - стиль в искусстве и архитектуре, распространенный в европейской культуре в XVII-XVIII веках, возникший в Италии после эпохи Возрождения в XVI-XVII веках.

Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco , что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности.

Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.

Рококо -  стиль в искусстве и архитектуре (преимущественно в дизайне интерьеров), который возник во Франции в первой половине XVIII века как продолжение стиля барокко.

Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille -  «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.

Ринальдиевское рококо: интерьеры Гатчинского замка.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» - это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» - это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».

Основные элементы стиля: рокайль - завиток и картель - забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей («мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись).

Архитектура

Первые памятники рококо - интерьеры особняка Роганов и дворца Марли (на илл., не сохранился)

Архитектурный (точнее - декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715-1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

Отбросив холодную парадность, строгую симметричность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности.

В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п.

Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков.

Архитектура рококо

  • Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном.

  • Фридерицианское рококо маскируется под шинуазри: Китайский домик в Потсдаме.

  • Елизаветинское рококо: интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.

  • Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген.

  • Португальское рококо: церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету работы Алейжадинью.

Интерьер

Мебель эпохи рококо очень изящна. Она обильна украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Ножки мебели выгнуты изящной линией. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Стены оформляются деревянными панелями. На полу - узорный паркет и ковры-гобелены.

Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера.

Живопись

Франсуа Буше . «Завтрак» (1739)

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля - вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях .

Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись.

Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали,буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто , у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.

Антуан Ватто . «Отплытие на остров Цитеру» (1721)

Другой, характерной чертой того времени была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции - Франсуа Буше , работавший в жанре портрета и пейзажа.

Франсуа Буше . «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» (1757)

Франсуа Буше . «Геркулес и Омфала» (ок. 1730)

В Италии крупнейший представитель того времени - Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция  - 1770, Мадрид). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди художников - квадратурист. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.

Джамбаттиста Тьеполо . Аллегорическая роспись плафона Вюрцбургской резиденции.

Никола Ланкре . «Танцующая Камарго» (ок. 1730)

Видным художником является

С.М.Даниель, известный петербургский историк искусства, доктор искусствоведения, профессор Европейского университета и института им.И.Е.Репина Российской Академии художеств, написавший несколько великолепных книг, в том числе и первую российскую монографию, посвящённую искусству рококо. Говорит ли это имя что-либо любителям интернета? Навряд ли. Те перепевы, которые я вижу на тему «Эпоха рококо» (на др. так же), вызывают раздражение своей примитивностью, перевиранием, повторением ошибки, сделанной одним из не очень образованных пользователей. Что мы можем почерпнуть из этих повторяющихся на разных сайтах материалов – схемы мушек, путаницу в исторических причёсках, один и тот же живописный портрет под разными именами?! Мы забыли, что есть книги, написанные учёными, исследователями, профессиональными педагогами, которые посвятили этому многие годы. Я никого конкретно не осуждаю (за исключением государства, которое забыло, что такое «просветительская деятельность») просто хочу посоветовать: ищите хорошие книги. Они, почти все, выложены в интернете. Не брезгуйте библиотеками, там можно найти уникальные материалы по интересующей теме. Собирайте книги по своей профессии. Образованный и знающий профессионал всегда востребован. Он авторитетен и уважаем, его труд всегда хорошо оплачен. А самое главное – ему интересно жить. А.А.Чуря.

Рокайль (фр.rocaille) – начнём с этого слова. Так издавна во Франции называли украшения в виде грубо обработанных камней и раковин, которыми декорировали садовые гроты и фонтаны. Ещё в XVI столетии мастера этого дела были известны как рокайлеры . Позднее этим словом стали обозначать всяческие формы, напоминающие украшения подобного рода. Постепенно слово приобрело специфическое, присущее только ему, понятие: каприз природы, прихоть воображения, нечто необыкновенное, причудливое, вычурное. Отсюда термин rococo. (С.М.Даниель «Рококо.От Ватто до Фрогонара»)

Во всемирной истории и истории искусства XVIII-ое столетие отсчитывается с 1715 г., со дня смерти Людовика XIV . В последние годы Короля-Солнца Версаль, некогда утопавший в роскоши и увеселениях, затих. Вместо балов, маскарадов и карточных игр до рассвета теперь устраивались торжественные богослужения и религиозные диспуты. Придворные томились и скучали, замерев в ожидании. Король умер. Правителем Франции – регентом, до совершеннолетия будущего Людовика XV, стал герцог Филип Орлеанский, дядя 9-тилетнего наследника престола, человек яркий, противоречивый, умный, циничный, амбициозный. Начался новый век.

The Reading from Moliere, c.1728. Jean Francois de Troy

Стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века, во время правления регента Филиппа Орлеанского – отчасти продолжает черты, унаследованные от барокко, но сильно их видоизменяет. Стиль Рококо возник в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Рококо - порождение исключительно светской культуры, двора, французской аристократии. Тем не менее, оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее ее развитие.

