Русское искусство второй половины 19 века кратко. Искусство второй половины XIX века

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Характерные особенности русской живописи второй половины XIX века

контрольная работа

1. Характерные особенности русской живописи второй половины XIX века

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм - правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. В “Очерках гоголевского периода” (в 1856 г.) Чернышевский писал: “Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений”. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала “Современник”.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ - творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.

Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям - раньше всего в Москве. Московское Училище и на десятую долю не пользовалось привилегиями петербургской Академии художеств, зато меньше зависело от ее укоренившихся догм, атмосфера была в нем более живая. Хотя преподаватели в Училище в основном академисты, но академисты второстепенные и колеблющиеся, - они не подавляли своим авторитетом так, как в Академии Ф. Бруни, столп старой школы, в свое время соперничавший с Брюлловым картиной “Медный змий”.

В1862 г. Совет Санкт-Петербургской академии художеств принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи. Золотую медаль теперь присуждали независимо от темы картины, учитывая только ее достоинства. Однако «вольности» в стенах академии просуществовали недолго.

В 1863 г. молодые художники - участники академического конкурса подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо заданной темы». Совет академии ответил отказом. То, что произошло дальше, в истории русского искусства называют «бунтом четырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии - «Пир в Валгаале» и демонстративно подали прошение - о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну - по типу коммун, описанных Чернышевским в романе “Что делать?”, - Артель художников, которую возглавил живописец Иван Николаевич Крамской. Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг.

Через семь лет Артель распалась. К этому времени, в 70-х гг., по инициативе художника Григория Григорьевича Мясоедова возникло объединение - «Товариществохудожественных передвижных вставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.

Товарищество передвижников не в пример многим позднейшим объединениям обошлось без всяких деклараций и манифестов. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (“передвигать” по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными. Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге - из петербуржцев, а из москвичей - Перову, Прянишникову, Саврасову.

«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору - в 60-70-е гг. XIX в.- идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности живописи.

Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов(1834-1882). Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).

Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С.А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богачом и бедняком. В.М. Максимов запечатлел ярость, слезы, и горе семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине Г.Г. Мясоедова «Косцы».

В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Он писал Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных произведений Крамского - картина «Христос в пустыне».

Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных, и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Были представлены все жанры - исторический, бытовой, пейзажный портретный, - и зрители могли судить, что нового внесли в них «передвижники». Не повезло только скульптуре (была одна, и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства «не везло» долго, собственно всю вторую половину века.

К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин - автор картины «На миру», где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические!) коллизии дореформенной деревни. Но не они задавали тон: близился выход на авансцену «Мира искусства», равно далекого и от передвижничества и от Академии. Как выглядела в ту пору Академия? Ее художественные прежние ригористические установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был «красивым», а не «мужицким» (пример «красивых» неакадемических произведений - сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). В массе своей неакадемическая продукция, как это было и в других странах, являлась буржуазно-салонной, ее «красота» - пошловатой красивостью. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину «Смерть Нерона»); нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Об этих художниках, считая их носителями «эллинского духа» одобрительно отзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как и Айвазовский - тоже «академический» художник. С другой стороны, не кто иной, как Семирадский, в период реорганизации Академии решительно высказался в пользу бытового жанра, указывая как на положительный пример на Перова, Репина и В. Маяковского. Так что точек схода между «передвижниками»и Академией было достаточно, и это понял тогдашний вице-президент Академии И.И. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие «передвижники».

Но главное, что не позволяет вовсе сбрасывать со счетов роль Академии художеств, прежде всего как учебного заведения, во второй половине века, - это то простое обстоятельство, что из ее стен вышли многие выдающиеся художники. Это и Репин, и Суриков, и Поленов, и Васнецов, а позже - Серов и Врубель. Причем они не повторили «бунта четырнадцати» и, по-видимому, извлекли пользу из своего ученичества.

Уважение к рисунку, к построенной конструктивной форме укоренилось в русском искусстве. Общая направленность русской культуры к реализму стала причиной популярности чистяковского метода, - так или иначе, русские живописцы до Серова, Нестерова и Врубеля включительно чтили «незыблемые вечные законы формы» и остерегались «развеществления» или подчинения красочной аморфной стихии, как бы ни любили цвет.

В числе передвижников, приглашенных в Академию, было двое пейзажистов - Шишкин и Куинджи. Как раз в то время начиналось в искусстве гегемония пейзажа и как самостоятельного жанра, где царил Левитан, и как равноправного элемента бытовой, исторической, отчасти и портретной живописи. Вопреки прогнозам Стасова, полагающего, что роль пейзажа будет уменьшаться, она в 90-е годы возросла, как никогда. Преобладал лирический «пейзаж настроения», ведущий свою родословную от Саврасова и Поленова.

«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» (1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу.

Федор Александрович Васильев(1850-1873) прожил короткую жизнь. Его творчество, оборвавшееся в самом начале, обогатило отечественную живопись рядом динамичных, волнующих пейзажей. Художнику особенно удавались переходные состояния в природе: от солнца к дождю, от затишья к буре.

Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге, - эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах.

Своей вершины русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана(1860-1900). Левитан - мастер спокойных, тихих пейзажей Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа.

Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи, и прекращались унылые дожди. Художник нервничал, пока не втянулся в эту погоду и не обнаружил особую прелесть сиреневых красок русского ненастья. С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».

В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчество французских художников-импрессионистов (Э. Мане, К. Моне, К. Писарро). Он понял, что у него с ними много общего, что их творческие поиски шли в том же направлении. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники). Как и они, он высветлил палитру, изгнав темные, землистые краски. Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья). Он избежал этого.

«Картины Левитана требуют медленного рассматривания, - писал большой знаток его творчества К.Г. Паустовский, - Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».

На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И.Е. Репина, В.И. Сурикова и В.А. Серова.

Илья Ефимович Репин(1844-1930) родился в городе Чугуев, в семье военного поселенца. Ему удалось поступить в Академию художеств, где его учителем стал П.П. Чистяков, воспитавший целую плеяду знаменитых художников (В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, В.А. Серова). Многому научился Репин также у Крамского. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она произвела сильное впечатление на общественность. Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров.

Репин был очень разносторонним художником. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит «Крестный ход в Курской губернии». Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народ и калеки - все уместилось на этом полотне: величие, сила, немощь и боль России.

Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов. На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин.

Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др.). Репин создал целую галерею портретов. Он написал портреты - ученых (Пирогова и Сеченова), - писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, - композиторов Глинки и Мусоргского, - художников Крамского и Сурикова. В начале XX в. он получил заказ накартину «Торжественное заседание Государственного совета». Художнику удалось не только композиционно разместить на полотне такое большое число присутствующих, но и дать психологическую характеристику многим их них. Среди них были такие известные деятели, как С.Ю. Витте, К.П. Победоносцев, П.П. Семенов Тян-Шанский. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II.

Василий Иванович Суриков(1848-1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова».

Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом (мастером цвета). Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снег в картине «Боярыня Морозова». Если же подойти к полотну поближе, снег как бы «рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием, когда два три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.

