Семейное образование обучение. Что такое семейное обучение и в чем заключаются его преимущества

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Часто у родителей возникают вопросы о документах, которые необходимы для урегулирования перехода детей на семейную форму обучения. Я постаралась собрать все свои знания в этом вопросе и руководствовалась мнением и опытом людей, дети которых уже учатся по этой форме.

Заявление для перехода на семейную форму обучения

Для перехода на семейную форму обучения потребуется составить заявление на имя директора, в котором вы от лица одного или обоих родителей уведомляете директора о решении перехода на семейную форму образования вашего ребенка.

Заявление это носит не просительный, а уведомительный характер. Со дня подачи заявления ребенок считается обучающимся по семейной форме и школу не посещает.

В заявлении можно указать какой тип аттестации для ребенка предпочтительнее. Как правило, в старших классах, где предметов много, проще сдавать аттестацию в форме экстерната. Это предусмотрено законом и количество аттестаций в год будет не более 12, на основании положения о Экстернате (Закон РФ "Об образовании" ст. 50). Младших школьников может устраивать и большее количество аттестаций. Например, по четвертям по основным или всем предметам. Тогда все аттестации прописываются в график, приложением к договору.

Договор со школой

Администрация школы в лице директора не позднее месяца с момента подачи заявления, должна подписать с родителями договор.

Договор подразумевает, что все пункты будут устраивать обе стороны. Договор не подписывается до тех пор, пока компромисс между директором и родителями не найден. В любое время договор может быть изменен или дополнен.

Приложения к договору

Составленный договор не действителен без Приложений , включающих документы, утвержденные директором Учреждения и скрепленные печатью:

Приложение 1. Порядок, форма и сроки промежуточной аттестации Обучающегося за курс #класса (например в форме экстерната) на форме обучения «семейное образование».

Приложение 2. Сроки проведения лабораторных и практических работ, составленных педагогами Учреждения с учетом интересов Обучающегося, и утвержденные директором Учреждения.

Приложение 3. Сроки и порядок проведения консультаций, составленный педагогами Учреждения с учетом интересов Обучающегося и утвержденный директором Учреждения.

Приложение 4. билеты к устным экзаменам утвержденные для промежуточной аттестации в форме экстерната на форме обучения «семейное образование» за курс выпускного класса и вопросы для подготовки к промежуточной аттестации в форме экстерната за курс выпускного класса на форме обучения «семейное образование», по заявлению Представителя.

Приложение 5. Билеты и вопросы к государственной итоговой аттестации по двум обязательным для государственной аттестации предметам учебного плана и двум выбранным предметам учебного плана за курс основного общего образования по заявлению Представителя.

Многие родители, решившие перевести детей на обучение в форме семейного образования, сталкиваются с негативным приёмом администрации школы. К сожалению, это довольно частая практика, и не стоит принимать близко к сердцу первый неудавшийся контакт. Следует помнить, что руководство школы совсем по-другому реагирует, когда родители заявляют о своих просьбах в письменном виде. Неофициальные беседы нередко сводятся к вежливому, а иногда и грубому, отказу в реализации перехода на семейное образование. При этом администрация школы путём давления пытается разубедить родителей в принятом решении. Вместе с тем, если обратится в школу с официальными документами, письменный отказ Вы вряд ли получите, ведь нарушение права на образование легко обжалуется.

В этом материале мы предлагаем пошаговую инструкцию по переходу на семейное образование. Кратко можно выделить четыре основных шага:

2. Ознакомление с локальными актами школы (рекомендуемый, но необязательный шаг).

На примере Пермского края укажем, что для получения компенсации необходимо подать заявление в администрацию школы. Это заявление можно объединить с вышеуказанным заявлением, просто указав в нём, на какие банковские реквизиты Вы просите перечислять выплату.

При подаче заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации с собой нужно будет иметь следующие документы:

Само заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. Если претендуете на выплату, то с указанием реквизитов банковского счета для перечисления денежных средств;

Документ, удостоверяющий личность одного из родителей;

Документ, подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей – для законного представителя;

Копия свидетельства о рождении ребенка;

Отдельно обращаем внимание на следующий момент. Когда родители приходят в школу с подготовленным пакетом документов и выдержками из закона, их воспринимают серьёзнее, чем при общении без предварительной подготовки. Если Вы принесли заявление о прохождении промежуточной аттестации (оно подразумевает «прикрепление» к школе на семейном образовании), то Вам обязаны ответить на него письменно. Если это будет отказ, то письменный и обоснованный. Важно «донести» заявление до канцелярии, а не развернуться на полпути, поддавшись на увещевания администрации школы.

Отметим, что первоклассникам могут отказать в приёме в школу только при отсутствии мест на параллели. Причём школа должна информировать о количестве свободных мест на своём официальном сайте и стендах, к которым имеется общий доступ. Эти требования закреплены в Приказе Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Об отказе в приёме – ст.5, о размещении информации – ст. 8.

Вместе с тем, может сложиться ситуация, когда в школе просто не приняты локальные акты о промежуточной аттестации (Шаг второй). Т.е. в школе не предусмотрен порядок регулирования отношений по семейному образованию. В таком случае школа может ссылаться на невозможность приёма ребёнка. В данной ситуации результат будет зависеть от поведения родителей. На практике Пермского края можно сказать, что родители, отстаивающие право своих детей на семейное образование, сумели устроить их даже в сельских школах. Важно помнить, что право на выбор семейной формы образования закреплено в ст. 17 и 63 Федерального Закона «Об образовании в РФ» и что Вы действуете исключительно в интересах ребёнка. Если школа, в которой нет локального акта о промежуточной аттестации, закреплена за Вами по месту жительства, то имеет смысл побороться и обжаловать письменный отказ в прокуратуру, орган управления образованием, администрацию города или суд. Мотивировать следует тем, что Вы не можете реализовать право на выбор формы образования.