Герцог Орлеанский не любил официальных церемоний, многолюдных празднеств, презирал этикет, предпочитал проводить время в кругу близких друзей, знал толк в еде и выпивке. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип - удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Убранство в стиле регентства не столько впечатляло, сколько доставляло удовольствие и забавляло. Мягкая манящая мебель с закруглёнными углами вытеснила масивные дубовые шкафы и бюро из чёрного дерева. Новинка нового стиля – шёлковые ширмы, создавали интимные уголки, а небольшие диванчики на двоих обещали приятную беседу, фарфоровая посуда радовала взгляд нежнейшими цветами и изящными формами. Фамильные особняки, как образцы нового вкуса и соответственно обставлялись: появились ванные и туалетные комнаты, овальные кабинеты и столовые в китайском вкусе.

Центром формирования новой культуры XVIII века стал не дворцовый парадный интерьер, а салон. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. Стиль рококо не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится о целесообразности форм частей сооружения, а распоряжается ими как угодно, по велению каприза, избегая строгой симметричности.

Скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты. Камерность и уютность помещений рококо создавалась за счет гораздо меньших размеров и особого декорирования. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Цвета приоритетные в этот период - приглушенные, пастельные, разбеленные: жемчужный, серебристый, бледно-охристый, перламутровый, лёгкий голубой и зеленоватый, пастельно-розовый. Сочетание ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно феерическое зрелище.
Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве - в мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно в характере декора, который приобрёл манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. Важным в интерьере теперь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Здания, сооружаемые в этот период, как правило, строго классические по экстерьеру. Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами.

Большинство оконных проемов, зеркала и декоративные панно над окнами также имели круглую или овальную форму. Большое внимание уделяется шторам. Поскольку стены обтягивались дорогими привозными тканями, шторы делались из этих же тканей. Рококо - стиль, основанный на детали. Модным словом становится «bagatelle» (фр. пустяк, безделушка). При Людовике XV стены покоев стали покрывать резными узорами небывалого изящества, паутиной орнаментов, расписывать цветочными гирляндами, фигурками птиц, животных, резвых амурчиков, пастушек, причудливо завитых раковин. Камерный стиль – никаких пугающих трофеев, никаких алебард, мушкетов и шпаг. Если стрела – то бога Амура, если птица – голубь, вестник богини Венеры. Легкомысленная эпоха с удовольствием рассматривала себя в зеркале, отражавшим иллюзию вечного праздника. Великолепные венецианские и французские зеркала вешали на стены, помещали на потолках, ставнях, створках комодов. Пол натирался до зеркального блеска.


Введение

Характерные черты и особенности стиля рококо

Потолок, пол и стены

Элементы мебели и её особенности

Рококо и современность

Аксессуары

Архитектурные «образы» рококо

Версальский дворец

Заключение

Библиографический список


Введение


Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. В наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций - от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо - лишь изысканно тонких, изящных.

«Изящный» - ключевое слово данной эпохи. Именно тогда наблюдается уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма. Поэтому даже у выдающихся мастеров изделия хотя и декоративны, грациозны, но несколько поверхностны.

Не случайно именно в эту эпоху приходит мода на «китайщину» или шинуазри (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо.

Вдохновителем стиля рококо стал итальянец Ж. О. Месонье, в произведениях которого впервые появляются причудливые ассиметричные формы, в частности - мотив капризно изогнутой раковины (rocaile - откуда и франц. rococo). Хотя этот стиль называют «стилем Людовика XV», но, в отличие, от барокко он не был чисто придворным искусством. Большинство построек рококо - это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров. В колорите преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое в с голубым, зелёным или розовым и непременное золото.

Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни.

Рассмотрим подробнее особенности этого архитектурного стиля, в чем и заключается цель нашей работы.

Задачи: 1. изучить и проанализировать литературу по данной теме;

Выявить характерные черты, присущие для стиля рококо;

Охарактеризовать влияние данного стиля на развитие архитектуры.


Характерные черты и особенности стиля рококо


Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille - декоративная раковина, черепашка, рокайль) - стиль в искусстве, который возник во Франции в первой половине XVIII столетия во время правления Регента Филиппа Орлеанского, дяди Людовика XV. Эта стилевая система отчасти продолжает черты, унаследованные от барокко, но сильно их видоизменяет. Стиль Рококо возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отбив свойственной аристократии гедонистические настроения, притяжение к побегу от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры.

Рококо - порождение исключительно светской культуры, двора, французской аристократии. Однако оно сумело не только оставить выплыв в искусстве, но и повлиять на последующее ее развитие.

Мир миниатюрных форм нашло свое главное выражение в прикладном искусстве - в мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно на характер декора, который приобрел манерно утонченный, подчеркнуто утонченный и усложнен вид. В интерьере важным теперь было не пышное и величественное, а приятное и удобное. Дома, которые сооружаются в этот период, как правило, строго классические по экстерьеру. Внутри - стены, разбитые филенками, нишами, густо украшенные живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами.

Философию стиля Рококо определяли женщины - фаворитки короля: маркиза де Помпадур, мадам Дюбари, Мария Лещинская. Рококо считает главным в жизни праздником, утонченное наслаждение и любовь. Спрятаны павильоны, китайские домики, уютные гроты. Камерность и уютность помещений рококо создавалась за счет намного меньших размеров и особенного декорирования. Характерными чертами рококо является изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротичным ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Впоследствии стиль рококо переменился неоклассицизмом.

