Романский стиль в искусстве. Романская скульптура: особенности стиля, примеры Романская фреска

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Романское искусство, ставшее первым значительным явлением культуры феодальной эпохи, просуществовало с X по XII в. Оно формировалось в сложное время, когда Западная Европа распалась на мелкие феодальные государства, враждовавшие между собой. На территории бывшего Франкского государства начали формироваться нации: французы, итальянцы, немцы. Слабо развиты были ремесло и торговля - все необходимое для жизни изготовлялось в феодальных усадьбах или в крестьянских домах.

Большую роль в развитии искусства сыграли крестовые походы, которые познакомили народы Западной Европы с культурными традициями арабского Востока.

Самой влиятельной силой в эту эпоху в Западной Европе была христианская церковь. Именно она стала практически единственным заказчиком романских мастеров. Главным видом искусства являлась архитектура. Строилось множество величественных и прекрасных храмов и монастырей, в создании которых участвовали скульпторы и живописцы.

Немногие западноевропейские церкви смогли сохранить фрески того времени, хотя настенная живопись была очень популярна. Росписями украшалось почти все внутреннее пространство храма, даже оконные стекла (витражи).

Витражная живопись сочетала две основные техники: роспись по наборному цветному стеклу и роспись гризайль - по бесцветному стеклу красками темных тонов, в основном серой и черной. Для скрепления отдельных частей использовали свинцовые перегородки.

Росписи, украшавшие стены храмов, теперь кажутся нам наивными и примитивными. В изображениях отсутствуют объемы, светотеневая моделировка. Живопись подчинялась исключительно религиозной тематике и имела свои характерные особенности: она была условна, стилизованна и аллегорична. Неправильные пропорции человеческих фигур, неестественные складки одежды, отсутствие перспективы - все это следствие мироощущения, царившего в ту эпоху.

Сюжеты росписей, изображавших в основном библейские события Ветхого и Нового Завета, носили поучительный характер. Церковь ставила перед живописью задачу - привлечь городское и сельское население в храм. С целью устрашения грешной паствы художники создавали всевозможных чудовищ и ужасных, не существующих в реальности животных. Нечистая сила в образе чертей, свиней и сирен глядела на прихожан со стен церквей.

Ярким примером романской монументальной живописи являются многочисленные фрески, обнаруженные в храмах Франции под более поздними слоями росписей. Французскую фресковую живопись романской эпохи можно разделить на два основных направления, названные Школой светлых фонов и Школой синих фонов. Первая характерна для центральных и западных районов страны, вторая была распространена на юго-востоке Франции и в Бургундии и отражала влияние искусства Византии.

Представление о живописи Школы светлых фонов дают нам фрески церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуату, дошедшие до нас почти в первозданном виде. Несмотря на отсутствие объемов и перспективы, эти росписи отличаются динамикой и большой выразительностью. Замечательна «Битва архангела Михаила с драконом». Хотя фигуры выглядят несколько неестественно, стремительность движений всадников и их вдохновенные лица говорят о скорой победе над ужасным чудовищем. Не обладая многими умениями, свойственными художникам более позднего времени, живописец, исполнивший эту фреску, сумел донести до современников и далеких потомков идеалы добра и справедливости, ради которых он и создавал свое произведение.

Говоря о романской живописи, невозможно обойти вниманием знаменитый ковер из собора в Байё, выполненный по живописным картонам около 1120 г. На льняном полотне длиной почти семьдесят метров изображены сцены похода Вильгельма Завоевателя в Англию. Ковер настолько точно и правдиво рассказывает о событиях, снаряжении, одежде и оружии того времени, что по нему можно изучать историю. В то же время это произведение имеет и чисто декоративные элементы - по краям изображение обрамляет орнамент. Поражает раскраска фигур воинов и коней: мастер представил их зелеными, синими, розовыми. Как и у большинства фресок романской эпохи, композиция ковра линейно-плоскостная.

Монументальная живопись и миниатюра были развиты также в Германии и в Италии.

В романском искусстве отразились идеалы феодального мира Западной Европы, но уже в эту эпоху начали проявляться черты зарождавшихся национальных культур.

Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта, что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений. В редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, рыцарские замки жили своей жизнью, крестьяне придерживались сельских традиций, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи. Эта пестрая картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления: романский и готический. Архитектура романского стиля зародилась в Х веке, ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн. Этот стиль считают первым общеевропейским, что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры.

Романское искусство

Романский стиль - европейский стиль архитектуры и искусства XI-XII вв., отличающийся массивностью и величественностью. Его возникновение связано с возрождением церковного строительства. Когда период упадка завершился, начали появляться монашеские ордена, возникали сложные формы литургий, что требовало возведения новых просторных зданий и усовершенствования строительных техник.

Таким образом, одновременно с развитием раннего христианства развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья.

Романский и готический стили

Готический стиль считается преемником романского. Его родиной стала Франция, а возникновение относят к середине XII в. Готика быстро распространилась по Европе и господствовала там вплоть до XVI в.

Наименование стиля произошло от названия готских племен. В эпоху Ренессанса считалось, что именно ими была создана средневековая архитектура. Романский и готический стили разительно отличаются, несмотря на близкое время существование.

Готические здания знамениты своей воздушностью и легкостью, крестовыми сводами, шпилями, устремленными в небо, стрельчатыми арками и ажурным декором. Часть этих особенностей появилась еще в поздний период романского искусства, но наивысший расцвет получила именно в готике. Вплоть до XVI в. преобладала в Европе и активно развивалась готическая архитектура.

Романский и готический стили, таким образом, - два этапа архитектурного развития Средневековья, отразившие в себе особенности жизни и государственного устройства того времени.

Культовые постройки в романском стиле

Романская архитектура носит суровый крепостнический характер, ее образцы - это крепости, монастыри, замки, расположенные на возвышенностях и предназначенные для обороны. Росписи и рельефы подобных сооружений обладали полусказочными сюжетами, отражали божественное всемогущество и во многом были заимствованы из народного фольклора.

Романский стиль в архитектуре, как и все искусство Средневековья, отражает в себе культурный и экономический застой западноевропейских стран. Связано это с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.

Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями - атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме - это и есть ранняя архитектура романского стиля.

Романское искусство постепенно развивалось, и в базиликах стали увеличивать пространство, предназначенное для алтаря и хора, появились новые помещения, нефы стали делить на ярусы. И к XI в. сформировалась традиционная схема строительства такого рода сооружений.

Приемы строительства

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий - с помощью подпружных арок и крестовых сводов - в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

Примеры романского стиля в архитектуре: замки Дадли (Англия) и Сюлли (Франция), Церковь святой Марии (Германия), замок Стерлинг (Шотландия).

Строения в романском стиле

Романский стиль в архитектуре Средневековья отличается большим многообразием направлений. Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие местного искусства. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.

Романская архитектура Франции

Огромный вклад Франции в развитие романской архитектуры связан с организацией и планировкой алтарной части церковных строений. Так, появление венца капеллы связывают с установлением традиции ежедневного чтения мессы. Первым зданием с таким нововведением считается церковь при бенедиктинском монастыре "Сен-Флибер", построенная в XII в.

Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Например, чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Романская архитектура Германии

Романский стиль в Германии развивали три основные школы: рейнская, вестфальская и саксонская.

Саксонскую школу отличает господство строений типа базилики с плоскими перекрытиями, характерных еще для периода раннего христианства. Часто использовался опыт церковной архитектуры Франции. Так, в качестве прообраза многих сооружений брали монастырскую церковь в Клюни, выполненную в базиликанской форме и имевшую плоские деревянные перекрытия. Подобная преемственность обуславливается влиянием французского ордена бенедиктинцев.

Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек, что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм.

В исполнении саксонской школы архитектура романского стиля обретала простоту и четкость геометрических форм. Декор был мал и скуден, интерьер отличался строгостью, окна располагались редко и на большой высоте - все это придавало строениям крепостной и суровый характер.

Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.

Характеристика романского стиля в архитектуре была бы неполной без упоминания о рейнской школе. Здесь главный упор делается на особенности строения перекрытий. Они конструировались по «связанной романской системе», суть которой состояла в том, что своды боковых нефов опирались на распор среднего. Таким образом, опоры чередовались: массивные столбы держали свод главного зала, а на легкие промежуточные опоры приходился вес боковых.

В соборах и церквях рейнской школы архитектурный декор также был максимально скуп. Часто снаружи строились декоративные аркады как, например, в Шпейерском соборе, внешний вид которого, невзирая на простоту, отличается очень выразительными формами. Одним словом, суровое величие и мощь олицетворял собой немецкий романский стиль.

Архитектурный романский стиль был воплощением феодального периода в истории. И именно в памятниках средневековой Германии достигла вершин монументальность и мрачная незыблемость этой эпохи.

Романская архитектура Италии

Как и в случае с зодчеством других европейских стран, архитектура Италии была различной. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.

Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.

Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.

Что же касается самого Рима и юга Италии, то эти области практически не сыграли роли в формировании романской архитектуры.

Зодчество Нормандии

После принятия христианства Церковь установила четкие требования к строительству храмов и соборов, которые воплощали в себе романское искусство. Романский стиль, отличающийся громоздкостью строений, не привыкшие к излишествам и непрактичности викинги стремились свести к необходимому минимуму. Строители сразу отвергли массивные цилиндрические своды, отдав предпочтение стропильным перекрытиям.

Ярким образцом романской архитектуры в Нормандии являются церкви аббатств «Санте-Трините» (женский монастырь) и «Санте-Этьен» (мужской). При этом церковь «Трините» (XI в.) считается первым в Европе зданием, где был сконструирован и установлен двухпролетный крестовый свод.

Наибольшая заслуга нормандской школы в том, что она, сообразно с многовековыми традициями и опытом каркасного строения, творчески переосмысливала заимствованные конструкции и схемы сооружений.

Романская архитектура Англии

После того как норманны завоевали Англию, они сменили стиль своей политики на созидательный. И в знак политического и культурного единства придумали два типа зданий: замок и церковь.

Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. Первым возведенным зданием стало Вестминстерское аббатство. Это сооружение включало башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.

XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в романском стиле. Многие из этих построек позднее были реконструированы и переделаны, но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно представить внушительную монументальность и облик зданий.

Норманны оказались искусными строителями замков и крепостей, и башня «Тауэр» - одно из ярчайших тому доказательств. Это построенное по приказу Вильгельма укрепление стало самым впечатляющим строением той эпохи. Впоследствии такое совмещение жилого здания и оборонительного укрепления получило широкое распространение в Европе.

Романский стиль в Англии обычно называют нормандским из-за того, что строительство вели именно викинги, реализуя свои архитектурные замыслы. Но постепенно ориентирование создаваемых конструкций на оборону и укрепление сменялось стремлением к декорированию и роскоши. А к концу XII в. романский стиль уступил свое место готике.

Романская архитектура Беларуси

Романский стиль в архитектуре Беларуси возник после принятия христианства, когда византийские архитекторы стали возводить храмы сообразно европейской традиции.

Начиная с XI в. в стране стали появляться башни, замки, храмы, монастыри, городские дома, выполненные в рассматриваемом нами стиле. Эти постройки отличались своей массивностью, монументальностью и суровостью, а украшались скульптурами и геометрическими орнаментами.

Однако на сегодняшний день памятников романской архитектуры сохранилось очень мало. Связано это с тем, что многие строения были разрушены во время частых войн, или же в последующие годы их реконструировали. Так, например, Софийский собор (Полоцк), возведенный в середине XI в., дошел до нас в сильно перестроенном виде, и определить его изначальный облик сегодня не представляется возможным.

Архитектура Беларуси того времени отличалась использованием большого количества строительных техник и приемов. Самыми известными и яркими образцами служат собор Спасо-Ефросиньевского монастыря (Полоцк), церковь Благовещения (Витебск), церковь Борисоглебская (Гродно). Эти постройки совмещают в себе особенности древнерусского зодчества и присущую романскому стилю базиликальность.

