Рылов предвечерняя тишина описание картины. Рылов Аркадий Александрович: биография, фото и интересные факты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рылов Аркадий Александрович (1870-1939)

В историю русской живописи А. А. Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей - "Зеленый шум" и "В голубом просторе", хотя наследие оставил большое и очень высокого художественного уровня.

Родился Рылов в пути, когда родители его ехали в Вятку. Этому городу, где будущий художник вырос, окружающей природе, своему детству Рылов посвятил прекрасные страницы воспоминаний.

В 1888 г. он приехал в Петербург и по совету родственников поступил в ЦУТР. Параллельно занимался в Рисовальной школе при ОПХ. В разгар упорных трудов Рылова неожиданно призвали в армию. Отслужив положенный срок, он вернулся в Петербург.

В 1893 г. Рылов поступил в АХ, а еще через год его пригласил к себе в мастерскую А. И. Куинджи, обучение у которого давно было заветной мечтой молодого художника. Рылова в полном смысле слова можно считать учеником и последователем Куинджи. Они удивительно близки по характеру художественного дарования. Рылов навсегда сохранил привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом точно следовал завету учителя как можно больше работать на натуре. "Куинджиевской" - романтической, динамичной, с полыханием ночного пожара - была дипломная картина Рылова "Набежали злы татаровья" (1897). Сам художник досадовал потом: почему он обратился к такому "трескучему" сюжету и не взял "скромный русский пейзаж, знакомую природу"?

К началу 1900-х гг. мастерство Рылова достигло зрелости. В 1904 г. появился "Зеленый шум". Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников поразило молодое, радостное чувство, которым пронизан пейзаж. Это образ вечно торжествующей, вечно меняющейся жизни, когда один момент быстро сменяет другой и все они равно прекрасны. Колорит строится на сочетании насыщенных цветовых отношений. Динамично пространственное решение - это противопоставление сильно приближенного переднего плана и открывающейся за ним необозримой дали.

То же радостное чувство и аналогичное пространственное построение - в картине "В голубом просторе" (1918). Изображено весеннее ветреное утро над волнующимся морем, потоки золотистых лучей восходящего солнца, летящие на родину белые лебеди, земля с остатками сходящего снега и легкое парусное судно, устремленное навстречу солнечным лучам. Этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях.

Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова - основоположником советской пейзажной живописи. Но были у него пейзажи и с иным настроением - например, "Глушь" (1920). Болото с черной водой заполняет весь первый план, а за ним - мрачный, тревожный лес. Правда, жизнеутверждающих произведений у художника намного больше: "Жаркий день", "Полевая рябинка", "Островок" (все 1922), "Березовая роща" (1923), "Старые ели у реки" (1925), "Лесная река" (1928), "Домик с красной крышей" (1933), "В зеленых берегах" (1938) и др.

Рылов обладал еще одним редким даром - педагогическим. До революции он вел "класс рисования животных" в Рисовальной школе при ОПХ, а после 1917 г. преподавал в АХ. Его советы и указания ценили не только ученики, но и маститые художники. Столь же ценили его редкую душевную чистоту и любовь к людям. Он вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. В своей мастерской он устроил уголок леса. Тут без клетки жили птицы - зарянки, крапивники, корольки, поползни, чайка, кулик-бекас... Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Здесь же было два муравейника. У Рылова жили еще зайцы, белки, мартышка Манька и другие животные. Не боялись его и многие пугливые звери и птицы, без страха приходили и прилетали в его летнюю лесную мастерскую. "Рыловых природой отпускается очень, очень скупо", - писал друг художника М. В. Нестеров после печального известия о его смерти.

Картины художника

Автопортрет. 1939


Буйный ветер


В голубом просторе


Весна в Финляндии


Гремящая река


Закат


Зеленое кружево


Зеленый шум


Лебеди над Камой


Лесная река


На страже


Осенний пейзаж. Золотые березки


Пейзаж с рекой


Рылов Аркадий Александрович (1870-1939)-известный русский советский живописец-пейзажист,график и символист, ученик Штиглица и Архипа Куинджи.

