Русский писатель Александр Иванович Куприн: детство, юность, биография.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Межрегиональная дистанционная олимпиада по литературе.

1. Наименование образовательного учреждения:

2.Фамилия, имя обучающегося:

____________________________________________________________________________

3. Фамилия, имя, отчество учителя:

____________________________________________________________________________

4. Количество набранных баллов:______________________________________________

Тесты "Жизнь и творчество поэта Н.А.Некрасова".

1. Некрасова звали:

а) Иван Алексеевич

б) Алексей Николаевич

в) Николай Алексеевич

2.Укажите годы жизни Некрасова:
а) 1814-1841 б) 1809-1853 в) 1821-1878
3. Место рождения Некрасова:
а) Немиров б) Карабиха в) Ярославль

4.Где прошло детство поэта?

а) в Москве

б) в Грешневе

в) в Тарханах

5. На берегу какой реки прошло детство поэта?

а) на Волге

б) на Неве

в) на Дону

6. Отец поэта был... а)художником в) служащим

б) военным

7. Имя отца Н.А. Некрасова...
а) Алексей б) Александр в) Анатолий

8. В какой гимназии обучался Некрасов?

а) в Ярославской

б) в Московской

в) в Казанской

9. Когда Николаю исполнилось 16 лет, он едет в...

а) в Москву

б) в Казань

в) в Петербург

10. В годы учения в гимназии Н. А. Некрасов...
а) занимался спортом б) читал книги в) участвовал в спектаклях

11. Кто из родных привил Н.А.Некрасову любовь к родной русской природе?
а) отец б) бабушка в) мать

12. На какой факультет Некрасов поступает вольнослушателем?

б) на технический

в) иностранных языков

13. Журнал, в котором работает Некрасов, был основан...

а) А.С. Грибоедовым

б) Н.В.Гоголем

в) А.С. Пушкиным

14. В 1847 году Некрасов работает редактором в журнале...

а) «Союзник»

б) «Друзья»

в) «Современник»

15. Судьба Некрасова изменилась после встречи с...

а) Белинским

б) Тургеневым

в) Гоголем

16. Какое произведение не принадлежит Некрасову:

а) «Железная дорога»

б) «Невский проспект»

в) «Русские женщины»

17. С кем любил общаться Н. А. Некрасов?
а) с простыми людьми б) с боярами в) с помещиками
18. Кто такие бурлаки?
а) рыбаки б) рабочие, которые тянут по реке баржу
в) крестьяне

а) В.Серов

б) И.Репин

в) И.Шишкин

20. Где находится школа, построенная Н.А.Некрасовым для крестьян?

а) в имении Ясная поляна

б) в селе Абакумцево

в) в селе Константиново

21. Как звали жену Н.А.Некрасова, которой он посвятил цикл стихотворений "Последние песни"?

а) Авдотья

б) София

в) Зинаида

22. Чем сильно увлекался Некрасов, если выпадало свободное время?

а) рисованием

б) музыкой

в) охотой

23. Некрасов умер...

а) на дуэли

б) от болезни

в) от старости

24. Н. А. Некрасов прожил
а) 55 лет б) 57 лет в) 59 лет

25.Где находится могила поэта?

б) в Святогорском монастыре

в) в Ясной поляне

26. Какая главная тема в творчестве Некрасова?
а) природа б) любовь в) «страдания народа»

27. Какая поэма Н.А.Некрасова признана самой значимой в его творчестве?

б) "Дедушка".

в) "Коробейники".

28. Как называется произведение Н.А.Некрасова, рассказывающая о декабристах и их жёнах:

а) "Крестьянские дети".

б) "Коробейники".

в) "Русские женщины". 29. Укажите жанр произведения Н. А. Некрасова «Русские женщины».

а) стихотворение

б) баллада

в) поэма 30. Произведение Н. А. Некрасова «Русские женщины» состоит из двух частей. Выберите названия этих частей.

