Школьная энциклопедия. Значение лосенко антон павлович в краткой биографической энциклопедии Лосенко авель описание картины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773)

Одним из первых учеников Академии стал талантливый юноша Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773). Он родился в украинском городе Глухове в казачьей семье. Уже в детском возрасте у него проявились способности к пению и рисованию. Маленького Антона Лосенко отдали в местную певческую школу, а в 1744 году, когда ему было семь лет, отправили в Петербург вместе с другими маленькими певцами. В Петербурге он пел в придворной певческой капелле. Одновременно он брал частные уроки рисования, и, когда у подростка стал «ломаться» голос, его определили в ученики к художнику Ивану Аргунову, работы которого мы изучали на нашей экспозиции. Через пять лет обучения у Аргунова, в 1758 году, Антон Лосенко, показавший незаурядные способности, был отправлен в только что открытую Академию художеств. Там преподавали приглашённые И.И.Шуваловым Л. – Ж.Ф. Лагрене, Ж.-Л. де Велли и Л.Ж. Ле Лоррен – известные французские живописцы, оставившие – особенно Лагрене – заметный след в русском искусстве. Первые произведения Лосенко – портреты, распространённый жанр в то время. В нашем собрании – портреты И.И.Шувалова, поэта А.П.Сумарокова и актёров Я.Д.Шумского и Ф.Г.Волкова.Портрет И.И.Шувалова

Портрет небольшой, не отвечающий традициям парадного портрета, но всё же образ несколько приподнятый, торжественный. Художник стремится подчеркнуть значительность этого человека, и, наверное, своё вполне объяснимое уважение к нему. Фигура И.И. Шувалова дана в повороте, рукой он указывает на что-то за пределами картины. Как будто он общается с невидимым нам собеседником. И.И. Шувалов представлен в мундире, на груди его – звезда и лента, это орден Белого Орла, и крест, украшенный бриллиантами – орден св. Анны.Портрет Ф. Г. Волкова

Фёдор Григорьевич Волков (1729 – 1763) – актёр, основатель любительской театральной труппы в Ярославле в 1750 году. На основе этой труппы был создан в Петербурге первый русский профессиональный публичный театр. Ф. Волков изображён в парадном красном плаще, с короной, кинжалом и маской. Все эти атрибуты показывают, что он играл трагические и героические роли. Молодое миловидное лицо, обрамлённое тёмными кудрями, сразу вызывает симпатию своей приветливой улыбкой. Существует предание о его смерти, чем и вызвано разночтение в дате смерти артиста. Ко времени коронации Екатерины II Ф.Г. Волков подготовил пышное представление под названием «Торжествующая Минерва» (Минерва – римское название греческой богини мудрости Афины). В тот день было очень холодно, и артист, он же режиссёр, со всей ответственностью руководил празднеством, простудился и вскоре умер. Приподнятый, героический образ артиста, яркое сочетание зеленой одежды и красного плаща, как и включение в портрет аллегорических предметов, восходит к декоративным традициям барокко.Портрет Я. Д. Шумского. 1760 Портрет Якова Даниловича Шумского (? – 1812) представляет соратника Ф.Г. Волкова, также актёра. Он участвовал в создании любительской труппы в Ярославле и входил в состав первого русского профессионального театра в Петербурге. Изображён в какой-то роли.
Портрет А. П. Сумарокова

Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777) – известный поэт и драматург. Его трагедии на темы из русской истории разыгрывались на подмостках петербургского театра и пользовались успехом. Под конец жизни был забыт.

В конце 1760 года А.П. Лосенко отправляется в качестве пенсионера в Париж. Там он продолжил своё профессиональное образование в мастерской художника Жана Ресту, приверженца стиля барокко. Поэтому в отчётной пенсионерской работе А Лосенко «Чудесный улов рыбы» так сильны черты этого уходящего в историю стиля.Чудесный улов рыбы. 1762 Как указано в Каталоге русской живописи XVIII века, эта картина представляет собой варьированную копию произведения на ту же тему художника Ж. Жувене.

Сюжет основан на евангельской истории, рассказанной апостолом Иоанном. После того, как Иисус Христос воскрес, он несколько раз появлялся перед своими учениками, но они не сразу узнавали его. Однажды ученики ловили рыбу на Генисаретском озере, но ничего не поймали. Вдруг перед ними появился воскресший Христос. Он велел им закинуть сеть с правой стороны, и они вытащили много рыбы. Подробней вы сами можете прочитать об этом в Библии: «Евангелие от Иоанна», глава 21. Похожую историю, относящуюся к более ранним событиям из жизни Христа, рассказал евангелист Лука: глава 5, абзацы 1-7.

В центре картины представлен Христос. Над его головой мы видим сияние. В круговой композиции показано множество народа – здесь и ученики, и разные другие люди. Все они возбужденно жестикулируют, удивляясь и восхищаясь при виде чуда. Картина, как мы видим, соответствует традициям барокко.

В это время пенсионеры, находившиеся в Париже, получают предписание срочно возвратиться в Петербург. Новая императрица, Екатерина II, желает получить отчёт об их работе. Лосенко представил Академическому совету свою картину «Чудесный улов рыбы» и получил всеобщее одобрение. Совет решил ходатайствовать о продлении ему пенсионерства. Двор в это время находился в Москве, где проходила коронация императрицы. Картину представил императрице сам И.И. Шувалов, гордый успехом своего воспитанника. Императрица распорядилась приобрести картину для Эрмитажа, откуда она и попала впоследствии в Русский музей.

По возвращении в Париж, Лосенко написал картину с изображением апостола Андрея Первозванного, представляющую собой штудию человеческого тела. В декабре 1765 года Лосенко уже находился в Италии. Совет Академии разрешил ему оставаться в Италии в течение трёх лет. Там он написал обнажённые фигуры натурщиков, которые назвал «Каин» и «Авель». Действительно, они достаточно экспрессивны и выразительны, чтобы можно было бы присвоить им эти имена. По заказу И.И. Шувалова Лосенко написал картину «Зевс и Фетида» на тему из «Илиады» Гомера.
Зевс и Фетида. 1769 Зевс – главный бог в Древней Греции, «отец богов». Фетида - нереида, речное божество, дочь морского божества Нерея (не путать с богом морей Посейдоном). Фетида была матерью знаменитого героя «Илиады» Ахилла. Она была женой царя Пелея, смертного человека, поэтому и сын её Ахилл был смертным, тогда как сама Фетида, хоть и небольшое божество - нереида, но была бессмертной. И она всячески оберегала своего сына, помогала ему, и он пользовался её помощью. Так, например, однажды в стане греков, к которому принадлежал и Ахилл, произошёл раскол из-за гнева Ахилла. На кого же он разгневался? – На царя Агамемнона, отобравшего у него пленницу, Ахилл так был разгневан, что отказался воевать, а вы помните, что шла война с троянцами. Поэма «Илиада» так и начинается: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…» и так далее. Если вы почитаете «Илиаду» сами, то наверняка получите удовольствие. Перевёл эту поэму на русский язык поэт Николай Иванович Гнедич, современник А.С.Пушкина. На перевод поэмы Пушкин восторженно написал:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи:

Старца великого тень чую смущённой душой.

