Балет Семь красавиц станет приятным открытием для всех ценителей классического балета. В его основу легло сочинение известного поэта Низами, творившего в средневековой Персии. Датой рождения балета считается 1952 год. Именно тогда знаменитый азербайджанский композитор Кара Караев создал к этой удивительной восточной поэме оригинальную партитуру. В центре сюжета история драматической любви молодых героев - прекрасной Айши и шаха Бахрама. Влюбленным приходится столкнуться с коварством и интригами жестокого Визиря. Перед зрителями раскрываются темы любви, дружбы, жажды власти, преданности, чести.
С прошествием времени спектакль был заново переработан. Гости театра увидят его в постановке Виталия Ахундова, талантливого танцовщика и балетмейстера, который в прошлом блистательно исполнял партию шаха Бахрама. Было переработано и либретто - автором новой версии стал Александр Максаков. Все роли исполняют молодые профессиональные артисты балета. Их мастерство и опыт позволяют создать на сцене удивительное, завораживающее действо. В постановке гармонично сливаются мотивы народных танцев Азербайдзана и элементы классической хореографии.
Мастерски были созданы и образы семи красавиц. Для каждой из них была придумана особая мелодия с выразительными интонациями народной музыки, а также специальный рисунок танца. Зрители смогут совершить настоящее восточное путешествие в Персию - настолько в спектакле воссоздан колорит этой удивительной страны. Дополняет яркость костюмов героев красочная видеоинсталляция, созданная Павлом Суворовым. В музыкальных партиях используются народные инструменты, что еще больше подчеркивает восточный колорит. Чтобы насладиться замечательной работой большой творческой группы, нужно непременно купить билеты на балет Семь красавиц.
Этот спектакль увидел свет в 1952 году, а спустя 56 лет был практически придуман заново и получил вторую жизнь; либретто для нынешней постановки переписала турецкая сценарист Яна Темиз .
Накануне на сцене Большого балетная труппа Азербайджанского театра оперы и балета представила жемчужину национальной классики - балет "Семь красавиц". Музыку к балету написал выдающийся азербайджанский композитор Кара Караев. Балет поставлен по мотивам поэмы азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви.
Впервые этот спектакль увидел свет в 1952 году. А спустя 56 лет был практически придуман заново и получил вторую жизнь. Современных азербайджанских красавиц с красавицами советского периода сравнил Евгений Давыдов.
Тогда, в 52-ом году, балет изобиловал сценами дворцовых переворотов и политических интриг. Так что собственно красавицы были на втором плане. Сейчас балет сочинен заново и получил вторую жизнь. Либретто для нынешней постановки переписала турецкая сценарист Яна Темиз.
Яна Темиз, автор либретто балета "Семь красавиц":
- Балет 52-го года не соответствовал ни замыслу композитора, ни поэме Низами. Поэтому мы сделали неоклассическую постановку. Мы вернули этот балет к первоначальному замыслу и первоначальному сюжету.
В современной постановке нет ни классовой борьбы, ни народных масс. Никакой политики, просто музыка и балет о чувствах людей. Авторы объясняют это желанием приблизиться к первоисточнику - поэме Низами Гянджеви, написанной в XII веке.
Полад Бюльбюльоглу, народный артист Азербайджана, посол Азербайджана в России:
- Когда этот спектакль был впервые поставлен в Ленинграде известным русским хореографом Сергеевым. Потом был поставлен в Баку. Спектакль выдержал много разных постановок. Это новая версия. Я уверен, что у этой музыки, у этого балета будет еще много разных версий.
Премьера спектакля прошла два года назад в Баку в честь 90-летия известного композитора, автора музыки "Семи красавиц" Кара Караева. На язык классического танца либретто переложил хореограф Василий Медведев. Для выступления в Москве на главную роль пригласили премьера Большого Михаила Лобухина. Красавицы же здесь все свои, азербайджанские.