а) «Княгиня А. Г. Муравьёва» б) «Княгиня Трубецкая» в) «Княгиня М. Н. Волконская» 31. Какое историческое событие имеет отношение к сюжету произведения? а) Отечественная война 1812 года б) восстание декабристов 1825 года
в) Первая мировая война
32. Тема стихотворения "Железная дорога": а) любовь к Родине б) быт и нравы крестьян при крепостном праве в) тяжелый труд крепостных 33. Дорога в стихотворении является символом: а) прошлого б) настоящего в) будущего 34. Размер, которым написано стихотворение: а) дактиль б) амфибрахий в) анапест 35.Произведение "Крестьянские дети" написано в форме а)диалога б)письма в) монолога 36.К какому стилю речи относятся фразы - а вона на шапке; гляди-тко; ай, важная штука? а) деловой стиль б) разговорный стиль в) художественный стиль 37.Какой способ рифмовки использует поэт в стихотворении "Крестьянские дети"? а) парная рифма б) перекрёстная рифма в) опоясывающая рифма 38. Кто в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" осаждал подъезд в обычные, не торжественные дни? а) важные лица б) убогие лица в) прожектёры 39.Кто не допустил мужиков на приём к владельцу роскошных палат? а) полицейский б) вельможа в) швейцар 40. Как называет русских мужиков автор? а) сеятель и хранитель б) пахарь и жнец в) вечный труженик

Олимпиада.

1. в) Николай Алексеевич

2. в) 1821-1878 3. а) Немиров

4. б) в Грешневе

5. а) на Волге

6. б) военным

7. а) Алексей

8. а) в Ярославской

9 в) в Петербург

10 б) читал книги

11. в) мать

12. а) на историко - филологический

13. в) А.С. Пушкиным

14. в) «Современник»

15. а) Белинским

16. б) «Невский проспект»

17. а) с простыми людьми
18.
б) рабочие, которые тянут по реке баржу

19. б) И.Репин

20. б) в селе Абакумцево

21. в) Зинаида

22. в) охотой

23. б) от болезни

24. б) 57 лет

25. а) в Санкт-Петербурге, на Новодевичьем кладбище

26. в) «страдания народа»

27. а) "Кому на Руси жить хорошо".

28. в) "Русские женщины". 29. в) поэма 30. б) «Княгиня Трубецкая» в) «Княгиня М. Н. Волконская» 31. б) восстание декабристов 1825 года
32.
в) тяжелый труд крепостных 33. в) будущего 34. а) дактиль 35. а) диалога 36. б) разговорный стиль 37. б) перекрёстная рифма 38. в) прожектёры 39. в) швейцар 40. а) сеятель и хранитель