Аркадий Александрович Рылов родился 17(29) января 1870 года в селе Истобенское Вятского уезда Вятской губернии (ныне Истобенск Кировской области)в семье чиновника. Рождение мальчика произошло в пути, по дороге родителей Аркадия в Вятку. В связи с тяжёлым заболеванием отца, который страдал сильным нервным расстройством, воспитание мальчика проходило в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке. Детство и юность будущего художника прошли в окружении суровой, но в то же самое время колоритной северной природы, яркие впечатления о которой Рылов сохранил впоследствии на всю жизнь. Семья мальчика в Вятке жила на берегу широкой и полноводной одноимённой реки.Край лесов, озер и рек с раннего детства покорил художника своей красотой, заставив его полюбить природу страстно и на всю жизнь. Будучи ещё подростком, Рылов любил целыми днями бродить по лесам и лугам, часами сидеть у воды, наблюдая за утками или подолгу следить за непоседливыми пушистыми белками.
В 1888 году, после окончания школы в Вятке он приехал в Петербург, где по совету родственников поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, обучаясь в нём вплоть до 1891 года, занимался у известного художника и педагога К.Я. Крыжицкого (1858-1911). Параллельно Аркадий Рылов занимался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств.

В 1893 году Аркадий Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, а спустя еще год его пригласил к себе в мастерскую Архип Иванович Куинджи(1841-1910), выдающийся российский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Рылов в буквальном смысле боготворил своего учителя, обучение у которого было давней и заветной мечтой молодого художника.
Аркадия Рылова в полном мере можно считать учеником и последователем Куинджи, навсегда сохранившим в своём творчестве привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом всегда следовавшим завету учителя как можно больше работать на натуре.
Уже первая работа, созданная Рыловым после окончания Академии художеств – “Догорающий костёр” (1898 год) – обратила на себя внимание критиков, и была приобретена П.М. Третьяковым.
К началу 1900-х годов мастерство Аркадия Александровича Рылова достигло зрелости. За картину “С берегов Вятки” художник получил золотую медаль в Мюнхене.
Участвовал А.А. Рылов и в знаменитой выставке 1901 года в Москве, где были представлены самые крупные объединения художников того времени. В 1902 году он был приглашён на престижный венский Сецессион, а с 1908 года — стал постоянным участником выставок Союза русских художников под руководством А. Васнецова.
В 1904 г. появилась его знаменитая работа «Зеленый шум». Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников художника поразило молодое, радостное чувство, которым оказался пронизан пейзаж. Это образ вечно торжествующей, вечно меняющейся жизни, когда один момент быстро сменяет другой и все они равно прекрасны. Динамично пространственное решение сюжета- это противопоставление сильно приближенного переднего плана и открывающейся за ним необозримой дали.
Талантливого русского пейзажиста признал и Париж, считавшийся законодателем в искусстве. За пейзаж “Зелёный шум” Аркадий Александрович Рылов был избран действительным членом почетного жюри парижского Салона (выставки). И не просто, а с правом выставлять там свои картины без предварительного обсуждения жюри, что явилось высочайшей оценкой его мастерства.
Тем же радостным чувством и аналогичным пространственным построением характеризуется и другая известная работа художника «В голубом просторе» (1918), на которой изображено весеннее ветреное утро над волнующимся морем, потоки золотистых лучей восходящего солнца, летящие на родину белые лебеди, земля с остатками сходящего снега и легкое парусное судно, устремленное навстречу солнечным лучам. Этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях. Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова — основоположником советской пейзажной живописи.Картина “В голубом просторе”относится к числу тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи.
Но творчество художника отмечено пейзажами и с иным душевным настроением. В этой связи в первую очередь стоит отметить работу «Глушь» (1920), в которой болото с черной водой заполняет весь первый план, а за ним — мрачный, тревожный лес…..
