Семейная форма обучения в каких школах. Семейное образование

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Часто родители сталкиваются с выбором: отдать ли ребенка в обычную школу, либо обучить его дистанционно, дома. В России «семейное образование» стало популярным. Все больше родителей решают, что домашнее обучение лучше школьного.

Разберемся, как организовать семейное обучение, что для этого нужно, и стоит ли.

Закон о семейном образовании в России – перспективы

В России родители имеют полное право обучать своего ребенка дома. Этот факт доказывает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» , который был принят 29 декабря 2012 года. Согласно ему, родители могут выбрать определенную программу обучения – и, конечно же, будет учитываться мнение вашего сына или дочери. Обязательно, чтобы несовершеннолетнее лицо смогло получить основное общее образование — неважно, в какой форме.

Решение о домашнем полном или частичном образовании должны принимать не только родители или опекуны ребенка, но и директор школы, классный руководитель. Только с их согласия вы сможете перевести его, причем не имеет значения, в каком классе он обучается. Детям лишь придется проходить ежегодную аттестацию, которая будет показывать их полученные знания в домашней обстановке.

Отметим, что любой ученик может окончить школу экстерном, то есть — заранее . Есть возможность окончить школу за 3 года. Например, ваше чудо обучается дома и числится в 9 классе. Он может сдать выпускные экзамены за 11 класс и спокойно поступать в высшее учебное заведение.

Родители несут ответственность за детей . Именно вы отвечаете за своего ребенка, за его развитие, за самочувствие. Если ему плохо в школе, то смело переводите его на дистанционное обучение.

Плюсы и минусы семейного обучения ребенка – к чему готовиться родителям?

От того, что ваш ребенок будет учиться дома, есть весомые преимущества.

Перечислим плюсы:

  • Индивидуальный темп обучения . Родители могут самостоятельно устанавливать расписание ребенку. Если он плохо усваивает информацию, подбирать методику преподавания предметов так, чтобы он понял все до мелочей.
  • Исключается .
  • Ребенок может жить по естественным биологическим часам. Просыпаться тогда, когда хочет. Учиться в определенное время, когда это получается лучше всего.
  • Родители и учителя смогут выявить таланты ребенка и направить его развитие и обучение по такому курсу, который пригодиться в будущем. Может, ваш ребенок склонен к математике, начните развивать его в информационной сфере. Приучайте к компьютеру, либо обучайте экономике. В том случае, если ваша кроха обожает читать, отлично справляется с грамматикой, развивайте ее, придерживаясь творческих специальностей.
  • У ребенка появляется возможность изучить редкие предметы , которые не преподают в школах, – языки, архитектуру, искусство и т.д.
  • Домашнее обучение поможет ребенку в будущем справиться с трудным выбором профессии.
  • Можно освоить школьную программу менее чем за 10 лет и сдать экзамены экстерном.
  • Обучение проходит в домашней обстановке , поэтому ребенку не придется следовать школьным правилам и ритуалам (например, встать возле парты при звонке).
  • На ребенка никто не будет влиять , конечно же, кроме родителей и преподавателей.
  • Возможность воспитать личность по специальной индивидуальной программе.
  • Обучению не будут мешать сверстники . Он будет огражден от них. Внимание будет уделяться только ему. Знания будут даваться легко и быстро.
  • Возможность распределить оставшееся время от учебы на хобби или секции.
  • Родители смогут контролировать процесс развития ребенка. Могут следить за его состоянием здоровья.
  • Кроме того, они смогут определять его питание , ведь в школьной столовой, как правило, выбора не дают.

От домашнего обучения у ребенка могут появиться и некоторые проблемы.

Перечислим явные недостатки «семейного» образования:

  • Ребенок будет чувствовать себя отчужденно
    Ему будет не хватать коллектива, общения со сверстниками, жизни в обществе. От этого ваше чудо с трудом начнет привыкать к жизни в коллективе, когда придет время, и начнет привязывать к себе шаблонный образ «белой вороны».
  • Возможно, из ребенка получится не тот человек с лидерскими качествами , которого бы вы хотели видеть
    Запомните, чтобы быть лидером, личностью не нужно сбегать от реальной жизни в обществе. Следует проявлять себя, бороться с конкурентами, завоевывать популярность и уважение поступками.
  • Навыки коммуникации могут быть сведены к нулю
    Ребенок должен уметь общаться, находить общий язык с ребятами разного возраста и разных социальных групп.
  • Обучение влияет и на характер
    Может вырасти эгоист. Человек привыкает к избранному отношению. В коллективе ему будет сложно привыкнуть к тому, что он такой же, как и все. Второй случай – вырастает избалованная, наивная девочка, которая не привыкла к жизни, знает, что все ей сойдет с рук, даже если поступит как-то не так.
  • Ребенок не привыкает к дисциплине, а она требуется каждому.
  • За детьми на домашнем обучении требуется постоянный контроль
    Родители должны трать на них почти все свое время.
  • Могут возникнуть трудности с обучением в вузах, колледжах, техникумах
    Родители не всегда могут дать должное образование.
  • Чрезмерная опека может привести к инфантилизму ребенка.
  • У вашего сына или дочки не будет опыта , необходимого для самостоятельной жизни.
  • Вы ограничите ребенка при навязывании своих взглядов , жизненных и религиозных ценностей.
  • Родители должны знать, что хорошее образование высоко цениться, поэтому придется потратить много денежных средств.