Валентин Александрович Серов(1865-1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты.

В 1887 г. 22-летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената С.И. Мамонтова. Среди его многочисленных детей молодой художник был своим человеком, участником их шумных игр. Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое - Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова. Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором Веруша не заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась на месяц, и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.

В начале сентября «Девочка с персиками» была закончена. Несмотря на небольшой размер, картина, написанная в розово золотистых тонах, казалась очень «просторной». В ней было много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью. Да и все полотно было овеяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди - целая жизнь.

Обитатели «абрамцевского» дома, конечно, понимали, что на их глазах свершилось чудо. Но только время дает окончательные оценки. Оно и поставило «Девочку с персиками» в ряд лучших портретных работ в русской и мировой живописи.

На следующий год Серов сумел почти повторить свое волшебство. Он написал портрет своей сестры Марии Симонович («Девушка, освещенная солнцем»). Название закрепилось немного неточное: девушка сидит в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане. Но на картине все так слитно, так едино - утро, солнце, лето, молодость и красота, - что лучшее название трудно придумать.

Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы, даже цари. По-видимому, не ко всем, кого он писал, лежала у него душа. Некоторые великосветские портреты, при филигранной технике исполнения, получились холодными.

Несколько лет Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он был требовательным педагогом. Противник застывших форм живописи, Серов вместе с тем считал, что творческие поиски должны основываться на твердом владении техникой рисунка и живописного письма. Многие выдающиеся мастера считали себя учениками Серова. Это - М.С. Сарьян, К.Ф. Юон, П.В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин.

Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников»попали в собрание Третьякова. Павел Михайлович Третьяков (1832-1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он больше походил на святого, чем на купца. Собирать картины русских художников начал с 1856 г. Увлечение переросло в главное дело жизни. В начале 90-х гг. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.

Золотой век русской культуры

Столичное дворянство было основным носителем культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новые общественно-политические силы -- разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция...

Использование различных материалов в современной станковой живописи

Абстрактное искусство - уникальное явление мировой художественной культуры, которое появилось в результате создания новых эстетических и живописных концепций, соединения интернациональных исканий. Это искусство эпатировало публику...

Книжное дело России второй половины XIX века

Культура XX века

Постмодернизм возникает в западноевропейской культуре в 60-70 - е гг. Термин широко применяется с 1979 г., когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара (1924-1998) "Постмодернистское состояние"...

Празднично-обрядовая культура России во второй половине XVIII века

церковный светский календарный праздник В течение семи веков (ХI-ХVII) монополия на формирование праздничного календаря и устройство праздничных церемоний принадлежала Церкви. Утрачена ею она была лишь в первой четверти ХVIII века...

Творчество А.К. Саврасова

Творчество И.И. Шишкина

Искусство всегда чутко отзывается на все волнующие общество вопросы. Оно точно фиксирует подъем народного духа, национального сознания, революционной борьбы...

Ярославская иконопись XVI-XVII веков

Вторая половина 17 века была временем грандиозного строительства в Ярославле. Во многом этому способствовал большой пожар 1658 года, активизировавший каменное строительство...

Пространственные искусства в контексте культурных завоеваний второй половины века.

Социологический аспект в развитии искусства. Периодизация. Историография. “Шестидесятники”, “семидесятники” и традиция представления социально-культурной истории по десятилетиям. Граница между искусством второй половины и конца XIX века. Проблема 80-х годов: концы и начала.Особенности художественной жизни. Роль Московского училища. Отношение к традициям искусства первой половины XIX века. Ситуация 1850-х годов. Педагогика Зарянко. Реализм и натурализм. “Бунт 14-ти” в Академии и образование “Артели”. “Товарищество передвижных художественных выставок”. Организация, цели, программа и форма деятельности. Роль В.Стасова, И.Крамского и П.Третьякова.

“Эстетические отношения искусства к действительности” Чернышевского и полемика вокруг “утилитарной эстетики”. Критический реализм. Содержание и границы термина. Соотношение видов и жанров. Роль графики. Н.Шмельков .

Жанр 1850-х годов.

Живопись 60-х годов . В.Перов . Начальный период. Соотношение с традицией Венецианова и Федотова. “Именины дьячка”, “Приезд станового на следствие”. Обличительный жанр начала 60-х годов: “Проповедь в селе”, “Сельский крестный ход на Пасхе”, “Чаепитие в Мытищах”. Парижские работы. Видоизменение манеры. Мотивы преждевременного возвращения в Россию. Зрелый период. “Проводы покойника”, “Тройка”, “Утопленница”, “Последний кабак у заставы”: характер эволюции. Жанровая и историческая живопись 70-х - 80-х годов: “Птицеловы”, “Голубятник”, “Рыболов”, “Охотники на привале”, “Созерцатель”, “Суд Пугачева”, “Никита Пустосвят”. Религиозные композиции. Аллегории. “Богоматерь у моря житейского”, “Христос в Гефсиманском саду”. Портреты: “Портрет Ф.М.Достоевского”, “Портрет А.Н.Островского”, “Портрет купца Камынина”.

Жанристы-шестидесятники: И.Прянишников. ”Шутники. Гостиный двор в Москве”, “Обратный”, А.Волков “Прерванное обручение”. Н.Неврев “Воспитанница”. Жанр 1860-х годов и реалитический театр. В.Пукирев . “Неравный брак”. Пейзажный жанр: А.Попов “Балаганы в Туле”; А.Морозов. “Отдых на сенокосе”, “Выход из церкви во Пскове”. Преломление федотовских уроков: Н.Шильдер “Искушение”, А.Юшанов. “Проводы начальника”. Творчество Соломаткина и его место в жанре 60-х годов. “Славильщики-городовые”, “У питейного дома”, “Свадьба”.

Живопись 70-х - 80-х годов . Соотношение жанров и изменение тематики в 70-е годы. Крестьянский жанр. Г.Мясоедов. “Земство обедает”, К.Савицкий. “Ремонтные работы на железной дороге”, “Встреча иконы”. В.Максимов. “Приход колдуна на крестьянскую свадьбу”, “Все в прошлом”. В.Маковский и городской жанр. “Крах банка”, “На бульваре”. Проблема типического в изображении характеров и “обстоятельств”. Н.Ярошенко. “Кочегар”, “Заключенный”, “Студент”, “Курсистка”, “Портрет П.Стрепетовой”, “Всюду жизнь”.

В.В.Верещагин . “Этнографический жанр” и баталистика. Принцип серийности и его смысл.

И.Крамской . Роль Крамского как лидера Петербургской Артели и Товарищества передвижных художественных выставок. Современное искусство и место в нем русской школы в оценке Крамского. Портретная концепция. Эволюция. “Автопортрет”, “Портрет Л.Н.Толстого”, “Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина”, “Портрет П.М.Третьякова”, “Портрет Д.В.Григоровича”, “Портрет И.И.Шишкина”,“Полесовщик”; “Портрет А.С.Суворина”, “Портрет В.С.Соловьева”. Типическое и индивидуально-характерное. Красота и правда - антитеза и попытки примирения: “Русалки”, “Лунная ночь”, “Неизвестная”, “Неутешное горе. Картины “Христос в пустыне”и “Хохот (Радуйся, царь иудейский!)”. Принцип правдоподобия и возможности символической образности. Роль евангельской темы в русском искусстве второй половины XIX века.