Отдельно стоит вопрос о приёме на семейное образование в гимназии и школы с углубленным изучением. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» закрепил за ними право проводить индивидуальный отбор поступающих учеников. Поэтому, формально, если в такой образовательной организации нет локальных актов, регламентирующих семейное образование, их отказ в приёме будет обоснован. Однако если Вы закреплены за гимназией по месту жительства, можно попробовать отстоять свои права.

Шаг четвёртый

Следующий шаг – заключение со школой договора. В разных регионах практика складывается по-разному, но, как правило, договор заключается. В нём обязательно должно быть прописано, как и когда будет проходить промежуточная аттестация: периодичность, количество учебных предметов, сроки сдачи и т.д. В интересах родителей наиболее подробная детализация. Можно предусмотреть, по каким предметам какой объём знаний необходимо проверять на промежуточной аттестации. На практике возникают случаи, когда учителя спрашивают сверх материала, изложенного в учебнике, здесь должны среагировать родители, указав, что этого в учебной программе не было.

Договор может быть заключен на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного. Всё зависит от локальных актов конкретной школы.

Акцентируем внимание на том, что ученик, обучающийся на семейном образовании, входит в контингент школы. Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального Закона «Об образовании в РФ» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со ст. 34 данного закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Также они имеют право на бесплатное получение всех учебников и учебных пособий. Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Вместе с тем, школа не несёт ответственности за качество образования. Она ответственна лишь за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение академических прав обучающегося.

Отметим, что при неудовлетворительных итогах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам и неудачной попытке пересдачи, ученик зачисляется в школу на обучение в общем порядке.

Большая часть детей в нашей стране учится в школе, являющейся базовой ступенью для получения систематизированных знаний и приобретения минимума практических и социальных навыков, необходимых в дальнейшем.

Посещение детьми школы с сентября по май воспринимается родителями как данность и непреложная обязанность каждого ребенка. И мало кто задумывается об альтернативном обучении. Тем не менее, получить общее образование на вполне законных основаниях можно не только в стенах традиционной школы. Есть и другие варианты и возможности.

Сегодня часто можно услышать такие фразы, как «домашнее образование», «семейная форма обучения», «индивидуальное обучение». И, как свидетельствуют факты, все больше родителей совместно с детьми выбирают семейное обучение на дому. Что же это за вид образования, как перейти на семейное обучение и как его организовать? Попробуем разобраться.

Причин перехода на индивидуальное обучение на дому немало. И чаще всего в основе желания получить домашнее образование без посещения ребенком школы лежит несовпадение интересов учеников и учебного заведения:

  • при проблемах со здоровьем (инвалидность, тяжелая болезнь) ребенок физически не может посещать школу и вынужден перейти на домашнее обучение по медицинским показаниям;
  • по желанию родителей в силу тех или иных семейных обстоятельств.

Вполне оправдана целесообразность перехода на домашнее обучение в следующих случаях:

  • профессиональные занятия музыкой, спортом, которые сложно совмещать с регулярным посещением школы из-за частых отлучек на соревнования, конкурсы, смотры;
  • ребенок успешно и с большим опережением осваивает школьную программу, и ему не интересно на уроках (это чревато утратой интереса к учебе вообще). Не всегда спасает в этой ситуации «перепрыгивание» через класс, так как по психическому и физическому развитию ребенок отстает от старших детей, с которыми ему предстоит учиться;
  • частые переезды родителей, из-за которых ребенок вынужден постоянно менять школы, друзей, учителей. В результате возможны психологические проблемы и снижение успеваемости;
  • убеждения, что в школе нельзя получить интересующие знания и навыки в нужном объеме;
  • конфликтные ситуации с учителями и одноклассниками, из-за которых ребенок категорически отказывается посещать образовательное учреждение ( , насмешки).

Во всех этих ситуациях спасением может стать семейное обучение. Но как перевести ребенка на домашнее обучение? И какие могут последствия такого шага? Какими законами регулируется домашнее обучение в России?

Варианты получения семейного образования в России

Если на семейном совете было принято решение, что обучение на дому – оптимальный вариант для вашего ребенка, то сразу возникает масса вопросов. Что делать дальше? Как оформить домашнее обучение и в чем его отличие от других форм образования? На какие документы ссылаться?

Читайте также: ДостигайКА: мотивирующие значки для малышей

Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года – основной документ, который поможет найти ответы на многие вопросы, связанные с образованием детей в нашей стране. Из него можно узнать, что, для того чтобы получить общее образование, не обязательно ходить в школу. Дети могут учиться и вне ее стен.

Статья 44 закона определяет преимущественное право родителей самим (учитывая мнение ребенка) выбирать для него ту или иную форму образования и обучения до окончания 9 класса (завершение основного общего образования). Далее же право выбора становится привилегией самого ребенка. Но, разумеется, без согласия родителей все равно не обойтись.

Родители, выбравшие домашнее обучение, могут дать детям в семье общее образование на всех его уровнях (дошкольное, начальное, основное общее, среднее общее). Но это решение в любой момент можно изменить. И ребенок, как и другие его сверстники, снова может посещать школу.

Процесс обучения детей вне школы предполагает домашнее обучение нескольких видов (не запрещается сочетать разные формы обучения и получения образования). Некоторые из них мы рассмотрим.

Семейное обучение

Семейное обучение происходит в форме семейного образования или самообразования.

Эта форма обучения предполагает непосредственное и самое активное участие родителей в организации учебного процесса в домашних условиях, которые могут сами выступать в роли педагогов либо приглашать для обучения детей преподавателей и репетиторов (услуги которых оплачиваются).

На время семейного обучения ребенок закрепляется за какой-либо школой, в которой он сдает экзамены. И это один из принципов организации домашнего образования.

В законе указано, что общее образование вне школы можно получить в форме семейного образования. А общее среднее образование – в форме самообразования (метод получения знаний, способствующий развитию мышления, вне стен учебного заведения и без участия преподавателей).

Такое разделение иногда вызывает путаницу и ошибочное предположение о том, что такая форма, как семейное образование, в принципе недоступно старшим детям, получающим общее среднее образование. На самом деле закон утверждает, что на любой ступени общего образования (начального, основного и среднего) может использоваться семейное образование.