Только взвесив все «за» и «против», принимайте решение о переводе.

Как организовать «школу» для ребенка дома?

Поначалу вы почувствуете некоторые трудности в обучении ребенка дома.

Но, если следовать некоторым принципам, то семейное образование станет в радость и родителям, и детям:

  1. Чтобы выработать дисциплину, приучите детей вставать утром, завтракать и заниматься . Только тогда у вас будет свободное время на отдых, хобби и любые другие занятия.
  2. Для обучения должна быть выделена специальная комната. Конечно же, для старшеклассника важно иметь свой угол, где его никто не отвлекал бы. А вот малышей не следует заставлять выполнять задания, сидя за столом. Возможно, им захочется полежать на полу, на кровати.
  3. Не стоит выделять определенное время на какой-либо предмет. Если ребенок хочет рисовать, пусть рисует, если хочет выводить прописи, пусть выводит. Главное – дайте ему определиться с любимыми занятиями, а дальше – направляйте и развивайте его таланты.
  4. Все же стремитесь выработать недельное расписание и следуйте ему. Важно, чтобы ребенку нравились предметы, которые ему преподают.
  5. Старайтесь уделять внимание и тому, в чем одет ребенок. Если его будет отвлекать что-то, он вряд ли сосредоточится на учебе.
  6. В том случае, когда к ребенку приходят преподаватели, проследите за их отношением к нему. Посмотрите, как сын, дочка относятся к постороннему, поговорите, если возникнут трудности, постарайтесь объяснить, что учитель – не чужой человек. Важно, чтобы между ребенком и преподавателем были доверительные отношения, и никто его не ругал за непонимание какой-либо мелочи.
  7. Выбирайте квалифицированных специалистов , которые смогут дать высокое и лучшее образование вашим детям.
  8. Старайтесь находить учебники одного автора. Каждый придерживается своей методики обучения.

Аттестация ребенка в семейном образовании – как и где он получит аттестат?

Образовательное учреждение, за которым закреплен ребенок, обучающийся дома, должно проводить промежуточную и государственную итоговую аттестации . Это необходимо для отчетности, а также оценки знаний ребенка, получающего семейное образование.

Как правило, промежуточную аттестацию проводит завуч по учебной части, либо учителя, преподающие в школе . Ничего в аттестации страшного нет, она может проходить, как в устной, так и в письменной форме.

В том случае, если у ребенка преподает учитель из школы, за которой он закреплен, то это еще лучше. Ваше чадо не будет бояться, а придет в школу как на обычный урок.

Что касается государственной итоговой аттестации , то ее в обязательном порядке также должны пройти все обучающиеся, независимо от того экстерном или нет оканчивает школу ребенок. Именно результаты ГИА или ЕГЭ помогут ему дальше получить образование, причем аттестат ребенок получит такой же, как и обычные учащиеся школ, но только с пометкой об экстернате.

Проводится итоговая аттестация в любом учебном заведении , которое назначит министерство образования. Оценивать знания учеников будет специальная комиссия , в нее обычно входят учителя с разных школ района, города или даже региона. Именно поэтому к вашему ребенку не будет предвзятого отношения. Все работы будут оценивать объективно.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Многие родители, решившие перевести детей на обучение в форме семейного образования, сталкиваются с негативным приёмом администрации школы. К сожалению, это довольно частая практика, и не стоит принимать близко к сердцу первый неудавшийся контакт. Следует помнить, что руководство школы совсем по-другому реагирует, когда родители заявляют о своих просьбах в письменном виде. Неофициальные беседы нередко сводятся к вежливому, а иногда и грубому, отказу в реализации перехода на семейное образование. При этом администрация школы путём давления пытается разубедить родителей в принятом решении. Вместе с тем, если обратится в школу с официальными документами, письменный отказ Вы вряд ли получите, ведь нарушение права на образование легко обжалуется.

В этом материале мы предлагаем пошаговую инструкцию по переходу на семейное образование. Кратко можно выделить четыре основных шага:

2. Ознакомление с локальными актами школы (рекомендуемый, но необязательный шаг).

На примере Пермского края укажем, что для получения компенсации необходимо подать заявление в администрацию школы. Это заявление можно объединить с вышеуказанным заявлением, просто указав в нём, на какие банковские реквизиты Вы просите перечислять выплату.