Таким образом, уже в XII в. романский стиль начал постепенно проникать на славянские земли и преобразовывать архитектуру Беларуси.

Заключение

Таким образом, начал зарождаться романский стиль в архитектуре в период Средневековья (V - X вв.), а проявлялся он в разных странах Европы по-разному, в зависимости от географических, политических и национальных особенностей. В течение всей той эпохи параллельно, практически не соприкасаясь, существовали и развивались разные архитектурные направления, что привело к самобытности и неповторимости сооружений в различных странах Европы.

В эпоху Средневековья романский стиль оказал большое влияние на формирование монастырских комплексов, которые включали храм, больницы, трапезные, библиотеки, пекарни и еще множество других построек. В свою очередь, эти комплексы повлияли на структуру и расположение городских построек. Но непосредственное развитие городских укреплений началось в последующий период, когда уже царствовала готика.

В начале II тысячелетия Европа перестала содрогаться от нескончаемых войн, разрухи и бедствий. Последующая затем феодальная раздробленность стала причиной формирования отдельных независимых художественных школ, стили которых имели схожие по духу черты. В этот период и зародился романский стиль в искусстве, господствующий по всей Европе в течение двух последующих веков. Наиболее ярко он выражался в Италии, Германии и Франции.

Романский стиль характерен массивностью, отсутствием нарочитых декораций, строгостью и суровостью внешнего облика. Знаменитыми сооружениями являются тяжеловесные средневековые замки в виде толстостенных крепостей. Интерьеры лишены излишеств и изящества.

Архитектура романского периода

После векового упадка церковного строительства, оно снова начало набирать обороты на фоне появления монашеских орденов и разработки сложнейших форм литургии. Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника. Материалы для строительства выбирались по принципу насыщенности ими близлежащей территории. Чаще всего использовался известняк, в отдельных случаях - вулканический бут, мрамор и гранит. Упрощённый процесс возведения основывался на скреплении некрупных обтёсанных камней раствором. Эти камни не подвергались кропотливому отбору и обрабатывались исключительно с внешней стороны.

Монументальная архитектура, как это часто бывает после затяжных войн, приобрела мотивы нескольких культур: сирийской, арабской, византийской, античной. При этом объединяющими стилеобразующими чертами выделяют:

  • Правильные цилиндрические и прямоугольные формы;
  • Увеличенная высота храмов и потолков;
  • Пространство организованно продольно, основа - раннехристианская базилика;
  • Простота;
  • Лаконичность;
  • Монохромные рельефы;
  • Приглушенная цветовая гамма: зелёный, белый, чёрный, серый, коричневый, красный;
  • Формы линий стандартные прямые, полуциркульные;
  • Орнамент повторяющийся растительный или геометрический;
  • Залы имеют открытые потолочные балки и центральные опоры;
  • Массивные конструкции основаны на толстостенных каменных сооружениях;
  • Элементы декорирования рыцарской тематики - гербы, оружие, доспехи, факелы.

Романские здания отличаются рациональной простотой конструкции, но ощущение тяжести общего вида придаёт ему угнетающий характер. Мощнейшие колонны и стены под сводами полуциркульных арок - неотъемлемая составляющая романской крепости. Узкие окна-бойницы и высокие башни подчёркивают громоздкость стен.

Одной из приоритетных задач проектировщиков романских строений считается идеальное сочетание с окружающей природой, которое позволяет подчеркнуть основательность и прочность постройки. Лаконичная отделка фасадов зданий в сочетании с простым силуэтом выделяли красоты пейзажа, в котором сооружение вписывалось гармонично и естественно.

(Ансамбль колонн Собора Монреале )

Архитектурные памятники романского искусства наблюдаются на большей части Европы и в странах, где творили европейские мастера. Самыми знаменитыми из них являются:

  • В Германии : Лимбургски собор, Церковь Святого Якоба в Регенсбурге, Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Майнце, Вормсе и Шпейере;
  • Во Франции : Приорат Серрабоны, церковь Норт-Дам-ля-Гранд;
  • В Великобритании : Окемский замок, Собор Или, Собор в Питерборо, Аббатство Малмсбери, Уинчерский собор;
  • В Португалии : Собор Браги, Кафедральный собор Лиссабона, Старая ратуша Брагансы, Кафедральный собор Порто, Старый Кафедральный собор Коимбры.

Скульптура романского искусства

Скульпторы раннего Средневековья стремились воплотить в камне божественную суть сложно устроенной вселенной. Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век. Отдельных произведений искусства как скульптура в то время не создавалось, так как христианство страшилось возвращения идолопоклонения. Говоря о скульптуре романского периода, имеются в виду рельефы на тимпанах, капители колонн и обрамления стен. Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи.

Сюжеты рельефов неразрывно связаны с Библией. Из излюбленных тем выделяются: Апокалипсис, Страшный суд, Конец света. Персонажами таких картин стали мифические существа и монстры, заимствованные из варварских преданий о мире людей и теней. Другая сюжетная линия отожествляет Иисуса Христа, чей образ интерпретируется как Великий судья, воплощение Бога, Вседержателя.

(Скульптуры собора Норт-Дам,переход от романского к готическому стилю )

Композиции динамичны, в них изобилуют яркие говорящие позы персонажей. Нередко представляется столкновение противоположностей: рая и ада, неба и земли, добра и зла. Эта схватка отражает многообразность вселенной, её сложное устройство.

Большая часть романских работ анонимны, поэтому до наших дней не сохранились имена мастеров, создававших эти произведения искусства.

Живопись романского искусства

Несмотря на то, что романская скульптура тяготеет к реализму, в живописи избирается формальный путь, лишённый реализма и гуманизма. Технически предпочтение отдаётся линейным конструкциям, строгости и величественному спокойствию образов. Характер романских витражей, алтарей, картин и манускриптов объединяет мотивы восточных византийских работ и западного готического искусства.

(Роспись романского периода в церкови Сан-Клементе )

В лишённом глубины пространстве картин прослеживается строгая иерархическая зависимость размеров элементов. Так, например, фигура Иисуса всегда крупнее и композиционно выше изображений ангелов и апостолов. Те, в свою очередь, больше простых смертных. Образы, находящиеся в центре полотна больше тех, что смещены к краям. Романский стиль отличает абстрактность и несоблюдение пропорций: кисти рук и головы преувеличены, тела вытянуты.