Нюанс в том, что младшие дети при обучении вне школы могут обучаться только в форме семейного образования, в силу их возраста предполагающего обязательное родительское участие. На старшей ступени можно выбирать: самообразование, семейное образование или их сочетание (теоретически это тоже возможно), поскольку взрослые дети уже в состоянии самостоятельно обучаться без вмешательства родителей.

Как перейти на домашнее обучение?

И снова обратимся к закону. По заявлению родителей выбрать семейную форму обучения можно, находясь на любой ступени общего образования. Так же как и вернуться в школу, изъявив желание снова в ней учиться.

Выбрав семейное образование, родители несовершеннолетнего обязаны в письменной форме сообщить об этом в территориальное районное или окружное управление образования, где и ведется учет детей, пожелавших обучаться дома.

Взаимоотношения между школой и родителями детей, выбравших обучение на дому, в части организации учебного процесса регламентируются нормативными правовыми актами. Писать заявление с просьбой исключить ребенка из школы (как этого требуют некоторые общеобразовательные заведения) при оформлении обучения на дому не следует.

Читайте также: Дисграфия у младших школьников: причины, симптомы, лечение

В заявлении указывается, что для ребенка выбрано семейное образование с указанием ссылок на соответствующие статьи закона (ст.17, 44, 63) и просьба зачислить его в качестве обучающегося для прохождения аттестации экстерном в школу (ст.17, 33, 34). На основании этого заявления ребенка зачисляют экстерном и включает его в число обучающихся, хотя он не является учащимся школы. Если ребенок ранее учился в этой школе, он выбывает автоматически из числа ее учащихся, но остается обучающимся-экстерном в ней.

В чем разница между статусом «обучающегося» и «учащегося» и имеют ли дети при семейной форме образование какое-либо отношение к школе? Ответ – да, но только в части, касающейся прохождения аттестации экстерном. Школа никак не может влиять на учебный процесс обучения на дому, контролировать его или корректировать. Функция образовательного учреждения ограничена проведением итоговых и промежуточных аттестаций.

Результат обучения по форме семейного образования подтверждается итоговой аттестацией, которая осуществляется бесплатно согласно 43 статье Конституции РФ.

Надомное обучение

Среди форм внешкольного обучения выделяется надомное обучение. Этот вариант обучения на дому по медицинским показаниям – мера вынужденная, и рассчитан он на детей не здоровых, которым трудно (или порой невозможно) посещать школу. Это дети-инвалиды и дети с затянувшимися хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения.

Обучение может происходить только дома, без посещения школы (преподаватели приходят к обучающемуся домой). Для ребенка составляется индивидуальное учебное расписание. Тетради, учебники и услуги педагогов предоставляются бесплатно.

Подобный вид домашнего обучения – это шанс изучить школьную программу, предусмотренную образовательным учреждением, в котором ученик зарегистрирован, и получить аттестат зрелости. Сдача экзаменов и контрольных работ осуществляется также на дому.

Обучаться по такой форме, не покидая дома, возможно при выполнении ряда условий. Необходимо:

  • предоставить справку от медицинской контрольно-экспертной комиссии;
  • написать на имя директора заявление в образовательное учреждение;
  • выбрать соответствующую состоянию здоровья ребенка программу обучения: общую, при которой обучение проходит по той же системе, что и у сверстников в школе, но уроки могут быть большей или меньшей продолжительности, расписание уроков не таким строгим, как в школе, количество изучаемых предметов в день сокращено, или вспомогательную, которая разрабатывается индивидуально под ребенка.

После завершения обучения по вспомогательной программе ребенок получает аттестат с указанием конкретной программы, которую он осилил. Обучающийся по общей программе получит обычный аттестат.

После того, как все формальности выполнены и документы поданы, издается приказ об организации надомного обучения, согласно которому утверждается расписание занятий, учебный план, назначаются преподаватели, место проведения занятий, периодичность аттестации. И в целом организуется процесс индивидуального обучения, который регламентируется правилами школы, учеником которой значится обучающийся.

При этом интенсивность учебного процесса зависит от физических и психических возможностей ученика, его способности усваивать материал. Для учета проведенных занятий и отметок об успеваемости ребенка заводится специальный журнал, который родители в конце учебного года сдают в школу.

По закону родители вправе заняться обучением ребёнка самостоятельно

Отправляя ребенка в школу, мы надеемся на то, что там он получит достойное образование и воспитание. Но школа далеко не всегда дает ребенку качественные знания, особенно по таким предметам, как, скажем, алгебра или иностранный язык. Да и возможно ли это сделать, если в классе тридцать учеников? Качество школьного воспитания, к сожалению, также оставляет желать лучшего. Требовать, чтобы учитель уделял внимание воспитанию каждого ребенка в классе, довольно наивно. Что уж говорить о не всегда благотворном влиянии иных одноклассников.

Возникает вопрос, могут ли родители, желающие, чтобы ребенок получил по-настоящему хорошее образование и воспитание, как-то изменить эту ситуацию к лучшему? Оказывается, могут. В 1992 году в России был принят закон, дающий родителям право выбирать, где будет обучаться ребенок. Согласно этому закону, они вправе заняться его обучением самостоятельно.

У нас об этой возможности, к сожалению, знают пока далеко не все. При том, что семейная форма обучения во многих странах Западной Европы и в США давно перестала быть чем-то экзотическим и дает хорошие результаты.

Семейное образование (юридический термин - «обучение в семье») предполагает освоение ребенком общеобразовательных программ дома с периодической отчетностью перед школой. Дети изучают школьные предметы с помощью родителей или репетиторов (последнее встречается намного реже).