Н.Ге . Особенности биографии.Традиции Брюллова и Иванова. “Саул у Аэндорской волшебницы”, эскиз “Возвращение Богоматери с погребения Христа”. Картина “Тайная вечеря” 1863 года и особенности трактовки евангельской темы, ее оценка в свовременной художественной критике и в статьях Салтыкова-Щедрина и Достоевского. Историческая живопись Ге: “Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”, “Екатерина у гроба Елизаветы”. Особенности портретной концепции: портреты А.И.Герцена, Л.Н.Толстого, Н.И.Петрункевич, М.П.Свет, Автопортрет. Поздний “страстной” цикл начала 1890-х годов: “Христос и Никодим”, “Выход с тайной вечери”, “Что есть истина”, “Суд Синедриона”, “Голгофа”, “Распятие”. Своеобразие живописной стилистики.

Пейзаж 60- х - 80-х годов . А.Саврасов (2Лосиный остров”, “Грачи прилетели”, “Проселок”) и И.Шишкин (“Рубка леса”, “Рожь”, Лесные дали”, “Афонасовская корабельная роща близ Елабуги”, “Дубы”, “Сосны, освещенные солнцем”): две концепции национального пейзажа. Истоки, эволюция. Ф.Васильев (“Оттепель”, “Перед грозой”, “Мокрый луг”, “В крымских горах”), А.Куинджи : (“Чумацкий тракт”, “Забытая деревня”, “После дождя”, “Березовая роща”, “Ночь на днепре”) :варианты преобразования романтической традиции.

И.Репин . Жанровое и тематическое многообразие творчества. Роль Стасова и Крамского в формировании его творческих установок. Обучение в Академии художеств. Картина “Бурлаки на Волге”, ее место и значение в живописи 70-х годов. Парижские работы. “Историческая картина на современный сюжет”. Картина “Крестный ход в Курской губернии”. Этюды. “Не ждали” как завершение цикла картин, посвященных судьбе народника (“Сходка”, “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”). История и современность в картинах на исторические сюжеты: “Царевна Софья”, “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 грода”, “Запорожцы”. Репин-портретист. Типология, эволюция, стилистика. “Заседание Государственного совета” и этюды к картине. Кризисные моменты в позднем творчестве. Уроки Репина.

В.Суриков . Особенности биографии. Роль сибирских впечатлений. Академические работы. Сюжет и тема: проблема художественного цикла. Историческое и современное. Соотношение с “хоровой картиной” передвижников. “Трилогия” 80-х годов и ее отношение к последующему этапу творчества. Исторически-документальное и вымышленное. Впечатления заграничных путешествий и их отражение в творчестве Сурикова. Суриков-колорист. Акварельные работы. Портреты и пейзажи. Суриков в оценке современников.

В.Васнецов . Раннее творчество: “С квартиры на квартиру, “Чтение военной телеграммы”, “Преферанс”. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск изобразительной метафоры. Работы в области театральной декорации. Монументальные работы. Князь-Владимирский собор в Киеве, его программа; росписи Исторического музея в Москве. Деятельность абрамцевского кружка: “проект нового стиля”.

В.Поленов. Его роль в эволюции русской пейзажной живописи. Утверждение самоценности этюда. Связь с академической традицией. Евангельская тема в творчестве Поленова. Работы в области театральной декорации.

Оживление Академии. П.Чистяков - художник и педагог. Его роль в русском искусстве. Основоположения читяковской методики. Рисунок и колорит.

Г.Семирадский и проблема салонного искусства. “Художественная середина”: К.Маковский. П.П.Соколов . Живопись и иллюстрация. Гравюра 70-х - 80-х гг. Офорты Шишкина. В.Матэ . Его роль как художника и педагога. Н.Боголюбов . Продолжение пейзажных традиций первой половины и середины XIX века. Похитонов . Возрастание стилеобразующей роли пейзажа в живописи конца XIX века. С.Светославский. И.Остроухов . Творчество И.Левитана . Особенности так называемого “пейзажа настроения”. Роль пейзажного мотива. Характер эволюции. Этюд и картина. Значение наследия Левитана.

Скульптура. Академизм и реализм. С.Иванов. Ф.Каменский. М.Антокольский . Скульптура как историческая иллюстрация. Крестьянская тематика в скульптуре Чижова, Позена. Монументальная скульптура: Микешин, Опекушин и др..

Архитектура . “Национальный стиль” в контексте эклектики. Гартман. Ропет . Технические нововведения в строительной практике и возникновение новых типов сооружений. Монигетти. Померанцев .

Вторая половина XIX в. - особый период в развитии русской культуры. Годы царствования Александра II, придававшего большое значение в культурной жиз­ни «самостоятельности народного духа», были временем поисков национально­го пути в искусстве и острых злободневных социальных тем. В 60-е годы в России выдвинулись новые общественно-политические силы - разночинцы, выходцы из демократических слоев, революционно настроенная интеллигенция. Революцион­но-демократические идеи А.И. Герцена, Н.П. Огарева, А.Ф. Писемского, НА. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.Г Чернышевского, НА. Добролюбо­ва, клеймивших общественные пороки, существенно повлияли на изобразитель­ное искусство. Методом передовой русской литературы, а вслед за ней и изобра­зительного искусства стали критический анализ окружающей действительности и ее реалистическое отображение. Основы эстетики заложил своими работами Чер­нышевский. В его трактате «Эстетические отношения искусства к действитель­ности» прямо говорится, что «прекрасное есть жизнь», что «величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красо­та, создаваемая искусством». От художника начали требовать «содержание», «объ­яснение жизни» и даже «приговор над изображенными явлениями». Главным в русской живописи стало преобладание нравственного и социального начал над художественным. Эта особенность ярчайшим образом проявилась в творчестве демократически настроенных художников.

В 1863 г. Академия художеств задала программу на золотую медаль с сюже­том из скандинавской мифологии. Все тринадцать соискателей, среди них И.Н. Крамской, К.Г Маковский, А. Д. Литовченко, не согласные с этой программой и с программами вообще, отказались от участия в конкурсе и покинули Академию. Демонстративно выйдя из состава Академии, бунтари организовали «Артель ху­дожников», а в 1870 г. вместе с московскими живописцами - «Товарищество пе­редвижных художественных выставок». Начиная с Перова и кончая Левитаном все выдающиеся представители русской живописи были участниками этих выставок - передвижниками.