При подаче заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации с собой нужно будет иметь следующие документы:

Само заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. Если претендуете на выплату, то с указанием реквизитов банковского счета для перечисления денежных средств;

Документ, удостоверяющий личность одного из родителей;

Документ, подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей – для законного представителя;

Копия свидетельства о рождении ребенка;

Отдельно обращаем внимание на следующий момент. Когда родители приходят в школу с подготовленным пакетом документов и выдержками из закона, их воспринимают серьёзнее, чем при общении без предварительной подготовки. Если Вы принесли заявление о прохождении промежуточной аттестации (оно подразумевает «прикрепление» к школе на семейном образовании), то Вам обязаны ответить на него письменно. Если это будет отказ, то письменный и обоснованный. Важно «донести» заявление до канцелярии, а не развернуться на полпути, поддавшись на увещевания администрации школы.

Отметим, что первоклассникам могут отказать в приёме в школу только при отсутствии мест на параллели. Причём школа должна информировать о количестве свободных мест на своём официальном сайте и стендах, к которым имеется общий доступ. Эти требования закреплены в Приказе Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Об отказе в приёме – ст.5, о размещении информации – ст. 8.

Вместе с тем, может сложиться ситуация, когда в школе просто не приняты локальные акты о промежуточной аттестации (Шаг второй). Т.е. в школе не предусмотрен порядок регулирования отношений по семейному образованию. В таком случае школа может ссылаться на невозможность приёма ребёнка. В данной ситуации результат будет зависеть от поведения родителей. На практике Пермского края можно сказать, что родители, отстаивающие право своих детей на семейное образование, сумели устроить их даже в сельских школах. Важно помнить, что право на выбор семейной формы образования закреплено в ст. 17 и 63 Федерального Закона «Об образовании в РФ» и что Вы действуете исключительно в интересах ребёнка. Если школа, в которой нет локального акта о промежуточной аттестации, закреплена за Вами по месту жительства, то имеет смысл побороться и обжаловать письменный отказ в прокуратуру, орган управления образованием, администрацию города или суд. Мотивировать следует тем, что Вы не можете реализовать право на выбор формы образования.

Отдельно стоит вопрос о приёме на семейное образование в гимназии и школы с углубленным изучением. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» закрепил за ними право проводить индивидуальный отбор поступающих учеников. Поэтому, формально, если в такой образовательной организации нет локальных актов, регламентирующих семейное образование, их отказ в приёме будет обоснован. Однако если Вы закреплены за гимназией по месту жительства, можно попробовать отстоять свои права.

Шаг четвёртый

Следующий шаг – заключение со школой договора. В разных регионах практика складывается по-разному, но, как правило, договор заключается. В нём обязательно должно быть прописано, как и когда будет проходить промежуточная аттестация: периодичность, количество учебных предметов, сроки сдачи и т.д. В интересах родителей наиболее подробная детализация. Можно предусмотреть, по каким предметам какой объём знаний необходимо проверять на промежуточной аттестации. На практике возникают случаи, когда учителя спрашивают сверх материала, изложенного в учебнике, здесь должны среагировать родители, указав, что этого в учебной программе не было.

Договор может быть заключен на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного. Всё зависит от локальных актов конкретной школы.

Акцентируем внимание на том, что ученик, обучающийся на семейном образовании, входит в контингент школы. Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального Закона «Об образовании в РФ» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со ст. 34 данного закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Также они имеют право на бесплатное получение всех учебников и учебных пособий. Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Вместе с тем, школа не несёт ответственности за качество образования. Она ответственна лишь за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение академических прав обучающегося.

Отметим, что при неудовлетворительных итогах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам и неудачной попытке пересдачи, ученик зачисляется в школу на обучение в общем порядке.

>

Законы, положения и т.п. по оформлению на семейную форму обучения могут меняться, поэтому у каждого ответа на вопрос стоит дата последней редакции.

сентябрь 2006 г.

Нужно найти школу, в уставе которой прописана семейная форма обучения. Для этого можно обратиться в местный центр управления образованием, где есть данные на все местные школы. Далее находите взаимопонимание с администрацией школы в лице директора и преподавателя начальных классов. Взаимопонимание подразумевает удовлетворяющую всех договорённость об условиях аттестации ребёнка (об этом см. ниже). Пишете заявление и сдаёте документы.

сентябрь 2006 г.
Не существует.

сентябрь 2006 г.
Подчёркиваем, что это лишь возможный комплект, т.к. узаконенного нет. Ключевым и единственно обязательным пунктом является только пункт 9.

Заявление родителей о переводе на обучение в форме семейного образования. Приказ по ОУ о переводе на обучение в форме семейного образования. Приказ по ОУ, регламентирующий аттестацию учащегося. Протокол заседания педагогического Совета. Приказ по ОУ об итогах аттестации учащегося. Расписание консультаций и аттестации учащегося. Протоколы аттестации. Журнал регистрации заявлений на перевод учащегося на семейную форму получения образования. об организации освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования между ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося.