И хотя хореография спектакля стала сложнее, содержание, напротив, упростилось. Сага о классовой борьбе превратилась в романтическую притчу, сообщает www.tvc.ru .
Азербайджанский балет поставил русский хореограф Василий Медведев.
Он на сцене еще до начала репетиции. Проверяет, все ли готово, и только потом признается: приехал заранее, потому что очень волнуется. "Я ставил в Большом театре "Эсмеральду" вместе с Юрием Бурлаки. Теперь это мой балет. Ответственность огромная", - говорит Василий Медведев.
Он с гордостью рассказывает, как на премьеру в Баку два года назад приехал сам Пьер Карден и сказал: "Этот балет должен увидеть Париж!" Знаменитому кутюрье очень понравилась музыка Кара Караева. Легендарный азербайджанский композитор, выпускник Московской консерватории, ученик Дмитрия Шостаковича. "Семь красавиц" стали вершиной его творчества.
"Это музыка о вечном - о добре, о зле, о любви. Поэтому, мне кажется, что это не последняя постановка "Семи красавиц". Наверное, новые поколения будут читать ее по-новому", - считает посол Азербайджана в России, певец, композитор Полад Бюль-Бюль Оглы.
Яна Темиз сочиняет детективные романы, но так понравилась поэма азербайджанского поэта XII века Низами, что решилась написать либретто. "Это довольно сложное символическое произведение. В нем шах ищет семь красавиц, которые символизируют для него разные вещи - и любовь, и мудрость. Он находит семь красавиц и познает через них любовь, познает разные стороны жизни, строит для них семь прекрасных дворцов", - рассказывает автор либретто Яна Темиз.
Семь красавиц семи национальностей. У каждой свой танец. "Ну русская красавица - это легче всего было. А там была и византийская, и индийская, и магрибская. Я использовал фольклор, мне помогали работники театра", - говорит Василий Медведев.
Никаких пышных нарядов, красавицы - в коротких платьях или лосинах. Для художника Таира Таирова в костюме главное - удобство. Он украсил наряды стразами Swarovski. "Камней Swarovski было использовано очень много. Это ручная работа. Каждый камень отдельно нашивался на костюм, потому что приклеить его невозможно", - поясняет художник по костюмам Таир Таиров.
Главную женскую партию азербайджанской красавицы танцует Камилла Гусейнова. Солировать на сцене Большого ей еще не приходилось. В Москву приехала с дочкой. "Она меня всегда поддерживает. Когда дочка в зале, у меня пятьдесят процентов волнения уходит", - признается балерина.
После спектакля их долго не отпускают со сцены. А когда занавес, наконец, закрывается, они фотографируются на память. После единственного представления в Большом театре артисты уезжают домой, сообщает
Кара Караев
Либретто Ю. Слонимского, С. Рахмана и И. Идаят-заде.Балетмейстер П. Гусев, консультант Г. Алмас-заде.Первое представление: Баку, Театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, 7 ноября 1952 г
Пролог Молодой шах Бахрам в сопровождении визиря и слуг охотится в горах. Начинается гроза. Бахрам укрывается от непогоды в развалинах старого замка. При свете молний Бахрам замечает полуразвалившуюся стену с портретами семи сказочных красавиц. Неожиданно изображения озаря-ются таинственным светом, и девушки оживают. С удивле-нием и восторгом Бахрам внимает красавицам, движущим-ся вокруг него как легкие видения. Визирь, мечтающий захватить власть в стране, заду-мал убить молодого повелителя. Шах, увлеченный таинственными красавицами, не замечает подосланного визирем убийцу. Слуга визиря наносит шаху удар в спину и скрывается. Убегая, убийца роняет плащ со знаком стражи визиря. Светает. В развалины замка забрели воин Мензер со своей сестрой Айшой. Они замечают лежащего на земле тяжело раненного незнакомого юношу. Осторожно подняв его, они уносят его к себе домой.
