Шереметевский дворец. Шереметевский дворец – Музей музыки Шереметьевский дворец

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Санкт-Петербург по праву можно назвать историческим городом. Здесь находятся архитектурные памятники различных эпох, отражающие быт и нравы великосветских дворянских особ. К таким памятникам относится и Дворец Шереметьева в Санкт-Петербурге (другое название – «Фонтанный дом»), который располагается в самом центре города на набережной реки Фонтанки.

История Шереметьевского дворца

Шереметьевский дворец в Санкт-Петербурге был возведен в 18 веке следующими архитекторами: Чевакинский С.И., Воронихин А.Н., Кваренги Д., Старов И.Е., Квадри Д.И., Корсини И.Д.

В 1712 году Петр Первый презентовал фельдмаршалу, герою Полтавской битвы Шереметеву Борису Петровичу участок земли на одном из берегов Фонтанки. Первоначально на участке построили дом из дерева, куда впоследствии переехал жить сын фельдмаршала.

В середине 18 века вместо деревянного дома был построен одноэтажный каменный. А спустя десять лет строители надстроили второй этаж. Постройка дома была оформлена в стиле барокко: большое количество лепнины, плафоны, расположенные в парадной анфиладе – внешнее и внутреннее убранство выглядело изысканно и гармонично.

Сам дворец окружен массивной оградой, выполненной из чугуна. Наверху главного входа располагаются позолоченные орлы, держащие герб рода Шереметевых. Проект ограды был разработан Корсини И.Д. в 19 веке.

Архитектор Н.Л. Бенуа разработал проект, согласно которому к особняку пристроили небольшой флигель. Внешний облик дворца с тех пор не менялся.

С начала 19 века Шереметевский Дворец считается центром культурной жизни города. Здесь проходили концерты и литературные вечера с участием таких писателей как В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, А.П. Бартенев.

Также на территории дворца были организованы встречи Общества любителей древней письменности, заседание Русского генеалогического общества.

Во Дворце прожило пять поколений рода Шереметевых, которые собрали огромную коллекцию различных музыкальных инструментов и картин.

Позже в доме открыли музей дворянского быта, просуществовавший вплоть до 1931 года. Здесь были собраны различные предметы:

  • картины;
  • скульптуры;
  • оружие;
  • старинные монеты;
  • изделия из бронзы, серебра и фарфора;
  • антикварная мебель;
  • рукописные материалы и открытки.

В настоящее время на территории Дворца располагаются следующие музеи:

  • музей театрального и музыкального искусства;
  • музей русской поэтессы Анны Ахматовой;
  • музей Льва Гумилева.

Также во Дворце Шереметьевых находится кабинет Иосифа Бродского.

В конце двадцатого столетия дворец передали в распоряжение Музея театрального и музыкального искусства, работники которого пытались воссоздать обстановку здания, которая была здесь еще в 18 веке. Ими была проделана колоссальная работа по собранию и подбору более трех тысяч музыкальных инструментов. Причем посетители могут услышать издаваемые ими звуки музыки, так как инструменты полностью рабочие.

Шереметьевский дворец имеет следующий адрес: Российская Федерация, город Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 34.

Если у вас в планах намечается экскурсия в Шереметьевский дворец, учитывайте его режим работы:

  • Понедельник 11.00 – 19.00
  • Вторник – выходной
  • Среда – 13.00 – 21.00 (последняя среда месяца – выходной)
  • Четверг 11.00 – 19.00
  • Пятница 11.00 – 19.00
  • Суббота 11.00 – 19.00
  • Воскресенье 11.00 – 19.00

Шереметевский дворец в Петербурге является не только одним из главных архитектурных памятников, но и одним из красивейших зданий города. А неповторимая архитектура и большое количество собранных здесь реликвий вносит большой вклад в формирование культурной жизни Санкт-Петербурга. Также в Санкт-Петербурге вы можете посетить так дворцы как: , Строгановский, Таврический и другие.

Неподалеку от известного телецентра. В былые времена здесь проводилось множество торжественных мероприятий и праздников.

Сегодня Останкино - усадьба, которую можно увидеть во многих сериалах и фильмах.