(Орнаментальная композиция романского периода, церковь и средневековая деревня, Конк, коммуна Франции )

Романский период - эпоха популяризации орнаментального искусства. Композиции, представлявшие библейские сцены жизни святых, изображались на масштабных стенах. Фигуры в них не воспринимаются как реалистические изображения, а носят символический смысл.

Для романского стиля присуще использование восковой живописи, фресок и темперы. Но цветовая палитра каждого средневекового умельца была ограничена, и состояла из базовых цветов: синий, бордовый, зелёный, чёрный, коричневый, серый.

Заключение

Романское искусство ознаменовало политический и экономический рост Европы. Обложение церковной деятельности и высокие налоги предоставили государствам возможности для возведения новых храмов и декорирование их фресками, картинами и статуями. Элементы искусства, в свою очередь, привлекали интерес горожан и увеличивали прибыль религиозных учреждений.

Романское изобразительное искусство подчинено архитектуре, оно разнородно в различных видах. Храм объединял все виды искусства и был средоточием творческой деятельности народа. Значительные памятники романского стиля в живописи 11- 12 веков созданы во Франции, которая была центром формирования нового искусства. В убранстве интерьера романского храма, так же как в храмах эпохи Каролингов, большое место принадлежало фреске.

Центральное произведение французской монументальной живописи романского периода - росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату. Здесь сохранился самый большой и характерный ансамбль романских росписей Франции. Живопись покрывает свод главного нефа, западные эмпоры, нартекс и крипту. В ее исполнении приняли участие несколько мастеров. Ансамбль в Сен-Савене дает представление о развитии, в первую очередь, местной живописной школы, несколько архаизирующей, но выразительной. На своде центрального нефа фрески располагаются фризом в два яруса, по обоим склонам.

Чтение росписей предполагает сложное движение зрителя по интерьеру. Живопись свободна и вдохновенна. Действие течет то эпически величаво, то становится динамическим. Каждому эпизоду соответствует определенная цветовая тональность в пределах общего охристого тона. Бог - непременный участник большинства ветхозаветных сцен. Фигура Творца значительна и отличается благородством. Его жесты наставительны, величаво свободны и повелительны. По отношению к божеству остальные персонажи изъявляют почтительную покорность, смятенность, радостное изумление или дерзновенное непослушание. Роспись крипты - более тщательная и плотная. Работавшего здесь мастера влекла к себе обстоятельность рассказа. В нартексе манера письма сурова и экспрессивна.

Клубятся в беспокойном ритме линии нимбов, голов, ангельских крыльев, среди плотных красок ослепительно вспыхивает белое. Сюжеты росписей не ограничиваются библейскими и евангельскими сценами - некоторые фрески живописуют, например, эпизоды из басен Эзопа. К характерным особенностям живописного стиля можно отнести плоскостные изображения, разномасштабные фигуры; иногда ноги и голова персонажей повернуты в разные стороны, из-за чего позы кажутся неестественными.

Жертвоприношение Каина и Авеля Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила Каина. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лице его. И сказал Каин Авелю, брату своему: «Пойдем в поле» . И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля и убил его. » (Бытие, гл. 4).

Ноев ковчег Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И сказал Господь Бог Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с лица земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его внутри и снаружи, и сделай в нем нижнее, второе и третье жилье. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих. Введи также в ковчег из всякого скота, и из всех гадов, и из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтобы они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Ты же возьми себе всякой пищи, какой питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной все, как повелел ему Господь. (Бытие, гл. 6).

Вавилонская башня На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали другу: «Наделаем кирпичей и обожжем огнем» . И стали у них кирпичи вместо камней, и земляная смола вместо извести. И сказали они: «Построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: «Вот один народ, и один у всех язык, и вот что они начали делать, и не отстанут они от того, что задумали сделать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. » . И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. (Бытие, гл. 11).

Новым явлением были витражи (вид живописи из цветных кусочков стекла, соединенных свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые, мраморные или деревянные рамы), которые заполняли оконные проемы апсиды и капелл и получили особое развитие в эпоху готики. На темной стене собора витражи образовывали яркие цветовые пятна, оживляя пространство рефлексами. В витражах изображались сюжеты из священной истории, житий святых - популярной литературы того времени.

Голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе (Германия), примерно 1050 -1100 гг. Самый ранний из сохранившихся витражей

Собор св. Марии Германия, Аугсбург, 12 в. Витраж 4 -х ветхозаветных пророков Хорошо сохранившиеся фигуры представляют самый ранний из известных экземпляров цветного, расписного стекла в свинцовых переплетах. В них явно чувствуется влияние иллюстраций к манускриптам, и, возможно, они были созданы в аббатстве Тегернзее у границы Швейцарии. .

Распятие и вознесение Христа. Собор в Пуатье, 12 в. Живые жестикулирующие фигуры «Вознесения Христа» , типичные для искусства этого региона, датируются примерно 1130 годом и резко контрастируют со статичной композицией Аугсбурских пророков. В течение одного поколения или около того романский стиль вышел за рамки жесткой формализации и начал разрабатывать более органический подход к изображению человеческого тела.

Из произведений XII в. следует упомянуть выдающиеся витражи монастырской церкви в Сен-Дени (1144 г.), и в частности витраж, где изображен крупный политический и культурный деятель Франции XII в. аббат Сугерий, и другой витраж- «Древо Иессея» .

Средневековая церковь была наиболее важным патроном искусств. Наиболее ярким представителем XII века был аббат Сугерий из аббатства Сен-Дени. Сугерий был студентом и другом королю Луи. VI, министром Луи. VI, регентом во время второго крестового похода. Его записки представляют нам проницательного бизнесмена, гениального политического деятеля и преданного поданного короля. Сугерий руководствовался философией, включая мистику. Эта философия заставила его увеличивать окна и украшать их витражами. Королевская церковь аббатства Сен-Дени стала совершенно новым визуальным воплощением

Окна Сен-Дени явились исключительным новаторством. В панно были включены жизнеописания святых, Марии и Христа, их родословные и, возможно, первый крестовый поход. Площадь окна заполнена рядом вертикально расположенных витражных ронделей, или медальонов. Изобретение Сугерием оконных медальонов оказало глубокое влияние на сюжеты витражного искусства. Окна становятся эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых. Окна Сен-Дени сильно пострадали во время французской революции.