Наверное, у каждого человека есть «своя речка». У кого-то огромная, полноводная, как Волга или Дон, а у меня маленькая Искринка - левый приток Везёлки. Обратили внимание, какое чудесное название?! Уверен: это связано с тем, что эта речка - настоящее сокровище. Вот только, все ли это понимают?
Для меня Искринка дороже всех больших рек, озёр и морей, в которых мне когда-то довелось искупаться. На берегу этой маленькой речки прошло моё раннее детство. Здесь живёт моя бабушка. И каждые каникулы меня неудержимо тянет повидаться со своим давним другом - речкой.
Искринка стала для меня первой жизненной школой. Здесь я учился плавать, ловить рыбу. Здесь же я сделал своё первое жизненное открытие.
Однажды летом, тогда мне было лет пять, я проснулся на заре. Солнце едва-едва окрасило горизонт своими первыми лучами. Ещё стоял густой туман над рекой и лугом. Трава серебрилась обильной росой. Было так приятно ощущать её прохладу босыми ногами! Из тумана раздавалась такая громкая соловьиная трель, что я не мог не проверить, что там такое скрывается, таинственное и будоражащее мое детское воображение. По узкой дорожке между огородами я пошлёпал на луг, в самую гущу тумана. Какое же чудо вскоре открылось моим глазам! О таком я не читал даже в самых интересных детских книжках. А я уже целый год умел читать!
Пробравшись сквозь заросли лозняка, перевитого хмелем, я вышел к речке. Могу поклясться: она была живая. Она дышала, издавала какие-то неведомые звуки. Теперь я знаю, что означает выражение «туман клубится над рекой». Действительно, вдоль всей речки, сколько я мог видеть, висели пушистые облака тумана. Они висели над водой. «Небо упало на луг, - подумал я, - а взрослые спокойно спят и ничего не ведают об этом чуде, как говорится, ни сном ни духом». Но я не спешил известить об этом событии человечество. Видимо, каким-то внутренним чутьём, кажется, это называется интуицией, я ощущал: ни к чему хорошему это не приведёт.
Соловьи заливались. В воздухе стоял аромат осоки, бузины, хмеля, лозняка, утренней свежести. От воды тянуло прохладой. Я приблизился к реке, лёг на землю, опустил голову к самой воде и увидел гладкие красивые камешки на дне, каких-то козявок, красивых быстрых жуков. Это было так увлекательно! А в одном месте вода как-то странно набухала. Я присмотрелся и увидел, что на дне бурлили два маленьких вулканчика. Они раздвигали песок и выбрасывали небольшие фонтанчики воды. Позже я узнал, что это были роднички. Какое красивое слово! В нём слышится и родина, и родные люди, и родные места. Именно эти ключики подпитывают речку чистой холодной водой, вкуснее которой нет ничего на свете.
Не знаю, сколько времени я здесь провёл. Уже солнце выплыло из-за горизонта во всём своём великолепии и озарило лужайку. Роса ещё висела драгоценными каплями на травинках, а туман уже бесследно исчез, словно его никогда и не было. Пора было возвращаться домой, пока бабушка не обнаружила моего исчезновения. Но она обнаружила. Я выслушал её проповедь о послушании, об опасности простудиться на сыром лугу и потерять драгоценное здоровье. Но это не омрачило моей радости, ведь я хранил такое огромное сокровище, которое едва помещалось в моей детской душе. Для себя я уже решил: вечером непременно снова побегу на речку. Каково же было моё удивление, когда бабушка сама предложила вместе сходить на речку за водой для поливки растений на огороде.
И вот я снова здесь. В этот час моя речка была спокойная, притихшая, видно, готовилась ко сну. Ветки лозняка и ивы отражались в зеленоватом вечернем зеркале. Я понёсся со своим маленьким ведёрком по чавкающему лугу к воде, насмерть перепугав выскочившего из-под моих ног лягушонка, и замер у кромки воды: там плавала дикая утка со своим выводком! Они погружали голову в воду и смешно торчали оттуда, словно поплавки. «Это они жучков ловят», - сказала бабушка. А когда мы уже собирались уходить домой, и звёздное небо отразилось в сонной воде, произошло нечто необыкновенное. Мы шли по дорожке и услышали рядом какой-то шорох. Трава странно шевелилась. Мы присмотрелись и обнаружили семейство ёжиков, шеренгой направлявшихся к речке, на водопой. Два больших ежа и целых пять маленьких, от охватившего меня восторга показавшихся мне пушистыми, комочков. Так я узнал, что ежата вовсе не мягкие и совсем не пушистые, а ещё, что уколы от их иголок долго не заживают.
Каждый день речка открывала мне что-то новое, необыкновенное. Я познавал мир, развивался как личность. Помню, я думал: «Какая речка умная! Она протекает именно там, где расположены деревни». Оказалось, что это люди селились именно по берегам рек. Вся жизнь ютилась возле воды. Из реки брали воду для питья, на реке полоскали бельё, водили на водопой лошадей и коров, ловили рыбу, плавали на лодках, купались, на берегах рек водили хороводы. Вот сколько радости дарит людям река!
Сейчас Искринка очень сильно изменилась. Люди почти совсем вырубили деревья по её берегам и распахали себе огороды, построили новый водозабор, а неподалеку началось строительство завода. И речка моего детства заметно обмелела, затянулась ряской, в некоторых местах её можно перейти, даже не замочив обувь. Когда-то пышная от обилия растений, теперь она выглядит раздетой и беззащитной. На её берегах вырастают всё новые и новые красивые дома с современным водопроводом, а люди всё равно предпочитают ключевую воду из колодцев Искринки, потому что она необыкновенно вкусная и целебная.
Если начнет разрушаться бабушкин дом - мы сделаем косметический ремонт и продлим ему жизнь. Если погибнет какое-то дерево в саду - на его месте мы посадим новое, и через несколько лет оно станет таким же большим и красивым. А если «умрет» речка моего детства - «воскресить» ее, как и всякий живой организм, уже не сможет никто и никогда.