Хотя, справедливости ради, стоит всё же отметить, что жизнеутверждающих произведений у художника намного больше: «Жаркий день», «Полевая рябинка», «Островок» (все 1922), «Березовая роща» (1923), «Старые ели у реки» (1925), «Лесная река» (1928), «Домик с красной крышей» (1933), «В зеленых берегах» (1938) и многие другие….
В 1915 году Аркадий Александрович Рылов стал академиком живописи.
Стремление быть как можно ближе к природе, заставляло Аркадия Рылов каждое лето,начиная с 1902 и по 1914 год, приезжать в Воронежскую губернию, на живописные берега реки Оскол, в усадьбу своего товарища по училищу Штиглица А.П. Рогова, впоследствии художника по мозаике и преподавателя Петербургской Академии художеств. Для работы Аркадий Александрович даже построил летнюю мастерскую на опушке леса, из которой открывался живописный вид на Оскол. Эта мастерская, по своему облику и резным украшениям напоминавшая сказочную избушку, запечатлена художником в этюде «Красный домик» (1910).
Аркадий Александрович мог часами наблюдать за животными, птицами, насекомыми в лесу или на реке ранним утром, днём, вечером и глубокой ночью. Природа с берегов Оскола внесла новые краски в палитру переживаний и сюжетную тематику художника. На картинах 1910-1920 годов появляется лесостепной пейзаж и река среди леса. Этому краю А.А. Рылов посвятил картины «Весна на Осколе», «Весеннее утро. Река Оскол», «Весна. Река Оскол», «Река Оскол», «Осока. (Река Оскол)». Все они хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Калуги, Костромы, Казани.
Рылов обладал редким даром единения с животным миром — он был также тонким анималистом, вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. Известно, что у художника в мастерской был целый уголок леса, где гуляли его обитатели — обезьяна, зайцы, белки, птицы и другие животные. Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Звери и птицы Аркадия Александровича не боялись.
Аркадий Александрович Рылов обладал еще одним даром — педагогическим. До революции он вел «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (в 1902-1918 годах), а затем преподавал в Академии Художеств (в 1918-1929) и в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923-1926). Аркадий Рылов на всю жизнь сохранил в памяти светлый образ своего учителя А.И. Куинджи и в собственной педагогической работе использовал его приемы. Его советы и указания ценили не только ученики, но и маститые художники. Столь же ценили его редкую душевную чистоту и любовь к людям.
Успешно работал Рылов и как художник-иллюстратор (журнал «Чиж», 1936; книги В.В.Бианки «Теремок», 1936, и «Сказки зверолова», 1937). Написал книжку очерков о природе, оформив их собственными акварелями («Когда это бывает», 1936; издана в 1946году).
Аркадий Рылов был членом художественных объединений (“Мир искусства”, “Союз русских художников”, “Община художников”, АХРР), принимал участие во всероссийских и зарубежных выставках. При жизни художника состоялись его персональные выставки в Ленинграде и Москве.
Аркадий Рылов постоянно поддерживал связи с Вяткой, приезжал на этюды, был почетным членом Вятского художественного кружка, участвовал в выставках и в создании местного музея. В Вятском художественном музее хранятся 104 работы Аркадия Рылова, большая их часть – дары самого автора и его вдовы С.Л. Рыловой.

22 июня 1939 года Аркадий Александрович Рылов скончался в возрасте 69 лет в Ленинграде, где и был похоронен. Посмертно вышли его ценные «Воспоминания».

«Рыловых природой отпускается очень, очень скупо», — писал друг художника М. В. Нестеров после печального известия о его смерти В историю русской живописи Аркадий Александрович Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей — «Зеленый шум» и «В голубом просторе», хотя наследие оставил большое и очень высокого художественного уровня.Его творчество является важной частью русской реалистической живописи первой трети ХХ века.Произведения художника хранятся во многих музейных и частных собраниях.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г.,Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. - М.: Терра, 2001. - 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

    Рылов Аркадий Александрович - (1870 1939), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Пейзажист. Учился в петербургской АХ (1894 97) у А. И. Куинджи. Член объединения Мир искусства, Союз русских художников, АХРР. В своих мажорных по звучанию и… … Художественная энциклопедия