Ковер из Байе О светской живописи можно судить по так называемому ковру из Байе (11 век, Париж, Байе, собор), в котором прослеживается другая особенность романской живописи - реалистические тенденции. На плотном ковре (70 м в длину и 50 см в ширину) цветной шерстью вышиты эпизоды завоевания Англии норманнами в 1066 году и битвы при Гастингсе, созданные в конце XI века. В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в городе Байё, в Нормандии, и относится к национальному достоянию Французской республики. В 2007 году ЮНЕСКО включила ковёр из Байё в реестр «Память мира» . Повествование на ковре отличается мерным эпическим строем. События, происходящие одновременно, передаются как следующие одно за другим, подробно и обстоятельно передаются детали.

Согласно традиционной точке зрения, ковёр был вышит по приказу королевы Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, её придворными ткачихами. Во Франции ковёр известен как «Ковёр королевы Матильды» .

В случае, если заказчиком ковра действительно был епископ Одо, его авторами, вероятно, были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии. Существует предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Св. Августина в Кентербери. Ковёр вышит на льняном полотне шерстяными нитями четырёх цветов: фиолетового, голубого, зелёного и чёрного. При вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор» .

Остро подмечены энергичные, порою уродливые движения всадников и коней, сумятица рукопашной схватки, плывущие по морю корабли; в бордюр вплетаются мотивы фольклора. Выразительные, резко очерченные силуэты, декоративность яркого цвета усиливают эмоциональное воздействие вышивки и придают ей легендарно-фольклорный оттенок. Шпалеры и вышитые ковры в убранстве интерьеров играли не только утилитарную, но и декоративную роль, они украшали парадные и жилые покои, в праздничные дни - стены храмов. Заменяя настенные росписи, они сообщали мрачным средневековым интерьерам нарядный вид.

История обнаружения Ковёр был обнаружен в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730 -х гг. Бернаром де Монфоконом. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной амуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань.

В 1803 г. Наполеон вывез ковёр в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, ковёр возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе. Бо льшую часть Второй мировой войны ковёр провёл в подземельях Лувра. В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в Байё, причём, во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Сюжет Изображения, вышитые на ковре, рассказывают историю нормандского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, его освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда.

Авторы ковра отразили нормандскую точку зрения на события 1066 г. Так, англосаксонский король Гарольд изображён лицемерным, а нормандский герцог Вильгельм - решительным и смелым воином. Коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд, хотя скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского, помазание осуществлял архиепископ Элдред, рукоположенный в полном соответствии с церковными канонами. Часть ковра длиной около 6, 4 м не сохранилась. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя.

Романская миниатюра Большим разнообразием отмечена достигшая расцвета во Франции романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники. К замечательным образцам романской миниатюры линеарно-плоскостного стиля относятся написанные плотным, ярким, густым цветом: «Апокалипсис» из Сен-Севера (между 1028 и 1072 годами, Париж, Национальная библиотека), «Книга перикоп Генриха II» (начало 11 века, Мюнхен, Баварская государственная библиотека, миниатюры в рукописи относятся к произведениям лиутарской группы, школа Райхенау времен аббата Витиго, 985 -997 годы) Евангелие Амьенской библиотеки (конец 11 века). Торжественно-спокойные или полные экспрессии, они отличаются колористической насыщенностью, соответствующей пронизывающим фигуры страстям.

Термин «перикопа» используетсядля обозначения совокупности фрагментов текста Библии, объединённых одним смыслом, сюжетом или богословской идеей. Считается, что впервые дробление текста Священного Писания на перикопы было введено в середине III века Книга перикоп Генриха II - произведение художников эпохи Оттонов, один из известнейших манускриптов того времени. Книга была создана около 1007 -1012 годов в монастыре Райхенау по заказу Генриха II для Бамбергского собора. Относится к произведениям так называемой школы Лиутгарда. Пергаментная рукопись состоит из 206 листов размером 42, 5 x 32 сантиметра. В манускрипте 28 миниатюр в полный лист, 10 декоративных страниц и 184 инициала. Обложка украшена распятием из слоновой кости в золотой оправе в каролингском стиле.

«Апокалипсис Сен-Севера» (также известен, как «Толкование на Апокалипсис») - апокалиптический манускрипт, основное произведение бенедиктинского монаха Беата Лиебанского. Содержит одни из ярчайших образцов миниатюры в искусстве средневековой Западной Европы. «Благодаря Беату в Европе появился первый настоящий триллер» (Жак Ле Гофф «Рождение Европы») Первые три редакции книги вышли в 776 год, 784 и 786 годах. В период с X по XII века «Апокалипсис Сен. Севера» была весьма популярен в Испании и расходился в большом (для тех времён) количестве рукописных списков, получивших даже собственное название - «беаты» (beatos). До нас полностью или фрагментарно дошли 23 манускрипта X-XII вв. Самыми богато иллюстрированными книгами являются манускрипты X века, выполненные переписчиками и миниатюристами Магио, Эметерио, Овеко (в городах: Леон, Самора и Паленсия).

Структура и содержание Произведение написано катренами и включает в себя из 12 книг, каждая из которых состоит из истории (storia) и толкования (explanatio). При написании книги автор активно пользовался многими аналогичными сочинениями, (в т. ч. блаженного Августина, папы Григория I). При этом, только благодаря упоминаниям в «Апокалипсисе Сен-Севера» до нас дошли фрагменты Толкования на Апокалипсис сторонника донатистского раскола Тикония Африканца. Из-за столь большого количества источников, книга имеет компилятивный вид, из-за чего определить собственные взгляды автора практически невозможно. Единственное, что бросается в глаза - это крайне эсхатологические настроения и ожидание скорого конца света. Беат Лиебанский рассматривает Апокалипсис, как отражение истории Церкви. Современную ему действительность он соотносит с концом шестого дня Апокалипсиса, в который будут происходить великие гонения на Церковь и сокращение числа верующих. Сам же конец света автор ожидает в 800 году.