Для русской публики значение передвижников было огромно - они заинтере­совали ее и приучили останавливаться перед картинами; с их появлением толь­ко и началась связь между русским обществом и русскими художниками. Их неот­ступное от основных принципов реализма творчество приучило русскую публику видеть жизнь в искусстве и отличать в нем правду от лжи. Здесь следует упомя­нуть о двух русских людях, которым передвижники обязаны своим успехом и влиянием: о П.М. Третьякове и В.В. Стасове. Третьяков поддерживал Товарище-


ство с помощью покупок и заказов, создав единственный в мире Музей нацио­нального искусства. «Всесокрушающий колосс» Стасов, возглавлявший нацио­нальное движение в русском искусстве, был глашатаем эстетических взглядов передвижников, и ему многие художники обязаны творческими советами, выбором сюжетов для картин и страстной пропагандой их деятельности в печати.


Среди первых русских художников, которые в духе прогрессивной печати 60-х годов превратили свои картины в бичующую проповедь, был Василий Григорье­вич Перов (1834-1882). Уже в первой его картине «Проповедь в селе», вышедшей в год освобождения крестьян, не осталось и следа от безобидной насмешки Федо­това: тучный помещик, равнодушный к словам батюшки, заснул на стуле; его молоденькая жена, улучив момент, перешептывается со своим поклонником, демонстрируя тем самым пренебрежение к духовным ценностям со стороны «про­свещенного» общества. Следующая картина «Крестный ход на Пасху» была по резкости вполне «базаровской» и созвучной самым мрачным обличительным ро­манам того времени.

Процессия в полном составе с хоругвями и иконами выходит от целовальника, только что угостившись там на славу: пьяные богомольцы вываливаются в беспорядке из кабака и шлепают по весенней слякоти; поп, еле переступая ногами, с большим трудом сходит с крыльца; дьякон с кадилом оступился и упал.

Новый этап развития реализма в русской художественной культуре второй половины связан с проникновением в глубины человеческого сознания и чувства, в сложные процессы общественной жизни. Произведениям искусства, созданным в это время свойственен гуманистический пафос, высокие нравственные и эстетические идеалы.

Русская литература второй половины XIX века.

Русская литература второй половины XIX века продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается сильное влияние критики на литературный процесс, особенно магистерской диссертации Н.Г.Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности". Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в основе многих литературных произведений второй половины XIX века. Отсюда происходит желание вскрыть причины социального зла. Главной темой произведений литературы и, шире, произведений русской художественной культуры становится в это время тема народа, ее острый социально - политический смысл. В литературных произведениях появляются образы мужиков - праведников, бунтарей и альтруистов-философов. Произведения И.С.Тургенева , Н.А.Некрасова , Л.Н.Толстого , Ф.М.Достоевского отличаются многообразием жанров и форм, стилистическим богатством. Отмечается особая роль романа в литературном процессе как явления в истории мировой культуры, в художественном развитии всего человечества. "Диалектика души" стала важным открытием русской литературы этого периода. Наряду с появлением "великого романа" в русской литературе появляются малые повествовательные формы великих русских писателей (посмотрите, пожалуйста, программу по литературе). Хочется также отметить драматические произведения А.Н.Островского и А.П.Чехова .

В поэзии особо выделяется высокая гражданская позиция Н.А.Некрасова , проникновенная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета .

Русское изобразительное искусство второй половины XIX века.

Острое чувство гражданственности стало свойственно не только произведениям литературы, но и было характерной чертой изобразительного искусства пореформенной России. Самым ярким явлением второй половины XIX века стало создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников. Их произведения отличались широтой тематики и многообразием жанров: от сатирических, построенных по принципу социального контраста, до философских, поэтических, полных раздумий о судьбах Родины, утверждающих достоинство и красоту человека. Передвижники продолжили традиции русских художников середины XIX века П.А.Федотова и А.А.Иванова.

В творчестве передвижников большую роль играл бытовой жанр как наиболее доступный широкому зрителю, как связанный непосредственно с повседневной жизнью. Тема народных страданий находит свое место в искусстве русского художника В.Г.Перова (,). В его произведениях обнаженная правда жизни сочетается с проникновенной лиричностью, лаконизмом, глубокой обобщенностью образов. В эпическом звучании полотен особую роль играет пейзаж, подчеркивающий настроение героев полотен Перова.

Важную роль в творчестве передвижников играет портрет, который открывает зрителю нового героя - разночинца, демократа, духовно богатого, творческого, активного общественного деятеля. Среди работ Перова хочется отметить портреты драматурга и писателя, в которых художник проникает в сущность творческой индивидуальности крупнейших представителей русской литературы.

Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик отличаются портреты И.Н.Крамского . Он всегда умел охватить характерное, типическое в изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей. Интересными являются портреты и, на которых он запечатлел сложность духовной жизни, глубину характеров.

Вершиной творчества передвижников и началом нового этапа в развитии русской национальной культуры является искусство мастеров исторической живописи И.Е.Репина и В.И.Сурикова . Свои исторические полотна Суриков пишет на сюжеты, позволяющие раскрыть мощную силу народа, передать достоверность исторических событий и приблизить прошлое к современности. Атмосфера сложных противоречий и социальных конфликтов петровского времени отразилась в картине Сурикова, которую художник трактует как народную трагедию.

В другом историческом полотне () Суриков создает сложный противоречивый образ героини, чей подвиг, исполненный физической и нравственной красоты, пробуждает в народе несокрушимые силы.

Заметным историческим полотном является произведение И.Е.Репина, замысел которого возник как отклик на событие современности - казнь первомартовцев, как утверждение идеи безумия и преступности самодержавия как формы правления. Недаром эта картина Репина была арестована и не разрешалась к показу в Третьяковской галереи.

Глубиной характеристик отличаются портреты, принадлежащих кисти Репина.

Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью наполнены пейзажи русских художников второй половины XIX века. В это время идет становление реалистического пейзажа (А.Саврасов , Ф.А.Васильев , Н.Н.Шишкин ), лирического и задушевного (И.И.Левитан ,), социально - философского (Левитан,).

Русская музыка второй половины XIX века.

В русской музыке второй половины XIX века прослеживаются связи с демократическим движением эпохи. В России возникают два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, другой - в Москве. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название "Могучая кучка". В нее входило пять композиторов, из которых только один являлся профессиональным музыкантом - М.А.Балакирев . Н.А.Римский-Корсаков был профессиональным военным (морским офицером), А.П.Бородин - профессором химии, сделавший более 30 открытий в этой области, М.П.Мусоргский - медицинским прапорщиком, а Ц.А.Кюи генералом-фортификатором. Душой и вдохновителем этого музыкального кружка был критик В.Стасов. В своем творчестве эти композиторы шли по линии развития интонации русского знаменного напева, утверждая народно - национальный характер музыки, обращались к крестьянской песне, к музыкальной культуре других народов.

Острые социальные конфликты 60-70 годов XIX века отразились в музыке М.П.Мусоргского. Композитор обращается к историческим событиям, сюжетам, позволяющим раскрыть противоречия российской жизни, трагедию народа, грозный размах освободительной борьбы. Отсюда ясен смысл высказывания Мусоргского: "Прошедшее в настоящем - вот моя задача". Особенно это относится к его операм "Борис Годунов" и "Хованщина", в которых события прошлых веков предстают перед нами в современном аспекте. В опере "Борис Годунов" композитор глубоко проникает в идейный замысел А.С.Пушкина, использовав вслед за поэтом легенду об убийстве царевича Димитрия. Основой драматургии оперы являются резкие контрасты - сопоставления. Трагически - противоречив образ Бориса Годунова, чьи монологи отличаются песенно - речитативным характером. Народ в трактовке Мусоргского предстает как великая личность, одушевленная великой идеей.