Семейное образование не надо смешивать с экстернатом. Экстернат - это самостоятельная, часто ускоренная, форма получения образования; здесь ребенок не является учеником той или иной школы. Не следует также путать семейное образование и обучение на дому (домашнее образование), которое возможно для детей, не посещающих общеобразовательную школу по состоянию здоровья. Оформляется оно на основании рекомендации медицинского учреждения.
Семейное образование существенно отличается от экстерната и домашнего обучения. Так, при семейной форме обучения ребенок числится в определенной школе (той, в которую его запишут родители). Ему, как и любому другому ученику, школа обязана выдать учебники и проводить промежуточную и итоговую аттестацию, а по окончании школы выдать аттестат государственного образца. Перевод на обучение в семье возможен с любого класса; при этом всегда можно вернуться к занятиям в школе.

Возможно, многих родителей страшит необходимость обучения ребенка всем предметам своими силами. Развеем страхи. Обучать ребенка на дому не так сложно, как кажется на первый взгляд. Родителям совсем не обязательно иметь педагогическое образование: достаточно лишь обладать трудолюбием и свободным временем. То, что родители с помощью школьных учебников и методических пособий могут преподать своим детям большинство предметов на уровне нередко более высоком, чем в школе, - идея новая, но ее справедливость подтверждается и опытом многих семей, и соответствующими исследованиями.

Семейное образование, мало распространенное у нас в 90-е годы, приобретает сейчас всё большую популярность, особенно в больших городах. Какие же проблемы оно может решить? Кому подходит эта форма обучения? И какие трудности могут возникнуть у родителей, решивших обучать ребенка в семье, как эти трудности преодолеть?

Итак, вы недовольны качеством школьного образования и/или воспитания, которое получает ваш ребенок. При семейной форме обучения этих проблем, как правило, не возникает. Здесь все внимание родителей или репетитора направлено на одного ребенка. Это позволяет приспособить обучение к его особенностям (темп его работы, способности и т. п.).

Если у ребенка возникают трудности с каким-либо предметом, родители включают в расписание дополнительные занятия по этому предмету и успеваемость существенно улучшается; в школе же ребенок быстро попадает в число отстающих.

Далее, в школе часты ситуации, когда ребенок, способный быстро освоить материал, вынужден придерживаться более низкого темпа, в котором работает класс. При семейном обучении таких задержек не возникает. Если предмет пройден раньше положенного срока, освободившееся время может быть использовано для изучения других предметов, либо предоставлено ребенку как свободное время.
Семья располагает и более широкими возможностями в выборе методов обучения; это прогулки на природе с образовательными целями, экскурсии, просмотр учебных фильмов. Можно ввести в качестве дополнительного предмета углубленное знакомство с музыкой, живописью. литературой.

Для ребенка создаются, как правило, прекрасные условия для того, чтобы качественно освоить весь школьный материал по каждому предмету. Он должен сам решить все необходимые упражнения по алгебре, выучить и пересказать родителям весь параграф из учебника физики или истории. Он готовит задания по всем без исключения предметам - ведь вероятности, что «сегодня не вызовут к доске», нет. Разумеется, нагрузка на ребенка при этом возрастает, но, как показывает практика, дети быстро привыкают к тому, что к учебе нужно относиться серьёзно и ответственно, и такой стиль обучения становится для них естественным. Неудивительно, что дети, обучающиеся в семье, показывают более высокий уровень знаний по сравнению с выпускниками школ.

«Домашние» дети учатся, как правило, на «хорошо» и «отлично» и нередко оканчивают школу с медалью. Они, как правило, меньше смотрят телевизор, больше читают, у них складываются хорошие отношения с родителями. Их вообще отличает более «взрослое» поведение.

Ряд исследований показывает, что выпускники «домашних» школ становятся более хорошими работниками и реже нарушают закон. По мнению психолога Ларри Шаерса, причина в том, что они имели перед глазами лучшие образцы поведения, чем их сверстники в школах.

Семейное обучение поможет и в том случае, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками или учителями. Нередко дети испытывают сильнейший стресс, находясь в школе. Они вынуждены либо подстраиваться под требования одноклассников (что часто ведет к интеллектуальной, духовной и социальной деградации), либо становятся объектами насмешек и издевательств со стороны сверстников. Семейное образование значительно гуманнее школьного, оно психологически комфортно для ребенка.

***
Но от чего зависит, смогут ли родители успешно обучать своего ребенка на дому?
Очень важно учесть степень занятости родителей. Если мать и отец большую часть времени посвящают работе или домашним делам, то, скорее всего, занятиям будет уделено недостаточное внимание. Идеальна ситуация, когда один из родителей может в дневное время полностью посвятить себя урокам с ребенком. Качественное обучение возможно и тогда, когда родители работают посменно: преподавание одних предметов может взять на себя отец, а других - мать (в зависимости от того, в каких они более сведущи).

Это не означает, что организация семейного образования недоступна занятым родителям. Для того чтобы знания ребенка превышали знания учеников подавляющего большинства школ, достаточно лишь хорошего знания материала учебника. Если родители принимают решение о переводе на семейное обучение ребенка шестого - одиннадцатого классов, они могут рассчитывать на то, что при достаточном контроле с их стороны ребенок сможет самостоятельно изучать такие предметы, как история, география, биология. (Разумеется, он может попросить родителей объяснить непонятный материал.) Однако этот способ работы даст результат лишь в том случае, если ребенок достаточно самостоятелен и ответственен, а также при условии постоянного контроля со стороны родителей, которые должны следить за регулярностью занятий и качеством усвоения материала (что, в принципе, несложно).

В случае, если у родителей нет времени и на преподавание таких дисциплин, как физика, математика, иностранный язык и других достаточно сложных предметов, можно обратиться к услугам репетиторов. Причем в качестве репетитора можно пригласить учительницу школы, в которой числится ребенок. Тогда он скорее всего будет испытывать меньший стресс при сдаче зачетов и экзаменов этому учителю. Частные уроки недешевы, но их может быть не так уж много - их эффективность значительно выше.

Однако в любом случае занятым родителям нужно хорошенько взвесить свои возможности.
Уровень образованности родителей имеет большое значение, но считаю нужным предостеречь от его переоценки. Разумеется, он должен быть достаточным для того, чтобы с помощью учебника научить детей тому или иному предмету, однако практика семейного образования не только в России, но и за рубежом, показывает, что и родители, не имеющие высшего образования, могут очень хорошо наладить обучение своих детей на дому. Подчеркнем, главный залог успеха - желание родителей дать своему ребенку качественное образование.