сентябрь 2006 г.
Не обязательно. Во многих известных мне школах принято проставлять только лишь четвертные отметки для учащегося — семейника. Как правило, он прикреплен к одному из классов соответствующей параллели, куда и проставляются отметки.

сентябрь 2006 г.
Законодательно установленного порядка нет. В известной мне практике заведен такой порядок: на каждый предмет и на каждый экзамен составляется ведомость. В заголовке пишется предмет и класс, а ниже пишется фамилия и инициалы учащегося и отметка (если аттестуется несколько учеников-семейников сразу, то в одну ведомость вносятся данные на каждого). Еще ниже подпись, фамилия учителя и дата. Это устраивает и школу, и управление образования.

сентябрь 2006 г.
Никакого утвержденного положения нет. Периодичность аттестации должна быть не реже, чем один раз в год. Обычно никакого специального приказа не пишется. Иногда прописываются сроки аттестаций в между родителями и школой. А чаще устно договариваются с ответственным за семейное образование в школе лицом о сроках сдачи экзаменов. Очень существенно: формы экзамена выбирают родители, т.к. по закону за образование ребенка, обучающегося в семье, отвечают родители, и они же, естественно, определяют наилучшую для него форму экзамена: устный, письменный, тестирование, собеседование, реферат. Для детей начальной школы экзамен незнакомому учителю является стрессом, поэтому лучше договориться младшешкольников аттестовывать по контрольным, которые они пишут дома, а экзамены дети начинают сдавать с пятого класса.

сентябрь 2006 г.
Все перечисленные предметы не являются в точном смысле слова образовательными. Качество их освоения никто не контролирует. Если вам удается договориться со школой о сдаче основных предметов (математика, русский и т.д.), то с аттестацией по не основным предметами трудностей не будет. Например, если ваш ребенок ходит в музыкальную или художественную школу, то по музыке и рисованию ему поставят пятерку, а если нет, то, может быть, четверку. Физкультуру в обязательном порядке сдают в девятом и одиннадцатом классах и, как показывает опыт, меньше четверки никто не получает.

планируем переезд в будущем, поэтому сразу хотелось бы ориентироваться на российскую программу, которая отличается даже в началке; опыта с семейным образованием у местной системы нет никакого, чтобы просто узнать, как это оформить и подъехать с этим к школе, мне пришлось звонить в Министерство наробраза, ниже никто ничего не знает, не ведает.

Ответ. Мне неизвестны школы в Москве, поддерживающие очно-заочное обучение. Учеба летом связана только с поступлением в институт, занимаются с детьми только репетиторы. Если есть большая заинтересованность в дистанционном обучении, то мы можем попробовать его наладить, отвечая на вопросы заинтересованной стороны. Пишите.

Кто из нас в детстве не прогуливал школу? Помните, с каким удовольствием мы это делали, как заманчиво было это ощущение свободы и возможность делать только то, что хочется?
И если задуматься – с тех пор мало что изменилось: дети с тем же удовольствием отлынивают от занятий, изобретательно придумывая различные поводы, которые помогли бы им пропустить хотя бы один день учебы.

А так ли хороша школьная система обучения?