Какие последствия принёс «гнев Ахилла»? Ахилл не только перестал воевать, но и попросил свою мать заступиться за него перед Зевсом. И вот Фетида отправилась на гору Олимп, где жили боги, и обратилась к самому Зевсу с просьбой Ахилла наказать греков. Картина написана так, как будто перед нами ожившие античные статуи. Зевс в изображении Лосенко явно повторяет известные статуи, а Фетида имеет совершенно антикизированное лицо. Картина полностью соответствует зстетике классицизма. Интересно то, что художник придаёт лицу Зевса доброе, сочувствующее выражение, а Фетида даже осмеливается с лаской дотронуться до бороды «отца богов». Дальнейшие события, которые описаны в поэме, мы пересказывать не будем.Владимир и Рогнеда

А.П.Лосенко вскоре возвратился в Петербург и получил заказ от совета Академии написать картину на тему из русской истории. Была выбрана тема из книги М.В.Ломоносова «Древняя российская история». Дадим слово исследователю: тема «…в программном изложении звучала следующим образом: «Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Рогвольду, чтоб ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздражённый, Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Рогвольда с двумя сынами лишив жизни, с высокомысленною Рогнедою невольно сочетался» (Цит. по книге: Петинова Е.Ф. Русские живописцы XVIII века. Биографии. – СПБ.: «Искусство – СПб», 2002. – С. 220). Владимир не впервые совершал столь жестокие поступки. В борьбе за престол он когда-то убил своего брата, имел множество жён, как турецкий султан, то есть был не лучше других князей. Но впоследствии он ввёл на Руси христианство, покаялся в грехах и поэтому причислен к святым. Но это произошло позднее, а здесь он ещё язычник. Рогнеда, дочь князя полоцкого, не хотела выходить за него, так как он был сыном служанки, пленницы, хотя отец его был князь. Художник показывает, что Владимир раскаивается в своём жестоком поступке - войне и убийстве отца и братьев Рогнеды, он склонился перед Рогнедой, прижал руку к груди. Обратите внимание не его лицо: оно красиво и неподвижно, ничего не выражает. Согласно эстетике классицизма чувства героев, как мы уже говорили ранее, должны быть выражены жестами и позами, а лица оставаться прекрасными, переживания не должны нарушать красоту. Тема раскаяния, нравственности непременно звучала в произведениях академистов, так как искусство было призвано улучшать и совершенствовать нравы. Рогнеда отворачивается от Владимира, показывая своё пренебрежение. За ней стоит няня. Она прижимает платок к глазам, тем самым показывая своё горе. Молодая служанка на первом плане с почти античным профилем полна гнева. Обратите внимание на цвет и композицию: красный всегда используется для одежды главных героев. На Владимире и Рогнеде надеты красные плащи. Существует предание, что художнику позировали артисты в театральных костюмах. В то время русская история не была ещё достаточно изучена, и быт, костюмы, обстановка не были известны. Поэтому здесь мы видим греческие колонны и вазу. Композиция подчинена принципу треугольника, вершиной которого является голова Владимира. Такая композиция соответствует законам классицизма и основана на произведениях эпохи Возрождения, прежде всего, Рафаэля. Она вносит впечатление покоя и завершённости действия. Нельзя не заметить, что композиционно картина несколько перегружена – на втором плане помещены фигуры воина в шлеме и человека в мирской одежде. Этого спутника ассоциируют с дядей князя Владимира, Добрыней, который всюду его сопровождал и помогал ему. Он был братом матери Владимира, пленницы. Картина имела большой успех как первое произведение русского художника на тему из русской истории. Лосенко получил звание академика и буквально через несколько дней – профессора. Вскоре он был назначен директором Академии. Из-за непомерной занятости хозяйственными делами он не мог уделять времени творчеству. Скульптор Э.-М. Фальконе, работавший в это время над «Медным всадником», хорошо знал Лосенко и сочувствовал ему. Он писал императрице Екатерине II: «Уже дано я страдаю, не зная, к кому обратиться; я впрочем, говорил, но безрезультатно. Речь идёт о Лосенкове, искусном, честном и несчастном. /… /Вы думаете, что он пишет Ваши картины. О, совсем нет! Оглушённый, измученный, огорчённый, обременённый тьмою академических мелочей, ни в одной академии мира не касающихся профессора, Лосенко не может коснуться кисти. Его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации. К этому нечувствительны, им жертвуют» (Цит. по указ книге Петиновой Е.Ф. с 222). Действительно, Фальконе оказался прав. А.П. Лосенко вскоре умер. «Ему не исполнилось тридцати семи лет, когда смерть прервала его блистательную деятельность. Настолько ярким было его дарование и как художника, и как педагога, что на время - на те четыре года, которые пробыл в Академии, - он затмил всех вокруг» (Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. - СПб.: «Книжный мир», 2001. - С.100).

В этом зале бывают представлены картины П.И. Соколова «Меркурий и Аргус»(1776), И.П. Чернова «Возвращение блудного сына»(1795) и другие. Они не выходят за пределы «штудий», демонстрирующих умение художника изображать обнажённое тело. Сюжеты, взятые из мифологии и Библии, известны.

Несмотря на развитие академического искусства и активное формирование стиля классицизма, интерес к портрету в обществе и среди художников не угасал. Наиболее выдающимися портретистами были живописцы Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский, а в скульптуре – Ф.И. Шубин.

Украина - 23 ноября (4 января) 1773, Петербург) - русский художник, основоположник русской исторической живописи. Выходец из казацкой семьи Антон Лосенко рано осиротел, был отправлен в Петербург, где в 1744-1753 годах учился певческому искусству и служил в придворной капелле. Затем как «спавший с голоса», но проявивший способности в сфере изобразительного икусства, он был определен в живописную мастерскую И. П. Аргунова . С 1758 занимался в Академии художеств. Как «пенсионер» Академии жил в 1760-65 в Париже, где посещал мастерские Ж. Рету и Ж. М. Вьена. Затем изучал искусство античности, Ренессанса и барокко в Риме (1766-69). В свой зарубежный период написал картины «Чудесный улов» (1762) и «Зевс и Фетида» (1769), в которых продвинулся от риторической патетики барокко к более строгой композиционной гармонии классицизма. По возвращении в Петербург выставил в Академии художеств большой рисунок-копию с «Аллегории Правосудия» Рафаэля , а также композиции «Каин» (1768) и «Авель» (1769). Хотя это были лишь копия и два этюда с обнаженных натурщиков, проявленное здесь мастерство вызвало восторг современников, назвавших Лосенко «русским Рафаэлем».

