Самые яркие российские фестивали народной культуры. Фольклорный фестиваль "возрождение" Праздники других народов России

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Немногие знают, тот факт, что мода на фольклор это не современная тенденция. А фольклорные фестивали это не новшество, а возвращение к истокам. Интерес к традиционным музыкальным культурам, фольклору, продолжается с начала истории европейской музыки. Народная песня и фольклорная культура во многом были прадедами европейской музыки. Роль фольклора, его влияние и значение менялись и были разными в каждом уголке континента, но всегда оставались. Ведь фольклорная музыка это музыка всех людей без различий на классовое происхождение, материальное положение или пол.

Народные танцы и песни попадали в неизменимой либо усовершенствованной форме не только в залы пышных дворцов и усадеб, но и вдохновляли религиозное творчество. Фольклором пользовались оперные композиторы, которые искали богатых и разнообразных средств формирования своих фантазий. На каждой ярмарке музыканты не только играли «местную музыку, но и изображали некий сценический образ типичный для неё.

Фольклорная музыка была звуковым отражением народных легенд, сказок или мифов. Она рассказывала о любви, невежестве, страхе. Простота, с которой в фольклорной музыке выражалась радость и искренность, с которой музыка рассказывала о страдании, не дала забыть о ней даже во времена великих гениев классики. Это, а также стремление людей узнать свои корни лучше стали причинами великого возрождения народной песни в XX веке. Сейчас фольклорная музыка вошла в постоянную программу большинства фестивалей, появилось множество фольклорных фестивалей.

И как только подходит время проведений фестивалей, масса любителей отправляется в путешествие по целой Европе. Есть, что-то особенное, волшебное в фольклорных фестивалях, чего нет ни в каком другом виде общедоступных развлечений. Многие люди из года в год ездят в те самые места. Каждый раз на таких фольклорных фестивалях знакомятся с фантастическими певцами, артистами, хорами, публикой о которых обычно можно только прочитать в СМИ и увидеть на голубом экране. Фестивали это не только артистическая программа с досугом, но и целый подготовительный процесс, где на первом месте стоит проезд, часто вызывающий не меньше эмоций, чем само выступление. Многие сделали из дороги на фольклорный фестиваль свою собственную традицию - добираются на автобусах, поездах, самолетах при этом замечательно проводя время. Очень часто на фольклорный фестиваль коллективы берут с собой своих знакомых, близких. Не менее популярными, стали международные обмены, организованные для приобретения межкультурного опыта, повышения уровня выступлений и развития толерантности к другим обществам. Фольклорная музыка стала теперь не только представлять культуру данной страны, но и обращаться, что заметно на фольклорных фестивалях, к этносу, этническим ценностям.

В Билибинском районе есть традиция: в конце апреля, пока зимники ещё держатся, жители всех посёлков съезжаются в село Кепереевм на фольклорный фестиваль "Возрождение". По счастливой случайности на этот праздник попал и я.

Главная миссия праздника - возрождение традиций коренных народов, проживающих на территории Билибинского района. Отсюда, собственно и само название фестиваля.

2.

Может показаться странным, но русские являются чуть ли не самыми коренными жителями на территории современного Билибинского района. Изначально, восточное Приколымье населяли юкагирские племена. Жили охотой, рыбалкой, а также держали небольшие стада северных оленей. Русские в этих местах появились в середине XVII века, основали в низовьях Колымы несколько острогов, важнейшим из которых был Нижнеколымский. В это же время русские впервые сталкиваются с чукчами, основное место обитания которых была территория к востоку от Чаунской губы. Чтобы не увязнуть в истории взаимоотношений народов, отмечу, что к началу XVIII века юкагиры откочёвывают на территорию современной Магаданской области и Якутии. К концу столетия, которое прошло в военных столкновениях, чукотские племена перешли от мелкотабунного оленеводства и охоты на дикого северного оленя к крупнотабунному оленеводству. Отпала необходимость в военных походах на коряков, зато возникла необходимость в новых пастбищах, а также товарах. Начался период относительно мирного сосуществования и ярмарочной торговли.

