Сделать анализ рассказа. Анализ произведения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

План анализа рассказа

1. Тема, сюжет.

2. Идейное содержание рассказа.

3. Главные герои и их подробная характеристика. Как характеры героев «работают» на раскрытие идейного содержания рассказа?

4. Второстепенные персонажи. Их роль в произведении.

5. Своеобразие композиции рассказа. Идейно-смысловая нагрузка отдельных частей:

развитие действия

кульминация

развязка

Какова роль такой композиции?

6. Художественное своеобразие рассказа. Творческая манера писателя:

изобразительные средства

художественные детали

символика.

9. Ваши впечатления о рассказе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План анализа рассказа

1. Тема, сюжет.

2. Идейное содержание рассказа.

3. Главные герои и их подробная характеристика. Как характеры героев «работают» на раскрытие идейного содержания рассказа?

4. Второстепенные персонажи. Их роль в произведении.

5. Своеобразие композиции рассказа. Идейно-смысловая нагрузка отдельных частей:

пролог

завязка

развитие действия

кульминация

развязка

эпилог.

Какова роль такой композиции?

6. Художественное своеобразие рассказа. Творческая манера писателя:

пейзаж

изобразительные средства

художественные детали

символика.

7. Смысл названия рассказа.

9. Ваши впечатления о рассказе.

Анализ любого произведения начинается с восприятия - читателя, слушателя, зрителя. Если рассматривается литературное сочинение, то оно противопоставляется, скорее, другим идеологиям, чем другим искусствам. Слово как таковое является средством не только литературы, но и человеческого языка вообще. Таким образом, основная аналитическая нагрузка падает на обозначение критериев художественности. Анализ произведения - это прежде всего проведение границ между художественным творением и продуктом человеческой деятельности вообще, будь то литература или любое другое искусство.

Составление плана

Анализ художественного произведения требует разграничения его формы и идейного содержания. Идейное содержание - это прежде всего тематика и проблематика. Затем - пафос, то есть эмоциональное отношение художника к изображаемому: трагизм, героика, драматизм, юмор и сатира, сентиментальность или романтика.

Художественность заключается в деталях предметной изобразительности, в последовательности и взаимодействии внутренней и внешней деятельности изображаемого во времени и пространстве. А также анализ художественного произведения требует точности в освещении композиционного развития. Это и наблюдение за развитием в порядке, способах, мотивировках повествования или описания изображаемого, в стилистических деталях.

Схемы для анализа

Прежде всего, рассматривается история создания данной работы, обозначается её тематика и проблематика, идейное направление и эмоциональный пафос. Затем исследуется жанр в его традиционности и своеобразии, а также данные художественные образы во всех их внутренних связях. Анализ произведения выводит на передний план обсуждения и характеризует всех центральных персонажей, одновременно проясняя сюжетные линии в особенностях построения конфликтов.

Далее характеризуются пейзажи и портреты, монологи и диалоги, интерьер и обстановка действия. При этом обязательно нужно обращать внимание на словесный строй: анализ литературного произведения требует рассмотрения авторских описаний, повествований, отступлений, рассуждений. То есть предметом изучения становится речь.

Детали

При анализе обязательно распознаются как композиция произведения и характеристика отдельных образов, так и общая архитектоника. Напоследок обозначается место данного сочинения в творчестве художника и его значимость в отечественной и мировой сокровищнице искусств. Особенно это важно, если производится анализ произведений Лермонтова, Пушкина и других классиков.

Необходимо донести информацию об основных проблемах эпохи и прояснить отношение к ним творца. По пунктам обозначить традиционные и новаторские элементы в работе автора: каковы идеи, тематика и проблематика, каков творческий метод, стиль, жанр. Очень полезно изучить отношение к данному творению ведущих критиков. Так, у Белинского получился практически исчерпывающий анализ произведений Пушкина.

План характеристики персонажа

Во вступлении необходимо определить место персонажа в общей системе образов данного произведения. Главная часть включает в себя прежде всего его характеристику и указание социального типа, материального и общественного положения. Подробно рассматривается внешний облик и не менее обстоятельно - его мировосприятие, мировоззрение, круг интересов, привычки, склонности.

Обязательное исследование характера деятельности и основных устремлений персонажа весьма способствует полному раскрытию образа. Также рассматривается его влияние на окружающий мир - все виды воздействия.