Действие первое
Домик Айши и Мензера. Спасенный и выхоженный братом и сестрой, Бахрам привязался к своим новым дру-зьям. Шах очарован нежной красотой Айши. Крестьянская девушка отвечает ему глубоким чувством. Бахрам и Мензер вступают в шуточное единоборство. Победив «противника», Бахрам в знак дружбы дарит Мен- зеру свой пояс. Появляются воины, друзья Мензера. Они узнают в незнакомом охотнике своего повелителя. Изумленные Айша и Мензер почтительно склоняются перед тем, кого они приютили у себя. Мензер показывает Бахраму кинжал и плащ, оброненные убийцей. Бахрам узнает эмблему стражи визиря и стремительно покидает дом -- он должен покарать предателя. Воины уходят с ним. Айша остается одна в смятении и тревоге: она полюбила повелителя своей страны! Городская площадь. Появляются Мензер и Айша. Они рассказывают своим друзьям-ремесленникам о покушении визиря. Народ возмущен тираном и клянется в верности шаху Бахраму. Врываются слуги визиря, разгоняя толпу. Они ловят девушек, чтобы отвести их во дворец. Ремесленники пыта-ются отбить своих подруг. Слуги скручивают руки бунтов-щикам. Среди схваченных и Мензер. Мрачный зал во дворце. Визирь в короне и царской мантии творит суд. Пленные девушки и Айша молят о по-щаде. Но тирана не трогают страдания народа. Внезапно под своды дворца проникает трубный сигнал. Это рог Бах- рама. Визирь узнает сигнал - значит, шах остался жив! Хитрый властитель принимает решение: сбросив корону и мантию и облачившись в черный плащ, визирь, угодливо склонив голову, спешит навстречу законному повелителю. Площадь перед дворцом. Народ готов идти на штурм, чтобы помочь шаху занять трон. Внезапно ворота распахи-ваются, и перед шахом смиренно склоняется визирь, про-тягивая ему знаки царской власти. Разгневанный шах обвиняет визиря в покушении на свою жизнь и предъявляет улики - нож и плащ. Но визирь оправдывается: он бросает к ногам Бахрама своего связанного слугу и тут же убивает его. Бахрам удовлетворен объяснением визиря и готов принять от него знаки преданности и смирения. Шаха тор-жественно уносят во дворец. Стража разгоняет толпу.
Действие второе
Дворцовый зал. Шуты и гаремные девушки развлекают молодого шаха. Вбегает Айша. Упав к ногам Бахрама, она умоляет его освободить Мензера и его товарищей. В зал вводят узников. Мензер бросает в лицо шаху гневные слова, обвиняя его в попустительстве жестокому тирану. Напрасно Айша старается примирить брата с шахом. Следуя совету визиря, шах отдает приказ казнить ремесленников - только Мензер пощажен в память прежней дружбы. Но Мензер отрекается от дружбы шаха, бросив к ногам повелителя подаренный Бахрамом пояс. Возмущенный дерзостью простолюдина, шах готов убить его, но Айша отводит руку Бахрама, и ее брату удается бежать. Визирь пытается развлечь скучающего шаха. Он вы-зывает видения семи красавиц. Прекрасные девушки склоняются к ногам юного шаха, очаровывая его. Визирь торжествует: теперь шах забудет о государственных делах, и вся власть снова станет принадлежать ему.
