Сценарий мероприятия «Старинных танцев кружева…. Презентация по музыке "старинные танцы"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Танец известен в истории человечества с незапамятных времен. Он тесно связан с жизнью народа, с его бытом, его характером. В древности танцевальные движения были непременной частью магических ритуалов. Линии движения танцующих, их жесты и позы имели таинственное, священное значение.

3 слайд

Описание слайда:

Первые танцы описывали форму круга – древнейшую совершенную форму, символизирующую и солнечное божество, и круговороты природы, и смену поколений. Хороводные танцы, известные со времен античности продолжали жить и в Средние века.

4 слайд

Описание слайда:

В противоположность народным круговым хороводам в среде родовитых феодалов, рыцарей и придворной знати предпочитали «благородные» танцы, участники которых образовывали колонну из пар. Если в круге все были равны, то колонна демонстрировала принцип «кто важнее»: чем выше была степень знатности, тем ближе пара находилась к началу колонны. Движения танца были торжественными, неторопливыми, чопорными. Эти танцы не случайно называли променадными, или прогулочными: пары не столько танцевали, сколько демонстрировали себя.

5 слайд

Описание слайда:

В эпоху Возрождения распространены были сюиты из танцев. Слово «сюита» в переводе с французского обозначает «последовательность», «ряд», «вереница». Сюитный цикл возник как танцевальный. Он был основан на контрастном чередовании разных танцев объединенных общей тональностью. Первые сюиты относятся еще к эпохе средневековья. Они состояли из двух танцев – паваны и гальярды.

6 слайд

Описание слайда:

Павана – очень медленный, торжественный танец – шествие в двухдольном размере. Название танца связывают с латинским словом «паво», что означает «павлин». Плавные движения, гордые повороты, поклоны действительно напоминали движения павлина и делали танец парадным, величавым. Павану танцевали при плаще и шпаге. Кавалеры, взявшись за рукоять шпаги, приподнимали ее концом плаща наподобие павлиньего хвоста. По описанию историков, богатством своих костюмов и важностью движений танцоры напоминали павлинов, которые медленно выступая, гордо распускают веером свой хвост.

7 слайд

Описание слайда:

За паваной следовала гальярда–веселый итальянский танец с энергичными прыжками. Некоторые его движения имели смешные названия: «журавлиный шаг», «лягание коровы». Музыка гальярды пишется в трехдольном размере, в подвижном темпе. Фактура, как правило, аккордовая.

8 слайд

Описание слайда:

Павана и гальярда писались в одной тональности, но были контрастны по темпу и размеру: подвижная трехдольная гальярда следовала после медленной четырехдольной паваны. Музыка исполнялась сначала на лютне, а впоследствии на клавесине. Принцип соединения контрастных по характеру, темпу и движению танцев в одном циклическом произведении стал основным в классической танцевальной сюите. Классическая танцевальная сюита состоит из четырех обязательных танцев. Они чередуются в строго определенном порядке и звучат в одной тональности: аллеманда – умеренно медленный; куранта – подвижный; сарабанда – очень медленный; жига – очень быстрый.

9 слайд

Описание слайда:

Аллеманда - танец, распространенный в 17-18 веках, вероятно, немецкого происхождения, на что указывает его название (от французского allemande - немецкий). Это был величавый, несколько грузный танец – шествие: колонна из пар проходила дворцовый зал насквозь, в конце зала разворачивалась, не разъединяя рук, и медленно шествовала в обратном направлении.

10 слайд

Описание слайда:

Куранту называли «танцем манеры» или «докторским танцем»: человек, постигший тайны ее безупречной пластики, считался ученым. Движения танцующих состояли из поклонов и реверансов, затейливый рисунок которых демонстрировал особую учтивость, утонченность манер и благородство вкуса.