Кроссворд АиФ 21 2017 ответы

По горизонтали:
1. Кулинарный экзамен. Ответ из 10 букв: ДЕГУСТАЦИЯ
6. От чего сгореть можно, но не огонь? Ответ из 4 букв: СТЫД
9. С какой исторической битвой связана гибель десяти тысяч лошадей? Ответ из 8 букв: ВАТЕРЛОО
10. «Изверившись во всём, потерпишь …». Ответ из 4 букв: КРАХ
11. От какого цитруса американские онкологи призывают категорически отказаться своих пациенток? Ответ из 9 букв: ГРЕЙПФРУТ
14. Какой музей расположен прямо напротив «Комеди Франсез»? Ответ из 4 букв: ЛУВР
16. Консультативный. Ответ из 5 букв: СОВЕТ
17. Английский кукольник. Ответ из 5 букв: ДРОЛЛ
18. «… отца Гамлета». Ответ из 4 букв: ТЕНЬ
19. Какая дива дала имя дочери в честь фильма «Честити», в котором она снималась? Ответ из 3 букв: ШЕР
20. Муза Антона Чехова. Ответ из 7 букв: КНИППЕР
21. Зверь из шахмат. Ответ из 4 букв: СЛОН
23. Символ жизни для Заратустры. Ответ из 4 букв: ВЕСЫ
25. Компьютерные приключения. Ответ из 5 букв: КВЕСТ
29. Куда Леонид Якубович регулярно просит приносить деньги, призы и подарки? Ответ из 6 букв: СТУДИЯ
31. Остров с лагуной. Ответ из 5 букв: АТОЛЛ
32. «Воздушное пространство» часового маятника. Ответ из 9 букв: АМПЛИТУДА
34. Последний … моды. Ответ из 4 букв: ПИСК
37. «Вездехахаль». Ответ из 7 букв: ЛОВЕЛАС
38. Нотная связка. Ответ из 6 букв: АККОРД
40. С какой звездой «немого кино» был помолвлен Рудольфо Валентино? Ответ из 5 букв: НЕГРИ
42. Кто победил безжалостных разбойников Перифета, Синиса и Скирона? Ответ из 5 букв: ТЕСЕЙ
44. Зарядка для певца. Ответ из 7 букв: ВОКАЛИЗ
45. «Источник энергии» для мультяшного Монстрополиса. Ответ из 4 букв: КРИК
46. «Вечный и единственный приют человечества». Ответ из 5 букв: ЗЕМЛЯ
47. «Стряпчий на кухне». Ответ из 7 букв: КУЛИНАР
48. Антиоксидант в арбузном соке. Ответ из 7 букв: ЛИКОПИН
49. Зарубежная кукуруза. Ответ из 4 букв: МАИС
50. Искусство чудес. Ответ из 5 букв: МАГИЯ
51. Неиссякаемый источник адреналина. Ответ из 7 букв: ЭКСТРИМ
52. Единственный среди металлов, способный сохранять жидкое состояние при комнатной температуре. Ответ из 5 букв: РТУТЬ
53. Лестница на службе у авиаторов. Ответ из 4 букв: ТРАП
54. Автомобильная «ракушка». Ответ из 5 букв: ГАРАЖ