История

Останкино впервые упоминается в документах, датируемых 1558 годом. В те времена на месте нынешнего поместья находилось село, принадлежащее Алексею Сатину. Называлось оно Останкино. Несколько позже владельцем этого поселения стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелканов. В Останкино по его приказу был возведен боярский дом, построена церковь, посажена роща и выкопан пруд. Однако в период Смутных времен большинство построек сравняли с землей.

Восстановление зданий началось в 17 в. В это время землями Останкино стал владеть князь Черкасский. По его приказу на месте ветхой деревянной церкви возвели каменную, высадили кедровую рощу и устроили в усадьбе охотничьи угодья. Князьям Черкасским данные земли принадлежали почти целое столетие до того времени, пока Варвара Алексеевна Черкасская (единственная дочь хозяина усадьбы) не стала женой графа Петра Борисовича Шереметьева. Останкино явилось

При Шереметьеве в поместье появились аллеи и сад, начали строиться увеселительные павильоны. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.

Период расцвета

Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино - усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.

Возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них - В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.

При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.

Здание для постановки спектаклей

Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей. Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина - семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.

Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону. Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.

Театр в усадьбе графа Шереметьева торжественно открылся 22.07.1795 г. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, написанных русскими и западноевропейскими композиторами, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.

На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.

Архитектурный комплекс

Останкино - усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.

Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.

Планировка

Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной - крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной - оранжерейное хозяйство и конный двор.

Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино - усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.

Новая жизнь усадьбы

В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники. Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.

Судьба поместья после Октябрьской революции

Усадьба Останкино (фото смотрите ниже) после прихода советской власти была национализирована.

В 1918 г. она была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметьевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Останкино.

Останкино сегодня

В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.

В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.

Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею. На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева. Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, - Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.

Работа музея

Вашей конечной точкой маршрута является усадьба Останкино? Как добраться до нее? От станции понадобится пересесть на трамвай №№11 или 17 и доехать до конечной остановки. Можно пройтись пешком. От станции метрополитена в сторону телецентра путь займет около пятнадцати минут. Музей открывается для посетителей 15 мая. Окончание экскурсионного сезона - 30 сентября. Усадьба Останкино, часы работы которой - с 11 до 19, не принимает посетителей во время дождя или при высокой влажности воздуха. Выходные дни - понедельник и вторник.

В 1703 году Петром был основан Петербург. Всего через девять лет он становится столицей государства. Главный город страны при непосредственном участии своего покровителя начинает активно заселяться и благоустраиваться. Одним из первых на перебрался родственник царя граф генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев. Ему под постройку имения был выделен участок №34 по набережной Фонтанки.

Первые каменные строения в усадьбе

Участок с одной стороны ограничивала с другой - Литейный проспект. На время строительства родового имения граф с семьей был размещен на Миллионной улице. На участке со временем появились деревянный дом и служебные флигеля. Новой усадьбе суждено было стать родовым гнездом Шереметьевых. На месте деревянного дома в 1730-х годах был возведен одноэтажный каменный дворец. В 1750-1755 годах надстраивается второй этаж здания, проектированием которого занимались С. И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов.

Усадьба при Петре Борисовиче

Владевший усадьбой потомок Бориса Петровича в связи со скоропостижной кончиной жены и дочери в 1768 году принимает решение переехать в Москву. Находясь там, он начинает освоение имения. Оно досталась ему в наследство от жены. Впоследствии, уже при его сыне, был полностью достроен Шереметьевский дворец в Останкино. Он, так же как и Северный, является одним из родовых имений и в отсутствие хозяина неоднократно сдается в аренду и продолжает перестраиваться.

Расцвет театрального искусства в усадьбе

Следующим владельцем усадьбы в Санкт-Петербурге становится сын Петра Борисовича Николай. Сначала новый хозяин предпочитал жить в Москве, крайне редко посещая свое Северное имение. Однако уже в 1796 году он переселяется в Санкт-Петербург. Под руководством архитектора И. Е. Старова начинается значительное обновление интерьера дома на Фонтанке. Николай Петрович был большим поклонником сценического искусства. Во дворце им был организован театр, актерами которого служили крепостные. Он даже дал вольную и в 1801 году женился на одной из своих актрис, Ковалевой Прасковье Ивановне. В период его владения перестройкой усадьбы занимались Кваренги и Воронихин. На территории имения при них возникли и Летний дом, а также Каретные сараи.