В историю изобразительного искусства Лосенко вошел полотном «Владимир перед Рогнедой» (1770), за которое он получил звание академика исторической живописи. Впервые русское национальное прошлое (эпизод с молодым новгородским князем Владимиром , будущим Владимиром Святым, добивающимся руки дочери полоцкого князя Рогволода) стало сюжетом столь выразительного, хотя и несколько наивно-мелодраматичного, но все же достаточно психологически сложного, картинного действа. В специальном «Изъяснении к картине» Лосенко выразил ключевой постулат классицизма о единстве места и времени («живопись может брать только один момент»). В качестве этого момента избран приход князя, захватившего Полоцк, к Рогнеде и проявляющего к ней не свирепость победителя, а нежное благородство (как бы предвещающее его будущую судьбу «крестителя Руси»). Именно благодаря вдохновляющему примеру этой картины отечественная история заняла позднее в системе академических программ (т.е. тех сюжетов, которые задавались учащимся) практически те же позиции, что греко-римская античность и Библия.

С 1770 Лосенко был профессором, а с 1772 - директором Академии художеств. Создал множество великолепных по технике рисунков с натурщиков, репродукции с которых до сих пор используются в качестве учебных пособий. Написал «Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй… для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное» (1772). В 1773 начал работу над «Прощанием Гектора с Андромахой», и здесь проявив талант патетически-пылкого компоновщика и колориста, но смерть помешала ему довести работу до конца. В состав его наследия входит также ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет актера Ф. Г. Волкова (1763); основатель первого русского профессионального театра представлен тут в живой, «говорящей» позе: как бы рассуждая со зрителем о своем любимом искусстве, он держит в одной руке бутафорскую золоченую корону, а в другой маску.

Мастера исторической живописи Ляхова Кристина Александровна

Антон Павлович Лосенко (1737–1773)

Антон Павлович Лосенко

В 1770 году на выставке в Петербургской академии демонстрировалась картина А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда». Картина ошеломила зрителей, доселе не видевших подобных произведений. Автор композиции, известный художник, по праву считается основоположником русской исторической живописи.

Русский художник Антон Павлович Лосенко родился в городе Глухове Черниговской губернии. В шестнадцатилетнем возрасте он поступил в мастерскую к знаменитому портретисту И. П. Аргунову, а с 1758 по 1760 год учился в Петербургской академии художеств у Ж. Л. Де-Вильи, Л. Ж. Ле-Лоррена и Л. Ж. Ф. Лагрене (в те годы в Академии, основанной в 1757 году, преподавали практически одни иностранные живописцы).

В 1760 году талантливого молодого художника послали за границу, во Францию и Италию. В Париже Лосенко написал картину «Чудесный улов рыбы» (1762, Русский музей, Санкт-Петербург), в которой классицистические традиции сочетаются с необычной для того времени человечной трактовкой образа Христа. С 1766 по 1769 год Лосенко жил в Риме. Он изучал античное искусство, делал копии с полотен Рафаэля и других мастеров Возрождения, писал натурные этюды.

В 1769 году художник вернулся на родину. Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи. Сюжетной основой для будущей работы Лосенко стала старинная легенда о Владимире и Рогнеде, рассказывающая, что новгородский князь Владимир попросил полоцкого князя Рогвольда выдать за него свою дочь Рогнеду. Девушка отказалась, и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество. Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова.

Художник показал на своем полотне тот драматический момент, когда Владимир, ворвавшийся в покои княжны, сообщает ей о смерти ее близких. С большим мастерством автор передает чувства и переживания героев. Глубокое горе и отчаяние застыло на лице Рогнеды, окруженной рыдающими служанками. Над ней склонился Владимир. Весь его облик (выражение лица, жесты рук, поза) передают горячее желание получить прощение и благосклонность девушки.

Черты прекрасного лица Рогнеды отличаются классицистической условностью, но князь Владимир написан с натуры. Моделью для его образа послужил современник Лосенко, известный драматический актер И. А. Дмитриевский. Идеализирована и молодая служанка, сидящая справа от Рогнеды. Она тоже страдает и сочувствует своей хозяйке, но горе ничуть не портит ее красивого лица.

Обратившись к историческому сюжету, Лосенко поднимал очень важные для своего времени проблемы. Деспотический произвол осуждали произведения художественной литературы, трагедии, которые ставились на театральных сценах в XVIII веке, но для живописи подобное явление было несколько неожиданным.

Осуждая своего героя, автор в то же время стремится облагородить его. С этой целью художник использует звучные цвета, одевая Владимира в одежду ярких красных, зеленых, оранжевых оттенков, контрастирующих с более холодными, приглушенными тонами костюма Рогнеды.

В 1770-х годах классицистический стиль еще только начинал проникать из Европы в Россию, и картина Лосенко с ее уравновешенной композицией и обращением к античности способствовала этому. Об античности напоминает не только трактовка образов, но и детали интерьера - колонна за спиной Владимира, греческая ваза, стоящая на полу. Но эти черты классицизма сочетаются с реалистичными элементами. Так, в фигурах воинов, пришедших с князем, нет ничего идеализированного и театрального, вероятно, художник писал их с натуры.

А. П. Лосенко. «Владимир и Рогнеда», 1770, Русский музей, Санкт-Петербург

В композиции нет традиционных для русской живописи того времени деталей: арок, драпировок, кулис. Лосенко не хотел изображать своих героев в античных одеяниях (на голове Владимира нет шлема с гребнем). Он пытался одеть персонажи в национальные костюмы, но уровень этнографических знаний об эпохе Древней Руси в XVIII столетии был невысок, поэтому мастеру пришлось довольствоваться театральными костюмами, поступившими в академию из придворного театра.

Вскоре после окончания работы над «Владимиром и Рогнедой» живописец представил свое творение на суд зрителей. Публика с восторгом встретила картину. Хотя произведения с исторической тематикой создавались многими художниками, до Лосенко никто не показывал так эмоционально и глубоко человеческие чувства и переживания. Картина принесла Лосенко звания академика и адъюнкт-профессора. В 1772 году он был назначен профессором и директором Петербургской академии художеств.

Исторические и мифологические сюжеты, которые являлись в стенах Академии приоритетными, должны были воспитывать у зрителей чувства патриотизма, любви к родине. Главным героем произведений многих художников был смелый и отважный воин, гражданин, готовый отдать жизнь во благо своей страны. Именно такого героя изобразил Лосенко в поздней работе «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, Третьяковская галерея, Москва).

Художник поместил своих героев перед воротами Трои. Андромаха с маленьким сыном на руках уговаривает мужа отказаться от похода и остаться с ней, но Гектор непоколебим, он не может забыть о воинском долге. Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы. Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще. Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур. Андромаха, чей тонкий профиль напоминает женские лики древнеримских барельефов, внимательно слушает речь мужа. Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным. В образе этой женщины гораздо больше задушевности и естественности, чем в идеализированном облике ее хозяйки.