В творчестве Н.А.Римского-Корсакова ощущается поэзия и самобытная красота русского национального искусства. Ум, доброта, художественная одаренность народа, его мечты о свободе, его представления о справедливости - главная тема опер Римского Корсакова. Его героям присущ реализм фантастических образов, их живописность. Особое место в операх отводится музыкальным пейзажам. Мелодической красотой и разнообразием музыкальной палитры исполнены его сказочные образы (Волховы и Морского царя из оперы "Садко", Снегурочки, Леля, Мизгиря из "Снегурочки", персонажи из "Золотого петушка").

Героические образы русского народного эпоса составляют основу творчества А.П.Бородина. Опера "Князь Игорь" - эпическая поэма о Древней Руси, в которой по, мнению В.Стасова, ощущается "великая сила и ширина, монументальная мощь, соединенная страстностью, нежностью и красотой." В опере звучит патриотическое начало, лирика (песнь Ярославны, танец половецких девушек), тема Востока (ария Кончака, Кончаковны).

Другой, московский, центр музыкального искусства второй половины XIX века представлен произведениями П.И.Чайковского , который в своем творчестве развивал интонации городского романса, продолжая традиции М.И.Глинки и В.А.Моцарта. Наследие П.И.Чайковского отличается богатством музыкальных жанров: Балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица", оперы "Иоланта", "Евгений Онегин", шесть симфоний, вальсы и романсы, фортепьянные произведения.

Двумя вершинами творчества Чайковского являются опера "Пиковая дама" и "Шестая симфония". В музыкальной трагедии "Пиковая дама" прослеживается связь с общественным движением России второй половины XIX века, тема преступления и наказания. Композитор вносит изменение в сюжет и психологические характеристики героев. У Пушкина "Герман" - фамилия, у Чайковского - имя. Музыкальная драматургия оперы, отличающаяся стройностью и динамичностью, построена на принципе конфликтного развития. Тема трех карт - тема денег - входит в конфликт с лейтмотивом судьбы Германа и темой любви. Эти темы находятся в контрастном развитии, борьбе и взаимопроникновении, которые раскрывают эволюцию внутреннего мира героя.

Философская проблема смысла жизни - основная тема Шестой "Патетической" симфонии Чайковского. В ней звучит конфликт человека с окружающей действительностью, его стремление к свету, к радости, любовь к жизни и неизбежность самоотверженной борьбы за их торжество. Контрастные темы исполнены трагическим звучанием и высоким гуманизмом, верой композитора в духовные силы личности.

Для того, чтобы Вы правильно восприняли произведения этого времени (второй половины ХIХ века) следует вспомнить задачи искусства данного периода. Самым важным событием, которое изменило развитие живописи, было изобретение в 1839 году фотографии. Основная задача изобразительного искусства, которая может быть сформулирована как "я пишу, что вижу", претерпела изменения. Импрессионисты поставили вопрос по-другому: "я пишу не что вижу, а как чувствую". Появление новой техники в живописи (раздельного мазка) привело к изменению средств художественной выразительности. Зритель является соавтором произведения искусства. Для этого необходимо найти такое расстояние при восприятии картин импрессионистов, чтобы краски смешивались в глазу зрителя, преобразуясь в художественный образ. Хочется, чтобы вы посмотрели картины импрессионистов в музее, где ощутили бы все их очарование.

Особое затруднение вызовет у Вас общение с произведениями постимпрессионистов, которые, используя открытие импрессионистов (например, в области "чистых тонов") решили задачу искусства следующим образом: "я пишу не то, что вижу и не то, что чувствую, а то, что знаю об этих предметах". Впервые в истории живописи появляется образ не на уровне глаз, а на уровне мозга. Это было особое восприятие мира с далеко идущими последствиями. Четыре постимпрессиониста (Тулуз-Лотрек, Сезанн, Гоген и Ван Гог) явились основоположниками почти всех ведущих направлений ХХ века.

Глава 12. Русское искусство во II половине XIX – начале ХХ века.

Пути развития русского искусства II половины XIX в. во многом совпадают с движением развития литературы. Активное участие в идейных боях – характерная черта художественной культуры этого периода. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма.

Одним из первых мастеров этого направления был Василий Григорьевич Перов (1833–1882). Его жанровые произведения («Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 г., «Проводы покойника» 1865 г., «Тройка» 1868 г.) являют собой горестные истории жизни простого народа изложенные языком живописи. Повествовательность была весьма распространенным явлением в живописи II пол. XIX в. Она позволяла достичь предельной ясности, остроты и широкой доступности идейного содержания произведения. В творчестве В. Г. Перова проявились наиболее значимые черты зарождающегося нового подхода к изобразительному искусству, для которого характерно сознание того, что помимо эстетических достоинств живопись должна иметь выраженное социальное, гражданственное звучание.

В. Г. Перов был талантливым портретистом. К 60–70-м гг. относятся замечательные портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С. Тургенева.

Новое направление утверждалось в борьбе с официальным искусством, представленным руководством Академии художеств. В 1863 г. группа студентов-выпускников отказалась писать программные картины на сюжеты скандинавского эпоса, предложив вместо этого выбрать тему, связанную с проблемами современного общества. В этом им было отказано. В знак протеста художники во главе с И. Н. Крамским, не окончив официально курса, покинули Академию, образовав «Петербургскую артель художников». В 1870 г., уже в Москве, И. Н. Крамской , В. Г. Перов , Н. Н. Ге , и Г. Г. Мясоедов организовали «Товарищество передвижных художественных выставок» . Товарищество устраивало выставки в Петербурге, Москве, Харькове, Казани, Орле, Одессе. В состав товарищества передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинжи, И. И. Левитан, М. В. Васнецов, Н. А. Ярошенко и др.

Общепризнанным идейным лидером этого объединения был Иван Николаевич Крамской (1837–1887). «Художник есть критик общественных явлений, какую бы картину он ни представил, в ней ясно отразится его миросозерцание, его симпатии и антипатии, а главное – та неуловимая идея, которая будет освещать его картину. Без этого света художник ничтожен», – считал Крамской.