"Жить за шереметьевский счет"

После смерти Николая Петровича в 1809 году усадьба переходит к его сыну Дмитрию, которому на тот момент было всего шесть лет. Создается опекунский совет во главе с главным попечителем М. И. Донауровым. Продолжается активная перестройка: в 1810-20-х годах появляются Канцелярский, Фонтанный, Больничный и Певческий флигеля. Авторами проектов выступают Х. Мейера и Д. Кварди. При Дмитрии Николаевиче, служившем в Кавалергардском полку, постоянными посетителями дворца становятся сослуживцы владельца, возникает выражение "жить за Шереметьевский счет". Здесь также часто бывают художник Кипренский и Пушкин. В 1837-м году граф связывает себя узами брака с фрейлиной императрицы Анной Сергеевной. От этого брака в 1844 году рождается сын Сергей. В 1838 году в имении появляется чугунная ограда с воротами, украшенная гербом графов Шереметьевых. Архитектор И. Д. Корсини, работавший двадцать лет в усадьбе, кардинально перестроил все дворцовые помещения. В 1840-х годах на ее территории появляется Садовый флигель. Само имение становится одним из самых посещаемых мест столицы. Здесь проводятся музыкальные вечера, которые украшают своими выступлениями Глинка, Берлиоз, Лист, Шуберт. Первая супруга Дмитрия Николаевича умирает от отравления в 1849 году. Спустя десять лет, в 1859 году, он женится во второй раз. На свет появляется сын Александр. К Шереметьевскому дворцу в 1867 году пристраивается Северный флигель. Автор проекта - Н. Л. Бенуа.

Сергей Дмитриевич и его взгляд на усадьбу

В 1871 году граф Дмитрий Николаевич умирает. В результате раздела имущества Шереметьевский дворецдостается в наследствоСергею Дмитриевичу.В 1874 году на территории усадьбы появляются новые пятиэтажные корпуса (архитектор А. К. Серебряков). Со стороны Литейного проспекта возводятся доходные дома, парадную часть на Фонтанке - 34 оставляют без изменений. Начало двадцатого века проходит под знаком разрушения. Уничтожаются Грот, Эрмитаж, Садовые ворота, Оранжерея, Китайская беседка. Манежи и Конюшни перестраиваются в Театральный зал - сейчас это Драматический театр на Литейном. Появляются в 1914 году двухэтажные (архитектор М. В. Красовский).

Имение после революции

В послереволюционный период Шереметьевский дворец был передан Сергеем Дмитриевичем в распоряжение новой власти. В одном из его флигелей с середины 1924 до 1952 года проживала А. А. Ахматова. Основные части здания были переделаны. До 1931 года здесь располагался музей. Шереметьевский дворец в 1984-м году принял НИИ по Арктике и Антарктике. В результате ненадлежащего использования и ухода интерьеры залов утратили былое величие и красоту, а часть флигелей стали жилыми квартирами. В конце 20-го века постепенно начало меняться отношение к имению. Шереметьевский дворецподвергся реставрации. Основной целью этого мероприятия являлось воссоздание атмосферы XVIII столетия. Первая выставка в Шереметьевском дворце была представлена экспонатами, принадлежащими семье хозяев имения. Среди них совершенно уникальные образцы. Здесь коллекции картин и предметов искусства, музыкальные инструменты. В доме на Фонтанке, 34 традиционно проводятся концерты и художественные экспозиции. С 1989 года работает Литературно-мемориальный музей А. А. Ахматовой. В нем воссоздана рабочая комната поэтессы. Широкой публике представлены ее книги, фотографии и личные вещи. В 2006 году на площадке у Шереметьевского дворца появился памятник А. А. Ахматовой. Его открытие было приурочено к сороковой годовщине смерти поэтессы.

Что предлагает гостям Шереметьевский дворец?