11 слайд

Описание слайда:

Сарабанда: в 16 веке в Испании сарабанду танцевали крестьяне на празднике урожая. Позже она стала сольным женским или парным танцем страстного «демонического» характера. Грациозные движения танцующих сопровождались темпераментным пением, звуками гитары и звонким щелканьем кастаньет. В 1583 году сарабанда была запрещена церковью. Спустя некоторое время сарабанда появляется вновь, но уже как медленный торжественный танец – шествие для погребальных церемоний. В таком виде она допускалась даже в храм. Тяжелая поступь траурной процессии напоминала о бренности всего земного.

12 слайд

Описание слайда:

В начале 18 века величественная сарабанда становится популярным придворным танцем. На балу ее танцуют парами, сдержанно и спокойно.

13 слайд

Описание слайда:

Некогда британцы очень любили стремительную зажигательную пляску «джиг». Ее веселый непринужденный характер пришелся по нраву английским морякам. В 17–18 веках танец – уже под названием жига – приобрел популярность и в Европе. Бальную жигу танцевали парами, причем партнеры не могли соединить руки, появилось больше па в воздухе, тогда как простонародная жига была тяжелее и больше «привязана» к земле.

14 слайд

Описание слайда:

Интересно, что народный джиг сохранился со времен древних кельтов вплоть до наших дней. В Ирландии он стал чем – то вроде национального степа: танцор за четверть минуты должен виртуозно отбить не менее 75 ударов!

15 слайд

Описание слайда:

Танец ригодон возник на юго–востоке Франции. Название ригодон производное от итальянского rigodone и французского rigoler – cлов, которые означали «танцевать».

16 слайд

Описание слайда:

Ригодон исполняется весело, живо и темпераментно под пение и отбивание такта деревянными башмаками. Парни кружатся под руку с девушками, а в движениях много поворотов и легких прыжков. При дворе ригодон появился в конце 17 века, обретя подобающую придворным вкусам размеренность и торжественность.

17 слайд

Описание слайда:

В эпоху Возрождения бытовало множество разнообразных танцев, исполнявшихся под пение. Один из них - итальянская сицилиана. Плавное спокойное движение в умеренном темпе, легкое грациозное покачивание ритмической фигуры в размере 6/8 или 12/8, минорный лад, певучесть главного голоса или нескольких голосов, отсутствие staccato–все эти средства музыкального языка создают пасторальную атмосферу. В 16-17 веках существовало множество вокальных и инструментальных сицилиан. Сицилиана часто вводится как центральная медленная часть в инструментальные сюиты, сонаты и концерты А. Корелли, В. Ф. Баха, Г. Ф. Генделя. В «простом» виде сицилиана напоминает сольную арию. Более сложная форма сицилианы имеет полифоническую фактуру.

18 слайд

Старинные танцы

Учитель музыки: Гринева Л.В.


(от франц. - набивать, колотить) - старинный французский народный танец, возникший во второй половине 15-16 вв. в провинции Овернь. Изначально был танцем дровосеков, которые, как бы уминая связку дров, периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками («сабо»). Аккомпанементом к бурре часто было пение самих исполнителей, игра на волынке, удары каблуками, выкрики. В XVII веке постепенно преображается в соответствии с запросами высшего света, приобретает более устойчивую, фиксированную форму и становится придворным танцем. И уже в первой половине XVIII века бурре - один из самых популярных европейских танцев. Также установились характерные черты музыки танца: четный размер, быстрый темп, четкий ритм.



(бегущая, текущая). Старинный придворный танец рубежа 16-17 веков, итальянского происхождения, исполняемый в оживленном темпе. Композиционный рисунок танца обычно шел по овалу, но это мог быть и удлиненный квадрат, и восьмиугольник. Куранта состояла из скользящих шагов, без прыжка, с подъемом на полупальцы или па гальярды. Различали простую и сложную куранту. Первая состояла из простых, глиссирующих шагов, исполнявшихся преимущественно вперед. Сложная куранта носила пантомимический характер: трое кавалеров приглашали трех дам для участия в танце. Дам отводили в противоположный угол зала и просили танцевать. Дамы отказывались. Кавалеры, получив отказ, уходили, но затем возвращались снова и становились перед дамами на колени. Только после пантомимной сцены начинался танец. В сложной куранте движения исполнялись вперед, назад и в сторону. В середине XVI века пантомимная часть танца отпадает