По вертикали:
1. Романтически настроенный альтруизм. Ответ из 12 букв: ДОБРОХОТСТВО
2. «Страшно, когда … вдруг оказывается сном». Ответ из 3 букв: ЯВЬ
3. Прямая речь. Ответ из 13 букв: ОТКРОВЕННОСТЬ
4. Какого генерал-полковника Адольф Гитлер назначил на пост командующего ВВС вместо Германа Геринга? Ответ из 5 букв: ГРЕЙМ
5. Кто представил Петра Капицу нобелевскому лауреату Эрнесту Резерфорду? Ответ из 5 букв: ИОФФЕ
7. Юбилейный «подсвечник» от кондитера. Ответ из 4 букв: ТОРТ
8. Подарок с нотами. Ответ из 4 букв: ДУХИ
10. Что «общего» у цирка с парашютом? Ответ из 5 букв: КУПОЛ
12. Музыкант «скрипичного типа». Ответ из 7 букв: АЛЬТИСТ
13. Что наполняет силой парус яхты? Ответ из 5 букв: ВЕТЕР
15. Лексикон грубияна. Ответ из 5 букв: БРАНЬ
16. Недуг оперной Иоланты. Ответ из 7 букв: СЛЕПОТА
19. На берегу какой реки прошло детство Александра Куприна? Ответ из 7 букв: ШЕЛДАИС
22. Что настаивают на водке, чтобы лечить крапивницу? Ответ из 5 букв: РЯСКА
24. «Я был неправ!» Ответ из 11 букв: САМОКРИТИКА
26. Блокировка в рамках ООН. Ответ из 4 букв: ВЕТО
27. Откуда летели герои сериала «Остаться в живых»? Ответ из 6 букв: СИДНЕЙ
28. Мировой певец … Джон считает, что Интернет следует «немедленно закрыть, поскольку он уничтожает качественную музыку». Ответ из 5 букв: ЭЛТОН
30. Любовный «аперитив». Ответ из 5 букв: ФЛИРТ
33. Самый популярный цветок в Бельгии. Ответ из 7 букв: БЕГОНИЯ
34. Великий тенор, спевший дуэтом с Селин Дион и Джо Кокером. Ответ из 9 букв: ПАВАРОТТИ
35. «Касса» для кредиток. Ответ из 8 букв: БАНКОМАТ
36. «Железный Эл» американской лёгкой атлетики. Ответ из 5 букв: ОРТЕР
39. Кто сопровождает героя сказочного фильма «Чарли и шоколадная фабрика» во время экскурсии? Ответ из 7 букв: ДЕДУШКА
40. В какую шушеру все на Хэллоуин наряжаются? Ответ из 7 букв: НЕЧИСТЬ
41. Босс отрасли. Ответ из 7 букв: МИНИСТР
43. Шедевр о Троянской войне. Ответ из 6 букв: ИЛИАДА
46. Губа для географа. Ответ из 5 букв: ЗАЛИВ
48. Высшая. Ответ из 4 букв: ЛИГА

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895г. в селе Константинове Рязанской губернии, на берегу Оки. Родился в крестьянской семье. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду. Дед был старообрядцем, человеком суровых религиозных правил, хорошо знал священное писание. Он очень любил внука. По субботам и воскресным дням он рассказывал ему библию и священную историю. Но уже в детские годы весьма ощутимо давало о себе знать и более широкое влияние – стихия народного творчества, в которой рос мальчик. Кроме деда мальчика знакомила с народным творчеством и его бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Таким образом, духовная жизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами крестьянского труда. Дома бывал мало, особенно весной и летом, рос на лоне раздольной рязанской природы. Ловил рыбу, целыми днями пропадал с мальчишками на берегу реки. Детство прошло среди полей и степей. Здесь зарождалась та великая любовь к родной природе, которая позже питала его поэтическое воображение. Еще в раннем детстве у Есенина возникла искренняя и сердечная жалость ко всему живому. Любовь к животным осталась у него на всю жизнь. Когда пришла пора учиться, мальчика отдали в константиновскую начальную школу. Есенину учение давалось легко. В свидетельстве об окончании школы говорилось: «Сергей Александрович Есенин в мае месяце сего 1909 года успешно окончил курс в Константиновском земском 4-годичном училище». Затем поступил в Спас-Клепиковское училище. Окончившие его имели право преподавать в начальных классах общеобразовательных школ, служить в гражданских учреждениях.