В торжественной и величественной сцене прощания черты классицизма сочетаются с реалистичностью в изображении троянских воинов и с непосредственностью передачи человеческих переживаний.

Лосенко не успел завершить «Прощание Андромахи с Гектором», он скончался в возрасте 36 лет от болезни сердца. Автор прекрасных портретов (президента Академии художеств И. И. Шувалова, 1760; актера Ф. Г. Волкова, 1763 - оба в Русском музее, Санкт-Петербург), рисунков, выдающийся педагог, он много сделал для развития русского искусства. Современники называли художника «Ломоносовым русской живописи».

Из книги Про трех китов и про многое другое автора Кабалевский Дмитрий Борисович

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Карл Павлович Брюллов (1799–1852) Однажды Николай I решил заказать Брюллову историческую картину. Самодержец велел художнику изобразить Ивана Грозного вместе с женой в избе, а за ее окном - сцену взятия Казани. Но мастер отказался. «Государь, если я займу первый план двумя

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Антон Рафаэль Менгс (1728–1779) Автопортрет Ок. 1773. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургАвтопортрет написан Менгсом на пике своей славы. В 1771 году он стал президентом Академии Св. Луки в Риме, а также членом многих других академий Европы. За год до написания этой работы

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Богдан (Готфрид) Павлович Виллевальде 1818–1903 Виллевальде родился в Павловске. Первоначально обучался живописи частным порядком у приезжего художника Юнгштедта. В 1838 году поступил в Петербургскую Императорскую академию художеств. Занимался под руководством

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Брюллов Карл Павлович (1799–1852) Итальянский полдень (итальянка, снимающая виноград) Эта картина создавалась как парная к «Итальянскому утру» (1823, Кунстхалле, Киль) и была отправлена в Россию в качестве отчетной во время пребывания художника в Италии.Брюллов

Антон Павлович Лосенко (1737-1773 гг.) родился в казачьей семье в городе Глухов - древней столице Левобережной Украины на живописных берегах Усмани, резиденции гетманов и Малороссийской коллегии. В начале ХVIII века Глухов превосходил Киев красотой архитектуры и благоустройством. В 1738 г. там открылась знаменитая певческая школа, готовившая певцов для нужд малороссийских хоров и придворной певческой капеллы. В эту же школу отдали Лосенко. В 1744 г. он был отобран для придворной капеллы и отправлен в . При дворе императрицы Елизаветы Петровны семилетний певчий пел древние канты и новые концерты, а в капелле получал серьезное музыкальное образование, играл на флейте. Но, урывая часы от певческих и музыкальных занятий, Лосенко за свой счет учился рисованию у живописца Ольховского. В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову, и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете. Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом. Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова. Среди них — три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко. Портреты остались во дворце, и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее. К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств. Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук. Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее.

Уникальные и качественные материалы vray для программы 3d max. Большой выбор материала и текстур — камень, плитка, дерево, вода и многое другое.

Товий с ангелом (1759 г.)

Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем. В конце 1760 г. Шувалов отправил в Париж первых пенсионеров Академии — Антона Лосенко и архитектора Василия Баженова. Но еще до отъезда молодой художник написал несколько портретов, зарекомендовав себя талантливым портретистом. Это были изображения близких Лосенко людей, связанных с ним общей любовью к искусству — поэта А.П.Сумарокова, актера Я.Д.Шумского и И.И.Шувалова. В раззолоченном камзоле и темно-зеленом мундире, в орденах, кружевах и лентах с письмом в руке сидит у стола Шувалов, доброжелательно и рассеянно глядя на невидимого нам собеседника, как бы приостанавливая обращенные к нему слова любезным жестом. Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. Художник с глубоким почтением относится к своей модели. Да, это тот самый легендарный некоронованный повелитель России, фаворит императрицы Елизаветы, меценат, любитель искусств и наук, друг художников и великого Ломоносова.

Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова (1760 г.)

Не менее интересен портрет Сумарокова. Прославленный поэт и недавно адъютант графа А.Г.Разумовского, Сумароков в эти годы был директором учрежденного в 1756 году Российского театра. Лосенко создает образ совсем иного звучания. Бледный, усталый человек в темно-синем нарядном плаще устремляет на нас с портрета острый, проницательный взгляд. Спокойно высокое чело, но в изломе бровей скрыто страдание, а в складке рта — ирония и горечь. Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет‚ написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры.

Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова (1760 г.)

Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли из комедии «Игроки». Яркая индивидуальность облика прославленного комика облегчила задачу живописца. В меховой шапке и бархатном халате, отороченном мехом, придерживая рукой толстую книгу, он лукаво смотрит на нас. И нельзя забыть эти приподнятые соболиные брови, сдержанную улыбку и насмешливый взгляд из-под тяжелых век. Образ Шумского как бы воплощает жажду просвещения и горечь познания, вольнодумство и глубокий скептицизм, отличающие восемнадцатый век.

Портрет актёра Я.Д.Шумского (1760 г.)

Все три портрета близки по художественным приемам и живописной манере. На темном, глухом фоне мягко светятся лица, легко моделированные серовато-голубыми тенями. Неяркая гамма живописи тяготеет к холодным, темным тонам. Мягко и нежно лепится кистью форма. Различие же их в художническом и зрительском контакте с моделью. Шумский и Сумароков взывают к нам из глубины веков, как бы дарят нам свои сомненья и раздумья. Шувалов, напротив, отстранен и замкнут. Портрет его содержит лишь простейшую характеристику.

Антон Лосенко покидал Россию не учеником, но мастером, нашедшим свою систему образов, собственный живописный язык, индивидуальное мировосприятие и остроту видения, но Лосенко искал теперь иных знаний. В России еще не было национальной исторической школы живописи, ему предстояло заложить первый камень великого здания.

В конце 1750-х гг. авангард французской академической школы представляла группа молодых живописцев и скульпторов — провозвестников рождающегося неоклассицизма. Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле. Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге. По приезде в Париж Лосенко определили в мастерскую директора Королевской академии Жана Рету — одного из последних преемников барочного искусства Лебрена. Религиозные композиции Рету, который должен был обучать русского ученика тайнам исторической живописи, поражали современников как анахронизм. Зато безусловную ценность представляли его портреты. Общение с Рету-портретистом было благотворно для Лосенко и сказалось в его работах последующих лет. Но усовершенствовать русского пенсионера в академическом рисунке, столь необходимом для исторического живописца, Рету не мог, ибо сам не был хорошим рисовальщиком. К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах», изображающая бога морей на колеснице. Исполненная углем и мелом в мягкой живописной манере, композиция подчеркнуто динамична и несколько перегружена. Все это свидетельствует о том, что Лосенко‚ работая над замыслом, был во власти эстетических норм искусства барокко, воспринятых им у Рету. Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно. Середина века отмечена напряженной борьбой принципов барочного искусства и зарождающегося неоклассицизма. Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени.