Следующий этап - анализ героя произведения в области чувств. То есть как он относится к окружающим, его внутренние переживания. Анализируется и отношение автора к данному персонажу. Каким образом личность выявляется в произведении. Дана ли характеристика самим автором напрямую, или он сделал это с помощью портрета, предыстории, посредством других персонажей, через поступки исследуемого или его речевую характеристику, с использованием окружающей обстановки или соседей. Заканчивается же анализ произведения обозначением проблемы в обществе, которая привела художника к созданию именно такого образа. Знакомство с персонажем получится достаточно близким и познавательным, если путешествие по тексту провести интересно.

Анализ лирического произведения

Начать следует с даты написания, затем дать биографический комментарий. Обозначить жанр и отметить его своеобразие. Далее целесообразно как можно более подробно рассмотреть идейное содержание: выявить ведущую тему и донести основную мысль произведения.

Чувства и их эмоциональная окраска, выраженные в стихотворении, динамика в нем господствует или статика - всё это составляет важнейшую часть, которую должен содержать анализ литературного произведения.

Важно при этом обратить внимание на впечатление от стихотворения и проанализировать внутреннюю реакцию. Отметить преобладание общественных либо личных интонаций в произведении.

Профессиональные детали

Далее анализ лирического произведения входит в сферу профессиональных деталей: конкретно рассматривается структура словесных образов, их сопоставление, а затем - развитие. Какой путь избрал автор для сопоставления и развития - по контрасту или по сходству, по ассоциации, по смежности или по умозаключению.

Подробно рассматриваются изобразительные средства: метонимия, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, символ, сарказм, перифраза и так далее. Особенно необходимо выявить наличие интонационно-синтаксических фигур, таких как анафоры, антитезы, эпитеты, инверсии, риторические вопросы, обращения и восклицания.

Анализ произведений Лермонтова, Пушкина, да и любого другого поэта, невозможен без характеристики основных особенностей ритмики. Необходимо обозначить прежде всего, что именно использовал автор: тонику, силлабику, силлабо-тонику, дольник или свободный стих. Затем определить размер: ямб, хорей, пеон, дактиль, анапест, амфибрахий, пиррихий или спондей. Рассматривается способ рифмовки и строфика.

Схема анализа произведения живописи

Сначала указывается автор и название картины, место и время её создания, история и воплощение замысла. Рассматриваются причины выбора модели. Обозначаются стиль и направление данного произведения. Определяется вид живописи: станковая она или монументальная, фреска, темпера или мозаика.

Объясняется выбор материала: масло, акварель, тушь, гуашь, пастель - и характерен ли он для художника. Анализ художественного произведения предполагает и определение жанра: портрет, пейзаж, историческая живопись, натюрморт, панорама или диорама, марина, иконопись, бытовой жанр или мифологический. Также следует заметить его характерность для художника. Донести живописный сюжет или символическое содержание, если таковые наблюдаются.

Схема анализа: скульптура

Так же как и предусматривает анализ произведения живописи, для скульптуры сначала указывается автор и название, время создания, место, история замысла и воплощение его в жизнь. Обозначаются стиль и направление.

Теперь необходимо определить вид скульптуры: круглая, монументальная или мелкая пластика, рельеф или его разновидности (барельеф или горельеф), герма или скульптурный портрет и так далее.

Описывается выбор модели - это существующий в реальности человек, животное или его аллегорический образ. А может быть произведение является полностью фантазией скульптора.

Для полного анализа нужно определить, является ли скульптура элементом архитектуры, или она отдельно стоящая. Затем рассмотреть авторский выбор материала и то, чем он обусловлен. Мрамор это, гранит, бронза, дерево или глина. Выявить национальные особенности работы и, наконец, передать личное отношение и восприятие. Анализ произведения скульптора окончен. Схожим образом рассматриваются и объекты архитектуры.

Анализ музыкального произведения

Музыкальное искусство для раскрытия жизненных явлений располагает специфическими средствами. Здесь определяются связи между образным смыслом музыки и ее структурой, а также средствами, которые использованы композитором. Эти особенные черты выразительности и призван обозначить анализ музыкального произведения. Более того, он должен сам стать средством для развития эстетических и этических качеств личности.

Для начала необходимо выяснение музыкального содержания, идеи и концепции произведения. А также его роли в воспитании чувственного познания полной картины мира. Затем нужно определить, какие выразительные средства музыкального языка сформировали смысловое содержание произведения, какие интонационные находки применил композитор.