Многие ли из нас вспоминают свою школу с нежностью и благодарностью? Много ли знаний из тех, что нам настойчиво вкладывали в голову, пригодились в дальнейшей, взрослой, жизни? Кто из нас хорошо овладел иностранным языком благодаря школьной программе? Кто на практике смог применить знание исторических дат?
Замечали ли Вы, как с каждым годом обучения гаснет в вашем ребенке здоровая любознательность и интерес к знаниям? Вчерашний почемучка, изводивший всех вопросами «зачем и отчего?», медленно, но верно теряет интерес ко всему, что еще вчера его волновало больше всего на свете. Сухой язык школьных учебников, сдерживание воображения, авторитарность учителя, подавляющая любое выражение собственного мнения ребенка – уверенно делают свое дело.
Бороться с системой, достижения которой весьма сомнительны, а ущерб физическому и моральному здоровью ребенка налицо, очень сложно. На стороне школьной системы обучения ряды учителей, директоров, чиновников из министерства образования и, как ни странно, бОльшая часть родителей.
Если провести опрос родителей, задавая им единственный вопрос «Зачем вы отдали ребенка в школу?», то ответ, как правило, бывает стандартным: 8 человек из 10 отвечают, что «так положено», «время пришло», «а как же иначе-то?».
То есть большая часть родителей даже не представляет, что дать образование ребенку можно какими-то иными методами, сохранив детскую психику, физическое здоровье и при этом вложив в голову качественные знания.
Из статистики: врожденные заболевания имеют 7% школьников, наследственные – 18%, приобретенные за время обучения – 44%.
По результатам исследований 66% школьников страдают гиподинамией, у 24% наблюдается синдром дефицита внимания с гиперактивностью. К концу дня и недели у 41% учащихся появляется выраженное утомление и у 52% неврозоподобные реакции.
Основные «профессиональные» заболевания школьников: , сколиоз, близорукость, неврозы.
Итак, если задаться вопросом – есть ли выход из этой порочной ситуации и что нужно сделать для того, чтобы школа не являлась источником ухудшения здоровья, то ответ напрашивается сам собой: нужно просто отказаться от посещения школы.
Возможно ли это? Законно ли это? И как ребенок будет учиться, если не будет ходить в школу? Это основные вопросы, которые задают родители при обсуждении данной темы.
До недавнего времени не посещать школу могли лишь те дети, которые имели серьезные заболевания и по медицинским показаниям вынуждены были обучаться на дому у приходящих учителей.
В 1992 году президент страны Борис Ельцин подписал исторический указ, позволяющий родителям самостоятельно выбирать форму обучения для своих детей, в том числе и семейную форму образования (Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, ст.10).
Семейная форма образования на сегодняшний момент – это единственный вариант создания доброжелательной и дружественной ребенку образовательной среды, которая сможет учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ученика.
Родителям предоставляется уникальная возможность помочь ребенку распределить его время с учетом биологических часов – отпадает необходимость ранних подъемов; с учетом увлечений и способностей – большее количество времени выделяется для посещений кружков и секций по интересам; кроме того, появляется возможность проходить курс обучения в соответствии со способностями ребенка, в удобном для него темпе – ускоренном, переходя через класс или, наоборот, замедленном, тщательно прорабатывая трудно дающийся предмет.

Возможности и права ученика-«семейника»

Роль школы, в которой числится ребенок на семейной форме обучения, сводится к аттестационной – ребенок сдает проверочные, контрольные работы и экзамены по истечении определенного периода (четверть, год). Также каждый учащийся-«семейник» имеет право пользоваться школьными лабораториями, библиотеками и при необходимости – получать консультации педагогов.
Кроме того, ученик избавлен от необходимости тратить время на сомнительные уроки вроде пения или рисования, а высвободившееся время посвятить собственным увлечениям, что немаловажно для формирования гармоничной личности.
Из личного примера: мой сын, до самозабвения увлеченный компьютерами и «президентским видом спорта» – дзюдо, с переходом на семейную форму обучения получил полную свободу действий.
«Сова» по биологическому типу, он очень трудно переносил ранние подъемы в школу, долго включался в рабочий ритм и с трудом засыпал вечером, потому что интеллектуальная и физическая активность еще не шла на спад. Перейдя на новую форму обучения и имея возможность вставать по мере удовлетворения потребности во сне, сын стал успевать сделать гораздо больше дел, подстраивая режим дня под собственные желания и потребности. Т.к. уроки ему давались всегда довольно легко, большую часть времени он отводил на занятие любимым делом – изучал компьютерные программы, основы программирования и писал собственные обзоры на компьютерную тематику.
Написанные 9-летним мальчиком обзоры были настолько грамотны и технически верны, что посетители форумов, где он публиковал свои работы, отказывались верить, что автор – еще совсем ребенок. Возможность отдавать любимому делу столько времени, сколько хочется – одно из преимуществ семейной формы обучения.
Со спортом была та же история – договорившись с тренером о дополнительных тренировках, сын с удовольствием увеличил физическую нагрузку, что раньше, во времена посещения обычной школы, ему не удавалось: уроки пения, рисования, физкультуры, трудового обучения и прочие предметы, не входящие в курс обязательных, съедали львиную долю времени, которое можно было пустить на более продуктивные занятия.
Разумеется, не все родители готовы к семейной форме обучения, т.к. ответственность за качество знаний будет возложена на их плечи. Многие ли родители готовы проходить со своим ребенком еще раз школьный курс обучения? Многие ли готовы взять на себя ответственность за успех ребенка и лишиться такой удобной отговорки, как «Для этого школа есть, пусть она и учит»?