Музей музыки, расположенный в здании имения, имеет в своих запасниках огромную коллекцию старинных инструментов. Она по праву считается одной из лучших в мире. В коллекцию входят уникальные инструменты, созданные русскими и европейскими мастерами в 16-ом - 18-ом веках, принадлежащие царской династии Романовых, а также уникальные образцы со всего света, не имеющие аналогов. Также в музее находятся русские колокола и воссозданные копии различных античных инструментов. Посетить музей можно в рамках ежедневно проходящих там экскурсий. Темы их весьма разнообразны. Например, в рамках экскурсии "Графы Шереметьевы" можно узнать много нового о создателях имения, их жизни и судьбе. Есть и другие программы. Например, "Фонтанный дом. Дворец и усадьба". Эта экскурсия посвящена архитектурному памятнику-усадьбе и ее созданию. В ее рамках можно узнать много увлекательных подробностей из жизни дворца, например, одну из легенд о том, что при проектировании дома были использованы чертежи Ф. Б. Растрелли. Но все-таки большинство экскурсий, проходящих в Шереметьевском дворце, посвящено музыке: "Эволюция клавишных инструментов", "Духовые инструменты — народные и профессиональные", "Выдающиеся имена в коллекции музыкальных инструментов" и другие.

Усадьба сегодня

Шереметьевский дворец, был предметом гордости пяти поколений его хозяев, их родовым гнездом. На протяжении нескольких веков каждый из владельцев сохранял и приумножал имущество рода. Предметы искусства, картинная галерея, античные скульптуры, нумизматическая и оружейная коллекции, богатейшая библиотека - вот далеко не полный перечень того, чем владели хозяева усадьбы до 1917 года. Шереметьевский дворец, фото которого представлены выше, на протяжении нескольких веков был местом встречи интеллигенции. Сегодня он не потерял своего былого величия и продолжает притягивать к себе миллионы людей.

Усадьба Кусково действительно прекрасна – в роскошной летней резиденции Шереметьевых хорошо сохранились дворец и павильоны, единственный в Москве регулярный французский парк с цветниками и множеством скульптур, есть большой пруд.

Основные постройки в усадьбе были возведены в 18 веке графом Петром Борисовичем Шереметьевым. Он частенько называл землю, которая ему досталась в наследство от отца, «куском» — отсюда и пошло название усадьбы. Кусково имеет еще одно название – Подмосковный Версаль.

Уже от входа открываются чудесные виды на ухоженные газоны, аккуратно подстриженные деревья и прекрасные архитектурные сооружения.

Действующая усадебная церковь Спаса Всемилостивого. Шпиль стоящей рядом колокольни очень напоминает архитектурные решения питерских Адмиралтейства и Петропавловской крепости.

Ангел на крыше церкви.

Дворец в музее-усадьбе Кусково, построенный в стиле раннего классицизма с элементами барокко — деревянный.

Ко входу ведут два пандуса для въезда карет, заканчивающиеся фигурами сфинксов.

Затейливый вензель – одно из украшений дворца.

К возведению дворца и павильонов привлекались как известные архитекторы того времени, так и крепостные мастера.

Пирамидка на берегу пруда. Не очень поняла ее предназначение. Может быть, солнечные часы?

Голландский домик был построен в честь Петра Первого. Внутреннее убранство было привезено из Голландии и полностью сохранилось.

В солнечный день фото в Кусково получаются просто прекрасными.

Недалеко от Голландского домика я увидела фотосессию возле павильона Эрмитаж:

Классическая музыка в прекрасном антураже:

Свадьба в Кусково — очень красиво и романтично.

Центральная часть французского регулярного парка.

Статуи большей частью изображают львов, римских героев и богов. Всего их больше 60.

Парк украшен не только скульптурами, но и цветами.

Каменная оранжерея, построенная крепостным архитектором Ф.С. Аргуновым. В центральной части проводились балы, а в стеклянных крыльях зимних садов — гуляли среди тропических растений.

Еще один парковый павильон, Итальянский домик, похож на небольшой дворец.

Нарядный Грот отражается в водах Итальянского пруда. Его внутренняя отделка перламутровыми раковинами поражает воображение.

Этот прекрасный павильон был местом обеда императрицы Екатерины Второй во время ее визита в имение Шереметьева в 1774 году.

Летом гостеприимные Шереметьевы часто проводили балы, собиравшие весь цвет московского дворянства: на особо роскошных вечерах присутствовало до 30 тысяч гостей. Увеселений было множество: катание на лодках по большому усадебному пруду, театральные оперные и балетные постановки, парады, выступления оркестров, фейерверки. Театр графа Шереметьева считался лучшим в Москве.