Центром формирования новой культуры XVIII столетия стал не дворцовый парадный интерьер, а салон. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. Стиль рококо не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старым, не сжимая себя при их употреблении никакими традициями и имея в виде, главным образом, достижение декоративной эффектности. Архитектура рококо стремится быть легкой, приветливой, игривой; она не заботится о целесообразности форм частей сооружения, а распоряжается ими как угодно, по велению каприза, избегает строгой симметричности.

Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной обработкой. Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. Нижний ряд играл роль панели. Колонны то продлеваются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно, их капители искажаются кокетливыми изменениями и увеличениями. Вместо колонн, капителей появляются тонкие рельефные обрамления - филенки, ленточные переплетения, орнаментальные украшения, гротески. Высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают незначительные выступления с сильно выдающимся вперед карнизом.

Архитекторы рококо пытались сгладить угол между стеной и потолком с помощью падуги - плавного полукруглого перехода, который декорировался тонким орнаментальным рельефом. Равно как и во времена барокко, большое внимание уделялось потолочным плафонам, однако в этот период потолка опять стали плоскими. Отличительная черта рококо - мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент в виде переплетений, гротесков, завитков, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, и рокайля - орнаменту в виде черепашек. Рокайль становится основным мотивом декора. Орнаментирование используется повсеместно - в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри дома, в плафонах.

Стиль рококо стремился зрительно разрушить конструкцию дома. Для этих целей использовались масштабные росписи и огромные зеркала. Чтобы визуально расширить пространство небольших комнат, зеркальные поверхности располагались одна напротив другой, а для увеличения количества дневного света - напротив окна. Чтобы снять ощущение массивности стен и перекрытий и прибавить легкость интерьерам, окна располагались почти в одной плоскости со стеной.

Невзирая на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами и на капризность, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне привлекают своей оригинальностью, роскошью и веселой красотой. Это Версальский дворец во Франции, Дрезденский Цвингер в Германии, Зимний дворец и другие дома Растрелли в России. Рококо переносит нас в эпоху румян, белил, мушек и пудреных париков.

На то время Париж был уже перенаселен и очень плотно застроен, потому архитекторам были даны не слишком много возможностей для создания архитектурно строительных шедевров. Главным беспокойством и вниманием был окружен интерьер помещений, а так же предметы интерьера и аксессуары. Именно в эпоху рококо в первый раз возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевому единству дома, декора стен, потолков, мебели.

В силу некоторых исторических особенностей и мировоззрения того времени, стиль рококо оставил самый заметный след не в больших монументальных формах, а в предметах интерьера и аксессуарах. Рококо - стиль, основанный на детали. Модным словом становится bagatelle (фр. мелочь, безделушка). Именно в эпоху рококо в первый раз возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевому единству дома, декора стен, потолков, мебели. Соединение ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно фееричное зрелище. Все искусство рококо построено на асимметрии, которая создает ощущение обеспокоенности, игривое насмешливое, изобретательное.


Потолок, пол и стены


В начале XVIII столетия барочные мотивы переменились стилем регентства - в обработке помещений появился дробный орнамент и сложные выгнутые формы. Ближе к середине столетия регентство вступило свои позиции собственное рококо во всей его изысканной пышности.

В архитектуре интерьера появляются тонкие рельефные резные и лепные обрамления, переплетения, узоры, завитки, разорванные картуши, маски-головки амуров и гротески в соединении из рокайлей. Рокайль - морская раковина - это основной мотив, что дал название стилю, она используется буквально всюду: полки, стены, мебель, мелкие аксессуары.

Вся архитектура и декорирование рококо направлена на сокрытие конструкционных особенностей и разрушение плоскостей. Например, плоскость стены от потолка в рококо отделяет падуга - плавный, полукруглый переход, который пластично связывает то и другое. Этот незаметный переход декорируется тонким орнаментальным рельефом. В современных условиях это очень легко реализовать с помощью гипсокартона, что легко сгибается в любом направлении. Часть стены, которая осталась, маскировали картинами, которые разрушают плоскость, и зеркалами целиком ее уничтожали. Причем зеркала нужно располагать так, что бы одно отбивало в другом.

В оригинале стены обтаскивались шелковыми тканями в соединении с занавесами на окнах и портьерами на дверях. Потом пришла очередь хлопковых тканей и бумажной шпалеры. Шпалеры исконно привозились китайские или индийские, но впоследствии заменились английскими и французскими, правда, с сохранением восточного колорита. Стены порой разделяли по высоте на две части. Такое деление осуществлялись филенками в виде «зеркал», или цветом. Например, верх однотонен (нежно голубой, сиреневый, розовый, серый с позолотой и серебром), а низ оклеен шпалерой с орнаментом.

Сами помещения в плане преимущественно овальной или круглой формы. Большинство оконных и дверных прорезов, зеркала и декоративные панно над дверями также имели круглую или овальную форму. Для дополнительного декорирования стен, дверных и оконных прорезов использовали овальные медальоны с гирляндами и бантами, орнаменты из гирлянд, писем, плодов, волют и свитков, виньеток и так далее, покрытые позолотой или окрашенные в белый цвет.