Представим себе ситуацию, когда родители переводят своего ребенка на семейную форму обучения. Школа обязана предоставить им учебники, программы учебных курсов и другую литературу, имеющуюся в школьной библиотеке, а также методическую и консультативную помощь.

Если у родителей возникнут трудности в понимании того или иного предмета, либо появятся вопросы методического характера, можно купить дидактические материалы, дополнительные учебники, аудио- и видеопособия, обратиться за помощью к школьному учителю (вопрос о бесплатных консультациях решается по договоренности родителей со школой).

Очень хорошо, если ребенка переводят на семейную форму обучения с первого класса. Это позволяет шаг за шагом освоить и преподать ребенку все предметы школьного курса. При этом как родители, так и дети избегают стресса - ведь материал еще достаточно легкий, количество уроков невелико и родителям не нужно тратить много времени и сил на их подготовку и проведение. В средних же классах, когда учебный материал становится объемнее и сложнее, родители смогут сосредоточить именно на преподавании, не отвлекаясь на организационные вопросы и «привыкание» к семейной форме обучения.

Уровень материальной обеспеченности. Как и в предыдущем случае, следует предостеречь от переоценки этого важного, но не определяющего фактора, влияющего на успешность семейного образования. Важен такой уровень обеспеченности, который позволяет одному из родителей бóльшую часть дневного времени посвятить обучению детей. Конечно, у обеспеченных семей больше возможностей, однако, если пользоваться только школьными учебниками и не обращаться к помощи репетиторов, семейное обучение также может дать прекрасные результаты.

***
Теперь о трудностях, которые могут возникнуть у родителей, решивших обучать ребенка в семье.

Нередко родителям приходится преодолевать довольно сильное сопротивление со стороны школы, начиная с категорического отказа в переводе на семейное обучение (что незаконно) и кончая предвзятым отношением школьных учителей к «домашнему» ребенку, навязыванием чрезмерной отчётности перед школой и т. д. В случае конфликтов стоит опираться на законы, касающиеся семейного образования. Основные документы - Закон РФ «Об образовании» и «Положение о семейном образовании», принимаемое муниципалитетами.

Практически все противники семейного образования считают трудности детей в общении со сверстниками основным его недостатком. Конечно, отчасти с этим можно согласиться. Действительно, многие «домашние» дети застенчивы, нередко теряются в присутствии незнакомых людей, не всегда находят общий язык со сверстниками. Причина в том, что они общаются, в основном, с родителями и учителями, а со сверстниками - намного реже, чем обычные школьники. Поэтому родителям, решившим обучать детей в семье, можно посоветовать большое внимание уделять тому, чтобы у их ребенка был достаточно широкий круг общения.

В заключение - о том, как перевести ребенка на семейное обучение.
Надо найти школу (как правило, государственную), в уставе которой прописана семейная форма обучения. Заметим, что само по себе отсутствие в уставе школы такой записи ещё не говорит о том, что родители обязательно должны искать другую школу. Если родители все же хотят обучать своего ребенка на базе данной школы, они могут обратиться в местную прокуратуру либо написать заявление уполномоченному по правам ребенка их региона. (В России уже были случаи, когда по заявлению родителей школу обязали вписать в устав семейную форму обучения).

Родителям и администрации школы нужно прийти к договорённости об условиях аттестации ребенка.
Родители должны написать на имя директора школы «Заявление о переводе на обучение в форме семейного образования».

Между образовательным учреждением и родителями должен быть заключен соответствующий Договор, который регулировал бы все вопросы взаимодействия «домашней» и государственной школы, особенно тех, которые касаются порядка, объема и сроков проведения промежуточной аттестации, а также отчетности перед школой. (Отметим, что на практике договор заключают далеко не всегда, и о сроках сдачи экзаменов родители устно договариваются с лицом, ответственным за семейное образование в школе).

Документы по переводу на семейную форму обучения обычно представляются в школу не позднее 6 сентября.

Якунина Анастасия Николаевна

По материалам сайта deti . mail . ru

Кто из нас в детстве не прогуливал школу? Помните, с каким удовольствием мы это делали, как заманчиво было это ощущение свободы и возможность делать только то, что хочется?
И если задуматься – с тех пор мало что изменилось: дети с тем же удовольствием отлынивают от занятий, изобретательно придумывая различные поводы, которые помогли бы им пропустить хотя бы один день учебы.

А так ли хороша школьная система обучения?