В последнем десятилетии 18 века на кусковской сцене блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова, к которой был неравнодушен Н.П. Шереметьев. В 1800 году граф и актриса переехали в Останкино, а Кусково было позабыто. Только через десятилетия его сын возродил былую роскошь.

После революции шереметьевское владение избежало участи большинства дворянских усадеб – его объявили музеем-заповедником и впоследствии разместили тут музей фарфора. В наши дни здесь регулярно проводятся концерты классической музыки, выставки.

Как добраться до Кусково

На общественном транспорте: м. «Рязанский проспект», далее автобусом 133 или 208 до остановки «Музей Кусково».

На автомобиле: Москва, улица Юности, дом 2. В выходные приезжать лучше к открытию – потом будет сложно припарковаться.

Координаты: 55°44’11″N 37°48’34″E

Часы работы

  • Территория парка — с 10-00 до 18-00 (касса работает до 17-30)
  • Дворец, Голландский домик — с 10-00 до 16-00
  • Эрмитаж, Большая каменная оранжерея — с 10-00 до 18-00
  • Понедельник и вторник – выходные дни.
  • Последняя среда каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов

Музей-усадьба принимает участие в акции Департамента культуры города Москвы «Музеи — бесплатно в третье воскресенье каждого месяца».

В обычные дни вход на территорию и в музеи платный:

  • Вход в парк — 50 рублей
  • Дворец — 250 рублей
  • Большая каменная оранжерея с выставками — 150 рублей
  • Голландский домик — 100 рублей
  • Итальянский домик — 100 рублей
  • Эрмитаж — 50 рублей
  • Единый билет на все павильоны — 700 рублей

В воскресенье отправились с подругой в Шереметевский дворец. Я хотела ей показать Музей музыкальных инструментов. Но, к сожалению, он оказался закрыт на реставрацию Обещают открыть в мае, и отдадут под него весь первый этаж, т.к. в прежнем помещении была жуткая теснотища, и к некоторым инструментам даже подойти было невозможно.
Зато мы прошлись по залам дворца и домовой церкви.
Немного истории.

После того, как в 1712 году Санкт-Петербург стал столицей России, Петром I стали сюда переселяться знатные люди, среди которых был генерал-фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметев.

Для благоустройства окраин новой столицы Петр I стал жаловать земельные участки на берегах Фонтанки, по которой проходила южная граница города, своим приближенным.

И в 1712 году участок, на котором ныне расположен дворец, и был пожалован фельдмаршалу Б.П. Шереметеву, женатому, кроме того, на родственнице государя - А.П.Нарышкиной.

Участок Шереметева занимал огромную территорию. Начинаясь от самых берегов Фонтанки, он доходил до линии нынешнего Литейного проспекта.
Первоначально здесь был построен большой деревянный дом со службами, а в середине XVIII столетия его заменили на еще более крупное каменное здание.

Началось его строительство в 1740–е годы под руководством архитектора Г.Д.Дмитриева, затем его возглавил С.И.Чевакинский.

Отделкой дворца занимался крепостной архитектор Ф.С.Аргунов на рубеже 50–60 годов XVIII столетия.

После смерти жены и дочери сын Б.П. Шереметева, граф Пётр Борисович, переехал в Москву, но усадьба продолжала перестраиваться и во время отсутствия хозяев.
В 1788-1792 годах она сдавалась внаём португальскому посланнику, а затем князю В. Б. Голицыну.

После смерти Петра Борисовича усадьба перешла к его сыну Николаю. При нем интерьеры дворца были переоформлены по проекту архитектора И.Е.Старова.

В 1796 году граф поселился во дворце. У Шереметевых здесь был свой театр, оркестр. Исполнителями были наиболее талантливые люди из крепостных.
В 1801 году Николай Петрович женился на одной из таких крепостных, Прасковье Ивановне Ковалёвой.

После Старова помещения во дворце перестраивались Д. Кваренги и А. Н. Воронихиным. На территории усадьбы были построены летний дом, каретные сараи, садовый павильон, перестраивались служебные флигели.

После смерти Николая Петровича усадьба перешла его шестилетнему сыну Дмитрию Николаевичу. По инициативе императрицы Марии Фёдоровны над имуществом Шереметевых был создан Опекунский совет. Главным попечителем был назначен М. И. Донауров, чья семья поселилась во дворце.