Потолок однотонный, но с обязательным орнаментальным декором: гипсовая лепнина, декоративные элементы, которые окрашиваются в белый цвет или покрываются позолотой. Декорировались карнизы, бордюры, уголки, плафоны. В центре потолка - купол, оформленный декоративными карнизами или покрашенный в голубой цвет.

Немного о цвете. Если барочные интерьеры прославлялись разнообразностью яркой цветовой гаммой, то во время рококо приоритетными становятся приглушенные, пастельные цвета: перловый, серебристый, бледно-охристый, перламутровый и потому подобные. В моде были соединения белого и голубого, белого и светло-зеленого или розового цветов.


Элементы мебели и её особенности


Главным элементом интерьеров - являлся камин, который очень красиво отделывали и строили, как правило, невысоким. На мраморные плиты каминов ставили канделябры, часы, и другие предметы украшения. На верхних участках стен в красивых рамах размещали зеркала. Но стоит отметить, что и на других участках стен зеркала тоже развешивались. Достаточно часто зеркало располагали напротив окна, по обеим сторонам камина, который помещали у глухих стен. Такое решение позволяло одновременно наслаждаться видом пылающего камина, а также зимним видом из окна. Декорирование потолков и стен соответствовало форме и декору мебели, в том числе расцветке драпировочной и обивочной ткани. Именно в период рококо зародилось представление про интерьер, интерьер с того времени считался целостным пространством, которое оформлялось в едином стилевом решении.

Одним из вдохновителей стиля рококо, который стал признанным, являлся итальянец Жюст-Аврелий Мейсонье. Он поселился в 1723 году в Париже. По своим специальностям он был скульптором, архитектором и ювелиром, также он являлся автором очень многих проектов изделий, которые относились к декоративно-прикладному искусству. Именно в этих изделиях впервые появились чудные формы, которые были такими характерными для рококо, как пример раковина ассиметричной формы. Мотивы таких раковин применяли в XVI веке, а в конце XVII века форма раковин стала ещё более декоративной. Период рококо подробил её и превратил во вьющийся узор, который состоял из различных отростков, растений и цветов, которые асимметрично разбегались.

Утонченность манер, а также женский культ больше всего отразился на формах предметов мебели. Появились новые предметы, которые были предназначены в основном для женского пола: угловые шкафчики, письменные столики, секретер с наклонно расположенными откидными досками, картоньерки, туалетные столики с откидными зеркалами, тумбочки круглой и прямоугольной формы, а также различные рабочие столики. Самыми любимыми предметами корпусной мебели являлись секретеры и комоды. Секретеры имели множество скрытых отделений. В эпоху рококо или в эпоху любовных похождений были в моде обычаи писать сентиментальные письма и мемуары. Поэтому скрытые отделения секретеров были предназначены для хранения таких писем.

Комод (в переводе с французского языка означает удобный) являлся в тот период времени олицетворением комфортности. Плоской осталась только верхняя крышка, которая, как правило, была сделана из мрамора, но при этом края крышки обрабатывали волнообразно. Стенки были с изгибами по всем направлениям и за счёт этого приобретали формы вздувающихся стенок (Россияне такие формы комодов называли "пузатыми"). Облицовку щитов выполняли с помощью светлых экзотических пород, которые привозили в Европу в XVII веке. Самыми популярными были красные и розовые деревья, амаранты, палисандры, пальмы и другие. Что касается европейских пород деревьев, то чаще всего использовали грушу, яблони, орехи, лимоны, клёны. Мастера из Франции редко применяли выжигание и крашение, предпочитая при этом в основном натуральные цвета древесины.

В это время выпускаются альбомы гравюр с образцами мебели нового стиля, авторами которой является Жуль Оппенор, Клод Жилло и Жюст Аврелий Мейсонье. Однако больше всего четко стиль регентства проявился в работах Шарля Крессана. Его мебель изыскана и утончена. Крессан доводит до совершенства технику инкрустации - маркетри. Древесину предварительно высушивали и долго выдерживали. Когда наклеивали наборы, внешние поверхности смачивали губкой с водой, а на внутренние поверхности быстро смазывали горячим клеем. После этого набор очень быстро укладывали на место, а затем постукивали молотком или прижимали специальным прессом. Иногда когда наборы наклеивали на криволинейные поверхности, использовали мешочки с горячим песком.

Мотивами маркетри являлись корзины с лентами и цветами, ветви растений, букеты и другие. Декорирование делали по всей поверхности, при этом без учёта конструкции изделия. Комоды обычно имели два или три ящика, которые с помощью орнаментики делались незаметными.

В мебельном производстве стиля рококо резьбу применяли не часто, и при этом очень возросла роль бронзы. Бронзовые вьющиеся стебли и цветы образовывали не только накладки, но и ручки. Незаметная окантовка предметов создавала очень прочную оправу из металла. Иногда вместо облицовки поверхность комодов отделывали с помощью цветных лаков, в том числе декорировалась с помощью бронзовых накладок или золоченой резьбы.