Многие ли из нас вспоминают свою школу с нежностью и благодарностью? Много ли знаний из тех, что нам настойчиво вкладывали в голову, пригодились в дальнейшей, взрослой, жизни? Кто из нас хорошо овладел иностранным языком благодаря школьной программе? Кто на практике смог применить знание исторических дат?
Замечали ли Вы, как с каждым годом обучения гаснет в вашем ребенке здоровая любознательность и интерес к знаниям? Вчерашний почемучка, изводивший всех вопросами «зачем и отчего?», медленно, но верно теряет интерес ко всему, что еще вчера его волновало больше всего на свете. Сухой язык школьных учебников, сдерживание воображения, авторитарность учителя, подавляющая любое выражение собственного мнения ребенка – уверенно делают свое дело.
Бороться с системой, достижения которой весьма сомнительны, а ущерб физическому и моральному здоровью ребенка налицо, очень сложно. На стороне школьной системы обучения ряды учителей, директоров, чиновников из министерства образования и, как ни странно, бОльшая часть родителей.
Если провести опрос родителей, задавая им единственный вопрос «Зачем вы отдали ребенка в школу?», то ответ, как правило, бывает стандартным: 8 человек из 10 отвечают, что «так положено», «время пришло», «а как же иначе-то?».
То есть большая часть родителей даже не представляет, что дать образование ребенку можно какими-то иными методами, сохранив детскую психику, физическое здоровье и при этом вложив в голову качественные знания.
Из статистики: врожденные заболевания имеют 7% школьников, наследственные – 18%, приобретенные за время обучения – 44%.
По результатам исследований 66% школьников страдают гиподинамией, у 24% наблюдается синдром дефицита внимания с гиперактивностью. К концу дня и недели у 41% учащихся появляется выраженное утомление и у 52% неврозоподобные реакции.
Основные «профессиональные» заболевания школьников: , сколиоз, близорукость, неврозы.
Итак, если задаться вопросом – есть ли выход из этой порочной ситуации и что нужно сделать для того, чтобы школа не являлась источником ухудшения здоровья, то ответ напрашивается сам собой: нужно просто отказаться от посещения школы.
Возможно ли это? Законно ли это? И как ребенок будет учиться, если не будет ходить в школу? Это основные вопросы, которые задают родители при обсуждении данной темы.
До недавнего времени не посещать школу могли лишь те дети, которые имели серьезные заболевания и по медицинским показаниям вынуждены были обучаться на дому у приходящих учителей.
В 1992 году президент страны Борис Ельцин подписал исторический указ, позволяющий родителям самостоятельно выбирать форму обучения для своих детей, в том числе и семейную форму образования (Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, ст.10).
Семейная форма образования на сегодняшний момент – это единственный вариант создания доброжелательной и дружественной ребенку образовательной среды, которая сможет учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ученика.
Родителям предоставляется уникальная возможность помочь ребенку распределить его время с учетом биологических часов – отпадает необходимость ранних подъемов; с учетом увлечений и способностей – большее количество времени выделяется для посещений кружков и секций по интересам; кроме того, появляется возможность проходить курс обучения в соответствии со способностями ребенка, в удобном для него темпе – ускоренном, переходя через класс или, наоборот, замедленном, тщательно прорабатывая трудно дающийся предмет.

Возможности и права ученика-«семейника»

Роль школы, в которой числится ребенок на семейной форме обучения, сводится к аттестационной – ребенок сдает проверочные, контрольные работы и экзамены по истечении определенного периода (четверть, год). Также каждый учащийся-«семейник» имеет право пользоваться школьными лабораториями, библиотеками и при необходимости – получать консультации педагогов.
Кроме того, ученик избавлен от необходимости тратить время на сомнительные уроки вроде пения или рисования, а высвободившееся время посвятить собственным увлечениям, что немаловажно для формирования гармоничной личности.
Из личного примера: мой сын, до самозабвения увлеченный компьютерами и «президентским видом спорта» – дзюдо, с переходом на семейную форму обучения получил полную свободу действий.
«Сова» по биологическому типу, он очень трудно переносил ранние подъемы в школу, долго включался в рабочий ритм и с трудом засыпал вечером, потому что интеллектуальная и физическая активность еще не шла на спад. Перейдя на новую форму обучения и имея возможность вставать по мере удовлетворения потребности во сне, сын стал успевать сделать гораздо больше дел, подстраивая режим дня под собственные желания и потребности. Т.к. уроки ему давались всегда довольно легко, большую часть времени он отводил на занятие любимым делом – изучал компьютерные программы, основы программирования и писал собственные обзоры на компьютерную тематику.
Написанные 9-летним мальчиком обзоры были настолько грамотны и технически верны, что посетители форумов, где он публиковал свои работы, отказывались верить, что автор – еще совсем ребенок. Возможность отдавать любимому делу столько времени, сколько хочется – одно из преимуществ семейной формы обучения.
Со спортом была та же история – договорившись с тренером о дополнительных тренировках, сын с удовольствием увеличил физическую нагрузку, что раньше, во времена посещения обычной школы, ему не удавалось: уроки пения, рисования, физкультуры, трудового обучения и прочие предметы, не входящие в курс обязательных, съедали львиную долю времени, которое можно было пустить на более продуктивные занятия.
Разумеется, не все родители готовы к семейной форме обучения, т.к. ответственность за качество знаний будет возложена на их плечи. Многие ли родители готовы проходить со своим ребенком еще раз школьный курс обучения? Многие ли готовы взять на себя ответственность за успех ребенка и лишиться такой удобной отговорки, как «Для этого школа есть, пусть она и учит»?

В помощь родителям

К счастью, родителей, не желающих быть «кукушками», подкинувшими своих детей школе и тем самым снявшим с себя какую-либо ответственность за качество образования, физическое и психическое здоровье детей, в России становится все больше. И еще больше радует то, что находятся энтузиасты, которые идут навстречу таким сознательным родителям и организуют всевозможную помощь на всех уровнях – образовательном, чиновничье-бюрократическом, моральном и прочих.
Так, к примеру, единственный в России Центр Семейного Образования, созданный семьей Чапковских, взял на себя нелегкую роль координатора и посредника между родителями и чиновничьим аппаратом.
Родители, чьи дети занимаются в этом Центре, избавлены от множества бюрократических преград, а дети получили возможность учиться в здоровой интеллектуальной среде, без ущерба для своего психического и физического здоровья.
Заниматься по системе семейного образования может любой желающий, согласовав свое решение с администрацией школы. Но если родители предпочитают получать дополнительную квалифицированную помощь в непростом деле обучения собственного ребенка, то обращение в Центр Семейного Образования предоставит им такую возможность.
Из личного примера: директор нашей подмосковной школы, к которому я обратилась с вопросом о возможности перевода ребенка на семейную форму образования, с недоумением выслушал меня и, с трудом скрывая недоброжелательность, поинтересовался, насколько реально я оцениваю свои силы в преподавательской деятельности?
Мол, у него все преподаватели – педагоги со стажем, с высшим образованием, а я – вчерашняя домохозяйка, оторвавшаяся от своих кастрюль, дерзнула замахнуться на область, где даже педагоги зачастую чувствуют себя беспомощными? Кроме того, мне недвусмысленно дали понять, что РОНО не одобряет те действия школьного начальства, которые сильно выбиваются за привычные рамки традиционных образовательных устоев, и лишняя головная боль с ребенком-«семейником» нашей школе совсем не нужна. Все мои ссылки на законодательство вызвали единственную реакцию – «если Вам так хочется – занимайтесь документами сами, школа этого делать не будет, и не факт, что у Вас получится добиться того, что Вам предоставят все необходимые справки и приказы…»
Обратившись в ЦСО Чапковских, я имела продолжительную беседу с директором этого центра, который хотел убедиться в серьезности моего стремления давать образование ребенку собственными силами, в собственной семье. После чего директор провел беседу с ребенком, удивился тому, что в тетрадках сына стояли заниженные оценки под правильными решениями – оценки наша школьная учительница снижала за плохой почерк, и при этом было неважно, насколько верным является решение. После собеседования мы были приняты в ЦСО и с тех пор не знаем никаких проблем с бюрократической стороной вопроса: Центр собирает все необходимые документы, подготавливает договора, занимается оформлением денежных выплат родителям и т.д. Нам, родителям, остается только раз в году поставить свою подпись под договором…
После предварительного тестирования знаний ребенка, его определяют в соответствующий класс – не секрет, что многие дети в своем развитии настолько опережают сверстников, что им просто скучно учиться с одногодками.
Официально дети будут числиться в списках одной из московских школ, в уставе которой прописана форма семейного образования, но заниматься будут дома, с нечастым посещением ЦСО.