(«польский»)- танец-шествие польского происхождения, известный с 16 века. Развился на основе народного танца, который в Польше назывался «пеший» Танцевали его на свадьбах и других сельских праздниках. Размер у него был 4-дольный, темп медленный и имел отличительные черты свойственные различным областям Польши. Изначально полонез танцевали только мужчины, но в процессе эволюции полонез становится 3-дольным, и в нем начинают принимать участие и женщины.



ЖИГА

Быстрый старинный английский народный танец кельтского происхождения, распространенный в 16 в. Исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за необычайно выпуклую форму прозвали «жига» - окорок. Первоначально жига была парным танцем. Среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого шутливого танца. В 17-18 веке стала популярным салонным танцем во многих странах Западной Европы



САРАБАНДА

старинный испанский танец, известный с 16 века, испанского происхождения. Поначалу это был народный танец, исполнялся только женщинами в живом, озорном, темпераментном характере. Аккомпанементом служили кастаньеты, гитара и песни танцовщиц, которые считались неприличными. У себя на родине сарабанда попала в разряд непристойных танцев и в 1630 году была запрещена. Но, несмотря на запрет, сарабанда постепенно становится одним из популярных придворных танцев в Испании и приобретает торжественный, величавый характер. За пределы Испании попадает во 2-й четверти 17 века. Здесь она становится парным танцем с более спокойным ритмом. В придворных кругах сарабанду обычно танцевали медленно и важно



французский народный и придворный танец 17 - 18 веков, популярный в южных областях Франции. Произошел от бранля, исполнялся по кругу (хоровод) или по линии в быстром темпе и веселом, темпераментном характере. Ригодон исполняли под аккомпанемент скрипки, пение танцующих, также исполнители отбивали такт деревянными башмаками. Основными движениями были подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперед, вращение под руку с девушкой, поочередная смена пар и т.д.

С конца 17 века приобрел известность как придворный танец, соответственно став более размеренным и торжественным. В 18 веке ригодон оставался наиболее демократичным из всех популярных салонных танцев, он несколько оживлял наскучивший ряд церемониальных танце



Тарантелла (от названия г. Таранто на юге Италии) - итальянский народный танец, живой и страстный по характеру, исполняемый в размере 6/8. С историей тарантеллы связано много легенд. В 15-16 веках этот танец считался единственным средством излечения «тарантизма» - безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула



Гавот (франц. gavotte, от прованс. gavoto – танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) – старинный французский народный танец в спокойном темпе и трехдольном размере. Изящный и радостный танец известный еще с 16 века, исполнялся легко и грациозно под народные песни и волынку. Изначально был хороводным танцем.

В 18 в. становится популярным придворным парным танцем с различными фигурами. Теперь это жеманный и манерный танец. Легкие скользящие движения сочетались с изысканными реверансами, изящными вычурными позами, движений рук отличались большей танцевальностью. Как правило, исполнялся одной парой .


Менуэт (франц. - маленький шаг) – старинный французский народный танец 16–17 вв.. Исполнялся в умеренном темпе и 3-дольном размере. Предшественником менуэта был старофранцузский хороводный танец аменер (amener), который зародился в провинции Пуату.

С середины 17 по середину 18 в. менуэт был основным придворным танцем, образцом французского придворного балета. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным. Любимым танцем королевского двора менуэт становится около 1650 года, при Людовике XIV. Его называли "королем танцев и танцем королей". А затем распространился по всей Европе, в том числе в России (где его танцевали на ассамблеях Петра I). Он пережил на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы и сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них - дофин с одной из знатных дам. Характерные черты менуэта – церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок и назад, изящные маленькие шаги и легкое скольжение .