Нептун на водах

Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов». Евангельский рассказ о том, как апостолы и рыбаки поймали по воле Христа великое множество рыбы, не раз использовали в качестве сюжета для своих картин европейские художники. К заимствованию чужих сюжетов старые мастера прибегали для активизации творческой энергии и ассимиляции традиций. Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична. Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам. Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи. Идея умиротворения подчеркнута мягкой тональностью картины, живым сиянием розового, оранжевого и синего на коричневато-оливковом фоне.

Чудесный улов (1762 г.)

Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно. Академическое собрание, признав достоинства рисунка, композиции и колорита картины, а также талант ее автора, ходатайствовало о возможности продления обучения Лосенко в иностранных академиях. В России к этому времени произошел государственный переворот, в результате которого в июне 1762 г. на престол взошла Екатерина II. И.И.Шувалов вскоре бал отправлен в негласную ссылку за границу. Академическим пенсионерам приказано вернуться в Россию для рассмотрения их успехов и решения дальнейшей судьбы. Приехав в Петербург в конце декабря 1762 г., Лосенко предъявил совету написанную им в Париже картину «Чудесный улов». Успехи его были одобрены. Прожив несколько дней в столице, Лосенко отправился с отчетом о своих трудах в Москву, где тогда находился двор в связи с празднествами коронования Екатерины II. Картины и рисунки своего пенсионера Шувалов представил императрице. «Чудесный улов» понравился и был приобретен для Эрмитажа, а Лосенко дано разрешение продолжить занятия в Париже.

В Москве художник написал портрет Федора Григорьевича Волкова, создав одно из лучших произведений русской портретной живописи середины ХVIII века. Ф.Г.Волков — основатель русского национального театра — был не только замечательным трагическим актером, но также незаурядным живописцем, талантливым музыкантом и поэтом. Занятия у Рету не прошли напрасно. По сравнению с работами 1760 г. портрет Волкова пленяет пластичностью, отчеканенностью форм, активным контрастом светло-зеленого шелка платья с красным бархатом плаща и особенно душевной открытостью, доверительным контактом модели с художником. Спокойная ласковость умного взгляда, достоинство и ясность чистой души составляют основное очарование изображения великого актера.

Портрет актера Федора Григорьевича Волкова (1763 г.)

Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве (1763 г.)

29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. На этот раз он не спешил, внимательно осматривая достопримечательности германских городов, и после двухмесячного пути въехал в столицу Франции лишь 6 октября. Вскоре по приезде Лосенко написал портрет Л. Геннингера, секретаря русского посольства в Париже. Парадный, выдержанный в традициях прихотливого стиля рококо, виртуозно написанный холст — один из шедевров Лосенко. В роскошно убранной гостиной, на фоне пышных драпировок, картин и статуй сидит молодой человек, с надменной улыбкой глядя на зрителя. Левой рукой он придерживает книги, разложенные на изящном столике с золочеными ножками, в правой - держит золотую табакерку. Мерцание позолоты, блеск светлого шелка халата и желтого камзола, розовые панталоны и густой синий тон бархатного занавеса - все сливается в изысканную и нарядную колористическую гамму. Ничего не зная об изображенном, мы верим, что перед нами человек просвещенный, ибо его окружают атрибуты наук и искусств. Этот парадный портрет, не имеющий параллели в творчестве Лосенко, по существу замыкает портретное наследие художника. Напутствуемый новым президентом академии И.И.Бецким, Лосенко приехал в Париж, чтобы стать историческим живописцем.

Портрет Л.Геннингера (эскиз) (1760-е гг.)

Бывший его учитель Рету к этому времени ослеп, вместе с ним угасло художественное направление, культивировавшее традиции барочного искусства. В декабре 1763 г. Лосенко начал обучение у Жозефа Вьена - прославленного художника-педагога, замечательного рисовальщика, одного из основателей нового направления во французском искусстве, названного позднее неоклассицизмом и возникшего под влиянием идей, развивавшихся накануне французской буржуазной революции. Зарождение интереса к античности во Франции 1750-х гг. связано с первыми раскопками Геркуланума и Помпей‚ с археологическими изысканиями графа Кейлюса, впервые поставившего археологию на научную основу. Вьен стал создателем художественной школы нового типа, из которой вышли мастера, составившие славу французской школы. Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе. И, стремясь приучить молодых художников к изучению натуры, он ввел в своей мастерской работу с обнаженной моделью в течение трех дней в неделю. В 1764-1765 гг., систематически рисуя с натуры в мастерской Вьена, Лосенко создает огромное количество рисунков, в которых отчетливо проявилось влияние новых эстетических воззрений. Именно в этот период происходит перелом в творчестве Лосенко-рисовальщика, отмеченный изменением привычных стилистических приемов, иным, рационалистическим подходом к натуре и, что не менее важно, использованием новых технических приемов, применением нового материала. В это время появляются листы, исполненные в технике, столь характерной для поздних работ: графитным карандашом на серой и голубой грунтованной бумаге.

К самым совершенным листам в этой группе рисунков относится изображение коленопреклоненной натурщицы. Это — первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели. Предельно скупыми выразительными средствами графики Лосенко воплощает живую трепетность тела и, кажется, передает самый цвет кожи, блеск золотистых волос, изгиб пышных губ и кроткое сияние взора. Тени деликатно намечены легкой и тонкой штриховкой, а безупречная отточенная линия контура настолько выразительна, что один этот контур позволяет почувствовать живой объем и земную весомость гармонически прекрасного тела. Рисунок портретен. Черты лица так индивидуализированы, так неповторимо своеобразны, что можно отыскать эту модель и в других произведениях. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель — белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом.

Натурщица (1764-1765 гг.)

У колыбели (1764-1765 гг.)

В годы пенсионерства в Париже Лосенко трижды получал от Королевской академии серебряные медали. В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа». В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны». В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью. Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство. В 1764 г. Лосенко даже пытался принять участие в конкурсе на Большой приз, дающий право пенсионерства в Италии. Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал. Это была «Смерть Адониса» — картина, изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами. В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры.

Смерть Адонисa (1764 г.)