В помощь родителям

К счастью, родителей, не желающих быть «кукушками», подкинувшими своих детей школе и тем самым снявшим с себя какую-либо ответственность за качество образования, физическое и психическое здоровье детей, в России становится все больше. И еще больше радует то, что находятся энтузиасты, которые идут навстречу таким сознательным родителям и организуют всевозможную помощь на всех уровнях – образовательном, чиновничье-бюрократическом, моральном и прочих.
Так, к примеру, единственный в России Центр Семейного Образования, созданный семьей Чапковских, взял на себя нелегкую роль координатора и посредника между родителями и чиновничьим аппаратом.
Родители, чьи дети занимаются в этом Центре, избавлены от множества бюрократических преград, а дети получили возможность учиться в здоровой интеллектуальной среде, без ущерба для своего психического и физического здоровья.
Заниматься по системе семейного образования может любой желающий, согласовав свое решение с администрацией школы. Но если родители предпочитают получать дополнительную квалифицированную помощь в непростом деле обучения собственного ребенка, то обращение в Центр Семейного Образования предоставит им такую возможность.
Из личного примера: директор нашей подмосковной школы, к которому я обратилась с вопросом о возможности перевода ребенка на семейную форму образования, с недоумением выслушал меня и, с трудом скрывая недоброжелательность, поинтересовался, насколько реально я оцениваю свои силы в преподавательской деятельности?
Мол, у него все преподаватели – педагоги со стажем, с высшим образованием, а я – вчерашняя домохозяйка, оторвавшаяся от своих кастрюль, дерзнула замахнуться на область, где даже педагоги зачастую чувствуют себя беспомощными? Кроме того, мне недвусмысленно дали понять, что РОНО не одобряет те действия школьного начальства, которые сильно выбиваются за привычные рамки традиционных образовательных устоев, и лишняя головная боль с ребенком-«семейником» нашей школе совсем не нужна. Все мои ссылки на законодательство вызвали единственную реакцию – «если Вам так хочется – занимайтесь документами сами, школа этого делать не будет, и не факт, что у Вас получится добиться того, что Вам предоставят все необходимые справки и приказы…»
Обратившись в ЦСО Чапковских, я имела продолжительную беседу с директором этого центра, который хотел убедиться в серьезности моего стремления давать образование ребенку собственными силами, в собственной семье. После чего директор провел беседу с ребенком, удивился тому, что в тетрадках сына стояли заниженные оценки под правильными решениями – оценки наша школьная учительница снижала за плохой почерк, и при этом было неважно, насколько верным является решение. После собеседования мы были приняты в ЦСО и с тех пор не знаем никаких проблем с бюрократической стороной вопроса: Центр собирает все необходимые документы, подготавливает договора, занимается оформлением денежных выплат родителям и т.д. Нам, родителям, остается только раз в году поставить свою подпись под договором…
После предварительного тестирования знаний ребенка, его определяют в соответствующий класс – не секрет, что многие дети в своем развитии настолько опережают сверстников, что им просто скучно учиться с одногодками.
Официально дети будут числиться в списках одной из московских школ, в уставе которой прописана форма семейного образования, но заниматься будут дома, с нечастым посещением ЦСО.

Занятия в Центре Семейного Образования

В ЦСО ребенку предложат занятие по программе того класса, уровень которого подходит ученику больше всего.
На занятия в ЦСО дети приезжают 1-2 раза в неделю, в зависимости от возраста и уровня обучения.
Занятия по своей длительности не похожи на стандартные школьные, т.к. каждый урок длится 1,5 часа. Это время, как показывает практика – оптимальное для школьников, т.к. большая часть привычных 40-45 минут в школе уходит на раскладывание учебников, создание рабочего настроя и дисциплины, опрос заданного на дом, и лишь небольшая часть этого времени приходится на объяснение нового материала.
Урок, длящийся 1,5 часа, зачастую сочетает в себе смежные предметы, что дает простор для творчества, не ограничивает мысль и фантазию ребенка.
В ЦСО нет случайных людей среди преподавателей – только те, кто любит детей, умеет с ними работать, является творческой личностью и любит свой предмет, проходят отбор при подборе кадров.
Занятия проходят в уютных кабинетах, оборудованных всем необходимым, а количество учеников редко превышает 5 человек, что позволяет преподавателю уделить максимум внимания каждому ребенку.
Изучив новую тему и получив задания на дом, все оставшиеся дни недели ребенок учится дома, планируя занятия по своему усмотрению, в соответствии с личным распорядком дня.
Промежуточные и финальные аттестации знаний дети проходят не в самом центре, а в той школе, в списках которой они числятся, в этой же школе выпускники получают аттестаты.