Интересно проходили уроки русской словесности и родного языка. Здесь Есенина окружала преимущественно крестьянская молодежь, которая тянулась к знаниям, самостоятельно размышляя над жизнью, искала свое место в нем. Именно здесь, в Спас-Клепиковской школе, начинается поэтический путь Есенина. Закончив эту школу с отличием, он вышел из нее «учителем школы грамоты». Летом 1912г. Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. Есенин целиком был предоставлен самому себе, не было мыслящей среды, не оказалось и человека, который мог бы стать советчиком и наставником. Отец не мог стать для Есенина таким человеком. Чисто материальные расчеты заслоняли от него духовную жизнь юноши. Между ними возникла отчужденность. Между отцом и сыном наступил разрыв.


Похожие материалы:

Краткие биографические сведения.
Он родился в 1918 году на следующий год после Октябрьской революции в городе Кисловодске, и его судьба стала по существу отражением основных вех развития нашей страны. Отец Солженицына был участником первой мировой войны, куда ушёл из Мос...

Примерные темы аргументированного эссе
Политические: ü Открытое общество должно иметь открытые границы ü Служба в армии должна быть обязательной ü Переговоры с туристами недопустимы ü Восстание декабристов 1825 года было обречено на поражение Экономиче...

Пространство и Время в интерпретации Бродского
В пространственно-временном строе лирики Бродского проявляется характерная для постмодернизма проекция нескольких временных пластов на пространственную ось координат. События, происходившие в разные исторические периоды воспринимаются одн...

Александр Иванович Куприн - известный писатель-реалист, чьи произведения находили отклик в сердцах читателей. Его творчество отличалось тем, что он стремился не только фактически верно отражать события, но и более всего тем, что Куприна внутренний мир человека интересовал куда больше, чем просто достоверное описание. Ниже будет описана краткая биография Куприна: детство, юношеские годы, творческая деятельность.

Детские годы писателя

Детство Куприна нельзя было назвать беззаботным. Родился писатель 26 августа 1870 г. в Пензенской губернии. Родителями Куприна были: потомственный дворянин И. И. Куприн, занимавший должность чиновника, и Л. А. Кулунчакова, происходившая из рода татарских князей. Писатель всегда гордился происхождением со стороны матери, да и в его внешности проглядывали татарские черты.

Спустя год отец Александра Ивановича скончался, а мать писателя осталась с двумя дочерьми и малолетним сыном на руках без какой-либо финансовой поддержки. Тогда гордой Любови Алексеевне пришлось унижаться перед высшими лицами, чтобы пристроить своих дочерей в казенный пансион. Сама же она, взяв с собою сына, переехала в Москву и устроилась на содержание во Вдовий дом, в котором будущий писатель прожил вместе с нею два года.

Позже он был зачислен на казенный счет Московского опекунского совета в сиротское училище. Детство Куприна там было безрадостным, полным скорби и размышлений о том, что в человеке стараются подавить чувство его собственного достоинства. После этого училища Александр поступил в военную гимназию, позднее преобразованную в кадетский корпус. Это были предпосылки к становлению офицерской карьеры.

Юность писателя

Детство Куприна и не было простым, да и учеба в кадетском корпусе тоже была нелегкой. Но именно тогда у него впервые появилось желание заниматься литературой и он начал писать первые стихи. Конечно, строгие условия жизни кадетов, военная муштра закалили характер Александра Ивановича Куприна, укрепили в нем волю. Позже его воспоминания о детских и юношеских годах найдут отражения в произведениях "Кадеты", "Храбрые беглецы", "Юнкера". Ведь не зря писатель всегда подчеркивал, что его творения во многом автобиографичны.

Военная юность Куприна началась с его поступления в Московское Александровское военное училище, по окончании которого он получил чин подпоручика. Затем он пошел служить в пехотный полк и побывал в маленьких провинциальных городках. Куприн не только исполнял свои служебные обязанности, но и изучал все стороны армейской жизни. Постоянная муштра, несправедливость, жестокость - все это нашло отражение в его рассказах, таких, как, например, "Куст сирени", "Поход", повести "Последний поединок", благодаря которой ему пришла всероссийская слава.