В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Менуэту обучались долго, очень трудно давалась манера исполнения. Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно, красиво. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Руки танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, согнутые в локтях, с манерно приподнятыми кистями дорисовывали позы менуэта, их не полагалось поднимать высоко, соединение рук танцующих должно было происходить мягко, плавно. Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка, который варьировался в плавных, закругленных линиях в виде буквы S, цифр 2 и 8, а также буквы Z. Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать.

В XVIII веке медленный менуэт сменил скорый, которому свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений; руки разрешалось поднимать высоко в различных позах. Танец становился еще более изысканным и манерным



Павана

Павана (исп. и итал. – павлин) - торжественный медленный танец, распространенный в 16 - начале 17 веков в Европе. Уже в начале XVI века павана стала одним из самых популярных придворных танцев. Это - один из наиболее величественных танцев; характер ее серьезен и возвышен. Торжественный характер паваны позволял придворному обществу блистать изяществом и грацией своих манер и движений, демонстрируя обществу свою величавость и богатство костюмов. Народ и буржуазия этот танец не танцевали. Исполнялась павана строго по рангам. Начинали танец король и королева, затем в него вступал дофин со знатной дамой, потом принцы и т.д. Кавалеры исполняли павану в плаще и при шпаге. Дамы были в парадных платьях с тяжелыми длинными тренами, которыми нужно было искусно владеть во время движений, не поднимая их с пола. За королевой приближенные дамы несли шлейф. Перед началом танца полагалось обходить зал. Во время танца у дамы были опущены глаза; только время от времени она смотрела на своего кавалера. В конце пары с поклонами и реверансами снова обходили зал.



В каждой стране характер движений и манера исполнения паваны имели свои особенности: во Франции - шаги плавные, медленные, грациозные, скользящие, в Италии - более оживленные, беспокойные, чередующиеся с маленькими прыжками. Вероятнее всего, свое название павана получила от латинского слова pavo, paon, что означает павлин. И действительно, танцующие павану как бы подражают паве, важно шествующей с красиво распущенным хвостом. Один из немецких музыкантов еще в 1523 году так и назвал павану: "павлиний танец". Также существует паванилья – танец популярный в Италии в 1-й половине XVII века и родственный паване. Отличался более оживленным характером и темпом.


Напишите конспект

По этой

презентации

УДАЧИ!


Слайд 2

Вселенная танца огромна, неизмерима. Танцев неисчислимое множество. Условно танцы можно разделить на бальные, народные, постановочные и реконструированные (средневековые, античные и т.п.). Но именно народный танец является родоначальником всех остальных. Народный танец - фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец - это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом - для зрителя (общества, группы, общества). Можно с уверенностью сказать, что это самый распространенный вид танцевального искусства. Нет ни одной народности, какой бы малой она ни была, которая не имела бы присущей только ей танцевальной культуры. Танцы и песни различных национальностей возникли из народных игр и развлечений, связанных с трудовыми процессами, религиозными обрядами и семейными праздниками. Безусловно, танцевальное искусство некоторых стран популярно только в пределах их границ, а у других завоевало весь мир. Вряд ли найдется равнодушный зритель танца фламенко (национальный танец испанских цыган), русских, молдавских, грузинских, индийских, кельтских и других народных танцев.

Слайд 3

«Гальярда» - Танцевальный диалог.Гальярда (от итальянского gaillarde - бодрый, веселый) - старинный танец итальянского происхождения, исполняемый на балах. Основные движения гальярды - прыжки и приставные шаги.

Слайд 4

«Маскарата» - Танец с саблями.Маскарата - традиционный итальянский танец, который является ярким представителем танца с саблями.

Слайд 5

«Болеро» – гордость по-испански.Болеро – танец, зародившийся в Испании в XVIII веке. Существует множество его разновидностей, в зависимости от области происхождения.

Слайд 6

«Сиртаки» - Визитная карточка Греции.«Сиртаки» (от греч. - "касание") - групповой танец, начинающийся медленным и заканчивающийся быстрым темпом.