Торговля - лучший дипломат и "голубь мира". На реке Малый Анюй возникает ярмарка, которая по месту её проведения получает название Островнинской или Анюйской ярмарки. В конце XVIII века несколько чукотских родов, по высшему соизволению императрицы Екатерины II, получают право на земли по рекам Малый и Большой Анюи (что примечательно, что эти земли, до этого периода, чукчи считали чужими и признавали их русскими, поэтому испрашивали разрешение на заселение). В XIX веке с юга и запада на территорию Билибинского района приходят эвены или, как их в то время называли русские, ламуты. Таким образом, с XIX века на западной Чукотке возникает синтез трёх культур русской, чукотской и эвенской.

В культуре, как и в биологии главенствует принцип - выживает сильнейший. Как бы это не звучало неполиткорректно, но существуют сильные культуры и культуры слабые, которые в конечном итоге ассимилируются. В отличии от восточной Чукотки, безлесых тундровых территорий, которые были чужды хозяйственно-экономической жизнедеятельности русского этноса, западная Чукотка - зона лесотундры и тайги, для русских, если можно так выразиться, была исконным местом обитания (русская культура - лесная культура). Поэтому при минимальной численности населения, русская культура оказывала максимально большое влияние на культуру соседей. В первую очередь, на эвенскую культуру, с которыми у русских сложились более длительные исторические связи. Образчиков русского влияния на эвенскую культуру множество, взять к примеру приветствие: "дорова" от русского "здорова". Но самое интересное, что эвенская культура, в свою очередь, в значительной степени повлияла на чукотскую культуру, при том, что численно чукчи, с начала XIX по середину ХХ века, существенно превосходили другие этносы проживающие на территории современного Билибинского района.

Традиционный уклад в жизни населения кардинально изменился в середине прошлого века, когда началось промышленное освоение Билибинского района. Это было время не только слома традиционного уклада жизни, но и расцвета национального творчества. Создавались фольклорные коллективы, проводились различные фестивали и праздники, издавалась литература на национальных языках.

В 1990-е всё пришло в упадок. А в нулевых началось "Возраждение".

3. Праздничная площадка

4.

5. Очистка площадки перед праздником

На праздник приехали делегации из всех сёл Билибинского района (Омолон, Анюйск, Островное, Кепервеем, Илирней) и самого города Билибино. Конкурсные программы проходили в устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, песенном и танцевальном жанре, а также в самом ожидаемом, кулинарном конкурсе. Фестиваль длился два дня, но самым массовым и зрелищным был второй день, воскресенье 22 апреля.

6. Летняя палатка оленеводов. В зимний период ставят меховую палатку

7. Декоративно-прикладное искусство. Преобладают эвенские мотивы


8.

С 8 утра хозяйки разожгли костры и начали готовить угощения. Впрочем, большая часть угощений была приготовлена накануне, сейчас же нужно было отварить мясо и нарезать рыбу. Апрель в Билибино чудесен: ночью заморозки, днём припекает до плюсовых температур, ветра практически нет - благодать. Потянуло дымком, захотелось мяса. В подготовке к празднику участвуют преимущественно женщины и девушки, мужчин всего несколько человек. Ближе к 11 часам работники культуры установили пневмокуклы и музыкальную аппаратуру, зазвучала бодрая музыка. Ощущение праздника усиливалось. Возле сельмага припарковался "УАЗик", мужчины достали мангалы. Это выездная торговля из Билибино.

Занимайте очередь на шашлыки, - говорит мне мужчина. И действительно, в разгар праздника очередь возле шашлыков была внушительной.

9. Билибинская выездная торговля

Ближе к 12 дня подъехали автобусы с гостями из Билибино и праздник начался. В общем и целом фольклорные праздники на Чукотке проходят одинаково, в основе - выступления фольклорных коллективов. А вот сами коллективы в Билибинском районе и сценические программы заметно отличаются от выступлений их коллег в центральной и восточной Чукотке. Охарактеризовать выступления фольклорных коллективов Билибинского района можно одним словом - синкретизм. Вместо привычных традиционных мелодий и напевов, девочки (юношей в коллективах не было) исполняли традиционную хореографию под современную музыку. Причём этот тренд прослеживался в выступлении всех коллективов. Получилось очень органично и свежо.

10. Выступление фольклорных коллективов


11. Зрители

12. Кепервеемская библиотека организовала "Красную ярангу"

13. Детские конкурсы. "Рыбка на магнитике"

14. Луково-арбалетный тир. Пять стрел - 100 рублей

15. Перетягивание палки. "Начинаем тянуть, когда я скажу го, - говорит судья - Ради, стади, го!"