Изменения коснулись и форм мебели для сидения. Изменения произошли в сторону элегантности и удобства. Появилась функциональная и удобная мебель, которая отвечала истинному предназначению, а не только целям репрезентации. Освоились новые разновидности изделий: канапе (это были диваны, которые выглядели как три соединённых кресла), бержеры (глубокие кресла), шезлонги. Контуры изделий стали волнистыми, ножки и ручки получили плавную текучесть, и изгибались ещё больше. Формы кресел соответствовали характеру женских костюмов (то есть широких фижм-панье), а именно: подлокотники в отдельно стоящих креслах начали широко разворачиваться. Кушетки, шезлонги, кресла приняли совершенно новые типы форм и часто носили причудливые названия: дюшесса, пастушка, маркиза и другие.

Мягкая мебель, которую отделывали изысканными тканями, которые были прекрасны не только по цвету, но и по рисунку, прекрасно подходил в общий интерьер. В соответствии с нормами жизни изделия расставляли небольшими группами в разных местах помещений, при этом как бы образовывались "центры тяготения" для людей которые собирались в таких помещениях. Отдельными группами являлись столы, диваны, стулья и кресла.

Мебель в стиле галантного столетия в моде и в настоящий момент. Многие производители мебели буквально копируют произведения древних мастеров. Целые серии гостиных, столовых и спальных гарнитуров так и идут в продажу под именем Людовика XV.

Итак, в XVIII веке пышность, величие, пространственный размах барокко уступают место изящности, «женственности» рококо. При Людовике XV интерьеры гораздо уютнее, отличаются огромным количеством искусно подобранных предметов, украшенных, как и стены комнат, орнаментом с элементами рокайля. В колорите преобладают пастельные тона.

Постепенно пышная и помпезная барочная мебель вступает местом более изобретательной и утонченной. Классические орнаментальные мотивы замещаются легкими растительными арабесками. Композиция декора симметрична и строится на более свободном решении прямых и выгнутых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объеме предметов.


Рококо и современность


Данный стиль востребован и в наше время. В современном интерьере в стиле рококо выгодно использовать подсветку точечными светильниками, позволяющую создать дополнительную иллюзию открытого пространства. Для создания нереальной и романтичной атмосферы не лишним будет спрятать подсветку по периметру помещения. Можно применить аргоновые светильники, закрепленные на специальной проведенной ленте-руководстве и спрятанные в широкие потолочные карнизы. Потолочный декор в прихожих, гостиных и столовых должен быть густым и сложным, а в спальнях и детских комнатах напротив скромным. Люстры поместить в центр плафона или купола, хорошо, если они будут бронзовыми, с хрустальными подвесками или лампочками в виде свеч. Пол в помещениях может быть покрыт плиткой или паркетом. Плинтуса прямые или выгнутые по профилю. Высота плинтусов произвольна.

Стиль рококо, в отличие от многих других исторических стилей, целиком подходит почти для всех помещений. Естественно, более органически он впишется в гостиную, спальню, ванную комнату. Но рококо впишется и в рабочий кабинет, и в библиотеку, и даже кухню. Это живописный, романтичный и уютный стиль. Комнаты должны быть строго симметричными по плану. Это наследство классических стилей стоит учитывать и в размещении мебели. Центр интерьера - невысокий камин, покрытый плитой из белого и цветного мрамора, украшенного роскошными бронзовыми накладками. Над камином обязательно - большое зеркало в золоченной раме, а на каминной полке - предметы роскоши: часы из золоченной бронзы, канделябры, фарфоровые вазы и другое. В рококо мебель для сидения подразделялась на «обстановочную», что расставлялась вдоль стен, и «подвижную», что располагается там, где обычно собиралось общество.

Гарнитур необходимых для обстановки предметов в основном составлял набор из мягкой мебели: стульев, кресел, диванов канапе, экрана для камина и ширмы. Из мебели для сохранения больше всего подойдет лаковый комод с волновым фасадом. Обычные прямоугольные шкафы, а тем более лари в интерьере в стиле рококо неуместны. Для будуара нужен кокетливый туалетный столик. Для спальни - романтичная кровать, лучше с балдахином.

Большое внимание стоит уделить освещению. Именно им так удобно создавать интимную, романтичную или уютную атмосферу. Основные типы светильников - люстры, торшеры и бра. Хорошо, если настенные бра будут в виде гипсовых раковин, цветов и чаш.


Аксессуары


Комната в стиле Рококо должна напоминать шкатулку с ценностями. Потому игнорировать аксессуары и пытаться стилизовать интерьер под рококо - вещи взаимоисключающие друг друга. Фарфоровые статуэтки, шкатулки, вазы можно расставлять буквально везде: на каминных полках, столиках, специальных снабжениях-консолях, в шкафах-горах. Посуда должна быть легкой и утонченной. Материалы - стекло, фарфор, майолика, обработка - золото, серебро, лак, роспись. Не отказывайтесь от изделий из золоченной бронзы: канделябры, бра, люстры, настенные и настольные часы. Позолоченная бронза так же использовалась в виде накладок для мебели, изделий из фарфора, фаянса, камня и кости.