Занятия в Центре Семейного Образования

В ЦСО ребенку предложат занятие по программе того класса, уровень которого подходит ученику больше всего.
На занятия в ЦСО дети приезжают 1-2 раза в неделю, в зависимости от возраста и уровня обучения.
Занятия по своей длительности не похожи на стандартные школьные, т.к. каждый урок длится 1,5 часа. Это время, как показывает практика – оптимальное для школьников, т.к. большая часть привычных 40-45 минут в школе уходит на раскладывание учебников, создание рабочего настроя и дисциплины, опрос заданного на дом, и лишь небольшая часть этого времени приходится на объяснение нового материала.
Урок, длящийся 1,5 часа, зачастую сочетает в себе смежные предметы, что дает простор для творчества, не ограничивает мысль и фантазию ребенка.
В ЦСО нет случайных людей среди преподавателей – только те, кто любит детей, умеет с ними работать, является творческой личностью и любит свой предмет, проходят отбор при подборе кадров.
Занятия проходят в уютных кабинетах, оборудованных всем необходимым, а количество учеников редко превышает 5 человек, что позволяет преподавателю уделить максимум внимания каждому ребенку.
Изучив новую тему и получив задания на дом, все оставшиеся дни недели ребенок учится дома, планируя занятия по своему усмотрению, в соответствии с личным распорядком дня.
Промежуточные и финальные аттестации знаний дети проходят не в самом центре, а в той школе, в списках которой они числятся, в этой же школе выпускники получают аттестаты.

Организация занятий дома

Изначально система семейного образования ориентирована на развитие у детей умений самостоятельной работы и творческого подхода к процессу обучения.
Безусловно, лучшие учителя для ребенка – это его родители, но это совсем не значит, что родители будут проводить целые дни, просиживая с ребенком над учебниками. Задача родителей – научить занятия, в чем очень помогает составление учебного плана. В процессе учебы становится понятно, каким предметам стоит уделить больше времени, какие можно вообще отложить «на потом», т.к. они даются ребенку легко и непринужденно.
Из личного опыта: мой сын всегда имел склонность к гуманитарным предметам, поэтому, получив в сентябре новые учебники, он с жадностью проглотил за месяц весь годовой курс истории и полугодовой – биологии. С увлечением он писал собственные рефераты, искал дополнительную информацию по интересующему его вопросу в интернете, листал многочисленные энциклопедии – до тех пор, пока интерес к этим предметам не начал снижаться. Загрузившись таким основательным багажом знаний, сын надолго забыл об этих учебниках, пролистывая их только для освежения памяти перед четвертными аттестациями. Примерно та же ситуация была и с русским языком – обладая врожденной грамотностью, ребенок с легкостью и быстро делал домашние задания за несколько недель вперед, что позволяло высвободить больше времени для занятий любимым делом и для сосредоточения на тех предметах, которые давались ему сложнее – математика, физика.
Преимущество семейного образования в этом и заключается – в возможности учиться в собственном темпе, с учетом индивидуальных способностей. И не стоит переживать, что какие-то школьные предметы уже выветрились из памяти, и быть учителем собственному ребенку не получится. Изучая какой-либо предмет вместе с ребенком, пользуясь всеми доступными информационными ресурсами, родители неплохо справляются со своей задачей, даже если когда-то в школе по этому предмету они были непроходимыми двоечниками.

Социальная адаптация

Другой, не менее беспокоящий родителей вопрос – это вопрос общения и социальной адаптации. Семейное образование – это не изоляции ребенка от общества, не создание «тепличных» условий для отдельно взятых «мимоз». Дети-«семейники» выгодно отличаются от своих ровесников-школьников тем, что имеют незашоренное мышление, свободны в своих суждениях и не задавлены авторитетом взрослых. Образование в домашних условиях позволяет таким детям уделять бОльшую часть своего времени на развитие собственных интересов и талантов. Поэтому всевозможные кружки, спортивные секции и клубы по интересам – это та среда, где социальная адаптация ребенка происходит даже более выражено, нежели в школе. Ну и не стоит забывать, что дети общаются между собой, гуляя во дворе, бывая в гостях и т.д.
Из личного опыта: наблюдая за сыном, я заметила, что у него бывают периоды, когда он может месяцами сидеть дома, общаясь виртуально со своими друзьями, уделяя максимум внимания своим любимым занятиям и при этом не чувствуя дискомфорта от отсутствия общения. В иные периоды он предпочитает поступать наоборот – выезжает на многочисленные соревнования, ходит в гости к друзьям, уезжает в туристические поездки, в которые его приглашают те же друзья, и бывает дома настолько редко, насколько это возможно для ребенка школьного возраста.
Никаких проблем с адаптацией в коллективе я не наблюдаю. Другое дело, что не каждый коллектив ему нравится, но он свободен в своем выборе, и меня радует, что его выбор падает не на компании бывших одноклассников, которые в 12 лет попробовали свою первую сигарету и бутылку пива, а на более интеллектуально развитых и интересных ровесников…
В ЦСО Чапковских этот момент тоже был учтен, и, как показывает практика, создание разновозрастной среды в отдельно взятом коллективе (классе, например) способствует развитию у ребенка навыков общения качественнее и продуктивнее, нежели это происходит в обычной школе.