16.

17. Самая активная зрительница. Бабушка танцевала возле сцены практически весь праздник

Вторым центром притяжения стали "обжорные" столы.

Уже можно пробовать? - спрашивает хозяйку одна из гостей праздника.
- Нет ещё, комиссия не попробовала.

Вскоре комиссия совершила обход и дегустацию, и народ дружно облепил столы с угощениями. Если где и умеют готовить....даже не так, понятие национальная кухня, именно как КУХНЯ, на Чукотке существует только в Билибинском районе. Если на других праздниках, конкурс "Лучшая хозяйка" представлен 5-10 блюдами, то здесь доходило до 40-50 блюд! Варенье из шишек лиственницы я не успел попробовать, а вот из липестков шиповника попробовал. Вкуснотища. У омолонской хозяйки Лины Ильиничны угостился глухарём. Прекраснейшая дичь, тем более, что ел глухаря впервые. Отрадный факт - присутствовала не только сервировка, но и названия блюд. Единственный момент, который портил визуальную картину - пластиковые тарелки, в деревянной посуде угощения смотрелись бы более аутентичней и аппетитней.

18. Конкурсантки на звание "Лучшая хозяйка"


19.

20. Лина Ильинична из Омолона

21. В конце праздника всех зрителей пригласили на общий танец. В отличие от центральной и восточной Чукотки, где общий танец - это когда все люди танцуют вместе, но индивидуально, на западной Чукотке - это хоровод (круговой танец, как его назвали на празднике).

Потенциал у праздника большой. Порадовало, что участие в фестивале принимают все сёла района. Не везде в полной мере сохранились традиции, но каждое село удивляет и радует по своему. Подобного районного фестиваля нет ни в одном другом районе на Чукотке. Несколько хромает организация мероприятия - это то направление над которым нужно работать, чтобы праздник стал событием окружного масштаба. Было несколько досадных промахов, которые нуждаются в корректировке в будущем: сцену нужно установить на противоположной стороне площади, потому что ровно в полдень солнце находится как раз за ней и артисты выступают в контровом свете; машина с аппаратурой должна стоять дальше от сцены, чтобы не портить картинку; праздничную площадку нужно чистить не в день праздника, а хотя бы за неделю, чтобы не было луж и грязи, когда припекает солнце и автобусы, они должны курсировать чаще, а их количество должно быть больше (пусть даже и за деньги).

Праздник русского фольклора «Каравон»: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии Праздник русского фольклора «Каравон» в 2019 году.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

«Каравон» - фестиваль русского фольклора, который проводится в Татарстане ежегодно с 1993 г., а с 2003 г. считается государственным праздником по указу Президента Республики. Место проведения фестиваля каждый год одно и то же - село Русское Никольское Лаишевского района. В мае на праздник в это небольшое село в 35 км от Казани съезжаются ценители фольклора со всей республики и соседних регионов.

«Каравон» в переводе со старославянского означает «хоровод». А сам этот танец - «ходьба по солнцу каравонным шагом»: нужно взять соседа за мизинец идти по кругу под старинные народные песни.

Этому празднику более трех веков. Изначально он был приурочен ко дню Николая Чудотворца, который отмечали сразу после сева урожая. Май всегда был богатым на события и праздники месяцем: после долгой зимы с приходом тепла гуляли долгожданные свадьбы, навещали родственников и просили у Николы Вешнего щедрого урожая. Сегодня эти традиции живы лишь частично: весны для свадьбы ждать необязательно, но старинные пляски и песни по-прежнему популярны. На фестивале выступают фольклорные коллективы, работает «Город Мастеров», где можно научиться плести из лыка или лепить из глины и пр. Обязательно будут хороводы, забавы, игры и угощение, а при желании можно нарядиться в старинный национальный костюм.

Практическая информация

Как добраться: для гостей праздника организуются бесплатные автобусы из Казани из разных точек: от «Корстона», театра им. Камала, станции метро «Проспект Победы», эти же автобусы привозят всех желающих обратно.

Время проведения: ежегодно в мае.



В конце весны в селе Русское Никольское Республики Татарстан прошел фестиваль русского фольклора Каравон. Давно хотел посетить этот прекрасный ежегодный праздник и вот, наконец, довелось.