Книга содержит большое количество иллюстраций. Считается, что для первых изданий Беат Лиебанский делал их сам (или, как минимум, руководил их изготовлением). Так, например, в прологе ко второй книге приведена карта регионов миссионерской деятельности апостолов, основанная на данных из сочинений Исидора, Орозия, Иеронима, Августина.

Романский стиль (лат. romanus - римский) - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в IХ-ХII веках. Он стал одним из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Королевский дворец Алькасар

Собор, XI в., Триер

Кентерберрийский собор, XII в., Англия (башня в готическом стиле пристроена позже)

Термин "романский стиль" появился в начале XIX века, когда было установлено, что архитектура XI-XII веков использовала элементы древнеримской архитектуры, например, такие как полуциркульные арки, своды. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.

Романский стиль сложился в странах Центральной и Западной Европы и распространился повсеместно. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. - "зрелого" романского искусства. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Так, на северо-востоке Франции последняя треть XII в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части XIII в.

Монастырь, XI-XII вв. Ирландия

Мост Риальто, XI в, Венеция, Италия

"Классичнее" всего этот стиль получит распространение в искусстве Германии и Франции. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Cооружения романского стиля весьма разнообразны по типам, конструктивным особенностям и декору. Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, и ведущими типами сооружений становятся церкви, монастыри, замки. Монастыри были сильнейшими феодалами. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности, такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими - монахи. Лишь в конце XI в. появились артели мирян-каменотёсов - одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.

Норманнская крепость, X-XI вв. Франция

Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Замок-крепость или храм-крепость. "Замок - крепость рыцаря, церковь - крепость бога; Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов - вот характерное создание романского искусства.В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга". Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751).

Крепость Конкистадоров, X-XI вв.

Известный историк, А.Тойнби отмечал, что "единственно возможным целостным государством была римская империя, франкский режим Меровингов был обращен лицом к римскому прошлому".

На территории Европы в изобилии остались памятники архитектуры древних римлян: дороги, акведуки, крепостные стены, башни, храмы. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. В соединении сторожевых башен, военных лагерей с греческими базиликами и византийским орнаментом возник новый "римский" романский архитектурный стиль: простой и целесообразный. Строгая тектоничность и функциональность почти полностью исключили изобразительность, праздничность и нарядность, отличавшие архитектуру греческой античности.

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна, по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Камни отёсывались различными мастерами - одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две одинаковые детали, например капители. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания, некоторую творческую свободу. Отёсанный камень укладывался на место на раствор.

Собор Сен-Пьер, Ангулем, Франция

Собор, Сантьяго, Италия

Капитель в приходской церкви Анзи ле Дюк

Мастер Жильбер. Ева. Собор Сен Лазар в Отёне

Тимпан церкви Сен-Мадлен в Везле. XII в.

Орнаментика романского искусства заимствована в основном на Востоке, она основывалась на предельном обобщении, "геометризации и схематизации изобразительного образа. Во всем чувствовалась простота, мощь, сила, ясность. Романская архитектура - характерный пример рационального художественного мышления".

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь. Рядом с ней помещался внутренний дворик, окружённый открытыми колоннадами. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

Фонтевро. Вид на монастырь сверху. Основан в 1110 г. Франция

Кухня в аббатстве Фонтевро

Кухня в аббатстве Фонтевро. Внутренний вид

Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика - трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.

Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма

Часовня Св. Иоанна, Тауэр, Лондон

3-я церковь в Клюни (Франция), XI-XII вв. План

Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных традиций определили большое разнообразие романских архитектурных школ.

В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т.е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены "грешным" мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почётную часть храма. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчёркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества.

Церковь Сен-Этьенн в Невере (Франция). 1063-1097 гг.

Церковь аббатства Сен-Филибер в Турнюсе

Церковь в Сантьяго-де-Компостела (Италия). Ок. 1080 - 1211 гг.

При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был шире и выше боковых. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Кровля на стропилах была относительно лёгкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции.

Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый на нервюрах, сомкнутый. Схема

Собор в Ле-Пюи (Франция), XI-XII вв. Сводчатое перекрытие центрального нефа

Однако преимущества деревянных перекрытий не остановили зодчих в поиске других решений. Для романского стиля характерны перекрытия главного нефа массивным сводом из клинчатых камней. Такое нововведение создавало новые художественные возможности.

Раньше всего появился, видимо, цилиндрический свод, иногда с подпружными арками в главном нефе. Распор его снимался не только массивными стенами, но и креотовыми сводами в боковых нефах. Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проёмами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.

С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появился ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.

Церковь аббатства Клюни

С исчезновением рационалистических основ античного мировоззрения, теряет свое значение ордерная система, хотя название нового стиля происходит от слова "ромус" - римский, так как в основе архитектурной конструкции здесь лежит римская полуциркульная арочная ячейка.

Однако вместо тектоники ордера в романской архитектуре главной становится тектоника мощной стены - наиболее важного конструктивного и художественно- выразительного средства. В основе этой архитектуры лежит принцип соединения отдельных замкнутых и самостоятельных объемов, соподчиненных, но и четко разграниченных, каждый из которых - сам маленькая крепость. Это сооружения с тяжелыми сводами, грузными башнями, прорезанными узкими окнами-бойницами, и массивными выступами стен из тесаного камня. В них ярко запечатлена идея самозащиты и неприступной мощи, вполне объяснимая в период феодальной раздробленности княжеств Европы, замкнутости хозяйственной жизни, отсутствия торговых и хозяйственно-культурных связей, во времена непрерывных феодальных распрей и войн.

Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках - так называемого трифорня. Наконец, окна образуют верхний ярус. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, - редко расположенными арками высоких окон.