Внутреннее обрамление интерьеров рококо дополнялось шпалерой, тканями, вышивками. В гобеленах модными стали узорные ткани, бархат, кружево, ткани с вплетением серебряных и золотых нитей. Очень немаловажная деталь в интерьере - шторы. Это должно быть двух- или трехслойные шторы. Как материалы можно использовать холстины из жаккардовых, парчовых или шелковых тканей. Для легких «французских» штор лучший белый цвет, ткань - тонкий шелк. Широко используйте ламбрекены и подхваты, что по стилю должны соединиться с основными видами штор.

Появление в Европе китайских предметов было вызвано увлечением восточным искусством. Иногда целые интерьеры оформлялись в китайском стиле. Китайское искусство стало предметом страстного коллекционирования. Рядом с китайским фарфором, становятся популярными лаковые панно, что украшают стены или талантливо вмонтированные в европейскую мебель, картины, шелковые ткани с изображением сцен из китайской жизни, пагодами, пальмами, зонтиками, попугаями. Такое псевдокитайское искусство получило название «шинуазри» (фр. - chinoiserie - китайщина).

При описании Рококо нельзя оставить без внимания майсенский фарфор. Заслуга открытия твердого фарфора в Европе принадлежит Иоганну Фридриху Бетгеру. За его приказом в Майсенской прочности была запущена первая европейская мануфактура, которая принесла Саксонии невиданную мировую славу. Немцы даже изобрели специальную мебель - шкаф-витрину для сохранения и выставки посуды. Кроме прекрасных по форме ваз и сосудов, визитной карточкой майсенского фарфора становится мелкая пластика - утончены статуэтки, которые изображают галантные сценки. Тонко и виртуозно моделируемая, полная динамика и в тоже время чрезвычайно пластичные, они точно дают представление об эпохе, что их породила, шарм грациозного и фривольного стиля рококо.

Таким образом, это стиль «для тех, кто понимает», для любителей изящного, легкого, порой легкомысленного, отчасти театрального. Именно поэтому использование элементов искусства рококо позволяет придать интерьеру современной квартиры неповторимый шарм. Будуар, спальня, гостиная, ванная - любое помещение может быть стилизовано в духе рококо, который не требует огромных площадей, а напротив, наделяет интимной прелестью роскошь и наполняет дом праздничной легкостью.


Архитектурные «образы» рококо


Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю. На смену усадебному замку 17 века - городской дом, отель, утопавший в зелени садов небольшой особняк французской аристократии, верхушки буржуазии, разбогатевших ростовщиков. В особняках и отелях крупнейших французских зодчих рококо: Робера Декотта, Габриэля, Боффрана, Оппенора, Дельмера, Мейссонье нет характерного для классицизма единства решения наружного объема и внутреннего пространства, архитекторы часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Но представительность и строгость дворца 17 века в фасадах отелей сохранялись. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид.

Ярким образцом рококо принято считать отель Субиз в Париже, построенный для принца де Субиза в 1705 - 1709 гг. по проекту Пьера Алексиса Дельмера (1675-1745). Как и другие особняки, он отгорожен от прилегающих к нему улиц высокой стеной с роскошными въездными воротами. По своему экстерьеру отель строг, классицистичен, лишь некоторые конструктивные элементы: выпуклые скульптурные детали и полуколонны, украшающие фасад здания, - отличают его от архитектурных памятников предшествующей эпохи. Но следует отметить, что для архитектуры рококо во Франции характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось не на экстерьере, а на интерьере, поэтому основные изменения коснулись, прежде всего, внутренней планировки зданий.

Гораздо более яркий, полномасштабный пример расцвета рокайльного искусства в архитектуре даёт нам Германия (крупнейшими представителями рококо здесь являются архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф), причем, прежде всего в сферах, не востребованных французской традицией. Именно в Германии сформировались такие уникальные явления, как летняя увеселительная резиденция и церковная архитектура рококо - области, не получившие никакого распространения во Франции, хотя именно в них все формальные характеристики и эстетические возможности стиля проявили себя особенно убедительно и исчерпывающе. Наконец, германский регион на сегодняшний день сохраняет наибольшее количество памятников рококо, дающих наиболее последовательное и полное представление об этом искусстве.

Наиболее удачный пример немецкого рококо - королевская резиденция Сан-Суси, построенная архитектором Венцелаусом Кнобельсдорфом (1699-1753) в пригороде Берлина Потсдаме для короля Пруссии Фридриха II. Название Сан-Суси переводится с французского, как «без забот».

В отличие от великолепных резиденций барокко это постройка интимного, камерного, почти павильонного типа, представляющая собой небольшое одноэтажное здание, состоящее из перекрытого невысоким куполом овального зала и двух боковых крыльев. Парковый фасад дворца с выступающей полуротондой в центре украшен фигурами кариатид и атлантов, поддерживающих карниз. Расположенные по всему фасаду попарно между высокими окнами атланты Сан-Суси только оживляют поверхность стены. Здесь скульптура становится «декором» в самом прямом значении термина. Огромные окна-двери паркового фасада, делающие стену почти прозрачной и плавно сбегающие в парк лестницы-террасы, создают ощущение единства. Крышу дворца опоясывает изящная балюстрада с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы, статуи; всюду присутствует орнамент, состоящий из завитков, напоминающих листья растений, цветочных гирлянд, раковин. Этот архитектурный памятник отличается лёгкостью, игривостью, отсутствием строгой симметрии, прямых линий, плоских поверхностей, строгих ордеров. Дворец эффектно возвышается на многоступенчатой террасе, спускающейся к парку, искусно распланированному Кнобельсдорфом. Осевая, регулярная композиция парка, восходящая к эпохе барокко, сочетается здесь с более интимными, пейзажными участками.