Организация занятий дома

Изначально система семейного образования ориентирована на развитие у детей умений самостоятельной работы и творческого подхода к процессу обучения.
Безусловно, лучшие учителя для ребенка – это его родители, но это совсем не значит, что родители будут проводить целые дни, просиживая с ребенком над учебниками. Задача родителей – научить занятия, в чем очень помогает составление учебного плана. В процессе учебы становится понятно, каким предметам стоит уделить больше времени, какие можно вообще отложить «на потом», т.к. они даются ребенку легко и непринужденно.
Из личного опыта: мой сын всегда имел склонность к гуманитарным предметам, поэтому, получив в сентябре новые учебники, он с жадностью проглотил за месяц весь годовой курс истории и полугодовой – биологии. С увлечением он писал собственные рефераты, искал дополнительную информацию по интересующему его вопросу в интернете, листал многочисленные энциклопедии – до тех пор, пока интерес к этим предметам не начал снижаться. Загрузившись таким основательным багажом знаний, сын надолго забыл об этих учебниках, пролистывая их только для освежения памяти перед четвертными аттестациями. Примерно та же ситуация была и с русским языком – обладая врожденной грамотностью, ребенок с легкостью и быстро делал домашние задания за несколько недель вперед, что позволяло высвободить больше времени для занятий любимым делом и для сосредоточения на тех предметах, которые давались ему сложнее – математика, физика.
Преимущество семейного образования в этом и заключается – в возможности учиться в собственном темпе, с учетом индивидуальных способностей. И не стоит переживать, что какие-то школьные предметы уже выветрились из памяти, и быть учителем собственному ребенку не получится. Изучая какой-либо предмет вместе с ребенком, пользуясь всеми доступными информационными ресурсами, родители неплохо справляются со своей задачей, даже если когда-то в школе по этому предмету они были непроходимыми двоечниками.

Социальная адаптация

Другой, не менее беспокоящий родителей вопрос – это вопрос общения и социальной адаптации. Семейное образование – это не изоляции ребенка от общества, не создание «тепличных» условий для отдельно взятых «мимоз». Дети-«семейники» выгодно отличаются от своих ровесников-школьников тем, что имеют незашоренное мышление, свободны в своих суждениях и не задавлены авторитетом взрослых. Образование в домашних условиях позволяет таким детям уделять бОльшую часть своего времени на развитие собственных интересов и талантов. Поэтому всевозможные кружки, спортивные секции и клубы по интересам – это та среда, где социальная адаптация ребенка происходит даже более выражено, нежели в школе. Ну и не стоит забывать, что дети общаются между собой, гуляя во дворе, бывая в гостях и т.д.
Из личного опыта: наблюдая за сыном, я заметила, что у него бывают периоды, когда он может месяцами сидеть дома, общаясь виртуально со своими друзьями, уделяя максимум внимания своим любимым занятиям и при этом не чувствуя дискомфорта от отсутствия общения. В иные периоды он предпочитает поступать наоборот – выезжает на многочисленные соревнования, ходит в гости к друзьям, уезжает в туристические поездки, в которые его приглашают те же друзья, и бывает дома настолько редко, насколько это возможно для ребенка школьного возраста.
Никаких проблем с адаптацией в коллективе я не наблюдаю. Другое дело, что не каждый коллектив ему нравится, но он свободен в своем выборе, и меня радует, что его выбор падает не на компании бывших одноклассников, которые в 12 лет попробовали свою первую сигарету и бутылку пива, а на более интеллектуально развитых и интересных ровесников…
В ЦСО Чапковских этот момент тоже был учтен, и, как показывает практика, создание разновозрастной среды в отдельно взятом коллективе (классе, например) способствует развитию у ребенка навыков общения качественнее и продуктивнее, нежели это происходит в обычной школе.

Перевод на семейную форму образования

Переход на семейное образование регламентируется ст. 52 Закона РФ «Об образовании», в которой говорится о праве родителей самостоятельно подбирать форму общего начального, среднего и полного образования ребенка.
Согласно п. 4. ст. 52 закона «Об образовании», ребенок, обучающийся по системе семейного образования, имеет право на любом этапе обучения перейти на общеобразовательную форму, т.е. вновь вернуться в школу.
Для того чтобы перейти на форму семейного образования, родителям необходимо подать заявление на имя руководителя школы. На этом этапе у большинства родителей начинаются первые трудности в виде несогласия администрации.
Страшась ответственности перед проверяющими чиновниками из вышестоящих организаций, администрация школ стремится всячески избегать различных «родительских экспериментов», ссылаясь то на устав школы, то на запреты из органов управления образованием, то на законодательство.
Поэтому, чтобы избежать возможных трудностей, рекомендую читателям МирСоветов заранее подыскать такую школу для оформления ребенка, в уставе которой прописана возможность обучения по форме семейного образования.
В случае упорного отказа общеобразовательного учреждения о переводе ребенка на семейную форму обучения, родители имеют право обратиться с письменным заявлением к региональному уполномоченному по правам ребенка или к уполномоченному по правам человека при Президенте РФ.
Отказ в переводе ребенка на семейную форму обучения является прямым нарушением Конституционного закона о праве на образование (ст. 43. п. 5).