Как сделать качественный анализ

Вот неполный перечень вопросов, на которые должен ответить качественный анализ музыкального произведения:

  • О чём эта музыка?
  • Какое название можно ей дать? (Если сочинение не программное.)
  • Есть ли в произведении герои? Какие они?
  • Есть ли в этой музыке действие? Где происходят конфликты?
  • Каким образом проявляются кульминации? Нарастают ли они от вершины к вершине?
  • Каким образом композитор объяснил нам всё это? (Тембры, темпы, динамика и т. д. - то есть характер произведения и средства создания данного характера.)
  • Какое впечатление производит эта музыка, какое настроение передаёт?
  • Какие ощущения испытывает слушатель?

Планы анализа художественных текстов различного типа

План рассказа о герое

    Расскажи о понравившемся герое (Мне понравился … Мне запомнился … Мне показался интересным… Я восхищаюсь…)

    Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

    Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

    Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

    Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

    Назови героев других произведений, которые в чём-то схожи с этим персонажем.

    Подумай и скажи, в чём тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

    Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

    Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг.

План работы над лирическим стихотворением

    Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

    Что послужило толчком для создания этого произведения?

    Какие строки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)?

    Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

    Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

    Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

    Какие слова употребляются в переносном выражении?

    Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

    Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

План анализа рассказа

    Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан? Что ты знаешь об авторе?

2. Какой из трёх типов текста здесь преобладает:

Повествование (рассказывает);

Описание (показывает);

Рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события рассказа).

4. Что является кульминацией (высшей точкой напряжения в

развитии действия) этого рассказа?

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

8. В чём главная идея этого произведения? О чём нам предлагает задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы.

10. Как ты думаешь, как сложиться судьба героев в будущем?

План анализа басни

    Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней?

    Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

    Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.

    Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

    Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

    Перечисли основные черты характера главных героев басни.

    Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

    Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?

    Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

    Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

Словарь настроений

беспокойное

бодрое

боязливое

бурное весёлое возбуждённое

возмущенное

волшебное воспевающее

восторженное

высмеивающее

героическое

грустной радости

грустное

добродушное

добродушно-насмешливое

жуткое

загадочное

задиристое

заносчивое

звонкое

капризное

ликующее

любования

мечтательное

мрачное

насмешливое

нежное

нетерпеливое

обиженное

ожидание

печальное

поучительное

привередливое

прихотливое

прославляющее

радостной готовности

радостной грусти

радостное

робкое

светлое

сердитое

серьёзное

сказочное

скорбное

скрытное

смешное

солнечное

сонное

сосредоточенное

состояние готовности к подвигу

сочувствующее

спокойное

таинственное

тёплое

тихое

торжественное

тоскливое

тревожное

уютное

хвалебное

хвастливое

хмурое

шаловливое

Обратите внимание на возникшие у вас после прочтения чувства и ассоциации. Запишите мысли, на которые вас натолкнуло это произведение, первое впечатление о героях и ваши собственные выводы по проблеме рассказа.

Выделите главную сюжетную линию рассказа. Определите основных и второстепенных действующих лиц. Опишите центральное событие рассказа.

Проанализируйте сюжетную схему. В ней должны присутствовать экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Учитывая небольшой объем рассказа, некоторые части сюжетной схемы в нем могут быть представлены в сжатом виде или вообще отсутствовать.

Завязка сюжетной линии представляет собой исток, начало, первое проявление конфликтной ситуации. На завязку в рассказе обратите особое внимание.

Далее следует развитие действия. Развитие сюжета – динамичная часть произведения. Именно в ней автор не только описывает происходящие события, но и дает характеристики , раскрывает их личностные особенности.

Наивысшее напряжение сюжета достигается в кульминации. Эта часть является вершиной рассказа, когда события находятся в самой острой точке развития, эмоции накалены, а характеры персонажей максимально открываются.

За кульминацией следует развязка, в которой проблема разрешается. Поведение героев становится полностью понятным. Автор переходит к описанию последствий. В этой части наиболее заметно отношение писателя к его героям.

Эпилог, как правило, содержит дальнейшей судьбы персонажей. В рассказе он может отсутствовать.

Разберите композицию рассказа. Обратите внимание на последовательность и взаимосвязанность его частей. Отметьте обстоятельства, при которых каждый вводится автором в повествование и выводится из него.

Определите, какие способы объединения внутреннего мира рассказа использует автор. Даже в короткой художественной прозе важное место занимают описания внешности персонажей, интерьеров, пейзажей.