    Рылов Аркадий Александрович - (1870—1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Учился в ЦУТРе (1888—91) и АХ (1894—97; академик с 1915). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1902—18), ПГСХМ ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (1918—29). Член… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Рылов Аркадий Александрович - , советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Учился в петербургской АХ у А. И. Куинджи. Член объединений «Мир искусства», «Союз русских… …

    РЫЛОВ Аркадий Александрович - (1870 1939) российский живописец, заслуженный деятель искусств России (1935). Эпические, мажорные по образному строю пейзажи картины (Зеленый шум, 1904; В голубом просторе, 1918) … Большой Энциклопедический словарь

    Рылов Аркадий Александрович - (1870 1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Учился в ЦУТРе (1888 91) и АХ (1894 97; академик с 1915). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1902 18), ПГСХМ ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (1918 29). Член объединения «Мир искусства» … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Рылов Аркадий Александрович - (1870 1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Эпико романтические, мажорные по образному строю пейзажи картины («Зелёный шум», 1904; «В голубом просторе», 1918). * * * РЫЛОВ Аркадий Александрович РЫЛОВ Аркадий Александрович… … Энциклопедический словарь

    Рылов, Аркадий Александрович - Род. 1870, ум. 1939. Живописец (пейзажист). Участник Общества имени А. И. Куинджи. Полотна: "Зеленый шум" (1904), "В голубом просторе" (1918) и др. Заслуженный деятель искусств России (1935) … Большая биографическая энциклопедия

    РЫЛОВ - Аркадий Александрович (1870 1939), российский живописец. Эпико романтические, мажорные по образному строю пейзажи картины (Зеленый шум, 1904; В голубом просторе, 1918) … Современная энциклопедия

    Рылов - Рылов русская фамилия. Известные носители: Рылов Рылов, Аркадий Александрович (1870 1939), русский художник пейзажист. Рылов, Артур Игоревич (р. 1989) российский футболист. Рылов, Владимир Алексеевич (р. 1947) российский дирижёр … Википедия

    Рылов - Аркадий Александрович , советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Учился в петербургской АХ у А. И. Куинджи. Член объединений… … Большая советская энциклопедия

Живописец, график.

Родился в семье служащего. В 1888–1891 учился в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица у К. Я. Крыжицкого и Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1894 поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, занимался в мастерской А. И. Куинджи. В 1897 за картину «Набег печенегов на славянскую деревню» получил звание художника. Годом позже вместе с другими учениками Куинджи совершил путешествие в Германию, Францию, Австрию, организованную и профинансированную Куинджи. С 1898 участвовал в Весенних выставках в залах Академии художеств.

Жил в Петербурге (Петрограде, Ленинграде). В 1901 за работу «С берегов Вятки» награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене. В 1902 вошел в «Мир искусства». Экспонировал свои картины также на выставках «36 художников» (с 1901), Венского Сецессиона (1902), Нового общества художников (с 1905), Московского товарищества художников (1908), Салоне В. А. Издебского (1909–1910). В 1906–1907 принял участие в выставках русского искусства, организованных С. П. Дягилевым в Париже и Берлине. В 1909 выступил одним из основателей Общества Куинджи. В 1911 стал членом и постоянным экспонентом Союза русских художников.

Работал в области журнальной графики, под псевдонимом Аркан выполнял рисунки для журнала «Театр и искусство». Был участником рисовальных вечеров Е. С. Зарудной-Кавос. В 1900-х–1910-х неоднократно совершал поездки в Крым, на Кавказ, в Финляндию, Витебскую, Воронежскую, Самарскую, Орловскую губернии. В 1912 посетил Стокгольм. С 1902 по 1918 вел анималистический класс в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1915 был избран академиком.

После Октябрьской революции 1917 преподавал в Петроградских свободных художественных мастерских, с 1923 - во ВХУТЕМАСе, с 1925 - во ВХУТЕИНе. Параллельно в 1919–1923 вел занятия в Военно-морском училище, в 1923–1926 преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме.

В 1920 в Петрограде состоялась первая персональная выставка художника, за ней последовали выставки в 1934–1935 в Ленинграде и Москве. В 1924–1925 работы Рылова экспонировались на выставке русского искусства в Нью-Йорке. С 1923 являлся членом «Общины художников», в 1925 вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В 1925–1928 являлся председателем Общества Куинджи.