Перевод на семейную форму образования

Переход на семейное образование регламентируется ст. 52 Закона РФ «Об образовании», в которой говорится о праве родителей самостоятельно подбирать форму общего начального, среднего и полного образования ребенка.
Согласно п. 4. ст. 52 закона «Об образовании», ребенок, обучающийся по системе семейного образования, имеет право на любом этапе обучения перейти на общеобразовательную форму, т.е. вновь вернуться в школу.
Для того чтобы перейти на форму семейного образования, родителям необходимо подать заявление на имя руководителя школы. На этом этапе у большинства родителей начинаются первые трудности в виде несогласия администрации.
Страшась ответственности перед проверяющими чиновниками из вышестоящих организаций, администрация школ стремится всячески избегать различных «родительских экспериментов», ссылаясь то на устав школы, то на запреты из органов управления образованием, то на законодательство.
Поэтому, чтобы избежать возможных трудностей, рекомендую читателям МирСоветов заранее подыскать такую школу для оформления ребенка, в уставе которой прописана возможность обучения по форме семейного образования.
В случае упорного отказа общеобразовательного учреждения о переводе ребенка на семейную форму обучения, родители имеют право обратиться с письменным заявлением к региональному уполномоченному по правам ребенка или к уполномоченному по правам человека при Президенте РФ.
Отказ в переводе ребенка на семейную форму обучения является прямым нарушением Конституционного закона о праве на образование (ст. 43. п. 5).

Подготовка документов

Как правило, оформлением необходимых документов, предоставлением нужной информации и ведением делопроизводства обязано заниматься общеобразовательное учреждение.
Но на сегодняшний момент не существует какого-либо узаконенного списка документов, которые требуются для перевода ребенка с одной формы обучения на другую. Каждая школа руководствуется собственными требованиями, поэтому приведенный ниже перечень документов весьма приблизительный:
- заявление родителей о переводе на обучение в форме семейного образования;
- приказ о переводе на обучение в форме семейного образования;
- приказ, регламентирующий аттестацию учащегося;
- протокол заседания педагогического Совета;
- приказ об итогах аттестации учащегося;
- расписание консультаций и аттестации учащегося;
- договор об организации освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося.
При составлении договора ключевым моментом является рассмотрение порядка, сроков и объема промежуточной аттестации ученика.
Отдельно стоит обговорить перечень учебников и прочих учебных материалов, т.к. на практике нередко встречаются случаи, когда школа требует аттестации по предмету в рамках своих учебников, отличных от тех, по которым велось обучение ребенка дома. В такой ситуации все права на стороне родителей, т.к. именно они несут ответственность за результаты и качество образования.
Со своей стороны общеобразовательное учреждение обязано предоставлять ученику и его родителям не только учебники, но и курсов, возможность пользоваться лабораториями и библиотекой, оказывать консультативную помощь.
Когда приходит время аттестации, родители имеют право выбора формы экзамена: письменный, устный, реферат, тестирование, . Кроме того, за родителями устанавливается право присутствия на экзамене.
Из личного опыта: все дети, которые учатся в ЦСО Чапковских, аттестацию проходят каждый год в разных московских школах, т.е. ни у детей, ни у педагогов нет привыкания друг к другу, нет предвзятости и нет заранее заготовленных ожиданий – никто не знает, у того или иного учителя или какой уровень знаний покажет тот или иной ученик. Но абсолютно все школы признают справедливым присутствие на экзамене преподавателя из ЦСО – учителя не скрывают, что семейная форма обучения им еще в диковинку, что преподаватели ЦСО лучше знают своих детей, а потому, с учетом человеческого фактора, присутствие на экзамене знакомого преподавателя будет иметь только положительный эффект. Родители полностью доверяют педагогам из ЦСО и потому присутствовать на экзаменах не стремятся, лишь образуют своеобразную группу поддержки, ожидая детей в коридорах незнакомой школы.
Однажды после какого-то экзамена мой сын задержался, чтобы дождаться друзей, и пока он их ждал, завязал беседу с местным преподавателем английского языка.
Вкратце рассказав о новаторской методике, по которой мой ребенок начал еще в раннем детстве, сын настолько заинтересовал этим преподавателя, что тот сбегал за блокнотом и ручкой, чтобы записать название и автора столь эффективной и увлекательной методики.
После этой беседы учитель признался мне, что раньше считал «семейников» какими-то «мимозами», живущими в тепличных условиях домашнего образования, но как оказалось, эти дети совсем не такие «законченные ботаники», как это могло показаться, а интересные собеседники с достаточно независимой манерой суждения и неожиданными умозаключениями...
Перевод в следующий класс производится на основании и по итогам результатов аттестации. В случае неудовлетворительного усвоения ребенком учебных программ, школа оставляет за собой право расторжения договора с родителями.
Всем выпускникам старших классов, успешно прошедшим финальную итоговую аттестацию, образовательное учреждение обязано выдать документ государственного образца о получении среднего образования.
Также читателям МирСоветов полезно знать, что родители, заключившие договор со школой о переходе на семейное образование, имеют право на получение денежной компенсации в размере собственных затрат на обучение ребенка в государственной школе. Иначе говоря, родители ученика-«семейника» получают некоторую сумму, которая, условно говоря, является их «учительской зарплатой».
Начиная с 2005 года федеральные выплаты были отменены, и в настоящее время родители получают компенсацию из местного бюджета.
По словам А. Антонова, завкафедрой социологии семьи социологического факультета МГУ, семейная форма образования способствует не только гармоничному развитию ребенка, но и общему укреплению и объединению семьи.

Рассказать друзьям