// glazelki.livejournal.com


Село Русское Никольское находится в 35 километрах от Казани. Добраться до места проведения фестиваля на машине можно за 20 минут.

// glazelki.livejournal.com


Праздник Каравон зародился в стародавние времена, так что без предыстории тут не обойтись.

До XIV века на месте современного русского села была татарская деревня. Появившаяся тогда моровая язва, из-за которой поголовно полегал скот, вынудила местных жителей сжечь деревню и уйти с насиженных мест. Со второй половины XVI века эту местность начинают заселять русские переселенцы из центральной России. В 1734 году село стали именовать Никольским по имени святого Николая Чудотворца, в честь которого была освящена новая деревянная церковь. Постепенно церковный приход так разросся, что на средства прихожан в 1848 году был построен новый каменный трехпрестольный храм.

// glazelki.livejournal.com


Каждый год 22-ого мая, в День святителя и чудотворца Николая Мирликийского или, как в народе говорили, "на Николу Вешнего", в селе устраивался престольный праздник, куда издалека съезжалась многочисленная родня. Люди собирались не только, чтобы воздать дань своему святому заступнику, но и погулять, повеселиться.

// glazelki.livejournal.com


Гуляли по-русски, 3 дня. Общались, пели песни, женихи выбирали себе невест, а вечером все собирались на зеленой лужайке в центре села и "играли каравон". Так в близлежащих селах уезда называли своеобразный хоровод с определенными песнями. Каждый каравон имел свои три песни, которые исполнялись по три раза три дня подряд. В Никольском - это "Как по морю синему", "При долу-долочке", "Как по речке".

// glazelki.livejournal.com


Именно в таком порядке они и поются по сей день. По старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники встают в хоровод и идут особым, "каравонным" шагом. Песни поются протяжные, как может вначале показаться, даже заунывные. Но они словно что-то пробуждают в душе, заставляя вспомнить давно ушедшее ощущение прошлого. Настолько далекого, что даже и не знаешь, откуда берется этот напев. И тут же осознаешь не только свою принадлежность к этому кругу, но и то, что каждый участник хоровода является уникальным носителем древнего наследия.

// glazelki.livejournal.com


В 1955 году народные праздники в русских селах в целях борьбы с религией были запрещены. Многовековая традиция "играть каравон" на Николу Вешнего была прервана и возобновилась лишь в 1988 году. Уже через 5 лет в Никольское стали приезжать русские фольклорные коллективы из разных регионов. Сельский праздник превратился во всероссийский фестиваль. В 2003 году русский народный праздник Каравон стал государственным в Республике Татарстан. На него, как и на Сабантуй, съезжаются люди разных национальностей со всей страны. В этом году Каравон собрал более 130 фольклорных ансамблей и несколько тысяч зрителей и гостей. Вот как это было.

Автобусы участников.

// glazelki.livejournal.com


Из центра Казани в течении дня курсируют бесплатные автобусы. Для желающих приехать на личном транспорте рядом со въездом в село, прямо в открытом поле, организуется огромная автостоянка.

// glazelki.livejournal.com


Встреча гостей.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Официальное открытие начинается в 10:00, однако уже с раннего утра в селе становится многолюдно.

// glazelki.livejournal.com


Одновременно работают три сценические площадки, на которых практически непрерывно выступают коллективы - участники фестиваля.

Главная сцена.

// glazelki.livejournal.com


Для зрителей устроены крытая трибуна и сидячие места.

// glazelki.livejournal.com


Дополнительные концертные площадки не такие большие и находятся чуть в стороне от главной.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Русские частушки под гармонь в искреннем, народном исполнении, да с музыкальными деревенскими ударениями в словах, - ничего потешней в жизни не слышал.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Детская площадка.

// glazelki.livejournal.com


Детский фольклорный ансамбль "Лапоток", г. Казань.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Девочки в косынках и ярких сарафанах выглядят особенно мило.

// glazelki.livejournal.com


Во время отдыха между выступлениями.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Чувашский народный ансамбль "Салам". Чуваши - прямые потомки волжских булгар, третья по численности народность в Татарстане.

// glazelki.livejournal.com


Два молодца.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Варвара-краса, длинная коса.

// glazelki.livejournal.com


"Каравон" - лишь небольшая часть великой и разнообразной русской культуры. Но какая самобытная и удивительная часть! Находясь здесь ощущаешь себя неотъемлемой частью огромной цивилизации восточных славян.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Коробейники.