Действие третье
Крестьяне работают на поле, радуясь прекрасному урожаю. Появляется визирь со своими слугами. Он требует выдать мятежника Мензера, скрывающегося здесь в се-лении. Народ отказывается это сделать. Тогда визирь при-казывает вытоптать все крестьянские посевы. Входит шах. Народ просит у него защиты от жестокого визиря. Но шах глух к мольбам народа. Он пришел увидеть Айшу, чьей любви он ищет. В душе девушки смешались любовь и ненависть. Она обвиняет Бахрама в неспра-ведливости: по его вине народ обречен на страдания и ни-щету. Айша отвергает любовь правителя. В ярости Бахрам приказывает разрушить селение. Визирь и его стража уничтожают все вокруг. Внезап-но перед визирем грозно предстают семеро ремесленников, посланцев народа во главе с Мензером. Они вершат правосудие: сраженный ударом визирь падает. Развалины замка. Сюда пришел Бахрам, надеясь, что его утешат видения сказочных красавиц. Но портреты утратили свою волшебную силу. Удар молнии разрушает -стену замка. Перед шахом появляются семеро посланцев народа. Они вручают Бахраму посох и рубище: он должен навсегда покинуть страну. Айша готова разделить с изгнан-ником судьбу, она по-прежнему любит Бахрама. Айша снимает царскую корону с головы Бахрама. Ослепленный бессильной яростью Бахрам наносит Айше удар кинжалом. Как зачарованный он любуется своей ко-роной. Собирается народ. Айша умирает на руках Мензера. Все отворачиваются с презрением от Бахрама. Страх и раскаяние охватывают его. Бахрам проходит сквозь толпу и исчезает в ночи.
И С. Рахман
К. Абдуллаев
Ф. Гусак, Э. Алмасзаде
История балета
"Семь красавиц" созданы по мотивам "Хамсе" ("Пятерицы") великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви. Внимание Гара Гараева к поэмам Низами, как к сюжетному источнику балета, привлек известный режиссер Исмаил Идаятзаде. Первоначально либретто было разработано им и драматургом Сабитом Рахманом. В 1951 году была написана музыка и состоялось обсуждение нового произведения в Союзе композиторов Азербайджана.
Первая постановка балета была осуществлена 7 ноября 1952 года в Азербайджанском театре оперы и балета в Баку . В оркестровке балета использовались народные инструменты , что придавало ему национальный колорит.
Великолепная, яркая, красочная музыка балета была залогом счастливой и долгой сценической жизни произведения. Высоко оценил музыку гараевского балета великий советский композитор Дмитрий Шостакович, учеником которого был Гараев. После премьеры первой постановки в Баку Дмитрий Шостакович написал: «Самое сильное в новом балете - его музыка!» Шостакович говорил о ней, как о подлинно симфонической, "обладающей масштабностью, широким дыханием".
Новая, вторая редакция (1959) была представлена в дни Декады азербайджанского искусства в Москве в 1959 году, этой постановкой вдохновенно дирижировал великий Ниязи. А ленинградские "Семь красавиц" покоряли и очаровывали зрителей во время показов в ряде стран Южной Америки и Ближнего Востока (1953 и 1963 г.г.). В1970 году азербайджанский балет восторженно был принят во Франции, в Париже на VII Международном фестивале современного танца и гастролей балетной труппы театра.
В 1982 году на экраны вышел фильм-балет "Семь красавиц" с хореографией Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова. Позже, в 2002 году, эти же балетмейстеры, которые в свое время исполняли главные партии в обоих гараевских балетах, получили предложение поставить "Семь красавиц" в Швеции, в Стокгольме и в Гетеборге. Интернациональная труппа включала танцовщиков из восемнадцати стран, и работа над балетом была очень интересной как для постановщиков, так и для актеров. Представления замечательного балета имели большой успех и резонанс в Швеции.
Мелодия из балета звучит при въезде на станцию метро «Кара Караев» .
Балет "Семь красавиц" - одна из вершин гараевского творчества и одно из самых значительных и высоких достижений азербайджанского балета.