В 1935 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1936–1937 создал иллюстрации к книгам В. В. Бианки «Теремок» и «Сказки Зверолова». В 1936 написал книгу очерков о природе «Как это бывает», которую сопроводил собственными акварелями (издана в 1946).

Ретроспективные выставки произведений Рылова были организованы в Государственном Русском музее (1940, 1962), Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР (1970). В 1990 прошла ретроспектива мастера в Кирове.

Рылов - один из крупнейших мастеров первой половины XX века, продолжавший в своем творчестве традиции русской пейзажной школы, в частности Куинджи. Отличительными особенностями его искусства являются романтически-возвышенный, часто эпический, мотив изображения, внимание к эффектам освещения, декоративное понимание цвета. Художник много работал с натуры, но на пленэре, как правило, создавал лишь этюды, предпочитая писать картину в мастерской. Колорит его картин в основном плотный, насыщенный.

В разные периоды своей художественной деятельности Рылов испытал влияние импрессионизма и модерна. Расцвет его творчества приходится на 1900-е - 1910-е, когда были созданы наиболее известные работы - «С берегов Вятки» (1901), «Зеленый шум» (1904), «Березы» (1916), «В голубом просторе» (1918) и другие.

Произведения Рылова находятся во многих музейных и частных собраниях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства

Автопортрет с белкой. 1931
Бумага, тушь, итальянский карандаш. 24.5x36 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рылов Аркадий Александрович (1870 – 1939)

Русский художник, мастер живописных пейзажей в духе символизма.

Родился в селе Истобенское, (Вятская губерния). Воспитывался в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке (отец Рылова страдал нервным расстройством). Поселившись в Петербурге, занимался в Центральном училище технического рисования барона А.Л.Штиглица (1888-1891) у К.Я.Крыжицкого и в Академии художеств (1894-1897) у А.И.Куинджи. Участвовал в выставках "Мира искусства", "Союза русских художников", АХРР, был членом-учредителем (в 1925-1930 председателем) Общества имени А.И.Куинджи.

Рылова в полном смысле слова можно считать учеником и последователем Куинджи. Рылов навсегда сохранил привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом точно следовал завету учителя как можно больше работать на натуре.

В историю русской живописи А. А. Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей – "Зеленый шум" и "В голубом просторе". В 1904 г. появился "Зеленый шум". Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников поразило молодое, радостное чувство, которым пронизан пейзаж. То же радостное чувство и аналогичное пространственное построение – в картине "В голубом просторе" (1918). Этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях. Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова – основоположником советской пейзажной живописи.

Но были у него пейзажи и с иным настроением – например, "Глушь" (1920). Правда, жизнеутверждающих произведений у художника намного больше: "Жаркий день", "Полевая рябинка", "Островок" (все 1922), "Березовая роща" (1923), "Старые ели у реки" (1925), "Лесная река" (1928), "Домик с красной крышей" (1933), "В зеленых берегах" (1938) и др.

Рылов обладал еще одним редким даром – педагогическим. До революции он вел "класс рисования животных" в Рисовальной школе при ОПХ, а после 1917 г. преподавал в АХ. Его советы и указания ценили не только ученики, но и маститые художники. Столь же ценили его редкую душевную чистоту и любовь к людям.

Рылов был также тонким анималистом, как бы засвидетельствовав это в рисунке "Автопортрет с белкой" (1931). Успешно работал как художник-иллюстратор (журнал "Чиж", 1936; книги В.В.Бианки "Теремок", 1936, и "Сказки зверолова", 1937). Написал книжку очерков о природе, оформив их собственными акварелями ("Когда это бывает", 1936; издана в 1946). С 1902 активно работал как педагог (в Рисовальной школе Общества поощрения художеств и других училищах).

Умер Рылов в Ленинграде 22 июня 1939. Посмертно вышли его ценные "Воспоминания".
www.art-catalog.ru



Рассказать друзьям