Начало литературной карьеры

Его вступление в ряды писателей датируется 1889 г., когда был опубликован его рассказ "Последний дебют". Позднее Куприн говорил о том, что когда он оставил военную службу, самым трудным для него было то, что у него не имелось никаких знаний. Поэтому Александр Иванович стал основательно изучать жизнь и читать книги.

Будущий известный русский писатель Куприн стал ездить по всей стране и попробовал себя во многих профессиях. Но делал он это, не потому что не мог определиться с дальнейшим видом деятельности, а потому что ему было это интересно. Куприн хотел досконально изучить жизнь и быт людей, их характеры, чтобы отразить эти наблюдения в своих рассказах.

Кроме того, что писатель изучал жизнь, он делал свои первые шаги на литературном поприще - печатал статьи, писал фельетоны, очерки. Значительным событием в его жизни стало сотрудничество с авторитетным журналом "Русское богатство". Именно в нем в период с 1893 по 1895 годы были напечатаны "Впотьмах", "Дознание". В этот же период Куприн знакомится с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким.

В 1896 г. издается первая книга Куприна - "Киевские типы", собрание его очерков и опубликована повесть "Молох". Спустя год в свет выходит сборник рассказов "Миниатюры", который Куприн преподнес Чехову.

О повести "Молох"

Рассказы Куприна отличались тем, что центральное место здесь отводилось не политике, а душевным переживаниям героев. Но это не значит, что писателя не волновали вопросы бедственного положения простого населения. В повести "Молох", которая принесла молодому писателю известность, рассказывается о тяжелых, даже гибельных, условиях труда для рабочих одного крупного сталелитейного завода.

Произведение получило такое название неслучайно: писатель сравнивает это предприятие с языческим богом, Молохом, требующим постоянные человеческие жертвы. Обострение социального конфликта (бунт рабочих против начальства) не было главным в произведении. Куприна больше интересовало то, как современная буржуазия может пагубно влиять на человека. Уже в этом произведении можно заметить интерес писателя к личности человека, его переживаниям, размышлениям. Куприн хотел показать читателю, что чувствует человек, столкнувшийся с социальной несправедливостью.

Повесть о любви - "Олеся"

Не меньше произведений было написано о любви. В творчестве Куприна любовь занимала особое место. Он всегда писал о ней трогательно, трепетно. Его герои - это люди, способные переживать, испытывать искренние чувства. Одной из таких повестей является "Олеся", написанная в 1898 г.

Все созданные образы имеют поэтичный характер, в особенности образ главной героини Олеси. В произведении рассказывается о трагической любви между девушкой и рассказчиком, Иваном Тимофеевичем, начинающим писателем. Он приехал в глушь, в Полесье, чтобы познакомиться с укладом жизни неизвестных ему жителей, их легендами и преданиями.

Олеся оказалась полесской ведьмой, но ничего общего с привычным образом таких женщин, она не имеет. В ней красота сочетается с внутренней силой, благородством, небольшой наивностью, но в то же время в ней чувствуется твердая воля и и небольшая толика властности. А ее гадания связаны не с картами или другими силами, а с тем, что она сразу распознает характер Ивана Тимофеевича.

Любовь между героями искренняя, всепоглощающая, благородная. Ведь Олеся не соглашается выйти замуж за него, потому что считает себя ему не ровней. Повесть заканчивается печально: Ивану не удалось второй раз увидеть Олесю, а на память о ней у него остались только красные бусы. И все другие произведения на любовную тему отличаются такой же чистотой, искренностью и благородством.

"Поединок"

Произведением, принесшим славу писателю и занявшим важное место в творчестве Куприна, стал "Поединок". Он был опубликован в мае 1905 г., уже в конце Русско-японской войны. А.И. Куприн написал всю правду армейских нравов на примере одного полка, находившегося в захолустном городке. Центральной темой произведения является становление личности, ее духовного пробуждения на примере героя Ромашова.