Действующие лица
- Мензер
- Айша, его сестра
- Семь красавиц:
- Начальник стражи
- Военачальники
- Отшельник
- Бочар, шелкодел
- Горшечник
- Канатчик
- Оружейник
- Кузнец
- Сапожник
- Колесник
- Дворцовая девушка
Либретто балета
Во время охоты Шаха Бахрама настигла буря. В поисках укрытия в развалинах старого замка, он встречает отшельника, который показывает ему изображения семи красавиц из разных стран. Бахраму чудится, будто красавицы ожили и кружатся в причудливых танцах. С наступлением рассвета прекрасные девы исчезают. Покинув замок, Бахрам отправляется домой. В пути он встречает состязающихся в стрельбе из лука статного юношу Мензера и его прекрасную сестру, по имени Айше. Бахрам вызывает Мензера на состязание. Затем они по обычаю обмениваются подарками. Бахрам дарит Мензеру пояс, тот ему - кинжал. После ухода Мензера Бахрам объясняется Айше в любви. Девушка признается охотнику в ответном чувстве. Но когда на розыски пропавшего Бахрама прибегают слуги, а за ними визирь, Айша и Мензер узнают, что молодой охотник есть ни кто иной, как сам шах. Визирь сообщил, что о вторжении хазар .
Бахрам передаёт власть визирю и отправляется в поход. Однако визирь, у которого возник план захвата власти, поручил двум своим приближённым переодеться в платье хазар, догнать и убить шаха. На площади же в это время наблюдается мрачное шествие, народ просит о проявлении милосердия. За арбой, влекомой недоимщиками, идут взятые в рабство девушки. Ожесточённые прислужники шаха набрасываются на выставленные в лавках товары, грабят и разрушают всё, что попадает под руку, после чего народ в ужасе разбегается. В это время визирь наслаждаясь властью, спускается в подземную сокровищницу, где надевает роскошные одежды, Он мечтает о том дне, когда сам станет шахом. В это время возвращается убийца и говорит, что покушение на шаха не удалось. Затем слышатся звуки рога. Вернувшись в столицу Бахрам, который знает о заговоре, хочет расправы. Однако он не может проникнуть во дворец из-за выставленной визирем стражи. Тогда Мензер зовёт на помощь вооруженных ремесленников. В это время из дворца выходит торжественное шествие во главе с визирем. Тот вручает Бахраму символы власти. Мензер знает о вероломстве визиря, однако тот, чтобы доказать шаху свою верность убивает на его глазах своего приближенного, якобы тот и является организатором заговора. Стражники разоружают народ, связывают ремесленников и Мензера и заключают их в тюрьму.
Узнав о заключении Мензера и его друзей в тюрьму, Айша бежит во дворец и умоляет шаха, который в это время пирует, освободить Мензера и ремесленников. Шах, в память прежней дружбы, освобождает только Мензера. Возмущённый тем, что Бахрам не наказал визиря и не освободил ремесленников, Мензер бросает на землю пояс, подаренный некогда шахом. Этот поступок оскорбляет шаха и тот приказывает казнить Мензера. Но тот бежит. Визирь хочет отвлечь шаха. Он показывает ему шёлковую ткань, на которой изображены семь красавиц. Шах вспоминает ночь, проведённую в развалинах замка и ему снова чудятся прекрасные семь красавиц. Шах забывает о насущных проблемах, чего и добивается визирь, чтобы взять власть в свои руки. Он отправляется со стражниками в деревню, где укрылся Мензер. Узнав, что укрывшие его крестьяне не хотят выдать Мензера, визирь приказывает вытоптать крестьянские посевы. Крестьяне обращаются к шаху. Но мысли Бахрама заняты Айшой, которую тот не может забыть. Айша же отвергает любовь Бахрама, обрекшего народ на голод. Бахрам приказывает визирю поджечь деревню. В то время как визирь смотрит на огонь, появляются внезапно семь молодых крестьян и ремесленников. Совершается возмездие, и визирь падает мёртвым.
Бахрам хочет забыть Айшу. Поэтому он возвращается в замок, ища забвения у семи красавиц. Но в это время раздаётся удар грома, стены замка расступаются. Появляются семь посланцев народа, которые вручают шаху посох и плащ, указывая на то, что тот должен отречься от престола и покинуть страну. Вдруг появляется Айша, которая говорит шаху, что любит его не как шаха, а как того охотника, и готова пойти с ним, если тот откажется от власти. Бахрам в гневе наносит девушке смертельный удар кинжалом. Народ прощается с Айшой и изгоняет Бахрама.