Членение стены среднего нефа в церквах: Санкт-Михаэльскирхе в Хильдейсхейме (Германия, 1010 - 1250), Нотр-Дам в Жюмьеже, (Франция, 1018 - 1067), а также собора в Вормсе (Германия, 1170-1240)

Со

Собор в Майнце, Германия

Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками так называемых эмпор, т.е. открывающейся в главный неф галереи, размещённой над сводами боковых нефов. Свет в эмпоры поступал или из центрального нефа, или, чаще, из окон в наружных стенах бокового нефа, к которым и примыкали эмпоры.

Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путём искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролётов по мере их удаления к восточной части церкви (например, в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.

Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно правдивее выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви; снаружи обычно отчётливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. Так, столбам-устоям, членящим интерьер нефов, соответствуют контрфорсы, приставленные к наружным стенам. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное художественное достоинство романского зодчества.

Аббатство Мария Лаах, Германия

Романские здания в основном покрывались черепицей, известной еще римлянам, и удобной в местностях с дождливым климатом. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько "мрачный" образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, поэтому помещения в здании были очень темными. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Она состояла из растительного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей, птиц - мотивов, также занесенных с Востока. Стены собора внутри сплошь покрывались росписями, которые, однако, почти не сохранились до нашего времени. Использовалась также мраморная инкрустация мозаики для украшения апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности.

В.Власов пишет о том, что для романского искусства "характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении декоративных мотивов: геометрических, "звериных", библейских - они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считают, что вся эта фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Церковь Сан-Изидоро. Усыпальница королей. Около 1063 - 1100 гг. Леон. Испания.

Обрамление алтарного образа

Изображение Христа из церкви Святого Климента в Тауле. Около 1123 г.

Итак, в XI-XII вв. одновременно в архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного забвения. Изобразительное искусство романского периода было почти полностью подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Однако как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчёркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получили изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объёмность человеческого тела, - правда, в схематичных и условных формах. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишённом глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причём размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображён: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещённые в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлинённые. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи, вместе с тем ограничивало образные возможности искусства. Поэтому в сюжетах повествовательного характера рассказ ограничивался лишь самым существенным. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часть носит символический характер. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Эти характернейшие черты романского изобразительного искусства часто приводили к утрировке жеста. Но в рамках средневековой условности искусства неожиданно появлялись и верно схваченные живые детали - своеобразный поворот фигуры, характерный тип лица, иногда бытовой мотив. Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не сковывали инициативу художника, таких наивно-реалистических деталей довольно много. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному. Она проявляется и в выборе сюжетов, например, в распространённости сцен, заимствованных из цикла трагических видений Апокалипсиса.

Монастырская церковь в Фонтевро. Скульптурное надгробие Ричарда Львиное Сердце и Алиеоноры Аквитанской

Лев, обнимающий агнца

Обезьянка

В области монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где сохранялись и традиции мозаичного искусства. Широко распространена была книжная миниатюра, отличавшаяся высокими декоративными качествами. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. Основным материалом скульптуры был камень, в Центральной Европе преимущественно местный песчаник, в Италии и некоторых других южных областях - мрамор. Литьё из бронзы, скульптура из дерева также применялись, но не повсеместно. Произведения из дерева и камня, не исключая монументальной скульптуры на фасадах церквей, обычно раскрашивались. О характере раскраски судить довольно трудно вследствие скудости источников и почти полного исчезновения первоначальной раскраски сохранившихся памятников.

Церковь свв. Апостолов Сан Миниато аль Монте во Флоренции. Алтарь. 1013 - 1063 гг.

В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие "варваров", античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи "варварства" с его примитивным мироощущением. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величайшей торжественности архитектурного целого.

Скульптурные детали

Искусство скульптуры и росписи было связано с искусством книжной миниатюры , расцвет которой приходится на романскую эпоху.

Сцена из жизни Иисуса, XII в. Италия

Крещение Христа. Миниатюра Бенедикционала Этельвольда. 973-980 гг.

В.Власов считает, что неверно рассматривать романское искусство как "чисто западный стиль". Знатоки, такие, как Э.Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные азиатские, византийские и персидские влияния. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. В подготовке общеевропейского средневекового искусства, началом которого было раннехристианское, продолжением - романское и высшим взлетом - готическое искусство, главную роль сыграли греко-кельтские истоки, романские, византийские, греческие, персидские и славянские элементы". Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973).

Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где бережно в течение столетий сохранялись традиции античной культуры.

В городах и монастырях интенсивно развивалось художественное мастерство. Из стекла изготовлялись сосуды, лампады, витражи - цветные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками, но расцвет витражного искусства произойдет позже, в эпоху готического стиля.

Крещение

Витраж "Святой Георгий"

Популярна была резьба из слоновой кости, в этой технике изготовлялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг. Развивалась техника выемчатой эмали по меди и золоту.

Слоновая кость. Около 1180 г.

Резьба по дереву

Ювелирное изделие романского периода.

Для романского искусства характерно широкое использование железа и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли и др. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами. Чрезвычайно простая по конструкции мебель декорировалась резьбой из геометрических форм: круглых розеток, полукруглых арок, мебель расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой арки типичен для романского искусства, в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой.

С XI в. начинается производство тканых ковров - шпалер. Орнаментика тканей связана с восточными влияниями эпохи Крестовых походов.

Ковёр из собора Байё. Битва. Около 1080 г.

Культурными центрами этой эпохи оставались монастыри и церкви. В культовой архитектуре воплощалась христианская религиозная идея. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа - путь страданий и искупления. Каждой части здания приписывалось особое значение, например, столбы и колонны, поддерживающие свод, символизировали апостолов и пророков - опору христианского учения.

Постепенно богослужение становилось все более пышным и торжественным. Архитекторы с течением времени изменяли конструкцию храма: стали увеличивать восточную часть храма, в которой находился алтарь. В апсиде - алтарном выступе - обычно находилось изображение Христа или Богоматери, ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене располагались сцены Страшного суда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом.

Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции - в Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии.

Церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131 гг.) - типичный пример французской романской архитектуры. Сохранились небольшие фрагменты этой постройки. Этот монастырь называли "вторым Римом". Это была самая большая церковь в Европе. Длина храма составляла сто двадцать семь метров, высота центрального нефа - свыше тридцати метров. Пять башен увенчивало храм. Для поддержания столь величественной формы и размера здания вводятся специальные опоры у наружных стен - контрфорсы.

Церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131 гг.)

Нормандские храмы также лишены декора, но, в отличие от бургундских, трансепт в них однонефный. Они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви.

В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви - величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030 - между 1092 и 1106), один из самых больших в Западной Европе, яркий символ Оттоновской империи.

Собор в Шпейере (1030 - между 1092 и 1106)

Фрагмент декора собора в Шпейере

План собора в Шпейере

Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, его развитие было более длительным и глубоким. То же самое можно сказать и об искусстве Германии. В первых романских соборах, похожих на крепости, с гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели суровый, неприступный вид. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Вормский собор - это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Боковые нефы ниже центрального, трансепт пересекает продольный корпус, над средокрестием - массивная башня, с востока храм замыкают полукружие апсиды. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику.

Архитектурный декор очень сдержан - всего лишь аркатуры, подчеркивающие основные линии.

Но, "войдя в романский храм - открываем мир странных, волнующих образов, перед нами как будто листы каменной книги, запечатлевшие душу средневековья".

Собор в Вормсе

Романское искусство часто называют "звериным стилем". "Романский Бог - это не парящий над миром Вседержатель, но судья и защитник. Он деятелен; он сурово судит своих вассалов, но и охраняет их, он попирает ногами чудовищ и утверждает в мире беззакония и произвола закон справедливости. Все это в эпоху раздробленности, непрерывных кровавых междоусобиц.

Романское искусство кажется грубым и диковатым, если сравнивать с утонченностью византийцев, но это стиль большого благородства". Статуи Шартрского собора - зрелые, прекрасные образы, граничащие уже с готикой.

Шартрский собор

Шартрский собор. Апсида и капеллы

Статуи Шартрского собора

Шартрский собор. Вид на алтарь

Романские храмы похожи на церкви оттоновского периода, т.е. ранней романики, но имеют конструктивное отличие - крестовые своды.

Скульптуру в романский период в Германии размещали внутри храмов. На фасадах она встречается лишь в конце ХII в. В основном это деревянные раскрашенные распятия, украшения светильников, купелей, надгробий. Изображения кажутся отрешенными от земного существования, они условны, обобщены.

В романский период бурно развивается книжная миниатюра. Излюбленными изображениями в манускриптах Х - ХI вв., были изображения властителя на троне в окружении символов власти ("Евангелие Оттона III", около 1000, Мюнхенская библиотека).

Евангелие императора Оттона III. Император на троне

Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается "не порываемая" даже в средние века связь с Древним Римом.

Поскольку главной силой исторического развития в Италии были города, а не церкви, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с античностью выражалась не только в копировании античных форм, она была в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда "чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты в итальянской пластике и живописи".

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии относится знаменитый комплекс в Пизе: собор, башня, баптистерий. Он создавался в течение долгого времени (в ХI веке строил архитектор Бускетто , в ХII в. - архитектор Райнальдо ). Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская "падающая" башня. Некоторые исследователи предполагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено оставить её наклонной.

Собор и башня, Пиза

Пиза. Баптистерий

Кафедральный собор, Пиза

В соборе Санта-Мария Нуова (1174-1189) чувствуется сильное влияние не только Византии и Востока, но и западной архитектуры.

Собор Санта-Мария Нуова, Монреаль

Интерьер собора Санта-Мария Нуова, Монреаль

В английском зодчестве романского периода много общего с французской архитектурой: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен. Завоевание Англии норманнами в 1066 г. укрепило ее связи с континентом, что повлияло на формирование романского стиля в стране. Образцы тому - соборы в Сент-Олбансе (1077-1090 гг.), Питерборо (к. ХII в.) и другие.

Кафедральный собор в Сент-Олбансе

Собор в Сент-Олбансе

Фреска собора в Сент-Олбансе

Кафедральный собор в Питерборо

Скульптуры собора в Питерборо

Витражи собора в Питерборо

С ХII в. в английских храмах появляются нервюрные своды, имеющие, правда, еще чисто декоративное значение. Многочисленность духовенства, занятого в английском богослужении, вызывает к жизни и специфические английские черты: увеличение интерьера храма в длину и сдвиг трансепта к середине, что привело к акцентировке башни средокрестья, всегда большей, чем башни западного фасада. Большинство романских английских храмов было перестроено в период готики, и поэтому об их раннем облике судить крайне трудно.

Романское искусство Испании развивалось под влиянием арабской и французской культуры. XI-XII вв. для Испании были временем Реконкисты - временем междоусобиц, ожесточенных религиозных битв. Суровый крепостной характер испанской архитектуры сформировавшийся в условиях беспрестанных войн с арабами, Реконкисты - войны за освобождение территории страны, захваченной в 711 -718 гг. Война наложила сильный отпечаток на всё искусство Испании того времени, прежде всего это нашло отражение в архитектуре.

Как ни в одной стране Западной Европы, в Испании развернулось строительство замков-крепостей. Один из самых ранних замков романского периода - королевский дворец Алькасар (IХ век, Сеговия). Он сохранился до нашего времени. Дворец стоит на высокой скале, окруженной толстыми стенами со множеством башен. В ту пору подобным образом возводили города.

Королевский дворец Алькасар. Испания

Королевский дворец Алькасар. Девичий дворик

Фриз с королями в Королевском зале Алькасара

Внутренний двор Королевского замка Алькасар

В культовых постройках Испании романского периода почти отсутствуют скульптурные украшения. Храмы имеют облик неприступных крепостей. Большую роль играла монументальная живопись - фрески: росписи выполнялись яркими красками с четким контурным рисунком. Изображения были очень выразительны. Скульптура в Испании появилась в ХI веке. Это были украшения капителей, колонн, дверей.

ХII век - "золотой" век романского искусства, распространившегося по всей Европе. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи. Первой на этот путь встала Северная Франция.



Рассказать друзьям