В период службы Дмитрия Николаевича в Кавалергардском полку, во дворце часто гостили его сослуживцы. Офицеры пользовались гостеприимством графа, в полку даже появилось выражение "жить на шереметевский счёт".
Среди гостей здесь бывал художник О. А. Кипренский. Летом 1827 года сюда приходил Александр Сергеевич Пушкин, в мастерской дворца Кипренский написал его самый известный портрет.

18 апреля 1837 года в Шереметевском дворце состоялась свадьба графа с фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны Анной Сергеевной. В 1844 году у них родился сын - Сергей.

Почти двадцать лет на Шереметевых работал архитектор И. Д. Корсини.
16 мая 1838 года состоялось торжественное открытие чугунной ограды с воротами, украшенными гербом графов Шереметевых. Корсини были полностью перестроены дворцовые помещения, в 1845 году построен садовый флигель.
Во дворце устраивались музыкальные вечера. Здесь выступали Глинка, Берлиоз, Лист, Вильегорский, Шуберт.

В 1917 году семья Шереметевых передала дом во владение Советской власти.

С середины 1924 до 1952 года в одном из флигелей дворца жила А. А. Ахматова. Здесь, в 1989 году, в честь столетия поэтессы открылся её музей. Именно Ахматова в своих стихах дала второе название дворцу - "Фонтанный дом".

В советское время во дворце находился Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт. С 1990 года здесь расположен филиал музея театрального и музыкального искусства. В 1999 году после реставрации во дворце был открыт Белый концертный зал, где проводятся концерты классической музыки.

Итак, пошли по залам.
Дуговой кабинет.

Походные стул и стол-бюро, конец 18 в.

Античная комната

За арфой - шкаф в форме лиры.

Предцерковная комната. Двери ведут в домовую церковь.

Часы-орган, конец 18 в.

Шкафчики красного дерева с фарфоровыми статуэтками 18 в.

Одна из статуэток при ближайшем, насколько можно, рассмотрении

Белая столовая. Все предметы переданы в дар потомками князей Оболенских - Стрекаловыми-Оболенскими.

Лепная гостиная

Фрагмент лепки

Белая гостиная. Инструменты - из Музея музыкальных инструментов: клавесин с фортепьянной механикой, 1790-е годы, клавишная арфа, 1814г. и подставка под ноты:

Клавесин трёхмануальный, 18 в.

Фортепьяно-жираф, первая четверть 19 в. и клавишный металлофон, середина 19 в:

Кабинет-спинет, 18 в:

Жёлтая гостиная. Арх. И. Корсини

Фрагменты потолочной росписи:

Музыкальная шкатулка "Танцующая обезьянка" Конец 19 - начало 20 в.

Скрипка, выдолбленная из цельного куска дерева

А это пошетты. Пошетт (франц. pochette, от pocheter - носить в кармане), - небольшой струнный смычковый муз. инструмент (общая длина ок. 350 мм).
Возник в нач. 16 в. как ответвление скрипичного семейства. Первоначально П. представляла собой 3-струн. инструмент с лодковобразным корпусом.
Впоследствии она становится 4-струнной и приобретает разнообразные формы: виолы, скрипки, гитары и других инструментов.
Основная функция - музыкальное сопровождение во время уроков танцев. Просуществовав до нач. 19 в., в единичных случаях использовалась как оркестровый и сольный инструмент.
Изготовлением пошетт занимались иногда выдающиеся мастера смычковых инструментов: К. Мюллер, Д. Полли; известна пошетта работы А. Страдивари.

Этрусская гостиная. Арх. И.Корсини

Фрагмент потолочной росписи

Рояль М.И.Глинки

Далее идут зелёная и малиновая гостиные, в которых было запрещено снимать, т.к. там располагается
коллекция Валентины Михайловны Голод, известной петербургской коллекционерки
Снимала тайком, но удалось очень немного.

А затем мы пошли в домовую церковь. Всё убранство её было в своё время конфисковано в пользу голодающих Поволжья. Сейчас она отреставрирована, но как церковь пока не используется.

Сохранившиеся отреставрированные фрески

Купол

Оклады от утерянных икон

Следующий визит во дворец мы нанесём, когда откроется интереснейший музей музыкальных инструментов.



Рассказать друзьям