Андрей Первозванный

Натурщик, сидящий на камне

Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. Бог не допустил жертвоприношения, и в последнюю минуту ангел отвел руку Авраама, уже занесенную над отроком. Этот драматический сюжет Лосенко трактовал с поразительной экспрессией и профессиональным совершенством. Картина мастерски скомпонована. Величественный библейский патриарх, задрапированный в бледно-зеленые и голубоватые ткани, падающие пластичными складками, в ужасе отводит глаза от своей покорной жертвы — бледного тела Исаака, распростертого на поленнице, приготовленной для жертвенного костра. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Выразителен поединок жестов и взглядов над хрупким отроком: изумление, еще не стершее скорбную решимость - на лице Авраама, ужас неожиданности — в напряженном жесте его левой руки и — строгий взгляд вестника неба, непреклонность его поведения. Безволие Исаака, его хрупкое тело и поникшая прядь белых кудрей, как бы замершая в нем жизнь лишь подчеркивают напряженность происходящего над ним. Рисунок и анатомическая верность фигур безупречны, детали отточены, даже складки тканей по-новому выразительны и рельефны, лица вылеплены уверенно и пластично. Колористическая гамма строится на легких холодных тонах — золотисто-оливковых и голубовато-зеленых. В ней лишь одна яркая деталь — сброшенные одежды Исаака. В картине отразились противоборствующие тенденции искусства переходного времени: отзвуки уходящего стиля барокко в повышенной экспрессии и новые веяния классицизма — простота и правда воплощения натуры.

Жертвоприношение Авраама (1765 г.)

В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет — «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей). Лосенко подробно перечислил все замечательные произведения, хранящиеся в храмах и монастырях Парижа, во дворцах и частных особняках, в Академии, библиотеках и пригородных дворцах. В заметках невольно проскальзывает собственное отношение художника к работам мастеров, хотя Лосенко старается быть беспристрастным в своей экскурсии по собраниям картин и статуй. Но в одних случаях он лишь называет имя автора, в других повторяет однообразные эпитеты, а в третьих — находит яркие профессиональные характеристики достоинств произведений. И если попытаться распределить живописцев по этой шкале, то окажется, что Лосенко невысоко оценил, например, работы своего учителя Вьена. Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена. Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника.

1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим. Но перед отъездом из Парижа он почтительно просит у петербургской Академии разрешения продлить срок пребывания в Италии. Отечественная Академия откликнулась на просьбу своего пенсионера и разрешила ему пробыть в Италии три года. Окруженный еще во Франции атмосферой рождающегося классицизма, Лосенко по приезде в Рим обратился к изучению античного искусства и наследия мастеров, канонизировавших традиции Ренессанса. Творческое осмысление античности и активное восприятие новых эстетических идей, обусловили становление классицистических тенденций в произведениях Лосенко римского периода. Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. Именно в римский период творчества возникают лучшие произведения Лосенко — основоположника русского классицизма.

В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. Давний знакомый Лосенко И.И.Шувалов к тому времени надолго обосновался в Риме. Деловые и в дружеские контакты сохранялись между ними вплоть до отъезда Лосенко в Россию. Шувалову вручал он свои работы для пересылки в петербургскую Академию, и Шувалов же снабдил художника суммой, необходимой для возвращения в отечество, когда Академия медлила с высылкой денег. Впрочем, за все это внимание Лосенко щедро отплатил Шувалову, предложив ему некую идею, принесшую ему признание потомков и современных ему любителей художеств. Шувалов, находясь в Риме, задумал снабдить петербургскую Академию художеств слепками с прославленных античных статуй. Для этого он испросил у папы Пия VI позволения снять формы с лучших статуй Рима, Флоренции и Неаполя. Ему удалось от имени российского двора добиться того, в чем прежде было отказано одному из европейских монархов. Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию. Действительно, античные слепки и по сей день не только служат пособием для занятий рисунком. Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову. Кому, как не Лосенко, было знать о самонужнейших пособиях для совершенствования мастерства художников. Ведь первые полтора года пребывания в Риме художник преимущественно занимался рисованием с античных статуй, а следующий год (до весны 1768 г.) рисовал с прославленных картин для совершенствования мастерства композиции, изучения выражения страстей, экспрессии лиц и фигур, разнообразия поз и красоты драпировок. Лосенко вносит в трактовку античных статуй свое превосходное знание живой натуры, отчего антики в его рисунках обретают удивительную жизненность. Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности. Рисуя с картин болонских мастеров, Лосенко не только постигал профессиональное мастерство этих художников, но стремился понять их принципы претворения натуры в художественные образы. Учебные работы Лосенко выполнены сангиной. Графический язык художника, сохраняя былую мягкость, свободу и уверенность, обретает в них особую широту диапазона и виртуозность. К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией. Рисунков с этого античного памятника было несколько. Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э.-М.Фальконе.

В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. Лосенко и его товарищ, архитектор И.Е.Старов, вошли в тесный кружок интернациональной молодежи художников из германских государств, Дании и Англии. Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города». Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие». Несколько молодых людей, собравшись среди римских развалин, слушают чтение путеводителя, рассматривая окружающие их древности. В рисунке воплощены классицистические устремления художника: спокойные ритмы композиции, ее уравновешенность, четкие контуры и плавные линии, а главное — покой и величавая простота сюжета.

Путешественники в Риме (Путешествующие) (1767 г.)

Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий. И в марте 1768 г. сообщил Академии, что начал писать маслом академические фигуры в рост человека. Работам этим предшествовала такая серьезная и глубокая натурная школа, что можно было ожидать совершенных произведений. Так и случилось: два холста с изображениями натурщика - отнюдь не учебные работы. И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником. Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них? Упавший навзничь человек, с искаженным мукой лицом, прижавший к голове своей руку, разве не Авель, безвинно убитый братом? А другой, отшатнувшийся в ужасе и растерянности, отстраняя от себя призрак возмездия — не Каин ли, братоубийца? Яркая экспрессия голов и пластическая выразительность фигур - могучего бронзового тела, едва прикрытого зеленым плащом, и другого, не менее прекрасного, но уже побледневшего, распростертого на красной ткани, символизирующей пролитую кровь - превратили безвестных натурщиков в сыновей Адама.

Авель (1768 г.)

Каин (1768 г.)

Работы поразили соотечественников невиданным мастерством. Академические полотна Лосенко с их безупречным рисунком, анатомической точностью и одухотворенностью воплощения человека, воспринятого сквозь призму знания античности и чувственного восприятия природы, надолго остались в русском искусстве непревзойденным образцом. Лосенко принадлежит и начало создания национального фонда образцовых копий с прославленных шедевров эпохи Возрождения. Скопированное им «Правосудие» Рафаэля принесло ему большую славу.

Отослав через И.И.Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида», испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны. За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен. В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла. Поэтическая композиция Лосенко воплотилась в лирических образах и воспела любовь и нежность. Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею). Но и теперь громовержец полон небывалой нежности и жест его говорит, что готов он бросить к ногам Фетиды все царства земные. А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. И касания ее рук легки и трепетны. Лирический дуэт пленяет мелодией линий, их гибкостью, точностью и певучестью. Гармония бледно-розовых с оливково-желтым одежд Фетиды и пламенного плаща Зевса усиливает звучание темы. Зеленоватая мгла фона проясняется золотистым сиянием, разлитым вокруг головы властителя Олимпа, и розоватым отсветом молний, зажатых когтями орла. Творение Лосенко, резюмировавшее его пенсионерские искания, возвестило о рождении русского классицизма, одного из ответвлений передового направления европейского искусства XVIII века.