Крупнейшая работа И. Н. Крамского – картина «Христос в пустыне» (1872 г.). Несмотря на сходство идейных позиций, его творческая манера во многом отличается от подходов В. Г. Перова. В картине нет внешней повествовательности и нет движения. Показана одиноко сидящая на фоне каменистого пейзажа и закатного неба фигура Христа. Крамскому удалось передать колоссальное внутреннее напряжение, титаническую работу души и мысли. За основу взят библейский сюжет (хотя, казалось бы, именно против исторических и мифологических тем выступали в свое время студенты-бунтовщики), однако в картине нет и следа академической рутины. Тяжкая дума готового принести себя в жертву Христа воспринималась зрителями как вызов общественному злу, как призыв к самоотверженному служению высшей цели. В этом произведении воплотились лучшие качества передвижничества. И. Н. Крамской был прекрасным портретистом. Им созданы портреты писателей Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, художника И. И. Шишкина, знаменитого коллекционера, мецената, создателя галереи русской живописи П. М. Третьякова. Большую популярность приобрела «Незнакомка» , написанная художником в 1883 г.

Батальный жанр был представлен работами В. В. Верещагина , художника, неоднократно участвовавшего в боевых действиях и показавшего ужасы войны в ее непарадных проявлениях: кровь, раны, тяжелый повседневный труд простых солдат, трагизм смерти, ставшей обыденностью («Апофеоз войны» , 1871 г., «Балканская серия» 1877–1881 гг.).

Небывалого расцвета достиг пейзаж . Пейзажная живопись превратилась в одну из передовых областей развития художественного творчества, жанр этот был поднят на новую высоту. Совершенствовались выразительные средства, развивалась техника. Пейзаж II половины XIX – начала ХХ вв. – это уже не просто изображение «видов ландшафтов», а живопись, через образы природы передающая тончайшие движения человеческой души. Величайшими мастерами пейзажа в России были А. К. Саврасов («Грачи прилетели» 1871 г.), И. И. Шишкин Сосновый бор» 1873 г., «Рожь» 1878 г.), А. И. Куинжи («Березовая роща» 1879 г., «Лунная ночь на Днепре» 1880 г.), В. Д. Поленов («Московский дворик» 1878 г.), И. И. Левитан («Вечерний звон» 1892 г., «Весна. Большая вода» 1897 г.), К. А. Коровин («Зимой» 1894 г. «Париж. Бульвар капуцинок» 1906 г.).

Вершины реалистическое искусство II половины XIX в. достигло в творчестве И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Начальные навыки живописи Илья Ефимович Репин (1844–1930) получил у украинских живописцев Харьковской губернии, откуда он был родом. Впоследствии в годы учебы в Петербурге большое влияние на формирование Репина как художника оказал Крамской. Талант Репина многогранен. Одна из первых больших работ мастера – картина «Бурлаки на Волге» (1873 г.) имела большой успех. Жанровая сценка приобрела в картине поистине монументальное величие. Каждый из изображенных персонажей наделен индивидуальной характеристикой. Художником подчеркивается трагизм низведения неповторимой человеческой личности (личности-лица бурлаков составляют смысловой центр картины) до элементарной функции – тянуть вверх по реке баржу. В целом композиция воспринимается как многозначная метафора, в которой даны тяготы трудового народа, дремлющие в нем силы и образ России. На протяжении всей жизни И. Е. Репин писал портреты. Им создана целая портретная галерея современников: русского художественного и музыкального критика В. В. Стасова, писателей А. Ф. Писемского, Л. Н. Толстого, инженера А. И. Дельвига, актрисы П. А. Срепетовой. Величайшими произведениями русской живописи являются картины И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1883 г.), «Не ждали» (1888 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891 г.), «Торжественное заседание государственного совета» (1903 г.).

Историческая живопись нашла свое наивысшее выражение в творчестве Василия Ивановича Сурикова (1848–1916). В истории художника более всего интересовали люди: народная масса и сильные яркие личности. Первое произведение, принесшее В. И. Сурикову славу, – «Утро стрелецкой казни» (1881 г.). Композиция построена на контрасте: горе, ненависть, страдание, воплощенные в фигурах идущих на смерть стрельцов и их близких, противопоставлены восседающему на коне, каменно застывшему в отдалении Петру. Контраст положен в основу многих картин Сурикова. «Меншиков в Березове» (1883 г.) – богатые одежды «полудержавного» светлейшего князя, сидящего в бедной и темной крестьянской избе в окружении детей, создают диссонанс, подчеркивающий образ рухнувшей жизни, тяжелого удара судьбы, величайшего внутреннего напряжения. «Боярыня Морозова» (1887 г.) – фанатичный взгляд и темные одежды неистовой староверки противопоставлены ярко разодетой толпе народа, частью с сочувствием, а частью просто с любопытством взирающей вслед простым крестьянским розвальням, увозящим в заточение непокорную боярыню. К позднему периоду творчества В. И. Сурикова относятся картины «Взятие снежного городка» (1891 г.), «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.), «Степан Разин» (1907 г.).



Кроме В. И. Сурикова картины на исторические темы писал В. М. Васнецов . Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный, сказочный оттенок: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.), «Аленушка» (1881 г.), особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось в грандиозном полотне «Богатыри» (1898 г.).

Учеником И. Е. Репина и П. П. Чистякова был Валентин Александрович Серов (1865–1911) – один из величайших русских живописцев, расцвет таланта которого пришелся на рубеж веков. К лучшим произведениям раннего периода его творчества относится «Девочка с персиками» (1887 г.) – пронизанная солнцем, сияющая радостными красками, картина отличается тонкой передачей световоздушной среды. Как большинство художников своего времени, В. А. Серов проявлял интерес к портретной живописи. Им создано большое количество живописных и графических портретов его современников (портретыхудожников К. А. Коровина, И. И. Левитана, актрисы М. Н. Ермоловой, писателей А. П. Чехова, А. М. Горького, графини О. К. Орловой и др.). Творчество В. А. Серова ознаменовало собой смену эпох в изобразительном искусстве. Начав как реалист, близкий движению передвижников, Серов затем отходит от традиции, заданной художниками II половины XIX века и ставшей к началу ХХ в. уже во многом шаблоном. Определяющим в этот период становится стиль модерн , проявившийся во всех областях художественного творчества. В литературе новые тенденции нашли выражение в появлении поэзии символизма и других литературных течений, для которых основной характеристикой стал отказ от прямого, «приземленного» восприятия реальности. В живописи, развитие которой, как уже говорилось, во многом совпадало с развитием литературы, модерн выразился в отходе художников от социально значимой тематики и образной системы критического реализма. Для модерна характерно утверждение идеи самодовлеющей ценности искусства («искусство для искусства») и определяющего значения эстетической составляющей художественного творчества. Отсюда проистекает частое соединение символической идеи и декоративного мотива, преобладание плоского цветового пятна, гибкой линии, которые не выделяют объема, а сливают их с плоскостью, выдвигая в качестве определяющей при построении композиции декоративно-узорное начало. Влияние модерна сказывается в исторических полотнах В. А. Серова («Петр I» 1907 г.). Однако наиболее сильно отход от классических канонов проявился в картине «Похищение Европы» (1910 г.), живопись которой ничем не напоминает манеру раннего Серова.