// glazelki.livejournal.com


На протяжении всего фестиваля проходит ярмарка народных промыслов "Русское подворье". Здесь представлены, преимущественно, современные ремесленники Татарстана.

// glazelki.livejournal.com


Кузнечного дела мастера.

// glazelki.livejournal.com


Иконы из бисера.

// glazelki.livejournal.com


Изготавливает их Марина Михайловна из села Сокуры Лаишевского района.

// glazelki.livejournal.com


Алексеевская фабрика художественного ткачества. Выпускает яркие льняные и хлопковые изделия ручного узорного ткачества.

// glazelki.livejournal.com


Гости из Волжска. Справа Тамара Анатольевна, мастерица по куклам.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Традиционная русская лыковая кукла ручной работы. Проста в изготовлении, но не лишена эстетики.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Курай - татарский национальный духовой инструмент.

// glazelki.livejournal.com


Курай, изготовленный вручную, стоит от 1000 рублей (260 гривен или 33$).

// glazelki.livejournal.com


Поэтесса Андронова Антонина из Лаишево.

// glazelki.livejournal.com


Бортник Гафур Зарипов из села Малая Елга с продукцией собственного производства. В пасеках у Гафура около 400 ульев.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Детские глиняные поделки. Детская школа искусств №1 города Буинск.

// glazelki.livejournal.com


Харисов Айрат Зуфарович, мастер по изготовлению национального музыкального инструмента "Тальян" - аналога баяна.

// glazelki.livejournal.com


// glazelki.livejournal.com


Один такой тальян стоит около 30000 рублей (7800 гривен или 970$).

Праздником народной песни, танца, праздником души называют красочные многогранные фестивали фольклора. Они очень популярные во всём мире, ведь именно народное творчество есть основой мирового классического искусства. Одним из лидеров проведения международных фольклорных фестивалей является кампания «Sound’s Life». Каждый год ею проводятся разнообразные фольклорные фестивали, творческие конкурсы, форумы в России, Республике Беларусь, куда съезжаются любители народного искусства из Грузии, Казахстана, стран Балтики, России, Украины, Республики Беларусь и других стран. Каждый такой фольклорный фестиваль дает возможность представить свои таланты взрослым и юным собирателям и хранителям неисчерпаемой кладовой национального фольклора, любителям и пропагандистам классического и современного искусства.

Такого рода фестивали своей главной целью ставят сбор, пропаганду и сбережение для последующих поколений фольклорного богатства каждого отдельного народа, обогащая этой драгоценной россыпью музыки, танца и песни мировую культуру. И немалый взнос в это делают такие праздники фольклорного искусства, как Международный Форум Народной Музыки и Фольклора, что проходит в Минске (Республика Беларусь). На нем прослушивания исполнителей в возрасте от 5 до 25 лет и старше, а также народных и профессиональных творческих коллективов проводятся в номинациях: народный вокал, фольклор, инструментальная музыка.

Ярко и красочно проходит в Геленджике, Краснодарского края (Россия) Международный конкурс «Звездная Планета». Здесь, среди дивной красоты богатой разнообразием природы юные таланты из разных стран и со всей России, участники, и профессионалы показывают своё умение, делятся опытом и мастерством, заводят дружбу. Такие международные конкурсы национальных культур – неизмеримое поле, на котором прорастают зерна добра, доверия, уважения и любви. Это праздник и тяжёлый труд души и таланта.

А когда земля укроется теплым снежным одеялом, а деревья укутаются в такие же роскошные шубы, дабы не замёрзнуть от трескучих морозов, в поволжском Ульяновске будет тепло от музыки, танцев, песен и улыбок. Ведь этот российский город будет принимать Международный конкурс «Звёздный континент» и открывать для себя и мира новые имена талантов среди певцов, танцоров и мастеров оригинального жанра.

Каждый фольклорный фестиваль – это удивительная феерия многовекового опыта разных народов, проявляющегося в ярких формах музыки, танца и песни. И компания «Sound’s Life» делает все необходимое, чтобы молодые исполнители, а также известные мастера имели возможность продемонстрировать свой многогранный талант и донести до зрителя то красочное доброе истинное, что делает мир лучше.



Рассказать друзьям