Изучите способы изображения сюжета, которыми пользовался автор. Это может быть монолог, внутренний монолог, диалог, повествование от третьего лица и т.д. Также найдите в тексте места, где автор выражает собственную точку зрения. Отметьте, как именно он делает это – от собственного лица, через любимого персонажа или путем намека, неочевидного вывода.

Проанализируйте главных действующих лиц. В рассказе их обычно 2-3. Опишите характеры персонажей, их взаимоотношения, уникальность каждого. Подкрепите свои мысли цитатами из текста. Продумайте значение главных и второстепенных героев для развития сюжета и для выражения основной мысли произведения. В анализе рассказа часть, посвященная разбору персонажей, должна быть самой содержательной и объемной.

Для того чтобы выяснить основные моменты произведения, его необходимо тщательно проанализировать. К сожалению, не все знают, с чего следует начать эту работу. План анализа рассказа поможет структурировать мысли читателя и качественно раскрыть все аспекты произведения.

С чего начать?

Любой школьник сталкивался с задачей проанализировать текст. Как правило, на уроке литературы это произведение, включенное в школьную программу. Но что делать, когда подробный план анализа рассказа нужно выполнить самостоятельно? Стоит начать с постановки цели.

Если основной задачей является анализ эпизода в рассказе, тогда следует определить его роль в нем. Как правило, к изучению предлагается одна из важнейших сцен в произведении. Например, как проявил себя герой в том или ином случае, какие его черты раскрылись при этом.

Основные аспекты

Вы внимательно прочитали текст, теперь необходимо составить план анализа рассказа.

Начните с определения его темы. Обычно их в тексте несколько: темы дружбы, преданности, долга, любви. Необходимо выявить самые основные.

Теперь стоит перейти к описанию главных героев. Это не только внешний вид, который тоже немаловажен, но и основные черты характера персонажей. После переходим к роли героев в раскрытии проблематики рассказа. Их взаимоотношения также являются важным аспектом плана.

Второстепенные герои нередко играют важную роль в произведении. Литературный анализ рассказа должен включить и их описание и характеристику.

Композиция и ее составляющие

Далее переходим к структуре самого рассказа. Каждое произведение имеет индивидуальные особенности построения. Для начала определим пролог, то есть момент предварения основного действия. После перейдем к завязке и опишем момент начала конфликта или проблемы произведения.

Теперь необходимо выявить развитие действия в рассказе. Эта часть композиции обычно самая продолжительная. В ней мы увидим главных героев, их описание, основные события. А вот самый острый момент в рассказе называют кульминацией. Это событие, в котором раскрываются все тайны произведения, происходят самые напряженные действия. Теперь осталось лишь закончить анализ композиции развязкой. Это такой элемент, который снимает так называемое напряжение после кульминации, описывает, что стало с героями после произошедших событий.

План анализа рассказа

Заканчивая исследование произведения, осталось определить его художественное своеобразие. Следует указать творческую манеру любого писателя, которая отличает его от других авторов. Средства использованной художественной выразительности, найденные вами в тексте, сделают анализ более полным и глубоким. Не забудьте об эпитетах, олицетворениях, метафорах и других тропах.

После этого приступите к выводу, который будет включать в себя авторское отношение к проблеме, а также ваше собственное мнение и впечатление.

Перечислим основные пункты, которые содержит план анализа рассказа по литературе:

  1. Тема рассказа.
  2. Идея.
  3. Анализ главных героев.
  4. Второстепенные персонажи.
  5. Особенности композиции.
  6. Средства выразительности, использованные в тексте.
  7. Впечатление читателя.

Теперь вы легко проанализируете любой рассказ, используя нашу статью. Основные аспекты плана, представленные нами, помогут вам выполнить глубокую и качественную работу.

Материалы по теме:

  • План анализа художественного произведения
  • Как написать роман: с чего начать, придумать название, сюжет
  • Анализ и краткое содержание Что делать? (Чернышевский Н. Г.)
  • Как составлять план текста: супер-шпаргалка по русскому
  • Проблематика и анализ рассказа В. Шукшина «Срезал»
  • Тема произведения - это... Что такое тема в литературе
  • Как составить план сказки? Как составить план сказки Царевна-лягушка или Дюймовочка
  • Жанр рассказ: особенности, история развития, примеры. Рассказ - это жанр литературы? Признаки рассказа как жанра


Рассказать друзьям