Другой значительный памятник эпохи - дворец Амалиенбург близ Мюнхена (Бавария), выстроенный приехавшим из Франции архитектором Франсуа Кювилье (1695-1768), - еще более скромен по своим размерам, чем резиденция прусского короля. Это маленькое строение представляет собой образец строгого и сдержанного французского вкуса.


Версальский дворец

рококо интерьер искусство архитектурный

Версальский дворец в стиле рококо был построен Людовиком XIII в качестве дворца для охоты. С 1661 «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец для того, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре начало казаться ему небезопасным.

Архитекторы Андре ле Нотр и Шарль Лебрюн обновили и расширили дворец в стиле барокко и классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая капелла и дворцовый театр.

Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25.725.836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что в общем счёте составляло 10.500 тонн серебра или 456 миллионов гульденов по 243 г серебра.

Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 миллиарда евро. Исходя из покупательной способности тогдашнего гульдена как 80 евро, строительство обошлось в 37 миллиардов евро.

Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро. Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710.

Участок будущей постройки потребовал проведения земельных работ в огромном объёме. Рекрутирование рабочих с окрестных деревень проходило с большим трудом. Крестьян принуждали становиться «строителями». Чтобы увеличить число рабочих на строительстве дворца, король запретил всё частное строительство в окрестностях. Рабочих часто завозили из Нормандии и Фландрии. Почти все заказы велись через тендеры, расходы исполнителей, превышающие изначально названные, не оплачивались. В мирные времена к строительству дворца привлекалась и армия. Министр финансов Жан-Батист Кольбер следил за экономностью. Принудительное присутствие аристократии при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии.

То, что сегодня многим кажется невероятной роскошью и расточительством, было построено как можно дешевле, из-за чего в последствии не работали многие камины, не закрывались окна и жить во дворце зимой было крайне неуютно. Аристократия, за исключением близких родственников королевской семьи, должна была жить в узких каморках под крышей.

Ландшафтный парк Версальского дворца - один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют собой продолжение дворцовой архитектуры.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: стиль рококо, намного ярче проявивший себя в архитектуре Германии, отличающийся лёгкостью, игривостью, стремлением к малым формам, отсутствием строгой симметрии, прямых линий, строгих ордеров противостоит барокко с его тяжелой напыщенностью и холодной парадностью.


Заключение


Искусство рококо, пользуясь достижениями предыдущих эпох (особенно - барокко), не вносит в архитектуру принципиально новых конструктивных элементов, а лишь совершенствует существующие. Стиль отличается легкостью, грациозностью и кокетливыми нотками. Рококо демонстрирует гедонистические настроения аристократии того времени, стремление к побегу от действительности в иллюзорный мир театральной игры.

Декор и орнаменты скрывают конструкцию мебели и архитектуры в целом. Постройки в стиле рококо отличаются еще большей декоративностью и пышностью, чем в эпоху барокко.

Философию рококо определяли фаворитки короля: маркиза де Помпадур, Мария Лещинская, мадам Дюбарри. Главными ценностями времени становятся праздник, утонченное наслаждение и любовь.

Большинство построек рококо представляют собой частные дома аристократической верхушки Франции и загородные дворцы. Особняк отделялся от города высокой оградой. Комнаты располагались асимметрично и были небольшими, с низкими потолками. Интерьеры богато украшались скульптурными, резными украшениями, живописью и огромным количеством зеркал. Помещения уютны. Камерность создается за счет маленьких размеров комнат и особого декорирования. Актуальными в рококо становятся экзотические мотивы (чаще всего - восточные).

Логически продолжая барокко, рококо отказывается от тяжеловесных форм и отдает предпочтение легкости и изяществу.

В сравнении с предыдущими эпохами меняется и колористика. Темные цвета с золотой отделкой уступают место ярким: архитектура рококо удивляет розовыми, зелеными и голубыми деталями в сочетании с белыми. Актуальны и спокойные пастельные тона.

Стиль рококо богат причудливыми орнаментами. Он не думает о целесообразности форм, органичном их сочетании или симметрии. Формы выбираются произвольно. Но, несмотря на алогичность и неупорядоченность, стиль оставил значительный след в истории архитектуры и повлиял на её дальнейшее развитие.

Для возведения таких дворцов требовались немалые суммы, но рококо не экономит на богатой отделке и декорировании, вследствие чего страдает качество: неработающие камины и неисправные окна не были в то время редкостью.

В рококо исчезают прямые линии, плоские поверхности. Они меняют формы и размеры, декорируются живописью, позолотой, декоративными тканями, зеркалами, камнями, асимметричной лепкой и скульптурными фигурами. Декор приобретает манерно-утонченный и подчеркнуто сложный вид. Комнаты напоминают шкатулки с украшениями. В интерьере важным становится не пышность и величественность, а комфорт.