Подготовка документов

Как правило, оформлением необходимых документов, предоставлением нужной информации и ведением делопроизводства обязано заниматься общеобразовательное учреждение.
Но на сегодняшний момент не существует какого-либо узаконенного списка документов, которые требуются для перевода ребенка с одной формы обучения на другую. Каждая школа руководствуется собственными требованиями, поэтому приведенный ниже перечень документов весьма приблизительный:
- заявление родителей о переводе на обучение в форме семейного образования;
- приказ о переводе на обучение в форме семейного образования;
- приказ, регламентирующий аттестацию учащегося;
- протокол заседания педагогического Совета;
- приказ об итогах аттестации учащегося;
- расписание консультаций и аттестации учащегося;
- договор об организации освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося.
При составлении договора ключевым моментом является рассмотрение порядка, сроков и объема промежуточной аттестации ученика.
Отдельно стоит обговорить перечень учебников и прочих учебных материалов, т.к. на практике нередко встречаются случаи, когда школа требует аттестации по предмету в рамках своих учебников, отличных от тех, по которым велось обучение ребенка дома. В такой ситуации все права на стороне родителей, т.к. именно они несут ответственность за результаты и качество образования.
Со своей стороны общеобразовательное учреждение обязано предоставлять ученику и его родителям не только учебники, но и курсов, возможность пользоваться лабораториями и библиотекой, оказывать консультативную помощь.
Когда приходит время аттестации, родители имеют право выбора формы экзамена: письменный, устный, реферат, тестирование, . Кроме того, за родителями устанавливается право присутствия на экзамене.
Из личного опыта: все дети, которые учатся в ЦСО Чапковских, аттестацию проходят каждый год в разных московских школах, т.е. ни у детей, ни у педагогов нет привыкания друг к другу, нет предвзятости и нет заранее заготовленных ожиданий – никто не знает, у того или иного учителя или какой уровень знаний покажет тот или иной ученик. Но абсолютно все школы признают справедливым присутствие на экзамене преподавателя из ЦСО – учителя не скрывают, что семейная форма обучения им еще в диковинку, что преподаватели ЦСО лучше знают своих детей, а потому, с учетом человеческого фактора, присутствие на экзамене знакомого преподавателя будет иметь только положительный эффект. Родители полностью доверяют педагогам из ЦСО и потому присутствовать на экзаменах не стремятся, лишь образуют своеобразную группу поддержки, ожидая детей в коридорах незнакомой школы.
Однажды после какого-то экзамена мой сын задержался, чтобы дождаться друзей, и пока он их ждал, завязал беседу с местным преподавателем английского языка.
Вкратце рассказав о новаторской методике, по которой мой ребенок начал еще в раннем детстве, сын настолько заинтересовал этим преподавателя, что тот сбегал за блокнотом и ручкой, чтобы записать название и автора столь эффективной и увлекательной методики.
После этой беседы учитель признался мне, что раньше считал «семейников» какими-то «мимозами», живущими в тепличных условиях домашнего образования, но как оказалось, эти дети совсем не такие «законченные ботаники», как это могло показаться, а интересные собеседники с достаточно независимой манерой суждения и неожиданными умозаключениями...
Перевод в следующий класс производится на основании и по итогам результатов аттестации. В случае неудовлетворительного усвоения ребенком учебных программ, школа оставляет за собой право расторжения договора с родителями.
Всем выпускникам старших классов, успешно прошедшим финальную итоговую аттестацию, образовательное учреждение обязано выдать документ государственного образца о получении среднего образования.
Также читателям МирСоветов полезно знать, что родители, заключившие договор со школой о переходе на семейное образование, имеют право на получение денежной компенсации в размере собственных затрат на обучение ребенка в государственной школе. Иначе говоря, родители ученика-«семейника» получают некоторую сумму, которая, условно говоря, является их «учительской зарплатой».
Начиная с 2005 года федеральные выплаты были отменены, и в настоящее время родители получают компенсацию из местного бюджета.
По словам А. Антонова, завкафедрой социологии семьи социологического факультета МГУ, семейная форма образования способствует не только гармоничному развитию ребенка, но и общему укреплению и объединению семьи.

Семейное образование - форма получения общего образования

В соответствии с действующим законодательством РФ общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций - в форме семейного образования и самообразования.

Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.

Цель семейного обучения - дать хорошее образование за счет индивидуального подхода.

Родители (законные представители) имеют право выбирать как форму получения общего образования, так и форму обучения. При этом обязательно должно учитываться мнение ребенка. Обучение может быть организовано в, очно-заочной и заочной формах. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Учебный процесс

Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.

Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования, проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.

При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.

Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.

Если же обучающийся не будет аттестован, в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.

Как перейти на семейное образование

При переходе на семейное образование родители (законные представители) должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.

Если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся учреждения .

Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.

Выбрав учреждение, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, родители (законные представители) должны заключить с ним договор на оказание такой услуги .

Примечание.

1. При организации семейного образования школа руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
  • приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный N 30067);
  • нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о семейном образовании;
  • локальными актами образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.

2. Промежуточная аттестация - это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии с школьным локальным актом.

3. Новый Закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат является лишь формой аттестации.

4. Согласно части 13 сатьи 103 Закона об образовании в РФ нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации. Так как семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.



Рассказать друзьям