Зевс и Фетида (1769 г.)

Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля. В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. Четырехмесячный вояж из Италии в Россию совершался по маршруту: Рим — Неаполь — Флоренция — Болонья — Венеция, ибо Лосенко считал, что Рим и прославленные римские мастера Высокого Возрождения могли научить лишь рисунку, композиции и экспрессии. Естественности же и гармонии колорита, а также мастерству светотени следовало учиться у венецианцев. Уроки венецианцев особенно скажутся в картине, написанной в Петербурге и завершившей собою творческий путь художника.

Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера в высшей степени благосклонно. Главной причиной доброжелательства явились картины художника «Каин», «Авель» и «Правосудие» (с Рафаэля), выставленные уже в залах и заслужившие восхищение знатоков и широкой публики. Это был тот самый пенсионерский багаж, который художник привез в Петербург в 1769 г. Вскоре по приезде Лосенко признан «назначенным» в академики. Но для получения этого звания по уставу требовалось написать картину по заданной академическим советом программе. Академия предложила тему, заимствованную из «Древней Российской истории» Ломоносова. В ней рассказывалось, как князь Владимир, утвердясь на новгородском престоле, послал гонцов к полоцкому князю Рогвольду с тем, чтобы тот отдал ему в супружество дочь свою Рогнеду. Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира. Раздраженный гордым ответом Владимир захватил Полоцк, убил Рогвольда и двух его сыновей и насилием принудил Рогнеду к замужеству. Лосенко не удовольствовался столь развернутой программой, но обратился к Несторовой летописи для выяснения подробностей сюжета и его дальнейшего развития. Сохранились выписки из летописи, сделанные рукой Лосенко, равно как и разъяснение сюжета, составленное самим художником. Лосенко трактует программу, как изображение первого свидания Владимира с Рогнедою, первой встречи победителя с пленницей. Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета. С участием и мольбою о прощении склоняется молодой князь перед смертельно-бледной, охваченной безысходным отчаянием Рогнедой. Напряженность момента подчеркнута равнодушием воинов, пришедших вместе с князем в терем Рогнеды, и скорбью прислужниц княжны. Пафос любви и страдания воплощает и цветовое решение картины, контраст красного и золотистого, оливкового и коричневого тонов. Сгущенность эмоций, неразрешимость нравственного конфликта выражены теснотой замкнутого пространства, отведенного персонажам картины, их подчеркнуто компактной группировкой и тяжкой массой двух пилястров, нависающих над Владимиром.

Владимир перед Рогнедой (1770 г.)

В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко. И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного. Архаичность художественной формы — известная уступка господствовавшим тогда в России вкусам. Эта картина стала началом русской школы исторической живописи. И пусть условны древнерусские костюмы и убранство терема: в театральности Лосенко упрекали даже современники. Действительно, художник воспользовался театральными костюмами, заимствованными из постановок придворного театра. Моделью для Владимира служил прославленный актер И.А.Дмитриевский, его портретные черты сообщены облику князя. Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. И все-таки костюм Рогнеды и особенно прислужницы на первом плане выдержаны в русских мотивах, равно как одежда бородатого воина и крестьянина в треухе, изображенных в глубине справа.

Сохранившиеся этюды женских голов к картине перекликаются с его собственными рисунками с картин болонских мастеров. Это определяет их идеальную отвлеченность. Иначе трактованы образы воина и крестьянина. Для их голов Лосенко сделал несколько натурных этюдов, используя в качестве модели простых крестьян. Среди листов, рисованных карандашом на тонированной серой бумаге в 1769-1770 гг., этюды голов воинов и крестьян смотрятся как подлинные шедевры европейского класса. В них синтезировались высшие достижения Лосенко-рисовальшика: тонкий и легкий штрих, выразительность контура, мягкая моделировка чуть растертыми штрихами и глубокая одухотворенность образа. Необычайно показательно, что тип воина в шлеме и крестьянина в меховой шапке проникновеннее и тоньше, даже лиричнее в рисунках, нежели в картине. В рисунках сложный и многогранный портрет, постижение национального своеобразия и душевных качеств модели, тонко переданные благородство и возвышенность чувств, еще не увиденные современниками художника. В картине же характеристика крестьянина и воина несколько обеднена, ограничена холодным и равнодушным вниманием к происходящему.

Голова крестьянина (1770 г.)

За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров в профессоры. И тридцатитрехлетний художник в расцвете дарования и сил, человек в высшей степени благородный, добросовестный и щепетильно честный, Лосенко отказался от собственных творческих планов, отложил назревшие замыслы и отдал себя без остатка образованию юношества. Эстафету мастерства, полученного от старых мастеров и почерпнутого из образцов античного искусства, он спешил передать своим ученикам. Работая с ними в гипсовом классе, он ведет их по своему пути. Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека». Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений. Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов. Даже слабейшие из академиков, воспринявших традиции Лосенко в конце XVIII века, блещут превосходным рисунком. Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники. Но возложенные на него педагогические и административные обязанности почти полностью отвлекли его от творчества и ускорили его кончину.

К 1771 г. административные и художественные дела Академии зашли в тупик — сказалась вопиющая нерадивость президента, И.И.Бецкого‚ оставившего академическое хозяйство без контроля. На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков. С обычной своей добросовестностью Лосенков углубился в рассмотрение запущенных академических дел и составил подробный перечень недостатков, упущений и отступлений от устава. Между прочим, он поднял вопрос об упорядочении академической коллекции живописи, реставрации произведений и составлении каталога музея. Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему). А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить. В это тяжкое для Лосенко время у него нашелся защитник, сделавший все возможное, чтобы помочь замечательному мастеру освободиться от непосильных трудов и вернуться к творчеству. И не его вина, что помощь опоздала. Это был Э.М.Фальконе. Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II. Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины. Дело ограничилось разговорами.

Жестокой борьбы, нескончаемых забот, обрушившихся на него интриг, клеветы и унижений художник не вынес. Но все-таки в последний год жизни он нашел в себе силы вернуться к творчеству, и в 1773 г. возникло величественнейшее из его созданий, навеянное «Илиадой» Гомера‚ - «Прощание Гектора с Андромахой». Главная идея избранного сюжета более всего отвечала умонастроению художника. Картина, воспевавшая служение отечеству и готовность к самопожертвованию во славу отчизны, должна была поддержать слабеющий дух ее создателя, влить в него новые силы для продолжения жизненной схватки и преодоления невзгод. Троянский царевич Гектор прощается с женой и с сыном, предчувствуя свою гибель на поле брани, под стенами родного города, но не склоняясь перед роком. В ответ на мольбы Андромахи остаться в Трое, не покидать ее маленького сына Гектор отвечает ей о завоевании доброй славы в храброй битве для своего отца и себя самого. Затем Гектор приблизился к сыну, но младенец Скамандрий, испугавшись боевого облачения отца, отпрянул от него. Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан». Этот момент Лосенко сделал сюжетом своей последней картины, написанной по заказу императрицы. Сам сюжет (возможно, избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма, идеями общественного долга.