Слайд 7

«Моррис» – чисто по-английски.Моррис - старинный северо-английский танец с мечами и бешеной энергетикой. Это целая наука, для постижения которой у обучающихся уходят годы.

Слайд 8

«Хора» – танцевальный вавилон.Хора – настоящий интернациональный танец, объединивший под своим «крылом» народности вечно враждующих друг с другом: македонцев, болгар, румын, греков, сербов, хорватов, грузин, армян, турок и евреев.

Слайд 9

«Кучипуди»: Индийская классика.Кучипуди - один из восьми классических танцев, официально признанных в Индии. По праву считается самым сложным в индийской культуре, так как сочетает в себе не только танцевальные движения, но и лирику, и пантомиму, и драму.

Слайд 10

«Фламенко» – что есть страсть? Фламенко - это не просто танец! Это целый отдельный язык, выражающийся эмоциями и движениями. Фламенко – это мир! Характерной чертой танца является ритмичное отбивание “сапатеадо”, выражающееся в постукивании ботинком по полу.

Слайд 11

Полька: пятка-носок, и понеслись! Полька - старинный чешский танец. Исполняется в подвижном, быстром темпе в парах; также полькой именуется жанр танцевальной музыки.

Слайд 12

«Турецкие народные танцы» - разнообразие красок.Народные танцы Турции включают в себя более двух тысяч различных видов танца, среди которых невозможно выделить главные и второстепенные. Причина в том, что история танцев в этой стране охватывает историю множества народов, проживающих на территории Анатолии (срединная часть современной Турции), среди которых хетты, тюрки, греки, фригийцы, цыгане, лидийцы, османы и многие другие. Все они привнесли что-то свое - самобытное, и создали в своем собственном регионе свой неповторимый национальный фольклор.

Слайд 13

«Летка-енка» – горячий финский танец.Летка-енка, являясь русской интерпретацией финского танца letkajenkka и означающая в переводе - «ритмичное качание», родилась на белоснежных северных просторах.

Слайд 14

Венгерские танцы: мелодичная импровизация.Венгерские танцы являются достоянием мировой театрально-музыкальной культуры и имеют тесную взаимосвязь с национальным фольклором. Среди основных танцев, характеризующих венгерский колорит, обычно называют чардаш и вербункош.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работа выполнена в рамках проекта « Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой ИКТ – компетентности По программе «Информационные технологии»

Открытое мероприятие. Тема: "В мире танца". Цель: Создать условия для развития творческих способностей и формирования эстетического вкуса у детей. Задачи: Расширить познания детей в области хореографического искусства. Познакомить с национальной культурой различных народов. Предоставить детям возможности для самовыражения.

В мире танца Волшебный мир танца! Кто из нас не восхищался этим искусством, не испытывал той радости, которую дарит людям танец?

Движениями и жестами они передавали свое настроение: радость, печаль. Танцами сопровождались битвы, походы на войну, проводы в последний путь. Музыкальное сопровождение было самым простым: удары барабана, хлопанье в ладоши, пение. Танец появился очень давно, на заре человечества. Первые танцы не были похожи на наши современные. В основе первых плясок были движения, связанные с трудом первобытного человека: ловлей рыбы, сбором плодов, охотой.

С изменением социального строя и условий жизни людей изменились характер, тематика и манера исполнения танца. На Руси издавна любили этот жанр музыкального искусства. Одним из самых древних танцев является хоровод, который дошел и до наших дней.

Русской же пляске прежде всего присуща содержательность, величественная широта жеста. Народная пляска первая формировала хореографический вкус русского общества. Под ее влиянием создавались шедевры музыкальной и художественной культуры, мировой классической литературы, делались научные открытия.

Во все времена танец характеризовал тот народ, у которого он зародился, выражая мысли, чувства и переживания этого народа, их традиции и обычаи. Лезгинка - это воинственность и храбрость духа грузинского народа. Самба – яркие краски Бразилии, энергия, задор, радость в каждом движении.