В 1898 г. в Петербурге было основано новое художественное объединение, получившее название «Мир искусства» . Во главе образовавшегося кружка встали художник А. Н. Бенуа и меценат С. П. Дягилев. Основное ядро объединения составили Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов. «Мир искусства» устраивал выставки и издавал журнал под тем же названием. В объединение входили очень многие художники: М. А. Врубель, В. А. Серов, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, З. Е. Серебрякова, К. С. Петров-Водкин. Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант модерна. Мирискуссники отстаивали свободу индивидуального творчества. Главным источником вдохновения признавалась красота. Современный мир по их мнению лишен красоты и поэтому недостоин внимания. В поисках прекрасного художники «Мира искусства» в своих работах часто обращаются к памятникам прошлого. Для художников начала ХХ века социальные проблемы в истории теряют первостепенное значение, ведущее место в их творчестве занимает изображение красоты старинного быта, реконструкция исторических пейзажей, создание поэтизированного романтического образа «ушедших веков». Острые коллизии и значительные исторические деятели гораздо меньше интересовали их, чем своеобразие костюма, неповторимый колорит старины. Ведущим в работах многих художников, входивших в «Мир искусства», стал историко-бытовой жанр.

Изящество галантного XVIII в., прихотливость и некоторая театральность барокко, изысканная красота придворного быта стали темами для работ А. Н. Бенуа («Прогулка короля» 1906 г.), Е. Е. Лансере («Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» 1905 г.), К. А. Сомова («Прогулка маркизы» 1909 г., «Зима. Каток» 1915 г.).

Мир древнерусской истории был представлен в работах А. П. Рябушкина («Московская улица XVII века в праздничный день» 1895 г., «Свадебный проезд в Москве. XVII столетие» 1901 г.), Н. К. Рериха («Заморские гости» 1901 г.). Неповторимый образ Святой Руси, образ чистой, просветленной красоты создал в своих работах М. В. Нестеров . Его картины «Видение отроку Варфоломею» (1890 г.), «Великий постриг» (1898 г.), «На Руси» (1916 г.) создают настроение душевной гармонии, умиротворенной созерцательности. М. В. Нестеров расписывал храмы. В поздний период творчества уже в советское время им была создана целая серия портретов деятелей науки и искусства (портреты академика И. П. Павлова, скульптора В. И. Мухиной, хирурга академика С. С. Юдина).

Много работали художники «Мира искусства» для театра. Выдающиеся театральные декорации для «русских сезонов», которые устраивал в Париже С. П. Дягилев, создал Л. С. Бакст .

Значительную роль в развитии русского модерна сыграл Абрамцевский художественный кружок , в котором были объединены представители московской творческой интеллигенции. Центром объединения стал известный предприниматель и меценат С. И. Мамонтов , оказывавший материальную поддержку художникам, помогавший им воплотить в жизнь их творческие замыслы. Художники собирались в подмосковном имении С. И. Мамонтова Абрамцево, где им были созданы условия для работы. Членами кружка были скульптор М. М. Антокольский, В. М. и А. М. Васнецовы, К. А. Коровин, И. И. Левитан, В. М. Нестеров, В. Д. Поленов, В. А. Серов. Членом абрамцевского кружка был один из интереснейших русских художников М. А. Врубель . Таинственность, мистичность, загадочность полотен Врубеля («Демон» 1890 г., «Царевна-лебедь» 1900 г.), особая техника живописи, в основу которой был положен резкий, ломающийся штрих, расчленение объема на множество пересекающихся граней и плоскостей, мозаичный мазок сближает творчество художника с установками представителей символизма.

Одним из основоположников русского символизма в живописи стал В. Э. Борисов-Мусатов , чьи исполненные элегической грусти, подернутые дымкой нереальности, сна произведения воплощали тоску по уходящему в прошлое миру дворянских усадеб, старых парков, тихому и задумчивому течению жизни. Творчество В. Э. Борисова-Мусатова положило начало еще одному художественному объединению – «Голубая роза» , члены которого также работали в эстетике модерна.

Возникновение художественных объединений является общей тенденцией как для литературы, так и для изобразительного искусства. Помимо названных большую роль в развитии изобразительного искусства начала ХХ в. сыграли «Союз русских художников» , основанный в 1903 г. в Москве (А. М. Васнецов, К. А. Коровин, А. А. Рылов, К. Ф. Юон, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Сомов); «Бубновый валет» (1910 г.), объединявший художников, работавших в стилистике постимпрессионизма (в это объединение входил, например, известный художник П. П. Кончаловский); «Союз молодежи» (1909 г.) и др.

Начало ХХ в. – время развития и становления русского модернизма , представленного огромным количеством самых разнообразных течений и направлений: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и т. п. Для модернизма характерно отрицание опыта традиционного искусства. Уже в конце XIX в. многие художники начали поиски нетрадиционных форм, но до начала 1900-х гг. они не были столь радикальными. Если художники русского модерна искали в прошлом источники истинной красоты и вдохновения, то модернизм решительно порывал с ним. Новое направление осознавало себя находящимся на переднем крае развития искусства – авангардом. Виднейшими представителями авангарда были родоначальник абстрактного искусства В. В. Кандинский («Импровизация № 7» 1910 г., «Смутное» 1917 г.), М. З. Шагал («Автопортрет с семью пальцами» 1911 г., «Над городом» 1914 г.), П. А. Филонов («Пир королей» 1913 г., «Крестьянская семья» 1914 г.) и К. С. Малевич , основатель супрематизма – художественного направления, доведшего идею беспредметной абстрактной живописи до логического завершения. В картинах Малевича гармония достигается сочетанием простых геометрических форм (цветных прямоугольников, треугольников, прямых линий). Программное произведение К. С. Малевича – «Черный квадрат» (1913 г.) стало идейным манифестом супрематизма.

Весьма значительные изменения происходят в архитектуре. Единство стиля, соблюдавшееся до II половины XIX в., уступило место эклектике (смешению стилей). Распространенным приемом стала стилизация – возводя новые здания, архитекторы придавали их внешнему облику черты архитектурных стилей минувших эпох.

Сочетание классицизма и барокко стало основой архитектурной композиции Исаакиевского собора (1818–1858 гг.), строительству которого больше половины своей жизни посвятил выходец из Франции О. Г. Монферран .

В псевдовизантийском стиле работал К. А. Тон , которому принадлежит проект храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлевского дворца, железнодорожных вокзалов петербургского и московского соответственно в Москве и Петербурге.

Одним из первых мастеров, работавшем в стиле, образцом для которого стала древнерусская деревянная архитектура, был И. П. Ропет (настоящее имя и фамилия И. Н. Петров). Ропет руководил постройкой деревянного здания Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1878 г., им построен «Терем» в Абрамцеве под Москвой. По имени архитектора стиль этот, называемый вообще псевдорусским, именуется иногда ропетовским. Псевдорусский стиль нашел выражение в работах А. А. Парланда (Храм Спаса на крови в Петербурге), А. А. Семенова и О. В. Шервуда (Исторический музей в Москве). Для псевдорусского стиля характерно широкое использование декоративных элементов архитектуры XVII в. при сохранении современной планировки внутренних объемов.