Наиболее выдающимися архитектурными памятниками рококо являются берлинский Дворец Шарлоттенбург, Малый Трианон в Версале и ансамбль трех площадей в городе Нанси.


Библиографический список


1.Базен Ж. Барокко и рококо. - М.: ВЕСТА, 2008.

.Власов В.Г. Стили в искусстве. - СПб.: Терра, 2005.

.Всеобщая история искусств в шести томах. Т.4. Искусство 17 - 18 веков / Под ред. Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга. - М.: Искусство, 2005.

.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: Высшая школа, 2006.

.Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. - М.: Дрофа, 2008.

.Даниэль С.М. Рококо: от Ватто до Фрагонара. - СПб.: Азбука-классика, 2007.

.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М.: Дрофа, 2009.

.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса. - М.: Академия, 2008.

.Западно-европейская художественная культура./ Под ред. В.Н.Прокофьев. - М.: Наука, 2008.

.История мировой художественной культуры: Справочник школьника. - М.: Дрофа, 2006.

.Ливанова Т.Н. История западноевропейской культуры. - М., 2009.

.Лившиц И. Искусство 18 века. - М.: Издательство АСТ, 2006.

.Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. - М.: Высшая школа, 2007.

.Новый энциклопедический словарь. Изобразительное искусство. В 10 томах. - СПб.: Азбука- классика, 2008.

.Холодова Л.П. Концепты современной теории архитектуры. - Екатеринбург: Архитектон, 2008.

.Шелегович И.М. Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры 18 в. - СПб., 2003.

.studio.lifehouse.ru. Стили архитектуры.

.ru.wikipedia. Архитектурный стиль.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Рококо

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» - это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» - это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Особенно преуспели в критике Энциклопедисты , по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.

Основные элементы стиля: рокайль - завиток и картель - забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов - увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г.(иллюстрации см. ниже). Так же находим их в письме (7 апреля 1770 г.) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Это письмо так же отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг.: «…поскольку Е. И.В. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям…» (цит. по документу из РГИА).

Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. (это направление получило наименование «греческого вкуса» ; предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия.

Архитектура

Архитектурный (точнее - декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства ( -) и достиг апогея при Людовике XV , перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до -х годов.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны , представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil , Zopfstil ).

Живопись

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля - вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова и Рокотова . На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.) приходит камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали , буколика , то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто , у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф , Венеру . Крупнейший представитель рококо во Франции - Франсуа Буше , работавший в жанре портрета и пейзажа.

В Италии крупнейший представитель того времени - Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция - 1770, Мадрид). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди художников - квадратурист. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Видным художником является Пьетро Лонги . Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо - уютные гостиные, праздники, карнавалы. Кроме этого в Италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Это - ведутизм , реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди . Бернардо Беллотто работал также в Германии. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.

Музыка

В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов » Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула »). Совершенно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен , Антуан Форкре , Андре Кампра , Жозеф Бодэн де Буамортье , Луи Николя Клерамбо , Марин Маре и многие другие. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли .

Для стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре . Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов» , аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных . Да и сам по себе инструмент, клавесин , переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности , что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо? Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.

Cliche Lauros-Giraudon (XVIII век). «Три музы в поте лица ».

Декоративно-прикладное искусство

Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора , сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства.

В 1708 году алхимик Иоганн Фридрих Бётгер открыл секрет изготовления фарфора И нашел подходящую для этого глину. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе . Кроме фарфора - в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе - искусство сервировки стола.

Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт - изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели: консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел - «Бержер» и «Маркиза».

Лирика рококо гораздо легче высокопарной поэзии классицизма , в связи с чем получает название «лёгкая поэзия» (фр. poésie légère ) или «поэзия мимолётностей» (фр. poésie fugitive ). Наиболее распространёнными для стиля формами были застольные песни, игривые послания, мадригалы , сонеты и эпиграммы (лирика Эвариста Парни , маркиза де Лафара и др.)

Библиография

  • Anger A, «Literarisches Rokoko», Stuttg., 1962
  • Schumann, «Barock und Rokoko» (Лейпциг, );
  • Gurlitt, «Geschichte des Barockstils, des Rokokos und des Klassizismus» (Штутгарт, -88)
  • Dohme, «Barock- und Rokoko-Architectur» (Б., ).
  • Энциклопедический музыкальный словарь. Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. «Советская Энциклопедия» М., 1966.
  • Всеобщая история искусств (в шести томах) под ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. Государственное издательство «Искусство» М., 1965.
  • Andre Campra. L’Europe Galante. DHM Editio Classica. 1988.
  • История мирового искусства, ред А.Сабашникова, М.:БММАО, 1998.
  • Энциклопедия живописи. Изд. на рус. яз. - под ред. Н. А. Борисовской и др.,М.1997.
  • Энциклопедический словарь живописи, под ред. Мишеля Лаклотта, директора Лувра, рус. издание, М.:Терра, 1997.

Примечания

Ссылки



Рассказать друзьям