Кадриль -это игривый и добрый нрав сибиряков. Цыганочка -это веселье и свободолюбие кочующего народа.

Пасадобль - это страстная натура Индийский танец поражает своей философией и пластикой жестов. испанцев.

В последствии из народных танцев появился классический танец. Менуэт - французский народный танец. Он появился на рубеже 16-17 в.. Изначально сельский танец он стал образцом классического балета и к середине 18 в. ни один бал не обходился без него. Полонез - польский национальный танец в отличие от других польских народных танцев, мелодии которых поются, полонез всегда был инструментальным жанром. Генрих Валуа после того, как возглавил трон, ввел полонез в обязательный элемент придворных балов.

Гавот появился в 17 в. и сначала был хороводным танцем. В 18 в. он превратился в парный танец и занял свое место при европейских дворах Мазурка - это тоже польский народный танец, который в начале 18 в. стал любимым танцем господ. Полька появилась позже остальных. Первое упоминание о польке датируется 1830 г.. Чешский энергичный танец быстро распространился по Европе и был принят всеми буржуа на "ура".

Разумеется, вечных танцев нет, они рождаются и умирают,. И все же, ни один из танцев не выдержал такого длительного испытания временем. Один из самых молодых классических танцев считается вальс. Он был рожден почти три века назад, как народный танец на стыке трех стран- Германии, Австрии, Чехии. Танцевали его в городах и деревнях, танцевали всюду, где придется, в самой простой обстановке, где собирался и развлекался простой народ. Вальс- вечно юный танец.

О вальсе сказано не мало, Он в песнях и стихах воспет. И сколько танцев не бывало, А лучше вальса право нет.

Расцвет вальса связан с творчеством австрийских композиторов; Штрауса-отца, и, позднее - его сыновей Йозефа и Иогана, которого прозвали "королем вальса". Прекрасная певучая мелодия парит и кружит, ослепляет своей красотой. "Жизнь прекрасна!"- вот что говорят композиторы своей музыкой и, кажется, хотят, чтобы все с ними согласились. Вальс наиболее выразительный поэтический танец. Не случайно, многие выдающиеся композиторы- Шопен, Брамс, Чайковский, Глазунов, Глинка- создавали вальс.

На сегодняшний день мы танцуем с вами классический вальс, бальный вальс, военный вальс, вальс в современной обработке.

В 16 в. в Европе формируется балет - зрелище, составленное из плясок и немого действия.

Сегодня балет приобретает все более многообразные формы.

Одежда женщин стала другой- изменилась длина юбки, ушли в прошлое корсеты, пышные нижние юбки. А движения танцев приобрели более раскованный, ритмичный, подвижный характер. Это была настоящая революция! В начале 20 века появились танцы: фокстрот, квикстеп, танго, чарльстон, степ(чечетка) .

В середине века появилось такое понятие, как "бальный танец". Программа бальных танцев имеет 2 направления: квикстеп венский вальс танго медленный вальс фокстрот пасадобль ча-ча-ча самба джайв румба европейская латиноамериканская

Сегодня мы танцуем самые разнообразные танцы, медленные и быстрые, плавные, лиричные и энергичные, те, которые люди танцуют с давних пор и те, которые вошли в наш репертуар недавно.

Великий мир танца! Танец- это театр пластики, мимики и жеста. Язык телодвижений- самый выразительный и эмоциональный. Может быть поэтому танец- это самый массовый вид искусства. В нашей школе ребята тоже любят танцевать, а самые способные- являются участниками ансамбля «Росинка". Давайте чуть ближе познакомимся с ним!

Итог: Что такое «танец»? Какие народные танцы вы знаете? Какие корни имеют классические танцы? Какой жанр хореографии появился в 16 веке и существует по сегодняшний день? О каких композиторов вы узнали сегодня? А каких композиторов вы еще знаете? Назовите танцы, входящие в латиноамериканскую программу? Какие стили танцевального искусства присущи 20-21 в.?

Танец- это движение. Движение - жизнь. Давайте же танцевать!




Рассказать друзьям