Мало чем отличается от обычного для XVIII в. барокко внешнее оформление дворца князей Белосельских-Белозерских, построенного на Невском проспекте архитектором А. Штакеншнейдером . Неоготика, неоромантика, неоклассика – таков спектр эклектических экспериментов русских архитекторов II половины XIX – начала ХХ в.

Важной вехой в развитии архитектуры начала ХХ в. стал модерн. После долгого господства эклектики и стилизаторства «под старину» модерн вновь повернул архитектуру в направлении поступательного развития, к поиску новых форм. Для модерна характерно соединение всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля, законченной эстетической среды, в которой все, начиная от общих очертаний здания, заканчивая рисунком решетки ограды и мебелью, должно быть подчинено одному стилю. Модерн в архитектуре и декоративном искусстве проявился в специфической текучести форм, любви к орнаменту, пастельной сдержанности колорита. В Москве архитектура модерна представлена, например, работами Ф. О. Шехтеля (особняк С. П. Рябушинского 1902 г.).

Совершенно новых подходов к архитектуре требовало строительство сооружений, необходимость в которых возникла в связи с развитием промышленности: фабричные и заводские помещения, вокзалы, магазины и пр. Важным явлением в архитектуре II половины XIX в. было появление нового типа зданий – так называемых доходных домов, т. е. многоквартирных, как правило многоэтажных жилых построек, предназначенных для сдачи квартир в наем. Большое влияние на творчество архитекторов оказала возможность использования новых инженерных средств: металлических конструкций и железобетона, позволявших перекрывать без дополнительных подпорок большие площади, смелее моделировать распределение архитектурных масс и т. д.

В скульптуре II пол. XIX в. наиболее интересно творчество М. М. Антокольского . Небольшие по размерам, камерные, станковые работы Антокольского отличаются большой выразительностью. В портретах великих личностей прошлого («Иван Грозный» 1870 г., «Петр I» 1872 г., «Умирающий Сократ» 1875 г., «Спиноза» 1882 г.) отсутствие внешней монументальности было оправдано тонким психологизмом и убедительностью образов, воссозданных мастером по скудным документальным свидетельствам с большой долей художественного вымысла.

В 1880 г. в Москве был установлен один из первых памятников А. С. Пушкину , создателем которого был скульптор А. М. Опекушин .

Наиболее крупными скульпторами рубежа XIX–ХХ веков были П. П. Трубецкой и С. Т. Конёнков. Самой известной работой П. П. Трубецкого является бронзовый памятник Александру III . Трубецкому удалось точно передать характер Александра – императора, поставившего главной целью своей жизни сохранение незыблемости традиций российского самодержавия. Тяжеловесная внушительность грузной фигуры царя, сидящего на столь же тяжеловесном коне, являла собой образ давящей грубой силы, грозного величия. В то же время в памятнике читается явственный сатирический подтекст, который очень скоро почувствовали современники. В народе бытовала загадка-эпиграмма:

Стоит комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка,

На шапке крест,

Кто угадает,

Того под арест.

Творчество С. Т. Конёнкова весьма разнообразно. Наряду с остросоциальными темами («Портрет рабочего-боевика 1905 года Ивана Чуркина» 1906 г.), его внимание привлекала славянская мифология, русский фольклор, сказки («Стрибог» 1910 г., «Старичок-полевичок» 1910 г.). Заметную роль в развитии русской скульптуры сыграло творчество А. С. Голубуиной , среди работ которой наиболее интересны портреты (бюсты К. Маркса 1905 г., Андрея Белого 1907 г.) и А. М. Матвеева – мастера изображения обнаженной натуры в античном духе («Спящий мальчик» 1907 г.)

Больших высот во II половине XIX–начале ХХ в. достигло русское театральное искусство. В его развитии произошли существенные изменения: в репертуаре увеличивается количество пьес отечественных авторов (А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина, А. П. Чехова, А. М. Горького), открываются новые театры, в том числе и в провинции. Важным этапом в развитии русского сценического искусства было создание в 1898 г. Московского Художественного театра (МХТ, ныне Академический – МХАТ). Создателями театра были К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Главной особенностью МХТ были демократизм и новаторство. На его сцене шли пьесы Чехова, Горького, Ибсена, Метерлинка, Островского и др. Всемирную известность получила система работы актера над образом, разработанная К. С. Станиславским. Эпоха породила целую плеяду замечательных актеров: актриса московского Малого театра М. Н. Ермолова , петербургского Александринского театра П. А. Стрепетова , актер МХТ В. И. Качалов и многие другие.

В конце XIX в. в русскую культуру входит кино . «Движущаяся фотография» братьев Люмьер появилась в России уже на следующий год после изобретения. Первые киносеансы в Москве и Петербурге состоялись в 1896 г. В 1908 г. была выпущена первая русская игровая картина «Стенька Разин» . Появились кинорежиссеры и актеры. «Кинозвезда» начала века – Вера Васильевна Холодная (1893–1919).

Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа, основателем которой в первой половине столетия стал М. И. Глинка. Его традиции развивали композиторы «Могучей кучки» , творческого союза выдающихся русских композиторов, сложившегося в 1862 году в Петербурге. В группу вошли: М. А. Балакирев (1837–1910), Ц. А. Кюи (1835–1918), М. П. Мусоргский (1839–1881), А. П. Бородин (1833–1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844–1908). Организатором этой группы был М. А. Балакирев. Название кружку Балакирева придумал критик В. В. Стасов. Композиторы «Могучей кучки» боролись за укрепление и развитие национального стиля в музыке. Важнейшей сферой деятельности для них было собирание и издание народных песен. Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора: «Борис Годунов» , «Хованщина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка» , «Псковитянка» , «Золотой петушок» Римского-Корсакова.

Величайшим композитором в истории русской и мировой музыки был Петр Ильич Чайковский (1840–1893) – создатель высочайших образцов опер («Евгений Онегин» 1878 г., «Мазепа» 1883 г., «Пиковая дама» 1890 г., «Иоланта» 1891 г.), балетов («Лебединое озеро» 1876 г., «Спящая красавица» 1889 г., «Щелкунчик» 1892 г.), симфонических и камерных произведений.

На рубеже веков русская музыка была обогащена приходом в нее новых талантливых композиторов и исполнителей. Автором монументальных симфонических произведений и балетов был А. Н. Глазунов . Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической музыки считается композитор и пианист А. Н. Скрябин . Неповторимым своеобразием и оригинальностью отличались музыка и исполнительское мастерство С. В. Рахманинова , выдающегося композитора, пианиста и дирижера.

Составной частью развития музыкальной культуры и прямым ее следствием была мировая слава, которой достигли мастера русского музыкального театра – оперы и балета. Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Имена знаменитого оперного баса Ф. И. Шаляпина , лирического тенора Л. В. Собинова , русского балетмейстера и педагога М. И. Петипа , балетмейстеров и танцовщиков М. М. Фокина , В. Ф. Нижинского , балерины А. П. Павловой получили широкую известность как в России, так и за рубежом. Большое значение для распространения и популяризации русского искусства в Европе имели «Русские сезоны» – гастроли русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым в Париже и Лондоне (1908–1914 гг.).



Рассказать друзьям