Прощание Гектора с Андромахой (1773 г.)

«Прощание Гектора с Андромахой» — первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным. Развернутая в виде фриза лосенковская композиция строга, математически выверена и уравновешена. Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом. Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину. Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами. С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. Плачет прислужница. Живо ощущают торжественность момента соратники героя. Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой. Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем.

Сохранившиеся этюды и эскизы раскрывают направленность авторских поисков во время работы над картиной. Судя по карандашным эскизам, композиционная схема почти не претерпела изменений, а определилась сразу. Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам). Чернобородый воин в этюде опять-таки мягче и одухотвореннее, нежели в картине, равно как и плачущая кормилица. Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи. В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора. В нем выразились ранние поиски образа героя. Эмоциональное содержание здесь уже намечено, хотя определяющие черты образа Гектора — героизм и патетика — отсутствуют. Сопоставление картины с эскизом, исполненным маслом дает возможность убедиться в изменении образа Андромахи. В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны. В картине же она кажется сошедшей с античного рельефа, у нее прекрасное лицо Афродиты Милосской‚ а складки одежд падают строго и торжественно. Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы. Гамма красок строже и лаконичнее. Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов.

«Прощание Гектора с Андромахой», стоявшее в мастерской художника на мольберте до последних дней его жизни (и в каких-то частностях оставшееся незавершенным), написано с огромным воодушевлением, с подлинным живописным размахом. Героический пафос произведения Лосенко‚ восславившего самопожертвование во имя свободы родины, предопределил дальнейшее развитие гражданственных идей в творчестве классицистов.

Портрет актера Якова Шумского (1780 г.)

Лосенко умер 23 ноября 1773 г. от «водяной болезни». Хоронили его на Смоленском кладбище, при Благовещенской церкви. Заслуги Антона Павловича Лосенко в основании русской школы исторической живописи бесспорны. Новаторство его в становлении основ искусства классицизма в России очевидно. Он первый достиг европейского признания, прославив русское искусство. Он заложил основы педагогического мастерства, оставив когорту учеников и последователей.

– изображение событий прошлого. Но это не всегда реалистическое изображение. Порой событие преднамеренно героизируется или прославляется.

Сюжеты исторической живописи весьма разнообразны: от действительно реальных событий до мифологических.

Анто́н Па́влович Лосе́нко (1737-1773)

Портрет мужчины. Неизвестный художник. Этот портрет считается автопортретом Антона Лосенко
Антон Павлович Лосенко – русский живописец украинского происхождения. Работал в стиле классицизма .
Родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) в 1737 г. Рано осиротел. Он выжил, благодаря голосу и прекрасному слуху: его отправили в Петербург, где в 1744-1753 гг. он учился певческому искусству, служил в придворной капелле. Но в 16 лет его голос стал ломаться, а затем пропал совсем. И здесь проявились его художественные способности. Он был определен в живописную мастерскую И.П. Аргунова . С 1758 г. занимался в Академии художеств. От Академии А. Лосенко для продолжения учёбы направили в Париж (1760-1765), где он посещал мастерские Ж. Рету и Ж.-М. Вьена, затем изучал искусство в Риме (1766-1769). Здесь он копирует Рафаэля , пишет натурщиков, изучает искусство итальянского Возрождения . Здесь он пишет свои лучшие в пластическом отношении картины «Каин» и «Авель».

А. Лосенко «Авель» (1768)
Убийство Авеля Каином – библейский сюжет, упоминаемый в 4 главе Бытия: первый сын Адама и Евы (Каин) убил своего родного брата Авеля из-за того, что жертва, принесенная Авелем, оказалась угодной Богу, в отличие от жертвы Каина.
В этот период художник написал картины «Чудесный улов рыбы» (1762) и «Зевс и Фетида» (1769), которые созданы на стыке барокко и классицизма.

А. Лосенко «Чудесный улов» (1762). Государственный Русский музей (Петербург)
Картина написана на библейский сюжет: «Во время оно, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть ».
В 1770 г., уже вернувшись в Петербург, художник создал полотно «Владимир и Рогнеда», получив за него звание академика исторической живописи.

А. Лосенко «Владимир перед Рогнедой» (1770)
Рогне́да – полоцкая княжна, дочь князя полоцкого Рогволода. События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, но получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы. Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом выборе её отца Рогволода в пользу Киева, что вело к войне с Новгородом.
Оскорблённый отказом, Владимир с войском пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 г. город был взят. В отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и по совету своего дяди и наставника Добрыни надругался над Рогнедой на глазах её родителей, а затем убил их. Рогнеду он принудительно взял в жёны (этот момент изображён на картине). В это же время, по преданию, она получила имя Горислава.
Картина Лосенко достаточно психологична: в центре её изображено противостояние двух героев картины. Рогнеда в кресле одной рукой пытается оттолкнуть Владимира, а другой держится за случайную ткань. Владимир в данный момент насильник и язычник, но в его лице совсем другие чувства, даже нечто вроде ужаса и сострадания. Одной рукой он держит её отталкивающую руку, а вторую руку прижимает к груди, пытаясь уверить девушку в искренности своих чувств. Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица со смиренным и скорбным лицом. За Владимиром – его дружина, у каждого из них эта сцена вызывает различные чувства.
За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, а вскоре и профессора.
С 1772 г. А. Лосенко становится директором Академии художеств. В 1773 г. он начал работу над картиной «Прощание Гектора с Андромахой».

А. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Сюжет этой картины взят из «Илиады» Гомера. Написана она в духе классицизма на тему гражданского долга. Но картина не окончена – смерть помешала художнику довести работу до конца.
А.П. Лосенко скончался в 1773 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Портретная галерея А. Лосенко

Кисти художника принадлежит ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет актера Ф.Г. Волкова.

А. Лосенко. Портрет актёра Ф. Волкова (1763). Государственный Русский музей (Петербург). Второй вариант картины находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве
Фёдор Григо́рьевич Во́лков (1729-1763) – русский актёр и театральный деятель. Создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра.
Основная отличительная черта портретов Лосенко – интерес к конкретному живому человеку, к его духовному миру. Мы видим на портрете молодого человека, полного радостных надежд, открытого людям и готового делиться со всеми щедростью своей души.
А. Лосенко создал ряд портретов деятелей русской культуры: И.И. Шувалова, А.П. Сумарокова, Я. Шуйского и др.

А. Лосенко. Портрет президента Академии художеств И.И. Шувалова

А. Лосенко. Портрет Павла I в детстве
А. Лосенко прожил недолгую жизнь (всего 35 лет), но уже при жизни был оценён как один из лучших европейских художников. Составил «Изъяснение краткой пропорции человека», по которому учились многие поколения русских художников.



Рассказать друзьям