"Поединок" можно объяснить и как личный бой между писателем и отупляющими буднями царской армии, которые губят все то лучшее, что есть в человеке. Это произведение стало одним из самых известных, несмотря на то, что финал трагичен. Концовка произведения отражает те реалии, которые существовали в то время в царской армии.

Психологическая сторона произведений

В рассказах Куприн выступает как знаток психологического анализа именно благодаря тому, что он всегда стремился понять, что движет человеком, какие чувства им управляют. В 1905 г. писатель отправляется в Балаклаву и оттуда ездит в Севастополь, чтобы сделать заметки о событиях, произошедших на восставшем крейсере "Очаков".

После выхода в свет его очерка "События в Севастополе", его высылают из города и запрещают туда приезжать. Во время своего пребывания там, Куприн создает рассказ "Листригиновы", где главные лица - это простые рыбаки. Писатель описывает их нелегкий труд, характер, которые были близки по духу самому писателю.

В рассказе "Штабс-капитан Рыбников" психологический талант писателя раскрывается полностью. Журналист ведет скрытую борьбу с тайным агентом японской разведки. И не с целью его разоблачения, а для того, чтобы понять, что чувствует человек, что им движет, какая внутренняя борьба в нем происходит. Этот рассказ был высоко оценен читателями и критиками.

Тема любви

Особое место занимали в творчестве писатели произведения на любовную тему. Но это чувство не было страстным и всепоглощающим, скорее, он описывал любовь бескорыстную, самоотверженную, верную. Среди наиболее известных произведений "Суламифь" и "Гранатовый браслет".

Именно такая бескорыстная, возможно, даже жертвенная любовь, воспринимается героями как высшее счастье. То есть, духовная сила человека состоит в том, что нужно уметь ставить выше своего собственного благополучия счастье другого человека. Только такая любовь может принести истинную радость и интерес к жизни.

Личная жизнь писателя

А.И. Куприн был женат дважды. Его первой женой была Мария Давыдова, дочь известного виолончелиста. Но брак продержался всего 5 лет, но за это время у них родилась дочь Лидия. Второй женой Куприна стала Елизавета Морицовна-Гейнрих, с которой он обвенчался в 1909 г., хотя до этого события они уже два года жили вместе. У них родилось двое девочек - Ксения (в будущем - известная модель и артистка) и Зинаида (скончавшаяся в три года.) Супруга пережила Куприна на 4 года и окончила жизнь самоубийством в период блокады Ленинграда.

Эмиграция

Писатель принял участие в войне 1914 г., но из-за болезни ему пришлось вернуться в Гатчину, где он из своего дома сделал лазарет для раненых солдат. Куприн ждал Февральскую революцию, но, как и большинство, он не принял тех методов, которые использовали большевики для утверждения своей власти.

После того, как Белая армия потерпела поражение, семья Куприна отправляется в Эстонию, затем - в Финляндию. В 1920 г. он приезжает в Париж по приглашению И. А. Бунина. Годы, проведенные во время эмиграции, были плодотворными. Написанные им произведения пользовались успехом у публики. Но, несмотря на это, Куприн все сильнее тосковал по России и в 1936 г. писатель принимает решение вернуться на Родину.

Последние годы жизни писателя

Как и детство Куприна было непростым, так и последние годы его жизни были нелегкими. Его возвращение в СССР в 1937 г. наделало много шуму. 31 мая 1937 г. его встречала торжественная процессия, в которую входили известные литераторы и поклонники его творчества. Уже в то время у Куприна были серьезные проблемы со здоровьем, но он наделся, что на Родине сможет восстановить силы и продолжать заниматься литературной деятельностью. Но 25 августа 1938 г. Александра Ивановича Куприна не стало.

А. И. Куприн был не просто писателем, рассказывавшим о различных событиях. Он изучал человеческую природу, стремился познать характер каждого человека, с которым он встречался. Поэтому читая его рассказы, читатели сопереживают героям, грустят и радуются вместе с ними. Творчество А.И. Куприна занимает особое место в русской литературе.



Рассказать друзьям